08 00 05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)
08 00 05 ECONOMICS AND MANAGEMENT WITH NATIONAL ECONOMY
(REGIONAL ECONOMY)
Исмаилова Малохат Махмудовна, д.э.н., профессор кафедры экономической теории ТГУПБП;Исмаилова Дилбар Махмудовна, к.э.н., доцент, завкафедрой финансов и кредита ИЭТ ТГУК; Ахмедова Дилафруз Абдукаххоровна, к.э.н., ст. преподаватель кафедры финансов и кредита ИЭТ ТГУК (Таджикистан, Худжанд)
Исмоилова М. М., д.и.и., профессори кафедраи назарияи ицтисоди ДД^БСТ; Исмоилова Д.М., н.и.и., дотсент, мудири кафедраи молия ва царзи ДИС ДДТТ; Ахмедова Д.А, н.и.и., сармуаллими кафедраи молия ва царзи ДИС ДДТТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Ismailova Malokhat Makhmudovna, Dr. of Economics, Professor of the department of economy theory under the TSULBP; Ismailova Dilbar Makhmudovna, candidate of the sciences of economics, Associate Professor, head of the department of finances and credit under the IET TSUC; Ahmedova Dilafruz Abduqahhorovna, candidate of the sciences of economics, senior lecturer of the department of finances and credit under the IET TSUC (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговые ставки, налоговые санкции, налогооблагаемая база, фискальная функция, налоговая нагрузка, транзакционные издержки
Рассмотрены проблемы налогового администрирования как процесса применения государством системы экономических мер воздействия в ходе выполнения налоговых обязательств, осуществляемых хозяйствующими субъектами. Описано, что налоговое администрирование осуществляется с помощью введения или отмены таких инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции, скидки, изъятия, и т.д. Показано, что успешное налоговое администрирование влияет на результативность применяемых экономических решений, а главное - на мобилизацию налоговых поступлений и сборов в бюджетную систему страны. Выявлены существующие проблемы, препятствующие мобилизации и формированию финансовых средств государства. Отмечено, что сложившаяся к настоящему времени налоговая система Таджикистана
УДК 36.1/5 ББК 65.261.41-212.1
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТАДЖИКИСТАНА
MAЪMУРИKУНОНИИ АНДОЗ BA РУШДИ ИЦТИСОДИИ ТОЧИКИСТОН
TAXATION ADMINISTERING AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF TAJIKISTAN
имеет резервы для совершенствования.
Калидвожа^о: маъмурикунонии андоз, мизони андоз, муцозоти андози, пойгоуи
андозбанди, вазифаи фискали, гаронии андоз, хароцоти транзааксиони
Масъалауои маъмурикунонии андоз чун раванди аз цониби давлат татбиц шудани низоми тадбируои ицтисодии таъсир дар рафти ицрои уудадориуои андози, ки субъект-%ои хоцагидор амали мегардонанд, барраси шудааст. Таъкид гардидааст, ки маъмурикунонии андоз бо ёрии цори ё бекор намудани чунин олатуо, аз цабили низоми андоз, имтиёзуои андози, муцозоти андози, тахфиф, мусодира ва гайра амали гардонида мешавад. Собит карда шудааст, ки маъмурикунонии бомуваффацияти андози ба сама-рабахшии цароруои ицтисодии татбицшаванда ва, аз %ама мууиммаш, ба сафарбар-кунии воридот ва хироцуо ба низоми буцети мамлакат таъсир мерасонад. Омилуое, ки ба сафарбаркуни ва ташаккули воситауои молиявии давлат мамониат эцод мекунанд, ошкор карда шудаанд. Цайд шудааст, ки низоми андозии Тоцикистон барои такмил захираи кофи дорад.
Key words: taxation administering, tax rates, tax sanctions, tax imposed base, fiscal function, tax levy, transactional costs
The article dwells on the problems of taxation administering as a process related to an application of a system of economy measures of coersion by the state in the course of effectuation of tax dutics carried out by economy subjects. It is asserted that taxation administering is brought into effect by dint of introduction or banishment of such instruments as tax rates, tax privileges, tax sanctions, discounts, withdrawals and etc. It is shown that successful taxation administering influences a resultativeness of applied economy decisions; the main thing being a mobilization of tax entries and collections into the country's budget system. The existing problems impeding mobilization and formation of state financial resources have been elicited. It is underscored that the tax system of Tajikistan established to the present time has reserves for perfection.
Налоговое администрирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. Управляя механизмом налогообложения, государство может оказывать влияние на стимулирование или ограничение деятельности хозяйствующих субъектов. Последнее прямо воздействует на темпы экономического роста в стране.
Регулирование происходящих в экономике процессов предполагает не только издание государственных нормативных актов, определяющих правила ведения предпринимательской деятельности, но и непосредственное изъятие у хозяйствующих субъектов части получаемых доходов в виде налогов. Государство формирует доходы и целенаправленно воздействует на экономику. П. Самуэльсон прав: «... решая вопрос о том, как облагать себя налогом, люди в действительности определяют, каким образом необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей и принадлежащих им предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг» (1,с. 237).
О функциях, выполнямых налоговым администрированием, в экономической литературе пишется: «Безусловность требования об уплате налогов экономическими субъектами объективно предполагает создание и развитие специализированного института, функционально предназначенного для государственного контроля за реализацией
налоговых отношений, в качестве которого выступает налоговое администрирование как институт контроля за соблюдением налоговой дисциплины в целях обеспечения интересов государства, а также других экономических субъектов, находящихся в финансовой зависимости от бюджетных трансфертов» (2, с. 3).
Налоговое администрирование имеет принципы, которые аргументированы на основе «...анализа концептуальных положений налогообложения: а) постоянства; б) изменчивости; в) последовательности; г) оперативности; д) обоснованности; е) учета интересов; ж) плановости; з) эффективности.» (3, с. 8).
Общеизвестно, что именно налоги являются главным источником мобилизации и формирования финансовых средств государства. Дж. М. Кейнс доказал, что с помощью системы налогов и налогообложения можно манипулировать различными фазами промышленного цикла и активно влиять на рост объёмов производства, занятости и цен (4, с. 364-365 ). Налоги используются не только для мобилизации необходимых государству средств. Они используются государством для регулирования хозяйственной деятельности предприятий, а также для выравнивания доходов различных слоев населения. Последнее достигается проведением трансфертных платежей, установлением различных налоговых льгот для отраслей народного хозяйства и некоторых видов предпринимательской деятельности, отдельных категорий граждан.
В нашей экономике налоги носят собирательный, или фискальный, характер. Эта черта налогов и налогообложения в определённой степени оттеняет другие функции этой системы. Иначе говоря, проявляются фискальное стимулирование и фискальная социализация системы налогов и налогообложения. В этом случае фискализм превалирует над другими функциями системы налогов и налогообложения.
В экономической литературе большую известность имеет кривая Артура Лаффера, который был советником президента Р. Рейгана. Он был сторонником теории экономики предложения и считал, что высокие налоговые ставки подрывают стимулы к сбережениям и инвестициям. "Довод Лаффера состоит в том, что более низкие налоговые ставки создают стимулы к труду, сбережениям и инвестициям, внедрению новшеств и принятию деловых рисков, подталкивая экономику к существенному увеличению внутреннего продукта и национального дохода" (5, с. 383). Низкие налоговые ставки создают стимулы к сбережениям и инвестициям. Увеличиваются валовой национальный продукт и национальный доход. Более того, он считает, что объем налогов в бюджет увеличится за счет больших инвестиций в экономику. Необходимо подметить, что этот вывод Артура Лаффера не подтвердился на практике, хотя были достигнуты большие успехи. Как пишут К.Р. Макконнелл и С. Л. Брю: «.на годы правления Рейгана пришелся период значительного замедления инфляции, падения процентных ставок, рекордно долгого для мирного времени экономического роста и полной занятости» (5, с. 385). За период правления Р. Рейгана был создан 21 млн рабочих мест, что явилось весьма крупным достижением. Артур Лаффер говорил о достижениях налоговых реформ того периода: «... рейганомика, которую сейчас так сильно критикуют, создала в период с 1982 до 1990 года около 21 млн рабочих мест. При этом за два первых года правления Рейгана безработица снизилась с 13,5% до 3,2%. Решением проблемы безработицы стало снижение налогового бремени. Самую высокую налоговую ставку того времени - подоходный налог - Рейган снизил с 70% до 50%. Также упали корпоративные налоги. Это привело к тому, что поступления в
бюджет снизились, зато выросла налогооблагаемая база» (6). Такое решение, замечает один из соавторов экономического чуда, и было одним из главных секретов того времени.
В экономике РТ сложилась несколько иная ситуация. Представляется, что налоговые органы республики являются сторонниками высокой налоговой нагрузки, которая обладает отрицательными последствиями для экономики. По результатам исследования "Paying Taxes 2019" («Налогообложение в 2019 году»), Таджикистан попал в девятку стран с самой высокой налоговой нагрузкой. Общая налоговая ставка составила 67,3%, что является удельным весом налогов и взносов в прибыли компаний (7). «Ставки налогов по сравнению с другими странами мира у нас действительно высокие, это доказывается международными рейтингами, проводимыми ежегодно различными авторитетными организациями, в частности Всемирным банком и другими. Доля налогов и других обязательных платежей в прибыли средних компаний составляет 67%, то есть 67 сомони из заработанных 100 сомони бизнесу приходится направить в качестве налогов и довольствоваться оставшимися 33 сомони. При таких условиях, естественно, бизнес обречен на провал, если это, конечно, легальный бизнес», - говорит экономический обозреватель Пайрав Чоршанбиев (8).
Система изъятия налогов у нас прошла три этапа: нормальная налоговая нагрузка, высокая налоговая нагрузка и налоговая нагрузка, приводящая к ухудшению делового климата и в целом положения в экономике. Графически это можно выразить таким образом.
50%
t У у/ К я*
? 40% Л Л г
S 30% фГ V М J Г
-в
s -2094 г
Экс
Рисунок 1. Уровни налоговой нагрузки на экономику Таджикистана.
Кривая налоговой нагрузки носит восходящий характер, что является признаком роста налоговой нагрузки на экономику.
Глава Государственного комитета по инвестициям и управлению госимуществом Ф. Хамрализода сообщил, что в 2017 году свой бизнес свернули около 28,5 тыс. индивидуальных предпринимателей и около 1,8 тыс. юридических лиц (8). Немалую долю в их
ликвидацию внесла система налогов.
Известно, что налог является институтом, где правила игры определены формальными ограничивающими нормативами. Причиной появления налогов в новой институциональной экономической теории является наличие транзакционных издержек. Основоположник новой институциональной экономической теории Рональд Коуз в своей Нобелевской речи от 9 декабря 1991 года сказал: "Если издержки, связанные с проведением обмена, обусловленного специализацией, превосходят получаемые от него доходы, то такой обмен не будет реализован. Соответственно, не будет достигнут больший объем производства, который можно было бы получить за счет специализации" (9, с. 2351-2352). Математически это высказывание Рональда Коуза можно выразить следующим образом: транзакционные издержки > доходов, и на эту величину уменьшается объем производства.
Наличие отрицательных транзакционных издержек, превосходящих доходы, вынуждает легальный бизнес уйти в нелегальный и превратить налоги в доходы, которые являются одним из источников доходов предпринимателей. Представляется, что именно это объясняет наличие высокого удельного веса теневой экономики в Таджикистане и её расширение и хроническую нехватку налоговых источников у бюджета. По экспертным оценкам специалистов, удельный вес теневой экономики в нашем народном хозяйстве составляет величину от 45 до 75%. Недоплата налогов в бюджет Таджикистана из-за теневой экономики составляет 17% от валового внутреннего продукта страны (10).
Общепризнано, что чрезмерно высокий уровень налогов — это негативное явление. Согласно мнению специалистов, высокий уровень налогообложения порождает снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, является основной причиной массового стремления хозяйствующих субъектов к сокрытию доходов, усиления социальной напряженности и, в конечном итоге, - депрессии производства и даже его спада. Более того, относительно высокое по сравнению с другими государствами налоговое бремя порождает «бегство от налогов» и, как следствие, рост теневой экономики, «бегство» инвестиций. Все это, безусловно, влияет на уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней.
В исследованиях проблем, способствующих возникновению теневой экономики, ученые - экономисты называют её многообразные факторы. Мы согласны с мнением ученых, которые считают основной, а то и единственной причиной развития "теневой" экономики высокий уровень налогообложения, налоговый прессинг. Он оказывает воздействие на страны с любым типом рыночной экономики, хотя его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в Таджикистане способствуют распространению практики сокрытия доходов высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. Подчеркиваем, что это фактор не единственный, но весьма существенный. Поэтому можно сформулировать вывод: распространенность "теневой" деятельности, или сокрытия доходов, в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и от исходящих от государства ограничений. В этой связи трудно не согласиться с мнением д-ра юрид.наук, профессора Ш.Исмаилова о том , что «.реализуемые изменения действующих трансформаций нормативных правовых актов не должны иметь одностороннюю
направленность. Как указывалось ранее, объявленный мораторий на проверки предпринимателей был воспринят отдельными их группами как освобождение от исполнения установленных правил (уплаты налогов, стандартизации, санитарных норм» (11, с. 54).
Очевидно, государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент являются залогом достижения текущих экономических и политических целей. Налоговая политика каждой страны определяется различными факторами и отражает тип, цель, соотношение между различными формами собственности, политический строй и степень государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. От успешного налогового регулирования во многом зависит результативность применяемых экономических решений.
Сложившаяся к настоящему времени налоговая система Таджикистана имеет резервы для совершенствования, и их необходимо реализовывать. Это будет способствовать как повышению ответственности налогоплательщиков в части выполнения своих обязательств, так и мобилизации налоговых поступлений и сборов в бюджетную систему страны.
Список использованной литературы:
1. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика - Бином-Кноус. - М., 1999.-777 с.
2. Артеменко Д.А. Налоговое администрирование в России: механизм и направление модернизации: автореф. дис... д-ра экон. Наук: 08.00.10/ Дмитрий Анатольевич Артеменко. - Ростов - на - Дону, 2010. - 54 с.
3. Хочуев В.А. Становление и развитие налогового администрирования в Российской Федерации: автореф. дис... д-ра экон. Наук: 08.00.10 /Валериан Аулияевич Хочуев. - М., 2010. - 38 с.
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. -М.,1978, -С.364-365.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с 13-го англ. изд. — М. : ИНФРА-М, 1999. - 974 с.
6. Лаффер А. Рейганомика создала 21 млн рабочих мест [электронный ресурс] Лаффер Арт. - Режим доступа: http://financeguru.ru/news/342/view.html#KribleHide. // (дата обращения .05.09.2019 )
7. Хуррамов Х. На распутье. Что ждет средний и малый бизнес в Таджикистане? [электронный ресурс] Хурсанд Хуррамов. Режим доступа: https://rus.OZOdi.Org// (дата обращения: 03.10.2019)
8. Хуррамов Х. Большая разница. Налоги в Таджикистане и Узбекистане [электронный ресурс] Хурсанд Хуррамов. - Режим доступа: https://www.dialog.tj > news > bolshaya-raznitsa-nalogi-v-tadzhikistane-i-u. (дата обращения: 03.10.2019)
9. Хрестоматия по истории экономической мысли (PDF) -С. 2351 - 2352.
10. Бюджет Таджикистана теряет налоги в размере 17% от ВВП из-за теневой экономики [электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.tajikta.tj > news > byudzhet-tadzhikistana-teryaet-nalogi-v-raz. (дата обращения: 05.10.2019)
11. Исмаилов Ш.М. Правовые условия государственной поддержки предпринимательства в Таджикистане // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 2009. - № 4. - С.54
Reference Literature:
1. Samuelson P., Nordhaus B. Binom-Knows Economics. - M., 1999. - 777pp.
2. Artemenko D. A. Taxation Administering in Russia: Mechanism and Direction of Modernization; doctoral dissertation in economics: 08.00.10 // Dmitry Anatolyevich Artemenko. - Rostov-on-the-Don, 2010. - 54pp.
3. Khochuyev V. A. Formation and Development of Taxation Administering in Russian Federation. Doctoral dissertation in economics: 08.00. 10 // Valerian Auliyayevich Khochuyev. - M., 2010.- 38pp.
4. Caynes Dj. M. General Theory of Employment, Interest and Money. - M., 1978. - pp. 364365
5. Macconnell K. R., Brew S. L. Economics: Principles, Problems and Politics // Translation from English (the 13-th edition). - M.: INFRA-M, 1999. - 974pp.
6. Laffer A. Reaganomics Has Created 21 million Job Vacancies (electronic resource) ArT Laffer Art. - Regime of access: http://financeguru.ru/news/342/view.html#KribleHide. // Date of appeal: 05.09.2019)
7. Khurramov Kh. Big Difference. Taxes in Tajikistan and Uzbekistan [Electronic resource] Khursand Khurramov. Regime of access: https://rus.ozodi.org (Date of appeal: 03.10.2010)
8. Khurramov Kh. At the Crossroads. What Awaits Middle and Small Business in Tajikistan? [electronic resource] Khursand Khurramov. - Regime of access: https://www.dialog.tj > news > bolshaya-raznitsa-nalogi-v-tadzhikistane-i-u. (Date of appeal: 03.10.2019)
9. Chrestomathy on the History of Economics Ideas (PDF). - pp. 2351-2352
10. The Budget of Tajikistan Loses Taxes in the Amount of 17% from GDP because of Shade Economy [Electronic resource]: https://www.tajikta.tj > news > byudzhet-tadzhikistana-teryaet-nalogi-v-raz. (Date of appeal: 05.10.2019)
11. Ismailov Sh. M. Legal Conditions of State Support of Entrepreneurship in Tajikistan // Economy of Tajikistan: Development Strategy. - 2009, N4. -p. 54.