Научная статья на тему 'Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом (комментарий к федеральным законам от 26. 11. 2008 № 224-ФЗ, от 24. 11. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04. 12. 2008 № 251-ФЗ)'

Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом (комментарий к федеральным законам от 26. 11. 2008 № 224-ФЗ, от 24. 11. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04. 12. 2008 № 251-ФЗ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

Автор в статье подробно рассматривает поправки внесенные во вторую часть Налогового кодекса РФ по вопросам: освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость, определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами, порядка подтверждения права на получение возмещения по ставке НДС 0 процентов, особенностям предъявления суммы НДС продавцом покупателю, НДС при товарообменных операциях, зачетах взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, по вопросам требований к счету-фактуре, восстановления НДС, вычетов по НДС, изменений в порядке возмещения НДС, порядка исчисления и уплаты НДФЛ, увеличения суммы ограничения имущественного налогового вычета и другим актуальным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом (комментарий к федеральным законам от 26. 11. 2008 № 224-ФЗ, от 24. 11. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04. 12. 2008 № 251-ФЗ)»

Налогообложение

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В БОРЬБЕ С ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ (комментарий к федеральным законам от 26.11.2008 № 224-ФЗ, от 24.11.2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04.12.2008 № 251-ФЗ)

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Министерства финансов РФ

Поправки во вторую часть Налогового кодекса РФ

Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость

Согласно подп. 25 п. 2ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (атакже передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов цветных металлов.

С вступлением с 1 января 2008 г. в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ в ст. 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС применяется только в отношении операций по реализации лома цветных металлов и на операции по реализации лома черных металлов не распространяется.

Однако п. 1 ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость реализации (атакже передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов не только цветных, но и черных металлов.

Таким образом, новая редакция вновь разрешает налогоплательщикам не облагать налогом на добавленную стоимость операции по реализации лома черных металлов.

В соответствии с подп. 7 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Согласно п. 2ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ данное положение изложено в новой редакции, согласно которой не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную границу Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Данная редакция полностью изменила смысл рассматриваемого положения. С момента вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ ввозимое на таможенную границу Российской Федерации технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему) не обязательно должно ввозиться для вклада в уставный капитал.

Такая редакция направлена в первую очередь на развитие отечественного производства технологического оборудования и комплектующих и запасных частей к нему. Правительством РФ будет утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, такая мера направлена на

стимулирование процессов обновления основных фондов современным оборудованием, необходимым для развития российского производства.

В соответствии с абзацем пятым подп. 2 п.З ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.2008 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон от 24.11.2008 № 209-ФЗ) в указанную норму внесено изменение, согласно которому не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а такжедругихтоваров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

В силу ст. 2 Закона от 24.11.2008 № 209-ФЗ данные изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Таким образом, с 01.01.2009г. не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость также реализация лома черных металлов, ввоз на таможенную границу Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комп-

лектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Определение налоговой базы

по НДС налоговыми агентами

Согласно п. 4ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296).

Рассматриваемым пунктом также установлено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

До вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ нормы НК РФ не решали вопроса о том, кто должен исчислить и перечислить налог на добавленную стоимость в бюджет РФ по сделкам по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями

и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Конституционный суд в Определении РФ № 384-0 от 02.10.2003 постановил, что порядок уплаты налога на добавленную стоимость, установленный п. Зет. 161 НК РФ, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну (абзац второй п. 4ст. 214 ГК РФ), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на добавленную стоимость, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, как это осуществлено в п. 3 ст. 161 НК РФ, поскольку органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица.

Согласно подп. «а»п. Зет. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. Зет. 161 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом,

удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, разрешена существовавшая до этого времени неопределенность относительно порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при аренде государственного и муниципального имущества.

Пунктом 4 ст. 161 НК РФ также установлено, что при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Законом от 26.11.2008 № 224 НК РФ такой же порядок уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами предусматривается и в отношении имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации). В условиях финансово-экономического кризиса регулирование таких отношений очевидно, поскольку многие организации не смогут вовремя погасить свои долги, в связи с чем повысится риск признания их банкротами.

В соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Данный пункт, изложенный в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ, указывает на то, что при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков

организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Положения пп. 3 — 5 ст. 161 НК РФ (в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г. (ст. 11 Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ).

Порядок подтверждения права на получение

возмещения по ставке НДС 0 процентов

Статьей 165 НК РФ устанавливается порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 %. Согласно подп. Зп.1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подп. 1 и (или) подп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пп. 2 и 3 ст. 165 НК РФ, представляются перечисленные в данном пункте документы. К таким документам относится, в том числе, таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

А при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Также абзацем четвертым подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ установлено, что в случаях и порядке, опреде-

ляемых Министерством финансов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ абзац четвертый подп. Зп.1 ст. 165 НК РФ признан утратившим силу. Однако подп. 3 п. 1ст. 165 НК РФ, согласно Закону от 26.11.2008 № 224-ФЗ, дополнен абзацем, в силу которого в порядке, определяемом Министерством финансов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может представить:

• реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацем первым подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ;

• реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацами вторым, третьим и седьмым подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Особенности предъявления суммы НДС продавцом покупателю

В силу п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пп. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. 1 ст. 168 НК РФ дополнен положением, согласно которому в случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных

прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 НК РФ.

В силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Согласно изменениям, внесенным Законом 224-ФЗ п. Зет. 168 НК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, атакже при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При этом при исчислении суммы налога в соответствии с пп. 1 — Зет. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в пп. 2 и Зет. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пп. 5и6ст. 169 НК РФ.

Таким образом, редакция данного пункта предусматривает установление сроков выставления счетов-фактур (пять календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав).

На основании ст. 11 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ положения пп. 1 и Зет. 168 НК РФ (в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г.

НДС при товарообменных операциях, зачетах взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг

В соответствии с п. 4ст. 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соот-

ветствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

А сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Минфин России в Письме от 18.01.2008 № 03-07-15/05 указывает на то, что суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам), расчеты за которые производятся зачетом взаимных требований, подлежат вычетам в том налоговом периоде, в котором суммы налога перечислены продавцу на основании платежного поручения. Соответственно, одним из условий для осуществления вычетов налога покупателем является наличие у покупателей платежных поручений на перечисление сумм налога.

В силу подп. «в» п. 5 ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ абзац второй п. 4 ст. 168 НК РФ утрачивает силу, таким образом устраняются все сложные и спорные моменты, возникающие у налогоплательщиков при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Также необходимо отметить, что при осуществлении с 1 января 2009 г. товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 г. включительно, подлежат вычету в соответствии с гл. 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанныхтоваров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 12 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

Требования к счету-фактуре

Согласно п. 2ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и бет. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пп. 5 и бет. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В силу п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности ихуказания);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации.

А в соответствии с п. бет. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Согласно изменениям, внесенным п. бет. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ, положения п. 2 ссылаются на пп. 5,5.1, бет. 169 НК РФ.

Абзац первый п. 5 ст. 169 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой этим пунктом устанавливается перечень реквизитов, которые

должны быть указаны в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав.

Соответственно, ст. 169 НК РФ дополнена п. 5.1, устанавливающим, что в счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Таким образом, новая редакция разграничивает перечень реквизитов счета-фактуры, выставляемого при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав и выставляемого) при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Восстановление НДС

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Также этим положением установлено, что восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат на-

логовому вычету у принимающей организации в порядке, установленном настоящей главой. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав.

В силу подп. 2 п. 3 ст. 169 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2ст. 169 НК РФ, за исключением операции, предусмотренной подп. 1 данного пункта, и передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц и передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2ст. 169 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26.2 и 26.3 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.

Положения данного пункта не применяются в отношении налогоплательщиков, переходящих на специальный налоговый режим в соответствии сгл. 26.1 НК РФ.

В силу п. 7 ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. Зет. 170 дополнен подп. 3, устанавливающим, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Абзацем вторым введенного подпункта установлено, что восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Также указывается, что восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В соответствии с п. Зет. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл. 21 НК РФ. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пп. 4и5ст. 161 НК РФ, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения данного пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 161 НК РФ, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

Согласно п. 8 ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ абзац третий п. Зет. 161 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой положения

данного пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 161 НК РФ, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Также п. Зет. 161 НК РФ дополнен подп. 12, в силу которого вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этихтоваров (работ, услуг), имущественныхправ.

Вычеты по НДС

В силу п. 2ст. 172 НК РФ при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком в случаях и в порядке, которые предусмотрены п. 4 ст. 168 НК РФ.

Согласно п. 9ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. 2 ст. 172 НК РФ признан утратившим силу в связи с исключением п. 4ст. 168 НК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором п. бет. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 рассматриваемой статьи.

Вычеты сумм налога, указанных в абзаце треть-емп. бет. 171 НК РФ, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии сост. 173 НКРФ.

На основании п. 9 ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ абзац второй п. 5 изложен в новой редакции, согласно которой вычеты сумм налога, указанных в абзаце третьем п. бет. 171 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный п. 10 ст. 167 НК РФ.

Согласно ст. 13 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

Также ст. 172 НК РФ дополнена п. 9, в силу которого вычеты сумм налога, указанных в п. 12 ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-

фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественныхправ, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

Изменения в порядке возмещения НДС

В силу абзаца третьего п. Зет. 176 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно абзацу четвертому п. Зет. 176 НК РФ одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

В силу п. 10 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ абзац четвертый п. 3 ст. 176 НК РФ изложен в новой редакции, устанавливающей, что одновременно с этим решением принимается:

• решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

• решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

• решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Статьей 9 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ устанавливается, что положения абзаца четвертого п. Зет. 176 НКРФ (в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются в отношении решений, принимаемых после 1 января 2009 г.

Реализация автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи

Статьей 154 НК РФ рассмотрен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг).

В силу п. 1 ст. 1 Закона от 04.12.2008 № 251-ФЗ ст. 154 НК РФ дополнена п. 5.1, устанавливающим, что при реализации автомобилей, приобретенных

у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.

Также п. 4ст. 164 НК РФ, согласно п. 2ст. 1 Закона от 04.12.2008 № 251-ФЗ, изложен в новой редакции, предусматривающей, что при реализации автомобилей в соответствии в п. 5.1 ст. 154 НК РФ налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

В силу ст. 2 Закона от 04.12.2008 № 251-ФЗ данные изменения вступают в силу с 1 января 2009г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, с момента вступления в силу Закона № 251-ФЗ будет урегулирован порядок расчета налога на добавленную стоимость в отношении автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи.

Увеличение суммы ограничения имущественного налогового вычета

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение перечисленных в ст. 220 НК РФ имущественных налоговых вычетов.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произве-денныхрасходов, атакже в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Также подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ устанавливается, что общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 1 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком

на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Согласно п. 11 ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ внесено изменение, согласно которому увеличено ограничение на получение имущественного налогового вычета с 1 000 000 до 2 000 000 руб.

Также стоит учесть, что в силу п. 6 ст. 9 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Такая поправка направлена на поддержку государством физических лиц, которые приобрели указанное в подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущество, и в том числе для уплачивающих ипотечный кредит. В условиях финансово-экономического кризиса такая мера является необходимой, поскольку сейчас несколько заморожено ипотечное кредитование, и увеличены проценты по кредитам.

Порядок исчисления и уплаты НДФЛ

В силу подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии с рассматриваемой статьей производят физические лица — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.

На основании п. 12ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. 1 ст. 228 дополнен положением, согласно которому исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ производят физические лица — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ.

В редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ изложен по-новому. Так, исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ производят физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.