рых зависит структурная перестройка: машиностроение, строительная индустрия, промышленность строительных материалов, сфера проектирования.
Предприятия, испытывая недостаток оборотных средств, заинтересованы в использовании амортизационных отчислений на их пополнение и, таким образом, не заинтересованы в дополнительном государственном контроле.
В связи с этим предприятия отказываются от применения ускоренной амортизации. Расширения масштабов применения ускоренной амортизации следует ожидать в фазе выхода из депрессии, при появлении реальных стимулов к инвестированию. В целом расширение применения ускоренной амортизации для всей активной части основных фондов представляется правильным и своевременным.
Согласно п. 4.2 ПБУ 6/01, выбранный для данной группы объектов способ начисления амортизации должен применяться организацией в течение всего срока полезного использования этих объектов, на основании чего можно сделать вывод о том, что по основным средствам, принятым к бухгалтерскому учету до 1 января 2000 г. (т. е. до введения в действие ПБУ 6/01), возможно применение лишь одного способа начисления амортизации — линейного (т. е. в течение всего срока использования этих объектов амортизация должна начисляться тем же способом, что и до 1 января 2002 г.) [2].
Одна из причин — декларативная. Россия переходит к международным стандартам учета и поэтому должна принимать соответствующие акты. Другая причина — практика многих стран (Германия, Япония), в которых пересмотр учетной политики и введение ускоренной амортизации делались с целью стимулирования инвестиционного процесса. Германское и японское послевоенное чудо во многом было основано на этих мерах.
В России состояние экономики и существующие перекосы не позволяют так быстро реагировать на существенные изменения в амортизационной политике.
Применение в условиях переходной экономики России традиционных рыночных регуляторов, которые дали положительный эффект в капиталистических странах, не привело к существенным сдвигам в наших условиях. Это связано с наличием объективных причин.
Прежде всего, это высокие темпы инфляции. Даже если к концу срока эксплуатации оборудования предприятие запланирует его заменить, предполагая, что на расчетном счете или в других высоколиквидных активах будет аккумулирована к тому времени необходимая сумма, представляющая собой накопленные амортизационные отчисления, этих средств окажется достаточно, чтобы оплатить только 30.. .50 % стоимости требуемого на простую замену оборудования.
Таким образом, переоценки и индексации амортизационных отчислений в принципе не могут устранить действие инфляционного фактора. Дело в том, что начисляемые и отчисляемые в амортизационный фонд средства не синхронизированы с динамикой изменения цен и, соответственно, их оказывается недостаточно для воспроизводства основных фондов. Помимо влияния инфляции существует еще ряд факторов, объективно затрудняющих процесс реинвестирования капитала.
По мнению автора, создание амортизационного фонда приведет к скорейшему обновлению производственных и непроизводственных фондов. Предложенная схема формирования средств для воспроизводства объектов основных средств способствует возможности руководителя контролировать амортизационные отчисления, а также процесс полного воспроизводства.
Список литературы
1. Московский, Ю.В. Ржавчина: износ оборудования — угроза национальной безопасности / Ю.В. Московский // Свободная мысль — XXI. — 2007. — № 11. — С. 9-17.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01): приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 г. № 26н. — Режим доступа: http://www.cko-info.ru/revaluationfund5/.
УДК 336.221.4
О.А. Артемьева, ст. преподаватель
ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ АПК
Налогообложение является косвенным методом государственного регулирования экономики. По мнению Л.Г. Ходова, показателя, который прямо отражал регулирующую направленность нало-
говой системы, не существует [1]. Критерием использования системы налогообложения в качестве инструмента государственного регулирования экономики являются успехи в достижении важ------------------------------------------- 71
нейших экономико-политических целей. В связи с этим целесообразно рассмотреть взаимосвязь аграрной, бюджетной и налоговой политики государства на современном этапе.
Государственная аграрная политика в Российской Федерации стремится к достижению следующих стратегических целей:
• повышение качества жизни граждан;
• обеспечение продовольственной безопасности;
• обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Направления аграрной политики России на современном этапе определяются Федеральным законом от 29.12.06 № 264-ФЗ «О разви-
Таблица 1
Ресурсное обеспечение ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия (по направлениям), млн р.
Основные направления государственной программы Год
2008 2009 2010 2011 2012
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений 7 335,4 17 913,1 23 942,9 28 362,2 30 040
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов 1 113,9 1 180,7 1 239,7 1 240
Всего по разделу 1 «Устойчивое развитие сельских территорий» 7 335,4 19 127 25 123,6 29 601,9 31 280
Удельный вес финансирования данного направления в общей сумме финансирования, % 9,61 19,03 20,94 23,68 24,06
Поддержание почвенного плодородия 8 174,4 10 667,3 11 404,4 12 195,9 12982,5
Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства 572,2 1 002,2 1 021,2 1 050,1 874
Развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства 816,5 947,3 1 055,4 1 113,5 1 168,6
Участие союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей в формировании государственной аграрной политики 300 300 300 300 300
Всего по разделу 2 «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства» 9 863,1 12 916,8 13 781 14 659,5 15 325,1
Удельный вес финансирования данного направления в общей сумме финансирования, % 12,93 12,92 11,48 11,73 11,79
Приоритетное развитие животноводства 10 583,8 10 291,05 8 680,3 8 813,6 9 153,8
Развитие отраслей растениеводства 3 149,41 4 121,42 4 429,85 4 559,2 4 885,3
Поддержка экономически значимых региональных программ 1 000 1 000 1 000 1 000
Всего по разделу 3 «Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства» 13 733,21 15 412,47 14 110,15 14 372,8 15 039,1
Удельный вес финансирования данного направления в общей сумме финансирования, % 18,0 15,41 11,75 11,50 11,57
Повышение доступности кредитов 22 826,7 31 096,43 38 445,05 40 238,4 40 537,1
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе 11 327,2 7 327,2 8 027,2 8 400 8 770
Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства 6 450 7 360,1 8 450 10 297,4 11 547,4
Снижение рисков в сельском хозяйстве 3 400 5 500 10 700 6 000 6 000
Всего по разделу 4 «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» 44 003,9 51 283,73 65 622,25 64 935,8 66 854,5
Удельный вес финансирования данного направления в общей сумме финансирования, % 57,68 51,28 54,69 51,95 51,43
Проведение закупочных и товарных интервенций зерна и других значимых продуктов 1 360 1 360 1 363 1 430 1 501,3
Всего по разделу 5 «Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» 1 360 1 360 1 363 1 430 1 501,3
Удельный вес финансирования данного направления в общей сумме финансирования, % 1,78 1,36 1,14 1,14 1,15
ИТОГО по государственной программе за счет средств федерального бюджета 76 295,61 100 000 120 000 125 000 130 000
тии сельского хозяйства». Каждое направление, обозначенное в данном законе, нашло отражение в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446. Объемы финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета представлены в табл. 1. Анализируя структуру планируемых расходов на 2008-2012 гг. на аграрную политику, можно сделать вывод, что более половины средств планируется направить на поддержание финансо-
вой устойчивости сельского хозяйства, в том числе за счет развития малых форм хозяйствования на селе и повышения доступности кредитных ресурсов (субсидирование процентных ставок по целевым кредитам, взносы в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк»).
В политике планирования бюджетных расходов расширение сферы применения программноцелевых методов бюджетного планирования признаются на сегодняшний день важнейшим компонентом модели «бюджетирования, ориентированного на результат». В настоящее время программноцелевое планирование на федеральном уровне осу-
Таблица 2
Специальные льготы, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям
по налогу на прибыль организаций
Вид налоговой льготы
Примечание
Повышающий коэффициент, но не более 2 к основной норме амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков — сельскохозяйственных организаций промышленного типа
Льгота предоставлена статьей 259.3 НК РФ. Сельскохозяйственными организациями промышленного типа признаются птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты
Специальная ставка налога по прибыли, от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также продукции ее переработки:
Уровень бюджетной системы
2004-2012 гг. 2013-2015 гг.
Федеральный бюджет
0 % 3 %
Бюджет субъектов РФ
0 % 15 %
Итого
0 % 18 %
С 01.01.2016 — ставка, установленная в соответствии с пунктом 1 ст. 284 НК РФ (с 01.01.09 — 20 %)__________________
Льгота предоставлена пунктом 2.1. ФЗ от 06.08.2001 № 110-ФЗ, предназначена для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не применяющими ЕСХН. Налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет операций по прибыли облагаемой по разным ставкам.
Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством РФ
Таблица 3
Специальные льготы, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям
по налогу на добавленную стоимость
Вид налоговой льготы Примечание
Не подлежит обложению НДС реализация продукции собственного производства в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы Льгота установлена п. 20 ст. 149 НК РФ для организаций занимающихся производством сельхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 %. Налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет операций, облагаемых и необлагаемых НДС
Реализация основных видов продовольственных товаров на территории РФ облагается НДС по ставке 10 % Льгота установлена п. 2 ст. 164 НК РФ
Не подлежит налогообложению НДС ввоз на таможенную территорию РФ племенного КРС, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов этих животных, племенных лошадей и племенного яйца Льгота установлена ст. 150 НК РФ и ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ на период с 01.01.07 до 01.01.12, распространяется на сельскохозяйственных товаропроизводителей и российские лизинговые компании, занимающихся поставкой этих товаров сельскохозяйственным товаропроизводителям
«Входящий» НДС по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам отнесенный при общем режиме к налоговому вычету не требуется восстанавливать Льгота установлена п. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, применяется налогоплательщиками, переходящими на единый сельскохозяйственный налог в соответствии с главой 26.1 НК РФ
Таблица 4
Специальные льготы, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям по ресурсным и имущественным налогам
Вид налоговой льготы Примечание
Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)
Ставка налога 0 % при добыче подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях Льгота применяется на основании статьи 342 НК РФ, в том числе при орошении земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан
Водный налог (глава 25.2 НК РФ)
Не признается объектом обложения забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища) Льгота применяется на основании п. 13 ст. 333.9 НК РФ, в том числе для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан
Земельный налог (глава 31НК РФ)
Ставка 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства Налог относится к местным налогам, льгота предусмотрена ст. 394 НК РФ. Конкретную ставку налога определяет нормативный акт представительных органов муниципальных образований, в Кировской обл. во всех муниципальных образованиях ставка 0,3 %
Транспортный налог
Не признаются объектом обложения тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции Федеральная льгота, ст. 358 НК РФ. К специальным автомашинам относятся молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания
Полное освобождение от уплаты налога Региональная льгота, установленная законом Кировской обл. «О транспортном налоге в Кировской области» от 28.11.2002 № 114-ЗО
Налог на имущество организаций
Полное освобождение от уплаты налога Региональная льгота, установленная законом Кировской обл. «О налоге на имущество организаций в Кировской области» от 27.11.2003 № 209 — ЗО с изменениями и дополнениями
ществляется в форме федеральных целевых программ (ФЦП), федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП).
Направления аграрной политики, определенные в ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия» предполагают развитие программных мероприятий до 2012 года включительно по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» и уже существующим федеральным целевым программам.
Среди косвенных механизмов финансового воздействия на аграрное производство как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ принято выделять льготную налоговую политику для сельскохозяйственных товаропроизводителей [2].
Налоговая система РФ предусматривает возможность снизить налоговую нагрузку сельскохозяйственным товаропроизводителям, во-первых, в рамках общего режима налогообложения, во-
74
вторых, применяя специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог [3].
В табл. 2-4 приведены перечни «специфических» льгот, предоставляемых налоговым законодательством сельскохозяйственным товаропроизводителям, применяющим общий режим налогообложения. Кроме того, они вправе применять и «общие» налоговые льготы. Например, формируя амортизационную налоговую политику, предприятие вправе применять «амортизационную премию», повышающие коэффициенты к основной норме амортизации по объектам, используемым в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.
Как видно из перечня льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям, на территории региона предоставлено полное освобождение от уплаты имущественных налогов (за исключением земельного), при сохранении ставок 0 % по налогу на прибыль и льготной ставки 10 % по НДС. На федеральном уровне налоговая нагрузка предприятий АПК минимальна, поэтому решающим фактором при вы-
боре налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога является возможность упростить налоговый учет, а не право законно сократить налоговые издержки.
Таким образом, финансовая поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется на всех уровнях бюджетной системы России: федеральном, региональном и местном [2]. Для достижения целей аграрной политики применяются сов-
ременные методы и инструменты бюджетной и налоговой политики государства.
Список литературы
1. Ходов, Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики: учеб. пособие / Л.Г. Ходов. — М.: ТеИс, 2003. — 253 с.
2. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/budget/policy/.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. — 551 с.
УДК 657:631.162
О.А. Федотенкова, аспирантка
ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННОГО УЧЕТА НА ХЛЕБОПРИЕМНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Государственные ресурсы зерна формируются на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях за счет поступления зерна от сельхо-товаропроизводителей, а также по импорту. Поступившее зерно от урожая проходит послеуборочную обработку. Одна из основных задач данной обработки зерна — доведение убранного урожая до состояния, при котором обеспечивается его устойчивое хранение.
В процессе сушки и очистки зерна качество его улучшается, но при этом происходит снижение массы зерна за счет удаления влаги, сорной примеси, естественной убыли при послеуборочном дозревании зерна в процессе хранения и потерь при перевозках.
В бухгалтерском учете зерноперерабатывающих предприятий должны быть отражены операции по приему, обработке, хранению, подготовке зерна к переработке и реализации.
Хлебоприемные и зерноперерабатывающие предприятия хранят зерно в элеваторах, складах или силосных сооружениях. Перед использованием сырье подвергается очистке, сушке, обеззараживанию от вредителей хлебных запасов и другим видам обработки. Переработка предусматривает перемещение зерна из элеватора или склада в технологический цех, откуда выработанная продукция направляется потребителю.
Все виды технологических операций учитываются и оформляются первичными документами оперативного учета, в которых производят записи, непосредственно в момент совершения операции.
Зерно принимают на учет материальноответственные лица или их помощники по количеству, а лаборант — и по качеству. Прием включает
в себя осмотр груза, проверку сопроводительных документов, взвешивание, регистрацию массы, размещение и оформление документов. При осмотре груза особое внимание обращают на его сохранность.
Зерно, направляемое сельскохозяйственными товаропроизводителями на хлебоприемное предприятие, сопровождают товарно-транспортными накладными (ф. 1-СХ). При отправке зерна грузовым транспортом накладные оформляют в трех экземплярах.
Широко распространен метод оформления приемки зерна с определением их качества по среднесуточным пробам. Этот метод применяют, когда в течение суток в один или несколько складов, находящихся в ведении одного материально-ответственного лица, поступают от одного сельскохозтоваропроиз-водителя однородные по качеству партии зерна.
При приемке зерно взвешивают на автомобильных весах. Результаты записывают в журнал (ф. 3ХС-28), а по окончании суток на каждую культуру составляют реестр накладных (ф. 3ХС-3) с указанием качества по среднесуточному образцу или реестр (ф. 3ХС-4) на принятое зерно с определением качества каждой отдельной партии.
На основе реестров накладных на принятую зерновую продукцию оформляют приемные квитанции (ф. ПК-9 или ф. ПК-10). Поступление зерна в коммерческие ресурсы, на давальческую переработку и обмен оформляют выпиской приходной квитанции (ф. 13).
Стоимость оценки поступивших хлебопродуктов указывают в реестрах накладных (ф. 3ХС-3 и ф. 3ХС-4) и приемных квитанциях (ф. ПК-9, ф. ПК-10 и ф. 13) исходя из зачетного веса и цены, установленной договором, с добавлением других
75