Научная статья на тему 'Направления налогового регулирования развития сферы нанотехнологий в России'

Направления налогового регулирования развития сферы нанотехнологий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайковская Л.А., Мамрукова О.И.

Статья посвящена исследованию проблем и возможностей использования методов налогового регулирования развития наноиндустрии в России. Механизм налогового регулирования инновационного развития реализуется через повышение или понижение налоговых ставок, их дифференциацию для различных категорий налогоплательщиков, изменение периодичности уплаты налогов, предоставление налоговых льгот и др. Показано, что в условиях инновационной трансформации экономики развитие методов налогового регулирования наноиндустрии в России и разработка путей повышения его эффективности представляет собой актуальную задачу, решение которой будет способствовать увеличению масштабов и динамики развития наноиндустрии в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления налогового регулирования развития сферы нанотехнологий в России»

Налоговая политика

УДК 332.1:338.2

направления налогового регулирования развития сферы нанотехнологий в России

Л. А. ЧАЙКОВСКАЯ, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой налогов и налогообложения E-mail: rea. tax@mail ru

О. И. МАМРУКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения E-mail: olga. mamrukova@mail. ru Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова

Статья посвящена исследованию проблем и возможностей использования методов налогового регулирования развития наноиндустрии в России. Механизм налогового регулирования инновационного развития реализуется через повышение или понижение налоговых ставок, их дифференциацию для различных категорий налогоплательщиков, изменение периодичности уплаты налогов, предоставление налоговых льгот и др. Показано, что в условиях инновационной трансформации экономики развитие методов налогового регулирования наноиндустрии в России и разработка путей повышения его эффективности представляет собой актуальную задачу, решение которой будет способствовать увеличению масштабов и динамики развития наноиндустрии в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: нанотехнологии, инновации, налоговое регулирование, налоговые льготы, налоговое стимулирование, налоговая политика.

Современные тенденции экономической политики ведущих стран мира отражают активные государственные усилия по созданию наноиндустрии и

ее восприятию как одного из важнейших и приоритетных направлений инновационного развития.

Для обеспечения участия страны в мировом рынке нанопродукции Правительством РФ сформулированы задачи по формированию и реализации стратегии развития наноиндустрии. Во многом это обусловлено тем, что нанотехнологии - это ключевой фактор зарождающегося шестого технологического уклада. С нанотехнологиями связывается выход на принципиально новые рубежи как информатики, так и молекулярной биологии, генной инженерии, медицины. Курс на развитие наноиндустрии позволит вовлечь в реальный сектор экономики большой инновационной потенциал, повысить конкурентоспособность и финансовую устойчивость отечественных товаропроизводителей [1].

Российский рынок нанотехнологий находится на начальном этапе своего становления. В настоящий момент доля России в общемировом технологическом секторе составляет всего около 0,3 %, а на рынке нанотехнологий — 0,04 %.

В этой связи в президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» в целях достижения лидерских позиций России в направлении научного прогресса, создания передовых производств, выхода на мировые рынки были сформулированы задачи трех этапов развития наноиндустрии в стране и обозначены основные результаты их реализации. Стратегия определяет основные инструменты государственной политики в сфере наноиндустрии. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., которая предусматривает рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу, ее структурную диверсификацию на основе применения информационных, био- и нанотехнологий1 (табл. 1 и 2).

В современных условиях для РФ поддержка и вынесение идеи форсированного развития нанотех-нологий в ранг национальной идеи является уникальным шансом сравняться со странами-лидерами по уровню социально-экономического развития. Планируемый темп роста продаж российской продукции наноиндустрии - увеличение в 45 раз за 7 лет - это поистине скачок в сравнении с темпами роста мирового рынка (1,7-2,1 раза, табл. 3).

Наноиндустрия может стать мощным инструментом интеграции отечественного комплекса в международный рынок высоких технологий, надежного обеспечения конкурентоспособности наукоемкой продукции [6].

Государственное регулирование процесса развития наноиндустрии предусматривает использование эффективных инструментов налогового регулирования. Однако несмотря на то, что одним из наиболее важных принципов, на основе которых функционирует налоговая система страны, является принцип равенства, инновационная деятельность, и в частности создание, производство и внедрение

1 Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусмотрено повышение доли инновационного сектора в валовом внутреннем продукте с 10,9 % в 2007г. до 18 % в 2020 г., что должно сопровождаться повышением (за счет всех источников финансирования) расходов на НИОКР с 1,05 %о ВВП в 2007г до 2,2 % ВВП в 2015 г. и 3 % ВВП в 2020 г. Достижение заданных показателей позволит России сравняться по удельному уровню основных расходов на научные исследования с уровнем стран-лидеров в сфере производства наукоемкой продукции. URL: http://www. rosnation. ru/index. php?D=458.

нанопродуктов, требует особых подходов к ее налогообложению.

Существующие проблемы в развитии нано-технологий в РФ в определенной мере могут быть решены при помощи налогового регулирования и стимулирования, которые невозможны без грамотно построенной налоговой политики государства, формируемой и реализуемой в системе стратегических экономических преобразований.

Задача налоговой политики состоит в том, чтобы максимально использовать возможности позитивного влияния налогов на развитие инновационной экономики и модернизации, максимально нейтрализовать негативные последствия налогообложения. Данная задача решается государством посредством налогового регулирования, содержание которого с учетом сущности функций налога может быть представлено следующим образом: «для выполнения своих функций... с помощью организации и регламентации соответствующих финансовых отношений государство получает возможность образовывать централизованные фонды денежных средств. В процессе образования и использования целевых централизованных фондов. государство оказывает воздействие на формирование и распределение децентрализованных фондов денежных ресурсов предприятий и отраслей» [2].

В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование наноиндус-трии можно подразделить на две сферы: налоговое стимулирование и налоговое сдерживание.

Целью налогового стимулирования является воздействие на экономику в целом, отдельные ее сферы, виды экономической деятельности и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков. Основной формой проявления налогового стимулирования является налоговое льготирование. Так, в Стратегии развития науки и инно-

Таблица 1

Государственные нанотехнологические

расходы в 2008 г. [1]

страна расходы, млрд долл.

Европейский Союз 2 440

США 1 821

Япония 1 128

Российская Федерация 1 076

Остальные страны 510

Китай 510

Южная Корея 350

Индия 50

Всего... 7 885

Таблица 2

Финансирование Программы развития в РФ работ в области нанотехнологий

и наноматериалов до 2015 г.

Направление финансирования Объемы финансирования (в ценах соответствующих лет), млн руб.

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012-2015 гг. 2008-2015 гг.

Бюджетное и внебюджетное финансирование НИОКР в специализированных направлениях наноиндустрии 8 177,8 9 824,9 11 228,9 13 135,6 25 659,4 68 026,6

Бюджетное и внебюджетное финансирование создания инфраструктуры наноиндустрии 10 917,5 9 139,7 8 957,8 1 962,0 0 30 977,0

Финансирование инновационных проектов развития наноиндустрии 140,0 250,0 400,0 600,0 0 1 390,0

Итого... 19 235,3 19 214,6 20 586,7 15 697,6 25 659,4 100 393,6

Источник: составлено по материалам Программы развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 г.

Таблица 3

Показатели роста наноиндустрии в мире и РФ [10]

Показатель роста наноиндустрии 2008 г. 2015 г. Темп роста (2015/2008), % Среднегодовой темп роста, °%

Мировой рынок нанопродукции, млрд долл. США 700 1 200-1 500 171,4-214,2 108-112

Объем производства продукции наноиндустрии в РФ, млрд руб. 20 900 4 500 172

Доля РФ на мировом рынке нанопродуктов, % 0,07 3 4 285,7 330,3

ваций в Российской Федерации на период до 2015 г. от 15.02.2006 указывается, что одними из мер налогового стимулирования должны стать: разработка и реализация комплекса мер по снижению налоговой нагрузки на научную и инновационную деятельность, стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, разработка и внедрение комплекса инструментов налогового стимулирования спроса на инновации в реальном секторе экономики [4].

Менее распространенной мерой государственного налогового регулирования в рассматриваемой сфере является налоговое сдерживание, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных видов экономической деятельности и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения

кризиса перепроизводства, что редко случается в

" 2 современной экономике2.

Выделяют и другую классификацию налогового регулирования. Так, в зависимости от способов реализации налоговое регулирование подразделяется на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции.

2 На практике налоговое сдерживание проявляется в применении политики высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т. п.

Наиболее заметной формой реализации налогового регулирования является налоговая льгота, призванная способствовать инновационной активности хозяйствующих субъектов в тех или иных видах экономической деятельности.

Современная модель налогообложения деятельности предприятий нанотехнологической сферы в РФ характеризуется отсутствием в Налоговом кодексе РФ ряда ключевых дефиниций, что порождает противоречия и споры в отношении применения существующих налоговых инструментов, действующих в рамках российской налоговой системы. Основной проблемой является преимущественное закрепление налоговых преференций для крупных субъектов инновационной деятельности, применяющих общую систему налогообложения, в то время как субъекты малого и среднего предпринимательства из практики льготирования инновационной деятельности исключены. Подобный дискриминационный подход противоречит концепции проведения налоговой политики как комплексного триединства социально-экономической, технологической и правовой систем.

Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников инновационного процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение

стабильных налоговых доходов в будущем и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Возникновение разницы между исходным уровнем налогооблагаемой базы и уровнем, рассчитанным с использованием налоговой льготы, влияет на потенциальные темпы развития отдельного хозяйствующего субъекта и, как следствие, на ресурсную, процессную и результативную составляющие инновационного развития экономики. Логика налогового регулирования развития наноиндустрии с помощью налоговых льгот представлена на рис. 1.

Налоговые льготы (рис. 2) относятся к инструментам косвенного воздействия государства на сферу наноиндустрии и нацелены, с одной стороны,

на стимулирование нанопроцессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного или социально-политического климата для новаторской деятельности. В целом же косвенное государственное регулирование сводит к минимуму противоречия, существующие между «нанобизнесом» и государством.

Если косвенное регулирование свести к налоговому регулированию, то обнаружится, что оно обеспечивает необходимое для инновационного развития экономики сочетание интересов государства и бизнеса, поскольку регулирующего эффекта налогообложения можно ожидать только в том случае, если государственная налоговая политика ориентирована на максимизацию своих доходов

НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ

* *

Результативная составляющая развития наноиндустрии Рост результатов использования инновационного потенциала вида экономической деятельности

*

Процессная составляющая развития наноиндустрии Повышение интенсивности использования инновационного потенциала для инициирования и создания нанотехнологий

Ресурсная составляющая развития наноиндустрии Увеличение инновационного потенциала

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КИНОИНДУСТРИИ

Налоговые льготы поощряют деятельность организаций наноиндустрии

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ --

Отсутствие условий, необходимых для осуществления деятельности организаций наноиндустрии

Источник: авторская разработка.

рис. 1. Схема налогового регулирования организаций наноиндустрии

Налоговые льготы

Освобождения

Скидки

Кредиты

Налоговая амнистия

Полное освобождение от уплаты налога

Налоговые каникулы

Налоговые изъятия

Снижение налоговых ставок

Налоговая инвестиционная премия

Необлагаемый минимум

Рассрочка или отсрочка платежа

Налоговые вычеты

Исследовательский налоговый кредит

Инвестиционные скидки

Система амортизационных списаний

Инвестиционный налоговый кредит

Рис. 2. Налоговые льготы как фактор активизации инновационной деятельности

не путем простого увеличения налоговых ставок, а через создание условий для роста доходов предприятий наноиндустрии.

Определение необходимости государственного регулирования нанотехнологий с помощью налогов в целом и налоговых льгот в частности позволяет авторам перейти к исследованию факторов, субъектов и объектов налогового регулирования нано-индустрии на макро- и микроуровне.

В качестве объектов налогового регулирования наноиндустрии на макроуровне выступают экономические, социальные и экологические процессы. Это обусловлено необходимостью дифференциации налогового воздействия по сферам жизнедеятельности и создания условий для активизации субъектов наноиндустрии, развития человеческого капитала, рационального природопользования. К последним, исходя из анализа нормативных правовых актов, регулирующих в настоящий момент развитие наноиндустрии, можно отнести все субъекты ННС: бизнес-структуры, промышленные, научные, образовательные, финансовые и иные предприятия различных форм собственности, которые обеспечивают и осуществляют целенаправленную деятельность по разработке, производству и коммерциализации нанотехнологий [9].

При этом следует отметить, что налоговое регулирование осуществляется также посредством воздействия на финансовые результаты деятельности субъектов ННС, что обосновывает необходи-

мость выделения в качестве объекта налогового регулирования дохода (капитала)субъектов ННС. Вместе с этим необходимо дифференцировать налоговое воздействие, выделяя конкретные территории, хозяйственные комплексы, отдельные группы субъектов ННС (например, малый бизнес, венчурные предприятия). Данный подход к выделению объектов налогового регулирования позволит сфокусировать налоговое воздействие в отношении объектов налогового регулирования, учитывая результаты деятельности предприятий наноиндустрии, что обеспечит наиболее эффективное достижение целей и решение задач налогового регулирования.

Правительство РФ утвердило концепцию ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», установив объем финансирования за счет федерального бюджета в размере 134 млрд руб. Положительная динамика финансирования наноиндустрии наблюдается в РФ с существенным запаздыванием. Интенсивность затрат на технологические инновации в 2010 г. в промышленности РФ составила 2,6 %, что в 1,5 раза меньше, чем во Франции или Германии. Соответственно, наиболее важное значение среди условий, необходимых для осуществления инновационной деятельности основной массой субъектов рынка, в том числе и субъектов наноин-дустрии, имеет наличие стимулов инновационной активности бизнеса и финансовых ресурсов в объемах, достаточных для кадрового, материально-технического и инфраструктурного обеспечения инновационного процесса. Создание необходимых стимулов и финансово-ресурсной базы, активизирующей экономические преобразования, безусловно, требует приложения значительных усилий со сто-

роны государства, предполагающих использование различных методов государственной поддержки развития наноиндустрии [5]. При этом решающую роль в развитии наноиндустрии играют факторы, влияющие на определение целей управления. Традиционно выделяют факторы внешней и внутренней среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главными внешними факторами являются: налоговое законодательство, степень правовой и налоговой культуры налогоплательщиков, их готовность к взаимодействию с налоговыми органами, стремление государственных органов власти (в том числе местных и региональных) к расширению налоговой базы, видение перспективы развития в противовес к стремлению сиюминутного наполнения бюджета.

Не менее важны и внутренние факторы. Основными среди них являются: организационное и методологическое обеспечение деятельности налоговых органов, их техническая и информационная вооруженность, уровень профессиональной подготовки кадров. В частности среди факторов, негативно влияющих на развитие системы налогового регулирования наноиндустрии, можно отметить отсутствие законодательного регулирования и возникающие в связи с этим проблемы подтверждения соответствия в области нанотехнологий. В частности, отсутствуют правила и процедуры подтверждения соответствия в конкретных технических регламентах, отсутствует нормативно-методическая база системы оценки и подтверждения соответствия нанотехноло-гий и продукции наноиндустрии, недостаточно разработан терминологический и понятийный аппарат в области нанотехнологической продукции.

Научное обоснование применяемых государством налоговых стимулов достигается установлением их четкой зависимости от вида и содержания факторов, объективно тормозящих ее осуществление на фоне слабости рыночных механизмов в процессах создания и коммерциализации инновационных продуктов как итога инновационной деятельности.

Основными факторами инновационной деятельности выступают ее наукоемкость, интеллектуальная емкость, капиталоемкость, высокие риски, долгосрочная окупаемость результатов, множественность форм реализации.

Высокая наукоемкость инновационной деятельности обусловлена необходимостью применения в ходе ее осуществления новых знаний

как результатов научной деятельности (в форме фундаментальных и прикладных научных исследований), полученных как работниками организации, осуществляющей инновационную деятельность, так и за ее пределами. Высокая интеллектуальная емкость инновационной деятельности определяется необходимостью привлечения организацией, осуществляющей инновационную деятельность, высококвалифицированных научных и инженерно-технических работников.

Высокорисковый характер инновационной деятельности определяется неопределенностью рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь потерю финансовых и иных ресурсов, затраченных на реализацию инновационных проектов [8].

Фактор долгосрочной окупаемости получаемых результатов связан с инвестиционным характером инновационной деятельности и, как правило, необходимостью освоения новых рынков сбыта инновационной продукции.

Учет государством факторов инновационной деятельности позволяет объективизировать процесс разработки налоговых стимулов на макроуровне, обеспечивая чувствительность к ним предприятий наноиндустрии.

Наиболее значимые факторы инновационной деятельности и соответствующие им налоговые стимулы, которые целесообразно применять государству, стимулируя инновационную деятельность на микроуровне, представлены в табл. 3.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной налоговому регулированию инновационного развития экономики за рубежом, позволил выделить особую эффективность налоговых льгот, применяемых в развитых странах3. Наиболее эф-

3 См. Авдулов А. Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). М.: Наука, 1992. 168 с.; Береговой В. А. Инновации (налоговый аспект): зарубежный опыт / В. А. Береговой // Налоги. 2007. № 5. С. 38-39; Кун Е. Опыт сравнительного исследования налогового бремени в России и других главнейших странах Европы. СПб.: Тип. редакции периодических изданий Министерства финансов, 1913. 54 с.; Мельникова Н. П. Налоговое регулирование экономики: экономическое содержание и направления осуществления / Вопросы теории и практики современного налогообложения. М. : ФА, 2004. С. 228-237; Налоговое стимулирование инновационных процессов / отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 160 с.; Нестеренко Ю. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. 2006. N° 1. С. 81-87; Comparing Practices in R&D Tax Incentives Evaluation. Final Report. European Commis-

Таблица 3

Факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности, и соответствующие им налоговые стимулы

Факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности налоговые стимулы инновационной деятельности, определяемые действием ее факторов

Высокая наукоем-кость Высвобождение через налогообложение финансовых ресурсов, необходимых для финансирования научной, научно-технической деятельности, экспериментальных разработок

Высокая интеллектуальная емкость Высвобождение через налогообложение финансовых ресурсов, необходимых для эффективной системы материального стимулирования работников, участвующих в осуществлении инновационной деятельности

Высокие риски Высвобождение финансовых ресурсов с помощью учета в налогообложении неопределенности рыночных перспектив инновационных проектов, возможных потерь

Долгосрочная окупаемость результатов Высвобождение финансовых ресурсов с помощью учета в налогообложении реального срока получения экономического эффекта от мероприятий по осуществлению инновационных проектов и коммерциализации научных, научно-технических результатов

фективным инструментом является предоставление налоговых льгот в рамках прямого налогообложения, в частности при обложении прибыли организаций, а также при взимании обязательных неналоговых платежей — страховых взносов с субъектов наноин-дустрии как работодателей (табл. 4).

Инвестиционный налоговый кредит. Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде инвестиционного налогового кредита. Данный вид налоговой льготы призван регулировать объемы инвестиций хозяйствующих субъектов в целом и служит важным стимулом для распространения и развития инноваций.

sion. Directorate General — Research. Brussels. October 31, 2008. 145 p.; Corporation Tax and Innovation: Issues at stake and review of European Union Experiences in the Nineties. European Commission. Innovation papers. 2000. № 19. 148 p.; Throne-HolstH. Who should be precautionary? Governance of nanotechnology in the risk society // Technology Analysis & Strategic Management, Vol. 20, № 1, January 2008. P. 99—104; Bronwyn H. R&D Tax Policy During the Eighties: Success or Failure? / H. Bronwyn //Tax Policy and the Economy. 1993. № 7. P. 1—36.

Как правило, инвестиционный налоговый кредит имеет форму скидки, которая:

1) вычитается из суммы начисленного налога на

прибыль организации4;

2) устанавливается в процентах от стоимости

внедряемого оборудования и составляет:

а) в Японии (для электронных техники и оборудования) - 5,3 %;

б) в Великобритании (для первого года эксплуатации новой техники, технологий, материалов) - 50 %;

в) в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения хозяйствующего субъекта (освоенные или неосвоенные районы страны) - 10-15 %;

г) в Ирландии - 100 %.

Скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИокр. Все развитые страны разрешают хозяйствующим субъектам целиком списывать текущие расходы на НИОКР в тот год, когда эти расходы производились. При этом во многих странах предусмотрено, что возникшие в связи с этим убытки могут быть отнесены на будущий, прошедший или на не определенный по продолжительности учетный период. Для организаций, использующих инновационные технологии или осуществляющих инновационные проекты повышенного риска, возможность компенсировать свои убытки за счет прошлой или будущей прибыли является существенной поддержкой, поскольку и те и другие на первых порах своей деятельности, как правило, убыточны. В качестве примеров действия такой налоговой льготы можно привести опыт Франции, где разрешено относить текущие убытки на результаты деятельности компании либо за прошедшие 3 года, либо на 5 лет вперед, и опыт Германии, где подобный перенос убытков также возможен на год назад или вперед5.

В дополнение к основному списанию текущих расходов на НИОКР предоставляется премиальная налоговая скидка, позволяющая инноваторам снижать налогооблагаемую базу в большем размере, чем их расходы на НИОКР. Право на эту налоговую льготу определяется наличием расходов на инновации (показатель объема) либо их приростом (пока-

4 cm. Comparing Practices in R&D Tax Incentives Evaluation. Final Report. European Commission. Directorate General - Research. Brussels. October 31, 2008. 145 p.

5 Corporation Tax and Innovation: Issues at stake and review of European Union Experiences in the Nineties. European Commission. Innovation papers. 2000. № 19. 148 p.

Таблица 4

Сравнительный анализ основных налоговых льгот, поощряющих инновационную деятельность в РФ и за рубежом

Вид налоговой льготы Сущность налоговой льготы Страны, на территории которых применяется налоговая льгота Наличие данного вида налоговой льготы в РФ

Инвестиционный налоговый кредит Предоставляется хозяйствующим субъектам, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий. Имеет форму скидки, которая: - устанавливается в процентах от стоимости внедряемого оборудования; - вычитается из суммы начисленного налога на прибыль организации Япония, Великобритания, Канада, Ирландия +

Скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР Предоставляется хозяйствующим субъектам, осуществляющим расходы на НИОКР, и позволяет списывать текущие расходы на НИОКР не только в год возникновения этих расходов, но и на будущий, прошедший или на неопределенный по продолжительности учетный период Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Дания, Канада, США, Япония, Австралия, Австрия, Венгрия, Южная Корея, Испания, Тайвань +

Система амортизационных списаний: - свободная амортизация - ускоренная амортизация Предоставляется предприятиям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, и предполагает возможность одномоментного полного списания всех инновационных капитальных расходов уже в первый год Ирландия, Испания, Великобритания

Предоставляется предприятиям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, и позволяет списывать относительно большие суммы в первые годы службы, чем в последующие, или сокращает сроки списания по сравнению со сроком их фактического использования США, Швеция, Австрия, Бельгия, Финляндия, Италия, Португалия, Япония, Дания +

Необлагаемые фонды специального назначения Предполагает освобождение от налогообложения специальных инвестиционных фондов, формирующихся из полученной прибыли Франция, Великобритания, Финляндия +

Налоговый исследовательский кредит: - налоговый исследовательский полнообъемный кредит - налоговый исследовательский приростный кредит Позволяет хозяйствующим субъектам вычитать из суммы налога на прибыль часть затрат на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита пропорционально размерам затрат в полном объеме к базовому году Франция, Канада

Позволяет хозяйствующим субъектам вычитать из суммы налога на прибыль часть затрат на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита пропорционально достигнутому приросту затрат на инновационное развитие по сравнению с уровнем базового года или среднего за период США, Япония, Мексика, Южная Корея

Налоговые каникулы Предоставляется вновь созданным научно-исследовательским малым и средним предприятиям в форме временного освобождения от уплаты налога на прибыль или частичного его снижения в первые годы деятельности Франция, Великобритания, Сингапур

Пониженная ставка налога Применяется в отношении стартующих инновационных организаций по налогу на прибыль Великобритания, Китай

затель изменения по сравнению с предшествующим уровнем). В частности, дополнительные налоговые скидки применяются в Великобритании, Бельгии и Дании на основе объемных показателей, во Франции, Канаде, США, Японии — на основе показателей изменения по сравнению с предшествующим уровнем, а в Австралии, Австрии и Венгрии — на комбинированной основе, т. е. с учетом и объемных, и приростных значений6. В отношении применения дополнительных налоговых скидок в виде вычета из налогооблагаемой базы на комбинированной основе интересен опыт Австралии, где они были введены еще в 1985 г. и составляли до 1997 г. 150 % от суммы расходов на НИОКР. В настоящий момент там применяется более сложная система, включающая базовую и дополнительную скидки. Базовая скидка по подпадающим под эту льготу расходам по НИОКР составляет 125 % от объема, но существует и дополнительная премиальная ставка в размере 175 % на прирост по расходам на инновации. Базой для расчета величины прироста служит средняя величина расходов на НИОКР за предшествующие 3 года7.

Необходимо отметить, что в ряде стран существует практика установления лимита списания налогов по скидкам на НИОКР. Так, например, в Японии и Южной Корее он не должен превышать 10 % от суммы корпоративного налога, а в Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше — 75, 35 и 50 % соответственно8.

Налоговый исследовательский кредит. Этот вид кредита стал первой целенаправленной налоговой льготой, применяемой в зарубежных странах в области налогового регулирования инноваций. Введенный впервые в США в 1981 г., он был ответом на вызов безусловному научно-техническому превосходству США со стороны других стран, особенно Японии, которые в 1970-е гг. стали наращивать темпы роста расходов на инновационное развитие, чтобы сократить свое научно-техническое отставание.

Налоговый исследовательский кредит позволяет хозяйствующим субъектам вычитать из суммы налога на прибыль часть затрат на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой

6 The Impact of R&D Tax Incentives on R&D Costs and Income Tax Burden. Christina Elschner and Christof Ernst. Discussion Paper URL: ftp. zew. de/pub/zew-docs/dp/dp08124.pdf (дата обращения: 12.03.2012).

7 Comparing Practices in R&D Tax Incentives Evaluation. Final Report. European Commission. Directorate General — Research. Brussels. October 31, 2008. P. 45.

8 Там же.

налогового кредита. Существуют разнообразные условия применения названной разновидности налоговых льгот в зарубежных странах, но главные различия заключаются в двух составляющих: процентной ставке и базовом размере расходов организации на инновационное развитие [7]. Приростная форма налогового исследовательского кредита лучше отвечает цели регулирования инновационного развития, поскольку поощряет прирост расходов на инновации, стимулируя начинающие организации. Однако приростный налоговый кредит имеет ряд недостатков: сложен в вычислении и оформлении как для представителей бизнеса, так и для государства; не учитывает циклический характер научных исследований, переход от одной стадии исследований к другой и, как следствие, невыгоден хозяйствующим субъектам со значительными и стабильными расходами на инновации.

Из 25 стран, где применяется налоговый исследовательский кредит, только 4 страны применяют приростную форму: США, Япония, Мексика, Южная Корея9. В США, например, приростный вариант исследовательского налогового кредита применяется со ставкой налога 20 % от базового размера, вычисление которого по американскому законодательству производится по сложной формуле, в которую заложен ряд условий (отношение расходов на инновационное развитие к валовому доходу компаний, тип компании, базовый период и т. д.). В 1996 г. там был дополнительно введен альтернативный упрощенный вариант приростного налогового кредита с меньшей, 12 %-ной ставкой и измененными правилами вычисления базового размера расходов на инновации.

Преимущество налогового кредита в полнообъемной форме заключается в простоте и дешевизне его оформления. Именно по этой причине Франция с 2009 г. перешла только на полнообъемный вариант налогового исследовательского кредита, условия последнего заключаются в следующем:

- во-первых, дифференцированные ставки налогового кредита в зависимости от размера ежегодных расходов на инновации (30 % на первые 100 млн евро и затем 5 % на сумму расходов сверх первых 100 млн евро);

- во-вторых, в качестве меры, стимулирующей организации, впервые начинающих научно-исследовательскую деятельность, установлена

9 Там же. С. 23.

ставка налогового кредита в 50 % в первый год их расходов на инновации10. Помимо Франции опыт применения полнобъем-ной формы исследовательского налогового кредита присутствует и в Канаде. Для малых компаний под канадским контролем ставка налогового исследовательского кредита - 35 %, а для организаций под иностранным контролем ставка соответствует 20 %. Помимо федерального налогового исследовательского кредита провинции добавляют региональный налоговый исследовательский кредит со ставками от 10 до 20 »/о11.

Однако наибольшее распространение получила смешанная форма налогового кредита, при которой к полнообъемному налоговому кредиту добавляется приростный налоговый кредит. Смешанная форма применяется, например, в Испании и Португалии.

Налоговые каникулы. В области применения данного вида льгот в целях регулирования инновационного развития заслуживает внимания опыт Великобритании, где в отношении стартующих инновационных компаний применяются налоговые каникулы, предусматривающие снижение налога на прибыль с 20 до 1 %.

Аналогично во Франции налоговые каникулы распространяются на вновь созданные мелкие и средние организации (в том числе научно-исследовательские) - снижение на 50 % размера уплачиваемого ими подоходного налога в течение первых пяти лет деятельности.

Система амортизационных списаний. Названная налоговая льгота призвана стимулировать приобретение капитальных активов, необходимых для инновационного развития. Обычный режим амортизации предусматривает, что стоимость капитальных активов списывается в течение всего срока службы. Льготы, связанные с капитальными расходами на инновационную деятельность, относятся к расчету их амортизации. Они касаются прежде всего разрешенных сроков списания стоимости капитальных активов или норм списания. Размер льгот зависит от типов активов с учетом экономических сроков их службы. Эти льготы стимулируют хозяйствующих субъектов инвестировать средства в современное оборудование, что способствует появлению и развитию инноваций.

10 Cm. Comparing Practices in R&D Tax Incentives Evaluation. Final Report. European Commission. Directorate General - Research. Brussels. October 31, 2008. 145 p.

11 TaM xe.

В развитых странах применяется два варианта системы амортизационных списаний для основных фондов, связанных с инновационной деятельностью: свободная и ускоренная амортизация. Свободная амортизация означает отсутствие установленного метода списания. Она предполагает возможность одномоментного полного списания всех инновационных капитальных расходов уже в первый год. Дополнительным преимуществом свободной амортизации во всех странах служит то, что при желании организация может использовать полагающийся ей вычет из налогооблагаемой базы не только в год приобретения инновационных капитальных активов, но и в иной период. Ускоренная амортизация позволяет списывать относительно большие суммы в первые годы службы, чем в последующие, или сокращает сроки списания по сравнению со сроком их фактического использования [3].

Ускоренная амортизация предусмотрена в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Италии, Португалии, Швеции, США и Японии. В частности, закон США «О налоговой реформе» придал в 1986 г. государственной налоговой политике большую целенаправленность, хотя и сузил применение разрешенных ранее налоговых льгот. Так, сроки амортизации были увеличены, но в основном лишь на пассивную часть основных фондов - на здания и сооружения: до 31,5 года (ранее было 10-15 лет) для нежилых и 27,5 для жилых зданий12. Но для активной их части амортизационное списание было еще более ускорено, так, при сроке списания в 5 лет разрешено было в первые два года списывать до 64 % стоимости оборудования. В настоящее время в США для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет установлен срок амортизации в 5 лет13. В Японии же система ускоренной амортизации введена для субъектов хозяйствования, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Система амортизационных списаний в Швеции позволяет оборудование со сроком службы до 3 лет и с незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в целом машины и оборудование - в течение 4-5 лет. Напротив, в

12 Comparing Practices in R&D Tax Incentives Evaluation. Final Report. European Commission. Directorate General - Research. Brussels. October 31, 2008. 145 p.

13 Там же.

Ирландии, Испании и Великобритании разрешена свободная амортизация. Франция же дает предпринимателям возможность выбора между этими двумя системами.

Большая часть стран применяет льготную амортизацию в отношении машин и оборудования, занятых в инновационной деятельности. В этих странах предусмотрена возможность сразу полного 100 %-ного списания, что соответствует свободной амортизации либо льготным срокам или нормам списания, что соответствует ускоренной амортизации. Свободная амортизация капитальных расходов на инновации в части стоимости машин и оборудования разрешена в Ирландии, Испании и Великобритании. В Дании свободная амортизация применяется только по фундаментальным исследованиям, по остальным - ускоренная (для машин и оборудования). Реже льготы распространяются на строения, используемые для проведения инновационной деятельности.

Снижение налоговых ставок. Указанная льгота в развитых странах обычно применяется для стартующих инновационных компаний. К примеру, в Великобритании ставка снижается с 20 до 1 %. В свою очередь субъекты хозяйствования, инвестирующие в стартующие инновационные компании, могут претендовать на снижение ставки на прирост капитала от долгосрочных инвестиций, на освобождение от налогообложения при реинвестировании, на стимулирование создания венчурных инвестиционных институтов.

В ряде стран помимо указанных налоговых льгот используются и другие формы поощрения инновационной деятельности.

Достаточно распространенным видом налоговых льгот в развитых странах признается создание за счет прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом. В странах Европейского Союза у предприятий связи и коммуникаций не облагаются специальные инновационные фонды, формирующиеся из полученной прибыли, которые по своим объемам могут составлять 16-50 % прибыли компании [7].

В целях активизации инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25 % прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов.

В целом же перечень налоговых льгот, направленных на регулирование инновационного развития

экономики, используемый зарубежными странами, одинаковый. Различия в применяемых налоговых льготах, как правило, имеют место по следующим направлениям:

1) основа расчета и установление норм налоговых скидок.

Особенно показателен в этой связи пример расхождения стран по расчету дополнительных налоговых скидок с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР. В европейских странах используют три схемы расчета таких скидок: на основе общих ежегодных расходов предприятия на инновации; на основе увеличения расходов предприятия на НИОКР в текущем году по сравнению со среднегодовыми затратами за предыдущие годы; комбинированный подход;

2) учет территориального размещения организаций.

В большинстве зарубежных стран налоговые льготы, направленные на регулирование инновационной активности, носят централизованный характер, но в ряде стран их перечень корректируется в зависимости от района размещения предприятия. Испания, например, распространяет льготы в виде инвестиционного налогового кредита на расходы инновационно активных организаций, расположенных в пределах Европейского Союза. Франция с 2004 г. включает в зону действия инвестиционного налогового кредита все расходы по НИОКР, осуществленные французскими компаниями на территории Европейского Союза [2];

3) создание специальных налоговых льгот по развитию инновационной деятельности для мелкого и среднего бизнеса.

Особенно сильная ориентация налоговых льгот на мелкий и средний бизнес наблюдается в таких странах, как Бельгия, Италия, Нидерланды, Норвегия и Великобритания.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что по мере экономического развития государственное регулирование усложняется и переходит от использования прямых к косвенным методам, в частности к налоговому регулированию с помощью налоговых льгот. Специалисты большинства стран, где были введены налоговые льготы, сходятся на положительной оценке их результатов, поскольку они обеспечивают достижение целей, ради которых вводились. Конечно, сравнить масштабы и значение именно налоговых льгот в инновационном развитии разных стран достаточно сложно из-за больших

расхождений в налоговых системах и структурах финансирования. Тем не менее по имеющимся оценкам в Японии сумма льгот достигает 2/3 бюджетного финансирования, в Нидерландах и Канаде почти равна ему, а в Австралии превосходит в 4 раза. Основным направлением налогового стимулирования в зарубежных странах является поддержка развития НИОКР [3].

Для интенсификации функционирования механизма финансового стимулирования предприятий наноиндустрии при их обложении прямыми налогами и страховыми взносами следует расширять инструментарий налоговых преференций для субъектов инновационной деятельности, одновременно повышая эффективность применения уже существующих налоговых льгот.

В современных условиях для России поддержка и вынесение идеи форсированного развития нано-технологий в ранг национальной идеи является уникальным шансом сравняться со странами-лидерами по уровню социально-экономического развития. В качестве способа модернизации и реализации общественного устройства, на основе которого строится вся национальная политика, формирование наноиндустрии дает шанс повысить конкурентоспособность, устойчивость и безопасность осуществляющей его страны.

В настоящий момент (несмотря на увеличение за последние годы государственного финансирования сферы исследований и разработок) сложившаяся система поддержки науки и инноваций характеризуется сравнительно низкой эффективностью. Результативность сектора науки и уровень инновационной активности предприятий значительно уступают показателям стран-лидеров в сфере инноваций. Россия значительно отстает от мировых нанотехнологических лидеров по абсолютным показателям развития науки, технологий, степени промышленного освоения и коммерциализации разработок наноиндустрии.

Основными ограничениями развития ННС России являются:

— высокая стоимость внедрения и коммерческого освоения новаций (нововведений);

— недоинвестирование инновационных процессов;

— низкий уровень системы налогового и страхового стимулирования.

Оценка динамики налогового законодательства свидетельствует о значительном числе мер,

ориентированных на стимулирование развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Каждый из представленных инструментов стимулирования, безусловно, содержит в себе определенный положительный потенциал. Однако разрозненность, отсутствие системного характера в их применении на практике в итоге послужили одним из факторов их низкой эффективности. Это во многом обусловливает невысокую эффективность налоговых льгот для предприятий наноиндустрии на современном этапе.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости целенаправленно развивать следующие направления государственного регулирования развития наноиндустрии:

- о суще ствление отбора приоритетных направле -ний нанотехнологических разработок с учетом перспектив их дальнейшей коммерциализации, конкурентоспособности и востребованности в первую очередь на внутреннем рынке, а также с учетом невозможности осуществления фронтального подхода, ориентированного на одновременное решение всех проблем нано-технологии (как это делается в США);

- нормативное определение статуса российских профильных нанотехнологических компаний; создание вертикально интегрированных структур на базе профильных нанотехнологических компаний; поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, включенных в вертикально интегрированные структуры, а также развитие внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе за счет расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры;

- создание за счет средств, учитываемых в составе расходов предприятий, фонда развития, финансовыми задачами которого должны стать модернизация и технологическое перевооружение производства, инновационное развитие, подготовка кадров. Нормативы образования фондов должны устанавливаться предприятиями самостоятельно в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стабилизация тарифа страховых взносов для малых инновационных предприятий и организаций сферы информационно-коммуникационных технологий на 10 лет с 2011 по 2020 г. в размере 14 %;

- установление прямой зависимости между размером начисленной амортизации, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, и фактическим использованием амортизационных отчислений на инвестиции в рамках существующей системы предоставления налоговых льгот по ускоренной амортизации (гл. 25 НК РФ);

- усиление внешнего и внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств по данному направлению финансирования. Предложенные направления смогут создать

предпосылки к повышению эффективности налогового регулирования развития сферы нанотехно-логий в РФ.

Список литературы

1. Васильева М. В. Сущность и перспективы развития нанотехнологий в России: доклад в сборнике материалов Международной научно-практической конференции в г. Волжском, 16-17 сентября 2010 г.

2. Васильева М. В. Мировой опыт реформирования современных систем налогообложения экономически развитых стран // Налоги и финансовое право. 2008. № 7.

3. ВасильеваМ. В. Налоговое регулирование доходов физических лиц в России: проблемы, оценка эффективности, направления совершенствования /

М. В. Васильева, А. Д. Демин // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 30. С. 26—28.

4. ВасильеваМ. В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально-экономического развития России //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17. С. 20—25.

5. Зверев А. В. Финансирование инновационного развития экономики // Финансы. 2010. № 12. С. 9—14.

6. Иншаков О. В. Наноиндустриализация в глобальном контексте. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. 36 с.

7. Налоговое стимулирование инновационных процессов / отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 22—23.

8.МельниковаН. П. Инновационная активность бизнеса как объект налогового стимулирования / Н. П. Мельникова, Н. Н. Башкирова // Налоги и налогообложение. Январь. 2008. С. 18—21.

9. Остапюк С. Ф., Савченко А. Г., Шмаков А. А., Кондаков В. В., Анашина О. Д., Бугайченко Л. И., Шишкина О. С. О принципах формирования национальной нанотехнологической сети Российской Федерации. URL: http://portalnano. ru/read/sci/analit/nns_ forming_foundations (дата обращения: 01.04.2012).

10. Программа развития наноиндустрии РФ до 2015 г. URL: www. mon. gov. ru/work/nti/dok/str/ nano15.doc (дата обращения: 03.04.2012).

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж — 500 экз.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.