Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЙ АУДИТ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ'

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудит организаций / законодательство / индивидуальный аудитор / налоговая ответственность / налоговые риски / физическое лицо / юридическое лицо / аudit of organizations / legislation / individual auditor / tax liability / tax risks / natural person / legal entity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Олейник, Ю.Н. Шоль

Приводятся данные по методике проведения аудита. Рассматривается цель налогового аудита – документальная и независимая проверка состояния бухгалтерского учета производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования и его финансовой отчетности за определенный период. В статье анализируется прирост налоговой нагрузки за счет налоговых начислений. Процентное соотношение говорит о высоком уровне теневой экономики в 2010 г. Далее ситуация нормализуется, так как налоговый аудит посредством своей деятельности помогает снизить процент теневой экономики и выявить налоговые риски. Далее мы рассматриваем виды налоговых рисков и оцениваем при помощи анализа налоговые риски на примере деятельности организации. После чего анализируем штрафные санкции в бухгалтерской отчетности, делая вывод о том, что штрафы за отсутствие аудиторских заключений увеличиваются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX AUDIT AS A MEANS OF REDUCING TAX RISKS

The data on the audit methodology is provided. The purpose of the tax audit is considered-a documentary and independent audit of the accounting status of the production, financial and commercial activities of the business entity and its financial statements for a certain period. The article analyzes the increase in the tax burden due to tax accruals. The percentage ratio indicates a high level of the shadow economy in 2010. Further, the situation is normalized, as the tax audit through its activities helps to reduce the percentage of the shadow economy and identify tax risks. Next, we consider the types of tax risks and assess the tax risks using the analysis of the example of the organization's activities. After that, we analyze the penalties in the accounting statements, concluding that the penalties for the lack of audit opinions are increasing.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЙ АУДИТ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11319

М.А. Олейник - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет,

M.A. Oleynik - Senior Lecturer of the Audit Department, Kuban State Agrarian University, linkl 969@mail.ru;

Ю.Н. Шоль - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет, un_shol@mail.ru,

Yu.N. Shol - Senior Lecturer of the Audit Department, Kuban State Agrarian University, un_shol@mail.ru.

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ TAX AUDIT AS A MEANS OF REDUCING TAX RISKS

Аннотация. Приводятся данные по методике проведения аудита. Рассматривается цель налогового аудита - документальная и независимая проверка состояния бухгалтерского учета производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования и его финансовой отчетности за определенный период. В статье анализируется прирост налоговой нагрузки за счет налоговых начислений. Процентное соотношение говорит о высоком уровне теневой экономики в 2010 г. Далее ситуация нормализуется, так как налоговый аудит посредством своей деятельности помогает снизить процент теневой экономики и выявить налоговые риски. Далее мы рассматриваем виды налоговых рисков и оцениваем при помощи анализа налоговые риски на примере деятельности организации. После чего анализируем штрафные санкции в бухгалтерской отчетности, делая вывод о том, что штрафы за отсутствие аудиторских заключений увеличиваются.

Abstract. The data on the audit methodology is provided. The purpose of the tax audit is considered-a documentary and independent audit of the accounting status of the production, financial and commercial activities of the business entity and its financial statements for a certain period. The article analyzes the increase in the tax burden due to tax accruals. The percentage ratio indicates a high level of the shadow economy in 2010. Further, the situation is normalized, as the tax audit through its activities helps to reduce the percentage of the shadow economy and identify tax risks. Next, we consider the types of tax risks and assess the tax risks using the analysis of the example of the organization's activities. After that, we analyze the penalties in the accounting statements, concluding that the penalties for the lack of audit opinions are increasing.

Ключевые слова: аудит организаций, законодательство, индивидуальный аудитор, налоговая ответственность, налоговые риски, физическое лицо, юридическое лицо.

Keywords: аМй of organizations, legislation, individual auditor, tax liability, tax risks, natural person, legal entity.

В данной статье мы рассматриваем налоговый аудит, как средство, с помощью которого можно снизить налоговые риски. Для этого нам необходимо разобраться с понятиями налогового аудита и налоговых рисков, угрожающих экономическим субъектам, рассмотреть влияние налогового аудита на сельскохозяйственную деятельность предприятий АПК. Также разобраться в динамике роста или снижения налоговых нагрузок, произвести описание методики проведения аудита для решения возникших проблем при проверке и, следовательно, сформировать пути решения указанных проблем.

Исследования проведены в 2021 г. на территории Краснодарского Края. Основным методом сбора материала был поиск и анализ отчетности по налоговому аудиту.

Для начала мы рассмотрим понятие налогового аудита и налоговых рисков, чтобы в дальнейшем понимать какую взаимосвязь они имеют друг с другом и как при помощи давления одного компонента на другой мы можем снизить налоговые риски, при ведении какой-либо деятельности. Налоговый аудит является выполнением аудиторского задания, при выполнении которого проверяются бухгалтерские и налоговые отчеты организаций и на основе результатов проверки выражают мнение о достоверности и соответствии нормам, установленных законодательством, при помощи действий аудиторской организации [1]. Также налоговый аудит должен предоставлять достоверную информацию об отражении в учете начисления и уплаты налогов экономическими субъектами. В настоящее время налоговый аудит является самым популярным элементом из различного множества направлений аудита. Приведенное выше определение наиболее четко помогает отразить сущность налогового аудита, так как в основном изучается налоговая отчетность. Кроме того, заключение налогового аудитора значительно отличается от аудиторского заключения.

Давно известно, что каждая организация или индивидуальный предприниматель должны уплачивать налоги и сборы, установление размера которых предусмотрено законом, но так как в нормативно-законодательной базе имеется достаточно большое количество нюансов, то непрофессионалу будет сложно правильно определиться и сделать правильный выбор, гарантирующий эффективность учета. Достаточно часто при исчислении налогов налогоплательщики допускают ряд неточностей и ошибок, чтобы их было как можно меньше, следует знать основные методики проведения налогового аудита для решения возникших проблем при проверке. Одну из них мы можем наблюдать на рисунке 1. При помощи данной методики, которая

представляет собой комплексную, взаимосвязанную последовательность выполнения аналитических процедур обработки информационной базы [4], можно выделить для себя главные этапы проведения аудита, от которых зависит результат проверки. В связи с этим, можно признать экономически целесообразным разработку комплексной модели проведения планирования аудита.

Рисунок 1 - Методика проведения налогового аудита

Если вернуться к вышесказанному и остановить своё внимание на совершении многочисленных ошибок в ведении и оформлении деятельности организации, то можно сделать вывод, что руководитель предприятия может узнать об ошибках только из акта налогового органа по результатам налоговой проверки или из решения о привлечении к ответственности. Налоговый аудит сможет помочь избежать налоговых рисков в виде штрафов и пени. Также немаловажной частью является необходимость рассмотреть какую роль играет налоговый аудит на предприятиях АПК. Сельское хозяйство имеет свою специфику, отличающуюся от других экономических секторов страны. Следует отметить, что существование налогового аудита в АПК рассчитано для промышленного производства, следовательно к сельхозпроизводителям он применяется с некоторыми ограничениями. Аудиторская проверка осуществляется поиске более рационального пути достижения результатов. При этом необходимо разбирать план аудиторской проверки, проводить систематический анализ всех показателей и, конечно же, контролировать своевременное осуществление плана программы проведения налогового аудита. Необходимо также правильно выбирать стратегию для проведения аудита, от этого решения зависит результат проверки. Рациональнее всего выбирать отраслевой подход. В результате обобщения проверки аудитор сможет сформулировать заключение относительно достоверности информации, которая закреплена в финансовой отчетности предприятия. Таким образом, можно придти к выводу, что правильность выбранной стратегии проведения аудита повышает качество аудиторских проверок для обоснования принятых управленческих решений в сельскохозяйственной организации. Немаловажной частью проведения налогового аудита является и контроль динамики роста налоговой нагрузки. Ниже мы сможем рассмотреть рисунок 2, в котором отражен ее прирост и сможем сделать следующие выводы:

0,8% 0.7%

10.4% 0,4% плв/ л 4о/

| | | 0|.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 ■ Прирост налоговой нагрузки за счет налоговых доначислений, %

Рисунок 2 - Прирост налоговой нагрузки за счет налоговых доначислений

2010 г. процент налоговой нагрузки, согласно данным на рисунке, составлял 0,7 % - это говорит о высоком уровне теневой экономики. В деньгах это составляет 8 трлн. руб. Далее, в период с 20112017 г. динамика остается относительно стабильной и не вызывает дополнительных вопросов, а в 2018 г. она падает на 0,1 % и составляет в конечном счете 0,2 %. По сравнению с 2010 г. она значительно падает, так как свою роль отлично выполняет налоговый аудит в совокупности с системным комплексным аудитом. Они позволяют не только выявить налоговые риски, но и обнаружить резервы.

Теперь перейдем к следующему определению, которое необходимо знать и понимать - налоговые риски. Налоговые риски - вероятность наступления неблагоприятного события, в результате которого организация, принявшая то или иное решение в сфере налогообложения, может потерять или не получить ресурсы, утратить предполагаемую выгоду или понести дополнительные финансовые, либо имиджевые убытки. То есть налоговые риски угрожают организации потерей репутации на рынке, санкциями и штрафами, а в противном случае и уголовной ответственностью.

Рассмотрим виды налоговых рисков, изображенных на рисунке 3.

Вид риска

Риск усиления налогового бремен и(свойственны экономическим проектам, рассчитанные на длительные периоды.К ним можно отнести разработку новых налогов, рост размеров налоговыхставок) Риски налогового контроля(заключаются в потерях,связанных с взникновением неблагоприятных санкций за совершение налоговых правонарушений) Чистый налоговый риск(напрямую взаимосвязан с возможностью начисления контролирующими органами штрафных санкций)

Рисунок 3 - Виды налоговых рисков

Виды налоговых рисков абсолютно разнообразны и могут повлиять на деятельность абсолютно всех организаций. Рассмотрим на примере нескольких компаний, представленных на рис.4, как руководство компании применяет адекватные предпосылки для оценки налоговых рисков, а аудитор в условиях существенной неопределенности выполняет все необходимые требования и процедуры.

На раскрытие информации о налоговых рисках в отчетности и, тем более, их отнесение к ключевым аспектам аудита, подлежащим раскрытию в аудиторском заключении, компании реагирую очень неоднозначно. Исходя из информации, находящейся в открытом доступе отчетности, наличие налоговых споров никак не затрагивает финансовые результат компаний. Следовательно, в список основных вопросов аудита крайне редко входит наличие существенной неопределенности в части расчета налогов, не смотря на то, что количество налоговых претензий совпадает с уровнем существенности.

ПАО «Владимирская энергосбытовая компания» и ПАО «Северсталь» в ходе судебного процесса лишились возможности использовать соглашения об избежание двойного налогообложении, поэтому была исключена возможность применения пониженных налоговых ставок. Основанием к этому послужило международное соглашение по причине осуществления операций через различные транзитные компании. В отчетности, которую мы можем наблюдать в свободном доступе, видно, что у ПАО «Владимирская энергосбытовая компания» и ПАО «Северсталь» информация о сути судебных претензий, величине сумм налогов и штрафных санкций на дату выдачи аудиторского заключения была подробно раскрыта.

0,4% 0,2% 0,0%

Название компании Деятельность Сумма налоговых Статус дела на дату выдачи аудиторского Порядок раскрытия Дата аудиторского Уровень существенности (1 % от выручки, если не указано в заключении) Включено ли в ключевые вопросы аудита?

претензий заключения в отчетности заключения

ПАО «Владимирская энергосбытовая компания» Энергетическая компания 282 млн руб. 17.01.2017 был отказ в кассационной инстанции, апелляционная инстанция назначена Условное обязательство 180млн руб. 19.04.2017 119 млн руб. Нет

на 15.05.2017

ПАО «Северсталь» Сталелитейная и горнодобывающая 46 млн долл. США Апелляционная инь станция назначена на 17.02.2017 Условное обязательство 400 млн долл. США 01.02.2017 60 млн руб. Нет

компания

21.02.2017 исковое за-

явление принято к про-

ПАО «Уралкалий» Производитель калия 980 млн руб. изводству 18.10.2017 получено отрицательное решение апелляционной инстанции Раскрытие отсутствует 13.03.2017 517 млн руб. Нет

ПАО «РусГидро» Энергетическая компания Отсутствует Отсутствует Раскрытие отсутствует 23.03.2017 3600 млн руб. Да

16.02.2017 отказа но

ПАО «МОЭСК» Энергетическая компания 250 млн руб. в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Верховном суде РФ Раскрытие отсутствует 15.03.2017 1434 млн руб. Нет

Рисунок 4 - Анализ оценки налоговых рисков при помощи деятельности компаний

В июле 2017 года попытка оспорить доначисления налогов на 980 млн. руб. для ПАО «Уралкалий» увенчалась успехом. На практике это выглядело, как одно из самых первых успешных и положительных решений для применения трансфертного ценообразования. При помощи метода сопоставимых рыночных цен налоговый орган противопоставлял свою информацию налогоплательщику, который руководствовался метом сопоставимой рентабельности, как наиболее уместным в данной ситуации. Решение первой инстанции было отменено аппеляционным судом 18 октября 2017 года. Мнение налогового органа о том, что нужно было применять метод сопоставимых рыночных цен при исчислении налога на прибыль, поддержала судебная коллегия, а также полностью согласилась с ним, так как данная информация о сопоставимости рыночных цен была доступна в открытом доступе информационно-ценового агентства Argus Media.

Проанализировав таблицу исходя из действий по снижению налоговых рисков можно сделать вывод, что для того, чтобы снизить налоговые риски нам необходимо произвести общий анализ элементов системы налогообложения, определить основные факторы, которые влияют на налоговые показатели, проверить правильность методики исчисления налоговых платежей, провести правовую и налоговую экспертизу, проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов, осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта [4].

Также отметим информацию о том, что штрафы за нарушение порядка предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения в 2021 году значительно возросли.

Таблица 1 - Штрафные санкции в бухгалтерской отчетности 2021 г.

Вид нарушения Штрафные санкции в Росстат Штрафные санкции в ИФНС

Не сдали бухгалтерскую отчетность или сдали в неполном объеме На должностных лиц 300-500 (с.19.7 КоАП) + 5-10 тыс. руб. (п. 1 ст. 15.11 КоАП) На юридических лиц - 3-5 тыс. руб. (ст.19.7 КоАП) При повторном нарушении На должностных лиц 10-20 тыс. или дисквалификация на 1-2 года (п.2 ст. 15.11 КоАП) На должностных лиц 50-70 тыс. руб.; На юридических лиц 100-200 тыс. руб.

Не сдали подлежащую аудиту отчетность и АЗ или сдали в неполном объеме На должностных лиц 80-100 тыс. руб.; На юридических лиц 300-500 тыс. руб.

Не сдали бухгалтерскую отчетность до 31 декабря следующего за отчетным годом На должностных лиц 80-100 тыс. руб.; На юридических лиц 200-300 тыс. руб.

Не сдали подлежащую аудиту отчетность и АЗ до 31 декабря следующего за отчетным годом На должностных лиц 100-200 тыс. руб.; На юридических лиц 500-700 тыс. руб.

Проанализировав таблицу отметим, что наибольшие расходы в размере 100-200 тыс. на должностных лиц и 500-700 тыс. на юридических лиц легли на те экономические субъекты, которые не предоставили подлежащую аудиту отчетность и аудиторское заключение до 31 декабря следующего за отчетным периодом. Наименьшую сумму штрафов получили те субъекты, которые не сдали бухгалтерскую отчетность или

сдали в неполном объеме. Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод о том, что штрафы за отсутствие аудиторского заключения значительно увеличились, поэтому экономическим субъектам стоит своевременно проводить аудит.

Несомненно, оценка налоговых рисков должна присутствовать на каждом этапе налогового аудита. Так как ее отсутствие может привести к принятию неверных управленческих решений, при реализации которых финансовые потери, например, или упущенная выгода, обусловленные влиянием налогового риска, начнут превышать предполагаемый эффект от действий в области налогового планирования. Понятие налогового риска характеризуется довольно просто. Налоговый риск - финансовый риск организации, характеризующий вероятность непредвиденных финансовых потерь[3]. И чтобы его снизить в наше время имеется огромный спектр средств минимизации. Конкретно говоря о налоговом аудите, как о средстве снижения налоговых рисков, то можно выделить 3 пути совершенствования:

1. Сбор дополнительных документов, так как это будет противостоять мнению чиновников. В случае возникновения претензий относительно расходов компании, предприниматели, со своей стороны, будут иметь возможность действовать «на опережение», смогут оперативно и обоснованно воспрепятствовать позиции проверяющих, путем современного формирования полного пакета документов, подтверждающих свою расходную деятельность.

2. Налоговая «Подушка безопасности», это возможность компании, имеющей переплату по определенному налогу в предыдущем периоде использовать ее при погашении задолженности перед бюджетом в будущем периоде. Таким образом организация управляет налоговыми переплатами и защищает свою деятельность от возникновения налоговых рисков путем использования переплаченной части, при условии перекрытия или покрытия ею суммы задолженности, подлежащей уплате, что позволяет избежать возникновение долга налогоплательщика и соответственно состава правонарушения, предусматривающего штрафные санкции.

3. Постоянный мониторинг и изучение арбитражной практики по спорным вопросам налогообложения. Изучение мнений налоговых инспекторов и вступивших в законную силу судебных решений предоставляет уникальную возможность пользоваться ими для оценки финансовых рисков.

Таким образом, резюмируя все вышесказанное в данной статье, можно сделать вывод о том, что налоговый аудит является основным элементом в огромном множестве направлений аудита, у него есть своя структура и проблемы совершенствования, которые мы затрагиваем выше, также можно отметить разделение налогового аудита в основные этапы и уточнения, которые внесены в процедуру налогового аудита. Более подробно на примере рисунков и таблиц рассматриваем прирост налоговой нагрузки, методики проведения налогового аудита для решения проблем, которые могут возникнуть при проверке. Тем самым, приходим к заключению, что комплексное применение процедур системы внутреннего контроля позволяет снизить налоговые риски, а также оптимизировать нагрузку экономического субъекта. Плюсом ко всему в данной статье выступает налоговый аудит как основное средство для снижения рисков при помощи нескольких способов, которые описываются выше. С помощью снижения налоговых рисков таким путем мы сможем обеспечить оптимизацию налоговых нагрузок или грамотное налоговое планирование, но и с легкостью преодолеем непредвиденную череду финансовых потерь, которые связанны с налоговым риском, что в целом способствует повышению эффективности деятельности налогового аудита как системы.

Источники:

1. Тюпка, Д.А. Проблемы современного аудита или есть ли будущее у аудиторской деятельности в России / Д.А. Тюпка, М.А. Олейник // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экономического контроля и аудита в России Сборник статей по материалам Х Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск В.П. Попов; под общей редакцией М.Ф. Сафоновой. - 2019. - С. 41-46.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ Электронный ресурс. (в ред. от 30 апреля 2019 г.) // СПС «Консультант Плюс».

3. Олейник, М.А. Аудит расчетов с бюджетом по налогам сельскохозяйственных организаций / М.А. Олейник, Ю.Н. Шоль, Е.С. Захарова // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. - № 27 (1). - с. 291 - 298.

4. Богатая, И.Н., Удалова З.В., Особенности формирования стратегии проведения аудиторской проверки в сельскохозяйственных организациях //Вестник Адыгейского гос. университета. Серия 5: Экономика. - 2010. -Вып. №2. -С. 76-83.

5. Адаменко, А.А. Актуальные вопросы постановки бухгалтерского и налогового учета, оценка системы внутреннего контроля коммерческой организации / А.А. Адаменко, Е.А. Оксанич, М.С. Василенко // Вестник академии знаний. - 2020. - № 4 (39). - С. 20-26.

6. Башкатов, В.В. Финансовые последствия неэффективного управления налоговыми рисками: российская практика и зарубежный опыт / В.В. Башкатов, А.В. Белова, Т.С. Пирожкова, Я.Г. Тысячникова // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 2 (25). - С. 270-275.

7. Павленко, Ю.Н. Налоговый мониторинг и институт предварительного налогового разъяснения в системе налогового администрирования / А.Е. Малышко, Ю.Н. Павленко // Вестник научно-технического творчества молодежи Кубанского ГАУ. В 4-х томах. Составите: А. Я. Барчукова, Я. К. Тосунов; под редакцией А. И. Трубилина, ответственный редактор А. Г. Кощаев. - 2016. - С. 38-41.

8. Старовойтова, Е.В. Учет и аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам в сельскохозяйственной организации / Е.В. Старовойтова, Т.Е. Хорольская // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информацион-

ное обеспечение: Материалы II международной научной конференции молодых ученых и преподавателей, г. Краснодар, 18 апреля 2014 г. КубГАУ. - Краснодар, 2014. - С. 231-238.

9. Чернявская, С.А. Идентификация рисков искажения бухгалтерской отчетности, их влияние на экономическую безопасность предприятия / С.А. Чернявская, Н.В. Еремина, А.И. Серопол, К.Ю. Субботина, Т.О. Стрельникова // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-1 (87-1). С. 1029-1032. References:

1. Tyupka D. A. Problems of modem audit or is there a future for auditing in Russia / D. A. Tyupka, M. A. Oleynik / / in the collection: Problems and prospects of economic control and audit in Russia Collection of articles on the materials of the X all-Russian scientific and practical conference of young scientists. Responsible for the release of V. P. Popov; under the General editorship of M. F. Safonova. - 2019. Pp. 41-46.

2. Tax code of the Russian Federation of 08.08.2000, No.117- Electronic resource (as amended on April 30, 2019) // ATP «Consultant Plus».

3. Oleynik, M. A. Audit of calculations with the budget on taxes of agricultural organizations / M. A. Oleynik, Yu. N. Shol, E. S. Zakharova // Natural Sciences and Humanities research. 2020. - № 27 (1). - pp. 291-298.

4. Bogataya I. N., Udalova Z. V., Features of formation of strategy of carrying out audit in the agricultural organizations / / Bulletin of the Adygeya state University. Series 5: Economics. - 2010. - Vol. No. 2. Pp. 76-83.

5. Adamenko, A.A. Topical issues of setting up accounting and tax accounting, assessment of the internal control system of a commercial organization / А.А. Adamen-ko, E.A. Oksanich, M.S. Vasilenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. -2020. - No. 4 (39). - S. 20-26.

6. Bashkatov, V.V. Financial Consequences of Ineffective Tax Risk Management: Russian Practice and Foreign Experience / V.V. Bashkatov, A.V. Belova, T.S. Pirozhkova, Ya.G. Tysyachnikova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. -No. 2 (25). - S. 270-275.

7. Pavlenko, Yu.N. Tax monitoring and the institution of preliminary tax clarifications in the tax administration system / A.E. Malyshko, Yu.N. Pavlenko // Bulletin of scientific and technical creativity of youth of the Kuban State Agrarian University. In 4 volumes. Compose: A. Ya. Barchukova, Ya. K. Tosunov; under the editorship of A.I. Trubilin, executive editor A.G. Koschaev. - 2016 .- S. 38-41.

8. Starovoitova, E.V. Accounting and audit of calculations with the budget for taxes and fees in an agricultural organization / E.V. Starovoitova, T.E. Khorolskaya // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support: Materials of the II international scientific conference of young scientists and teachers, Krasnodar, April 18, 2014 KubSAU. - Krasnodar, 2014 .- S. 231-238.

9. Chernyavskaya, S.A. Identification of the risks of distortion of financial statements, their impact on the economic security of the enterprise. Chernyavskaya, N.V. Eremin, A.I. Seropol, K.Yu. Subbotina, T.O. Strelnikova // Economy and Entre-preneurship. 2017. No. 10-1 (87-1). S. 1029-1032.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11320

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

Н.В. Еремина - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, nata-eremina@mail.ru,

N. V. Eremina - senior lecturer of the department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

В.С. Гулин - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, ratchet85@mail.ru,

V.S. Gulin - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University.

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И ПЕРЕОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ FEATURES OF VALUATION AND REVALUATION OF FIXED ASSETS

Аннотация. Основные средства компании являются одним из важнейших составляющих производственно-хозяйственной деятельности коммерческой организации, эффективность использования данных объектов непосредственным образом влияет на конечный финансовый результат. Процесс принятия основных средств к учету и отражения информации о их наличии и движении в финансовой отчетности должны быть построены на должном уровне и отвечать требованиям действующего российского законодательства и международным стандартам. При этом система бухгалтерского учета основных средств должна быть эффективной, общепризнанной и понятной.

В статье рассматриваются виды оценки основных средств, описано содержание понятия первоначальной и переоцененной стоимости объектов, кратко описано, что представляет собой переоценка. Определяется значение оценки основных средств и её актуальность в современном мире. Освещены основные отличия в признании и учете основных средств в российской и международной практиках.

Abstract. Fixed assets of the company are one of the most important components of the production and economic activities of a commercial organization, the efficiency of using these facilities directly affects the final financial result. The process of accepting fixed assets for accounting and reflecting information on their presence and movement in financial statements must be built at the proper level and meet the requirements of the current Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.