Налоговые и бюджетные инструменты финансовой поддержки субъектов малого бизнеса, особенности государственной поддержки социального предпринимательства в регионах РФ
Янь Мин Цзе
аспирант, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Обязательным условием стабильности экономики каждого региона и экономики страны в целом является высокий уровень развития малого бизнеса. Для успешной реализации потенциала малого предпринимательства необходимо обеспечить эффективную систему государственной поддержки этой категории субъектов бизнеса. В настоящей статье рассматривается комплекс современных налоговых и бюджетных инструментов финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в сфере социального предпринимательства, направленного на решение значимых социальных, культурных или экологических проблем социума. Раскрыта специфика предоставления государством и муниципалитетом финансовой поддержки субъектам малого бизнеса на этапе создания бизнеса в части приоритетных отраслей региона. Отмечена важность системы мер поддержки малого бизнеса в условиях реализации национальных проектов и программ, стратегий развития регионов. На основе анализа законодательной базы разработаны и систематизированы критерии отнесения рыночных субъектов к малым или средним предпринимателям.
Ключевые слова: малый бизнес, меры государственной поддержки, налоговые и бюджетные инструменты финансовой поддержки малого бизнеса, социальное предпринимательство.
Малое и среднее предпринимательство (именуемые также в литературе «малым и средним бизнесом») - специфический вид активности, который представляет собой небольшую по масштабам экономически значимую деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, действующих самостоятельно или имеющих малое число наемных работников.
Роль малого бизнеса в национальной экономике обусловлена тем, что он направлен на обеспечение максимальной индивидуализации товаров и услуг, осуществление адресного подхода к их потребителю. В отличие от производящих стандартную продукцию крупных интегрированных компаний, ориентированных на концентрацию капиталов и производственных мощностей, имеющих собственную развитую маркетинговую структуру, малые предприятия способны быстро реагировать на изменения рынка, учитывать сиюминутные настроения потребителя. Их слабость заключается в тои, что собственной инфраструктурой и необходимым объемом финансов они не обладают. Данная проблема должна решаться государством на основе кластерного подхода, который позволяет повышать уровень конкурентоспособности государства, региона, отрасли, позволяя включить малый бизнес в масштабные инфраструктурные проекты. Он является основой стимулирования инновационной деятельности, а также базой для взаимодействия большого и малого бизнеса [4].
Развитие малого бизнеса априори имеет социальный характер. Рост количества рыночных субъектов рассматриваемой категории ведет к созданию дополнительных рабочих мест, что способствует росту уровня занятости населения, в том числе таких проблемных категорий работников как женщины, молодежь, предпенсионеры, инвалиды. Возрастает объём налоговых платежей, также за счет малых венчурных компаний и стартапов активно расширяется инновационное производство и др. Поэтому сектору малого и среднего бизнеса (МСП) отводится значимая роль в экономике каждого региона и каждой страны в целом.
В связи со сказанным для нашего государства актуально формирование эффективной системы мер поддержки малого бизнеса, в том числе социально-ориентированного.
Основная особенность малого бизнеса состоит в отсутствии у таких рыночных субъектов достаточного количества собственных материальных и информационных ресурсов, требующихся для успешного продвижения продукции в постоянно усложняющихся экономических условиях, соответственно, они не стабильны и нуждаются в разноплановой государственной поддержке [3].
Нельзя не отметить, что с 2007 года (с момента принятия Федерального закона № 209-ФЗ [1]) в нашей стране на всех уровнях публичной власти - федеральном, региональном и местном - разработан и активно применяется спектр инструментов, посредством которых осуществляется поддержка начинающих предпринимателей и малого бизнеса.
На основе норм упомянутого выше Федерального закона № 209-ФЗ [1] выделим критерии отнесения рыночных субъектов к категории МСП (рис. 1):
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
Сл>
< СП
0
1 I
Рисунок 1 - Критерии отнесения рыночных субъектов к малым или
средним предпринимателям
Источник: построено автором на основе [1]
В последние годы к малому бизнесу применительно к праву доступа к мерам государственной поддержки приравнена новая категория - самозанятые граждане, которые не имеют статуса предпринимателя.
В современных экономических условиях интенсивность и разнообразие предоставляемой поддержки необходимо увеличить. Очевидна необходимость в совершенствовании системы налогообложения малого бизнеса, в вовлечении его представителей в контрактную систему и др. И малые бизнес-структуры, и самозанятые граждане особенно нуждаются в акселерации, есть в ускорении роста и развития, которое способствует более быстрой трансформации социальной миссии в качественный бизнес-проект, позволяет оптимизировать продукцию, настраивать каналы продаж производимой продукции, расширять рынки сбыта и, в конечном итоге, масштабировать бизнес. В роли акселератора выступают органы и организации, поддерживающие и развивающие стартапы. Это площадки и бизнес-инкубаторы, предоставляющие начинающим предпринимателям рабочее пространство, доступ к государственному и муниципальному финансированию, к обучению, возможности взаимодействия с научным и экспертным сообществом, и т.п.
Государственная политика, направленная на поддержку и развитие субъектов среднего и малого предпринимательства, включает комплекс мер, обеспечивающих решение наиболее распространенных проблем, с которыми сталкивается малый бизнес, от получения доступа к инфраструктуре и оборудованию, необходимых для предпринимательской деятельности до содействия в продвижении произведённой продукции.
Согласно ст. 16 упомянутого выше Федерального закона № 209-ФЗ российским законодателем закреплены формы, условия и порядок поддержки МСП. Ст. 17 анализируемого Закона определен порядок предоставления финансовой поддержки как непосредственно субъектам МСП, так и организациям, входящим в инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Отметим, что оказание финансовой поддержки данной категории участников рынка реализуется в рамках норм федерального законодательства за счет средств бюджетов всех уровней.
В настоящее время помощь от лица государства осуществляется прежде всего в рамках национального проекта, именуемого ныне «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Этот Национальный проект реализуется с целью поддержки субъектов малого бизнеса и предусматривает оказание содействия адресатам на всех этапах развития нового бизнеса, от стартовой бизнес-идеи до выхода на рынок, в том числе международный, и перерастания масштабов МСП.
Минэкономразвития России согласно требованиям Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 [2], имеющего стратегический характер, была разработана новая структура паспорта
данного национального проекта. Ею охватываются четыре федеральных проекта, которые направлены, во-первых, на поддержку самозанятых граждан; во-вторых, на предакселерацию субъектов МСП (определение бизнес-идеи, создание бизнес-проекта); в-третьих, непосредственно на акселерацию субъектов МСП (предоставление мер государственной поддержки); в-четвертых, обеспечение доступа к цифровой платформе МСП
В настоящее время субъектам МСП государство и муниципалитеты предоставляют следующие виды финансовой поддержки:
1. Помощь начинающим предпринимателям:
Во-первых, гранты на открытие бизнеса, которые представляют собой суммы целевого финансирования, которые могут быть израсходованы исключительно на запуск своего бизнеса. Получить грант можно по месту регистрации бизнеса. Для получения такой финансовой помощи предприниматели могут обратиться в местный орган власти, составив заявку и представив бизнес-план. Практическую помощь в подготовке таких обращений оказывают региональных центров «Мой бизнес».
Для поддержки начинающих предпринимателей в возрасте моложе 25 лет, предусмотрено выделение специального вида гранта в сумме от 100 000 до 500 000 рублей (или до 1 миллиона рублей, когда компания работает в арктической зоне).
Помимо возрастного ценза претендент на получение такого гранта должен доказать документально отсутствие у компании долгов по налогам и взносам свыше 1 000 рублей и пройти бесплатное обучение по основам предпринимательства в центрах «Мой бизнес». Для получения гранта претенденту необходимо вложить в бизнес не менее 25% собственных денежных средств. Такой подход способствует профилактике иждивенчества.
Аналогично малые компании, стремящиеся начать социально ориентированный бизнес с участием персонала, включающего лиц с ОВЗ, молодежь и другие категории работников, определенных в ст. 24.1 Федерального закона № 209-ФЗ, также могут получить грант в размере от 100 000 до 500 000 рублей (до 1 миллиона рублей для арктической зоны).
Поддержка направлена прежде всего на приоритетные для государства отрасли, способствующие диверсификации отечественной экономики, такие как 1Т, сельское хозяйство, туризм и др. Их перечень зависит от особенностей и условий каждого конкретного российского региона.
Порядок получения грантов устанавливают региональные власти. К примеру, Ростуризмом были определены 48 российских регионов, в которых в 2023 году предоставляются гранты для МСП, создаваемых и функционирующих в сфере туристического бизнеса.
Выбранные Ростуризмом регионы обеспечиваются предоставлением грантовых денежных средств в сумме до трёх миллионов рублей тем субъектам малого бизнеса, которые:
- осуществляют в регионе развитие внутреннего туризма на национальных туристических маршрутах;
- оказывают содействие привлечению потока туристов в конкретный регион;
- создают новые рабочие места в сфере туризма и связанных с ней отраслях - индустрии гостеприимства, общественного питания и др.;
- в целях расширения туристической деятельности планируют приобрести оборудование, участвуют в создании электронных путеводителей и иных средств информирования туристов;
- способствуют формированию в регионе благоприятной среды для маломобильных туристов (лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Во-вторых, для начинающих предпринимателей предусмотрена помощь в части налогообложения. Это упрощенная система налогообложения, «налоговые каникулы», пониженные ставки страховых взносов, налоговые вычеты.
В-третьих, начинающие предприниматели имеют возможность оплачивать товары, работы, услуги с минимальной комиссией (менее 1%) через систему быстрых платежей Банка России.
Эти меры поддержки для граждан, начинающих свое дело, предоставляются через региональные центры «Мой бизнес». Ими ранее пользовались только малые и средние предприниматели, сейчас они в полной мере доступны и самозанятым гражданам.
2. Помощь по кредитам и займам для малого бизнеса оказывается по следующим направлениям:
- предоставление банковским кредитов по льготным ставкам;
- гарантийная поддержка по банковским кредитам;
- заём по сниженной ставке;
- «кредитные каникулы».
3. Предоставление субсидий, то есть денежных сумм в рамках государственного финансирования, которое, в отличие от кредита, не нужно возвращать. Ори предоставляются малым предпринимательским компаниям на конкурсной основе, исключительно для достижения определённой цели, к примеру, для закупки конкретного оборудования или сырья. Размер субсидирования зависит от региона и конкретной программы господдержки.
4. Льготы по аренде помещения для бизнеса. В первую очередь это помещения в действующих технопарках и бизнес-инкубаторах.
Средства федерального бюджета, предназначенные для государственной поддержки деятельности субъектов МСП, должны быть отражены отдельной строкой в тексте федерального закона о федеральном бюджете.
Субъекты малого бизнеса должны получать со стороны государства в полной мере не только финансовую, но и информационную, консультационную, имущественную и образовательную поддержку.
Особенно важно обучение и консультирование в сфере бизнеса. Онлайн-занятия представлены, к примеру, на портале «Мой бизнес» и цифровой платформе мСп, на сайте корпорации МСП.
В регионах обучение начинающие бизнесмены могут пройти в местных фондах поддержки МСП.
Нельзя не отметить важную роль цифровой платформы МСП.РФ, которая была создана в феврале 2022 года благодаря анализируемому национальному проекту. Платформа в настоящее время аккумулировала 22 сервиса и свыше 400 вариантов федеральных и региональных мер поддержки малого бизнеса.
Таким образом субъекты малого бизнеса априори находятся в достаточно слабой конкурентной позиции в сравнении с крупными рыночными игроками. Государство компенсирует эту слабость, закрепив на законодательном уровне целый спектр мер поддержки развития малого предпринимательства и самозанятых граждан.
Усиление экономических проблем в современных условиях свидетельствует о необходимости совершенствования системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Ее основу могут составить возможности, обусловленные
активной цифровизацией сферы взаимодействия бизнеса и государства, которая помогает минимизировать административные барьеры вхождения на рынок и обеспечить максимально адресную финансовую и иную помощь субъектам МСП.
Особенно актуальным представляется снижение налогового бремени и выработка других мер в сфере налогообложения, а также обеспечение полноценного участия субъектов МСП в системе контрактных закупок в публичных целях.
Литература
1. О развитии МСП в РФ: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2023) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. (дата обращения 18.08.2023)
2. О национальных целях развития РФ на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07. 2020 № 474 // Собрание законодательства РФ от 27 июля 2020 года. № 30 ст. 4884.
3. Адаменко А.А. Государственная поддержка как инструмент повышения эффективности малого бизнеса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2020. - Т. 13, № 3. - С. 57-67.
4. Бондаренко Н.Е. Инновационные кластеры: теоретические основы и формы организации // Вестник российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2015. -№5(83). - С. 29-41.
Tax and budgetary instruments of financial support for small businesses, features of state support for social entrepreneurship in the regions of the russian federation Yan Ming Jie
Plekhanov Russian University of Economics
JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34
A prerequisite for the stability of the economy of each region and the economy of the country as a whole is a high level of small business development. To successfully realize the potential of small business, it is necessary to provide an effective system of state support for this category of business entities. This article examines the complex of modern tax and budgetary instruments of financial support for small businesses in the field of social entrepreneurship aimed at solving significant social, cultural or environmental problems of society. The specifics of the provision of financial support by the state and the municipality to small businesses at the stage of business creation in terms of priority sectors of the region are disclosed. The importance of the system of measures to support small businesses in the context of the implementation of national projects and programs, regional development strategies was noted. Based on the analysis of the legislative framework, criteria for classifying market entities as small or medium-sized entrepreneurs have been developed and systematized. Keywords: small business, measures of state support, tax and budgetary instruments
of financial support for small business, social entrepreneurship. References
1. On the development of SMEs in the Russian Federation: Federal Law No. 209-FZ
of 24.07.2007 (ed. of 10.07.2023, with amendments and additions, intro. effective from 07/28/2023) // SPS Consultant Plus [Electronic resource]. (accessed 18.08.2023)
2. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to
2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated July 21, 2020 // Collection of Legislation of the Russian Federation dated July 27, 2020. No. 30, article 4884.
3. Adamenko A.A. State support as a tool for improving the efficiency of small business
/ A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Scientific and Technical bulletin of SPbPU. Economic sciences. - 2020. - Vol. 13, No. 3. - pp. 57-67.
4. Bondarenko N.E. Innovative clusters: theoretical foundations and forms of
organization // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. -2015. - №5(83). - Pp. 29-41.
X X О го А С.
X
го m
о
м о м
CJ