аграрного-экономического общества России «Изменяющаяся Россия: аграрные преобразования начала XXI века - результаты и перспективы». - 2008. - С. 96-100.
7. Гранберг А. Проблемы и парадоксы региональной политики в РФ // Региональное развитие и сотрудничество. -2016. - № 3. - С.24-27.
8. Вардомский Л. Б, Матвеев В.А. Кластерный метод как инструмент обоснования развития проблемного региона.
- М., 2015. - 128с.
9. Газимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика. - М.: Экономика, 2014.
- 288с.
10. http://prompolitika. rsppr.ru Данилов-Данильян А.В. Рыночный подход к импортозамещающей промышленной политике государства
11. Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Исследование направлений развития региональной социально-экономической системы с позиций институциональной составляющей и территориальной локализации//Международное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2017.- №1(24). - с. 218-224.
12. Новоселова Н.Н., Маигов А.А. Системная диагностика региональных проблем и ситуаций. - Кисловодск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования и науки "Учебный центр "Магистр". - 2018.
- 119 с.
Sources:
1. Knyaginin V., Schedrovitsky P. Territorial projection of industrial policy in Russia // Modern national industrial policy of Russia. Regional aspect. - Moscow: RSPP, 2014. - P. 143-171.
2. Klochko E.N., Smolentsev V.M. Development of productive forces on the basis of new technological ways // The Bulletin of Academy of knowledge. - 2018. - No. 3 (26). - Page 156-161.
3. Klochko E.N., Shaybakov A.V. Features of transformation of productive forces in the conditions of emergence of new technological ways // Economy and business. - 2017. - No. 12-3 (89). - Page 1317-1319.
4. http://www.kremlin.ru/text/appears2/2007/02/19/118867 ahhh! shtml Steno-graphic report on the meeting of the Presidium of The state Council "on measures to support the development of industry in the Russian Federation".
5. Taranova I. V. Gas industry of Russia: state and prospects. Economics and entrepreneurship. - 2013. - № 11 (40). - S.
401-407.
6. Taranova I. V. advantages of cluster policy in increasing the competitiveness of specialization of production: methods of formation / / Proceedings of the twelfth International scientific and practical conference of the Independent scientific agrarian and economic society of Russia "Changing Russia: agrarian transformations of the early XXI century-results and prospects". - 2008. - P. 96-100.
7. Granberg Problems and paradoxes of regional policy in Russia // Regional development and cooperation. - 2016. - № 3. -
P. 24-27.
8. Vardomsky L. B., Matveyev V. a Cluster method as a tool for substantiating the development of the problem region. - M., 2015. - 128s.
9. Gazimagomedov R. Features of modern industrial policy: theory and practice. - Moscow: Economy, 2014. - 288c.
10. http://prompolitika. rsppr.ru Danilov-Danilyan A.V. Market approach to import-substituting industrial policy of the state
11. Novoselova N. N... Novoselov S. N. Research directions of development of the regional socio-economic system from the standpoint of the institutional component and territorial localization//International scientific publication modern fundamental and applied research. - 2017.- №1 (24). - p. 218-224.
12. Novoselova N. N., Maigov A. a Systematic diagnosis of regional problems and situations. - Kislovodsk: Autonomous non-profit organization of additional professional education and science "training center "Master". - 2018. - 119 p.
М.Ф. Сафонова
заведующий кафедрой аудита, д.э.н., профессор Кубанский государственный аграрный университет
M.F. Safonova
head of audit Department, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University
(safsf@yandex. ru) Т.И. Кисилевич
д.э.н., профессор, генеральный директор ООО «Интер-Аудит-Инвест»
T. I. Kiselevich
doctor of Economics, Professor, the General Director of open company "inter-Audit-invest»
(audit@iai-audit.ru) Е.С. Кубеш
магистрант кафедры аудита Кубанский государственный аграрный университет
E. S. Cubes
graduate student of the Department of audit Kuban state agrarian University
(kubesh. katerina@mail. ru)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО АУДИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ
Аннотация. С целью повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов санаторно-курортной сферы следует обратить пристальное внимание на порядок формирования налоговой политики функционирующих организаций, что позволит оптимизировать налоговые затраты и снизить налоговые риски. Руководствуясь существующим законодательством санаторно-курортные организации, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не являются плательщиками земельного налога. При этом являясь бюджетными учреждениями, данные организации освобождаются от уплаты налога на
имущество. Учитывая высокую социальную значимость организаций данной отрасли народного хозяйства, развитие методики налогового аудита будет способствовать росту их финансового благосостояния. В этом случае налоговый аудит подразумевает не только проверку расчетов с бюджетом по налогам и сборам, но и оптимизацию налоговых платежей, выявление ошибок и нарушений, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, разработку рекомендаций по их исправлению, и как следствие минимизацию налоговых рисков.
Annotation. In order to improve the efficiency of financial and economic activities of economic entities of the health resort sector should pay close attention to the order of formation of the tax policy of functioning organizations that will optimize tax costs and reduce tax risks. Ruko-foodstues existing legislation sanatorium organization business that were taking place in state and municipal ownership are not PLA-Telsiai land tax. Thus being budgetary institutions, these organizations are exempted from property tax. Given the high social importance of organizations in this sector of the economy, the development of tax audit techniques will contribute to the growth of their financial well-being. In this case, the tax audit involves not only the verification of calculations with the budget on taxes and fees, but also the optimization of tax payments, the identification of errors and violations, both in accounting and tax accounting, the development of recommendations for their correction, and as a consequence, the minimization of tax risks.
Ключевые слова: налоговый аудит, санаторно-курортные организации, международные стандарты аудита, аналитические процедуры
Keywords: tax audit, health resort organizations, international standards of audit, analytical procedures
В существующих реалиях перед организациями санаторно-курортной сферы стоит ряд задач, одна из которых заключается в эффективном и рациональном использовании финансовых ресурсов.
Главная цель развития экономических субъектов санаторно-курортной сферы заключается в увеличении прибыли и удовлетворении потребностей отдыхающих в санаторно-курортных услугах. Достижение поставленной цели возможно только при условии разработки комплекса финансовых, экономических и организационных мер по преодолению неблагоприятных тенденций, вызванных мировым экономическим кризисом. Одним из путей повышения эффективности деятельности экономических субъектов санаторно-курортной сферы является налоговый аудит, который позволит решить данную проблему, сократив налоговые затраты и снизив налоговые риски. Совершенствование методологических подходов при организации налогового аудита, разработка общей стратегии и процедур аудита оптимизирует процесс проверки.
«Методика» - это путь исследования в переводе с греческого языка. В каждой отрасли этот путь свой, поэтому можно сказать, что методика налогового аудита - это система принципов и приемов применяемых в процессе проведения налогового аудита [5].
Выделим четыре подхода к формированию методики налогового аудита:
- бухгалтерский (традиционный);
- юридический (формальный, нормативный);
- специальный (с учетом отраслевой специфики организации).
Методика при специальном подходе разрабатывается с учетом отраслевой особенности деятельности экономического субъекта, то есть в нашем случае, это методика налогового аудита санаторно-курортных учреждений.
При планировании и организации процесса налогового аудита необходимо, в первую очередь, учитывать состав расходов в санаторно-курортных учреждениях, который формируется в соответствии утвержденной с классификацией и перечнем затрат.
Методику налогового аудита также важно строить с учетом значимых взаимосвязанных аспектов, дополняющих друг друга, а именно:
- организационно-правовая форма - закрытое акционерное общество;
- калькулирование статей расходов по санаторно-курортной путевке различных категорий: детская, в зависимости от комфортности номера, наличия усиленного питания, большого количества медицинских и лечебных процедур;
- бухгалтерский учет затрат курортных услуг - правильность отнесения затрат на предоставление санаторно-курортных услуг по статьям затрат учета санатория;
- совокупность уплачиваемых налогов.
При проверке налоговых затрат необходимо учитывать отраслевые особенности санаторно-курортной организации, которые включают:
- необходимость контроля бланков строгой отчетности: путевок, курсовок и др.;
- обеспечение раздельного учета доходов и расходов по услугам, как облагаемым НДС (прочие доходы: бассейн, косметологический кабинет, фитнес зал), так и по необлагаемым (основной вид деятельности - санаторно-курортная деятельность), где санаторий может функционировать как гостиница, что является объектом налогообложения НДС, но может быть сокрыто от проверяющих органов;
- обеспечение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, осуществляемым в различных режимах налогообложения;
- контроль неполных заездов и досрочных отъездов отдыхающих с последующей проверкой оплаты путевок и списания продуктов питания;
- порядок выдачи, учета и налогообложения «сухих пайков», предусмотренных в санатории;
- определение условий при возможном возмещении частичной оплаты стоимости путевки по необходимости досрочного выезда;
- разработка скидочной системы санаторно-курортных путевок при условиях продажи через турфирмы и при внесении предоплаты;
- определение порядка фиксации неиспользованных отдыхающим лечебных процедур, дифференцируя их по причинам (добровольный отказ, рекомендация врача);
- учет при формировании себестоимости на предстоящий год праздничных мероприятий и других событий, подразумевающих дополнительные расходы на питание, что как следствие приводит к увеличению стоимости одного койко-дня и прочих сопутствующих расходов на культурно-досуговые мероприятия;
- формирование меню-раскладки с позиции направления заболевания, диетической составляющей и требуемым анализом килокалорий;
- детальный анализ методов разграничения в учете общехозяйственных расходов между видами доходов, в том числе, которые облагаемых различными налоговыми режимами;
- необходимость применения специфических первичных документов, отраслевой направленности [1];
- обоснование норм расходов на озеленение территории санатория, содержание прилегающей парковой зоны с учетом произрастающих зеленых насаждений, площади земли и др [2].
С учетом вышеперечисленных особенностей экономических субъектов санаторно-курортной сферы необходима разработка внутреннего стандарта, включающего отраслевую методику для проведения налогового аудита в учреждениях санаторной сферы.
Планированию аудита посвящены международные стандарты МСА 300, МСА 315, МСА 320. МСА 330
[6].
При организации налогового аудита рекомендуется выполнить следующие этапы, позволяющие оптимизировать процесс проверки:
- оценить систему учета и учетную политику хозяйствующего субъекта для целей налогового учета;
- проверить постановку внутреннего контроля в организации в целом и проанализировать операционную эффективность применяемых средств контроля на участке учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
- рассчитать уровни существенности для аудируемого лица;
- протестировать уровень аудиторского риска;
- составить план и программу налогового аудита.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур по участку учета расчетов по налогам и сборам. Рассмотрим на примере ЗАО «Санаторий Русь» технику и технологию налогового аудита.
Под существенностью в законе «Об аудиторской деятельности» понимается степень точности при выявлении ошибок и искажений. Для нахождения уровня существенности выберем базовый показатель отчетности. Так как оценивается деятельность коммерческой организации и отчетность актуальна для собственников в целях дальнейшего принятия эффективных тех или иных управленческих решений, базовым показателем будет являться прибыль до налогообложения, которая в 2017 году составила 16239 тыс. руб. Уровень существенности для показателя составит 6%.
Согласно МСА 320, на первом этапе установим уровень существенности для финансовой отчетности в целом. Цель - определить максимальную величину совокупных суммовых искажений, при которой финансовую отчетность можно признать достоверной во всех существенных отношениях. При выявлении искажений, превышающих УСФО, аудиторское заключение следует модифицировать.
УСфо = Вбп^Ус, (1)
фО 100 4 '
Где ВБП - величина базового показателя,
УС - уровень существенности для базового показателя, %.
Итак, уровень существенности для финансовой отчетности составил 974,34тыс. руб. На втором этапе найдем уровень существенности выполнения аудиторских процедур. УСВдп установим в пределах 60 % от УСФО , при этом данный уровень составит 584,60 тыс. руб.
В процессе анализа существенности искажений в отношении их влияния на отдельные значимые статьи финансовой отчетности необходимо применять сравнение искажений непосредственно с уровнем УСВАП .
В соответствии с МСА 450, на третьем этапе проанализируем уровень явно незначительных искажений. Уяни определяется, как правило, в размере 5-10 % от УСфо .
Итак, уровень явно несущественных искажений составит 7 % от уровня существенности финансовой отчетности - 68,20 тыс. руб.
Главной целью аудита является составление обоснованного аудиторского заключения, чему препятствуют многочисленные объективные и субъективные причины. Для такого исследования рассчитывается такой показатель как аудиторский риск.
Аудиторский риск (AR) - это риск выражения аудитором несоответствующих мнений в случаях, когда в
финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает в себя:
- неотъемлемый риск (ГЯ);
- риск системы контроля (СЯ);
- риск необнаружения фЯ). Аудиторский риск определяется по формуле:
АЯ= ГЯх СЯ хDR (2)
В таблице 1 рассмотрим основные объекты аудита, исследуемые при проведении аудиторской проверки расчетов с бюджетом.
Произведем оценку наиболее значимых для санаториев рисков во взаимосвязи с видам налогов, уплачиваемых санаторно-курортными учреждениями, и оценим степень значимости каждого налога путем их влияние на каждый вид риска, повлеченный посредством тех или иных отрицательных факторов (таблица 2) [4].
Таблица 1 - Объекты налогового аудита в ЗАО «Санаторий Русь»
Номер и наименование счета (счетов) Первичные и сводные документы, на основании которых производятся записи в регистры Регистры синтетического и аналитического' учета Формы отчетности, в которых отражены объекты исследования
68.01 «НДФЛ» Расчетные и платежные ведомости. карточка и анализ счета Оборотно-сальловая веломость, расчетная и расчетно-платежная ведомость, счета 63 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» (по субсчетам, субконто) Бухгалтерский баланс, налоговая декларация
5Э.04 «Налог на прибыль:» Счет, счет-фактура, карточка и анализ счета Оборотно-сальловая везомость, счета «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» (по субсчетам. СубКОЕГТО} Отчет о финансовых результатах, налоговая декларация
68.07 «Транспортный налог:» Путевые листы, чеки, счета, накладные, карточка и анализ счета Обороти о-сальдовая ведомость, счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» (по субсчетам. субконто} Бухгалтерский баланс, налоговая декларация
68.08 «Налог на имущество» Счета, документы, подтверждающие право собственности и законность функционирования объекта Оборотно-сальловая ведомость, счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» Ото субсчетам. субконт©} Бухгалтерский баланс, налоговая декларация
Таблица 2 - Рабочий документ «Взаимосвязь отрицательных факторов и видов риска по сегментам налогов»
а-ед еалсга С Т с аПЛ Т 2ЕЬ££ фш с оы: а>ад ре:ха
Налог на лри:5ьаа> Недрахоадерсо: зтшсгаш затрат да расходы да соьгтжсьг,- ааду дв.стыльессте п:с вмкд Т й 1íteo :-ТЕ Бнузрахс асйстланаагП рнг-х,. раек си :-т ш к щйжжган
Уч-вт :Еттрат.. —а ддврти й-тл^-н: до кувнв-тапык Евугрлка гЛспаввн! ра:ас раек с затеи не вву-грвнавега заавтратга:
^пзнаакя : а трат, ство:-.*_,-u-vc л к. друтаиу аалэговоыу пьтатсду Регз. с и :-т а ыес свутрапавте зеовтралл
Сахрагп®« р л г_аъа а го да код а. огрэ^сшсаа wt-коЯ прасазлЕ где убытка за Езратд^мЕНЕ a t :кол ьаспх кт Бг':рнхе агйс тл аптггП раек
Отсрочка ]тг&га дохода будущая лгрв с лов г дьдьзо еэкрзсгал: рвальааго дохода Бнузрахс асЯстланаагИ раек снаташс Елг трмела&тс ¡контроля
Налог на "Г'тслгч феягтвскех -hzj Нслспллаав груда у ■: тр а С : т с а с с>:тлес "¡л1лл"пы засr a z ограхслых аапссал Бнуграхс асйстланаагП раек
На с б а a вр saz з_1 уазата а ал а га. е страховых 13bkd3 сигташас сат трвгаие хоатралх
И jy—í-hz; ^сстазакл; язта^инзгл c-zatsait-аых а отпуЕКжзсзс сотруднзпсалй я a ийказаа-т-жтк-: :тм отмтгтзанэаго :-отрудг~гтка Ре:х сктйны дддмдкжтази
оад=р:гха галинт, eapj —»»ees трудоваго га-коас~ атадь:-тва а -а:те утапать: д==г;=а:ьгх кои es=:-il.нй. а полиса; раталара с ецгк;:: ссднлласогс дакота Бсугржкд аЕйсглагптагП рвах, раек сват вше Елг трмела&тс контроля:
Пазл^азвааЕ; сатр . „никла: аа бннаымдпов: >:>:аэсв с iap »влип: зле шех аас.а . EL ИЕСтр-.-хлгкзз Б су : рахс аей с тле наагП раезе
Тт.ч-ч - п.------ 1гяп." З'^Ейваа расхода ЗГСZvl »а автс-Бусах не зг.т se-f-таг me r-a^j Ре:е са:-тй!^ас свугр^еавта хонтралл
iiaintíKzs нал ста а слагаемой базы по аа~от~" па прачЕив зарушанал кгтздякЕ асгатачааС сшвисп! едтжгбя&ха авгоиасалл РЕ-х салимы ЛЙПП^ЛРУ^.тЛКК. риск евгтйала: Езгтрмела&ти: зааатралх
Нсдравоадерсо: прознавай« diíkzíjk—их кол ф д J.UU. S a roa Бсз™рахс атасгавнаыЯ ргг-зс.. раек се:-тшк вдад^м^тчям. рлск" л1-стаа^ы га-.трйааг-га хсагралл
Налог 5=1 Саврсятла взяущастаа, о ал ara вол а го юлегзл. Б г арахс азЛ сш пттгП ра ¡эс
I1 "Ум— "анкоа с названа осгатггчиоЛ сготттто-:т!г. о 5д агава: а го : Бсз™рахс атаегавнаыЯ ргг-зс.. раек евгтйала: всг'"р:лндго Е-сага-олл, раек системы шЙйЖЖ?
Недравоийрсо: агав: вгепв cpraazzamca к п&рь-жгг: ^рг-татцД. д^кш.ш. арака а» ллагата: вглаг Бсутржкд асасглаЕнат раек
Согласно МСА 200, уровень аудиторского риска определяется исходя из профессионального суждения аудитора, и не поддается точному измерению. Однако мировая практика показывает, что допустимое значение аудиторского риска не должно превышать 5 % от валюты баланса организации [4].
Валюта баланса за 2017 год составила 149475 тыс. руб., то есть допустимое значение аудиторского риска составило 7473,75 тыс. руб.
Таблица 3 - Матрица количества отрицательных факторов в соотношении налогов и видов риска
Вид налога Внутрихозяйственный риск Риск системы внутреннего контроля Риск необнаружения Итого отрицательных факторов по виду налога
Налог на прибыль 4 3 1 8
Налог на доходы физических лиц 4 2 1 7
Транспортный налог 1 3 2 6
Налог на имущество 3 1 1 4
Итого отрицательных факторов по виду риска 11 9 5 25
Итак, на основании представленной матрицы следует, что наиболее значимым для организаций санаторно-курортной деятельности является внутрихозяйственный риск, который обусловлен в большей степени основополагающими налогами, несущими в себе наибольшую, по удельному весу налоговую нагрузку. Это налог на прибыль и налог на доходы с физических лиц, причем наибольшее количество отрицательных факторов, свидетельствующих о значительных налоговых рисках, обнаружено на участке именно налога на прибыль, поэтому здесь вся документация должна проверяться сплошным методом [3].
Основным объектом для проведения аудита в ЗАО «Санаторий Русь» является участок учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в разрезе субсчетов. Для проведения аудита расчетов с бюджетом используется соответствующая первичная документация, учетные регистры и формы финансовой отчетности. Прежде чем проводить аудиторские процедуры по исследуемому участку учета, необходимо оценить в целом состояние системы учета и внутреннего контроля (таблица 4).
На основании проведенного теста оценки состояния системы учета и внутреннего контроля можно сделать вывод, что в санатории система учета находится на должном уровне и функционирует согласно законодательству, однако есть нарушения относительно системы внутреннего контроля.
Степень надежности системы контроля находится на достаточно низком уровне, что подрывает дальнейшую степень надежности ведения учета в организации.
В учетной политике следует закрепить за кадрами контроль по соответствующим участкам учета, а также разработать, закрепить и принять к исполнению должностные инструкции сотрудников санатория.
Для составления плана и программы налогового аудита необходимо затребовать и изучить налоговый календарь организации, который систематизирует всю информацию по совокупности налогов и сборов, характерных именно для ЗАО «Санаторий Русь» с учетом специфики деятельности.
Здесь мы можем наблюдать весь процесс налогообложения в данной организации, оценить налоговую нагрузку на хозяйствующий субъект, выделить по характеру налогооблагаемой базы, процентной ставки те налоги, при исчислении которых могут возникнуть спорные ситуации и сформироваться высокие налоговые риски.
Таблица 4 - Тест состояния систем учета и внутреннего контроля в ЗАО «Санаторий Русь»
Формулировка вопроса Процедура налогового аудита Результат проверки Выводы и решения аудитора
1. Форма организации учета Непрерывный контроль комплекса первичной документации, проверка соблюдения правил учета фактов хозяйственной жизни, инвентаризация Организация находится на общей системе учета и налогообложения, учет ведется в соответствии с законодательством Соответствие законодательству, высокая степень надежности
2. Наличие и качество плана графика документооборота Запрос В наличии Соответствие законодательству, высокая степень надежности
Соответствие законо-
3 Наличие форм утвержденных ПУД Запрос В наличии дательству, высокая степень надежности
4. Наличие утвержденных регистров и системы аналитического и синтетического учета Проверка документов: а) по формальным признакам; б) проверка арифметических расчетов; в) сканирование (просмотр) документов Соответствуют по всем признакам Соответствие законодательству, высокая степень надежности
5. Наличие утвержденных регистров налогового учета Проверка документов: а) по формальным признакам б) арифметическая проверка в) сопоставление документов Соответствуют по всем признакам Соответствие законодательству, высокая степень надежности
6. Наличие должностных инструкций управленческого персонала и работников бухгалтерии Запрос Разработаны частично и не всегда соблюдаются Низкая степень надежности, нарушение трудового законодательства
7 Степень автоматизации учета Аналитические процедуры Учет полностью автоматизирован и ведется в программе 1С «Бухгалтерия» Средняя степень надежности
8 Закрепление функций контроля Запрос, подтверждение Практически не закреплены Низкая степень надежности
9 Периодичность составления отчетности и адреса ее предоставления Запрос, подтверждение Отчетность предоставляется в установленные сроки по назначенному адресату налоговой инспекции Высокая степень надежности
Основные виды деятельности санаторно-курортного учреждения ЗАО «Санаторий Русь» - организация санаторно-курортного отдыха и лечения, оказание платных медицинских услуг, прочие платные услуги (питание и проживание).
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, данный вид экономической деятельности полностью освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).
ЗАО «Санаторий Русь» не является плательщиком налога на землю, так как 18 сентября 2012 года санаторием «Русь» был заключен договор аренды земельного участка с управлением имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа. Арендная плата рассчитывается за каждый день использования в соответствующем налоговом периоде.
Таслпиа ■ — НалогеЕьш j АО
Бнд налога Енпьг доходов н активов, Налоговая база Й у Срок уплаты
подлежащих, налогообложению | sS Я Льготы If а И | h Г '8 I 1-1 р
НДС Доходы от прочна видов деятельности: - услуги тренал арного зала; - бассейн: - хоактолоткчесыш ¡каби- нет Стоимость товаров. работ, услуг 18 Возмещение из бюджета УФК РФ через ФНС РФ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ (НК РФ) v Квартал
НДФЛ Заработная плата сотрудников:, ЗЯНАЯУ физического лица; Дивиденды "^"чреднтеля Доход физических 13 Налоговые вычеты УФК РФ через ФНС РФ Доход физическим v год
Страховые взносы на обязательное пенсионное^ социальное н ые-лтггттггоэ страхование Заработная плата сотруднк- коб Заработная плата сотрудников 30 На I® более 50 % уплаченных: страховых взносов может быть уменьшена V по налогу на прибыль УФК РФ ЧЕрез ФНС РФ (пи ЕЕЕ) Доходы организации- v Квартал
Страховые взносы от несчастны:; случаи на про нзеодсзв £ Заработная плата сотрудников Заработная плата сотрудников 0,2 В зависимости от оценки Еида деятель- ecctsl инбттт^-^г^тпд- го к определенному классу wmiSr опасности, не ес е обязаны платись ФСС РФ Доходы органнза- v Квартал
Транспортный налог Транспортные средства, числящиеся на баланс £ ор- Мощность двигателя, срок полезного нспользова-нпя. срок нахождения б польз обз-нип УФК РФ через ФНС РФ Доход, полученный огюспользо-ванит имущества v г«
Наляг на изящество организация Имущество: основные средства организации Среднего девая остаточная стоимость ОС 2,2 УФК РФ через ФНС РФ Доход полученный огиспользо-Еанпт mrvrnecTBa v Календяр нь ее год
Налог на прибыль Прибыль организации Прибыль организации 20 На Хве более 50 % уплаченные страховых взносов может быть уменьшена V по налогу на прибыль УФК РФ через ФНС РФ Прибыль организации v v v Календарный год
Далее, в таблице 6 представлена программа налогового аудита, подробная и одновременно структурно усложненная, что не позволяет оперативно ее проанализировать.
Существует программа SmartSheet, позволяющая создавать такие диаграммы при помощи применения определенных знаний и навыков в этой области, но это значительные затраты для хозяйствующего субъекта. Однако существует распространенная, бесплатная программа Excel, входящая сегодня в стандартный пакет компьютерных офисных программ, имеющихся у каждого пользователя, то есть затраты организация понесет только при обучении персонала, стоимость которого тоже может свестись к нулю при дистанционном процессе.
Таким образом, рекомендованная методика планирования налогового аудита в организациях санаторно-курортной сферы включает в себя следующие этапы:
- индивидуальное тестирование компонентов риска во взаимоувязке с исследуемыми видами налогов в контексте специфики санаторно-курортной деятельности анализируемых организаций;
- разработка плана и поэтапной программы налогового аудита, где сегмент налогового аудита разбивается на отдельные проверяемые подсегменты по видам налогов, уплачиваемых санаторно-курортными организациями, на основании чего выявляется, какой конкретно налог тянет за собой соответствующий налоговый риск;
- подготовка к проведению сплошной проверки при осуществлении налогового аудита того налога, который влечет за собой максимальный риск путем разработки на этапе планирования авторских анкет, тестов и вопросников оценки систем налогового учета и внутреннего контроля в санаторно-курортных учреждениях;
- усовершенствованный метод планирования путем применения столбчатой диаграммы Ганта в программе Excel в целях наглядного представления длительности и взаимоувязки планируемых этапов проверки;
- усовершенствованный расчет аудиторского риска на основании числа положительно и отрицательно влияющих факторов на системы налогового учета и внутреннего контроля санаторно-курортных учреждений, отобранные индивидуально;
- разработка рабочего основополагающего документа-ориентира «Налоговый календарь» в целях полноценного проведения аудиторских процедур и сбора аудиторских доказательств, который схож по специфике с налоговым календарем, разработанным конкретной организацией, но по своей информативности более подробный, включающий всю необходимую информацию по уплачиваемым санаториями налогам и сборам в удобном табличном формате.
Таблица 6 - Программа налогового аудита в ЗАО «Санаторий Русь» за 2017 год. Месяц проведения - сентябрь 2018 года
Перечень аудиторских процедур Дата начала проведения проверки Длительность Срок выполнения
Аудит федеральных налогов и сборов 1 сентября 2018 г. 21,00 22 сентября 2018 г.
Аудит расчетов по налогу на доходы физических лиц: 1 сентября 2018 г. 5,00 6 сентября 2018 г.
а) проверка формирования налогооблагаемой базы 1 сентября 2018 г. 5,00 6 сентября 2018 г.
б) проверка правомерности применения вычетов 6 сентября 2018 г. 2,00 8 сентября 2018 г.
в) проверка правильности и своевременности уплаты налога 6 сентября 2018 г. 2,00 8 сентября 2018 г.
г) проверка правильности и своевременности сдачи сведений о доходах физических лиц 7 сентября 2018 г. 2,00 9 сентября 2018 г.
Аудит расчетов по страховым взносам: 1 сентября 2018 г. 13,00 14 сентября 2018 г.
а) проверка формирования налогооблагаемой базы 1 сентября 2018 г. 5,00 6 сентября 2018 г.
б) проверка исчисления и уплаты взносов в ПФР 6 сентября 2018 г. 2,00 8 сентября 2018 г.
в) проверка исчисления и уплаты взносов в ФОМС 8 сентября 2018 г. 2,00 10 сентября 2018 г.
г) проверка исчисления и уплаты взносов по нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС 10 сентября 2018г. 2,00 12 сентября 2018 г.
д)проверка правильности применения ставки по взносам в ФСС на травматизм, исчисления и своевременной уплаты 12 сентября 2018г. 1,00 13 сентября 2018 г.
Аудит расчетов по налогу на прибыль: 14 сентября 2018г. 8,00 22 сентября 2018 г.
а) проверка формирования налогооблагаемой базы 14 сентября 2018г. 2,00 16 сентября 2018 г.
б) проверка исчисления 16 сентября 2018г. 2,00 18 сентября 2018 г.
в) проверка правильности формирования декларации 18 сентября 2018г. 2,00 20 сентября 2018 г.
г) проверка соблюдения сроков сдачи отчетности и уплаты налога 20 сентября 2018г. 2,00 22 сентября 2018 г.
Аудит региональных налогов и сборов 22 сентября 2018г. 9,00 1 октября 2018 г.
Аудит расчетов по транспортному налогу: 22 сентября 2018г. 4,00 26 сентября 2018 г.
Продолжение таблицы 6
а) проверка формирования налогооблагаемой базы 22 сентября 2018г. 2,00 24 сентября 2018 г.
б) проверка правильности применения тарифа согласно мощности автомобиля, документам, фиксирующим данные автомобиля, а также факт того, что основное средство числится на балансе организации 24 сентября 2018г. 1,00 25 сентября 2018 г.
в) проверка наличия (отсутствия) штрафов, просроченных по уплате налогов 25 сентября 2018г. 1,00 26 сентября 2018 г.
Аудит расчетов по налогу на имущество: 26 сентября 2018г. 5,00 1 октября 2018 г.
а) проверка формирования налогооблагаемой базы 26 сентября 2018г. 2,00 28 сентября 2018 г.
б) проверка применения ставки 26 сентября 2018г. 2,00 28 сентября 2018 г.
в)проверка правильности исчисления и правомерности списания амортизационных сумм 28 сентября 2018г. 2,00 30 сентября 2018 г.
г)проверка исчисления и уплаты налога 30 сентября 2018г. 1,00 1 октября 2018 г.
д) проверка соблюдения сроков уплаты и сдачи отчетов 30 сентября 2018г. 1,00 1 октября 2018 г.
Диаграмма Ганта"Планирование налогового аудита в ЗАО "Санаторий Русь"
и 3,1 53 7,9 8,9 11.9 13,9 15,9 17,9 19,9 21в 219 25,9 2?,9 110 110
Дул* Г фсдгР5ЛЫШК I ¡.ШСН-СИ! х (Сччс
Лу;1и Г расчете №Н1НГу » Д(Ш>Ды НнчКкг* Лиц. г) происрча формироизнм «алогоов лаг Сз зы б) мрнмс'рн.к I 1ЙЦШЩ1111111 ШИВ
в № плсюеркз правил ьнос!н т иоеирсмсиноих уплата н аяп г] лропри прлтяьносВГи «оеврслчннм ри (дни щртвЧЩР!, Аудигргсчгтоочо арам Пнкж л) проверни формироыния налогсюСлзг леийл йаэы проверка ИСЧНТЧ? НИИ и уплата ВЗН0С011В ГИ* прииррк.ьигчи! га'мин ,' умч.мм нен<к<м и Ф(!У( г) проперт кпипЯМ и упгнты вгшхо« по нетрудоело<ойнести и а... д1про»грия правил ьносш ирмнтт'иия стации по викхаи щкс на., дудит расчпо» по налогу на привияь; ,1) ДОМрна фирмиримит НЮТЭОСййШМвА С1Щ б] проверш инислелия и) ирши^-р^.! пр.ши.'л.иамк формирования дгнл^ращли г] ЛрйКрн! СОЙШИР СрОЙЭВ СДЛЙ 01чИиГл 1и И уПЛЫы н ¿ЛОГ1
Лудит рсгиональч^ч налоги и сворш Лудш расчетов по транспортом^ налогу:
.и проНрсЭ фармироиикя I -.I..........блзгл'нии 6,1 |м
Й)пр;)|^|Я1,1 праильнопи приченеиия ырг+асоглкиоыящиасти... I) происркаи^пинип (оТСутСЩИп] Цлрафоо, "(ХЧРОЧГ «НЫ* ПО^ПЛ^С,, А^л^г па м.шшум.» имущество:
а) проверь формирования налогоовлэгаемоЯ Йаэы С) проверка применение стаенш и]происрк<* нраиил^иопи игчислглня и .чр.! и. *р|кх гн САиСддиЙ, |]|1ри||0рк.1 начислений и улллы напою я) проверка совладении сроков ушчты ч сдачи отчтл
Источники:
1. Кисилевич Т.И. Неунифицированные формы первичных учетных документов в бухгалтерском и налоговом учете // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 6. - С. 48-57.
2. Кисилевич Т.И. Бухгалтерский учет в санаторно-курортных организациях: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Бухгалт. учет, анализ и аудит" / Т. И. Кисилевич, О. И. Шарыпова. Москва, 2005.
3. Резниченко Д.С., Предпосылки и пути выявления искажений в бухгалтерской отчетности / Д.С. Резниченко, Д.А. Тозлиян. Сборник: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов Материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 363-367.
4. Сафонова М.Ф. Управление налоговыми рисками торговых организаций как способ повышения уровня ее налоговой безопасности [Текст] / М.Ф. Сафонова, С.М. Резниченко // Научный журнал «Труды Кубанского государственного аграрного университета». - 2015. - №1(52). - С.70 - 77.
5. Сафонова М.Ф. Внутренний контроль и аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль: монография / М.Ф. Сафонова - М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА» 2015. - 216 с. - 500 экз. ISBN 978-5-906660-70-1
6. Серебрякова Т.Ю. Международные стандарты аудита как объект исследования // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 4 (346). - С. 37-50.
Sources:
1. Kisilevich T.I. Non-unified forms of primary accounting documents in accounting and tax accounting // Audit and financial analysis. - 2009. - № 6. - p. 48-57.
2. Kisilevich T.I. Accounting in sanatorium organizations: studies. manual for students enrolled in the specialty "Accounting, analysis, and audit" / T. I. Kisilevich, O. I. Sharypova. Moscow, 2005.
3. Reznichenko D.S., Prerequisites and ways to identify misstatements in financial statements / D.S. Rezchenko, D.A. To-zlian. Collection: Information support for the effective management of the activities of economic entities Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016. - p. 363-367.
4. Safonov M.F. Tax risk management of trade organizations as a way to increase its tax security level [Text] / M.F. Safonova, S.M. Reznichenko // Scientific journal "Works of Ku-bansky State Agrarian University". - 2015. - №1 (52). - C.70 - 77.
5. Safonov M.F. Internal control and audit of calculations with the budget for income tax: mono-graphy / M.F. Safonov - M .: Publishing house "SCIENTIFIC LIBRARY" 2015. - 216 p. - 500 copies ISBN 978-5-906660-70-1
6. Serebryakova T.Yu. International auditing standards as an object of study // International Accounting. - 2015. - № 4 (346). - p. 37-50.
М.В. Смольнякова
доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет
M. V. Smolnyakova
associate Professor of the Department of accounting, Cand. Ekon. D., Kuban state agrarian University
(smolnyakovamarina@gmail. com) Г.Н. Ясменко
доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет
G.N. Yasmenko
associate Professor of the Department of accounting theory, Cand. Ekon. D.,Kuban state agrarian University
(galina_jasmenko@mail.ru) Т.С. Попова
магистрант факультета заочного обучения Кубанский государственный аграрный университет
T.S. Popova
candidate for master's degree of extramural faculty Kuban state agrarian University
(tatypopova@bk. ru)
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА РАСХОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУБЪЕКТЕ
Аннотация. В статье на основе критического анализа практики организации и ведения учета расходов в хозяйствующих субъектах, предложен, при сложившемся массиве фактов хозяйственной жизни предприятий, находящихся на общем режиме налогообложения, актуальный подход к учету их расходов. Авторские предложения даны в условиях использования информационной базы бухгалтерского учета для цели налогового учета. В их основе положена система формирования информации о расходах экономического субъекта посредством ведения регистров по счетам бухгалтерского учета, к которым открываются субсчета второго порядка, в соответствии с классификацией расходов, установленной Налоговым кодексом РФ, а также согласованность информационных источников о расходах организации. Представленные рекомендации направлены на усиление контрольно-аналитических возможностей налогового учета, снижение трудозатрат учетного аппарата, повышение качественных характеристиках бухгалтерской и налоговой отчетности.
Annotation. The article proposes on the basis of organization's practice critical analysis and maintenance of expenses accounting at the economic subjects, with the fully developed economic life facts array of enterprises, operating in general taxation environment, the updated approach to accounting of their expenses. The author's proposals are given in conditions of applying accounting records information basis for the aims of tax accounting. They are based on the system of building up information on expenses of economic subject through the maintenance of registers of the bookkeeping accounts, for which the sub-ledger subsidiary accounts are opened, in accordance with classification of expenses, established by the Tax Code of the Russian Federation, as well as the consistency of information sources regarding the expenses of organization. The represented recommendations are aimed at the enhancement of the control and analytical