Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование хозяйствующих субъектов'

Налоговое стимулирование хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
830
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ЛЬГОТИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВЫЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ СКИДКИ / НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / ОПТИМАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кербс Р. В.

Актуальной проблемой в налогообложении является соблюдение воспроизводственного принципа. Налог должен стимулировать рост производства, способствовать поддержанию его пропорциональности, повышению производительности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование хозяйствующих субъектов»

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Р.В. КЕРБС,

главный бухгалтер ООО «Натуральный продукт», e-mail: r_kerbs@mail.ru

Актуальной проблемой в налогообложении является соблюдение воспроизводственного принципа. Налог должен стимулировать рост производства, способствовать поддержанию его пропорциональности, повышению производительности труда.

Ключевые слова: налоговые отношения; экономические интересы; стимулирование; инновационное развитие экономики; льготирование; налоговая ставка; налоговые освобождения; налоговые скидки; налоговый кредит; оптимальный налоговый режим; инвестиционная активность

Коды классификатора ОБЬ: Н25, Н21, Н23

Государство образует собой стержень общественно-экономической системы, оно способно влиять на динамику происходящих процессов в обществе. Среди способов стимулирования государством развития экономики страны, помимо установления и изменения режимов налогообложения, системы налогов и сборов, налоговых ставок, объема прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, является установление системы и видов налоговых льгот, а также определение принципов и порядка их предоставления. В этой связи важным рычагом воздействия на экономическую ситуацию в целом являются, несомненно, налоговые льготы как предоставляемые государством преимущества для налогоплательщиков, создающие для них любую, и, в первую очередь, экономическую выгоду. Налоговые льготы широко используются для воздействия на определенные процессы развития экономики и ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией [2, с. 21].

Налоговые льготы — это важный инструмент политики государства, особенно в период, когда необходимо внешнее стимулирование развития рынка для придания ему желаемого вектора развития. Отсутствие льгот при входе на рынок, особенно в сфере высоких технологий, отрицательно отражается на масштабах развития бизнеса и замедляет рост инновационных предприятий; отдельные налоговые послабления, сделанные для резидентов особых экономических зон и участников рынка информационно-телекоммуникационных технологий, не меняют общую ситуацию. В то же время большинство зарубежных стран широко используют принцип налоговых каникул, особенно по налогу на прибыль, в первые 2-3 года с начала функционирования нового предприятия [1, с. 16].

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится, помимо получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Инновационная модель развития позволяет повысить социальную устойчивость в стране, так как выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных доходов, но и основные социальные группы, связанные с развитием инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы производства самого человека. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение национальной конкурентоспособности и эффективности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию.

Инновационный социально-ориентированный тип роста основывается на специфических ключевых факторах. Это рост на основе:

О диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности;

© Кербс Р. В., 2009

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

О повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов;

О высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса;

О активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности;

О повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников;

О опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения.

В рассматриваемом контексте хотелось бы остановиться на некоторых моментах, связанных с преобразованиями в налоговой сфере последних лет. Главные новации были направлены на поддержку инновационного развития экономики, создание дополнительных стимулов для вложений в развитие человеческого капитала и таким образом полностью отвечали требованиям актуализации осуществляемой в стране налоговой политики.

Наблюдаемое в последнее время устойчивое снижение доли нефтегазовых доходов в структуре доходов бюджетной системы делает необходимым разработку Правительством РФ полноценной программы поддержки развития несырьевого бизнеса. Одним из направлений такой программы могли бы стать налоговые льготы для вновь вводимых предприятий, предоставляемые в зависимости от приоритетов проводимой экономической политики, в частности инновационной. Налоговые инструменты стимулирования инноваций концентрируются преимущественно вокруг особых налоговых режимов в отношении определенных видов деятельности или, в целом, способствуют созданию благоприятного инновационного климата в стране. В качестве примера можно привести предоставленные законодателями льготные условия в виде установления пониженных налоговых ставок по ЕСН и по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, что, учитывая прогрессивность отрасли, вполне оправдано [4, с. 6].

Мы считаем, что для стимулирования развития инновационной составляющей экономики страны важное значение имеет налог на прибыль, который может предполагать особые льготы малому и среднему бизнесу, занимающемуся инновационной деятельностью, сокращение налоговой базы, льготирование налоговой ставки, применение ускоренной амортизации и особых методов ценообразования, использование налоговых кредитов. Поэтому полное освобождение от налога на прибыль на первые 3-5 лет было бы справедливым решением для производственных предприятий несырьевого или перерабатывающего секторов экономики. Также было бы полезным предусмотреть для них не менее чем 50-процентную льготу в течение 5 лет при уплате налога на имущество организаций, в части вновь вводимого в эксплуатацию технологического оборудования. Эти предложения полностью укладываются в требование Президента России «продумать систему мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующих инвестиционную деятельность».

Стоит отметить как одну из проблем российского налогообложения и отсутствие широкой практики предоставления инвестиционных налоговых кредитов. За рубежом реализация предприятиями инвестиционных проектов, как новых («гринфилд»), так и в части модернизации действовавших мощностей, очень часто сопровождается налоговыми кредитами, что высоко оценивается банками как признак важности таких проектов для страны [3].

Полагаем целесообразным настаивать на расширении практики применения инвестиционного налогового кредита. Это особенно актуально для компаний, переходящих на ресурсосберегающие технологии, внедряющих технические инновации, развивающих производственные мощности в депрессивных регионах, занимающихся эффективным им-портозамещением в ранее утративших конкурентоспособность отраслях. Отказ от этого предложения означал бы признание полной неспособности государства проводить активную политику поддержки экономического развития налоговыми методами, не сводящимися к примитивному уравнительному подходу.

Инвестиционный налоговый кредит возможен и при уплате таможенных пошлин на импортируемое оборудование. Однако более правильным был бы полный отказ от подобных пошлин. Отмена в подавляющей части импортных пошлин на непроизводимое в России технологическое промышленное оборудование, аппаратуру и приборы, ввозимые

в страну, придаст ускорение модернизации технологического парка российских предприятий. Подобная работа должна применяться ко всему импортируемому оборудованию, запчастям и комплектующим к нему хотя бы на протяжении определенного периода («таможенных каникул»).

Кроме того, с той же целью мы считаем возможным использовать:

— внедрение программы кредитования малого инновационного бизнеса, согласно которой государственный или смешанный фонд предоставляет кредиты компаниям, не имеющим возможности привлечения финансирования на рыночных условиях, но относящихся к малому бизнесу и занимающихся инновациями;

— организацию программ повышения квалификации;

— внедрение программ поддержки исследований в области промышленности, в соответствии с которой финансовая и техническая помощь предоставляется компаниям, нуждающимся в улучшении технологии для повышения конкурентоспособности на международных рынках.

Согласно предлагаемым нами программам достигаются следующие результаты:

❖ льготы для развития бизнеса, предоставляющиеся на этапе основания, расширения бизнеса и инвестирования в инфраструктуру, стимулируют процесс производства инноваций;

❖ при создании рабочих мест, а также при переподготовке и повышении квалификации достигается стимулирование занятости и профессионального образования граждан;

❖ в ходе предоставления льгот для фундаментальных и прикладных исследований и разработок, распространения технологий и при «выбрасывании» новых товаров на рынок, государство стимулирует развитие стратегически важных направлений экономики.

Финансовое стимулирование включает гранты, ссуды, кредитные поручительства, субсидии для выплат заработной платы, субсидирование арендной платы; вложение венчурного капитала и налоговые льготы.

К инструментам льготирования могут быть отнесены предложения предпринимательских объединений о повышении планки по доходам от реализации до 100 млн рублей и по численности персонала до 100 человек в целях более широкого использования упрощенной системы налогообложения и более активного создания новых малых предприятий.

Важной составляющей инновационной экономики является институт интеллектуальной собственности. В России он находится на стадии формирования и успех его развития зависит от совокупности факторов, к числу которых относится и механизм налогообложения. Направленность экономической политики государства на поддержку экономики инновационного типа предопределяет необходимость разработки налогового механизма, стимулирующего ее развитие.

Становление новых экономических институтов всегда ограничивается существующими нормативными правилами, в том числе и правилами налогообложения. В российском налоговом законодательстве в настоящее время не предусмотрены специальные нормы, регулирующие порядок налогообложения различных операций с объектами интеллектуальной собственности. В их отсутствие российские налогоплательщики и налоговые органы вынуждены применять общие правила налогового законодательства, не учитывающие специфику данных операций.

На наш взгляд, разработка российской системы налогообложения операций с объектами интеллектуальной собственности, безусловно, должна основываться на особых правилах налогообложения объектов интеллектуальной собственности, а также должна быть создана система их обложения, которая охватывает весь спектр операций с объектами интеллектуальной собственности, а именно:

— создание или приобретение объектов интеллектуальной собственности;

— покупка лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности;

— реализация объектов интеллектуальной собственности.

Центральное место в системе налогообложения операций с объектами интеллектуальной собственности должен, по нашему мнению, занимать налог на прибыль организаций.

Из уже вступивших в законную силу решений можно выделить создание дополнительных налоговых стимулов для инновационной деятельности по налогу на прибыль, прежде всего в части порядка отчисления в специальные фонды, средства которых используются для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Нормативы отчислений в эти фонды увеличены в три раза. Повысились и коэффициенты амортизации

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

для оборудования, используемого в научных целях. Принят ряд решений, стимулирующих капиталовложения в технологическое перевооружение. Так, по налогу на прибыль была введена амортизационная премия, позволяющая до 20% стоимости приобретаемых основных средств немедленно относить на расходы, а также сняты последние ограничения на перенос убытков на будущее. Освобождены от налогообложения дивиденды, получаемые от стратегического участия российских компаний в отечественном или иностранном бизнесе, что делает Россию более привлекательной для создания холдингов [2, с. 24].

С 2009 года применяя нелинейный метод, налогоплательщик получил право отказаться от пообъектной амортизации по большинству видов основных средств и нематериальных активов, переходя к начислению амортизации исходя из суммарной стоимости нескольких пулов. При этом нормы амортизации существенно увеличиваются по сравнению с действующими нормами, что позволит до 50% стоимости амортизируемого имущества относить на расходы в течение четверти срока его полезного использования. Это очень серьезный стимул, который по своей значимости сравним с увеличением амортизационной премии.

Стимулирующее начало налога на прибыль в части операций с объектами интеллектуальной собственности связано с порядком формирования налоговой базы и, в частности, с порядком отнесения произведенных затрат в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Затраты на создание объектов интеллектуальной собственности должны приниматься к вычету при исчислении налоговой базы, которые могут быть различны для разных видов расходов: некоторые виды расходов на создание объектов интеллектуальной собственности подлежат вычету в полном объеме в момент их осуществления, другие виды расходов могут вычитаться в течение законодательно установленного периода времени. Следует предусмотреть такие виды расходов, которые вообще не подлежат вычету, а возмещаются только после фактической передачи (продажи) созданного объекта интеллектуальной собственности. Для налогоплательщиков наиболее привлекательным и экономически выгодным, скорее всего, будет вычет расходов на создание объектов интеллектуальной собственности в полном объеме в момент их осуществления, поскольку это будет позволять высвободить денежные средства для их дальнейшего реинвестирования в научные разработки.

Помимо постоянно действующих налоговых льгот, существуют индивидуальные налоговые льготы, предоставляемые отдельным плательщикам. Подобные льготы носят целевой характер, т.е. применяются для реализации конкретных инвестиционных программ и проектов.

В идеальной ситуации общий экономический эффект от льготирования может быть существенно больше, чем цена предоставленной льготы. Стимулирующий характер льготирования напрямую проявляется в реализации следующих задач:

■ привлечение нового инвестиционного капитала;

■ создание новых прямых и вспомогательных рабочих мест;

■ создание вспомогательных предприятий для уже существующего бизнеса;

■ предоставление возможностей для поддержки нового бизнеса;

■ создание промышленных кластеров для привлечения дополнительных компаний в регион;

■ использование свободной земли территорий, предназначенных для промышленных предприятий и инфраструктуры;

■ помощь агентствам по экономическому развитию.

Однако одновременно с положительными последствиями льготирование обладает и дестимулирующим влиянием на развитие бизнеса и экономики:

■ меры по стимулированию хозяйствующего субъекта могут быть бесполезны, если регион или государство не создают конкурентную среду и не способствуют привлечению новых инвестиций или условий для развития бизнеса (не создают в целом благоприятный инвестиционный климат, не снижают рисковость вложений и т.п.);

■ стимулирование привлечения новых бизнесов может вызвать негативную реакцию уже работающих в этой отрасли компаний;

■ может быть сокращено финансирование других важных программ, таких как образование и здравоохранение;

■ компании, получившие льготы, не гарантируют, что будут продолжать хозяйственную деятельность в течениеи ряда лет после получения льгот, либо будут поддер-

живать прежнее количество рабочих мест и после предоставления им указанных льгот (за исключением тех случаев, когда они связаны соглашением);

■ предоставление стимулирования некоторым избранным компаниям может спровоцировать рост требований со стороны других компаний.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что, хотя механизм государственного налогового стимулирования обеспечивается финансовой базой, которая формируется от налогообложения все же большей, нельготной части населения и коммерческих организаций, тем не менее перераспределение финансовых средств, полученных путем изъятия части доходов физических и юридических лиц, позволяет государству решать важные задачи в масштабах всего общества, несмотря на «недобор» некоторой части налогов и сборов с льготных категорий налогоплательщиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибкова Н.Б. Опыт налогового регулирования в зарубежных странах в возможность его использования в России. // Налоговая политика и практика. — 2005. — № 7.

2. МалисН.И. Снижение бремени как приоритет налоговой политики. // Финансы. — 2007. — № 6.

3. Ованесян С.С. Налоговый кредит как внутренний инвестиционный источник. Ы±р://шшш. anrb.ru/isei/cf2002/c522.htm

4. Шаталов С.Д. О мерах налогового стимулирования приоритетных направлений социальноэкономического развития России. // Финансы. — 2008. — № 8.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.