Научная статья на тему 'Налоговый аудит как элемент стратегического планирования'

Налоговый аудит как элемент стратегического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ АУДИТ / TAX AUDIT / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / АУДИТ / AUDIT / ПРИБЫЛЬ / EARNINGS / ОЦЕНКА / VALUATION / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX LOAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко В.А.

В статье обосновывается взаимосвязь налогового аудита и стратегического планирования, раскрывается их сущность. Выделяются цели и основные этапы налогового аудита. Также было выяснена линейная зависимость налоговой нагрузки от различных финансово-экономических показателей на примере предприятия ООО «ЭСКБ». В связи с тем, что налог является принудительным изъятием в доход государства определенных средств, обоснованным является стремление налогоплательщиков изыскать законные способы сокращения своих убытков. Зачастую, организации не пользуются льготами, предусмотренными налоговым законодательством, хотя подобные случаи встречаются все реже. Возможны ситуации, когда обновление налогового законодательства в области преференций, предусматривающие их увеличение, не заметны в начале их вступления в силу. Разумным и законным является использование всех легальных возможностей сокращения налогового бремени. Это становится возможным в случае грамотного применения норм законодательства. Налоговое планирование не теряет своей актуальности никогда: ни в периоды процветания организации, ни в периоды балансирования на грани самоокупаемости, а в худшем случае, на грани банкротства. Грамотный подход позволит сократить отрицательное воздействие налоговых нарушений и их последствий на положение предприятия. В целом, аудит подразумевает независимую проверку отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения относительно ее достоверности. В связи с тем, что такая отчетность содержит в себе ряд налоговых показателей, формируемых за рамками бухгалтерского учёта, а также необходимость их подтверждения в результате проведения аудиторской проверки требует от аудиторов знаний и опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX AUDIT AS PART OF STRATEGIC PLANNING

The article explains the relationship of tax audit and strategic planning, reveals their essence. Highlighted the objectives and main stages of the tax audit. It was also found linear dependence of tax load on various financial and economic indicators on the example of "ЭСКБ" Ltd. Due to the fact that a tax is a compulsory withdrawal in the state income of certain funds, is grounded desire of taxpayers to find legal ways to reduce their losses. Often, organizations do not enjoy the benefits under the tax laws, although such cases are rare. There may be situations when the update of the tax legislation in the field of preferences, providing for their increase, not noticeable at the beginning of their entry into force. Reasonable and lawful is the use of all legal possibilities to reduce tax burden. This is possible in the case of intelligent application of the legislation. Tax planning does not lose its relevance ever, neither in times of prosperity or in times of balancing on the brink of self-sufficiency, and in the worst case, on the verge of bankruptcy. A sound approach will reduce negative impacts of tax abuses and their impacts on the position of the company. Overall, the audit involves an independent verification of the statements of the audited entity with the purpose of expressing an opinion as to its validity. Due to the fact that such reporting contains a number of tax indicators generated outside of accounting, and the necessity of confirmation as a result of the audit requires auditors' knowledge and experience.

Текст научной работы на тему «Налоговый аудит как элемент стратегического планирования»

УДК: 657.6 ГРНТИ: 06.81.85 DOI: 10.15643/^аепйа.2017Л2.009

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В. А. Ефименко

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Россия, 45001 г. Уфа., ул. Мустая Карима, 69/1

121 Ефименко Валерия Андреевна - lera.gribkova@mail.ru

В статье обосновывается взаимосвязь налогового аудита и стратегического планирования, раскрывается их сущность. Выделяются цели и основные этапы налогового аудита. Также было выяснена линейная зависимость налоговой нагрузки от различных финансово-экономических показателей на примере предприятия ООО «ЭСКБ». В связи с тем, что налог является принудительным изъятием в доход государства определенных средств, обоснованным является стремление налогоплательщиков изыскать законные способы сокращения своих убытков. Зачастую, организации не пользуются льготами, предусмотренными налоговым законодательством, хотя подобные случаи встречаются все реже. Возможны ситуации, когда обновление налогового законодательства в области преференций, предусматривающие их увеличение, не заметны в начале их вступления в силу. Разумным и законным является использование всех легальных возможностей сокращения налогового бремени. Это становится возможным в случае грамотного применения норм законодательства. Налоговое планирование не теряет своей актуальности никогда: ни в периоды процветания организации, ни в периоды балансирования на грани самоокупаемости, а в худшем случае, на грани банкротства. Грамотный подход позволит сократить отрицательное воздействие налоговых нарушений и их последствий на положение предприятия.

В целом, аудит подразумевает независимую проверку отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения относительно ее достоверности. В связи с тем, что такая отчетность содержит в себе ряд налоговых показателей, формируемых за рамками бухгалтерского учёта, а также необходимость их подтверждения в результате проведения аудиторской проверки требует от аудиторов знаний и опыта.

Ключевые слова: налоговый аудит, стратегическое планирование, аудит, прибыль, оценка, налоговая нагрузка.

TAX AUDIT AS PART OF STRATEGIC PLANNING V. A. Efimenko

Financial University under the Government of the Russian Federation 69/1 Mustai Karim St., 450015 Ufa, Russia

S3 Efimenko Valeria - lera.gribkova@mail.ru

The article explains the relationship of tax audit and strategic planning, reveals their essence. Highlighted the objectives and main stages of the tax audit. It was also found linear dependence of tax load on various financial and economic indicators on the example of "ЭСК5" Ltd.

Due to the fact that a tax is a compulsory withdrawal in the state income of certain funds, is grounded desire of taxpayers to find legal ways to reduce their losses. Often, organizations do not enjoy the benefits under the tax laws, although such cases are rare. There may be situations when the update of the tax legislation in the field of preferences, providing for their increase, not noticeable at the beginning of their entry into force. Reasonable and lawful is the use of all legal possibilities to reduce tax burden. This is possible in the case of intelligent application of the legislation. Tax planning does not lose its relevance ever, neither in times of prosperity or in times of balancing on the brink of self-sufficiency, and in the worst case, on the verge of bankruptcy. A sound approach will reduce negative impacts of tax abuses and their impacts on the position of the company.

Overall, the audit involves an independent verification of the statements of the audited entity with the purpose of expressing an opinion as to its validity. Due to the fact that such reporting contains a number of tax indicators generated outside of accounting, and the necessity of confirmation as a result of the audit requires auditors' knowledge and experience.

Keywords: tax audit, strategic planning, audit, earnings, valuation, tax load.

В связи с тем, что налог является принудительным изъятием в доход государства определенных средств, обоснованным является стремление налогоплательщиков изыскать законные способы сокращения своих убытков. Зачастую, организации не пользуются льготами, предусмотренными налоговым законодательством, хотя подобные случаи встречаются все реже. Возможны ситуации, когда обновление налогового законодательства в области преференций, предусматривающие их увеличение, не заметны в начале их вступления в силу. Разумным и законным является использование всех легальных возможностей сокращения налогового бремени. Это становится возможным в случае грамотного применения норм законодательства. Налоговое планирование не теряет своей актуальности никогда: ни в периоды процветания организации, ни в перио-

ды балансирования на грани самоокупаемости, а в худшем случае, на грани банкротства. Грамотный подход позволит сократить отрицательное воздействие налоговых нарушений и их последствий на положение предприятия.

Цель исследования - изучение взаимосвязи налогового аудита и стратегического планирования, раскрытие их сущности.

Авторы учебных и научных изданий дают разное определение понятия налогового аудита, рассмотрим основные из них:

- Налоговый аудит - это деятельность независимых от налоговых органов субъектов по разработке рекомендаций, составлению документов и представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков, это способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение

квалифицированной помощи профессионала [4].

- Налоговый аудит - выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды [1].

- Аудит налогообложения - тщательная проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также контроль устранения выявленных нарушений [6].

- Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики [7].

- Налоговый аудит - отдельное направление в системе отечественного аудита. Автор различает такие понятия, как комплексный, тематический и структурный налоговый аудит [3].

- Налоговый аудит - это независимая проверка состояния бухгалтерского и налогового учета, а также расчетов организации по налогам и сборам, это экспертиза на-лотовых платежей клиента с целью выявления налоговых рисков и резервов снижения налоговой нагрузки на бизнес законодательной и методологической базы [5].

Таким образом, под налоговым аудитом подразумевают комплекс услуг, оказываемых аудиторами, который заключается в проверке правильности начисления и уплаты налогов, формировании налоговой отчетности, и ведении налогового учета.

В целом, аудит подразумевает независимую проверку отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения относительно ее достоверности. В связи с тем, что такая отчетность содержит в себе ряд налоговых показателей, формируемых за рамками бухгалтерского учёта, а также необходимость их подтверждения в результате проведения аудиторской проверки требует от аудиторов знаний и опыта.

Налоговый аудит проводится с целью налогового планирования как по предполагаемым операциям, так и по совершенным или находящимися в стадии реализации, особенно операций связанными с внешнеэкономическими сделками, требующими знания не только национального налогового законодательства, но и международных Конвенций и Соглашений в сфере налогового, таможенного и специального законодательства [3].

Обобщив толкования налогового аудита различными авторами научных публикаций касательно данной темы, автор предлагает следующее определение: налоговый аудит - всесторонняя независимая проверка системы налогового учета организации, правильности исчисления и уплаты налогов, мониторинг налоговых рисков в деятельности организации.

Основная цель налогового аудита заключается в предупреждении штрафных санкций, являющихся последствиями нарушения налогового законодательства. Аудиторская организация, в ходе проведения налогового аудита, решает все вопросы относительно оптимизации и планирования налогообложения и решает их, соблюдая интересы заказчика.

Выделяют следующие направления налогового аудита (рисунок 1).

Рисунок 1. Направления налогового аудита

Налоговый аудит предполагает тщательный контроль грамотности и обоснованности расчетов, выплат налогов, правильности применения налоговых льгот организации, точности отражения в налоговой отчетности хозяйственных операций. Помимо этого, в ходе налогового аудита тщательно проверяется соответствие налоговой отчетности действующему законодательству.

Основным заказчиками налогового аудита являются крупные компании, имеющие несколько направлений деятельности, особенно осуществляющие операции экспорта-импорта. Масштабы деятельности организаций достаточно велики, в связи с чем налоговые обязательства (в частности штрафы и пени) составляют немалую сумму. Данный факт приводит к тому, что крупные организации, с целью минимизации налоговых выплат, а также предупреждения штрафных санкций, считают целесообразным и экономически выгодным проведение налогового аудита, позволяющего выявить и устранить ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности.

Не менее значимым является проведение налогового аудита для организаций, сменивших главного бухгалтера. Данный факт, как правило, негативно отражается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Трудности у главного бухгалтера, который зачастую единолично занимается всеми вопросами в области налогообложения, вызывает организация нового формата ведения налогового учета и исправление уже имеющихся ошибок предшественника. Существенную помощь в данном вопросе может оказать налоговый аудит. Услугу налогового аудита для проверки правильности исчисления и уплаты налогов может запросить как собственник, так и руководитель организации.

Процесс аудита налогообложения включает себя несколько этапов:

1. Экспертиза, заключающаяся в предварительной оценке той системы налогообложения, которая на данный момент существует в организации.

2. Аудиторская проверка, заключающаяся в подтверждении степени правильности ведения исчисления и уплаты налогов в бюджет Российской Федерации.

3. Смысл заключительного этапа состоит в оформлении и передаче полученной в ходе аудиторской проверки информации.

Налоговый аудит является отличной возможностью репетиции налоговой проверки, который позволяет сократить или даже предотвратить конфликты с государственными органами. Данный вид аудита не несет обязательный характер, а проводится по инициативе аудируемого лица в те сроки и в том объеме, которые были установлены в догово-

ре между заказчиком и непосредственно аудитором.

Помимо текущего контроля, налоговый аудит является важнейшим элементом стратегического планирования. С этой точки зрения налоговый аудит выступает в роли механизма, позволяющего экономическому субъекту установить основные условия своего функционирования с целью оптимизации налогообложения.

Все основные для хозяйствующего субъекта моменты, цели и задачи, направления производства и деятельности, организационно-правовая форма, а также форма собственности участников организации, место расположения дочерних компаний имеют прямую связь с налогообложением. То, каким образом будет организована компания, какие формы и направления своей деятельности она выберет, зависит уровень ее налогообложения в целом, а значит, формирование финансовых результатов и перспективы дальнейшего развития.

Налоговый аудит со стратегической точки зрения определяет основные направления и принципы налоговой политики организации, как единого экономического субъекта и направлен на долгосрочную перспективу.

Сущность стратегического налогового аудита основывается на том, что при выборе основных условий своего функционирования, организация анализирует налоговые последствия выбора того или иного варианта, определяя оптимальный и наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей.

На данной стадии формируются основные элементы учетной политики организации в целях налогообложения, обуславливающей принципы ведения налогового учета, оказывающей непосредственное влияние и на величину основных налоговых платежей, а также поток денежных средств в целом.

Опыт некоторых организации указывает на эффективность в планировании налогов формирования информационной налоговой базы конкретного экономического субъекта. Она состоит из полного перечня платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по видам деятельности, системы льгот, ставок, источников начисления налогов, сроков уплаты. Таким образом, на стадии стратегического планирования следует установить так называемое налоговое поле организации, которое становится в последующем основой для составления и среднесрочных, и текущих планов налоговых платежей, налоговых календарей и всех других элементов налогового планирования.

Существует ряд этапов функционирования организации, когда использование методов стратегического планирования является наиболее эффективным и целесообразным.

Наиболее широкие возможности открываются на этапе созданияинтегрированной структурыили отдельногобизнес-

направления организации. В данном случае оцениваются альтернативные варианты функционирования вновь созданной хозяйствующей единицы с точки зрения наступления налоговых последствий выбора вида деятельности, структуры и других основных моментов, определяется оптимальный вариант и составляется исходная информационная налоговая база.

Главной задачей налогового аудита с точки зрения стратегического планирования является установление наиболее эффективных, с позиции налогообложения, условий предпринимательской деятельности образовавшейся единицы.

Также существенное влияние планирование налогов в стратегическом аспекте оказывает на решение экономического субъекта в случае кардинальных изменений условий его функционирования, в том числе в случае смены собственников, реорганизации, слиянии, расширении, переориентации на другие виды деятельности и т.д. В данных обстоятельствах в ходе планирования анализируются вводимые изменения, и оценивается их эффективность с точки зрения налогообложения.

Целью в данном случае выступает определение наиболее рациональных путей реализации задуманных изменений.

В том случае, когда основные направления, структура, налоговый статус и место расположения всех участников организации уже установлены, организация работает и не планирует каких-либо серьезных изменений в своей деятельности, использование налогового аудита на стратегическую перспективу также актуально. Смысл его будет заключаться в анализе уже имеющихся условий функционирования организаций и составлении информационной налоговой базы, формировании налогового поля для осуществления оперативного налогового планирования.

Выясним зависимость налоговой нагрузки от различных финансово-экономических показателей. Для этого построим линейную математическую модель на примере организации ООО «ЭСКБ» (г. Уфа), бухгалтерская отчетность которой опубликована в открытом доступе [9]. Для построения моделей используем данные, представленные в таблице 1.

Вначале выясним линейную зависимость между налоговой нагрузкой и первым признаком - рентабельностью продаж.

Определим линейный коэффициент парной корреляции по следующей формуле:

г у - у М * - х) 079

г X _ I--1ТТ

^(у-У) хХ(* - *)

Можно сказать, что связь между рентабельностью продаж X и налоговой нагрузкой У прямая, достаточно тесная.

Таблица 1

Исходные данные для построения математической модели

Год Налоговая нагрузка, % Рентабельность продаж Рентабельность активов Кредиторская задолженность, млн. руб. Дебиторская задолженность, млн. руб. Текущий налог на прибыль, млн. руб.

2012 6,22 0,54 1,97 3010,934 4569,091 66,172

2013 6,76 0,55 2,40 3136,389 4913,001 67,522

2014 6,81 0,56 2,93 3267,072 5282,797 71,076

2015 7,31 0,81 4,58 3257,637 4915,042 74,817

2016 8,41 1,40 7,99 3417,419 3728,120 118,537

Таблица 2

Расчетные значения линейной модели парной регрессии

Год У х у х х у 1 1 х2 (у - у)2 (х - х )2 у

2012 6,22 0,54 3,36 0,29 0,78 0,05 6,60

2013 6,76 0,55 3,72 0,30 0,12 0,05 6,62

2014 6,81 0,56 3,81 0,31 0,09 0,04 6,65

2015 7,31 0,81 5,92 0,66 0,04 0,00 7,18

2016 8,41 1,4 11,77 1,96 1,71 0,39 8,46

Сумма 35,51 3,86 28,59 3,52 2,73 0,54 35,51

Среднее 7,1 0,77 5,72 0,70 0,55 0,11 7,10

Таблица 3

Расчетные значения линейной модели парной регрессии для различных признаков

Показатель Коэффициент детерминации Я2 F-критерий Фишера Индекс корреляции г УХ Средняя относительная ошибка, %

Рентабельность продаж 0,92 96,31 0,79 2,57

Рентабельность активов 0,97 254,85 0,12 1,47

Кредиторская задолженность, млн. руб. 0,85 44,92 0,002 3,02

Дебиторская задолженность, млн. руб. 0,48 7,44 -0,0004 6,49

Текущий налог на прибыль, млн. руб. 0,88 60,34 0,01 2,78

Уравнение линейной регрессии имеет вид: у = а + Ь + х .

Значения параметров а и Ь линейной модели определим, используя данные таблицы 1.

В таблицу 2 запишем полученные расчеты.

Ь = -^х^у^ =

х2 - х2 а = у - Ь х х = 5,44

Уравнение линейной регрессии имеет вид: у = 5,44 + 2,15 х х .

С увеличением рентабельности продаж на 1% налоговая нагрузка увеличится в среднем на 2,15%. Так как увеличение рентабельности продаж является одной из ключевых задач стратегического планирования, то можно сказать о том, что мы на практическом примере доказали связь между налоговым аудитом и стратегическим планированием.

Рассчитаем коэффициент детерминации: Я = гг ,Х 2 = 0,92.

Вариация результата У (налоговая нагрузка) на 92% объясняется вариацией фактора X (рентабельностью продаж).

Оценку значимости уравнения регрессии проведем с помощью F-критерия Фишера:

F--

1

-х( п - 2) = 96,31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fl>Fmaбл = 10,13 для х =0,05; ^=т = 1; ^=5-1-1=3. Из рассчитанного критерия Фишера следует то, что уравнение регрессии с вероятностью 0,95 в целом статистически значимо.

Определим среднюю относительную ошибку:

Ео

1 V

у - у

у

х 100% = 2,57%

В среднем расчетные значения у для линейной модели отличаются от фактических значений на 2,57%.

Выполним аналогичные вычисления для остальных признаков и внесем полученные данные в таблицу 3.

На основе выполненного корреляционного анализа

можно сделать вывод о том, что наибольшая корреляция показателя налоговой нагрузки наблюдается с рентабельностью продаж (коэффициент корреляции равен 0,79), с остальными показателями связь достаточно слабая.

В рамках данного исследования стала очевидной взаимосвязью между налоговым аудитом и стратегическим планированием. В качестве главной задачи налогового аудита с точки зрения стратегического планирования является установление наиболее эффективных, с позиции налогообложения, условий предпринимательской деятельности образовавшейся единицы. Помимо этого, существенное влияние планирование налогов в стратегическом аспекте оказывает на решение экономического субъекта в случае кардинальных изменений условий его функционирования, в том числе в случае смены собственников, реорганизации, слиянии, расширении, переориентации на другие виды деятельности и т.д. В данных обстоятельствах в ходе планирования анализируются вводимые изменения, и оценивается их эффективность с точки зрения налогообложения.

Основные цели налогового аудита заключаются в следующем:

- налоговое планирование как по предполагаемым операциям, так и по совершенным или находящимися в стадии реализации, особенно операций связанными с внешнеэкономическими сделками, требующими знания не только национального налогового законодательства, но и международных Конвенций и Соглашений в сфере налогового, таможенного и специального законодательства;

- предупреждение штрафных санкций, являющихся последствиями нарушения налогового законодательства.

В процессе обобщения толкования понятия налогового аудита различными авторами научных публикаций касательно данной темы, автором было предложено собственное определение понятия «налоговый аудит».

Также автором была доказана связь между налоговым аудитом и стратегическим планированием на практическом примере.

2

г

У, X

2

ЛИТЕРАТУРА

1. Методика аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами" (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

2. Ахметшин А.Ф. Налоговый аудит как отдельный элемент в системе общего аудита // Статистика и Экономика. 2014. №6. С. 37-41.

3. Морозова Ж.А. Практические аспекты проведения налогового аудита. М.: Налог Инфо : Статус-Кво 97, 2016. 198 с.

4. Олейник М.А. Налоговый аудит. Краснодар: КубГАУ, 2015. 212 с.

5. Попова Л.В., Никулина Л.Н. Аудит налогообложения. М.: Дело и Сервис, 2014. 192 с.

6. Савин А.А., Савина А.А. Аудит налогообложения. М.: Вузовский учебник, 2013. 381 с.

7. Суйц В.П. Аудит. М: КноРус, 2016. 287 с.

8. Налоговый аудит // auditsrv.ru. URL: http://auditsrv.ru/uslugi/ auditorskie-uslugi/asz/nal-audit

9. Бухгалтерская отчетность. URL: https://e-ecolog.ru/.

Поступила в редакцию 06.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.