Научная статья на тему 'Формы и практика налогового стимулирования инноваций в российской экономике'

Формы и практика налогового стимулирования инноваций в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЛЬГОТА / ФОРМА / ИННОВАЦИЯ / ДОБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калачева О.С.

Инновационная активность определяется взаимным влиянием государственной и частной форм финансовой поддержки инноваций. Инвестиционный характер налогового стимулирования порождает конфликт интересов государства и бизнеса. В статье приведена классификация форм налогового стимулирования, показана роль инвестиций в создании добавочной стоимости источнике налогового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и практика налогового стимулирования инноваций в российской экономике»

УДК 336.02 (470+571)

формы и практика налогового стимулирования

о о о ,

инноваций в российской экономике*

о. с. калачева,

аспирант кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: ermochenko. olga@mail.ru Волгоградский государственный университет

Инновационная активность определяется взаимным влиянием государственной и частной форм финансовой поддержки инноваций. Инвестиционный характер налогового стимулирования порождает конфликт интересов государства и бизнеса. В статье приведена классификация форм налогового стимулирования, показана роль инвестиций в создании добавочной стоимости - источнике налогового потенциала.

Ключевые слова: налоговый, стимулирование, льгота, форма, инновация, добавочная стоимость.

Решение задач инновационного развития экономики зависит от эффективности системы государственного регулирования, важнейшей составляющей которой являются механизмы налогового стимулирования.

Создание инноваций — затратный процесс, требующий инвестиций. Неразвитость венчурного финансирования и собственных средств для исследований на предприятиях делает инновационное развитие дорогим или незавершенным. В этом отношении является актуальным использование материальных стимулов (побудителей), чтобы экономические субъекты вели себя к желаемой выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование.

Материальные стимулы с точки зрения налогообложения находят свое выражение в двух основных формах финансовой поддержки инноваций.

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Волгоградском государственном университете.

1. Государственная, включающая создание условий (институциональных, инфраструктурных) для инвестирования в инновации: законодательное закрепление форм и механизмов налогового стимулирования инновационной активности.

2. Частная, смысл которой сводится к способности субъектов экономики адаптироваться к создаваемым государством условиям и возможности воспользоваться, принять эти условия для привлечения инвестиций: полномасштабное применение налоговых льгот и преференций с минимальными трансакционными издержками.

Динамика форм частной поддержки говорит о развитости условий для инновационной активности. В этом отношении стимулирование частных инвестиций является первостепенной задачей государственной политики.

Эффективность применения частных форм поддержки инноваций выше, когда трансакцион-ные издержки применения механизмов налогового стимулирования (издержки осуществления таких операций) значительно меньше совокупных усилий и затрат предприятия в инновации без государственной поддержки. Безусловно, последнее достаточно сложно оценить.

Отметим, что представленные формы финансовой поддержки инновационной активности в виде элементов системы налогообложения в России появились еще в начале 1990-х гг. Тем не менее условия для эффективного инвестирования собственных средств предприятий в инновации

финансовая аналитика

проблемы и решения

не созданы. Это подтверждает отрицательное соотношение налоговых льгот к величине затрат на НИОКР в 2008 г. в отечественной экономике [7].

Все налоговые стимулы как элементы налоговой системы, которые имеют целью побудить субъектов экономики к определенному типу поведения, представлены налоговыми льготами и преференциями. Это формы практической реализации регулирующей функции налогов.

Преференции — более широкое понятие, чем льготы, однако эти понятия часто воспринимают как тождественные. Налоговые преференции (от лат. praeferentia — предпочтение) включают льготы и особые условия их представления. Как элемент налогообложения (структуры налога) налоговые льготы представляют собой установленное законодательством исключение из общих правил налогообложения. В совокупности льготы и преференции — это важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

Сущность налогового стимулирования инноваций заключается в том, что это экономически обоснованная система налоговых льгот или преференций, позволяющая компенсировать финансовые потери и побуждающая хозяйствующих субъектов направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы экономики.

Такая трактовка налогового стимулирования, суть которого сводится именно к инвестированию высвобождаемых средств на развитие инноваций, отвечает требованиям одного из основных институциональных подходов к формированию налоговой политики — инвестиционному, характерному для динамично развивающихся стран современного мира. Данный подход ориентируется на потребности развития как государственного, так и частного капиталов, а налогообложение рассматривается как фактор расширенного воспроизводства.

Инвестиционный характер налогового стимулирования инноваций действенен в том случае, когда цели предприятий совпадают с целями государственной политики (заинтересованность вложения ресурсов в инновации, рост спроса и предложения инновационной продукции). В противном случае компенсация финансовых потерь оборачивается не ростом инвестиций, а увеличением денежных сбережений в кредитных организациях и «домашнем резерве».

В российской экономике преобладают фискальные функции налогообложения и по сути делаются первые шаги в реализации инвестицион-

ного подхода к налоговой политике: формируется поле стратегий и комплекс гибких инструментов налоговой политики. С 2007 г. был разработан пакет законопроектов (14 новых законов), включающий следующие меры:

— снижение ставки единого социального налога (в настоящее время отменен) для научных организаций и инновационных предприятий;

— освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ (НИОКР), патентно-лицензионных и др. операций;

— введение ускоренной амортизации оборудования, используемого научными организациями и инновационными предприятиями;

— включение затрат на НИОКР в состав расходов как в случае наличия, так и при отсутствии положительного результата;

— исключение из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций у реципиента безвозмездных перечислений средств и имущества на финансирование научной и образовательной деятельности, полученных налогоплательщиком.

До недавнего времени едва ли можно было говорить о должном понимании необходимости формирования нового качества налогового законодательства применительно к задачам инновационного развития экономики. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2008—2010 годы раздел, посвященный созданию налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности, занимает всего одну страницу.

Налоговое стимулирование принимает различные формы, но его смысл сводится в итоге либо к сокращению налогового бремени, либо к переносу сроков налоговых платежей предприятий или платежей по видам деятельности, относимых к инновационной сфере. Безусловно, это порождает конфликт интересов государства и бизнеса.

Источник инвестиций — недополученные доходы государства от предоставленных налоговых льгот. Это заведомо обоснованные потери, которые принимает государство. Однако, создавая доступные условия инвестирования в настоящее время, предоставляя льготы и преференции, государство тем самым увеличивает поток налоговых поступлений в будущем за счет роста налогового потенциала.

Инновационные виды и сферы деятельности обладают заведомо большими возможностями

по созданию добавочной стоимости — источника налогового потенциала, механизм роста которого показан на рисунке.

На рисунке цифрами отмечен пошаговый механизм создания добавочной стоимости, которая занимает значительную часть в производимой инновационной продукции и затратах. Налоговый потенциал выступает как система экономических отношений, возникающих в процессе создания добавочной стоимости, налоговая нагрузка — мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов [8, с. 24—35]. Соотнесение величин налогового бремени и стимулирования дает основания для принятия решения об инвестировании средств в инновации.

Между уровнем налогообложения и склонностью к предпринимательству вообще и инновационному в частности наблюдается прямая зависимость. По расчетам отечественных и зарубежных экономистов, предельный уровень налоговой нагрузки, за которым производитель лишается интереса к активной инвестиционной деятельности, оценивается в 35—38 % [2, с. 61—64]. В этих границах он активно участвует в развитии как собственного, так и смежных производств, определяя объекты для инвестиционных вложений. Считается, что общая налоговая нагрузка в России и в развитых странах сопоставима. В 2009 г. уровень налогообложения снизился до 30,3 % [4] с 35,6 % ВВП в 2008 г.

Структура добавленной стоимости в различных секторах экономики различна, как и в различных сферах инновационной деятельности, продуктах. Видится целесообразным льготирование той части

Налоговая

нагрузка, определение тяжести налогового

Налоговый

потенциал

Налоговое стимулирование

Добавочная стоимость' прирост ДС

Создание добавочной стоимости (ДС)

Определение стимулирующег о налога, включающего ДС

Инвестирование в инновации

I

Создание добавочной стоимости в структуре налогового стимулирования инноваций

расходов, которая создает на предприятии добавочную стоимость. Величина добавочной стоимости может быть определена как разница между стоимостью инновационных продуктов, деятельности (или их части) до включения в их себестоимость затрат на НИОКР и после.

Стимулирующее льготирование добавленной стоимости позволит, с одной стороны, увеличить объем частных инвестиций в инновации (при условии законодательно утвержденного целевого характера таких инвестиций), с другой — расширить налоговый потенциал при условии внедрения инноваций и их коммерциализации.

Чтобы потери государства в виде величины налоговых льгот были экономически обоснованными, необходимы четкие объектно-субъектные характеристики налогового стимулирования, дефиниции инноваций.

Налоговое стимулирование инноваций предполагает выделение субъектов и объектов поддержки, характеристика которых определяет форму налоговых льгот.

Субъектом налогового стимулирования выступают налогоплательщики, на которых распространяется данная поддержка. К ним могут быть отнесены отдельные отрасли, предприятия или совокупность последних в рамках конкретной территории (особые экономические зоны). Например, в российской экономике это — венчурные компании, предприятия технико-внедренческих зон, организации — потребители инновационной продукции, рационализаторы, вузы и научно-исследовательские институты (отраслевые и академические), малые предприятия (внедренческие при вузах, инновационные), кредитные и страховые компании, патентные бюро и др. [5, с. 10-25].

Субъектная характеристика явно прослеживается в целях, которые преследует государство, стимулируя частные расходы на НИОКР [3, с. 16]:

- стимулирование всех компаний в проведении НИОКР независимо от размера, местоположения, сферы деятельности и отрасли;

— стимулирование НИОКР в высокотехнологичных наукоемких отраслях;

— стимулирование малого и среднего бизнеса;

— поддержка молодых научно-исследовательских компаний в период их становления.

Наибольший интерес представляет выделение объекта налогового стимулирования. Несмотря на достаточно глубокую проработанность понятий «инновации» и «инновационная деятельность» в научной литературе, в практике налогового стимулирования четкого определения инновационного процесса нет, поэтому в российской экономике он интерпретируется как в статистическом учете: по видам работ, каждый из которых имеет собственное определение и описание. Вследствие этого лишь малая часть инноваций является объектом государственной поддержки.

В общем случае объектом налогового стимулирования могут выступать:

— инновационная деятельность (например, НИОКР, в том числе изменение продуктов, создание новых или совершенствование имеющихся материалов, процессные инновации, разработка программного обеспечения, клинические испытания новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования и пр.);

— материальные активы (машины, оборудование, программное обеспечение и пр.);

— нематериальные активы в виде патентов, лицензий, объекты интеллектуальной собственности на различных носителях (бумажных, цифровых), технологии.

Так, при покупке программного обеспечения объектом налогового стимулирования могут служить доработки к информационным системам, потому что отраслевые приложения имеются не всегда. Основанием для предоставления льгот в этом случае являются лицензионное соглашение, договор и техническое задание, на основании которого выполняется соответствующая работа.

Величина налоговой льготы определяется из стоимости трудозатрат или цены и количества покупаемых лицензий. Причем бессрочный характер лицензий согласно современному законодательству обязывает списывать затраты в течение первых пяти лет с момента начала эксплуатации данного программного обеспечения. Видится целесообразным сократить эти сроки до года или одномоментного отнесения затрат.

Как объект налогового стимулирования определение «инновационная деятельность» более широкое, чем понятие «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», и включает в себя целый ряд составляющих: маркетинговые

исследования, тестирование и контроль качества материалов, продуктов, оборудования и технологических процессов, исследования в социальной и гуманитарной сферах, геологоразведочные работы, коммерческое производство новых материалов, продуктов, оборудования или их коммерческое использование, стилевые изменения продуктов, не затрагивающие их качества, и сбор данных [6, с. 47].

Тем не менее научно-исследовательская деятельность становится главным звеном в рамках создания инновационных продуктов, являясь основным детерминантом создания технологических новинок, а также сопутствуя всем другим стадиям инновационного процесса. И если инновационный продукт есть следствие деятельности экономических агентов, то научно-исследовательская деятельность — его первооснова. Именно поэтому объектом налогового стимулирования выступают именно исследования и разработки, или исследования и эксперименты, или НИОКР. Эти термины, как правило, отождествляют.

В целях расширения сферы применения налогового стимулирования инноваций, улучшения взаимодействия государства и бизнеса при определении инновационности предприятия целесообразно до расходов на инновации создавать экспертные комиссии из квалифицированных специалистов, представляющих интересы обеих сторон. Заинтересованные лица, говорящие на одном языке, могут более точно выявлять и оценивать особенности механизмов стимулирования. В конечном счете это исключает возможные споры в судебном порядке и сокращает трансакционные издержки.

Применительно к российской экономике видится ошибкой планируемая передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль и по налогу на имущество предприятий субъектам РФ с последующим их администрированием. Отсутствие четкого механизма предоставления льгот приведет только к росту коррупционности в регионах и, как следствие, к росту трансакционных издержек отечественных инновационных фирм.

В этом отношении зарубежный опыт применения налогового стимулирования был бы для России полезен. Из общего списка стран, стимулирующих расходы на R&D (за рубежом применяется именно этот термин — Research and development, а также R&E — Research and Experimental, в России тождественный термин — НИОКР), особо выде-

ляются Канада и Великобритания. Прежде всего потому, что в этих странах создаются независимые комиссии экспертов, которые определяют, является ли данная деятельность инновационной в налоговом стимулировании, либо привлекаются специалисты по науке и технике для работы с налоговыми инспекторами, в задачи которых входит информирование о механизме этой системы в виде доступных для понимания инструкций. Таким образом, государство быстро реагирует на разногласия в отношении интерпретации правил и упрощает их, чтобы сократить любые неясности, в общем, поддерживает постоянный диалог с бизнес-сектором, чтобы выяснять, каким образом та или иная форма стимулирования могла бы быть усилена [1, с. 228—230].

Спектр налоговых льгот по стимулированию R&D в целом одинаковый, но на практике каждая страна имеет свои особенности развития, способы и условия применения этих форм воздействия. Во многом это определяется состоянием налоговой системы страны, а также спецификой развития и задачами тех или иных сегментов налогового стимулирования. В большинстве стран основным видом налоговой поддержки является налоговый исследовательский кредит, который, в свою очередь, в каждой стране имеет свою специфику.

Несмотря на широкое использование в налоговой теории и на практике понятия «налоговые льготы», до настоящего времени не сложилось однозначного, определенного подхода к пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация видов и форм налогового льготирования в отечественной и зарубежной практике. Для решения этой задачи прежде всего выделим возможные критерии классификации.

Основополагающим мерилом, по которому классифицируются налоговые льготы, является механизм действия. В этом смысле существуют следующие виды льгот:

— изъятия, т. е. исключение из налогооблагаемой базы отдельных объектов налогообложения или их части;

— освобождение — полное или частичное сокращение суммы налога;

— скидки — уменьшение налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов.

Отдельно можно выделить виды налоговых льгот по экономической природе: безвозмездные, предполагающие предоставление льгот на безвозвратной основе, и возмездные, которые пред-

полагают возврат определенных сумм в бюджеты соответствующих уровней; по инвестиционной направленности — поощрительные и начальные. Суть относимых к этой группе форм заключается в том, что расчет многих налоговых льгот проводится из осуществляемых инвестиций в НИОКР (например, величина налогового кредита может определяться процентом затрат на НИОКР). В расчетах другой части льгот обозначенные затраты непосредственного отношения не имеют, например пониженные ставки налогов, специальные налоговые режимы и пр.

Наряду с этим выделяют следующие критерии:

— временной, предполагающий перенос сроков льготного налогообложения на будущие и прошлые периоды, или отнесение убытков в прошлое;

— территориальный, по которому выделяют глобальные, государственные и локальные виды налогового стимулирования (соответствующие формы — взаиморасчеты в рамках соглашений по двойному налогообложению, спектр налоговых льгот для резидентов и нерезидентов страны, инвестиционные премии, технико-внедренческие зоны, технопарки, льготы на региональные и местные налоги);

— административный, который предполагает снятие барьеров и ускорение оформления документации по льготному налогообложению (соответствующие формы налогового стимулирования — оптимизация перечня документов, подтверждающих обоснованность применения льгот; обслуживание налогоплательщиков в электронной форме и пр.);

— структурный, который представлен горизонтальными и дифференцированными видами налоговых льгот. Последние могут сделать важный вклад в структурную перестройку экономики, но они сложнее для администрирования и создают возможности для уклонения от налогов, имеют определенный коррупционный потенциал.

Налоговые льготы могут быть классифицированы также по видам затрат, размеру расходов на НИОКР, по типу предприятия.

Возможные виды и формы налогового стимулирования представлены в таблице.

Целесообразно разделять чистую и смешанную формы налоговых льгот. Совокупность чистых форм, классифицируемых по одному из представленных критериев, составляет смешанную форму налоговых льгот, применяемых на практике. Другими словами, отдельная льгота может обладать разными формами. Например, налоговые

Классификация форм налогового стимулирования

Критерий Вид Форма

Механизм действия Изъятия Например, реализация инновационных продуктов

Освобождение Снижение ставки процента по налогу, дополнительная налоговая скидка, специальные налоговые режимы

Скидки Налоговые каникулы, налоговый (зарплатный, исследовательский, научный) кредит, налоговые вычеты, в том числе процент от величины расходов на НИОКР, возврат ранее уплаченных налогов

Экономическая природа Возмездные Налоговый кредит (инвестиционный, зарплатный, исследовательский), отсрочка или рассрочка налогового платежа

Безвозмездные Нулевые процентные ставки

Инвестиционная направленность Поощрительные Налоговые кредиты

Начальные Льготы, в расчетах которых затраты на НИОКР не учитываются

Вид затрат Льготы по текущим затратам предприятия Соответствующие виду затрат формы стимулирования, пониженные ставки налога на НДС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Льготы по капитальным вложениям Ускоренная амортизация, переоценка основных средств (ОС), пониженные ставки налога на имущество

Размер расходов на НИОКР Льготы по объему расходов на НИОКР Объемная налоговая льгота

Льготы по росту расходов на НИОКР Приростная налоговая льгота первого вида

Приростная налоговая льгота второго вида

Тип предприятия Форма собственности Льготные ставки налога на корпоративную прибыль, для фондов целевого капитала: перенос убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества

Сфера деятельности Льготные ставки налога для соответствующего вида: информационные технологии и пр.; льготы по кредитованию, страхованию

Размер предприятия Льготные ставки налога, например для малого бизнеса

Источник: составлено автором.

каникулы (критерий: механизм действия) могут быть предоставлены предприятиям особых экономических зон (территориальный критерий) на определенный промежуток времени (временной критерий). Чистые формы налогового стимулирования применяются крайне редко.

К наиболее распространенным чистым формам налогового стимулирования относятся:

• специальные режимы амортизации;

• налоговые кредиты;

• налоговые каникулы;

• особые экономические зоны.

Первая обозначенная форма налогового стимулирования в России применялась еще в 1990-х гг. к основным средствам в высокотехнологичных отраслях и к эффективным видам машин и оборудования на основании перечня, устанавливаемого федеральными органами власти. В настоящее время законодательно закреплена возможность начисления амортизации методом убывающего остатка не по объектам, а исходя из всей стоимости амортизационных групп, состав которых утвержден Правительством РФ и основан на физическом сроке службы ОС.

Исследователи отмечают необходимость реформы начисления амортизации. Во-первых, по-

тому, что сами сроки полезного использования для того или иного объекта ОС перестали быть обоснованными. Темпы развития технологий заставляют обновлять ОС, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы. Во-вторых, использование нелинейного метода начисления амортизации для исчисления налога на прибыль требуется исходя из положений бухгалтерского учета. В этой связи подходы к ведению бухгалтерского и налогового учетов должны быть скорректированы таким образом, чтобы обеспечить необходимое единообразие. По этой же причине не осуществляется переоценка ОС малыми предприятиями — она очень трудоемка.

Переоценка ОС или ускоренная амортизация с точки зрения налогового учета (в отличие от бухгалтерского) не позволяют воспользоваться соответствующими льготами, поскольку не влияют на величину налогооблагаемой прибыли. Одновременно сумма налога на имущество прямо зависит от переоценки предприятием ОС и применяемых в бухгалтерском учете методов начисления амортизации. Таким образом, переоценка выгодна для учреждений, если их стоимость при этом уменьшается и, соответственно, возникает экономия на имущественном налоге.

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов — документу, одобренному Правительством РФ, можно говорить о том, что налоговое стимулирование инновационной активности становится более разнообразным. В то же время более отчетливо проявляются следующие проблемы.

1. Правила применения льгот неоднозначны. Следовательно, на предприятиях должны быть высококвалифицированные бухгалтеры: чтобы воспользоваться льготами в полной мере, возникают сложности в их администрировании.

2. Льготные сферы деятельности, организации, отдельные группы часто игнорируются нормами общего налогового стимулирования, что аннулирует предоставленные льготы. Так, поддержка малых инновационных предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, оборачивается увеличением совокупной налоговой нагрузки в 2,4 раза [3, с. 131] в связи с заменой единого социального налога на страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 2011 г.

В целом среди основных сложностей построения действенной системы стимулирования инноваций исследователи называют:

— отсутствие общего «успешного шаблона» налоговой поддержки предприятий и деятельности инновационного характера;

— сложность построения такой системы из-за множественности взаимообусловленных факторов;

— трудности в оценке итоговых эффектов. Формы налогового стимулирования разнообразны, поэтому трудно говорить о наиболее эффективных налоговых льготах. Кроме того, динамика развития рынка требует актуальных мер и способов налоговой защиты, в то время как разработка и реализация системы налогового стимулирования часто занимают больше времени, чем это предусматривалось ранее.

Таким образом, налоговое стимулирование инновационной деятельности имеет инвестиционный характер и потому порождает конфликт интересов государства и бизнеса. Реальным налоговым льготам присущи разные формы. Неразвитость дефиниций инновационной деятельности, применяемых в практике льготирования, определяет узкий круг объектов государственной поддержки в России.

Список литературы

1. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России: под ред. В. В. Иванова, С. Клесовой, О. П. Лукши, П. В. Сушко-ва. М.: ЦИПРАН, 2006. 264 с.

2. Морозов В. В. Механизм налогового стимулирования активизации инвестиционной деятельности в территориальных и производственных системах // Бизнесинформ. 2009. № 4.

3. Налоговое стимулирование инновационных процессов: отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН. 2009. 160 с.

4. Петров В. Инноваций ради. // Российская газета. 2010. № 5134 (55). URL: http://www.rg. ru/2010/03/18/innovacii.html.

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов // Налоговый вестник. 2010. N 8.

6. Проблемы перехода промышленности на путь инновационного развития: микроэкономический анализ особенностей поведения фирм, динамики и структуры спроса на технологические инновации // Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». № 201. Московский общественный научный фонд. М., 2008. 264 с.

7. Рогов С. Россия должна стать научной сверхдержавой. URL: http://www.strf.ru/organization. aspx?CatalogId=221&d_no=28654.

8. Суглобов А. Е, Слободчиков Д. Н. Экономическое содержание налогового потенциала в современных моделях экономического развития // Налоги и налогообложение. 2009. № 7.

внимание! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

v_у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.