Чо Ын Джин*
Понятие налога в Республике Корея и Российской Федерации
Аннотация. Статья посвящена сравнению понятия «налог» в Республике Корея и Российской Федерации. В статье определяется, что налог является базовый категорией и играет важную роль в теории финансового права в целом и в налоговом праве в частности. В научной доктрине существует множество определений понятия налога. На основе существующих определений автор делает вывод, что в правовой, экономической, социальной и политической науке определения налога различаются. Впервые в науке финансового права проводится сравнительный анализ рассматриваемой дефиниции в двух странах и выявляется, что в Российской Федерации существует легальное определения налога, которое закреплено в Налоговом кодексе РФ, в то же время в Республике Корея данный термин не нашел отражения в законе: он существует лишь в научной доктрине.
Ключевые слова: налоги, обязательный платеж, сбор, легальное определение, налоговое законодательство, налоговое право, Республика Корея, Российская Федерация.
001: 10.17803/1994-1471.2017.84.11.156-160
Понятия «налог» и «сбор» являются базовыми категориями в теории финансового права. При этом определение данных понятий в разных странах может различаться.
В Российской Федерации термины «налог» и «сбор» закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ)1. В то же время в Республике Корея данное определение не закреплено в законе, а сформулировано в теории права. Кроме того, в российском законодательстве разделяются понятия «налог» и «сбор», а в корейском они отождествляются.
В научной доктрине существует множество определений налога, так как он может рассматриваться с различных позиций: экономи-
ческой, социальной, политической и т.п.2 При этом следует иметь в виду, что на различных этапах формирования науки финансового права подходы к определению налогов различались.
Известный российский дореволюционный ученый И. И. Янжул указывал на то, что «налоги — односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частного имущества для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек»3 .
1 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2332.
2 Так, например, в науке указывается на то, что с точки зрения политики налоги представляют способ участия граждан в делах государства, а экономические аспекты налогов проявляются в их функциях. См.: Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. М. Ашмарина. М., 2014. С. 193—197.
3 Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. СПб., 1904. С. 197.
© Чо Ын Джин, 2017
* Чо Ын Джин, аспирантка кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
В свою очередь, Э. Н. Берендтс отмечал, что «словом "налог" мы называем установленный законом сбор, взимаемый государством с частного лица, обладающего известным имуществом или доходом, могущим служить источником средств для покрытия расходов государства»4 .
В советский период теория налогового права не получила развития в силу особенностей экономических отношений, обусловленных плановой экономикой, — налоги не рассматривались в качестве основного доходного источника государства, а те немногие налоги, которые устанавливались, взимались преимущественно с населения. Как отмечалось в учебнике по финансовому праву 1985 г., «налоги с населения в СССР — это обязательные платежи, взимаемые государством в государственный бюджет из личных доходов граждан в строго установленных размерах и в определенные сроки для удовлетворения общегосударственных потребностей»5 .
В настоящее время легальное понятие налога закрепляется в п. 1 ст. 8 НК РФ, согласно которому под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Следует отметить, что в доктрине предлагаются сходные определения понятия «налог». Так, Д. В. Винницкий считает, что налог — установленная законно сформированным представительным органом форма ограничения конституционного права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу фиска, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах равенства, всеобщности, соразмерности»6 .
Исходя из вышесказанного можно заключить, что, во-первых, налоги собираются в целях обеспечения потребностей народа; во-вторых, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, поскольку взимание налога согласовывается с представителями народа, а не с каждым членом общества; в-третьих, уплата налога налогоплательщиком не означает обязанности государства совершить какое-либо действие в пользу налогоплательщика, так как налоги взимаются на условиях безвозвратности и безвозмездности, за исключением случаев переплат или налоговых льгот; в-четвертых, налоги являются средством защиты частной собственности от незаконных притязаний казны, а также эффективного функционирования и развития экономической политики государства; в-пятых, за нарушение налогового законодательства применяются меры принуждения; в-шестых, налоги взимаются регулярно по итогам налогового периода, определяемого законом, т.е. речь идет о систематичности их взыскания.
Следует отметить, что в науке высказываются критические мнения относительно легального определения налога, закрепленного в НК РФ. Нельзя не согласиться с позицией, согласно которой невозможно одновременно применить к одному явлению характеристики добровольного платежа и принудительного взимания, поскольку платеж является активным добровольным действием плательщика, в то время как взимание — активное действие государства в отношении плательщика, носящее принудительный характер7. Таким образом, одно исключает другое. Осуществление платежа исключает применение принудительного взимания. И некоторые авторы предлагают в ст. 8 НК РФ вместо выражения «взимаемый с организаций и физических лиц» использовать «производимый организациями и физическими лицами», поскольку именно данное слово — «производимый» носит одновременно принудительный и добровольный характер, а «взимание» имеет только принудительный характер.
4 Берендтс Э. Н. Русское финансовое право. М., 2014. С. 171.
5 Советское финансовое право : учебник. М., 1985. С. 147.
6 Винницкий Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб. : Юридический центр-Пресс, 2003. С. 25—252.
7 См.: Аминова Г. А. Налоги как признак государства : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 9, 96—100.
Считаем, что предложенный вариант более правильный, так как сами налоги обладают двойственным характером. Все физические и юридические лица конкретного государства обязаны платить налоги для его развития, обеспечения и функционирования. При этом налоги носят добровольный характер. Это означает, что налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно, а не под принуждением. Но в этой связи необходимо заметить, что при отступлении от установленных правил налогообложения применяются определенные санкции. Уплата налога — социально значимое действие, заключающееся в обеспечении финансовыми средствами государства его потребностей, развития и улучшения экономической политики страны.
Следует также отметить, что одной из актуальных проблем российского налогового права считается проблема соотношения понятий налога и сбора. Под сбором, на основании п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности8. Очевидно, что в отличие от налога, взимание которого носит регулярный характер, сбор носит разовой характер.
Необходимо отметить, что кроме сборов (государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за поль-
зование объектами водных биологических ресурсов, торговый сбор), которые регулируются НК РФ, существуют и иные обязательные платежи. Следовательно, НК РФ регулирует не все обязательные платежи.
В Российской Федерации взимаются и иные обязательные платежи, которые не поступают в бюджет. Например, это страховые взносы, которые поступают в социальные фонды.
Проблема соотношения налога и сбора до сих пор остается актуальной и обсуждаемой многими учеными. Сохраняется необходимость четкого определения, какие именно налоги и сборы можно отнести к налоговым, а какие — к неналоговым, какие платежи поступают в бюджетную систему, а какие — в иные фонды.
В отличие от Российской Федерации, в законах Республики Корея не закреплено понятие «налог». При этом многие экономисты и юристы дают собственные определения налога. Однако на официальных сайтах Национальной налоговой службы и Национального архива Министерства правительственной администрации и внутренних дел размещена энциклопедия терминов9, где даны основные понятия и термины, используемые в налоговой системе. В то же время отмечается, что данные определения не являются официальными.
В Энциклопедии терминов налог понимается как экономическое бремя, наложенное принудительно на частных лиц без конкретного вознаграждения центральным правительством и местным органом, в целях получения доходов10.
Один из ведущих специалистов в области налогового права, профессор Ли Чанг Хи под налогом понимает деньги, которые без вознаграждения принудительно взимаются государством у граждан11 .
8 Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2332.
9 Официальный сайт национальной налоговой службы. URL: https://txsi.hometax.go.kr/docs/customer/ dictionary/wordList.jsp (дата обращения: 30.06.2017).
10 Официальный сайт национального архива Министерства правительственной администрации и внутренних дел. URL: http://www.archives.go.kr/next/search/listSubjectDescription.do?id=006077/ (дата обращения: 30.06.2017) ; Официальный сайт Национальной налоговой службы. URL: https://txsi.hometax. go.kr/docs/customer/dictionary/view.jsp?word=%EC%A1%B0%EC%84%B8&word_id=1319/ (дата обращения: 30.06.2017).
11 0|§"£| АНШ — 2015. (Ли Чанг Хи. Лекция по налоговому праву. Сеул — Пак енг са, 2015. P. 7).
В то же время специалисты Им Санг Ёп и Джонг Джонг Ун считают, что налоги — это уплата денег всеми гражданами без конкретных вознаграждений, подпадающих под условия оплаты, закрепленные в налоговом законодательстве и взимаемые государственным или местным органом с целью увеличения доходов и для покрытия расходов12.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки налога13:
— взимается государственными или местными органами власти;
— взимается с целью увеличения доходов и для покрытия государственных и местных расходов. Не считаются налогом доходы, полученные от наложения штрафа, уплаты пени вследствие налоговых правонарушений;
— носит обязательный характер для всех граждан и организаций;
— должен быть уплачен без цели какого-либо конкретного вознаграждения со стороны публичной власти;
— уплачивается в денежной форме.
При этом, в вышесказанных определениях усматривается принудительный характер налога, хотя Правительство Республики Корея считает, что налоги уплачиваются добровольно.
Отсутствие законодательно закрепленного понятия «налог» является существенным пробелом налогового законодательства Республики Корея. В связи с этим предлагаем внести следующее определение налога в Основные законы Республики Корея «О национальных налогах»14 и «О местном налоге»15: «налог — обязательный, добровольный и законно установленный платеж, производимый гражданами в целях финансового обеспечения деятельности государства и увеличения доходов и для покрытия расходов государства».
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Аминова Г. А. Налоги как признак государства : дис. . канд. юрид. наук. — М., 2012.
2 . Берендтс Э. Н. Русское финансовое право. — М., 2014. — С. 171.
3 Винницкий Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2003.
4. Советское финансовое право : учебник / отв. ред. Г. С. Гуревич . — М., 1985.
5. Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. М. Ашмарина. — М. : Юрайт, 2014. — 429 с. 6 . Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. — СПб., 1904. 7. 0|&£| МШ — Щ<ЗМ, 2015. — 1252 р.
8 . Й&Э, ЗЗё МШ, &ЗЛ1-, 2016. — 1722 р.
Материал поступил в редакцию 30 июня 2017 г.
12 ä&ä, «МЭ^Ш», МШ, 2016 (Им Санг Ёп, Джонг Джонг Ун. Введение в налоговое право. Сеул, Санг Гегн Са, 2016. P. 3—4).
13 Там же. P. 3—4.
14 Официальный сайт национального центра правовой информации. URL: http://www.law.go.kr/lsSc.do? menuId=0&p1=&subMenu=1&nwYn=1§ion=&tabNo=&query=%EA%B5%AD%EC%84 B8%EA%B8%B0% EB%B3%B8%EB%B2%95#undefined/ (дата обращения: 30.06.2017).
15 Официальный сайт национального центра правовой информации. URL: http://www.law.go.kr/lsSc.do?me nuId=0&p1=&subMenu=1&nwYn=1§ion=&tabNo=&query=%EC %A7%80%EB%B0%A9%EC%84 %B8%EA% B8%B0%EB%B3%B8%EB%B2%95#li Bgcolor0/ (дата обращения: 30.06.2017).
THE CONCEPT OF 'TAX' IN THE REPUBLIC OF KOREA AND THE RUSSIAN FEDERATION
CHO Eun-Jin — Postgraduate of the Department of Criminal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
Abstract. The article is devoted to the comparison of the concept of tax in the Republic of Korea and the Russian Federation. It establishes that the tax is a basic category and plays an important role in the theory of finance in general, and tax law in particular. In the scientific doctrine, there are many definitions of a tax. Based on the existing definitions, the author concludes that in the legal, economic, social and political science, tax definitions differ. For the first time in the science of finance law there is a comparative analysis of the considered definitions in two countries. It reveals that in the Russian Federation (hereinafter RF) there is a legal definition of tax, which is enshrined in the Tax Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Tax Code). At the same time, in the Republic of Korea (hereinafter RC) this term is not reflected in any law: it exists only in the scientific doctrine.
Keywords: taxes, mandatory payment, collection, legal definition, tax law, tax law, the Republic of Korea, the Russian Federation.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Aminova G. A. Nalogi kak priznak gosudarstva : dis. ... kand. jurid. nauk. — M., 2012.
2 . Berendts Je. N. Russkoe finansovoe pravo. — M., 2014. — S. 171.
3 . Vinnickij D. V. Rossijskoe nalogovoe pravo: problemy teorii i praktiki. — SPb. : Juridicheskij centr-Press, 2003.
4. Sovetskoe finansovoe pravo : uchebnik / otv. red. G. S. Gurevich. — M., 1985.
5. Finansovoe pravo : uchebnik dlja bakalavrov / otv. red. E. M. Ashmarina. — M. : Jurajt, 2014. — 429 c. 6 . Janzhul 1.1. Osnovnye nachala finansovoj nauki: uchenie o gosudarstvennyh dohodah. — SPb., 1904.