» mtyfiMV
224 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ /Z5;™ ерситета
ШЯЯ^ имени O.E. Кугафина (МГЮА)
Чо Ын Джин,
аспирантка Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
E-mail: [email protected] 125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Настоящая статья посвящена обзору налоговой системы Республики Корея. В работе рассмотрены виды национальных и местных налогов, источники налогового законодательства, принципы налогообложения в Республике Корея.
Ключевые слова: Республика Корея, налоговая система, принципы налогообложения, налоговое законодательство, национальные налоги, местные налоги, налоговая система.
Быстрое развитие экономики Республики Корея вызывает интерес многих финансистов и экономистов. В связи с этим данная статья будет интересна для многих специалистов и ученых.
Как и во многих странах, основные начала налогового права содержатся в Конституции. В статье 38 Конституции Республики Корея содержится положение, где говорится, что каждый несет обязанность платить законно установленные налоги и сборы. В статье 54 говорится, что Правительство разрабатывает государственный бюджет и обеспечивает его исполнение. В статьях 125—134 «О местном самоуправлении» закреплено формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов органом местного самоуправления.
В отличие от некоторых стран, где в одном налоговом кодексе содержится вся информация о каждом налоге, в Республике Корея изданы отдельные законы для каждого налога. Например, Основной закон Республики Корея «О национальных налогах» от 21 декабря 1974 года (с учетом изменений, внесенных Законом от 26 сентября 2008 года № 9131), Закон Республики Корея «О местных налогах» от 8 декабря 1961 года (с учетом изменений, внесенных Законом от 26 декабря 2008 года № 9182), Закон Республики Корея «О налоге на образования» от 31 декабря 1990 года (с учетом изменений, внесенных законом от 23 декабря 2014 № 12846) и т.д.
В Республике Корея двухуровневая налоговая система, которая включает в себя национальные и местные налоги.
При этом национальные и местные налоги делятся на отдельные виды. Национальные налоги состоят из: прямых, косвенных налогов и государственной пошлины. В соответствии со ст. 2 Основного закона Республики Корея о государственных налогах, в первую категорию включены такие налоги, как: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на наследство и дарение, налог на недвижимое имущество, налог на переоценку стоимости активов и на прибыль, полученную нечестным путем. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на личное потребление, акциз на алкогольную продукцию, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, энергетический налог, эконалог, налог на образование, гербовая марка, специальный налог для поддержки сельского хозяйства.
Согласно ст.5, 6 закона Республики Корея о местных налогах местные налоги делятся на налоги мегаполиса, налоги провинции, налоги крупных и малых © Чо Ын Джин, 2016 городов, районный налог. Эти налоги еще подразделяются на общие и целевые.
в
ЕСТНИК Чо Ын Джин
УНИВЕРСИТЕТА Налоговая система Республики Корея
225
имени O.E. Кутвфина(МПОА)
К общим относятся: налог на приобретение товаров, регистрационный налог, налог на предметы роскоши, лицензионный сбор, налог с доходов местных жителей, налог на недвижимость, налог на автомобиль, налог на содержание автомобильных дорог, налог на сельскохозяйственный доход, акциз на табачную продукцию, налог на скотобойню. К целевым относятся: налог на планирование города, налог на сооружения общественного пользования, налог на рабочее помещение, налог на региональное развитие, налог на местное образование.
Статистика 2015 г. Республики Кореи показывает, что доля национальных налогов в общей сумме налоговых поступлений составляет 80,2%, а доля местных налогов — 19,8%. В структуре национальных налогов наибольший удельный вес занимают: налог на добавленную стоимость (23,6%), налог на прибыль организаций (11,8%), налог на доходы физических лиц (18,6%)1.
Принципы налогообложения занимают важное место в системе налогообложения любой страны, так как именно принцип, являющийся основной и руководящей идеей и основным правилом поведения, закрепляется в налоговом кодексе, в основополагающих законах, являющихся источниками норм налогового права.
В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», написанной А. Смитом, впервые были сформулированы принципы налогообложения. Он выделил такие принципы, как справедливость, определенность, удобство плательщика при уплате налога, экономия2.
В конце XVIII в. эти принципы были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом А. Вангером: принцип достаточности, принцип подвижности, принцип выбора надлежащего источника обложения, принцип выбора отдельных видов налогов с принятием во внимание действия обложения и отдельных его видов на плательщиков и общее исследование переложения налогов, принцип всеобщности, принцип равномерности, принцип определенности налога, принцип удобства и принцип дешевизны взимания.
Помимо этого, в теории существует множество принципов налогообложения. Например, принцип публичной цели взимания налогов и сборов, принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законами, принцип равного налогового бремени, принцип разделения налоговых полномочий и т.д.3
В науке Республики Корея также рассматривают вышеперечисленные принципы, но существуют также другие принципы. Например, принцип наложения обязанности по уплате налога на физическое лицо, реально осуществляющее какую-то деятельность для получения дохода. Тут имеется в виду, что даже если это лицо осуществляло предпринимательскую деятельность под чужим именем, на него возлагается обязанность платить налог4. Принцип предоставления налоговой декларации считается самым демократичным и эффективным, так как
Ш
>
1 См.: URL: http://www.ruskorinfo.ru/wiki/nalogovaya_sistema "О
<
2 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Соцэкгиз, 1935.
Т. 2. С. 341. ^
3 См.: Пепеляев С. Г. Налоговое право : учебник для вузов. М. : Альпина Паблишер, 2015.
С. 105—115.
S
4 См.: URL: http://toptax.co.kr/board/?action=view&aid=47997&menuid=302&no=142939 ОПЫТ 6/2016
>
» mtyfiMV
226 3>РУБЕЖНЫЙ ОПЫТ /Z5;™ерситета
имени O.E. Кугафина (МГЮА)
налогоплательщик самостоятельно предоставляет свою отчетность и налоговую декларацию налоговому органу для оплаты налогов. Данный принцип может действовать при условии, что у граждан сформирован правильный менталитет и понимание об оплате налога для своей собственной страны5.
В налоговой системе Республики Корея, несмотря на множество принципов налогообложения в науке, которые были рассмотрены многими учеными из разных стран, наибольшее значение имеют два принципа. Это принцип равномерности и принцип неналожения налога, не предусмотренного законом6.
С мнением профессоров по налоговому праву из различных университетов Республики Кореи можно согласиться, поскольку эти два принципа помогают гражданам избежать несправедливости и уплаты налогов, не предусмотренных законами. Государство и налоговая организация без правовой основы не должны взимать каких-то дополнительных налогов с гражданина и у граждан нет обязанности платить такие налоги. Чтобы государство могло быстро развиваться, нужно поддержание собственных граждан. Для этого оно должно проводить честную и прозрачную политику, чтобы граждане платили налоги единообразно, налоговые органы должны ужесточить контроль в целях предотвращения отмывания денег и неуплаты налогов.
Следует согласиться с мнением Поля Анри Дитриха Гольбаха, «... чтобы налог был всеобщим; это бремя должны нести все поданные; освобождение от налогов создает между гражданами столь же несправедливое, сколь и обидное неравенство».
См.: URL: http://www.klac.or.kr/content/view.do?code=64&order=bcCode%20desc&page=1&p agesize=15&gubun=&search_value=&cc=463&vc=33559.
См.: Канг Сонг Мо и 35 профессоров по налоговому праву. Судебная практика налогового права. Сеул : издательство Пак Ен Са, 2015. Т. 2. С. 7.