Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность XXI век. Всероссийский форум 2009'

Интеллектуальная собственность XXI век. Всероссийский форум 2009 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / АВТОРСКОЕ ПРАВО / СМЕЖНЫЕ ПРАВА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ПАТЕНТ / НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ / FORUM / THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY / TRADE MARK / COPYRIGHT / NEIGHBORING RIGHTS / THE SPECIAL ECONOMIC ZONE / TAX POLICY / CUSTOMS AND TARIFF POLICY / PATENT / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

22-24 апреля в Москве прошел Всероссийский форум 2009 «Интеллектуальная собственность XXI век», на котором обсуждались проблемы формирования рынка интеллектуальной собственности в России. Форум призван обратить внимание представителей государства, бизнеса, научного сообщества на проблемы, связанные с интеллектуальной деятельностью. В публикации представлена информация о докладчиках и темах их выступлений. Приведены тезисы выступления Е.М. Примакова, аналитическая справка и предложения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросам развития инновационного сектора экономики и предложения по налоговому стимулированию инновационной деятельности.22-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

April in Moscow, was All-Russian Forum 2009 «Intellectual Property XXI century», which discussed the issues of intellectual property market in Russia. The Forum aims to draw the attention of representatives from government, business and scientific community to the problems associated with intellectual activity. The publication provides information on the speakers and themes of their speeches. There are speaking E.M. Primakov, analyzes, and offers the Chamber of Commerce of the Russian Federation on the development of innovative sector of the economy and proposals for tax incentives innovation.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность XXI век. Всероссийский форум 2009»

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

СОБСТВЕННОСТЬ

Интеллектуальная собственность - XXI век

Всероссийский форум - 2009* 22-24 апреля 2009 года, Москва

22-24 апреля в Москве прошел Всероссийский форум - 2009 «Интеллектуальная собственность - XXI век». Организаторами мероприятия стали Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП России), Государственная Дума Совета Федерации Российской Федерации (Госдума), Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), правительство Москвы, Государственный институт интеллектуальной собственности, Фонд сохранения культурного наследия, ООО «Союзпатент».

На секционных заседания обсуждались следующие темы:

• коммерциализация технологий - основа инновационного развития экономики;

• актуальные вопросы защиты товарных знаков и иных средств индивидуализации;

• интеллектуальная собственность в инновационной экономике;

• авторское право и смежные права;

• интеллектуальная собственность в сфере информационно-коммуникационных технологий;

• современные подходы правового регулирования цифрового пространства.

23 апреля старший вице-президент ТПП России Борис Пастухов открыл пленарное заседание. Он отметил, что Палата все активнее занимается проблемами, связанными с интеллектуальной собственностью.

ТПП России как институт, представляющий интересы бизнеса, естественно, ощущает в своей работе пробелы и недостатки. Уже прошедшие секционные заседания помогли определить общие направления работы, теперь их предстоит конкретизировать и развивать. Борис Пастухов напомнил о прошедшем 16-17 апреля Международном форуме «Развитие инновационного пространства СНГ. Роль и место торгово-промышленных палат стран Содружества», сам факт проведения которого - свидетельство остроты и актуальности тематики интеллектуальной собственности.

Вице-президент ТПП России Владимир Исаков сообщил участникам пленарного заседания, что в адрес форума поступили приветствии от Председателя Государственной Думы Совета Федерации Российской Федерации Бориса Грызлова, Председателя Совета Федерации Российской Федерации Сергея Миронова, Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сергея Иванова, Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова и других.

Руководитель Роспатента Борис Симонов посвятил доклад формированию рынка интеллектуальной собственности в России. В частности, он сказал, что дополнения в часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечили правовые основы охраны интеллектуальной собственности, хотя необходимо принять еще немало правовых актов, чтобы рынок стал полноценным. Борис Симонов отметил, что в России очень низкий уровень практического использования результатов интеллектуаль-

* При подготовке материала использована информация Департамента информации и связей с общественностью Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, размещенная на сайте ТПП России.

ной деятельности, непроработан вопрос и о правах на полученные результаты интеллектуальной деятельности, если исследования велись на бюджетные средства. «Три года назад появилось постановление правительства, в соответствии с которым такие права предоставлялись исполнителям, авторам разработок, но на практике права на интеллектуальную собственность по-прежнему находятся у государственного заказчика. А нет прав - нет мотивации, и результаты интеллектуальной деятельности пылятся на полках, поскольку авторам нельзя, а у государственного заказчика руки не доходят до того, чтобы наладить их полноценное использование.

Вообще, сегодня в России наблюдается минимальный спрос на продукты интеллектуальной деятельности. Дело в том, что, как правило, отсталое российское производство просто не способно на устаревшем оборудовании выпускать инновационную продукцию. Нам нужны заказчики инноваций, потребители интеллектуальных продуктов.»

По мнению Бориса Симонова, огромный потенциал есть в секторе малых и средних предприятий: «В развитом мире 50-70 процентов инновационной продукции дает именно малый и средний бизнес. Но у нас, к сожалению, таких инновационных предприятий всего-то около 1,5 тысячи, то есть несколько процентов от общего количества малых фирм. Сегодня патент - это билет, пропуск на высокотехнологичный рынок, но пока что нам практически не с чем туда идти». Борис Симонов считает обязательным скорейшее введение максимальных льгот для разработчиков инноваций, для тех, кто их внедряет.

Глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонам Андрей Алпатов рассказал о ситуации в сфере создания особых экономических зон, особенно технико-внедренческих зон.

Заместитель Министра юстиции Российской Федерации Алу Алханов говорил

о работе своего ведомства по охране прав интеллектуальной собственности, о поддержке формирования соответствующего рынка, выделив вопрос охраны интеллекту-

альных прав в области инновационной продукции военного и двойного назначения.

Глава Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Ма-тюхин представил собравшимся ситуацию на рынке информационных технологий: «...российский интеллект востребован, но результатами традиционно пользуются другие - крупные международные компании. В России это направление крайне необходимо максимально активно развивать, поскольку оно необычайно перспективное».

«У нас есть закон об интеллектуальной собственности (дополнения в часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации), но он, по сути, защищает именно права собственности и никак не регулирует производство новаций и их оборот, - сказал в своем остром выступлении председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. - Иными словами, в наших условиях этот закон защищает права собственности, прежде всего авторов иностранных инноваций. Необходимо принять порядка 15 дополнительных законодательных актов, касающихся патентов, оборота технологий и т. д., чтобы создать полноценный рынок интеллектуальной собственности. В целом же в развитие соответствующего рынка в России, в так называемую «экономику знаний» вложено уже около триллиона рублей, но результаты пока практически нулевые. В структуре собственности наших предприятий интеллектуальная собственность занимает в среднем 0,3 процента, а на Западе - от 30 до 40 процентов. Продажа прав на продукт в сотни раз более выгодное дело, чем покупка самого продукта. Мы здесь многое проигрываем, в том числе из-за несовершенства законодательства, из-за практического отсутствия рынка. В итоге крупные российские компании при оформлении прав на интеллектуальный продукт предпочитают прибегать к чужой юрисдикции, в частности голландской. Ситуацию надо срочно исправлять.»

Председатель Комитета Государственной Думы по культуре Гоигорий Ивлиев, статс-секретарь - заместитель Министра культуры Российской Федерации Екатери-

на Чуковская и другие выступающие также акцентировали внимание на нерешенных вопросах в этой сфере.

В резолюции участники форума изложили свое видение проблем и путей их решения по всем обсуждавшимся направлениям.

В заключение пленарного заседания состоялось вручение дипломов ТПП России за успешную изобретательскую деятельность и активное участие в патентной и лицензионной работе.

* * *

Уважаемые читатели, статьи, вызвавшие наибольший интерес у участников Форума, будут опубликованы в следующих номерах журнала.

* * *

Предлагаем Вашему вниманию тезисы выступления Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е.М. Примакова*, аналитическую справку и предложения ТПП России по вопросам развития инновационного сектора экономики и предложения по налоговому стимулированию инновационной деятельности.

* * *

Тезисы выступления Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Примакова Е.М. на Всероссийском

форуме - 2009 «Интеллектуальная собственность - XXI век»

Уважаемые коллеги!

Открывшийся Форум ТПП России проходит в Дни интеллектуальной собственности в Российской Федерации, приуроченные к Международному дню интеллектуальной собственности, учрежденному Всемирной организацией интеллектуальной собственности в 2000 году. Форум призван обратить внимание представителей государства, бизнеса, научного сообщества на проблемы, связанные с интеллектуальной деятельностью.

Современная экономика должна быть основана на интеллектуальной собственности, ее активном использовании и цивилизованном рынке результатов научно-технической деятельности. Только высокотехнологичная экономика способна вывести страну на лидирующие мировые позиции и создать благоприятный экономический и социальный внутренний климат.

Очевидно, что в условиях мирового финансового кризиса перед нами стоит задача увеличивать долю интеллектуальных активов в инновационной экономике, развивать процесс коммерциализации технологий, активнее бороться с контрафактной продукцией, которая в условиях кризиса и с учетом своей низкой стоимости более конкурентоспособна по сравнению с аналогичной «фирменной» легальной продукцией.

Принята Программа антикризисных действий Правительства на 2009 год. В целом она заслуживает поддержки, очень важно, что в ней на первом месте находятся социально-экономические вопросы. Вместе с тем поставленная задача сохранения роста промышленного производства должна быть поддержана появлением и внедрением новых технологий, ноу-хау, нового высокотехнологичного оборудования. Следует признать, что в этом направлении еще предстоит серьезная работа, в том числе по совершенствованию налоговой, таможенно-тарифной политики. Можно отметить, к п римеру, что доля п ром ыш ленн ых п ред-приятий, осуществляющих разработку и внедрение новых технологий, в России едва достигла 10 процентов. Очевидно, что необходимо государственное стимулирование для увеличения числа таких предприятий.

Но, помимо принятия ряда федеральных документов, необходимо формировать региональную инновационную политику, радикально улучшать условия жизнедеятельности на территориях, где сосредоточены научно-технические кадры. К слову, в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об инновационной деятельности, а

* Евгений Максимович не присутствовал на Форуме, но его тезисы, подготовленные к этому мероприятию, несомненно, представляют интерес, как наиболее полно отражающие позицию ТПП России в вопросах развития рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

соответствующий федеральный закон до сих пор даже не согласован на уровне концепции. Нужно ускорить работу в этом направлении.

После вступления во Всемирную торговую организацию нашей стране нужно будет присоединиться к Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Хотелось бы особо отметить, что разработчики части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 января 2008 года, уделили внимание соотношению норм Кодекса с указанным международным документом. В прошлом году был принят ряд важных законов: «О передаче прав на единые технологии», «О патентных поверенных». Однако работу по совершенствованию законодательства необходимо продолжать, подкрепляя это четкими управленческими решениями и финансовыми вложениями в «прорывные», в первую очередь высокотехнологичные, отрасли и отечественную науку.

В течение двух дней работы Форума прошли секционные обсуждения ряда насущных вопросов в сфере интеллектуальной собственности, состоялся обмен мнениями с территориальными торгово-промышленными палатами, союзами и ассоциациями предпринимателей. Участниками выработаны соответствующие рекомендации органам власти и бизнесу. В связи с этим отмечу главное.

Первое. Российскими заявителями патентуется крайне мало новых технологий, и еще меньше технологий включается в легальный хозяйственный оборот. Нужно упрощать административные процедуры по оформлению прав на патенты, принимать другие эффективные решения. Например, основной сегмент формирующегося рынка интеллектуальной собственности непосредственно связан с промышленными секретами (ноу-хау). Закрепление прав на технологию в режиме ноу-хау имеет ряд видимых преимуществ - в отличие от патентной охраны возможность реализовать правообладателю свои права практически сразу; отсутствие необходимости государственной регистрации и многих формальных процедур.

Нужны новые стимулы для коммерциализации научных разработок научно-исследовательскими институтами, вузами, отраслевыми академиями наук, Российской академией наук (РАН). Надо внести изменения в ряд законов, которые должны, в частности, предусматривать неотъемлемое право бюджетных учреждений, в том числе организаций РАН, на использование средств роялти и иных выплат, связанных с реализацией прав на интеллектуальную собственность этих организаций.

Второе. Следует активизировать борьбу с пиратством. В условиях дефицита бюджетных ресурсов нельзя позволять, чтобы значительные объемы теневых средств шли в карманы производителей контрафактной продукции. Отмечу, что стремительный рост информационных технологий способствует ускоренному переводу объектов авторских и смежных прав в цифровую форму распространения, что предоставляет неограниченные перспективы в отношении новых возможностей использования таких объектов в различных форматах. Кроме того, создаются более сложные схемы производства и реализации контрафактной продукции. Все перечисленное требует активизации работы правоохранительных органов, совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства России.

Третье. Жесткая конкуренция заставляет производителей товаров, являющихся одновременно правообладателями средств индивидуализации, защищать свои права. Так называемые «коммерческие обозначения» являются для России относительно новым средством защиты прав на интеллектуальную собственность. Введение их правовой охраны, безусловно, можно рассматривать как положительное явление в сфере предпринимательской деятельности, в частности, за счет упрощенного по сравнению с товарными знаками порядка правовой охраны. На наш взгляд, территориальным торгово-промышленным палатам целесообразно организовать работу по ведению добровольного реестра коммерческих обозначений в соответствующих регионах.

В условиях глобализации необходимо усилить меры антимонопольного регули-

рования в целях защиты обладателей товарных знаков и иных средств индивидуализации, в том числе от недобросовестной конкуренции.

Не менее важной и требующей поддержки государства является проблема защиты российских правообладателей на зарубежных рынках. Учитывая высокий уровень конкуренции, государству необходимо оказать всестороннее содействие предпринимателям в защиту их интересов.

Четвертое. В сфере информационнокоммуникационных технологий необходимо разработать механизмы государственной поддержки, кредитования и стимулирования инвестиций, в том числе на территории промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, инновационно-технологических центров и технопарков.

Поскольку на рынке программных продуктов доминирующее положение занимают иностранные правообладатели, необходимо предусмотреть меры поддержки российских организаций, работающих в этой сфере, в том числе путем развития венчурного инвестирования.

Надо ускорить принятие проекта федерального закона, предусматривающего включение в Налоговый кодекс Российской Федерации специального налогового режима для организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, который был принят в первом чтении еще в мае 2006 года.

Пятое. Как уже отмечалось, необходимо сформировать современную законодательную базу в сфере инноваций, отвечающую новым экономическим реалиям и современным вызовам (законы об инновационной деятельности, о промышленном развитии и другие законодательные акты). Кроме этого, необходимо принять меры по эффективному налоговому стимулированию инновационной деятельности.

Для повышения конкурентоспособности на зарубежных рынках следует обнулить ставки таможенных пошлин на вывоз российской высокотехнологичной продукции. В качестве основного канала коммерциализации разработок необходимо предоставить

право научным организациям и высшим учебным заведениям учреждать малые инновационные предприятия. Эта мера позволит ввести в экономический оборот результаты научно-технической деятельности и стимулировать инновационную активность малого и среднего бизнеса. Соответствующий законопроект разработан, надо ускорить его принятие Госдумой.

Шестое. Следует всецело поддерживать отечественную науку, создавать кадровый резерв страны, развивать исследовательские вузы и сети федеральных университетов, которые должны стать важной частью национальной инновационной системы, основными центрами разработок в сфере интеллектуальной собственности.

----*------

Аналитическая справка и предложения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросам развития инновационного сектора экономики

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества -построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций.

Экономика России также начинает менять свой облик, становясь не только синонимом топливно-энергетической отрасли, но и диверсифицированной сложной экономической системой с развивающимся современным высокотехнологичным сектором. Государство формирует экономическую стратегию, направленную на ликвидацию российской зависимости от сырьевого сектора экономики.

В соответствии с основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 года стратегической целью заявлено превращение России в ведущую мировую державу, входящую в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. Основные усилия органов государственной власти должны быть направлены на создание четких и прозрачных правовых условий для перехода экономики к инновационному пути развития и повышения качества жизни российских граждан. Однако по уровню инновационной активности Россия уступает многим развитым странам. В общем объеме продаж наукоемкой продукции на мировом рынке на долю России приходится всего 0,3 процента, а доля США составляет 20, Японии - 11, Германии - 8,5 процента. Удельный вес новой или значительно усовершенствованной продукции во Франции, в Австрии, Бельгии составляет 20-30 процентов, в Германии - более 40. Инновационно-активными в этих странах являются около 50 процентов промышленных предприятий. В России в общем количестве организаций, занятых производством машин и оборудования, инновационно-активными являются 15 процентов (Франция - 57, Германия - 80%), в производстве оборудования, электронного и оптического оборудования - 27 процентов (Франция - 70, Германия - 75%), в производстве транспортных средств и оборудования - 22,7 процента (Франция - 55, Германия - 70%).

В условиях современной рыночной экономики инновационная деятельность становится одним из наиболее важных инструментов конкуренции. В первую очередь это связано с тем, что она создает условия для завоевания потребительского рынка за счет обеспечения более высокого качества товаров (работ, услуг) или более низкой их цены, а зачастую в результате инноваций одновременно достигается и то и другое.

Из года в год растет импорт в Россию машин и оборудования иностранного производства, что говорит о неготовности отечественного машиностроения удовлетворять постоянно растущие потребности российского бизнеса. Например, за последние 8 лет общий импорт продукции машиностроения увеличился в 7,5 раза. Спрос на российские

инновационные продукцию и услуги продолжает падать, одновременно снижается и их предложение рынку. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие показатели: ежегодный спрос на российское сырье и энергоносители оценивается в размере 500-600 миллиардов долларов, а на нашу инновационную продукцию - лишь 5-7 миллиардов долларов. Это тревожная тенденция, которую нельзя не учитывать.

Полагаем, что достижение поставленных целей невозможно без глубокой структурной модернизации экономики, устранения дисбаланса между добывающими и обрабатывающими отраслями в структуре производства и экспорта, обновления основных производственных фондов, технологического перевооружения промышленности и увеличения экспорта высокотехнологичной продукции. Основными актами, отражающими главные направления государственной политики в области инновационного развития, являются:

• Основы политики Российской Федерации в области развития наук и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года;

• Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года;

• Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерства образования и науки Российской Федерации.

Кроме этого, Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерства образования и науки Российской Федерации одобрена Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Начавшийся в 2008 году глобальный экономический кризис негативно сказал-

ся и на российской экономике. Главной задачей, стоящей сейчас перед государством, является минимизация неизбежных потерь при прохождении кризисной стадии в экономике. Необходимо предпринять действенные меры, чтобы максимально приблизить время восстановления и устойчивого развития российской экономики. Важно не просто модернизировать экономику, а диверсифицировать ее, переходить от экспортно-сырьевого характера к наукоемкому, инновационному. В сложившихся условиях дальнейшее формирование инновационной системы России сталкивается, в частности, со следующими системными проблемами.

1. Наличие в условиях финансового кризиса низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные с точки зрения их коммерческого применения результаты научно-технической деятельности. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются недостаток собственных средств для расширения этого вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости.

В России намного ниже (в 1,5-2 раза, чем во Франции, Италии, Финляндии) интенсивность затрат на технологические инновации, которые во многом определяют скорость обновления продукции. В основном такие затраты осуществляются за счет собственных средств предприятий (около 80%), средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (около 4%), заемных средств (более 15%). Финансирование за счет средств иностранных инвесторов практически не осуществляется. Совершенно иная ситуация складывается в зарубежных компаниях. Даже в условиях кризиса они продолжают наращивать вложения в перспективные научные исследования. Например, известная корпорация Microsoft ежегодно инвестирует в научные исследования и создание новых технологий в среднем 87 000 долларов в расчете на одного работающего, Intel - более 35 000 долларов.

2. Отсутствует развитая нормативная правовая (законодательная) база для осуществления инновационной деятельности, не принимаются меры по ее государственной поддержке, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и т. п.) механизмы.

3. Отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации; множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку. Следствием этого становится нерациональное распыление бюджетных средств и недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных областях науки, обеспечивающих, в том числе конкурентоспособность экономики России на мировом рынке. Полагаем, что за время кризиса необходимо обеспечить успешное инновационное развитие отдельных наиболее перспективных научно-технологических направлений.

4. Низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства.

Давая общую оценку перспективам экономического развития, полагаем, что инновационный прорыв России не может быть осуществлен лишь на основе стимулирования инновационной деятельности конкретных предприятий. Необходимо разработать комплекс административно-правовых мер и экономических механизмов, способных содействовать развитию секторов и отраслей, формирующих «экономику знаний». Только масштабные преобразования, инвестиции государства и бизнеса в образование, научные исследования позволят создать национальную инновационную систему и преодолеть сложившееся отставание.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации выделяет следующие приоритетные направления решения основных проблем и задач в целях формирования инновационно-ориентированной экономики.

1. Необходимо формировать современную законодательную базу в сфере инно-

ваций, отвечающую новым экономическим реалиям и современным вызовам. В этой области мы отстаем от ведущих стран на 20 и более лет.

Базовым в настоящее время является Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Кроме того, приняты отдельные законодательные акты, например федеральные законы «Об особых экономических зонах», «О банке развития», «О российской корпорации нанотехнологий», «О передаче прав на единые технологии», ряд изменений внесен в Налоговый кодекс Российской Федерации. В подготовке большинства законов участвовали представители ТПП России, многие предложения которых были учтены на стадии рассмотрения законопроектов. Однако до сих пор отсутствует комплексное правовое регулирование инновационной деятельности и государственной политики в этой сфере, не определена инновационная инфраструктура экономики и институты инновационной деятельности. В регионах осуществляются разрозненные программы поддержки промышленного сектора, не создающие единого рыночного пространства в сфере производства и оборота промышленной продукции. Считаем, что основным законодательным актом, разработке которого должно быть уделено максимальное внимание, должен стать Федеральный закон «Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации». Палата ведет активную работу по подготовке концепции этого законопроекта.

С учетом необходимости интенсивного перехода к инновационному развитию экономики выработка и законодательное закрепление основных понятий, целей, принципов и задач общенациональной промышленной политики становятся особенно актуальными. Для решения имеющихся проблем предлагается ускорить принятие разработанного с участием экспертов Палаты базового Федерального закона «О развитии промышленности».

2. Необходимо совершенствовать деятельность особых экономических зон, в частности технико-внедренческих. Предприятия - резиденты российских особых

экономических зон (ОЭЗ), помимо важнейшей экспортной составляющей своей деятельности, на основе создания передовых образцов продукции и их производств должны активно участвовать в импортоза-мещении, что в отличие от прямого торгового протекционизма будет являться лучшей рыночной мерой поддержки российского производителя. Следует отметить, что при создании технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон были задействованы некоторые инструменты таможенного регулирования. Для резидентов особых экономических зон законодательством предусмотрены существенные таможенные и налоговые льготы. Благодаря этим льготам в ОЭЗ, особенно технико-внедренческого типа, удалось создать наиболее благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности. Учитывая сырьевую направленность российской экономики, именно этот сектор в первую очередь должен стать высокотехнологичным. Государственная политика должна быть ориентирована на практическую реализацию потенциала российской науки на предприятиях особых экономических зон. Для этого с участием Российской венчурной компании возможно создание компаний сырьевого и энергетического секторов, специализированного венчурного фонда.

3. В целях обеспечения ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращения их в одну из основных движущих сил экономического роста Правительством Российской Федерации была утверждена Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Технопарки призваны объединить предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, что позволит обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Учитывая необходимость формирования инновационной инфраструктуры экономики

должен быть разработан и принят Федеральный закон «О технопарках», направленный на создание правовых условий для модернизации промышленно-производственной базы и учитывающий специфику технопарков как особых экономических зон.

4. В целях налогового стимулирования предпринимателей к внедрению новых технологий и продукции должны быть внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации: введена пониженная ставка единого социального налога в размере 15,5 процента для работодателей, являющихся научными организациями, малыми и средними предприятиями, осуществляющими деятельность в инновационной сфере; освобождены от обложения налогом на прибыль организаций средства, полученные безвозмездно в рамках целевого финансирования на осуществление научной (научно-исследовательской), экспериментальной и образовательной деятельности независимо от источника такого финансирования.

Кроме того, нужно предоставить льготы по земельному налогу, в том числе освобождение от его уплаты, для организаций высшего образования, научных организаций, малых и средних предприятий инновационной сферы в отношении земельных участков, используемых в целях научной (научно-исследовательской), экспериментальной (опытно-экспериментальной, экспериментально-конструкторской) и образовательной деятельности. От налога на имущество организаций следует также освободить организации высшего образования, научные организации, малые и средние предприятия инновационной сферы в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской), экспериментальной деятельности.

5. Важными инструментами стимулирования инновационной деятельности, могут выступить меры таможенно-тарифного регулирования, к которым ТПП России относит:

• обнуление ставок таможенных пошлин на ввоз комплектующих для производства наукоемкой, высокотехнологичной продукции, а также технологического оборудования, не производимого

в Российской Федерации, и запасных частей к нему;

• обнуление ставок таможенных пошлин на вывоз российской высокотехнологичной продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, эти инструменты до недавнего времени практически не использовались, они стали применяться относительно недавно. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования» были установлены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производящееся в Российской Федерации.

6. Для стимулирования коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, созданных с привлечением бюджетных средств, необходимы изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Должны быть созданы условия для патентования объектов интеллектуальной собственности за счет бюджетных средств, закрепления 100 процентов доходов от реализации прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД ) за научной организацией, правовой охраны РНТД и выплаты авторского вознаграждения, а также дополнения целевыми статьями расходов, направленных на предоставление государственной поддержки инновационной деятельности.

В общем числе организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, 81,7 процента - это организации, находящиеся в государственной собственности (14,9% экономики). В то время как на частные коммерческие компании (66,3% экономики) приходится лишь 15,1 процента инновационных организаций. Таким образом, в настоящее время финансирование научных исследований и разработок происходит в основном за счет средств федерального бюджета. Доля же частных компаний в общих затратах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляет всего 6 процентов, в то время как в развитых странах эта доля колеблется от 65 до 75 процентов.

В соответствии с международной практикой в качестве основного канала коммерциализации разработок необходимо разрешить бюджетным учреждениям науки создавать малые инновационные предприятия. Это направление инновационного развития является важнейшим во всех промышленно развитых странах, именно оно дает возможность создавать инновационные университеты нового поколения.

7. Необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Полагаем, что надо оказать поддержку российским высокотехнологичным компаниям, занимающимся экспортом российской продукции. Государство должно поддержать практику создания международных корпораций, поскольку такая структура организации позволяет создавать надежные рыночные «ниши» для сбыта российской высокотехнологичной продукции. Представляется возможным сделать более гибкими механизмы стимулирования зарубежных инвестиций.

8. Должны быть внесены изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» в части защиты конкуренции в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности и усиления роли Федеральной антимонопольной службы.

9. Особенности учета оценки нематериальных активов должны быть отражены в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Необходимо принять решение о повышении эффективности учета и методологии оценки нематериальных активов. Учет принадлежащих предприятиям прав на результаты научно-технической деятельности в составе нематериальных активов может существенным образом повысить общую рыночную стоимость предприятия.

10. Должны быть созданы условия и инструменты для финансовой поддержки инновационного сектора экономики. Невозможно осуществить модернизацию отраслей промышленности только за счет средств государства. Необходимо создавать новые институты частного финансирования и расширять возможности уже существующих:

• следует внести изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в части отмены ограничений банков на фондовом рынке в инвестировании в активы инновационных компаний и создания эффективной системы льготного кредитования перспективных инновационных производств. При этом следует законодательно закрепить возможность банковских организаций выступать в качестве институциональных инвесторов при реализации перспективных инвестиционных проектов в сфере высоких технологий;

• нужно предоставить государственные гарантии по кредитам малому наукоемкому бизнесу и предусмотреть возможность предоставления им без-залоговых кредитов. Представляется актуальным предложение о создании специальных банков по обслуживанию малых предприятий с разделением их по видам хозяйственной деятельности, в том числе выделение инновационной составляющей;

• необходимо более эффективно использовать учетные инструменты регулирования денежного предложения. В первую очередь это относится к ставке рефинансирования, поскольку именно она является ориентиром для коммерческих банков при установлении размера платы за выдаваемые кредиты. Происходящее увеличение ставки рефинансирования автоматически приводит к удорожанию кредитных ресурсов для реального сектора экономики, что делает практически невозможным использование заемных средств для развития производства, технологической модернизации и внедрения инноваций.

12. Важным инструментом, создающим условия для применения предпринимателями уникального наукоемкого оборудования, является лизинг. Необходимо путем внесения изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» установить порядок совершения лизинговых сделок в инновационной сфере. Применение

такого нетрадиционного способа инвестирования в инновационную деятельность, как лизинг, сегодня приобретает особое значение для создателей инновационных продуктов. Он становится востребованным по ряду причин: ограниченность собственных финансовых средств для осуществления организациями инновационной деятельности, высокие процентные ставки по кредитам и их краткосрочность, а также инфляционные тенденции.

Следует отметить, что в последнее время в условиях критического износа основных средств в отечественной промышленности спрос на услуги по лизингу имущества различных видов, особенно высокотехнологичного оборудования, существенно возрос. Кроме того, лизинговые платежи полностью относятся на затраты, снижая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Ускоренная (с коэффициентом до 3-х) амортизация объекта лизинга позволяет передать его лизингополучателю в собственность практически по нулевой остаточной стоимости по окончании срока договора.

В России за последнее десятилетие, прошедшее после дефолта, рынок лизинговых услуг демонстрирует устойчивые показатели роста. Так, сегодня объем российского лизингового рынка превышает 10 миллиардов долларов США, а сама Россия входит в десятку стран с самыми развитыми лизинговыми отношениями, обогнав, например, Австрию и Австралию. Этот рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, прежде всего со стороны дочерних компаний иностранных финансовых институтов. В связи с этим одна из основных тенденций развития российского лизинга - повышение внимания лизингодателей к инновационной сфере, развитие инновационного лизинга.

13. Известно, что инновационные предприятия, в особенности на ранних стадиях реализации инновационных проектов, испытывают значительный недостаток инвестиций. В большинстве развитых стран дефицит инвестиций ликвидируется в основном за счет системы специализированных организаций - венчурных фондов. За рубежом крупные и средние компании, как

правило, сами образуют малые венчурные предприятия для начального этапа такой коммерциализации. Интересно отметить, что в свое время такие «гиганты» высоких технологий, как Apple Computers, Microsoft, Sun Microsystems, Intel на этапе возникновения были профинансированы именно венчурными фондами.

В России же до сих пор отсутствует система продвижения от научного открытия, новых технологий и материалов к созданию опытных продуктов малыми венчурными предприятиями, а затем к широкому коммерческому тиражированию с помощью инвестиционных и организационных возможностей среднего и крупного бизнеса. Так, несмотря на рекордный рост в последние годы внешних инвестиций в российскую экономику, притока средств в наукоемкий инновационный бизнес так и не произошло. Например, по данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), если на долю высокотехнологичных фирм в мире приходится более 85 процентов от объема средств венчурного финансирования, то в России картина прямо противоположная. Около трех десятков венчурных фондов за последние десять лет вложили всего лишь около 1,5 миллиарда долларов в российские предприятия, из которых лишь 5 процентов были выделены инновационным организациям.

Таким образом, необходимо создать законодательную базу для развития венчурного инвестирования в перспективные инновационные проекты, а также установить механизмы страхования венчурных вложений в высокотехнологичные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

14. Низкий уровень инновационной активности российских предприятий вызван тем, что инновационная деятельность относится к высокорисковой. При этом эффективность управления рисками, особенно инновационными, у российских предпринимателей остается очень низкой. Основным же источником покрытия риска выступает, как правило, собственный капитал организации. Одним из источников покрытия вероятных потерь является страхование.

В настоящее время в России механизмы инновационного страхования (страхование инновационных рисков) находятся на начальном этапе развития. Столь низкий уровень объясняется в первую очередь слабой нормативной правовой базой, а также консервативностью российской страховой системы и неготовностью осуществлять оценку рисков инновационных проектов.

Представляется, что ведущей структурой в деле организации страхования инновационных рисков мог бы стать Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), что соответствовало бы положениям пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О банке развития».

15. Переход к инновационной экономике невозможно осуществить без эффективного развития человеческого потенциала и инновационного кадрового резерва страны. Сегодня повышение инвестиций в развитие человеческого капитала уже не является только государственной проблемой. Бизнес ощущает недостаток профессиональных кадров, замедлен процесс обновления кадров. Все эти негативные тенденции заставляют предпринимателей активнее участвовать в социальной политике, совместно с образовательными учреждениями разрабатывать современные инновационные программы подготовки и переподготовки специалистов, повышать личностный и творческий потенциал сотрудников за счет организации тренинговых программ и выявления талантливых молодых специалистов. С внедрением новых технологий в производство у работодателей все больше находит поддержку концепция непрерывного образования работников в течение жизни. Все чаще поднимается вопрос о разработке проекта федерального закона «О непрерывном профессиональном образовании и повышении квалификации».

Говоря о поддержке и развитии образования, необходимо отметить такое приоритетное направление социально-экономической политики, как развитие исследовательских вузов и сети федеральных университетов, которые должны стать важной частью национальной инновационной системы, основными центрами инновационных разработок.

Для достижения указанных целей необходимо постепенное увеличение бюджетных расходов до 5,5-6 процентов от внутреннего валового продукта в ближайшие годы.

16. Учитывая выбранный инновационный путь развития, стратегическим направлением совершенствования законодательства на ближайшие годы должно быть обеспечение развития в стране производства продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, при значительном улучшении условий жизни населения и уменьшении вредного воздействия на окружающую среду путем модернизации производства и достижения допустимых для России норм экологической безопасности. ООН также определяет в числе мировой «наилучшей практики» устойчивого развития достижение одновременно экономических, экологических и социальных результатов. Для этого требуется комплексное совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе с целью обеспечения требований соблюдения производителями экологических нормативов и стандартов, составной частью которого должно стать стимулирование предприятия на переход к наилучшим существующим технологиям (НСТ). Только в этом случае будут достигнуты сокращение энерго- и ресурсопотребления, уменьшение загрязнения окружающей среды.

Наряду с этим необходима разработка экономического механизма регулирования природоохранной деятельности (согласованного с общими бюджетными и налоговыми процессами) для реализации принципа стимулирования хозяйствующих субъектов, уменьшающих негативное воздействие на окружающую среду, модернизирующих производство, снижающих потребление ресурсов.

____*_____

Предложения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по налоговому стимулированию инновационной деятельности

Предлагаются следующие комплексные и взаимоувязанные меры с внесением соответствующих изменений и дополнений

в различные главы Налогового кодекса Российской Федерации.

Во-первых, следует принять меры, направленные на создание налоговых стимулов для расширения спроса на научные исследования и инновационную продукцию:

1) в целях снижения налоговой составляющей непосредственно в цене научного и инновационного продукта в работе предлагаются следующие меры:

• установление пониженных налоговых ставок по единому социальному налогу для научных и инновационных организаций по аналогии со ставками, действующими в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (изменения в пункт 6 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации);

• введение льготных ставок налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении реализации некоторых видов инновационной продукции по перечню, установленному Правительством Российской Федерации (дополнения в пункт 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации);

• освобождение от НДС операций по выпол нению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств внебюджетных фондов коммерческих организаций, созданных для целей финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (изменения в подпункт 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации);

• расширение перечня расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по налогу на прибыль и по упрощенной системе налогообложения, за счет включения в указанный перечень всех расходов, связанных с созданием и внедрением новых технологий и оборудования (новая редакция подпункта 21 пункта 1 статьи 346.16, подпункта 34 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации);

• принятие в качестве расходов при налогообложении прибыли всех понесенных налогоплательщиком затрат (в том числе из средств целевого финансирования в виде грантов) на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, а также на правовое оформление и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности (дополнения в абзац 5 подпункта 14 пункта 1 статьи 251, в пункт

1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации);

• освобождение от налогообложения НДС получаемых научными и инновационными организациями услуг, связанных с признанием и передачей прав на интеллектуальную собственность, предоставлением прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, а также защитой прав на интеллектуальную собственность (изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации);

2) для стимулирования организаций, являющихся потребителями наукоемкой, инновационной продукции, к обновлению своей производственно-технологической базы за счет таких приобретений, предлагаются следующие меры:

• введение специального механизма сверхускоренной амортизации для приобретенного организациями отечественного высокотехнологичного оборудования и некоторых новых видов техники (дополнения в статью 259 Налогового кодекса Российской Федерации);

• освобождение от налога на имущество организаций отечественного высокотехнологичного оборудования и некоторых новых видов техники за счет их включения в перечень имущества, не признаваемого объектами налогообложения (дополнения в пункт 4 статьи 374 Налогового кодека Российской Федерации).

Во-вторых, предложения, предусматривающие создание налоговых стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу:

1) предлагается ввести следующие льготы для научных и инновационных организаций, стимулирующие их к активизации инновационной деятельности или расширению производства:

• отнесение к средствам целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, всех средств, полученных организациями на осуществление ими научной и инновационной деятельности, независимо от источника финансирования (изменение редакции подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации);

• расширение перечня налогов, по которым предоставляется инвестиционный налоговый кредит (за счет налога на добавленную стоимость и налога на имущество организаций), а также увеличение суммы кредита с 30 до 50 процентов от стоимости приобретенного на эти цели оборудования (изменения в абзац 2 пункта 1 статьи 66 и в подпункт 1 пункта 2 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации);

• предоставление возможности научным и инновационным организациям включать единовременно (в качестве амортизационной премии) в состав расходов до 50 процентов от стоимости приобретенных основных средств и иных расходов на капитальные вложен ия (и змен ени е редакции пун кта 1 . 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации);

• применение научными и инновационными организациями в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента (изменения в пункт 1 статьи 2593 Налогового кодекса Российской Федерации);

• освобождение от налога на имущество организаций основных средств, которые были переданы в пользование научным или инновационным организациям для испытаний, экспериментов или для создания научно-технической продукции (дополнение в статью 381

Налогового кодекса Российской Федерации);

2) предлагается введение следующих налоговых льгот для доноров (благотворителей) и инвесторов, принимающих участие в финансировании инновационной деятельности:

• увеличение доли отчислений в специализированные отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР, не облагаемой налогом на прибыль организаций, с 1 ,5 до 5 процентов от доходов (валовой выручки) донорской организации (изменения в пункт 3 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации);

• признание в качестве внереализационных расходов по налогу на прибыль расходов по прямой безвозмездной передаче российским научным и инновационным организациям денежных средств и имущества в качестве целевых средств на их развитие в пределах 5 процентов от доходов (валовой выручки) налогоплательщика (дополнение в пункт 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации);

• предоставление возможности начислять амортизацию в общеустановленном порядке на основные средства, переданные в безвозмездное пользование зарегистрированным на территории Российской Федерации научным и инновационным организациям (дополнение в абзац 2 пункта 3 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации).

В-третьих, в целях налогового стимулирования граждан к участию в инновационной деятельности предлагаются следующие меры:

1) отнесение к выплатам, не подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц, вознаграждения и премии, полученные авторами изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), рационализаторских предложений (дополнения в статью 217

Налогового кодекса Российской Федерации);

2) включение всех указанных выплат в расходы на оплату труда, учитываемые при исчислении налога на прибыль организации (дополнения в статью 255 Налогового кодекса Российской Федерации).

В-четвертых, следует принять общие меры налогового характера, направленные на снижение издержек при осуществлении научной и инновационной деятельности:

1) освобождение от налога на имущество организаций основных средств, которые используются научными и инновационными организациями исключительно в целях осуществления научной (научно-исследовательской), научно-технической, инновационной и экспериментальной деятельности (дополнения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации);

2) предоставление льгот по земельному налогу для научных и инновационных организаций в отношении земельных участков, используемых в целях научной (научно-исследовательской), научно-технической, инновационной и экспериментальной деятельности (дополнения в статью 395 Налогового кодекса Российской Федерации);

3) снижение для научных и инновационных организаций ставки налога на прибыль до уровня 10-13,5 процента. При этом конкретные ставки налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Суммы налога, исчисленные по указанной ставке, должны зачисляться исключительно в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации (дополнения в пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации);

4) введение льготы по налогу на прибыль для банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитование научных и инновационных организаций по льготным процентным ставкам (для банков, у которых доля кредитов, предоставляемых организациям инновационной сферы, составляет не менее 50 процентов от общей суммы всех выданных за год кредитов). В качестве компенсационной меры для таких банков предлагается установить пониженную ставку налога на прибыль в размере 15 процентов (то

есть 3/4 общей ставки). Причем 13,5 процента от прибыли должны направляться в бюджеты субъектов Российской Федерации;

5) стимулирование малых инновационных предприятий:

• за счет увеличения для них предельного годового значения по выручке для применения упрощенной системы налогообложения до 100 миллионов рублей в год;

• за счет освобождения предприятий, использующих общую систему налогообложения, от уплаты налога на прибыль (налоговые каникулы) в течение первых двух лет работы, а также уплату 50 процентов от суммы налога - в последующие два года.

Необходимо подчеркнуть, что при выработке всех перечисленных предложений преследовалась цель раскрыть возможные пути и правовые средства для принятия дополнительных мер по налоговому стимулированию инновационной деятельности. В связи с этим предложения о размерах налоговых ставок и иных экономических показателях являются примерными (условными) и при подготовке соответствующих законопроектов требуют уточнения и соответствующего финансово-экономического обоснования.

В-пятых, наряду с предложенными изменениями также следует дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации новой главой 265 «Система налогообложения для научных и инновационных организаций».

Эти предложения вытекают из специфики деятельности инновационных предприятий и научных организаций.

Во-первых, в отличие от основной массы промышленных предприятий в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату единого социального налога.

Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость.

В-третьих, поскольку инновационные предприятия и научные организации используют в своей деятельности дорогостоящее наукоемкое оборудование, в общем налоговом бремени значительную долю составляет налог на имущество организаций. В связи с этим довольно высокие отчисления по этим налогам для указанной категории налогоплательщиков являются одним из основных факторов, сдерживающих их развитие.

Таким образом, наиболее значимой проблемой для таких организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки. В рамках специального налогового режима, на который научные и инновационные организации могут перейти в добровольном порядке, предлагается освободить их от уплаты налога на прибыль, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России), налога на имущество организаций и земельного налога. Представляется целесообразным вместо этих пяти налогов установить для этой категории налогоплательщиков единый налог в размере 3-6 процентов от полученных доходов. При этом конкретные ставки налога должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Доходы налогоплательщика определяются на основании статей 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым периодом целесообразно установить календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По итогам налогового периода следует предусмотреть подачу налогоплательщиками налоговой декларации. При распределении по бюджетной системе налоговых поступлений от единого налога следует использовать такую схему:

• 10 процентов - в федеральный бюджет: в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5; в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 4,5; в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 5 процентов;

• 45 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации;

• 45 процентов - в местный бюджет.

Указанное распределение следует закрепить в статьях 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Представляется, что при таком распределении будут учтены интересы всех участников бюджетного процесса. В этом случае субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления компенсируется частичное выпадение их налоговых доходов по налогу на имущество организаций (региональный налог) и земельному налогу (местный налог).

С учетом того, что основную массу налоговых доходов (90%) от применения указанного специального налогового режима планируется в равных долях зачислять в региональные и местные бюджеты, предлагаемые меры создадут дополнительные стимулы для активизации работы региональных и муниципальных властей по развитию научной и инновационной деятельности.

Текст подготовленного ТПП России проекта федерального закона о введении специального налогового режима для научных и инновационных организаций приводится в Приложении.

Приложение

ПРОЕКТ

Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Статья 1

Пункт 2 статьи 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2004, № 31, ст. 3231) дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

«5) система налогообложения для научных и инновационных организаций.».

Статья 2

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 33, ст. 3413; № 53, ст. 5023; 2002, № 22, ст. 2026;

№ 30, ст. 3021; 2003, № 1, ст. 5, 6, 8; № 23, ст. 21 74; № 28, ст. 2886; № 46, ст. 4443; 2004, № 15, ст. 1342; № 27, ст. 2711; № 30, ст. 3083, 3084; № 31, ст. 3231; 2005, № 1, ст. 9, 34; № 23, ст. 2201; № 25, ст. 2428, 2429; № 27, ст. 2707; № 30, ст. 3112, 3128, 3129, 3130; 2006, № 10, ст. 1065; № 12, ст. 1233) следующие изменения:

1) раздел VIII1 дополнить главой 265 следующего содержания:

«Глава 265. Система налогообложения для научных и инновационных организаций

С т а т ь я 34643. Общие условия применения системы налогообложения

1. Система налогообложения для научных и инновационных организаций устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения.

2. Переход к системе налогообложения для научных и инновационных организаций или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой, если иное не предусмотрено настоящей главой.

3. Применение системы налогообложения для научных и инновационных организаций предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога и единого социального налога

Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для научных и инновационных организаций, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого налога, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

настоящим Кодексом обязанностей налоговых агентов.

5. Организации, перешедшие на уплату единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С т а т ь я 34644. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками единого налога являются научные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», и инновационные организации, перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

2. Под инновационными организациями в целях настоящей главы понимаются российские организации, использующие результаты экспериментальных разработок, научной (научно-исследовательской) или научно-технической деятельности и у которых доля доходов от реализации усовершенствованной или принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг), реализации прав интеллектуальной собственности на новые или усовершенствованные способы (технологии) производства и иные нововведения, используемые при производстве и (или) реализации продукции (товаров, работ, услуг) составляет не менее 50 процентов от суммы всех доходов за календарный год. Сумма указанных доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248.

3. Организации, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, имеют право перейти на уплату единого налога при условии, что они получили документ о государственной аккредитации (далее в настоящей главе - аккредитация) от уполномоченного федерального органа исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С т а т ь я 34645. Порядок и условия перехода на уплату единого налога и возврата к иному режиму налогообложения

1. Организация, изъявившая желание перейти на уплату единого налога, подает заявление в налоговый орган по месту нахождения организации, а также представляет документ об аккредитации от уполномоченного федерального органа исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в период с 1 октября года, предшествующего году перехода на уплату единого налога, по 25 января года, в котором организация предполагает перейти на уплату единого налога.

2. Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на уплату единого налога в течение 50 календарных дней со дня постановки на учет в налоговых органах при условии представления документа об аккредитации от уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В этом случае организация вправе перейти на уплату единого налога в текущем календарном году с момента ее создания.

3. Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. В случае если по итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщик перестает отвечать требованиям, установленным пунктами 1 и 2 статьи 34644 настоящего Кодекса, а также если он лишается аккредитации, он считается перешедшим на иной режим налогообложения с начала этого отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором имело место несоответствие критерию.

В случае лишения организации аккредитации орган, уполномоченный вести государственный реестр аккредитованных организаций, обязан в течение 15 календарных дней со дня принятия соответствующего решения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации.

Налогоплательщик обязан произвести перерасчет налогов исходя из иного

режима налогообложения. В отношении налогоплательщиков, осуществляющих переход на иной режим налогообложения в соответствии с настоящим пунктом, не применяются налоговые санкции, установленные настоящим Кодексом, за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам при условии, что налогоплательщик в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о лишении организации аккредитации либо не позднее 15 дней, следующих за отчетным (налоговым) периодом, в котором имело место несоответствие критерию, произвел перерасчет налогов, уплатил суммы начисленных налогов в бюджет, представил в налоговые органы соответствующие налоговые декларации.

5. Налогоплательщики, уплачивающие единый налог, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по месту нахождения организации и орган, уполномоченный вести государственный реестр аккредитованных организаций, не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

6. Налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого налога на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого налога в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи.

С т а т ь я 34646. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются полученные доходы.

С т а т ь я 34647. Порядок определения доходов

1. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;

2)внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

2. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 настоящего Кодекса, а также доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии с порядком, установленным статьей 275 настоящего Кодекса.

С т а т ь я 34648. Порядок признания доходов

В целях настоящей главы дата признания доходов определяется в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса.

С т а т ь я 34649. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение доходов.

2. Доходы, полученные в натуральной форме, определяются исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза.

3. При определении налоговой базы доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

С т а т ь я 34650. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

С т а т ь я 34651. Налоговая ставка

Налоговая ставка в пределах от 3 до 6 процентов устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

С т а т ь я 34652. Порядок исчисления и уплаты единого налога

1. Единый налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

3. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по нало-

гу, исходя из ставки налога и начисленных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Сумма единого налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за отчетный (налоговый) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере начисленных сумм за указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму начисленных за этот же период пособий по временной нетрудоспособности работникам организации. При этом сумма единого налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

4. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

5. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

6. Организации, имеющие обособленные подразделения, производят уплату налога и сумм авансовых платежей по налогу по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений в случае, если организация и ее обособленные подразделения находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации.

Сведения о суммах налога и авансовых платежей по налогу налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

7. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 34654 настоящего Кодекса для подачи налоговых деклараций.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

С т а т ь я 34653. Зачисление сумм налога

Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

С т а т ь я 34654. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения.

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоп-

лательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

С т а т ь я 34655. Налоговый учет

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет доходов в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает

в силу с 1 января 200__года, но не ранее,

чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА "КЛИФФ"

LEGAL SERVICES

14 лет на рынке юридических услуг города Москвы

более 60-и высокопрофессиональных юристов, специализирующихся

в различных отраслях российского и зарубежного права

полный спектр услуг для Вашего бизнеса, включая юридические, аудиторские и бухгалтерские услуги

Приглашаем принять участие в практических семинарах в июне:

ОФФШОРЫ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Основные вопросы программы:

* основы взаимодействия с нерезидентной (оффшорной) компанией

* как правильно выбрать обслуживающий банк. Счета в иностранных банках

* особенности открытия счетов в иностранных банках

* иностранные инвестиции: виды и формы

* основные направления налоговой политики в России в 2008-2010 годах

* антимонопольное регулирование сделок по приобретению активов компаниями-нерезидентами

ЭМИССИЯ АКЦИЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Основные вопросы программы:

* правовое регулирование эмиссионных ценных бумаг и ответственность за нарушение требований законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг

* порядок и особенности государственной регистрации выпуска акций при учреждении акционерного общества и акций, размещаемых при реорганизации

* риски эмитентов, их акционеров и участников подписки в условиях финансового кризиса

+7(495) 504-34-61 www.cliff.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.