Научная статья на тему 'Предпосылки и меры государственного налогового регулирования сельского хозяйства Республики Марий Эл'

Предпосылки и меры государственного налогового регулирования сельского хозяйства Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / АГРАРНЫЙ КЛАСТЕР / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / COMPETITIVENESS / REGION / AGRICULTURAL CLUSTER / RESOURCES / TECHNOLOGICAL INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Р. К.

Тема. Изучение проблем развития сельского хозяйства, анализ мер государственного регулирования и выявление потенциально возможных способов налогового стимулирования отрасли. Цели. Идентификация на основе анализа эмпирических данных факторов, сдерживающих развитие агропромышленного комплекса (АПК) Республики Марий Эл, с последующей формулировкой предложений о введении дополнительных мер налогового регулирования отрасли, основанных на оценке действующих норм налогового законодательства. Методология. При оценке текущего состояния и тенденций развития сельского хозяйства региона использован метод экономико-статистического анализа. Для анализа положений по совершенствованию институциональной среды функционирования АПК республики в части налоговой составляющей применена совокупность абстрактно-логических приемов (индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия и сопоставление, формализация и моделирование). Результаты. Проанализированы статистические данные, характеризующие развитие сельского хозяйства Республики Марий Эл. Определены проблемные зоны в эволюции отрасли. Систематизированы действующие меры государственного налогового регулирования агропромышленного комплекса. С учетом сдерживающих детерминант определены потенциально возможные способы стимулирования положительных тенденций в АПК региона. Выводы/значимость. Научно обоснованная кластерная политика в области сельского хозяйства может способствовать развитию агропромышленных регионов России. Выработка региональной кластерной стратегии должна сопровождаться изысканиями способов оценки ресурсной базы для формирования кластерных образований и изучением институциональной среды. Негативные тенденции в развитии сельского хозяйства Республики Марий Эл дают основания для применения мер государственной поддержки на федеративном и региональном уровнях. Введение дополнительных налоговых льгот должно базироваться на целеполагании, связанном с решением основных проблем развития отрасли и стимулированием инновационных путей ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Premises and measures for governmental tax regulation of agriculture in the Mari El Repulic

Importance The research focuses on issues of the agricultural development, analyzes governmental control measures and identifies probable methods for tax incentives in the sector. Objectives Analyzing empirical data on factors impeding the AIC development in the Mari El Republic, I prepared my proposals on additional tax regulation measures in the sector, which would be based on the effective legislative regulations and clauses. Methods I conducted an economic and statistical analysis to evaluate the current condition of, and trends in the region's agriculture and its development. Analyzing clauses on improvement of the institutional environment of the AIC in terms of taxes, I approached to a combination of abstract and logic techniques, i.e. induction, deduction, analysis, synthesis, analogy, comparison, formalization and modeling. Results I reviewed statistical data on the development of agriculture in the Mari El Republic, determined challenging aspects for its advancement. The article systematized the effective measures of governmental tax control in the AIC and identified possible methods to boost positive trends in the region's AIC, considering impeding factors. Conclusions and Relevance Scientifically proven cluster policies for agriculture may fuel the development of the Russian agricultural regions. The regional cluster strategy and its elaboration should be coupled with a search for methods to evaluate available resources needed to form clusters, and examination of the institutional environment. Negative trends in the agriculture development of the Mari El Republic justify State aid measures at the federal and regional levels. Additional tax credits should be introduced in line with objectives and goals of solving fundamental challenges of the agricultural development and stimulating innovative paths for its advancement.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и меры государственного налогового регулирования сельского хозяйства Республики Марий Эл»

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 19 (2016) 28-47 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Экономико-статистические исследования

ISSN 2073-4484 (Print)

ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Рамзия Кавиевна ШАКИРОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа и учета, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Российская Федерация ramziya05@gmail. com

История статьи:

Принята 05.04.2016 Принята в доработанном виде 18.04.2016

Одобрена 25.04.2016

УДК 336.02 JEL: Q10, Н30

Ключевые слова:

конкурентоспособность, регион, аграрный кластер, ресурсный потенциал, технологический показатель

Аннотация

Тема. Изучение проблем развития сельского хозяйства, анализ мер государственного регулирования и выявление потенциально возможных способов налогового стимулирования отрасли.

Цели. Идентификация на основе анализа эмпирических данных факторов, сдерживающих развитие агропромышленного комплекса (АПК) Республики Марий Эл, с последующей формулировкой предложений о введении дополнительных мер налогового регулирования отрасли, основанных на оценке действующих норм налогового законодательства. Методология. При оценке текущего состояния и тенденций развития сельского хозяйства региона использован метод экономико-статистического анализа. Для анализа положений по совершенствованию институциональной среды функционирования АПК республики в части налоговой составляющей применена совокупность абстрактно-логических приемов (индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия и сопоставление, формализация и моделирование).

Результаты. Проанализированы статистические данные, характеризующие развитие сельского хозяйства Республики Марий Эл. Определены проблемные зоны в эволюции отрасли. Систематизированы действующие меры государственного налогового регулирования агропромышленного комплекса. С учетом сдерживающих детерминант определены потенциально возможные способы стимулирования положительных тенденций в АПК региона.

Выводы/значимость. Научно обоснованная кластерная политика в области сельского хозяйства может способствовать развитию агропромышленных регионов России. Выработка региональной кластерной стратегии должна сопровождаться изысканиями способов оценки ресурсной базы для формирования кластерных образований и изучением институциональной среды. Негативные тенденции в развитии сельского хозяйства Республики Марий Эл дают основания для применения мер государственной поддержки на федеративном и региональном уровнях. Введение дополнительных налоговых льгот должно базироваться на целеполагании, связанном с решением основных проблем развития отрасли и стимулированием инновационных путей ее развития.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Общемировой тенденцией при повышении конкурентоспособности территорий является кластерная организация экономики. Это направление развития представляет собой приоритет и для регионов России.

Продуманная, научно обоснованная кластерная политика может стать одним из важнейших направлений развития Республики Марий Эл, способствующим привлечению в экономику инвестиций, в том числе государственных. Судя по статистическим данным, регион обладает возможностью формировать четыре типа кластеров из пяти выделенных в методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ1:

1 Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утверждены Минэкономразвития РФ 26.12.2008 № 20615-ак/д19.

• процессных (сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, химическое, целлюлозно-бумажное, металлургическое производство);

• дискретных (строительство);

• туристических;

• инновационных (информационные технологии).

Возможность формирования регионального агропромышленного кластера отражена в республиканском постановлении от 20.07.2015 № 398 «О создании отраслевого образовательно-производственного кластера в агропромышленном комплексе Республики Марий Эл».

Вместе с тем выработка региональной кластерной стратегии должна сопровождаться исследованиями по идентификации существующих или

формирующихся кластеров, оценке ресурсной базы и изучению институциональной среды, одним из элементов которой является действующая система налогообложения.

Сельское хозяйство традиционно является одним из основных видов деятельности в Республике Марий Эл [1, 2]. В структуре валового

регионального продукта (ВРП) оно занимает

2 " второе место , его удельный вес в совокупности с

отраслями «Охота и лесное хозяйство» за

2004-2014 гг. колебался от 12,3 до 19,4% (табл. 1).

При этом практически за весь период наблюдалась

положительная динамика показателя валовой

добавленной стоимости. Исключение составил

лишь 2010 г., когда произошло снижение на 13%.

Ежегодно, кроме 2007 и 2010 гг., индекс динамики рассматриваемого показателя по сельскому хозяйству превышал годовой индекс инфляции. Вместе с тем последний в целом по республике иногда превалировал над индексом динамики валовой добавленной стоимости по сельскому хозяйству, что свидетельствует о меньших темпах роста данной отрасли в соответствующие периоды по сравнению с экономикой региона в целом. Все это сказывается на доле отрасли в валовом региональном продукте.

Следует отметить, что в кризисные периоды такая закономерность не прослеживалась: в 2009 г. на фоне общего спада в сельском хозяйстве республики сохранился общий рост производства. Кроме того, в период ухудшения для России внешнеэкономической конъюнктуры по итогам кризисных 2011 и 2013 гг. в сельском хозяйстве Марий Эл темпы роста были в два раза выше, чем в среднем по всем отраслям экономики. Это свидетельствует об относительно большей устойчивости сельскохозяйственной отрасли к мировым кризисным явлениям.

При оценке ресурсного потенциала развития агропромышленного комплекса республики вызывает тревогу ежегодное уменьшение количества сельскохозяйственных организаций в Марий Эл (табл. 2): с 2004 по 2014 гг. произошло почти трехкратное сокращение (в 2,7 раза). Согласно статистическим данным, примерно на столько же снизилось количество крестьянских фермерских хозяйств. При этом удельный вес организаций, производящих сельхозпродукцию, в

2 Шакирова Р.К. Отраслевой анализ налоговой нагрузки в Республике Марий Эл // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 29. С. 10 -28.

общем количестве юридических лиц республики также упал с 10,7 до 3,7%.

Среднесписочная численность работников, занятых в сельском хозяйстве, за 2004-2014 гг. уменьшилась с 28,7 до 9,4 тыс. чел. (в 3,1 раза). Удельный вес работников сельского хозяйства снизился с 11,8 до 4,7%.

Приведенные данные свидетельствуют об ослаблении престижа сельскохозяйственного труда. Этому имеется очевидное объяснение. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве республики на протяжении всего анализируемого периода ниже уровня средней заработной платы по Марий Эл в целом. Положителен в данном случае лишь стабильный рост процентного соотношения средней зарплаты аграриев и по региону в целом (за 2004-2014 гг. - увеличение с 51,7 до 84,1%). Существенно ниже, чем в городах, обеспеченность сельского населения объектами социально-бытовой, культурной, и транспортной инфраструктуры [3], газоснабжения и т.п.

Следует заметить, что при снижении за изучаемое десятилетие доли сельскохозяйственных организаций в общем количестве предприятий республики на 6% уменьшение доли аграрной продукции в общем объеме выпуска составило 2,5%, а в валовом региональном продукте - на 3,2%. Таким образом, можно говорить о повышении эффективности отдельных отраслей сельскохозяйственного производства в Марий Эл.

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций повышается как в целом по республике, так и по агропромышленному комплексу. Удельный вес агропроизводителей в общем показателе региона ежегодно увеличивается: за 2004-2014 гг. эта доля выросла с 2,6 до 59,5%. При этом за 2009, 2013 и 2014 гг. (периоды кризисов) произошло примерно двукратное увеличение данного показателя.

Доля убыточных организаций тоже сокращается как в целом по региону, так и в сельском хозяйстве в частности: за анализируемый период произошло уменьшение соответственно с 47,4 до 24,9% и с 48,1 до 17,4%.

Однако качественное улучшение этих относительных показателей в сельском хозяйстве (в отличие от данных в целом по региону) состоялось прежде всего в связи с сокращением общего количества зарегистрированных предприятий агропромышленного комплекса.

Если в 2004 г. в республике функционировало 798 прибыльных сельхозпредприятий, то в 2014 г. их насчитывалось лишь 476 (уменьшение составило 41%). Иными словами, при кажущемся благополучии в развитии сельского хозяйства Республики Марий Эл имеется ряд проблем системного характера, вызванных перекосами в социальной и инфраструктурной политике, приведших соответственно к количественному и качественному ухудшению трудового потенциала сельских территорий.

О наличии затруднений в развитии аграрного сектора региона свидетельствует также ежегодное (кроме 2011 и 2014 гг.) сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения (табл. 3). За 2000-2014 гг. размер сельхозугодий уменьшился на 10,6%. Одновременно площадь пахотных земель уменьшилась на 28,1%, а площадь залежей увеличилась почти в 20 раз. На 15,7% уменьшилась площадь многолетних насаждений. Некоторое увеличение наблюдается лишь в площади сенокосов и пастбищ. А наиболее значительным стало сокращение посевных площадей - 40,8%. При этом площади посева уменьшились практически по всем видам культур, кроме овощных.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, стоимость основных производственных фондов по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» за 2005-2014 гг. регулярно увеличивалась: номинальный рост - в 4,7 раза (табл. 4). Степень износа основных средств в отрасли соответственно снизилась с 52 до 27,7%. Для сравнения отметим, что степень износа основных средств в целом по республике по итогам 2014 г. составила 52,5%.

Таким образом, инвестиционная активность в сельском хозяйстве республики больше, чем в среднем по региону. Объем вложений в основной капитал в 2013 г. в аграрном секторе составил 12 370,83 млн руб., а по итогам 2014 г. - 13 983,17 млн руб. Преобладающая часть инвестиций относится к частной собственности. Вместе с тем практически ежегодно в Марий Эл количество списываемой сельскохозяйственной техники преобладает над количеством приобретаемой.

Как отмечалось ранее, не во всех отраслях сельского хозяйства в республике наблюдаются положительные сдвиги. Помимо сокращения объемов пахотного земледелия продолжается

регулярное сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров (табл. 5). Негативные тенденции наблюдаются в развитии, как мясного, так и молочного скотоводства. За 2000-2014 гг. численность общего стада крупного рогатого скота уменьшилась на 55,7%, в том числе поголовье коров - на 61,5%. Численность овец и коз упала на 31,1%.

Рост поголовья наблюдается в свиноводстве и птицеводстве: за 2000-2014 гг. он составил соответственно 101,5 и 359,5% (то есть примерно в 2 и в 3,6 раза).

Технологические показатели эффективности сельскохозяйственного производства в Республике Марий Эл нестабильны [4]. В первую очередь это касается растениеводства, поскольку на показатель урожайности большое (иногда решающее) влияние оказывают природно-климатические условия [5]. В частности, урожайность сельскохозяйственных культур за анализируемый период была крайне неустойчивой (табл. 6).

В отдельные годы по некоторым видам сельхозкультур индекс динамики опускался до 56,8%. Урожайность картофеля за 2000-2014 гг. колебалась от 80 ц/га в 2002 г. до 166,4 ц/га в 2014 г. Средняя урожайность за рассматриваемое время составляет 125 ц/га, средний темп роста -105,7%.

Обращает на себя внимание то, что самое значительное снижение уровня урожайности в республике, как и в целом по России, произошло в 2002 и 2010 гг., в период обширных общих засух [6].

Минимальные и максимальные значения урожайности овощей открытого грунта в Марий Эл за 2000-2014 гг. составили соответственно 190 ц/га в 2002 г. и 326,4 ц/га в 2014 г. (размах колебаний - 136,4 ц/га). Средняя цена овощных культур за период - 255,7 ц/га, средний темп роста -103,2%.

Урожайность зерновых и зернобобовых культур варьировала от 10,4 ц/га в 2007 г. до 18,6 ц/га в 2011 г., среднее значение за период - 13,7 ц/га, что ниже данных по России в целом, но сопоставимо с регионами Приволжского федерального округа. Средний темп роста урожайности зерновых и зернобобовых культур в республике достиг 107,2%.

Более устойчивым является показатель продуктивности молочного скотоводства (табл. 7). С 2003 г. по 2015 г. индекс динамики стабильно

положителен. Надой молока на 1 корову увеличился с 3 035 кг до 5 274 кг, то есть на 73,8%. Средний темп роста составляет 105%. Данный факт свидетельствует о наличии положительных тенденций в отрасли в части организации производственного процесса.

В Марий Эл весьма динамично развивается птицеводство [8], имеется несколько крупных птицефабрик. Показатель продуктивности кур-несушек достаточно статичен. Средняя яйценоскость 1 курицы за 2003-2015 гг. составила 301 шт., что приближается к наивысшим значениям для кур яйценоских пород. Средний темп роста продуктивности - 99,98% (то есть прослеживается очень незначительный спад). Вместе с тем следует отметить, что крупнейшие организации отрасли имеют многомиллионные суммы кредиторской задолженности, что делает их положение крайне неустойчивым.

На валовой сбор сельскохозяйственных культур помимо природно-климатических условий существенное влияние оказывают размеры посевных площадей, урожайность, обеспеченность техникой, трудовыми ресурсами, внесение удобрений и др.

Первые два из указанных факторов имеют прямое влияние на объем валового сбора, поэтому их неустойчивость непосредственно отражается на динамике валового сбора основных сельскохозяйственных культур (табл. 8).

Объем валового сбора картофеля в Марий Эл за 2003-2015 гг. колебался от 366,7 тыс. т в 2005 г. до 159,8 тыс. т в 2010 г. Средняя величина валового сбора картофеля за указанный период составила 315,3 тыс. т, средний темп роста - 104,5%, прирост в абсолютном выражении за весь период составил 42,3 тыс. т.

В отношении валового сбора овощей в 2003-2015 гг. также наблюдается прирост (57,8 тыс. т), среднее значение за весь период составило 154,4 тыс. т. По зерновым и зернобобовым культурам, наоборот, произошло снижение объемов валового сбора на 55,8 тыс. т.

Показатели производства продукции

животноводства в республике разнятся в зависимости от отрасли (табл. 9). При общем увеличении объемов производства мяса за 2001-2014 гг. на 125,2 тыс. т в мясном скотоводстве и овцеводстве произошел спад на 6,2 тыс. т и на 0,4 тыс. т соответственно.

Прирост объемов производства в мясном животноводстве связан с содействием развитию птицеводческой отрасли на региональном уровне. Результатом данной политики стал прирост производства мяса птицы в 2014 г. по сравнению с 2001 г. на 101,3 тыс. т.

В республике за рассматриваемый период увеличилось также производство свинины на 30,4 тыс. т. На фоне снижения поголовья крупного рогатого скота за 14 лет объем производства молока упал на 55,4 тыс. т. Производство яиц возросло на 74 млн шт., что также является отражением поддержки отрасли со стороны республиканского правительства.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в Марий Эл за 2001-2014 гг. в суммарном выражении, в отличие от натурального, ежегодно, кроме 2010 г., увеличивался (табл. 10). Неблагоприятные климатические условия отрицательно влияют на развитие не только растениеводства, но и животноводства, что связано с высокой степенью зависимости состояния кормовой базы от эволюции растениеводческой отрасли [8]. Вместе с тем в животноводстве влияние природно-климатических факторов менее выражено.

Общий прирост объемов производства в сельском хозяйстве за 2001-2013 гг. составил 24 021,7 млн руб. (386,8%), в том числе в растениеводстве -10 021,4 млн руб. (338,3%) и в животноводстве 14 000,2 млн руб. (431%).

В 2014 г. по сравнению с 2001 г. объем производства возрос на 32 977,9 млн руб. (542,9%), из них в растениеводстве - 12 697,8 млн руб. и в животноводстве - 20 280,1 млн руб. В последнем наблюдается больший прирост объемов производства в суммарном выражении.

Анализируя структуру сельскохозяйственного производства в Республике Марий Эл по категориям хозяйств, нетрудно заметить, что до 2013 г. включительно в этой структуре преобладала доля хозяйств населения, которая колебалась от 59,3% в 2010 г. до 49,7% в 2013 г. (в то время как по итогам 2010 г. доля сельхозпредприятий составила лишь 38%). Очевидно, что этот вид хозяйств [9] позволяет более гибко реагировать на изменение природно-климатических условий, корректировать систему применяемых агротехнических мероприятий, что отражается на объемах производства в периоды засух (2010 г.).

Удельный вес сельскохозяйственных организаций в структуре производства продукции в 2001-2013 гг. колебался от 38% в 2010 г. до 48,5% в 2013 г. Доля этих категорий хозяйств в структуре производства превысила 50%-ный порог лишь в 2014 г., составив 57,2%. Увеличение происходит за счет интенсификации производства в животноводстве и развития сельхозпредприятий промышленного типа. В первую очередь это относится к отраслям птицеводства и свиноводства.

Средний удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общей структуре производства сельхозпродукции за рассматриваемый период составляет лишь 2,0%. Причем как в этой категории хозяйств, так и в хозяйствах населения наибольшее развитие получило растениеводство. Более того, доля хозяйств населения в производстве растениеводческой продукции из года в год увеличивается. Вместе с тем, несмотря на общегосударственную поддержку малого предпринимательства, вклад крестьянских (фермерских) хозяйств в экономику региона остается незначительным.

Итак, в аграрном секторе региона, как и страны в целом, более чем достаточно проблем, имеющих различную природу [10]. Сдерживающими развитие отрасли детерминантами помимо факторов природно-климатического характера являются:

• острая нехватка квалифицированных кадров, вызванная недостатком рабочих мест, низким уровнем заработной платы, тяжелыми условиями труда, невысокой степенью обеспечения объектами социально-бытовой, культурной инфраструктуры и миграцией сельского населения [11];

• низкий уровень наукоемкости аграрного производства, недостаточность инноваций и селекционной работы, отсталость применяемых технологий, отход от имеющихся научных достижений, дебиологизация процессов интенсификации [12, 13];

• дефицит и неудовлетворительное состояние основных производственных фондов, в том числе парка сельскохозяйственной техники и высокопроизводительного оборудования, обеспечивающего послеуборочную обработку и хранение продукции [14];

• отсутствие полномасштабного инвестиционного процесса, способствующего удовлетворению насущных проблем сельхозпроизводителей; точечный характер инвестиций [15];

• высокие цены на горюче-смазочные материалы, что влечет за собой проблемы в периоды посевных и уборочных кампаний, транспортировки урожая;

• неразвитость сети логистических и транспортно-логистических центров [16];

• сокращение площади пахотных земель;

• низкая рентабельность скотоводства и, как следствие, уменьшение поголовья крупного рогатого скота и производства говядины [17];

• общее сокращение количества субъектов предпринимательства, занимающихся сельскохозяйственным производством, низкая эффективность деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и др.

Указанные обстоятельства приводят к однозначному выводу о необходимости государственного регулирования сельского хозяйства [18, 19]. Большинство факторов, сдерживающих развитие отрасли, связано с нехваткой финансовых ресурсов.

Одним из направлений государственной финансовой поддержки аграрного сектора, как известно, является применение стимулирующей налоговой политики на общегосударственном и региональном уровнях [20]. Стимулирующая направленность фискальной политики РФ в отношении сельского хозяйства реализуется путем установления для соответствующих субъектов экономики различного вида преимуществ [21] в сфере налогообложения (табл. 11).

В составе указанных преимуществ и особенностей можно выделить возможности:

1) применения ставки 10% по налогу на добавленную стоимость при реализации продовольственных товаров по перечню, установленному Налоговым кодексом РФ. Этот список включает в себя основные группы товаров, выпускаемых сельхозпроизводителями:

• скот и птица в живом весе;

• мясо и мясопродукты;

• молоко и молочные продукты;

• яйца и яйцепродукты;

• масло растительное;

• сахар и сахар-сырец;

• зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы;

• маслосемена и продукты их переработки;

• хлеб;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• крупа;

• мука;

• рыба живая;

• море- и рыбопродукты;

• продукты детского и диабетического питания;

• овощи и картофель;

2) исключения из состава облагаемых налогом на добавленную стоимость операций по реализации земельных участков;

3) применения ставки 0% по налогу на прибыль сельхозпредприятиям, соответствующим установленным критериям в отношении доходов от реализации собственной сельхозпродукции и продукции ее переработки;

4) использования коэффициента ускоренной амортизации собственных основных средств сельхозпредприятиями промышленного типа;

5) вывода из состава налогооблагаемых доходов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) средств, полученных из бюджетов разных уровней на развитие личного подсобного хозяйства;

6) применения пятилетних налоговых каникул по НДФЛ в отношении доходов впервые зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств;

7) исключения из состава налогооблагаемых объектов по транспортному налогу тракторов, комбайнов, специальных автомобилей, зарегистрированных на производителей сельскохозяйственной продукции;

8) установления представительными органами местного самоуправления пониженной ставки до 0,3% по земельному налогу;

9) перехода на повсеместную уплату единого сельскохозяйственного налога.

Кроме того, существенное значение для субъектов сельского хозяйства имеют:

а) возможность не платить водный налог и налог на добычу полезных ископаемых в случае забора (добычи из подземных источников) воды для полива сельскохозяйственных угодий, водопоя скота и птицы и ухода за ними;

б) право включать в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль, затрат на добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;

в) разрешение не включать в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль, безвозмездно полученные объекты мелиоративного и другого сельскохозяйственного назначения, построенные за счет бюджетных средств.

Весьма прогрессивными с точки зрения инвестиционной политики являются изменения федерального налогового законодательства в части налога на имущество организаций, выводящие из-под налогообложения включенные в I или II амортизационные группы основные средства, а также освобождение от этого налога движимых объектов основных средств, принятых на учет с 01.01.2013. Наряду с другими категориями налогоплательщиков сельхозпредприятия могут использовать соответствующие нормы налогового права для оптимизации налоговой нагрузки.

Законодательные органы субъектов РФ с учетом особенностей развития региональной экономики вправе принимать решения в области налогообложения в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ. В рамках соответствующих полномочий в Республике Марий Эл принят закон от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в республике Марий Эл» (далее - закон № 59-З), которым для аграриев установлены дополнительные преференции (табл. 12).

К налоговым льготам регионального уровня, установленным в Республике Марий Эл для сельскохозяйственных товаропроизводителей, относятся:

1) двукратное понижение ставки по налогу на имущество организаций для сельхозпредприятий по сравнению с основной налоговой ставкой;

2) установление пониженной ставки 0,5% для организаций, реализующих инвестиционные проекты на сумму не менее 5 млрд руб. (льгота действует с 01.01.2014);

3) освобождение от уплаты транспортного налога на тракторы, комбайны и специальные автомобили, используемые в сельском хозяйстве.

Помимо этого в регионе введен ряд льгот, направленных на более активное стимулирование инвестиционного процесса в Марий Эл. Соответствующие нормы действуют в части налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций.

По налогу на прибыль указанная льгота для сельскохозяйственных товаропроизводителей неактуальна, поскольку ставка налога на прибыль для сельхозпредприятий составляет 0%. Вместе с тем она может быть использована субъектами других отраслей экономики при инвестициях в сельское хозяйство.

Земельный налог в большинстве муниципальных образований Республики Марий Эл в отношении земель сельскохозяйственного назначения взимается по максимально возможной ставке 0,3%, что объясняется недостаточностью бюджетных средств. Вместе с тем имеются исключения из общего правила. Например, на территории города Йошкар-Олы в отношении земель соответствующих категорий введена ставка земельного налога 0,1%.

В июле 2015 г. налоговым законодательством республики была предоставлена возможность для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перечисленные в законе виды деятельности, использовать двухлетние налоговые каникулы при применении упрощенной и патентной систем налогообложения (соответственно УСН и ПСН).

В части УСН такое право распространяется помимо прочего на производителей пищевых продуктов, а в части ПСН - на прочие услуги производственного характера (в том числе по переработке сельскохозяйственных продуктов), на услуги по сбыту аграрной продукции и обслуживанию сельскохозяйственного производства.

Изложенное позволяет говорить о том, что в отношении сельского хозяйства в Российской Федерации сегодня действует политика налогового благоприятствования. Методы налогового

регулирования, установленные на федеральном уровне, значительно обширнее и разнообразнее приемов налогового стимулирования отрасли, введенных на региональном уровне.

Налоговое законодательство предоставляет регионам достаточное количество полномочий, позволяющих решать данный вопрос с учетом существующих проблем более последовательно и дифференцированно. Кроме того, наблюдается некоторое снижение стимулирующего характера региональной налоговой политики [23]. Поэтому полагаем целесообразным введение

дополнительных льгот в отношении сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях (табл. 13).

Налоговые льготы в отношении сельского хозяйства должны иметь четко установленные целевые ориентиры и направленность на решение следующих задач:

• устранение дефицита кадров;

• создание новых рабочих мест;

• увеличение количества занятых в сельском хозяйстве экономических субъектов;

• целевое использование земель сельскохозяйственного назначения;

• рост поголовья крупного рогатого скота;

• рост инвестиций в сельскохозяйственное производство;

• повышение уровня развития социальной инфраструктуры села.

С учетом изложенных обстоятельств обоснованным может стать внесение некоторых поправок в федеральное и региональное законодательство о налогах и сборах для стимулирования развития сельского хозяйства, в том числе:

1) на федеральном уровне:

• введение налоговых каникул для вновь создаваемых сельскохозяйственных организаций, относящихся к субъектам малого бизнеса и перешедших на специальные налоговые режимы;

• включение в ст. 76 Налогового кодекса РФ дополнительного условия, дающего основание для получения инвестиционного налогового

кредита организациям, вкладывающим средства в создание новых рабочих мест в сфере сельскохозяйственного производства;

• предоставление муниципальным образованиям возможности вводить повышающие коэффициенты в случае использования земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению;

2) на уровне Республики Марий Эл:

• установление пониженных ставок в отношении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для вновь создаваемых сельскохозяйственных организаций (возможный срок действия льготы - три года);

• уменьшение на 50% ставки по налогу на имущество организаций в случае создания не менее 50 новых рабочих мест в области сельскохозяйственного производства с установлением срока действия льготы до трех лет при сохранении указанных рабочих мест в течение этого времени;

• установление величины социального налогового вычета на обучение детей в пределах до 120 тыс. руб. в год на каждого ребенка при условии их обучения в вузах региона (что должно уменьшить учебную миграцию населения);

• освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций продуктивного и племенного скота, принятого на учет до 01.01.2013;

• снижение объема инвестиций, позволяющих использовать освобождение от налога на имущество организациям, вложившим частные средства в строительство объектов социальной инфраструктуры на сельских территориях республики, со 100 млн до 25 млн руб. с установлением возможного срока действия льготы 10 лет;

• введение освобождения от налога на имущество организаций для лиц, реализующих на территории Марий Эл инвестиционные проекты в области сельского хозяйства с привлечением инвестиций на сумму не менее 25 млн руб., с установлением возможного срока действия льготы, соответствующего сроку плановой окупаемости проекта (не более 10 лет).

Учитывая тесную взаимосвязь между различными отраслями сельского хозяйства, а также зависимость от многих смежных,

перерабатывающих, обслуживающих отраслей и научного обеспечения, в регионе следует также разработать комплекс мер по налоговому стимулированию интеграционных процессов в сфере сельского хозяйства, что в дальнейшем может создать основу для образования аграрного кластера в Республике Марий Эл.

Таблица 1

Динамика показателя валовой добавленной стоимости по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в Республике Марий Эл за 2004-2014 гг.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

ВРП, в основных ценах, всего, млн руб. 30 085,6 33 350,7 43 663,7 55 069,2 65 765,3 69 271,6 82 374,4 97 323,3 117 201,1 124 400,2 144 140,6

Индекс динамики ВРП 10 1,11 1,31 1,26 1,19 15 1,19 1,18 1,20 16 1,16

Валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», млн руб. 5 380,9 6 463,2 7 686,8 8 401,3 10 043,4 11 695,1 10 160,7 13 571,9 15 757,3 18 265,9 26 010,7

Удельный вес, % 17,89 19,38 17,60 15,26 15,27 16,88 12,33 13,95 13,44 14,68 185

Индекс динамики валовой добавленной стоимости 10 1,20 1,19 19 1,20 1,16 0,87 1,34 1,16 1,16 1,42

Годовой индекс инфляции, % 11,74 10,91 9 11,87 13,28 8,8 8,78 6,1 6,58 6,45 11,36

Источник: составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (Маристата)

со

СП

Таблица 2

Отдельные показатели, характеризующие развитие сельского хозяйства в Республике Марий Эл за 2004-2014 гг.

Показатель 2004 2005 2006 200" 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Всего организаций 14 326 14 986 14 833 14 '85 15 389 15 -24 15 49~ 15 417 15 371 15 938 15 812

В том числе по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» 1 539 1 527 1 463 1 041 987 940 846 742 648 620 577

Удельный вес, % 10.74 10,19 9.86 7,04 6.41 5.98 5.46 4,81 4.22 3.89 3.65

Численность индивидуальных предпринимателей, глав фермерских хозяйств, частных нотариусов, адвокатов, всего - - - 15 645 16 070 16 452 16 482 15 779 13 151 13 366 13 489

В том числе по виду деятельностЕ! «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» 1 995 2 097 2 041 573 918 1 550 1 421 984 829 718 731

Удельный вес, % - - - 3.66 5.71 9.42 8.62 6.24 6.3 5.37 5.42

Среднесписочная численность занятых в экономике работников, всего, тыс. чел. 243,1 227,1 225.6 225.7 224.4 212.9 204.6 207 204.3 202.9 201.7

В том числе по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», тыс. чел. 28,7 25,1 21,9 18,4 16,1 15,1 11,8 11,1 10,6 9,8 9,4

Удельный вес, % 11,8 11 9,7 8,2 7,2 7,1 5,8 5,4 5,2 4,8 4,7

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) работников организаций, всего, руб. 3 784 4 938 6 344 8 404 10 535 11 374 12 651 14 001 16 023 18 360 20 473

В том числе по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», руб. 1 957 2 555 3 461 4 882 6 753 8 305 9 403 11 096 12 905 14 569 17 219

Удельный вес, % 51,72 51,74 54,56 58,09 64,1 73,02 74,33 79,25 80,54 79,35 84,11

Выпуск, всего, в текущих ценах, млн руб. 66 147,1 71 463.9 92 867,8 119 919.6 143 578,1 145 161.1 176 297.7 212 102,8 251 260 256 976.1 -

В том числе по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», млн руб. 11 362,7 13 008,8 14 584,4 15 567 18 945,9 21 032,8 19 653,5 25 903,2 30 647,9 37 777,3 -

Удельный вес, % 17,18 18,2 15,7 12,98 13,2 14,49 11,15 12,21 12,2 14,7 -

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), всего, млн руб.* 394,3 884,9 1 777,4 3 049,2 3 173,1 1 582 2 654,8 3 891,9 5 299,4 3 024,3 2 635,9

В том числе по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», млн руб. 10,4 257,2 249,2 364,2 287,4 346,1 411,8 666,6 862,5 918,6 1 567,8

Удельный вес, % 2,64 29,07 14,02 11,94 9,06 21,88 15,51 17,13 16,28 30,37 59,48

Удельный вес убыточных организаций, всего, % от общего числа организаций* 47,4 41 39 26,7 28,4 34,2 30,1 32,3 28,4 32 24,9

В том числе по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», % от общего числа организаций 48,1 39,3 38,1 25,6 27 29,8 30,8 21,9 16 16 17,4

тз о а> ь

Ф

тз

О)

Е

О) X

со

ю

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а>

ю 00

1

*По данным Росстата на основе годовой бухгалтерской отчетности организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Источник: составлено по данным Маристата

СО о со'

о 3! со 3

03 03

а!.

гп —

X > СО й

со V.

Таблица 3

Данные о землях, используемых сельскохозяйственными производителями Республики Марий Эл, за 2000-2014 гг., тыс. га

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Площади сельхозугодий 766,7 762,5 758,5 747,4 740,6 734,8 722,8 719,2 707,9 696,5 689,9 692,6 681,5 677 685,2

В том числе:

- пашня 627,2 607,9 591 559,8 524,5 503,9 486 478,6 465,6 454,3 447,4 451,6 444,5 439,8 451,2

- сенокосы и пастбища 125,6 133 136 143,8 149,6 153 151,1 150,8 145,3 136,7 133,3 133 130 127,5 128,5

- многолетние насаждения 8,9 8,7 8,6 8,5 8,2 8 7,9 7,7 7,7 7,7 7,7 7,7 7,5 7,5 7,5

- залежи 5 12,9 22,9 35,3 58,3 69,9 77,8 82,1 89,3 97,8 101,5 100,3 99,5 102,2 98

Посевные площади 492,2 472,2 474,7 424,2 411,1 400,8 384,7 365,8 363,2 331,9 299,5 301,9 291,8 289,9 294,4

В том числе:

- зерновые и зернобобовые 224,7 223,2 232,5 197,3 184,6 188,7 193,9 171,1 176,4 158,8 140,9 156,2 145,1 144,8 143,7

культуры - технические культуры 9 7,7 5,8 8,3 9,9 5,6 5,8 7,3 10 5,7 5,3 3 4,4 6,3 6,2

- картофель 37,8 34,1 31,6 29 26,7 21,7 18,9 18,8 18,4 19,7 20,6 20,8 21,1 21 19,5

- овощи 3,8 3,7 3,5 3,6 3,4 3,2 3,7 3,5 5,6 6,4 6,5 6,4 6,1 5,7 4,9

- кормовые культуры 216,9 203,5 201,3 186 186,5 181,6 162,4 165,2 152,8 141,3 126,1 115,6 115,1 112,1 120

Источник: составлено по данным Маристата

Таблица 4

Основные фонды по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в Республике Марий Эл в 2005-2014 гг., по состоянию на конец года

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Стоимость основных фондов по итогам года, млн руб. 6 877 7 459 9 000 10 037 10 951 13 020 15 985 20 815 30 652 32 394

Степень износа основных фондов на конец года, % 52 52,8 48,97 42,8 42,4 38,4 33,9 33 27,4 27,7

Источник: составлено по данным Маристата

Таблица 5

Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий Республики Марий Эл в 2000-2014 гг., по состоянию на конец года, тыс. голов

Поголовье 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Крупный 194 192 187 165,7 158,1 147,4 143,3 138,3 124,4 113,2 107,1 99,2 96,1 92 85,9

рогатый скот

В том числе 93,8 90,3 87,6 80,1 73,5 68,7 65,3 63,7 55,6 49,4 45,5 43,4 40,9 38,3 36,1

коровы

Свиньи 113,7 107,5 106,8 92,7 94,3 99,7 120,7 122 125,3 135,4 147,6 180,6 233,8 231,5 229,1

Овцы и козы 68,7 66,7 65,5 62 65,9 59,6 66,4 68,1 69,3 68,6 66,3 64,9 62,1 53,2 47,3

Птица 2 468,3 2 781,7 2 691 2 604,9 2 543,2 2 755,5 3 068,5 3 226 3 071,1 3 037,5 3 054,2 4 453,9 5 307 5 617,5 11 340,7

Источник: составлено по данным Маристата

Таблица 6

Урожайность основных культур в хозяйствах всех категорий Республики Марий Эл в 2000-2014 гг., по состоянию на конец года

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Урожайность, ц/га:

- картофеля 104 104,1 80 85,5 99,3 119,2 141,2 138,9 146,8 153,5 87,2 137,5 157,5 154,1 166,4

- овощей открытого грунта 228,7 218 190 224,2 221,7 227,5 232,9 238,9 266,6 290,8 231,9 309,2 317,7 310,3 326,4

- зерновых и зернобобовых 10,7 16,9 15,1 14,2 12,8 13,2 11 10,4 14,2 17,7 11,1 18,6 13 11 15,7

Темп роста урожайности, %: - картофеля 100,1 76,8 105,3 116,1 120 118,5 98,4 105,6 104,6 56,8 157,7 114,5 97,8 108

- овощей открытого грунта - 95,3 87,2 117 98,9 102,6 102,4 102,6 111,6 109,1 79,7 133,3 102,7 97,7 105,2

- зерновых и зернобобовых - 157,9 89,3 94 90,1 103,1 83,3 94,5 136,5 124,6 62,7 167,6 69,9 84,6 142,7

Источник: составлено по данным Маристата

Таблица 7

Надой на одну корову и средняя яйценоскость одной курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях Республики Марий Эл за 2003-2015 гг.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Надой, кг 3 035 3 112 3 506 3 829 3 868 3 929 4 230 4 404 4 423 4 607 4 814 5 097 5 274

Темп роста надоя, % - 102,5 114,4 109,8 101,1 101,6 107,7 104,1 100,5 104,2 104,5 105,9 103,5

Яйценоскость кур, шт. 299 295 301 297 293 302 309 310 297 310 300 299 296

Темп роста яйценоскости, % - 98,7 102 98,7 99 103,1 102,3 100,3 95,8 104,4 96,8 99,7 99

Источник: составлено по данным Маристата

Таблица 8

Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий Республики Марий Эл за 2003-2015 гг., тыс. т

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Валовой сбор, тыс. т: - картофеля 319,3 360,9 366,7 363,4 356,5 269,9 295,3 159,8 281,2 326,8 314,1 323,4 361,7

- овощей открытого, закрыпого 114,9 115,9 119,3 149,3 148,7 149,9 176,4 141 184,4 196,4 178,1 159,8 172,7

грунта - зерновык и зернобобовык культур, 275,2 233,7 249,1 210,5 177 249,8 279,8 101,9 289,9 184,3 158,3 225,8 219,4

в весе после доработки

Темп роста сбора, %: - картофеля 113 101,6 99,1 98,1 75,7 109,4 54,1 176 116,2 96,1 102,9 111,8

- овощей открытого, закрыпого - 100,9 103 125,1 99,6 100,8 117,7 79,9 130,8 106,5 90,6 89,8 108,1

грунта - зерновык и зернобобовык культур, — 84,9 106,6 84,5 84,1 141,1 112 36,4 284,6 63,6 85,9 142,7 97,1

в весе после доработки

Источник: составлено по данным Маристата

Таблица 9

Производство основных продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий Республики Марий Эл в 2001-2014 гг.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014 к 2001

Продукты в убойном весе, тыс. т 40,3 42 42,8 40,1 39,4 42,7 47,6 47,3 50,7 56 65,4 90 119,6 165,5 125,2

В том числе:

- крупный рогатый скот 14,5 15,6 16,3 14,3 13,4 12,9 13,2 13,6 11,9 10 9,2 8,5 8,4 8,3 -6,2

- свиньи 14,2 14,1 14 13,6 13,7 15,7 18,2 17,6 20,8 23,4 25 33,5 41,7 44,6 30,4

- овцы и козы 1,4 1,2 1,1 1,1 1,1 0,9 1,1 0,8 0,9 1 1 1 1,1 1 -0,4

- птица 10 11 11,1 10,9 11 12,9 15 15 16,9 21,4 30 46,9 68,2 111,3 101,3

Молоко, тыс. т 251,2 272,4 262,6 253,6 251,5 260,9 257,2 247,3 220,4 214,4 201 197,5 194,3 195,8 -55,4

Яйца, млн шт. 253,5 270,7 279,7 265,4 270,4 303,8 291,8 309,2 321,9 329,6 333,4 323,5 334,8 327,5 74

Источник: составлено по данным Маристата

Таблица 10

Производство продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в Республике Марий Эл за 2001-2014 гг.

Отклонение

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014* 2013/2001 2014/2001

Продукция в фактических ценах в хозяйствах всех категорий, млн руб.

Растениеводство 2 962,6 2 289,9 2 863,8 3 244,2 3 709,4 3 740,1 4 599,1 6 852,3 7 690,3 6 344,2 10 720 11 389,4 12 984 14 987,7 10 021,4 12 697,8

Животноводство 3 248,1 3 784,1 4 307,4 5 062 6 432,3 7 405,5 8 922 10 010,8 10 763 10 117,6 11 190,8 13 805 172 48,3 24 064,2 14 000,2 20 280,1

Всего... 6 210, ' 6 0~4 'Г1.2 8 306,2 10141,- 11 145,6 13 521,1 16 863,2 18 453,3 16 461,8 21 910,8 25 194,4 30 232,4 39 051,9 24 021,' 32 9—,9

Теми роста, "о

Растениеводство - 77,:3 125,1 113,3 114,3 100,8 123 149 112,2 82,5 169 106,2 114 115,4 - -

Животноводство - 116,5 113,8 117,5 127,1 115,1 120,5 112,2 107,5 94 110,6 123,4 124,9 139,5 - -

Всего... - 9~,8 118,1 115,8 122,1 109,9 121,3 124,- 109,4 89,2 133,1 115 120 129,2 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удельный вес сельскохозяйственных организаций, "о

Растениеводство 3 6,9 30,2 29,9 32,8 29,1 28,7 28,4 27,7 22,5 11,6 20,6 16,1 15,2 18,3 874,9 2 044,6

Животноводство 48,1 51,9 49,3 48,4 53,5 57,4 58,1 57,5 55,9 54,6 65,6 69,9 73,5 81,4 11 117,5 17 617,3

Всего- 42,8 43,8 41,5 42,3 44,6 4-, 8 48 45,4 42 38 43,6 45,6 48,5 57,2 11 992,4 19 661,8

Удельный вес хозяйств населения, °о

Растениеводство 61,2 67,9 66,6 62,7 64,9 61,5 61,1 67,9 70,8 82,9 75,3 80,2 81,2 77,6 8 729,1 10 071,3

Животноводство 51,5 47,8 50,2 51,1 45,9 41,8 41,2 41,4 42,9 44,5 33,8 29,4 25,9 18,2 2 794,6 2 571,7

Всего... 56,2 55,4 56,8 55,6 52,9 50,4 50,2 52,2 54,5 59,3 54,1 52,4 49,7 41 11 523,7 12 643

Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, °о

Растениеводство 1,9 1,8 3,5 4,4 6 3,9 3,9 4,4 6,7 5,5 4,1 3,7 3,6 4,2 417,5 581,9

Животноводство 0,3 0,3 0,5 0,5 0,6 0,7 0,8 1Д 1,2 1 0,6 0,6 0,6 0,4 88,1 91,2

Всего... 1,1 0,9 1- 2 2,6 1,8 1,8 2,4 3,5 2,7 2,3 2 1,9 1,9 505,6 673

* Предварительные данные.

Источник: составлено по данным Маристата

Таблица 11

Преимущества, предоставленные Налоговым кодексом РФ сельскохозяйственным производителям

Платеж Преимущества Источник

Налог на добавленную стоимость Не считается объектом налогообложения реализация земельных участков и долей в них Подпункт 6 п. 2 ст. 146

Освобождается от налога реализация продукции сельхозпредприятий в счет натуральной оплаты труда и для общественного питания работников Подпункт 20 п. 3 ст. 149

При реализации определенных видов продовольственных товаров применяется ставка 10% Подпункт 1 п. 2 ст. 164

Налог на прибыль организаций Не учитывается в составе доходов сельхозпредприятий стоимость мелиоративных и других объектов сельхозназначения, построенных за счет бюджетный средств Подпункт 19 п.1 ст. 251

Сельхозпредприятия промышленного типа к основной норме амортизации могут применять повышающий коэффициент (не выше 2) в отношении собственный основных средств Подпункт 2 п. 1 ст. 259.3

В расходы включаются затраты на добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных Подпункт 6 п. 1 ст. 263

В состав прочих расходов включаются затраты на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах Подпункт 42 п. 1 ст. 264

Для сельхозпредприятий и рыбохозяйственнык организаций при реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки действует ставка 0% Пункт 1.3 ст. 284

Налог на доходы физических лиц Не облагаются налогом средства, полученные из бюджетов на развитие личного подсобного хозяйства (при их целевом использовании) Пункт 13.1 ст. 217

Доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств от производства и реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки в течение пяти лет с года регистрации Пункт 14 ст. 217

Водный налог Не считается объектом налогообложения забор воды из водных объектов: - для орошения земель сельхозназначения, полива участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы; - для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также использования акватории водных объектов в этих целях Подпункт 13 п. 2 ст. 333.9 Подпункт 5 п. 2 ст. 333.9

Налог на добычу полезных ископаемых При добыче подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях (орошение земель, водоснабжение объектов животноводства, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан) применяется ставка 0% Подпункт 7 п. 1 ст. 342

Сборы за пользование объектами животного мира Ставки сбора устанавливаются в размере 0 руб. в случаях, если пользование объектами животного мира осуществляется в целях предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных Пункт 3 ст. 333.3

Налог на имущество организаций Не являются объектом налогообложения: - земельные участки и другие объекты природопользования; - основные средства, включенные в I или II амортизационные группы Подпункты 1 и 8 п. 4 ст. 374

Освобождаются от налога вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность (по перечню Правительства РФ) Пункт 21 ст. 381

Освобождается от налога движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве основных средств Пункт 25 ст. 381

Транспортный налог Не считаются объектом налогообложения тракторы, комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах Подпункт 5 п. 2 ст. 358

Земельный налог В отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах применяется пониженная ставка налога 0,3% Подпункт 1 п. 1 ст. 394

Единый сельхозналог Сельскохозяйственные товаропроизводители при соблюдении условий, установленных законом, вправе переходить на уплату единого сельхозналога Глава 26.1

Источник: составлено по данным Маристата

Таблица 12

Преимущества, предоставленные региональным налоговым законодательством Республики Марий Эл сельскохозяйственным товаропроизводителям

Платеж Преимущества Норма права

Налог на прибыль организаций Для организаций, ведущих на территории региона инвестиционную деятельность, ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, понижается: - на 1%, если сумма инвестиций 25-50 млн руб.; - на 2%, если она составляет 50-75 млн руб.; - на 3%, если она составляет 75-100 млн руб.; - на 4%, если она превышает 100 млн руб. Срок действия льготы - не более 6 налоговый периодов* Статья 12 закона № 59-З

Налог на имущество организаций Для сельскохозяйственных товаропроизводителей в республике установлена ставка налога 1,1% Пункт 2 ст. 1 закона № 59-З

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих в республике проекты с привлечением инвестиций с 01.01.2014 на сумму более 5 млрд руб., применяется ставка налога 0,5%. Срок действия льготы - 3 налоговый периода (года) Пункт 2 ст. 1 закона № 59-З

Освобождаются от налога организации, в том числе по месту регистрации обособленных подразделений, реализовавшие частные инвестиции в строительство объектов социальной инфраструктуры на территории республики на сумму не менее 100 млн руб. Срок действия льготы - 20 лет Подпункт 1 п. 1 ст. 3 закона № 59-З

Освобождаются от налога зарегистрированные на территории республики организации, в том числе по месту регистрации обособленных подразделений, реализующие проекты с привлечением инвестиций на сумму более 100 млн руб. Срок действия льготы - период плановой окупаемости проекта, но не более 3 лет Подпункт 3 п. 1 ст. 3 закона № 59-З

Транспортный налог Освобождаются от уплаты налога сельскохозяйственные товаропроизводители применительно к зарегистрированным на них грузовым автомобилям, используемым в сельхозпроизводстве Пункт 1 ст. 7 закона № 59-З

Земельный налог В большинстве муниципальных образований республики в отношении земель сельскохозяйственного назначения установлена ставка 0,3% Нормативные правовые акты муниципальных образований

* Для сельхозпредприятий льгота не актуальна.

Источник: составлено автором

Таблица 13

Потенциально применимые методы налогового регулирования развития сельского хозяйства в Республике Марий Эл, учитывающие проблемы отрасли

Проблема Возможный вариант регулирования Правовое основание

Дефицит кадров Установление в республике величины социального налогового вычета Статьи 219

на обучение детей в пределах 120 тыс. руб. в год на ребенка и 222 НК РФ

при условии обучения в вузах региона

Освобождение от налога на доходы физических лиц, установленных Пункт 3 ст. 217

законодательными актами субъектов РФ, решениями НК РФ

представительных органов местного самоуправления

компенсационных вытлат. Бесплатное предоставление жилык

помещений и коммунальных услуг, топлива (или соответствующее денежное возмещение).

Более широкое предоставление специалистам бесплатного жилья

в сельской местности

Недостаток рабочих мест Уменьшение на 50% ставки по налогу на имущество организаций Пункт 3 ст. 12

в случае создания не менее 50 новык рабочих мест в сфере НК РФ,

сельскохозяйственного производства. Возможный срок действия п. 3 ст. 56

льготы - до 3 лет при сохранении указанных рабочих мест в течение НК РФ

этого времени

Введение дополнительного условия, дающего основание для Необходимо

получения инвестиционного налогового кредита для организаций, дополнение

вкладывающих средства в создание новых рабочих мест в сфере в ст. 76 НК РФ

сельскохозяйственного производства

Снижение количества Введение налоговых каникул для вновь создаваемых Необходимо

экономических субъектов, сельскохозяйственных организаций, относящихся к субъектам малого дополнение

занятых в сельском хозяйстве предпринимательства и перешедших на специальный налоговый в ст. 346.20 НК

режим РФ

Установление пониженных ставок на три года в части упрощенной Необходимо

системы налогообложения для вновь создаваемых дополнение

сельскохозяйственных организаций в ст. 8 закона № 59-З

Уменьшение площади Предоставление муниципалитетам возможности вводить повышающие Необходимо

сельскохозяйственных угодий коэффициенты в случае использования земель сельскохозяйственного дополнение

и посевных земель назначения не по целевому назначению в ст. 394 или 396 НК РФ

Сокращение поголовья Освобождение от налога на имущество организаций продуктивного Необходимо

крупного рогатого скота и племенного скота, принятого на учет до 01.01.2013 дополнение

Низкий уровень развития Снижение объема инвестиций, позволяющих использовать в ст. 3 закона

социальной инфраструктуры освобождение от налога на имущество организациям, вложившим № 59-З

села частные средства в строительство объектов социальной инфраструктуры на сельских территориях республики, со 100 млн до 25 млн руб. Возможный срок действия льготы - 10 лет

Недостаток техники и других Освобождение от налога на имущество организаций лиц,

объектов основных средств, реализующих на территории республики инвестиционные проекты

потребность в инвестициях в области сельского хозяйства с привлечением инвестиций на сумму не менее 25 млн руб. Срок действия льготы - период плановой окупаемости проекта (до 10 лет)

Сокращение: НК РФ - Налоговый кодекс РФ.

Источник: составлено автором

Список литературы

1. Юричева Е.Ю. Тенденции развития сельского хозяйства в Республике Марий Эл / Актуальные вопросы совершенствования технологии производства и переработки продукции сельского хозяйства. Мосоловские чтения: м-лы межд. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. № 16. С.402-403.

2. Юричева Е.Ю. Развитие сельского хозяйства как элемент конкурентоспособности РМЭ / Актуальные проблемы экономики современной России: м-лы науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. С.221-225.

3. Казаковцева М.В. Разработка механизмов управления транспортной инфраструктурой регионов как основа обеспечения их устойчивого финансового развития // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. № 1. С. 59-63.

4. Лебедев А.Ю. О показателях эффективности экономического роста сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2011. № 9. С. 74-76.

5. Горбань В.В. Развитие растениеводства в Республике Марий Эл // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 10. С. 336-340.

6. Суровцев В.Н., Частикова Е.Н. Влияние изменения климата на социально-экономическое развитие АПК и сельских территорий // Международный сельскохозяйственный журнал. № 5-6. 2013. С.17-22.

7. Горбань В.В. Развитие птицеводства в Республике Марий Эл // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 5. С. 157-161.

8. Юричева Е.Ю. Сбалансированность развития отраслей сельского хозяйства Республики Марий Эл как фактор конкурентоспособности региона / Актуальные вопросы совершенствования технологии производства и переработки продукции сельского хозяйства: Мосоловские чтения: м-лы науч.-практ. конф.2015. С. 346-347.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Гумарова Ф.З. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования АПК как ключевой фактор развития агробизнеса // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. № 1. С. 53-55.

10. Гумарова Ф.З., Царегородцев Е.И. Региональные аспекты управления конкурентоспособностью аграрного сектора // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 1. С. 39-44.

11. Маилян Ф.Н. Эффективная реализация человеческого капитала как важный фактор экономического роста // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 2. C. 27-34.

12. Гумарова Ф.З. Инновационное развитие как основное условие повышения конкурентоспособности АПК Республики Марий Эл / Продовольственная безопасность и устойчивое развитие АПК: м-лы науч.-практ. конф. Чебоксары, Чувашская ГСХА. 2015. С. 734-739.

13. Шилова Е.В. Инновации как фактор обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2015. № 2. С. 23-30.

14. Рау В.В. О стратегии развития зернового сектора // Проблемы прогнозирования. 2016. № 1. С. 62-73.

15. Гумарова Ф.З. Инвестиционная политика региона как инструмент повышения конкурентоспособности АПК Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. № 3. С. 53-59.

16. Скульская Л.В., Широкова 7.К.Проблемы стимулирования производства отечественной сельскохозяйственной продукции // Проблемы прогнозирования. 2015. № 3. С. 65-78.

17. Лисицын А.Б., Небурчилова Н.Ф., Петрунина И.В. Современное состояние и перспективы развития мясной отрасли АПК // Проблемы прогнозирования. 2016. № 1. С. 50-61.

18. Редчикова Н.А., Фомина Ю.А. Поддержка аграрного сектора стран БРИКС: существующая практика и возможные перспективы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 1. C. 102-116.

19. Шакирова Г.Р. Региональные целевые программы по поддержке АПК Республики Марий Эл // Российское предпринимательство. 2012. № 22. С. 182-188.

20. Потехина Е.Н., Гумарова Ф.З. Безопасная налоговая нагрузка как фактор повышения конкурентоспособности // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. № 3. С. 80-83.

21. Шакирова Р.К. О соотношении понятий «налоговые льготы» и «налоговые расходы бюджета» и оценке их эффективности // Налоги и налогообложение. 2015. № 2. С. 146-156.

22. Шакирова Р.К. О снижении стимулирующей роли специальных налоговых режимов вследствие изменений налогового законодательства // Российское предпринимательство. 2014. № 18. С. 171-183.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Economic and Statistical Research

PREMISES AND MEASURES FOR GOVERNMENTAL TAX REGULATION OF AGRICULTURE IN THE MARI EL REPUBLIC

Ramziya K. SHAKIROVA

Mari State University, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation ramziya05@gmail. com

Article history:

Received 5 April 2016 Received in revised form 18 April 2016 Accepted 25 April 2016

JEL classification: Q10, H30

Keywords: competitiveness, region, agricultural cluster, resources, technological indicator

Abstract

Importance The research focuses on issues of the agricultural development, analyzes governmental control measures and identifies probable methods for tax incentives in the sector. Objectives Analyzing empirical data on factors impeding the AIC development in the Mari El Republic, I prepared my proposals on additional tax regulation measures in the sector, which would be based on the effective legislative regulations and clauses.

Methods I conducted an economic and statistical analysis to evaluate the current condition of, and trends in the region's agriculture and its development. Analyzing clauses on improvement of the institutional environment of the AIC in terms of taxes, I approached to a combination of abstract and logic techniques, i.e. induction, deduction, analysis, synthesis, analogy, comparison, formalization and modeling.

Results I reviewed statistical data on the development of agriculture in the Mari El Republic, determined challenging aspects for its advancement. The article systematized the effective measures of governmental tax control in the AIC and identified possible methods to boost positive trends in the region's AIC, considering impeding factors.

Conclusions and Relevance Scientifically proven cluster policies for agriculture may fuel the development of the Russian agricultural regions. The regional cluster strategy and its elaboration should be coupled with a search for methods to evaluate available resources needed to form clusters, and examination of the institutional environment. Negative trends in the agriculture development of the Mari El Republic justify State aid measures at the federal and regional levels. Additional tax credits should be introduced in line with objectives and goals of solving fundamental challenges of the agricultural development and stimulating innovative paths for its advancement.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

This article was supported by the Russian Foundation for Humanities and the Mari El Republic, grant

No. 16-12-12008 a(p).

References

1. Yuricheva E.Yu. [Agricultural development trends in the Mari El Republic]. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya tekhnologii proizvodstva i pererabotki produktsii sel'skogo khozyaistva. Mosolovskie chteniya: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Current Issues of Improving the Technology for Manufacturing and Processing of Agricultural Products. The Mosolov Readings]. Yoskar-Ola, MarSU Publ., 2014, pp. 402-403.

2. Yuricheva E.Yu. [The development of agriculture as a competitive advantage of the Mari El Republic]. Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoi Rossii: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Current Issues of Economy in Modern Russia]. Yoskar-Ola, MarSU Publ., 2014, pp. 221-225.

3. Kazakovtseva M.V. [Devising mechanisms of transportation infrastructure management of regions as the basis for their sustainable financial development]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Vestnik of Mari State University. Series Agriculture. Economics, 2015, no. 1, pp. 59-63. (In Russ.)

4. Lebedev A.Yu. [On growth indicators of agriculture]. Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals, 2011, no. 9, pp. 74-76. (In Russ.)

5. Gorban' V.V. [The development of crop production in the Mari El Republic]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = The Bulletin of KrasGAU, 2013, no. 10, pp. 336-340. (In Russ.)

6. Surovtsev V.N., Chastikova E.N. [A climate change effect on socio-economic development of the AIC and rural areas]. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal = International Agricultural Journal, 2013, no. 5-6, pp. 17-22. (In Russ.)

7. Gorban' V.V. [Poultry production development in the Mari El Republic]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = The Bulletin of KrasGAU, 2013, no. 5, pp. 157-161. (In Russ.)

8. Yuricheva E.Yu. [The balanced development of agricultural segments of the Mari El Republic]. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya tekhnologii proizvodstva i pererabotki produktsii sel'skogo khozyaistva. Mosolovskie chteniya: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Current Issues of Improving the Technology for Manufacturing and Processing of Agricultural Products. The Mosolov Readings]. Yoskar-Ola, MarSU Publ., 2015, pp. 346-347.

9. Gumarova F.Z. [State aid to small businesses as a key driver of agricultural business development]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Vestnik of Mari State University. Series Agriculture. Economics, 2015, no. 1, pp. 53-55. (In Russ.)

10. Gumarova F.Z., Tsaregorodtsev E.I. [Regional aspects of managing the competitiveness of the agricultural sector]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie = Modern High Technologies. Regional Application, 2015, no. 1, pp. 39-44. (In Russ.)

11. Mailyan F.N. [The effective use of human capital as an economic growth factor]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2015, no. 2, pp. 27-34. (In Russ.)

12. Gumarova F.Z. [Innovative development as the basic condition for increased competitiveness of the AIC in the Mari El Republic]. Prodovol'stvennaya bezopasnost' i ustoichivoe razvitie APK: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Food Security and Sustainable Development of the AIC]. Cheboksary, Chuvash SAA Publ., 2015, pp. 734-739.

13. Shilova E.V. [Innovation as a driver for sustainable development of socio-economic systems]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya Ekonomika = Perm University Herald. ECONOMY, 2015, no. 2 (25), pp. 23-30. (In Russ.)

14. Rau V.V. [On the development strategy of the grain sector]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2016, no. 1, pp. 62-73. (In Russ.)

15. Gumarova F.Z. [Investment policies of the region as a tool to increase the competitiveness of the AIC in the Mari El Republic]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Vestnik of Mari State University. Series Agriculture. Economics, 2015, no. 3, pp. 53-59. (In Russ.)

16. Skul'skaya L.V., Shirokova T.K. [Issues of encouraging the domestic agricultural production]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2015, no. 3, pp. 65-78. (In Russ.)

17. Lisitsyn A.B., Neburchilova N.F., Petrunina I.V. [Current condition and prospects of meat processing development in the AIC]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2016, no. 1, pp. 50-61. (In Russ.)

18. Redchikova N.A., Fomina Yu.A. [Support to the BRICS agricultural sectors: the existing practices and possible prospects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2015, no. 1, pp. 102-116. (In Russ.)

19. Shakirova G.R. [Regional special-purpose programs for supporting the AIC of the Mari El Republic]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 22, pp. 182-188. (In Russ.)

20. Potekhina E.N., Gumarova F.Z. [Bearable tax burden as a competitiveness driver]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki = Vestnik of Mari State University. Series Agriculture. Economics, 2015, no. 3, pp. 80-83. (In Russ.)

21. Shakirova R.K. [On the trade-off between the concepts of tax benefits and tax expenses of budgets, and evaluation of their efficiency]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2015, no. 2, pp. 146-156. (In Russ.)

22. Shakirova R.K. [On reduction of the stimulating role of special tax regimes as a result of changes in the tax legislation]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 18, pp. 171-183. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.