НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ налоговые ПРОВЕРКИ В 2007 г.
м.А. Климова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» московского государственного университета печати
С 01.01.2007 вступила в силу новая редакция ч. I Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Изменения в сфере налогового администрирования очень существенны. Не обошли новшества и сферу проведения налоговых проверок, рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, наложения санкций на налогоплательщиков по результатам проверок.
Налоговый кодекс РФ в новой редакции узаконил четыре разновидности налоговых проверок — камеральную, выездную, повторную выездную, встречную.
Камеральная проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка затрагивает тот период, за который налогоплательщиком подана декларация. Такая проверка может захватывать даже периоды более чем трехлетней давности, если налогоплательщик представил уточненную декларацию за соответствующий отчетный (налоговый) период.
Это правило также введено с 2007 г., так как новой редакцией ст. 87 НК РФ ранее имевшееся ограничение на проверяемый период в отношении камеральных проверок снято.
Камеральная налоговая проверка проводится налоговым инспектором без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 мес. со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Обратим внимание на то, что срок проверки отсчитывается именно от даты подачи декларации, а не от крайнего срока ее представления.
Налоговая отчетность может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
С 2007 г. налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников на 1 января текущего года превышает 250 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде. С 2008 г. сдача налоговой отчетности в электронном формате станет обязательной для налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников на 01.01.2008 более 100 чел. (ст. 80 НК РФ, п. 8 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-Ф3).
Дата подачи декларации определяется так (см. таблицу):
Способ представления налоговой декларации Дата подачи налоговой декларации
Представлена налогоплательщиком непосредственно в налоговый орган По дате отметки в получении на копии декларации
Представлена в электронном виде По дате квитанции о приеме в электронном виде
Отправлена по почте По дате отправки почтового отправления с описью вложения
Передана по телекоммуникационным каналам связи По дате отправки
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояс-
нения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Инспектор обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В то же время сразу, при подаче декларации, у налогоплательщика нет обязанности представить дополнительные документы. Так, определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 266-О свидетельствует о том, что не требуется одновременно с налоговой декларацией по НДС (или заявлением о возврате НДС при превышении суммы налоговых вычетов над общей суммой налога) подавать документы, подтверждающие вычеты. Представлять эти документы следует только после получения требования налогового органа.
С 2007 г. у налогового органа появилась возможность налагать штрафы не только по результатам выездных, но и камеральных налоговых проверок (п. 5 ст. 88 НК РФ). Поэтому если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. По правилам этой статьи инспектор, проводивший камеральную проверку, должен составить акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Пример
Налогоплательщик подал налоговую декларацию по НДС за март 2007г. 20.04.2007. Камеральная проверка должна быть завершена не позднее 20.07.2007. Если в ходе проверки налоговый инспектор обнаружил состав налогового нарушения, он составляет акт проверки, закончившейся 20.07.2007, до 03.08.2007.
Выездная и повторная выездная проверки
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена приказом МНС России от 08.10.1999 № АП-3-16/318.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.
Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Применение этой нормы разъяснено п. 27 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5: она не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Это ограничение не распространяется на случаи проведения повторных выездных проверок в предусмотренных НК РФ случаях.
С 2007 г. в отношении одного налогоплательщика может проводиться не более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (ст. 89 НК РФ), за исключением случаев принятия решения лично руководителем ФНС России.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 мес. Указанный срок может быть продлен до 4 мес., а в исключительных случаях — до 6 мес. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность
филиалов и представительств налогоплательщика. Методические указания по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, направлены письмом МНС России от 07.05.2001 № АС-6-16/369@.
Может также проводиться самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Решение о такой проверке принимает налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.
Особо отметим, что проведение самостоятельных проверок обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами в соответствии с Уставом организации, законом не предусмотрено (см. разъяснения Минфина России в письме от 16.11.2006 № 03-02-07/1-324).
Инспекция, проводящая самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 мес.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, а не как срок пребывания проверяющих на территории налогоплательщика, как до 2007 г
Новшеством является также право, данное руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, приостановить проведение выездной налоговой проверки:
1) для истребования документов (информации) о проверяемом у контрагентов и иных лиц, располагающих нужными данными (но не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы). Порядок обращения за документами к контрагентам проверяемого налогоплательщика в рамках встречной проверки установлен ст. 93.1 НК РФ, которая введена в НК РФ с 2007 г. Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-Ф3;
2) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) для проведения экспертиз;
4) для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются отдельными решениями руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 мес. В случае если проверка была приостановлена для получения данных от иностранных государственных органов и в течение 6 мес. налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен еще на 3 мес.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.
В новой редакции НК РФ выделяется и повторная выездная проверка — проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При повторной проверке налоговый орган заново обращается не только к проверенному периоду, но повторно может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Второй случай проведения повторной выездной проверки — принципиально новый.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения
налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. Это правило относится только к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной выездной налоговой проверки, в случае, если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 01.01.2007.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Проверяющие могут привлекать для дачи показаний по проблемам проводимой налоговой проверки свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов— в порядке, предусмотренном ст. 90, 95 — 97 НК РФ.
Статья 91 НК РФ разрешает доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика в порядке, установленном Положением о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при проведении налоговых проверок, утвержденном совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39.
Истребование и выемка документов при камеральных, выездных, встречных налоговых проверках
При проведении налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы не-
обходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Проверяемому налогоплательщику должно быть вручено письменное требование о представлении документов.
Документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Новая редакция НК РФ прямо запрещает требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если это не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 93 НК РФ).
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования. Не секрет, что наличие обособленных подразделений, по месту нахождения которых хранится первичная документация или объем «первички», может сделать предоставление копий в указанный срок невозможным. Не поможет даже то, что срок представления документов с 2007 г увеличен с 5 до 10 дней.
Если объективно нет возможности представить истребуемые документы в течение 10 рабочих дней, налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение 2 рабочих дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.
Начиная с 2010 г., налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица после 01.01.2010. Ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, кроме случаев выемки документов.
Выемка возможна только при выездной проверке и при наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, утвержденного руководителем (его заместителем) этого налогового органа в порядке, определенном ст. 94 НК РФ.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
Пример
При проведении проверки по налогу на прибыль может производиться выемка первичных документов, денежных документов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налога на прибыль, а также налогов и других обязательных платежей, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, а также других справочных материалов и расчетов, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Не может производиться в этом случае выемка, например, документов, касающихся распределения налогоплательщиком сумм дивидендов, так как эти суммы не принимаются к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 99 НК РФ.
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.
В случаях если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение 5 рабочих дней после изъятия (п. 8 ст. 94 НК РФ).
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) (это требование п. 9 ст. 94 НК РФ). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
При проведении встречных проверок, когда объектом контроля является контрагент налогоплательщика (а также в случае интереса налогового органа к какой-либо сделке вне проверок вообще), инспекция может истребовать соответствующие документы, информацию у любого обладающего ими лица.
В этих ситуациях налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, с каким мероприятием связан запрос.
В течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (ин-
формации). При отсутствии копии запроса налогоплательщик может не исполнять требование.
Требование должно быть исполнено в течение 5 рабочих дней со дня получения или налогоплательщику в тот же срок нужно сообщить, что нужными документами или информацией он не располагает.
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в общеустановленный срок, налогоплательщик может ходатайствовать о продлении срока.
Документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 и ст. 93.1 НК РФ.
За отказ от исполнения запроса ст. 129.1 НК РФ предусмотрен штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.
Завершение проверки, оформление результатов
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ). После выдачи справки проверка считается законченной и в рамках этой проверки инспекторы уже не могут вернуться на предприятие. Кроме того, именно от даты справки будут отсчитываться сроки составления акта и наложения санкций налоговым органом.
В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
По правилам ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение 2 мес. со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Акт составляется в соответствии с приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».
Акт налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если налогоплательщик или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подраз-
деления) или по месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6-й день, считая с даты отправки заказного письма.
В течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Все вышесказанное об акте налоговой проверки с 2007 г. актуально и для камеральных проверок, при которых в случае выявления налоговых нарушений теперь также составляется акт и налагаются налоговые санкции. Только для составления акта камеральной проверки налоговому инспектору отпущено 10 рабочих дней по окончании камеральной проверки (ст. 88 и п. 1 ст. 100 НК РФ).
Рассмотрение дела о налоговом нарушении, наложение санкций, взыскание недоимки, пеней и штрафа
После составления и вручения налогоплательщику акта налоговой проверки начинается следующий этап налогового контроля — рассмотрение дела о налоговом нарушении и вынесение решения о наложении штрафа.
Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
С 01.01.2009 решение налогового органа по результатам проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Для обеспечения взыскания недоимки, пеней и санкций налоговый орган может принять следующие меры:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, который налагается последовательно в отношении:
недвижимого имущества;
транспортных средств, ценных бумаг;
иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
готовой продукции, сырья и материалов;
2) приостановление операций по счетам в банке.
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответствен-
ности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоплаты налога, сбора, пеней, штрафа с налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные ст. 69 и 101.3 НК РФ.
Если до 2007 г. налоговые органы имели право во внесудебном порядке взыскивать с налогоп-
лательщиков только сумму недоплаты по налогу (сбору), пени и небольшие (до 50 000 руб.) штрафы, то с 01.01.2007 все налоговые санкции в полном объеме взимаются по решению налогового органа, а в суд ему придется обращаться только по поводу взыскания штрафа (пп. 2 и 8 ст. 45 НК РФ):
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
В связи с новым порядком взыскания штрафов следует подробно ознакомиться с постановлением президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Этот документ определяет подход судов к определению обоснованности уменьшения налогоплательщиком размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения
налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещения налога из бюджета.
Что касается случая наложения штрафов при переквалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, то пп. 7 и 8 этого документа гласят, что фактически налоговый орган сам вправе определить тип сделки фактически совершенной проверяемым, а суд только согласится или не согласится с его доводами (или доводами налогоплательщика) и определит размер недоимки и штрафа.
При этом сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 Гражданского кодекса РФ), мнимые и притворные сделки (ст. 170 Гражданского кодекса РФ) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений ст. 166 Гражданского кодекса РФ.
Подача иска в суд налоговым органом в этих случаях регулируется ст. 104 НК РФ. Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов
к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ.
Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве РФ.
Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
Схема взыскания недоимки, пеней и штрафов в 2007 г. выглядит следующим образом.