УДК 336.1
Ф. З. Гумарова Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Инвестиционная политика региона
как инструмент повышения конкурентоспособности АПК
Республики Марий Эл
На современном этапе развития российской экономики привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс (АПК) уделяется особое внимание. Новая инвестиционная политика в АПК должна обеспечить прорыв в повышении эффективности производства. Рассмотрен вопрос влияния инвестиционной и налоговой политики на конкурентоспособность агропромышленного комплекса. Особое внимание уделено принципам региональной инвестиционной политики, стимулирующей инвестиционную активность субъектов рынка. Определена необходимость совершенствования налоговой политики в целях повышения конкурентоспособности аграрного производства в Республике Марий Эл. Предложен комплекс мер по совершенствованию инвестиционной и налоговой политики в сельскохозяйственном производстве. Реализация вышеприведенных мер будет способствовать повышению конкурентоспособности АПК Республики Марий Эл и решению вопросов импортозамещения на продовольственном рынке России.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, конкурентоспособность, инвестиционная политика, налоговая политика, налоговые льготы.
Исследование выполнено в рамках реализации гранта РГНФ № 14-12-12001 и Республики Марий Эл.
Введение
Решение проблем повышения конкурентоспособности предприятий продовольственного комплекса является ключевым условием обеспечения продовольственной безопасности России. В этой связи важно выявить общие проблемы, с которыми сталкиваются все участники продовольственного рынка, а также идентифицировать специфические проблемы, проявляющиеся в конкретных условиях деятельности тех или иных предприятий-участников продовольственного рынка. Для повышения конкурентоспособности предприятиям необходимо учитывать специфику проблем, структуру рынка и условия инвестиционной привлекательности отрасли. С этой целью целесообразно проводить диагностику положения предприятия на продовольственном рынке, сравнительную оценку успешности работы предприятия в динамике за ряд лет, а также с предприятиями-лидерами.
Цель исследования
Оценка деятельности регионов производится с учетом общего состояния бизнес-климата и инвестиционного потенциала субъекта Российской Федерации, а дальнейшее предоставление трансфертов непосредственно связано с деятельностью
региональных властей по улучшению бизнес-климата и ростом инвестиционной привлекательности.
Инвестиционная политика Республики Марий Эл сегодня строится на принципах привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, стимулирующие деловую активность в отраслях и влекущих за собой рост доходов республиканского бюджета. На этой основе решаются задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности бюджета.
Материал исследования
Изучение проблем повышения конкурентоспособности предприятия обусловлено необходимостью совершенствования теоретических и методологических основ создания конкурентоспособного бизнеса. Методы совершенствования конкурентоспособности бизнеса базируются: на предвидении важных тенденций внешней рыночной среды предприятия; на выборе оптимальной конкурентной стратегии в условиях существующей конкурентной структуры рынка; на укреплении позиции предприятия в условиях его взаимодействия и интеграции с другими участниками канала распределения продукции.
Для оценки конкурентоспособности регио- объемов производства. В таблице рассмотрены нального рынка используются соответственной показатели конкурентоспособности рынка про-направленности показатели доходов, расходов, довольствия Республики Марий Эл.
Показатели оценки конкурентоспособности рынка продовольствия по Республике Марий Эл [6]
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Темпы роста (базисный), %
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума, руб. 2,1 2,1 2,4 2,4 100,0 100,0 114,3 114,3
Среднесписочная численность занятых в экономике по видам экономической деятельности, всего, тыс. чел. 204,6 207 204,3 202,9 100,0 101,2 99,9 99,2
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц 10194 11145 12532,2 14626,2 100,0 109,3 122,9 143,5
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) работников организаций по видам экономической деятельности, руб. - всего 12651 14001 16023 18360 100,0 110,7 126,7 145,1
в т. ч.: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9403,1 11096 12905 14569 100,0 118,0 137,2 154,9
рыболовство, рыбоводство 3703,2 6645 8742 9029 100,0 179,4 236,1 243,8
обрабатывающие производства из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 14042 15043 17204 19491 100,0 107,1 122,5 138,8
Число организаций по видам экономической деятельности - всего, ед. 15724 15497 15417 15371 100,0 98,6 98,0 97,8
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях 683 606 648 620 100,0 88,7 94,9 90,8
рыболовство, рыбоводство 14 17 14 15 100,0 121,4 100,0 107,1
производство пищевых продуктов, включая напитки 291 278 271 269 100,0 95,5 93,1 92,4
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 4433 4353 4359 4608 100,0 98,2 98,3 103,9
Оборот организаций по видам экономической деятельности - всего, млн руб. 162318 199084,3 226110,8 246251,9 100,0 122,7 139,3 151,7
рыболовство, рыбоводство 1,7 6,6 8 11,8 100,0 388,2 470,6 694,1
обрабатывающее производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 10810,1 13000,4 14715,7 16446 100,0 120,3 136,1 152,1
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 27590,1 34283,7 37838,1 54530,9 100,0 124,3 137,1 197,6
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 21347,4 22492,2 25322,7 28467,7 100,0 105,4 118,6 133,4
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Валовая продукция сельского хозяйства, млн руб. (8642 24765 25(94 30232,4 (00,0 (32,8 (35,( (62,2
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, без табачных изделий, млн руб. 203(8 22794 26433 3(565 (00,0 ((2,2 (30,( (55,4
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) - всего 2654,8 389(,9 5299,4 3024,3 (00,0 (46,6 (99,6 ((3,9
в т. ч.: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4((,8 666,6 862,5 9(8,6 (00,0 (6(,9 209,4 223,(
обрабатывающие производства 2049,8 2745,9 3673,4 (95( (00,0 (34,0 (79,2 95,2
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 87,6 (02,3 (48,7 -(08,8 (00,0 ((6,8 (69,7 -(24,2
Число убыточных организаций по видам экономической деятельности - всего, ед. (07 99 85 96 (00,0 92,5 79,4 89,7
из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (6 7 4 3 (00,0 43,8 25,0 (8,8
обрабатывающие производства 26 2( 20 20 (00,0 80,8 76,9 76,9
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 8 9 5 4 (00,0 ((2,5 62,5 50,0
Рентабельность проданных товаров, всего в экономике, % 8,4 7,4 6,6 5,8 (00,0 88,( 78,6 69,0
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (3,8 (4,2 (7,5 (8,4 (00,0 (02,9 (26,8 (33,3
обрабатывающее производство ((,2 (0,( 8,5 8,4 (00,0 90,2 75,9 75,0
Индексы потребительских цен на продовольственные товары ((6,7 (02,7 (06,6 (09,5 (00,0 88,0 9(,3 93,8
В целом анализ развития регионального продовольственного рынка показывает динамичный рост сельского хозяйства. Более высокие темпы роста показателей, с одной стороны, свидетельствуют о расширенном типе производства в отрасли, с другой стороны - о росте конкурентоспособности сельского хозяйства и его привлекательности, как хозяйственной деятельности. При этом основная ставка инвесторов (в том числе зарубежных), несмотря на нестабильные доходы, сделана на сферы сельскохозяйственного бизнеса. Значительное отставание роста рынка продовольствия происходит из-за низкой платежеспособности конечного потребителя, жителей Республики Марий Эл, хотя среднедушевые доходы населения за анализируемый период возросли.
Оценка развития рынка отражается в росте оборотов по видам деятельности. За четыре года оборот организаций по всем видам деятельности достиг 51,7-процентного прироста. По рыболовству из-за небольших первоначальных масштабов деятельности наблюдается прирост оборота
в 7 раз, по сравнению с 2010 г., и увеличение заработной платы в 2,4 раза. Повышение оборота отмечено также по оптовой (за 4 года в 2 раза) и розничной торговле - на 33 процента. Растут объемы производства валовой продукции сельского хозяйства. К 2013 г. за четыре года прирост валовой продукции составил 62 %. Резкие скачки увеличения объема продукции наблюдались в 2011 году (на 32,8 %) и в 2013 году (на 26,9 %). Активность субъектов бизнеса говорит о хороших темпах становления бизнеса, потенциале сельскохозяйственного рынка. Однако нестабильность экономики присутствует, и она отражена в сальдированном финансовом результате, который по годам нестабилен. К 2012 году прирост сальдированной прибыли достиг 99,7 % и сменился в 2013 году снижением уровня прибыли с 5299 до 3024 тысяч рублей. При этом по сельскому хозяйству наблюдается стабильный рост сальдированной прибыли. К 2013 году она выросла на 56 тысяч рублей. Иная ситуация наблюдается по обрабатывающей промышленности. В 2013 году сальдированная
прибыль получена на 4,8 % ниже 2010 года, составив минимум за исследуемые 4 года. Тенденция снижения числа убыточных предприятий сменилась в 2013 г. их ростом. Однако рост не превышает уровня 2010 года. Благоприятная картина наблюдается по сельскому хозяйству - число убыточных организаций стабильно сокращается с 2010 года более чем в 5 раз. Та же тенденция уменьшения убыточных предприятий прослеживается по оптовой и розничной торговле (снижение в 2 раза, по сравнению с уровнем 2010 г.). По обрабатывающей промышленности картина менее радужна. Число убыточных предприятий стабильно держится на уровне 20-26 организаций). Наблюдается падение уровня рентабельности проданных товаров по республике. Их уровень 2013 года составил 5,8 %, и это 69 % от уровня 2010 года. Аналогичная картина прослеживается по рентабельности проданных товаров обрабатывающего производства. В 2013 году он достиг своей минимальной величины в 8,4 %. Обратная картина по уровню рентабельности зафиксирована по сельскому хозяйству. В 2013 году уровень рентабельности достиг 18,4 %. Вышесказанное указывает на рост затрат, поставляемых на прилавки магазинов товаров. Рост цен напрямую влияет на конкурентоспособность предложения предприятия. Индекс потребительских цен в республике по годам нестабилен. Минимум за обозначенный период зафиксирован в 2011 году (102,7 %), максимум в 2010 году - 116,7 %. Темпы роста импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превосходят темпы роста экспорта. Импорт в 2013 году, по сравнению с удельным весом в 2010 году, возрос в 2,1 раза, при этом доля экспорта осталась на уровне 2010 года. Показатель указывает на «дотационность» политики экономики республики. Необходимо развивать свои внутренние возможности обеспечения республики в нужных и необходимых товарах сферы АПК.
Привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс (АПК) и формированию эффективной инвестиционной политики сегодня уделяется значительное внимание, поскольку именно инвестиции способны выступить «катализатором» развития экономики как государства в целом, так и любого региона или муниципального образования.
Инвестиции имеют большое значение как для будущего положения предприятий, так и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств производственного и непроизводствен-
ного характера, укрепляется материально-техническая база субъектов хозяйствования, что позволяет предприятиям увеличивать производство сельскохозяйственной продукции, улучшать условия труда и быта работников. От них зависят себестоимость, ассортимент, качество, новизна и привлекательность продукции, а также ее конкурентоспособность.
Важнейшими принципами инвестиционной политики Республики Марий Эл, реализация которых способствует дальнейшей активизации инвестиционных процессов и привлечению в регион дополнительных инвестиций являются:
1. Активное позиционирование Республики Марий Эл на российских и зарубежных рынках.
2. Государственная поддержка инвесторов (предоставление субсидий, грантов и налоговых льгот).
3. Развитие институтов государственно-частного партнерства.
4. Сочетание стратегического подхода, оперативного реагирования и программного метода управления по результатам.
5. Обеспечение сбалансированности развития республики в целом и отдельных отраслей экономики.
6. Снижение издержек на ведение в регионе бизнеса.
7. Снижение инвестиционных рисков, связанных с вложением инвестиций.
8. Политическая и финансовая стабильность общества.
9. Энергоэффективность инвестиций.
10. Кадровое обеспечение и мотивация персонала.
Решение задачи повышения инвестиционной активности как фактора экономического роста и придания устойчивости позитивным сдвигам в динамике инвестиций в основной капитал обеспечивается рынком и механизмом регулирующего воздействия государства на инвестиционные процессы. При этом государственное влияние на инвестиционные процессы необходимо для того, чтобы переломить неблагоприятные тенденции, инвестиционную непривлекательность регионов и отраслей, пассивность хозяйствующих субъектов в сфере инвестиционной деятельности.
В настоящее время в Республике Марий Эл приняты и эффективно используются различные меры стимулирования инвестиционной активности и поддержки инвесторов (налоговые и неналоговые), особенно на первоначальных этапах реализации проектов. В республике сегодня принят ряд законодательных и нормативных правовых
актов Республики Марий Эл, предусматривающих предоставление инвесторам в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на техническую модернизацию производства, освоение и выпуск новых видов продукции, налоговые льготы в части налоговых отчислений в республиканский бюджет Республики Марий Эл. Налоги как инструмент воздействия государства на повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов играют важнейшую роль. Одним из главных условий вложения средств со стороны инвесторов является стабильность условий и правил, устанавливаемых законами и подзаконными актами, в том числе в области налогообложения. Помимо стабильности налогового законодательства значение имеет уровень налоговых изъятий. Высокая налоговая нагрузка сдерживает развитие инвестиционных процессов, ограничивая объемы финансовых средств, которые могут быть использованы в качестве капитальных вложений. Конечно, в первую очередь это касается собственных средств предприятий, но именно эти средства составляют подавляющую часть инвестиций в России.
Все это обуславливает необходимость выработки эффективной налоговой политики по регулированию и стимулированию инвестиционных процессов. Особенно в этом нуждаются отрасли сельского хозяйства. Так как аграрный сектор имеет свою специфику, которая зависит от погодных условий, уровня оборота капитала, эластичности спроса на продукты питания. Поэтому сельское хозяйство объективно имеет неравные стартовые условия ведения хозяйства, в сравнении с другими отраслями. Все это приводит к убыточности аграрных предприятий, ухудшению их финансового состояния, к возникновению «эффекта ценовых ножниц» (диспаритету цен), когда рост цен на продукцию промышленности значительно опережает темпы изменения цен на продукцию сельского хозяйства. Следствием такого состояния является то, что 70 % основных фондов отрасли полностью амортизированы. При этих условиях налоговые льготы сельскому хозяйству следует рассматривать как необходимую государственную поддержку отрасли.
В настоящее время действует ряд льгот, направленных на стимулирование обновления основных фондов предприятий АПК.
Главной из них является льгота по уплате налога на прибыль, так как в основном прибыль предприятия составляет подавляющую часть инвестиций в основные фонды предприятия. Так, по
налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена нулевая ставка (0 %).
Также в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ 18 % ставки налога на прибыль организации зачисляется в бюджет субъекта РФ и может быть снижена законом субъекта РФ для отдельных категорий налогоплательщиков. Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З установлены следующие льготы для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:
- при размере инвестиций от 25 млн руб. до 50 млн руб. ставка налога, зачисляемая в бюджет Республики Марий Эл, равна 17 %;
- при размере инвестиций 50-75 млн руб. -16 %;
- при размере инвестиций 75-100 млн руб. -15 %;
- при размере инвестиций свыше 100 млн руб. -14 %.
Данная льгота теоретически направлена на поощрение инвестиционных процессов, но фактически она является не вполне эффективной, так как суммы льгот являются незначительными, а размер инвестиций для предоставления льготы велик. Так, раньше, до 2002 г., стимулирующую роль в основном выполнял налог на прибыль. В период действия Закона о налоге на прибыль компании, инвестирующие прибыль в развитие собственного производства, могли воспользоваться 50 % инвестиционной льготой. Эта льгота делала развитие производства выгодным для предприятия.
Другой существенной льготой по уплате налогов является льгота по налогу на имущество организации, которая устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в Республике Марий Эл для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств налог на имущество составляет 1,1 % при основной ставке налога 2,2 %.
С 2009 года в Республике Марий Эл предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество тех предприятий, которые реализуют инвестиционные проекты с привлечением инвестиций
на сумму более 100 млн рублей. Данная льгота предоставляется в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на три года со дня начала действия налоговой льготы.
Таким образом, существует определенное количество налоговых льгот, которые должны стимулировать инвестиционную активность предприятий. Но реальная эффективность данных льгот именно для предприятий АПК остается низкой. В первую очередь это происходит из-за того, что данными налоговыми льготами могут воспользоваться далеко не все предприятия аграрного сектора, в частности, предприятия, непосредственно занимающиеся сельскохозяйственным производством. Данные предприятия менее рентабельны и малодоходны, по сравнению с перерабатывающими, поэтому осуществление каких-либо инвестиционных процессов без чьей-либо помощи на данных предприятиях весьма затруднительно.
С учетом вышесказанных проблем можно предложить ряд налоговых льгот, которые бы позволили стимулировать инвестиционную активность сельскохозяйственных предприятий и инвесторов из других отраслей экономики, непосредственно связанных с сельскохозяйственным производством.
Так, можно предложить дифференцированную налоговую льготу по налогу на прибыль в зависимости от сумм вложенных инвестиций в сельскохозяйственное производство перерабатывающими и ремонтно-техническими предприятиями. Подобный шаг позволит не только стимулировать сельхозпроизводителей, но и постепенно модернизировать наше отсталое сельское хозяйство.
Также для предприятий, которые ежегодно увеличивают количество распаханных земельных площадей, можно установить ставку земельного налога в размере 0 %. Такой шаг позволит не только увеличивать производство отечественных кормов, объемы овощей, фруктов и зерновых культур, но существенно снизить площади неиспользуемых земель.
Важнейшими налоговыми льготами для сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Марий Эл являются льготы по региональным налогам - налогу на имущество организаций и транспортному налогу. Ставка налога на имущество организаций (в сельском хозяйстве) снижена на 50 % от общеустановленной и составляет 1,1 %. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих инвестиционные про-
екты на сумму более 5 млрд рублей, ставка данного налога с 2014 года установлена в размере 0,5 % от налоговой базы. От уплаты транспортного налога освобождены сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства по зарегистрированному на них грузовому автотранспорту, используемому в сельскохозяйственном производстве.
Существенной льготой для предприятий, являющихся плательщиками ЕСХН, будет возможность выбора уплаты НДС, так как организации, которые вкладывают средства в покупку нового оборудования и материалов, вынуждены платить при этом налог на добавленную стоимость. Эти суммы достаточно ощутимы для бюджета предприятия и напрямую отражаются на себестоимости продукции.
Сейчас на государственном уровне обсуждают проблему энергосбережения. Предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, ежегодно осуществляют огромные энергозатраты для своих нужд. В конце 2009 года был принят Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Но не все спешат его выполнять. Президентом России поставлена задача снизить энергоемкость ВВП на 40 % к 2020 году. В настоящее время она более чем в два раза выше среднемирового уровня. Для того чтобы руководители осознали необходимость данного нововведения и на себе ощутили реальную экономию, необходимо вводить определенные льготы при использовании энергосберегающих технологий. Например, предприятиям, использующим данные технологии, предоставлять налоговые льготы, как это делается в США.
Выводы
Как показывают сегодняшние реалии, в сфере инвестиций много проблем, которые требуют решения на самом высочайшем уровне. Следует создать систему поддержки инвесторов, существенной частью которой может стать набор налоговых льгот для предприятий, поддерживающих сельское хозяйство и ведущих страну на путь инновационного развития этого сектора экономики.
Таким образом, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, снижения его издержек и инвестиционных рисков, введение налоговых льгот при реализации инвестиционных проектов определяют стратегический фундамент для дальнейшего повышения конкурентоспособности АПК.
1. Гумарова Ф. З. Проблемы повышения конкурентоспособности АПК в условиях ВТО //Современные проблемы и перспективы социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014. С. 15-20.
2. Инвестиционная деятельность в Республике Марий Эл. URL: Шр://марийэл.рф/туе81/Р^е8 (дата обращения 12.11.2014).
3. Гумарова Ф. З. Инвестиционная и налоговая политика региона как инструменты повышения конкурентоспособности АПК Республики Марий Эл // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (ч. 12). С. 2677-2680.
4. Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений. Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 г. № 17-З.
5. О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл. Закон Республики Марий Эл о т 27 октября 2011 г. № 59-З.
6. Республика Марий Эл: Статистический ежегодник «Республика Марий Эл». 2014: стат. сб. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. Йошкар-Ола. 2014. 419 с.
1. Gumarova F. Z. Problemy povysheniya konkurentospo-sobnosti APK v usloviyakh VTO, Sovremennye problemy i perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya predpriyatii, otraslei, regionov: sbornik materialov II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ioshkar-Ola: Povolzhskii gosu-darstvennyi tekhnologicheskii universitet, 2014, pp. 15-20.
2. Investitsionnaya deyatel'nost' v Respublike Marii El. URL: http://mariiel.rf/invest/Pages (data obrashcheniya 12.11.2014).
3. Gumarova F. Z. Investitsionnaya i nalogovaya politika regiona kak instrumenty povysheniya konkurentosposobnosti APK Respubliki Marii El, Fundamental'nye issledovaniya, 2014, No. 11 (ch. 12), pp. 2677-2680.
4. Ob investitsionnoi deyatel'nosti v Respublike Marii El, osushchestvlyaemoi v forme kapital'nykh vlozhenii. Zakon Res-publiki Marii El ot 21 marta 2012 g., No. 17-Z.
5. O regulirovanii otnoshenii v oblasti nalogov i sbo-rov v Respublike Marii El. Zakon Respubliki Marii El ot 27 oktyabrya 2011 g. № 59-Z.
6. Respublika Marii El: Statisticheskii ezhegodnik «Respub-lika Marii El». 2014: ctat. sb., Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Respublike Marii El, Ioshkar-Ola, 2014, 419 p.
УДК 336.1
F. Z. Gumarova Mari State University, Yoshkar-Ola
Investment policy of the region as a tool
for improving competitiveness of agrarian and industrial complex of the Republic of Mari El
At the present stage of development of the Russian economy the special attention is paid to attraction of investments into agrarian and industrial complex. The new investment policy in the agricultural sector should provide a breakthrough in improving the efficiency of production. The question of influence of an investment and tax policy on competitiveness of agro-industrial complex is considered. The special attention is paid to the principles of the regional investment policy stimulating investment activity of subjects of the market. Need of improvement of a tax policy for increase of competitiveness of agrarian production in the Republic of Mari El is defined. The package of measures on improvement of an innovative and tax policy in agricultural production is offered. Realization of the abovestated measures will promote increase of competitiveness of agro-industrial complex of the Republic of Mari El and the solution of questions of import substitution in the food market of Russia.
Keywords: agro-industrial complex, competitiveness, investment policy, tax policy, tax privileges.