DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-243-252
А.А. Орёл - аспирант кафедры управления социальными и экономическими процессами, АОУ ВО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», г. Гатчина, [email protected],
А.А. Orel - postgraduate student of the Department of Social and Economic Processes Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, Gatchina;
О.В. Заборовская - д.э.н., профессор, заведующая кафедрой управления социальными и экономическими процессами, АОУ ВО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», г. Гатчина, [email protected],
O.V. Zaborovskaya - Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Social and Economic Processes Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, Gatchina;
А.С. Семенов - генеральный директор МСП Фонда МКК МО «Город Гатчина», г. Гатчина, [email protected],
A.S. Semenov - General Director of the SME Foundation of the MCC MO "City of Ga tch in a ", Ga tch in a.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
STATE FINANCIAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE LENINGRAD REGION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION
Аннотация. В статье произведён анализ текущего уровня государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в сферах, способствующих устойчивому развитию, на территории Ленинградской области. Было отмечено слабое разделение видов коммерческой деятельности, относящихся к устойчивому развитию региона. Также было выявлено, что социальное предпринимательство региона имеет более чёткую нормативно-правовую базу и получает наибольшую государственную поддержку в сравнении с экологическим бизнесом. В статье были предложены рекомендации по раскрытию и регламентации деятельности, способствующих достижению устойчивого развития региона, а также предложены пути совершенствования инструментов государственной финансовой поддержки субъектов МСП, работающих в данной сфере.
Abstract. The article analyzes the current level of state financial support for small and medium-sized businesses working in areas contributing to sustainable development on the territory of the Leningrad Region. There was a weak separation of the types of business activities related to the sustainable development of the region. It was also revealed that social entrepreneurship in the region has a clearer regulatory framework and receives more government support in comparison with environmental business. The article proposed recommendations for the disclosure and regulation of activities that contribute to the achievement of sustainable development of the region, as well as suggested ways to improve the instruments of state financial support for SMEs working in this area.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экологическое предпринимательство, социальное предпринимательство, поддержка предпринимательства, устойчивое социально -экономическое развитие региона, меры государственной поддержки.
Keywords: small and medium-sized businesses, environmental entrepreneurship, social entrepreneurship, support for entrepreneurship, sustainable socio-economic development of the region, measures of state support.
Введение
Современные представления об устойчивом развитии региона базируются на необходимости поддержки взаимосвязанного функционирования экономической, экологической и социальной сферы, позволяющего достичь повышения качества жизни населения на основе стабильного экономического роста, высокого уровня социальной защищённости и сохранения
окружающей природной среды [12, 13, 16]. По сути, обеспечение высокого качества жизни населения с учётом указанных ограничений является стратегической целью развития региональной социально-экономической системы. При этом именно деятельность хозяйствующих субъектов, учитывающая принципы устойчивого развития, является ключевым элементом, опираясь на который, можно выстроить экологически и социально ориентированную экономическую систему региона [17, 18, 22]. Особое место здесь занимает малый и средний бизнес (МСБ), который в целом способствует социальной стабильности, повышению экономического статуса членов регионального сообщества. Так, субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) потенциально могут увеличить налоговые отчисления в бюджеты, способствовать созданию рабочих мест, в том числе самозанятости, расширить ассортимент товаров и услуг в регионе и т.д. Помимо этого, этот вид хозяйствующих субъектов может оказаться эффективным в развитии социальной и экологической сфер региона, то есть при определённых условиях стать опорой устойчивого развития [10, 21]. В то же время, существующие подходы к регулированию развития МСП, к построению системы поддержки в очень малой степени учитывают задачи устойчивого развития, что требует определённой коррекции.
Результаты и обсуждение
В современных реалиях финансовая государственная поддержка малого и среднего бизнеса играет существенную роль в предпринимательской деятельности [11]. На территории Ленинградской области количество субъектов малого и среднего предпринимательства стабильно растёт, что представлено на рисунке 1.
Количество субъектов МСП
70000 -63918
<¡<¡<¡44 59584 60000 "50853-52280 -
50000 --_
40000 Щ
■ Количество субы МСП
20000 --■
1оо°: li I I 1
2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 1 - Количество субъектов МСП в Ленинградской области за 2016-2020 гг. (составлено авторами на основе [23])
Малые и средние предприятия рассматриваются Правительством РФ как один из факторов развития экономики. Как отмечено в Федеральном законе от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к ответственности регионов относится разработка и осуществление региональных программ развития предпринимательства с учётом социально-экономических, экологических и других особенностей [1]. В связи с этим, особенно важной для достижения долгосрочных целей региона, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, становится помощь для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере устойчивого развития. Устойчивым развитием является такое развитие региональной социально-экономической системы, которое предполагает обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благополучной экологической обстановки в целях удовлетворения потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений людей [9, 16, 19]. С этих позиций можно выделить предпринимательскую деятельность, направленную на решение социальных проблем либо социальный прогресс в различных областях, а также на достижение экологического благополучия.
Стоит отметить, что чёткое разделение видов деятельности, относящихся к устойчивому развитию региона, в российской нормативно-правовой базе отсутствует. За основу для
дальнейшего исследования предлагается взять термины «социальное» и «экологическое» предпринимательство.
Ключевые критерии отнесения малых и средних предприятий к социальным предприятиям закреплены в Федеральном законе от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"». В данном НПА под «социальным» предпринимательством понимается предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества [2]. Для получения поддержки со стороны государства субъекты МСП должны осуществлять деятельность в соответствии с определёнными кодами ОКВЭД. Предлагается добавить следующие коды по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) для детализации «социальной» деятельности субъектов МСП. К таким кодам ОКВЭД следует отнести: 79.90.1, 79.90.2, 79.90.21, 79.90.22, 85.1, 85.11, 85.12, 85.13, 85.14, 85.4, 85.41, 85.41.1, 85.41.2, 85.41.9 , 85.42, 85.42.9, 86.90, 87.1, 87.10, 87.2, 87.20, 87.3, 87.30, 87.9, 87.90, 88.1, 88.10, 88.9, 88.91, 88.99, 90.01, 90.03, 90.04, 90.04.2, 90.04.3, 91.02, 93.1, 93.11, 93.12, 93.13, 93.19, 93.29.2, 95.29.2, 96.04. Предложенные коды ОКВЭД преимущественно относятся к деятельности в сфере образования; деятельности в области медицины и уходу; предоставлении социальных услуг; деятельности физкультурно- оздоровительной, досуга для детей и взрослых и т.п. Отметим, что данные виды деятельности, осуществление которых в качестве основного вида деятельности (по коду ОКВЭД), дают право претендовать на получение государственной субсидии от комитета по поддержке малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.
Понятие «экологическое предпринимательство» закреплено только в Модельном законе («Об основах экологического предпринимательства» от 13 июня 2000 №15-6) [3], который носит рекомендательный характер. Предполагается, что субъекты МСП, осуществляющие свою деятельность по следующим кодам ОКВЭД, могут быть отнесены к «экологическому» бизнесу - 38.1, 38.11, 38.12, 38.2, 38.21, 38.22, 38.3, 38.31, 38.32, 74.90, 74.90.5 - сбор, обработка и утилизация отходов, предоставление консультационных услуг в области экологии и т.п. Данный перечень видов деятельности относится к «экологическому» бизнесу большинством практикующих юристов.
Выделение кодов ОКВЭД, связанных с социальным и экологическим предпринимательством, их детализация в перспективе позволят сформировать пакет дополнительных мер для таких предпринимателей, что будет способствовать формированию предпосылок устойчивого развития региона.
Рассмотрим спецификацию поддержки по отношению к субъектам МСП в области «социального» и «экологического» предпринимательства [14, 20]. Финансирование мероприятий по поддержке МСП в Ленинградской области за период с 2014 по 2020 гг. представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Финансирование мероприятий по поддержке МСП в Ленинградской области [24]
Отметим, что в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции данный бюджет был увеличен.
На территории Ленинградской области существуют различные инструменты поддержки субъектов малого и среднего бизнеса: финансовые, имущественные, консультационные, информационные, правовые, а также обучение и продвижение. Большинство из них подходит для предпринимателей, работающих в сферах, способствующих устойчивому развитию [4-8]. На рисунке 2 видно, что объем финансирования, направленный на поддержку МСП в регионе, растёт, соответственно, экологические и социальные приоритеты потенциально могут быть обеспечены финансово.
На рисунке 3 представлена динамика предоставленных субсидий и грантов комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области субъектам МСП за 2018-2020 гг. На основании выделенных выше кодов ОКВЭД отдельно представлена динамика объемов субсидий и грантов для МСП, работающих в экологической и социальной сферах.
В 2018 году комитетом было предоставлено 156,3 млн рублей в виде безвозмездной финансовой поддержки - субсидий и грантов. Получателями поддержки оказалось 337 субъектов МСП. Из них только 6 предприятий осуществляло свою деятельность в сфере экологии, они получили поддержку на сумму 2 663 тыс. рублей. Предпринимателями в социальной сфере было получено 9 960 тыс. рублей (поддержка была предоставлена 35 малым и средним предприятий и ИП).
В 2019 году уже 445 субъектов МСП стали получателями безвозмездной финансовой поддержки, сумма поддержки составила 226,1 млн рублей. Для 9 предприятий, работающих в сфере экологии, была выделена поддержка в размере 4 437 тыс. рублей. Получателями поддержки в социальной сфере стали 62 субъекта МСП, сумма субсидий и грантов для них в 2019 году равна 37 616 тыс. рублей.
Общая сумма
предоставленных субсидий и грантов для субъектов МСП, млн. руб.
Сумма предоставленных субсидий и грантов для МСП, работающих в сфере экологии, млн. руб.
Сумма предоставленных субсидий и грантов для МСП, работающих в срциальной сфере, млн. руб.
Рисунок 3 - Сумма предоставленных субсидий и грантов субъектам МСП в Ленинградской области за 2018-2020 гг. (составлено авторами на основе [24])
В 2020 году получателями финансовой поддержки по программам, не связанным с распространением новой коронавирусной инфекции, являлись 525 субъектов МСП, которые получили 372,7 млн рублей. Субъекты МСП в сфере экологии получили, 7 323 тыс. рублей; помощь получили 11 предприятия. В свою очередь, 87 «социальных» предприятий получили субсидий и грантов на 105 534 тыс. рублей. Отметим, что 47,8 млн рублей было выделено комитетом по поддержке МСБ и потребительского рынка Ленинградской области как допол-
нительные безвозмездные финансовые программы поддержки с связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории анализируемого региона [6].
Общий объем безвозмездной финансовой поддержки за рассматриваемый период увеличился более чем в 2 раза. Также наблюдается рост для предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере экологии. Однако доля их поддержки не превышает 2 % от общей суммы предоставленных субсидий в 2020 году. Доля социальных предприятий, получивших государственную финансовую поддержку за период с 2018 по 2020 гг., заметно выше. Их доля в общем объёме субсидий и грантов составила 6,4 %, 16,6 % и 28,3 % соответственно.
На рисунке 4 изображен график динамики доли субсидий, полученных МСП, работающих в сферах, обеспечивающих устойчивое развитие, к общей доле выданных субсидий в регионе за 2018-2020 гг.
Рисунок 4 - Динамика доли субсидий, полученных МСП, работающих в сфере устойчивого развития, к общей доле выданных субсидий в Ленинградской области
за 2018-2020 гг., %
Как видно из рисунка, за последнее 3 года безвозмездная финансовая поддержка существенно возросла - с 8,1 % в 2018 году до 30,3 % в 2020 году (не считая поддержку, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции).
Таким образом, можно сделать вывод, что безвозмездная финансовая поддержка для предприятий, работающих в социальной и «экологической» сферах, растет как в абсолютном, так и в относительном выражениях. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, социальные предприятия получили более широкие возможности поддержки своей деятельности, увеличилась общая сумма для такой поддержки со стороны государства, была выделена отдельная программа на получение субсидий «Социальное предпринимательство» [25]. Это, в первую очередь, связано с систематизацией законодательства и акценте внимания органов государственного и муниципального управления на проблемах социального предпринимательства [15]. Растёт осведомлённость начинающих предпринимателей об этом виде хозяйственной деятельности. Во-вторых, упростилась общая методика получения субсидий и грантов для субъектов МСП - сократился пакет документов, необходимых для подачи заявки, снизились сроки рассмотрения заявки, возросло количество проводимых конкурсных комиссий в течение года. В-третьих, изменилась окружающая экономическая среда в регионе: ухудшилась покупательская способность как в В2С, так и в В2В секторах, увеличилась конкуренция, Правительством Ленинградской области были введены ограничительные меры на работу по причине распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году и т.д. [26]. В связи с этим, субъекты МСП, работающие к сфере устойчивого развития, всё чаще вынуждены обращаться к государственной поддержке.
Ещё одной финансовой мерой поддержки, которая востребована у предпринимательства на территории Ленинградской области, являются микрозаймы. Субъекты МСП, а также
самозанятые региона имеют возможность получить льготный целевой микрозаим в размере до 5 млн рублей на срок до 36 месяцев [24], процентная ставка зависит от вида деятельности, в 2020 году она не превышала 5 % годовых.
На рисунке 4 представлена динамика выданных микрозаймов для субъектов МСП, в том числе для предприятий, работающих в сфере экологии и социальной сфере в Ленинградской области за 2016-2020 гг.
В 2016 году профильным комитетом Ленинградской области был выдан 41 микрозайм на сумму 39 348 тыс. рублей. В сфере экологии был всего 1 получатель поддержки на сумму 1 600 тыс. рублей. Субъектов МСП, где основной код ОКВЭД относился бы к социальной сфере, среди получателей данной возвратной финансовой поддержки не оказалось.
В 2017 году было выдано 56 микрозаймов на общую сумму 103 659 тыс. рублей. 1 субъект МСП, работающий в сфере экологии, получил микрозаймы на сумму 3 000 тыс. рублей. В социальной сфере получателями поддержки стали 3 предпринимателя, которые получили 4 760 тыс. рублей возвратного финансирования.
Рисунок 4 - Сумма предоставленных микрозаймов субъектам МСП в Ленинградской области за 2016-2020 гг. (составлено авторами на основе [24])
В 2018 году было выдано 152 659 тыс. рублей в виде 93 микрозаймов. Только 1 предприятие сферы экологии воспользовалось данной возможностью, сумма займа - 1 500 тыс. рублей. В социальной сфере 4 субъекта МСП получили поддержку на 6 350 тыс. рублей.
Данная мера поддержки в 2019 году была оказана на сумму 240 207 тыс. рублей, было выдано 120 микрозаймов. В свою очередь, снова только 1 предприятие сферы экологии воспользовалось поддержкой на сумму 2 500 тыс. рублей. 10 компаний из социальной сферы получили 17 610 тыс. рублей.
В 2020 году комитетом было выделено 189 микрозаймов на сумму 398 783,5 тыс. рублей. В данном году 5 предприятий, работающих в сфере экологии, получили 16 000 тыс. рублей. 12 предприятиям из социальной сферы было выдано 22 279 тыс. рублей.
Как видно на рисунке 5, динамика доли государственного заёмного финансирования субъектов МСП, работающих в сфере экологии и социальной сфере, к обшей сумме государственного микрофинансирования в Ленинградской области за последние 5 лет ежегодно растёт (за исключением 2018 года).
12
2
О
2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 5 - Динамика доли микрофинансирования субъектов МСП, работающих в сфере экологии и социальной сфере, к общему объёму выданных микрозаймов в Ленинградской области за 2016-2020 гг., %
Несмотря на позитивную динамику государственного микрофинансирования субъектов МСП, работающих в социальной и экологической сферах, их доля в общем заёмном финансировании относительно невелика. В 2019 году доля микрозаймов «экологических» предприятий составила всего 1 и% от общего микрофинансирования субъектов МСП Ленинградской области. Соответственно, доля социальных предпринимателей в этом году равна 7 %. В 2020 году доля микрозаймов «экологических» предприятий составила 4 % от общего микрофинансирования субъектов МСП региона, социальные предприниматели получили около 6 % от выданного кредитного портфеля. Для повышения доли государственного микрофинансирования предприятий, работающих в сферах, обеспечивающих устойчивое развитие, необходимо предоставление их видам деятельности статуса приоритетных. Также следует сократить срок рассмотрения заявок на получение займа, снизить процентную ставку для субъектов МСП, осуществляющих свою деятельность в данных сферах.
Заключение
В целом можно говорить о положительной динамике развития сектора МСП в Ленинградской области и тесной взаимосвязи между ростом числа МСП и количеством финансовых средств, затрачиваемых на поддержку предпринимательства. Также отмечается повышающийся уровень поддержки субъектов МСП, работающих в сферах, обеспечивающих устойчивое развитие, - экологии и социальной сфере, и в абсолютных суммах, и в процентном отношении к общему количеству поддерживаемых компаний. Однако, поддержка предприятий в экологической сфере по- прежнему остаётся на достаточно низком уровне. В 2020 году доля их поддержки составила менее 2 % по субсидиям и 4 % по государственным микрозаймам.
Для повышения эффективности финансовой поддержки субъектов МСП, работающих в социальных и экологических сферах, авторы предлагают следующее:
1. закрепить понятие «экологическое предпринимательство» по аналогии с «социальным предпринимательством» на региональном и федеральном уровнях. Также необходимо раскрыть и регламентировать деятельность, относящуюся к «экологическому предпринимательству»;
2. выделить отдельную программу безвозмездной финансовой поддержки в Ленинградской области для субъектов МСП, работающих в сфере экологии. Дать возможность таким предприятиям компенсировать затраты на НИОКР, приобретение основных средств, получение лицензий и разрешительной документации и т.п.;
3. повысить осведомлённость действующих предпринимателей и лиц, заинтересованных в открытии своего дела, об услугах и мерах государственной поддержки. Эффективными мерами могут стать: размещение рекламы в МФЦ, службах занятости региона, ФНС, на
сайте «Госуслуги». Целесообразно создание на региональном уровне порталов по социальному и экологическому предпринимательству (например, «Бизнес будущего: Экологическое предпринимательство Ленинградской области»), на которых аккумулировать актуальную для предпринимателей информацию. Сюда также можно отнести продвижение предпринимателей через различные СМИ - «истории успеха» предпринимателей, которые воспользовались поддержкой государства;
4. включить в образовательную программу среднего и высшего образования дисциплин по финансовой грамотности, популяризации предпринимательства, в том числе в области устойчивого развития. Это будет способствовать формированию у школьников и студентов представлений о важности сбалансированности всех трёх компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического и о перспективах социального и экологического предпринимательства.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство может стать базисом для обеспечения устойчивости социально-экономической системы региона, а эффективная государственная поддержка - стимулом его качественного развития.
Источники:
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ ( в ред. от 08.06.2020 № 169-ФЗ).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72232770/ (дата обращения: 02.06.2021).
3. Модельный закон «Об основах экологического предпринимательства» принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 13 июня 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901832941. (дата обращения: 04.06.2021).
4. Региональная составляющая Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы Ленинградская область» [Электронный ресурс]. https: //813.ru/podderzhka/program-podderzhki/natsionalnyy-proekt/ (дата обращения: 01.06.2021).
5. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на период до 2030 года (утверждена областным законом от 8 августа 2016 года № 76-оз).
6. Постановление Правительства Ленинградской области от 17 июля 2018 г. № 252 «Об утверждении порядка предоставления субсидий для возмещения части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением деятельности социальной направленности, в рамках Государственной Программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области».
7. Подпрограмма 3 «Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области» (Утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 394 (ред. от 28.09.2017).
8. План работы Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства», Фонда поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, микрокредитной компании в 2020 году.
9. Барейко С.Н. Региональные аспекты развития малого и среднего предпринимательства (на примере Ленинградской области) // Национальная безопасность / nota bene. - 2019. - с. 80 - 87.
Ю.Григорьева К.Д. Инструменты государственной поддержки инновационного развития в Ленинградской области //Управленческое консультирование. - 2018.
11. Долю малого и среднего бизнеса в ВРП Ленобласти планируется увеличить до 30% к 2024 году. Санкт-Петербург, 22 апреля 2019. /ТАСС/ [Электронный ресурс]. https://tass.ru/msp/ 6362880 (дата обращения: 20.05.2021).
12.Демченко М.В. Исследование эволюции экологического предпринимательства в зарубежных странах как объекта правового обеспечения и оригинала конструируемой социально-правовой модели // Инноватика и экспертиза. - 2018. - Выпуск 4 (25). - С. 61-64.
13.3аборовская О.В. Инновационные направления развития услуг социального характера // Новеллы права, экономики и управления, 2019 сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции, 2020. С. 339-343.
14.Инвестиционный портал Ленинградской области [Электронный ресурс]. http://lenoblinvest.ru/ ekonomika-i-investitsionnyj-klimat/ (дата обращения: 27.05.2021).
15.Новикова Е. В. Макроэкономические индикаторы социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 3 (45).
16.Новоченко Д.В., Малова Д.В. Устойчивое развитие региона // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2016 , №4, стр. 34-44.
17.Пономарева М. А Совершенствование экономического механизма управления устойчивым развитием в российских регионах. - Ростов н/Д : Содействие - XXI век, 2018.
18.Рудская И. А Моделирование оценки эффективности региональной инновационной системы России //Инновации. - 2017. - №. 10 (228).
19. Родионов Д.Г., Карпенко П. А, Конников Е.А Концептуальная модель управления развитием региональных социально-экономических систем // Экономические науки. 2021. № 197. С. 163-170.
20.Филичева Т.П. Проблемы развития экологического предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2018. - С. 51-56.
21.Харламова Т. Л., Кузнецов Д. А Использование комплексного подхода к идентификации кластеров в целях активизации инновационного развития //Проблемы современной экономики. -2021. - №. 2. - С. 124-128.
22.Харламова Т. Л., Полещук С. М. Интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур //Вестник Санкт- Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия. - 2019. - Т. 3. - С. 57-61.
23. Официальный сайт ФНС. [Электронный ресурс]. https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 22.05.2021).
24.Официальный сайт Фонда поддержки предпринимательства Ленинградской области [Электронный ресурс]. https://813.ru/ (дата обращения: 23.05.2021).
25.Социально-экономическое развитие Ленинградской области [Электронный ресурс]. http://lenoblinvest.ru/media/pres/14-june/sed/Socio_economic_development_2020.pdf (дата обращения: 31.05.2021).
26.Центр содействия экологическому предпринимательству. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecobiz-center.ru/ru/main. (дата обращения: 25.05.2021).
27.Nature Climate Change. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/articles/s41558-020-0883-0 (дата обращения: 24.05.2021).
References:
1. Federal Law "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation" dated 24.07.2007 No. 209-FZ (as revised on 08.06.2020 No. 169-FZ).
2. Federal Law "On Amendments to the Federal Law" On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation "in terms of consolidating the concepts of' social entre-preneurship "," social enterprise "dated July 26, 2019 No. 245-FZ [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72232770/ (date of access: 02.06.2021).
3. The Model Law "On the Foundations of Environmental Entrepreneurship" was adopted at the fifteenth plenary session of the Interparliamentary Assembly of CIS Member States on June 13, 2000 [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901832941. (date of access: 04.06.2021).
4. Regional component of the National Project "Small and Medium Business and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives in the Leningrad Region" [Electronic resource]. https://813.ru/podderzhka /program-podderzhki/natsionalnyy-proekt/ (date of access: 01.06.2021).
5. Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Leningrad region for the period up to 2030 (approved by the regional law of August 8, 2016 No. 76-oz).
6. Decree of the Government of the Leningrad Region of July 17, 2018 No. 252 "On approval of the procedure for granting subsidies to reimburse part of the costs of small and medium-sized businesses associated with the implementation of social activities, within the framework of the State Program of the Leningrad Region" Stimulating the economic activity of the Leningrad Region".
7. Subprogram 3 "Development of small and medium-sized businesses and the consumer market of the Leningrad Region" (Approved by the Decree of the Government of the Leningrad Region of 14.11.2013 No. 394 (as amended on 28.09.2017).
8. Work plan of the Committee for the Development of Small and Medium Business and the Consumer Market of the Leningrad Region, the State Treasury of the Leningrad Region "Leningrad Regional Center for Entrepreneurship Support", the Fund for the Support of Entrepreneurship and Industry of the Leningrad Region, a microcredit company in 2020.
9. Bareiko S.N. Regional aspects of the development of small and medium-sized businesses (by the example of the Leningrad region) // National Security / nota bene. - 2019. - p. 80 - 87.
10.Grigorieva K.D. Instruments of state support for innovative development in the Leningrad region // Management consulting. - 2018.
11.The share of small and medium-sized businesses in the GRP of the Leningrad region is planned to increase to 30% by 2024. St. Petersburg, April 22, 2019. / TASS / [Electronic resource]. https://tass.ru/msp/6362880 (date accessed: 20.05.2021).
12.Demchenko M.V. Study of the evolution of environmental entrepreneurship in foreign countries as an object of legal support and the original of the constructed socio-legal model // Innovation and Expertise. - 2018. - Issue 4 (25). - S. 61-64.
13.Zaborovskaya O.V. Innovative directions for the development of social services // Novels of Law, Economics and Management, 2019 collection of scientific papers based on the materials of the V International Scientific and Practical Conference, 2020, pp. 33 9-343.
14.Investment portal of the Leningrad region [Electronic resource]. http://lenoblinvest.ru/ekonomika-i-investitsionnyj-klimat/ (date of access: 05/27/2021).
15.Novikova EV Macroeconomic indicators of socio-economic development of regions of the Russian Federation // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2017. - No. 3 (45).
16.Novochenko D.V., Malova D.V. Sustainable development of the region // Bulletin of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanov. - 2016, No. 4, pp. 34-44.
17.Ponomareva MA Improving the economic mechanism for managing sustainable development in the Russian regions. - Rostov n / a: Assistance - XXI century, 2018.
18.Rudskaya IA Modeling the effectiveness assessment of the regional innovation system of Russia // Innovations. - 2017. - No. 10 (228).
19.19. Rodionov D.G., Karpenko PA, Konnikov E.A Conceptual model for managing the development of regional socio-economic systems // Economic sciences. 2021. No. 197. S. 163-170.
20.Filicheva T.P. Problems of development of environmental entrepreneurship // Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. - 2018 .-- S. 51-56.
21.Kharlamova T. L., Kuznetsov D. A Using an integrated approach to identifying clusters in order to activate innovative development // Problems of modern economics. - 2021. - No. 2. - S. 124-128.
22. Kharlamova T. L., Poleshchuk S. M Integration as the basis for the interaction of business structures // Bulletin ofthe St. Petersburg State University of Technology and Design. Series. - 2019. - T. 3. - S. 57-61.
23.Official website of the Federal Tax Service. [Electronic resource]. https://rmsp.nalog.ru/ (date of access: 22.05.2021).
24.Official site of the Foundation for the Support of Entrepreneurship of the Leningrad Region [Electronic resource]. https://813.ru/ (date of access: 23.05.2021).
25.Socio-economic development of the Leningrad region [Electronic resource]. http://lenoblinvest.ru /media/pres/14-june/sed/Socio_economic_development_2020.pdf (date accessed: 05/31/2021).
26.Center for the Promotion of Environmental Entrepreneurship. [Electronic resource]. URL: http://www.ecobiz-center.ru/ru/main. (date of access: 05/25/2021).
27.Nature Climate Change. [Electronic resource]. URL: https://www.nature.com/articles/s41558-020-0883-0 (date of access: 24.05.2021).