Научная статья на тему 'Налоговое регулирование развития сельскохозяйственного производства'

Налоговое регулирование развития сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / FISCAL POLICY / TAX REGULATION: NATURE / METHODS AND INSTRUMENTS / COMMERCIAL AGRICULTURE / ACTIVIST POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Челышева Э.А.

В статье рассматриваются вопросы необходимости пересмотра отношения к регулирующим возможностям налогов в современных условиях, когда особенно актуальными стоят вопросы необходимости импортозамещения, обеспечения продовольственной безопасности России и подъема сельскохозяйственного производства на основе его модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF THE COMMERCIAL AGRICULTURE

In the article reflected the questions of the necessity to exchange the treatment of tax regulation in contemporary conditions. Now it is very vital questions of the necessity to upswing of home agriculture industry, provision Russian food security and modernization of equipment.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование развития сельскохозяйственного производства»

УДК 336.2

Челышева Э.А.

К.э.н., доцент, Южный федеральный университет

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассматриваются вопросы необходимости пересмотра отношения к регулирующим возможностям налогов в современных условиях, когда особенно актуальными стоят вопросы необходимости импортозамещения, обеспечения

продовольственной безопасности России и подъема сельскохозяйственного производства на основе его модернизации.

Ключевые слова: налоги, налоговая нагрузка, налоговое регулирование, методы и инструменты, сельское хозяйство, импортозамещение.

Agris subject categories: A01, E20, E90

Cyelysheva E.

PhD (Economics), Associate Professor, Department «Finance and credit»

South Federal University

TAX REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF THE COMMERCIAL AGRICULTURE

In the article reflected the questions of the necessity to exchange the treatment of tax regulation in contemporary conditions. Now it is very vital questions of the necessity to upswing of home agriculture industry, provision Russian food security and modernization of equipment.

Key words: taxation; fiscal policy; tax regulation: nature, methods and instruments; commercial agriculture ; activist policy

Agris subject categories: A01, E20, E90

Одним из главных факторов динамичного развития производства является его эффективное налогообложение, которое призвано создать все условия для стабильного роста, обеспечения благоприятного инвестиционного климата и внедрения инноваций, повышения деловой активности. В этой связи особое теоретико-методологическое и научно-практическое значение приобретает изучение перспективных направлений развития налогообложения в отношении отдельных секторов и отраслей экономики, особенно нуждающихся в государственной поддержке. Одной из таких отраслей является сельскохозяйственное производство. Его устойчивое развитие определяет экономическую, экологическую и продовольственную безопасность страны. Необходимость сохранения, развития и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства России в современных условиях Западных санкций и курса на импортозамещение предполагает уточнение целевых установок и поиск направлений совершенствования механизмов налогового регулирования и налогового администрирования в аграрном секторе на качественно новом уровне.

Налоговые методы регулирования рассматриваются в качестве косвенных методов государственного вмешательства в отличие от прямых методов, осуществляющихся в Российской Федерации с 2008 года в форме предоставления субсидий в рамках реализации государственных программ развития сельского хозяйства. [ 1,2]

Ростовская область — один из крупнейших сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Сельскохозяйственные угодья занимают здесь 8,2 млн га, пашня — 5,8 млн га.

Доля Ростовской области в общей площади сельхозугодий России составляет 3,9%. На долю Ростовской области приходится около 20% производимой продукции сельского хозяйства в Южном федеральном округе. При этом более 65% продукции сельского хозяйства приходится на отрасли растениеводства. Развиты также животноводство, рыбная отрасль, пищевая и перерабатывающая промышленность. На долю последней приходится более 28% вклада в общий промышленный объем. Ассортиментный ряд предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности составляет свыше 2 тысяч наименований продовольственных товаров. [ 12 ]

В Ростовской области в настоящее время реализуется Государственная программа

«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592). В этой Программе сохранены все направления, определенные в Государственной программе развития сельского хозяйства, а также систематизированы имеющиеся проблемы и риски, поставлены цели и задачи на 2014-2020 годы по развитию АПК области. В частности, предусмотрен комплекс мероприятий не только по развитию сельского хозяйства и рыбоводства, в том числе и в сфере малого бизнеса, но и социальной сферы села и перерабатывающей промышленности. Средства Программы

предусматривается выделять на следующие цели:

— предоставление субсидий на возмещение части затрат приобретение технологического оборудования, основных средства, на осуществление мелиорации и обеспечение плодородия земель;

— на выплату грантов на возмещение части затрат для организации заготовки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции;

— на создание системы логистических центров в растениеводстве;

— на строительство и реконструкцию водопроводных и газовых сетей, подъездных автодорог и прочие цели.

«Общий объем финансирования анализируемой государственной программы составляет 18 404 792,3 тыс. рублей, в том числе:

1. за счет средств областного бюджета Ростовской области — 16 267 886,0 тыс. рублей,

2. за счет местных бюджетов — 69 906,3 тыс. рублей,

3. средства внебюджетных источников — 2 067 000,0 тыс. рублей.

В результате реализации госпрограммы ожидается:

4. увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции (на 15% за годы реализации программы), площади мелиорируемых земель (ввод в эксплуатацию 21 тыс. га мелиорируемых земель);

5. ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;

6. увеличение притока инвестиций в агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы (индекс инвестиций — 4% ежегодно);

7. повышение инновационной составляющей агропромышленного производства;

8. увеличение доходов сельских жителей посредством роста заработной платы (26 628 рублей в 2020 году);

9. обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения рентабельности производства (15,4% в 2020 году)». [13]

С учетом значительных средств финансовой поддержки, рентабельность сельхозпроизводства в Ростовской области, по расчетам, должна к 2020 году достигнуть уровня 15,4%. Однако, ученые и экономисты — аграрии установили, что эта рентабельность должна быть на уровне не ниже 30%, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство. [3, 11 ]

Значит, мер только государственной финансовой поддержки недостаточно. Кроме того, если учесть проведенный анализ эффективности действующего в целом по стране

механизма предоставления субсидий, то выясняется, что он направлен в основном на поддержку крупных производителей. Так, по данным за 2012 год «самые крупные сельскохозяйственные организации получили 49% всех дотаций и компенсаций ... притом, что их доля в общей численности сельскохозяйственных организаций составляет всего около 27%, и доля в выручке — 27%. Такое распределение делает поддержку для мелких сельскохозяйственных организаций практически недоступной» (Тихонова А.В., стр.26). С таким утверждением можно согласиться, учитывая, что в сельхозпроизводстве Ростовской области занято 1,7 тысячи сельхозорганизаций, 12,9 тысячи крестьянско-фермерских хозяйств, более 2 тысяч индивидуальных предпринимателей, свыше 547 тысяч личных хозяйств граждан. [12] . Вряд ли все мелкие производители смогут воспользоваться государственными субсидиями.

Аграрии, традиционно подводя предварительные итоги 2014-2015

сельскохозяйственного года, заявили, что впервые за всю историю существования Ростовской области был выращен и собран рекордный урожай ранних зерновых и зернобобовых культур — более 8 млн 535 тысяч тонн. Увеличился против показателей прошлого года валовой сбор овощей и картофеля. Производство мяса составило 213,2 тысяч тонн, или 101,2% к уровню аналогичного периода прошлого года. Производство молока составило 741,5 тыс. тонн, что на 0,9% больше аналогичного периода 2014 года. По производству куриных яиц Ростовская область сохраняет лидерские позиции в Российской Федерации. В целом за восемь месяцев индекс производства продукции сельского хозяйства составил 103,2 %. Кроме того, растет производство продуктов питания из сырья, произведенного донскими аграриями. Так, за январь-август 2015 года переработчиками области увеличено производство: цельномолочной продукции — на 47%; сыра и творога — на 30%; масла сливочного — на 10%; круп — на 5%; хлеба — на 3%; колбасных изделий — на 2%. Итоги участия делегации Ростовской области в XVII Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2015» в Москве были таковы: гран-при за вклад в развитие выставки; 83 медали, в том числе 45 золотых; инвестиционные соглашения почти на 12 млрд рублей; ряд договоренностей о сотрудничестве. [14]

Анализируя достигнутые результаты, губернатор Ростовской области В. Голубев уверенно заявил, что долгосрочная политика импортозамещения может быть реализована только за счёт инвестиций в создание производств современного уровня и создание промышленных и сельскохозяйственных кластеров. При этом, по его мнению, «ключевым инструментом реализации политики импортозамещения по-прежнему остаётся господдержка». [14]

Ученые же и практики сходятся в том, что эффективное налоговое регулирование — безальтернативный вариант, создающий предпосылки для развития предпринимательской инициативы, инвестиций и инноваций, роста производства и доходов независимо от масштабов этого производства. При этом меры налогового регулирования, даже если это льготы, которые рассматриваются государством в качестве налоговых расходов, не требуют столь значительного отвлечения бюджетных средств. Мы считаем, что ситуация с налоговым регулированием сельскохозяйственного производства кардинальным образом должна измениться в условиях введения Россией эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции, в результате чего вопрос обеспечения продовольственной безопасности приобрел особую актуальность. [ 4 ]

Можно предложить компромиссный вариант ускоренного развития

сельскохозяйственного производства: бюджетные субсидии сочетать с инструментами гибкого налогового регулирования. Механизм налогового регулирования в сельском хозяйстве должен преследовать достижение следующих целей: - снижение налоговой нагрузки;

- оказание финансовой поддержки развитию сельскохозяйственных отраслей и совершенствованию структуры аграрного производства;

- создание экономических стимулов и возможностей для инвестиций и инноваций;

- интенсификация перехода к импортозамещению;

- создание риск-ориентированного подхода в налоговом администрировании.

Можно выделить следующие существующие особенности налогообложения в

сельскохозяйственном производстве: льготы по отдельным налогам и платежам; минимальная ставка земельного налогообложения; возможность перехода с общего режима налогообложения на специальные налоговые режимы: единый сельскохозяйственный налог, налог на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения.

Зависимость сельскохозяйственного производства от природных условий предполагает высокий риск получения убытков, что обусловливает необходимость наличия в налоговой системе дополнительных возможностей, таких как отсрочка налоговых платежей, налоговый кредит, перенос убытков на будущие налоговые периоды. Сезонность производства и неравномерность получения дохода в течение года предполагает создание возможности использования длительного отчетного периода и переноса обязанности уплаты налоговых платежей на конец года. Невысокий уровень доходности в целом в сельскохозяйственном производстве должен предопределять особый льготный порядок налогообложения. Это означает, налоговая нагрузка в сельском хозяйстве должна быть ниже, чем в других отраслях. Следует констатировать, что в настоящее время в стране отсутствует единая методика анализа налоговой нагрузки не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях экономики. В теории и практике не существует также унифицированной методики прогнозной оценки эффективности принимаемых решений в сфере налогового законодательства.

Уровень официальной налоговой нагрузки (доля налогов в обороте отрасли) в сельском хозяйстве (9,8% в 2014 году) существенно ниже, чем в отраслях промышленности (добыча полезных ископаемых — 38,5%, строительство — 12,3%, производство машин и оборудования — 11.7%, деятельность железнодорожного транспорта — 9,5%,). Однако низкая налоговая нагрузка — еще не гарантия успеха. В сельском хозяйстве самая высокая доля убыточных предприятий, а уровень рентабельности (11,7% в 2014 году) ниже, чем в других отраслях (в 2014 году — при добыче полезных ископаемых — 31%, в связи — 26%, химическом производстве — 22,9%, металлургии — 11,8%). [15]

Самый высокий уровень рентабельности отмечается в добывающих отраслях, и это притом, что в нефтегазодобывающей промышленности самый высокий уровень налоговой нагрузки. В химическом производстве и металлургии, несмотря на относительно невысокий уровень налоговой нагрузки, рентабельность ниже.

Отрасли с невысоким уровнем налоговой нагрузки в основном находятся в худшем финансовом положении, чем отрасли с высоким уровнем налоговой нагрузки, а повышение налогов для них может привести к массовому банкротству предприятий. Например, если повысить налоговую нагрузку в сельском хозяйстве, то сельхозпроизводителей в нашей стране не останется в силу преимущественно изначально низкой его прибыльности. Значит, необходимо поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который не создаст препятствий для экономического развития, и при этом будет отвечать потребностям бюджета для выполнения важнейших государственных функций.

Приоритетными направлениями налогового регулирования в сельском хозяйстве следует считать также нижеследующие мероприятия. Существуют общеизвестные проблемы у покупателей сельскохозяйственного сырья по поводу возмещения НДС. Утрата права на возмещение НДС при переходе сельхозпроизводителей на единый сельскохозяйственный налог (как и на другие спецрежимы) приводит также к тому, что инвестиции в основные средства, природоохранные мероприятия и энергосберегающие технологии обходятся на

18% дороже, чем для сельскохозяйственных производителей, находящихся на общем режиме налогообложения. Решение проблемы «входного НДС» возможно следующими способами: предоставления плательщикам ЕСХН право выбора статуса плательщика НДС, либо установлением для них нулевой ставки НДС.

Применяемая в настоящее время практика унификации налоговых ставок по большинству налогов может эффективно применяться только в отношении однотипных отраслей. Считаем, что не только для всего сельскохозяйственного производства, но и для его отдельных отраслей требуется дифференциация ставок.

В целях модернизации следует пересмотреть, и усилить роль инвестиционных налоговых льгот и амортизационной политики для сферы сельскохозяйственного производства. Возможно установление повышающих амортизационных коэффициентов.

Необходимо также проанализировать роль обязательных страховых взносов, уплачиваемых в сельском хозяйстве, их влияние на налоговую нагрузку.

Существует также необходимость развития методологии предварительной оценки результативности вносимых в налоговое законодательство изменений, а также совершенствования стратегий выбора наиболее эффективных инструментов их реализации.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717).

3. О мерах государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО // Аналитический вестник. — 2012. — № 14 (457). — С. 14-29.

4. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 6 авг. 2014 г. № 560.

5. Гончаренко Г.А. Роль налоговых режимов для сельскохозяйственных товаропроизводителей в достижении целей аграрной политики России// Вестник МГУ.Серия 6. Экономика. — 2010. — №3. — C. 78 — 89.

6. Гончаренко Г.А. Система налогообложения в сельском хозяйстве России в современных условиях: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2010.

7. Головань С. А. Обзор основных методик оценки эффективности налоговых льгот в целях стимулирования инновационной деятельности / С. А. Головань // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал), 2014г. № 1. (Режим доступа: URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18731)

8. Сайфиева С.Н.Налоговая нагрузка на ключевые секторы экономики.М.: Финансы и статистика, 2012г.

9. Тихонова А.В. Налоговое регулирование аграрного сектора: оценка и проблематика/ Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014, № 6 (98), с.25-34.

10. Эпштейн Д. Рентабельность агропредприятий России после вступления в ВТО / Д. Эпштейн // Экономика сельского хозяйства России. 2011г., № 9. — С. 17-21

11. http://www.donland.ru/economy.aspx

12. http://www.don-agro.ru/index.php?id=304

13. http://shprod.ru/na-donu-podveli-predvaritelnyie.html

14. https://www.nalog.ru/rn25/taxation/reference_work/...vnp/3781089/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.