Налоговое стимулирование
изобретательской, инновационной деятельности*
Г. В. Бромберг,
к. т. н., старший научный сотрудник,
МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет государственного управления
А. В. Сурин,
к. ф. н., декан факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова
1. Зарубежный опыт государственного стимулирования изобретательства на предприятиях и в организациях
Ключевая роль в становлении инновационной экономики принадлежит созданию государством условий для стимулирования изобретательства. Большое значение в этом, как показывает опыт развитых стран, имеет система государственных мероприятий, направленных на предоставление льготного налогового режима для исследовательских организаций и изобретателей, различного рода ссуд, дотаций, целевое финансирование исследований, льготная пошлинная политика и др. Установление пошлинных льгот для изобретателей-одиночек свидетельствует о возрастающем внимании в странах, использующих патентную систему охраны изобретений, к их стимулированию. Признавая растущее значение и перспективность их деятельности, патентная система с помощью предоставления различного рода льгот создает режим наибольшего благоприятствования для поощрения инновационной деятельности как крупных и средних компаний, так и мелких рисковых фирм и независимых изобретателей. Причём этот режим установился в некоторых странах уже довольно давно и успел доказать свою высокую эффективность в течение нескольких десятков лет.
Существенную роль среди этих мер играет налоговая политика. В США она определяется Законом о налогах (1986 г.) [1], который провозгласил снижение тяжести налогообложения частных лиц и корпораций, снизив максимальные налоговые ставки для частных лиц с 50 до 28%, а для корпораций — с 46 до 34%.
* Разработка предложений по внесению изменений и дополнений, направленных на стимулирование деятельности по созданию и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности выполнена при поддержке РФФИ (грант 07-06-00011а).
Поскольку налоговые суды признавали, что выплаты служащим при уступке ими патентных прав являются компенсацией не за службу, а непосредственно за передачу работодателю созданных изобретений, что квалифицируется как приобретение капитала и вследствие этого облагается более низким налогом, то существовала реальная возможность поощрить изобретателя в виде возрастания чистого заработка автора с помощью налогового стимула. Для реализации на практике этого положения рекомендовалось в трудовых соглашениях, контрактах предусматривать дифференцированную компенсацию работнику его работу в качестве наемного служащего и отдельно за его согласие уступить работодателю патенты на созданные изобретения.
Во Франции, Швеции, Японии признано целесообразным создание таких структур, которые предоставляли бы изобретателю субсидии на всех этапах инновационного процесса, вплоть до сбыта продукции на рынке. Такие системы созданы в Швеции — Региональный фонд развития, во Франции — Национальное агентство содействия научным исследованиям (Новый Анвар), в задачи которого входит содействие созданию и использованию изобретений путем предоставления из государственных средств финансовой помощи главным образом «рисковому бизнесу» — малым исследовательским фирмам и отдельным независимым ученым и изобретателям. При этом этапы вплоть до проведения испытаний финансируются агентством в размере 25% затрат, а при внедрении — 50% [2]. В общем случае прямое финансирование правительством мелких и средних предприятий и отдельных изобретателей достигает во Франции 50% от расходов на создание новой продукции и технологии [3].
Правительство ФРГ оказывает помощь в проведении исследований преимущественно мелким и средним фирмам в виде частичной оплаты труда исследовательского персонала — в среднем до 40% соответствующего фонда заработной платы, а также
ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008
ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008
путем прямого финансирования до 30-40% сметных затрат на НИОКР, осуществляемым по государственным заказам. кроме того, распространенной является практика предоставления им безвозмездных ссуд, достигающих 50% затрат на внедрение новшеств [4].
В ряду мероприятий государственной поддержки новых начинаний в Великобритании большое место занимает конкурсное финансирование разработки наиболее перспективных новаторских идей, проводимое правительственными министерствами техники, торговли и промышленности. Средства, получаемые за счет призовых наград, позволяют покрыть 50-75% затрат на разработку и сбыт нововведения. Серьезную политику стимулирования деятельности независимых изобретателей и малых фирм в Великобритании проводят финансируемые государством организации, обеспечивающие поддержку разработки и запуска в коммерческое производство новых идей, такие как филиал промышленной и торговой финансовой корпорации Текникал Девелопмент Кэпитал и Национальная научно-исследовательская корпорация развития. они субсидируют исследования и внедрение их результатов, осуществляют поддержку перспективных изобретений во всех областях науки и техники, предоставляют средства для создания новых перспективных предприятий, поощряя мелкий рисковый бизнес [5].
Достижению высоких показателей способствует в наибольшей степени государственная поддержка. Так, доля мелкого и среднего предпринимательства в государственных субсидиях в ФРГ на изобретательство в промышленности (даже без учета налоговых льгот и премий за научные разработки) составляет 29%.
Кроме этих мер государственного финансирования помощь в некоторых странах оказывается небольшим компаниям для поощрения патентной деятельности. В США, например, за счет бюджетных средств таким образом оплачивается до 50% всех расходов, связанных с получением охранных документов. Подобные действия оказывают достаточно серьезное стимулирующее влияние — на соответствующих финансовых условиях в стране выдается 25% всех патентов [6].
В ряду мероприятий, составляющих государственную систему стимулирования изобретательства, важное место принадлежит установлению льготного порядка уплаты пошлин в зависимости от важности изобретения и статуса изобретателя. С 1 июля 1987 года в США начали действовать поправки к патентному закону (35 и^.С.), которыми введено 50%-ное снижение пошлин для независимых изобретателей, некоммерческих организаций и малых фирм.
Низкие абсолютные размеры пошлин также могут послужить стимулом для изобретателей. Так, в Южной Корее патентные пошлины составляют величину в 6 раз меньшую, чем в Японии, и в 15 раз меньшую, чем в США [7-25 ].
Патентные законы ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Японии также содержат ряд положений, предоставляющих льготы по уплате пошлин для отдельных изобретателей [1]:
• пошлины за получение патента и поддержание его в силе могут быть отсрочены до истечения определенного срока с даты подачи заявки (Союзный закон о патентах на изобретения Швейцарии, ст.44) или на срок, не превышающий определенного количества лет со дня выдачи патента (Патентный закон Японии, ст. 109; Швеции, ст.42) в случае, если у изобретателя возникают значительные трудности при оплате пошлин и он докажет свою нуждаемость. При решении вопроса об отсутствии средств у лица, подавшего ходатайство об отсрочке уплаты пошлины, во внимание следует принимать доход, который он получает или ожидает получить, его имущество, а также число лиц, о содержании которых он должен заботиться (Патентный закон Австрии, N 171/з/);
• предусматривается сокращение размера пошлин и даже освобождение от их уплаты в отношении авторов изобретений, доходы которых не дают оснований для обложения их налогом на основании законодательства о налогообложении (Закон о патентах на изобретения Бельгии, ст. 71);
• патентный закон Австрии предусматривает отмену или отсрочку уплаты заявочной и годовых пошлин, если речь идет о заявке, которая очевидно имеет целью получение или экономию энергии или охрану окружающей среды (Патентный закон Австрии, N 171).
Подводя итоги, можно сделать вывод, что в зарубежных странах государство является мощным спонсором инновационной деятельности, постоянно совершенствуя систему стимулирования изобретательства, основанную на использовании патентной формы правовой охраны изобретений. При этом важно заметить, что программы государственной поддержки изобретательства основываются на использовании механизма экономической заинтересованности в научно-техническом развитии и ускорении внедрений его достижений в производство.
Создание такого экономического механизма в нашей стране послужило бы базой для преодоления экономического кризиса и дальнейшего подъема экономики.
2. Обзор норм по стимулированию изобретательской деятельности, содержащихся в Налоговом кодексе Российской Федерации
Анализ действующей части второй Налогового Кодекса [8] Российской Федерации (главы 21-24, касающиеся НДС, акцизов, подоходного налога и единого социального налога) позволяет отметить, что ряд содержащихся в этом документе позиций имеет отношение к изобретательской и инновационной деятельности. В их числе следующие.
1. Льгота по экспорту патентно-лицензионных работ, услуг (ст.148, п.1.1).
2. освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость оплаты патентных пошлин и регистрационных сборов (ст. 149, п.2, п.п. 17).
3. Налоговая база при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса определяется с выделением в самостоятельную позицию нематериальных активов, кроме того, при оформлении сделки с последующей выпиской продавцом счета-фактуры закон требует представление акта инвентаризации предприятия (ст. 158, п.4).
Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях: приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) и др.; (ст.170, п.2-4).
Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость.
4. Вычеты сумм налога, предъявленных продав-
цами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов...
(ст.172, п. 2 и 4) принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; (ст.179 п..4).
5. Кодекс определяет порядок вычета сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, времен-
ного ввоза и переработки вне таможенной территории. Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику — иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности. (ст.171, п.4).
6. Сохранено действовавшее ранее право плательщиков подоходного налога на вычет суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов из суммы облагаемого налогом авторского вознаграждения или вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий изобретений и промышленных образцов (ст. 221 п.п.3).
7. Для определения суммы единого социального налога сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части авторского и лицензионного договоров, определяется также за вычетом расходов согласно п. 3 ст. 221 (ст.237, п.5).
8. В налоговую базу единого социального налога (в части суммы налога, подлежащую зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (ст. 238, п.3).
Следует также отметить отдельные нормы Кодекса, которые могут косвенно стимулировать изобретательскую, инновационную активность при их использовании.
1. освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и ряд других (ст. 149, п.3, п.п. 16).
2. освобождение от налогообложения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций (ст. 150, п.7).
3. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов, учитываемых в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить (ст. 153, п.2).
4. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как их стоимость, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (ст. 154, п.1).
5. Кодексом определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, а организация, в состав которой
ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008
ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008
входят обособленные подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений (ст.ст.173-174).
3. Предложения по совершенствованию мер налогового поощрения изобретательской деятельности
Как видим, кое-что из мер стимулирования изобретательской, инновационной деятельности ещё присутствует в Налоговом кодексе РФ. Вместе с тем, учитывая даже приведенный выше неполный опыт развитых стран, целесообразно внести ряд дополнений и изменений текста Части второй Налогового кодекса, с целью стимулирования создания и использования объектов интеллектуальной собственности, особенно при привлечением бюджетных средств:
1. Подпункт 4) пункта 1 статьи 148 после слов «... авторских или иных прав» дополнить словами «оценке их стоимости».
2. Статью 171 дополнить пунктом «10. Вычетам (в размере понесенных налогоплательщиком убытков) подлежат суммы налога, уплаченные им при реализации продукции (работ, услуг), цена которой снижена по сравнению с ценой в предыдущем налоговом периоде за счет использования в продукции (работах, услугах) изобретений и других объектов интеллектуальной собственности».
3. Подпункт 18) статьи 217 после слов «а также открытий» заменить «изобретений и промышленных образцов» на «изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и других объектов интеллектуальной собственности» — в целях приведения данной нормы в соответствие с действующим законодательством об охране интеллектуальной собственности.
4. Пункт 1 Статьи 218 дополнить подпунктом «5) налоговый вычет в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на заслуженных изобретателей СССР и Российской Федерации».
5. Подпункт 1) пункта 1 Статьи 219 после слова «науки» дополнить словами «и научно-технической сферы».
7. Пункт 3) Статьи 221 после слов «изобретений, промышленных образцов» дополнить словами «полезных моделей и иных объектов интеллектуальной собственности».
8. Пункт 3) Статьи 221, в таблице нормативов слова «Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученные за первые два года использования)» заменить словами «открытия, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и другие объекты интеллектуальной собственности».
9. При приобретении лицензии на объекты промышленной собственности и прав на объекты авторского права для производства экспортируемых за пределы таможенной территории РФ товаров, обороты по реализации которых не облагаются НДС (бывш. ст.164, п.1), уплачиваемый НДС не подлежит вычету, а включается в стоимость лицензии и амортизируется в стоимости лицензии.
Считаю также целесообразным дополнить пункт 1 («При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы») Статьи 251 Главы 25 («Налог на прибыль организаций») Части II Налогового кодекса подпунктом 27) «прибыль, полученная в течение первых пяти лет:
• благодаря использованию в собственном производстве российских изобретений и других объектов интеллектуальной собственности.
• от продажи российским лицензиаром (продавцом) лицензии российскому лицензиату (покупателю).
• от использования российским лицензиатом по лицензионному соглашению с российским лицензиаром изобретения или другого объекта интеллектуальной собственности».
эти меры позволят стимулировать предприятия и организации, создающие и использующие отечественные изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности, создаваемые и используемые с привлечением бюджетных средств.
Источники
1. Miller Charles E, Zhang Hailing. The 1986 US Tax Law. Its ra-mification and impact on intellectual property activities. «China Patents and Trademarks», 1987, N 4, pp.77-79.
2. Fox M., Gadlar M.L., Robertson A.B. Finding outlets for Inventiveness. «Industrial Property», 1982, v.4, N 2, p.66-69.
3. Цачева Л. За паритет и в обслуживане на изобретателство-то.//Изобретателство и рационализаторство, 1987, N 9, с.23-25.
4. Journal of Japaneese Group of AJPPJ». 1985 г., v.10, p.7
5. Наука и техника современного капитализма. Социальноэкономический справочник, М., Мысль, 1987.
6. «Business America», 9.V1.1986, p.6.
7. Claude Masoye, Copyright and taxation. «Revue internationale du droit dAauteur», January, 1960, pp. 38,40.
8. Налоговый Кодекс Российской Федерации