НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК
И.В. Минакова, О.Ю. Булгакова, К.Е. Коровина
Аннотация. Исследовано современное состояние инвестиционных процессов в региональном АПК. Сделан вывод о целесообразности применения налоговых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности. Предложен комплекс мер в рамках совершенствования налоговой политики, направленной на привлечение инвестиций в агропромышленный сектор экономики.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, инвестиционный процесс, региональная социальноэкономическая система, налоговая политика.
Основными особенностями кризиса 2008-2009 гг. является масштабность и системный характер. Серьезность сложившейся ситуации подтверждается огромными средствами, затрачиваемыми на антикризисные программы.
Агропромышленный комплекс - наиболее социально значимый сектор экономики Курской области. Потребительский рынок более чем на 70% формируется из продовольствия и товаров, производимых из сельскохозяйственного сырья. В сельском хозяйстве региона сосредоточена четверть трудовых ресурсов, создается пятая часть валового регионального продукта.
Одним из наиболее существенных факторов, оказывающих воздействие на экономическое состояние АПК, является активность инвестиционных процессов.
Под инвестиционной деятельностью согласно существующему законодательству понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Понятие «инвестиционная деятельность» неразрывно связана с термином «инвестиционный процесс», под которым понимается движение инвестиций под влиянием различных факторов и, прежде всего, воспроизводственного процесса [3.-С.17].
В 2010 г. планируемый объем инвестиционных вложений в агропромышленный комплекс Курской области составит более 20 миллиардов рублей, в том числе, в развитие сельского хозяйства будет направлено порядка 15 миллиардов рублей [1].
В регионе реализуется 16 соглашений о сотрудничестве с агрокомпаниями, наиболее крупными из которых являются ООО «Иволга-Центр», ООО УК «Русский Дом», ОАО «Группа «Разгуляй», ООО УК «АГРОИнвест», ООО УК «Объединенные кондитеры», ОАО «Моснефтегазстройкомплект», ЗАО «Курский Агрохолдинг», ООО «Агрокомплектация».
Инвестиционными компаниями используется более 600 тыс. га, или более 30 % земель сельскохозяйственного назначения. Наибольшие площади земель сельскохозяйственного назначения сосредоточены в компаниях ООО «Иволга-Центр» (179 тыс.га), ООО «УК АГРО-Инвест» (80 тыс.га), ОАО «Группа «Разгуляй» (53 тыс. га), ОАО «Моснефтегазстройкомплект» (53
тыс.га), ООО «УК «Русский Дом» (43 тыс. га), ООО «АгроАльянс» (43 тыс. га).
В 2009 г. инвесторами произведено 34% валового сбора зерна (1,1 млн. тонн зерна), 77% сахарной свеклы (1,9 млн. тонн). В 2009 г. общая сумма государственной поддержки из федерального и областного бюджетов, оказанной предприятиям, находящимся под управлением инвесторов, составила 642 млн. рублей [1].
Рост вложений в АПК региона, более полное использование внутренних резервов, оказание финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителям обеспечат положительную динамику развития отрасли.
Сравнительный анализ объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства по областям ЦФО показал, что на первом месте находится Белгородская область (инвестиционные вливания в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство составили 30 758 млн. руб.), также высоки показатели по Московской (10 473 млн. руб.), Воронежской (8 068
млн. руб.), Липецкой (8 540 млн. руб.), Орловской (5576 млн. руб.), Тамбовской (3 730 млн. руб.) областям. В Курской области объем инвестиций составляет 2 834 млн. руб., что на 27 924 млн. руб. меньше, чем в Белгородской области [2].
Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства значительно меньше, чем объём инвестиций, вкладываемых в другие сферы экономики. Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий осуществлять полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов.
Новым испытанием для сельского хозяйства стал финансовый кризис, разразившийся во второй половине 2008 г. Условием выхода из кризиса и преодоления его последствий является проведение инвестиционной политики, направленной на налоговое стимулирование деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Российская налоговая политика в области сельского хозяйства вовлечена в долгосрочный процесс реформирования и характеризуется частыми изменениями. Система налогообложения в России пережила трансформации от унифицированного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для отдельных секторов. После многих лет дискуссий для сельского хозяйства был введен специальных налоговый режим -единый сельскохозяйственный налог [4.-С.69].
Сельскохозяйственные товаропроизводители при уплате налогов вправе выбрать налоговый режим: общий или специальный.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) действует в аграрном секторе Российской Федерации с 2002 г. Ее основные положения изложены в гл. 26.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Применяется параллельно с другими режимами налогообложения. Переход на уплату ЕСХН осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в НК РФ [5.-С.27].
При применении такого специального налогового режима организации не уплачивают:
- налог на прибыль организаций (кроме доходов, облагаемым по ставкам 0,9 и 15 %);
- НДС (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров в Россию и при осуществлении операций по договору простого товарищества или договору доверительного управления имуществом);
- налог на имущество организаций.
Индивидуальные предприниматели, применяющие
ЕСХН, не уплачивают:
- НДФЛ (по доходам от предпринимательской деятельности, кроме доходов, облагаемых по ставкам 9 и 35 %);
- НДС (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров в Россию и при осуществлении операций по договору простого товарищества или договору доверительного управления имуществом);
- налог на имущество физических лиц (по имуществу, используемому для предпринимательской деятельности).
Налоговая ставка по ЕСХН устанавливается в размере 6 % от доходов, уменьшенных на величину расходов.
При переходе к ЕСХН организации обязаны также уплачивать страховые взносы на обязательное страхование в соответствии с законодательством РФ. Согласно изменениям в НК РФ, внесенным Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, начиная с 01.01.2010 все компании должны платить страховые взносы во
внебюджетные фонды. Для плательщиков ЕСХН данным законом предусмотрен переходный период с 2010 по 2014 гг. включительно. Так, в 2010 г. они должны исчислять и уплачивать только страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по ставке 10,3%; в 2011 и 2012 гг. - по ставке 14 %; в 2013 и 2014 гг. - Пенсионный фонд РФ 16%, ФСС России - 1,9%, ФФОМС -1,1%, ТФОМС -1,2%, начиная с 2015 г. - Пенсионный фонд РФ - 21%, ФСС России 2,4%, ФФОМС - 1,6%, ТФОМС - 2,1% [6.-С.37].
Влияние такого поэтапного увеличения льготных ставок страховых взносов с окончательной отменой льгот в 2015 г. на экономическое положение сельхозпроизводителей еще предстоит оценить. Однако уже сейчас можно сказать, что отмена льгот по социальным платежам сократит преимущества специального налогового режима, а отдельное взимание налоговых платежей нивелирует саму идею единого налога.
Остальные налоги уплачиваются налогоплательщиками в соответствии с другими режимами налогообложения (общим или специальным).
Введение ЕСХН преследовало следующие цели: создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства, сокращение количества налогов, упрощение учета в сельском хозяйстве, уменьшение налоговой нагрузки в сельском хозяйстве. В связи с тем, что ЕСХН был введен в 2004 г., временной интервал слишком мал для использования статистических данных и не позволяет дать оценку влияния ЕСХН на уровень инвестиций.
Однако можно сказать, что ЕСХН способен оказать негативное влияние на уровень инвестиций. Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета приводят к тому, что приобретение основных средств обходится сельхозтоваропроизводителям на 18 % дороже по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения (ОСН).
Другой причиной, снижающей эффективность ЕСХН, является тот факт, что перечень расходов, учитываемых в целях исчисления ЕСХН, является закрытым и, несмотря на неоднократные дополнения, значительно ограничивает расходы, традиционно признаваемые в бухгалтерском учете сельскохозяйственными предприятиями. Так, например, расходы по незавершенному производству не принимаются к учету в тот период, в который они были произведены. В условиях нестабильной финансовой ситуации в сельском хозяйстве это приводит к снижению ликвидности финансовых активов.
Перечень расходов должен быть дополнен видами затрат, непосредственно связанными со спецификой сельскохозяйственного производства.
В ОСН применяется открытый перечень расходов по налогу на прибыль. В этом случае используется принцип их обоснованности. Хотя открытый перечень не содержит типичных для сельского хозяйства издержек, предприятия имеют возможность учитывать их, используя принцип обоснованности затрат.
ЕСХН способен оказывать определенный положительный эффект на уровень инвестиций, обусловленный тем, что стоимость основных приобретаемых средств может включаться в расходы быстрее по сравнению с ОСН.
В ситуации, когда происходит освобождение от налога на прибыль, механизм амортизации, применяемый плательщиками ЕСХН, может рассматриваться как эффективный инструмент увеличения уровня инвестиций в связи с тем, что инвестирование приводит к налоговой экономии.
ЕСХН освобождает плательщиков от обязанности учета амортизационных отчислений для целей налогового учета. Однако в бухгалтерском учете данная обязанность сохраняется. При переходе с общей системы налогообложения к ЕСХН требуется переоценка основных средств. На практике это сдерживает переход плательщиков на специальный налоговый режим.
В некоторых случаях амортизационные отчисления являются основным источником финансирования инвестиций в развитие производственной базы, капитального строительства, реконструкций и технического перевооружения. На предприятии возникает потребность решения проблемы оптимизации амортизационной политики, при которой большое значение имеет разработка экономически обоснованного перечня объектов основных средств, соответствующим применению различных способов начисления амортизации.
Мы считаем, что в целях роста воспроизводства основного капитал за счет главного инвестиционного механизма стимулирования инвестиционной деятельности в сельскохозяйственных предприятиях - амортизационных отчислений, необходимо начислять амортизацию на вновь приобретенные основные средства по кумулятивному способу. Такая схема амортизационных отчислений позволит сельскохозяйственным организациям существенно укрепить материально - техническую базу за счет самофинансирования. С учетом сезонности сельского производства наиболее целесообразным будет начисление амортизации по активной части основных средств по способу списания стоимости пропорционально объему произведенной продукции. Линейный способ начисления амортизации целесообразно применять по тем объектам основных средств, по которым невозможно функционально связать процесс перенесения стоимости на продукцию с интенсивностью их эксплуатации.
При принятии новых положений по бухгалтерскому учету не были внесены изменения в налоговое законодательство, расчет амортизации для целей налогообложения остался прежним. В связи с этим предлагается при применении способов начисления амортизации, таких как способ уменьшения остатка, кумулятивного и списания пропорционально объему произведенной продукции отменить расчет корректировки налогооблагаемой прибыли. Это позволит предприятиям получить дополнительные финансовые средства или увеличить прибыль, которая может быть направлена на развитие производства.
Механизм перехода на ЕСХН сам по себе достаточно трудоемок. Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на его уплату, подают в налоговый орган заявление в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода. Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, не имеют права перейти на ОСН до окончания налогового периода.
Если по результатам деятельности за налоговый период доля от продаж сельскохозяйственной продук-
ции в общем доходе предприятия менее 70%, предприятие обязано перейти на ОСН путем произведения перерасчета налоговых обязательств и уплаты исчисленных сумм налогов в течение 30 дней. В связи с тем, что большинство сельскохозяйственных предприятий имеет в своем штате собственную бухгалтерскую службу, стоимость дополнительных трудовых затрат, связанных с организацией перехода на новый режим налогообложения, не учитывается при принятии решения о переходе на иной налоговый режим. Данное решение во многом базируется на возможности достижения налоговой минимизации.
На протяжении последних 15 лет снижение налогового бремени было одной из главных целей реформирования аграрного налогообложения в России. Таблица 1 иллюстрирует уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве в Российской Федерации за период 2001 - 2009 гг. [7]
Следует отметить, что начиная с 2004 г. только около 50 % сельскохозяйственных товаропроизводителей перешли на ЕСХН. Рост налоговых поступлений может быть объяснен скорее высоким уровнем инфляции и улучшением налогового администрирования [7.-С.78].
Рассмотрим налоговую базу и структуру начислений по единому сельскохозяйственному налогу по данным Управления ФНС России по Курской области за 2007 - 2009 гг. (таблица 2) [8].
В бюджете Курской области в 2010 г. план по единому сельскохозяйственному налогу увеличен на 82 тысячи рублей и утверждён в объёме 159 тысяч рублей (за счёт увеличения количества налогоплательщиков).
Целесообразность использования налоговых режимов в зависимости от экономических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей приведена в таблице 3.
Таким образом, переход на ЕСХН благоприятен
для:
- убыточных предприятий;
- мелких сельскохозяйственных предприятий и фермеров со средним уровнем рентабельности;
- сельхозпроизводителей, среди которых преобладают конечные потребители (население или плательщики иных специальных налоговых режимов).
Практическое применение налоговых режимов показало, что главное отличие их влияния на финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей обусловлено режимом НДС.
Таким образом, стимулирование инвестиционной привлекательности сектора АПК возможно посредством снижения налоговой нагрузки и налогооблагаемой базы, так как привлечение инвестиционных ресурсов сопровождается низкой эффективностью их отдачи в свете действующего законодательства. В связи с тем, что отрасль АПК нуждается в значительных инвестиционных проектах, целесообразно проведение мер по изменению налогового законодательства, в частности, пересмотр правил и порядка применения НДС.
Таблица 1 - Уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве России (2001 -2008 гг.)
Налоговая нагрузка Годы
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Поступления налоговых платежей в сельском хозяйстве, млрд. руб. 16,9 20,6 21,5 24,8 26,7 42,5 35,4 50,8 57,7
Поступление ЕСХН, млрд. руб. 0,56 0,78 1,07 1,52 2,42
Налоговая нагрузка в сельском хозяйстве (отношение налоговых поступлений к ВВП), % 4,0 3,9 3,8 3,9 3,5 4,4 3,2 4,0 3,8
Таблица 2 - Налоговая база и структура начислений по единому сельскохозяйственному налогу в Курской области (2007 - 2009 гг.)
Наименование показателя (тыс. руб.) Значение показателя
2007 г. 2007г. Всего за 2007г. 2008г. 2008г. Всего за 2008г. 2009г. 2009г. Всего за 2009г.
Органи- зации ИП и крестьянские хозяйства Органи- зации ИП и крестьянские хозяйства Органи- зации ИП и крестьянские хозяйства
Сумма доходов 3384427 187032 3571459 4117921 321051 438972 3496416 378423 3874839
Сумма расходов 3425683 188129 3613812 4468851 337874 4806725 3659128 331095 3990223
Налоговая база 139261 23833 163094 102931 30788 133719 214290 54677 268967
Сумма исчисленного ЕСХН 8357 1426 9783 6174 1847 8021 9231 2612 11843
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН (ед. чел.) 406 225 631 361 260 621 310 290 600
Таблица 3 - Целесообразность использования налоговых режимов в зависимости от экономических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей
По нашему мнению, необходимо осуществление следующих мероприятий:
- полностью отменить НДС как основной косвенный налог, стимулирующий рост цен на продукцию АПК и снижающий потенциальные возможности развития данного сектора;
- в случае невозможности отмены НДС, провести подготовительные мероприятия, направленные на введение изменений в ст. 149 НК РФ, с целью освобождения такого вида деятельности, как реализация продовольственных товаров.
В результате этих мер предприятия АПК смогут применять ЕСХН без ущерба для инвестиционной и торговой деятельности, так как организации, находящиеся на общем режиме налогообложения, смогут не начислять НДС по реализуемой ими сельскохозяйственной продукции, что, в свою очередь, позволит повысить рентабельность производства и, как следствие, инвестиционную привлекательность АПК. В то же время переход на ЕСХН позволит снизить цены на продукцию АПК, что является важным для регионального экономического развития данной сферы.
Несомненно, что увеличение рентабельности сельскохозяйственных производителей России может быть достигнуто посредством стимулирования притока инвестиций в отрасль и роста продуктивности. Уровень инвестиций в российское сельское хозяйство остается экстремально низким. Произошедший мировой финансово-экономический кризис и существующие диспро-
порции в экономике страны свидетельствуют о необходимости проведения срочных мероприятий, направленных на повышение платежеспособности и расширение производственной базы всего АПК. По нашему мнению, одним из эффективных рычагов воздействия может служить налоговая система страны, которая в настоящее время имеет значительные резервы для стимулирования инвестиционной деятельности в региональном АПК.
Список использованных источников
1 По материалам сайта: http://apk.rkursk.ru/invest.htm
2 По материалам сайта: http://www.gks.ru/bgd/regl/
Ь09 14p/IssWWW.exe/Stg/d3/24-07-1.htm
3 Инвестиции: источники и методы финансирования / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во Омега- Л, 2009.-261 с.
4 Романов, А.Н. Об обложении единым сельскохозяйственным налогом / А.Н. Романов // Налоговый вестник. -
2009. - № 6. - С. 69-75.
5 Рыманов, А.Ю. Налогообложение российских сельскохозяйственных товаропроизводителей / А.Ю. Рыманов // Все для бухгалтера. - 2010. - № 8.- С. 27-29.
6 Шепелева, С.Н. Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога / С. Н. Шепелева, А. И. Шепелева // Экономический анализ: теория и практика. -
2010. - № 4. - С. 37-45.
7 Гончаренко, Г.А. Роль налоговых режимов в достижении целей аграрной политики России / Г.А. Гончаренко // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. -2010. - № 3. - С. 78-89.
8 По материалам сайта: http://r46.nalog.ru
Информация об авторах
Минакова Ирина Вячеславовна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой мировой и национальной экономики ГОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», [email protected], тел. (4712)58-65-38.
Булгакова Ольга Юрьевна, аспирант ГОУ ВПО «ЮгоЗападный государственный университет», оЫпуа [email protected], тел. 89510719317.
Коровина Ксения Евгеньевна, аспирант ГОУ ВПО «ЮгоЗападный государственный университет», kseniyaks2010 @mail.ru, тел. 89202670509.
Критерий Выгодна ОСН Выгоден ЕСХН
Размеры предприятия крупные мелкие
Финансовые результаты деятельности высокорентабель- ные убыточные
Круг потребителей произ- плательщики неплательщики
водимой продукции НДС НДС
Доля заработной платы в расходах предприятия низкая высокая
Региональные льготы по налогу на имущество есть нет