Научная статья на тему 'Налоги в Республике Корея: понятие, виды и принципы'

Налоги в Республике Корея: понятие, виды и принципы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9788
826
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ПОНЯТИЕ НАЛОГА / ВИДЫ НАЛОГОВ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / TAX SYSTEM / TAX CONCEPT / TYPES OF TAXES / PRINCIPLES OF TAXATION / REPUBLIC OF KOREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чо Ын Джин

В статье на основе проведенного сравнительно-правового исследования изучаются особенности правового регулирования налогов в Республике Корея. В статье приводятся и анализируются нормы южнокорейского налогового законодательства, доктрины налогового права. В целом, несмотря на различия в применяемых формулировках, можно констатировать, что принципы налогообложения в рассматриваемых странах фактически совпадают, что говорит об их объективном характере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxes in the Republic of Korea: The Concept, Types And Pronciples

Based on the conducted comparative legal study, the article studies the peculiarities of the legal regulation of taxes in the Republic of Korea. The article contains and analyzes the norms of the South Korean tax legislation, the doctrine of the tax law. In general, despite the differences in the formulations used, it can be stated that the principles of taxation in the countries in question actually coincide, which indicates their objective nature.

Текст научной работы на тему «Налоги в Республике Корея: понятие, виды и принципы»

Чо Ын Джин*

Налоги в Республике Корея: понятие, виды и принципы

Аннотация. В статье на основе проведенного сравнительно-правового исследования изучаются особенности правового регулирования налогов в Республике Корея. В статье приводятся и анализируются нормы южнокорейского налогового законодательства, доктрины налогового права. В целом, несмотря на различия в применяемых формулировках, можно констатировать, что принципы налогообложения в рассматриваемых странах фактически совпадают, что говорит об их объективном характере.

Ключевые слова: налоговая система, понятие налога, виды налогов, принципы налогообложения, Республика Корея.

001: 10.17803/1994-1471.2017.79.6.175-180

Налог — основополагающая категория налогового права. Налог — это не только форма отчуждения принадлежащего физическим лицам и организациям имущества, как отмечается в науке финансового права, «налоги представляют собой один из способов участия граждан в делах государства»1. В связи с этим важное значение при изучении налогового права имеют анализ понятия и сущности налогов и особенно — сравнительно-правовое исследование данной категории2 .

В Российской Федерации, согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ (НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяй-

ственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от законодательства Российской Федерации, в законах Республики Корея однозначно не закреплено понятие «налог». При этом многие экономисты и юристы предлагают собственное определение налога.

По мнению корейского профессора Ли Чанг Хи из Сеульского Национального университета, налоги — это деньги, которые без вознаграждения принудительно взимаются государством у граждан3 .

Министерство правительственной администрации и внутренних дел Республики Корея под налогом понимает экономическое бремя,

1 Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. М. Ашмарина. М., 2014. С. 193.

2 По справедливому замечанию Е. Ю. Грачевой, «достижению стоящих перед наукой задач способствует использование таких методов исследования... общественных процессов, как сравнительный, а также исторический подход, позволяющих выявить тенденции возникновения и развития различных общественных процессов и реакций государства на их правовое регулирование» (Актуальные проблемы финансового права : монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М., 2016. С. 8).

3 Ли Чанг Хи. Лекция по налоговому праву. Сеул, 2015. С. 7.

© Чо Ын Джин, 2017

* Чо Ын Джин, аспирантка кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) choej@mail . ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

наложенное принудительно на частных лиц без конкретного вознаграждения цетральным правительством и местным органом, в целях получения доходов4.

Из перечисленных выше определений можно выделить признаки налога:

1) налоги взимаются государственными или местными органами;

2) налоги взимаются с целью увеличения доходов и для покрытия государственных расходов;

3) налоги обязательны для всех граждан и организаций, подпадающих под условия налогообложения, закреплены в налоговом законодательстве5;

4) налоги уплачиваются в денежной форме. Рассмотрим, какие виды налогов существуют в Республике Корея. Ученые по-разному классифицируют виды налогов.

Самая распространенная классификация видов налога в двухуровневой налоговой системе в Республике Корея — национальные и местные налоги.

Национальные налоги включают прямые и косвенные налоги, а также таможенную пошлину (см. рисунок). Согласно ст. 2 Основного закона Республики Корея о национальных налогах, к прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на наследство и дарение, налог на недвижимое имущество, налог на переоценку стоимости активов и на прибыль, полученную «нечестным» путем. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на личное потребление, акциз на алкогольную продукцию, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, энергетический налог, эконалог, налог на образование, гербовая марка, специальный налог для поддержки сельского хозяйства. Таможенная пошлина — один из видов национального налога, который взимается при экспорте, импорте и при перемещении товаров через таможен-

ную границу. Существуют три вида таможенных пошлин: экспортные, импортные и транзитные. В настоящее время в Республике Корея установлены только импортные пошлины.

Местные налоги делятся на налоги мегаполиса, налоги провинции, налоги крупных и малых городов, районный налог (ст. 5, 6 Закона Республики Корея «О местных налогах»).

Также налоги подразделяются на общие и целевые. К общим относятся: налог на приобретение товаров, регистрационный налог, налог на предметы роскоши, лицензионный сбор, налог с доходов местных жителей, налог на недвижимость, налог на автомобиль, налог на содержание автомобильных дорог, налог на сельскохозяйственный доход, акциз на табачную продукцию, налог на скотобойню. К целевым налогам относятся: налог на планирование города, налог на сооружения общественного пользования, налог на рабочее помещение, налог на региональное развитие, налог на местное образование.

Виды налогов в Республике Корея

Профессора Им Санг Ёп и Джонг Джонг Ун классифицируют налоги следующим образом :

1) в зависимости от органа, налагающего налог, они подразделяются на:

— национальные налоги, взимаемые государством (в свою очередь, делятся на внутренние налоги и пошлины);

— местные налоги, устанавливаемые местными органами;

2) по характеру использования налоги подразделяются на:

— общие налоги, которые используются на общие цели государства без какой-либо конкретизации расходов;

— целевые налоги, которые, в отличие от общих налогов, используются для опред-ленных целей (налоги на образование, налог на развитие региона и т.д.);

4 Официальный сайт национального архива Министерства правительственной администрации и внутренних дел. URL: http://www.archives.go.kr/next/search/listSubjectDescription.do?id=006077. (дата обращения: 1 ноября 2016 г.).

5 См. по данному вопросу также: Паюшин М. К. Конституционные принципы обязанности уплачивать налоги и сборы в конституциях зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3. С. 528-534.

_Внутренние

налоги

— Национаьные налоги

НАЛОГИ

— Прямые налоги

Косвенные налоги

Налог

на потребление"

_ Местные налоги

Таможенные пошлины

Добавочные_ налоги

Общие налоги

-Гербовый сбор

—distndution

tax Налог на образование Налог на развитие сельской местности

Налог на операции с ценными бумагами

налог на прибыль корпораций

(организаций)

подоходный налог

налог на наследование и дарение

налог на недвижимое имущество

-НДС

Налог на индивидуальное потребление Налог на алкогольную продукцию Трансопортный сбор, энергетический налог, налог на загрязнение окружающей среды

Налог на приобретение Сбор за регистрацию и лицензионный сбор Налог на население Местный налог на доход Налог на местное потребление Налог на недвижимое имущество Автомобильный налог Налог на предметы роскоши _Налог на потребление табачных изделий

-Целевые налоги —

Налог на региональное развитие — Налог на местное образование

3) по признаку «переложения» выделяют:

— прямые налоги — это налоги, которые законодатель планирует взимать с налогового должника (кор. на которого законом возлагается налоговое бремя (не передается другому человеку);

— косвенные налоги, когда законодатель ожидает, что налоговое бремя может быть возложено на другого человека. Если приводить пример с производством алкогольных продуктов, то в этом случае плательщиком налога на алкогольную продукцию является производитель данной продукции. При этом фактически налог платят потребители, которые покупают алкогольную продукцию. Производитель включает в стоимость продукции налог, и в итоге налоговое бремя ложится на потребителя.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на личные и реальные:

— личными налогами облагается совокупность доходов налогового должника;

— реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налоговым должникам;

4) по единице измерения объектов таможенные пошлины подразделяются на:

— Ad Valorem Duty — налоги, в которых объект обложения пошлины измеряется в денежных единицах. Налоговая база отображается в сумме, а налоговая ставка в процентах — налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль корпораций (организаций);

— protective Duty — налоги, в которых объект пошлин измеряется иными способами. Налоговая база отображается величиной/количеством, а налоговая ставка — в денежной единице (налог на алкогольную продукцию измеряется в зависимости от литров);

5) дополнительные налоги, взимаемые одновременно с другими налогами:

— независимый налог (Independent tax), относящийся к числу местных. Местные органы власти, независимо от взимания национальных налогов, взимают налоги по отдельным объектам;

— добавочный налог (Sur tax) — дополнительный платеж, который взимается с другими налогами, например налогом на образование, налогом на местное образование и т.д.6

Имеющаяся статистическая информация показывает, что с 2000 г. по 2011 г. в Республике

6 Им Санг Ёп, Джонг Джонг Ун. Введение в налоговое право. Сеул, 2016. С. 4—5.

Корея в общей сумме налоговых поступлений доля национальных налогов составляла 77— 78 %, а местных — 21—23 %. Однако статистика 2015 г. демонстрирует повышение доли национальных налогов (80,2 %) и снижение доли местных налогов (19,8 %). Наибольший удельный вес в структуре национальных налогов занимают налог на добавленную стоимость (23,6 %), налог на прибыль организаций (11,8 %), налог на доходы физических лиц (18,6 %)7 .

Соотношение между национальными и местными налогами: 80 % и 20 %. Совет муниципального развития Республики Корея считает, что необходимо увеличить долю местного налога до 40 %. Комитет по развитию местного самоуправления, подведомственный Президенту Республики Корея, 28 января 2016 г. провел Форум на тему «Укрепление и расширение местных финансов» в городе Пусан, в котором приняли участие депутат г. Пусана, должностные лица и различные эксперты. Обсуждался вопрос передачи части национального налога для развития провинции Республики Корея. Правительство Республики Корея ответило, что после принятия мер фискальной экспансии местные финансы значительно улучшились. Тем не менее специалисты недовольны данным решением, поскольку, по их мнению, Правительство решило эту проблему путем увеличения налогов на табачные изделия и на недвижимость. Специалисты считают, что Правительство не стремится к расширению местных финансов.

Право различных стран основывается на соответствующих принципах, являющихся фундаментом, основой каждой отрасли права. Для налогового права и налогового законодательства основные принципы являются базой налогового законодательства.

В Республике Корея под основными принципами налогового права понимают основные руководства при толковании и применении налогового законодательства. Выделяют два основных принципа: «нет налогообложения без закона» и «налогового эгалитаризма» (кор.

Принцип «нет налогообложения без закона» означает, что государство (местные органы) могут взимать только те налоги, которые законно установлены Национальным Собранием Республики Корея, а граждане обязаны платить только те налоги, которые предусмотрены законом. В статье 59 Конституции Республики Корея говорится, что виды и ставки налога устанавливаются законом. Данная статья реализует принцип «нет налогообложения без закона».

Исторически данный принцип разрабатывался и развивался в целях защиты прав собственности граждан от произвольного налогообложения монарха. Это хорошо отражено в девизе «нет налогообложения без представителей» (No Taxation Without Representation). Также на сегодняшний день данный принцип защищает граждан от злоупотреблений в сфере налогообложения со стороны администрации и обеспечивает правовую защиту граждан, стабильность и предсказуемость налогообложения.

Рассматриваемый принцип имеет следующие признаки:

1) нормативное закрепление условий налогообложения (кор. Данный признак можно считать ядром содержания принципа «нет налогообложения без представителей». Он означает, что условия налогообложения, введение налога, процедуры сбора и все, связанное с налогами и сборами, должно быть законно закреплено. Налогообложение связано с собственностью граждан или организаций. И для предотвращения злоупотреблений в сфере налогообложения в уголовном праве Республики Корея применяется принцип «нет наказания, без устанавливающего его закона», т.е. отсутствие соответствующей нормы в налоговом законодательсвте, не влечет за собой обязанность платить налоги;

2) четкое, логичное изложение условий налогообложения (кор.

в целях недопущения абстрактного, полисемантического содержания норм. В науке,

7 Ким Г. Н. Налоговая система Южной Кореи // URL: http://www.ruskorinfo.ru/wiki/nalogovaya_sistema (дата обращения: 1 ноября 2016 г.).

8 Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации : учебник для магистратуры / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. М., 2017. С. 87.

«в соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника»8;

3) запрет обратной силы налогообложения при принятии нового закона (кор. ЛН^ё

4) буквальное толкование норм налогового права (кор. ^ЙОпп^п). Рассматриваемый принцип требует не только четкого нормативного закрепления условий налогообложения, но и буквального толкования налогового законодательства. При толковании используется «принцип строгого толкования», что означает толкование закона «слово в слово», не допуская дополнений и исправлений, за исключением тех случаев, когда без соответствующих уточнений и дополнений однозначное толкование невозможно9 . Принцип налогового эгалитаризма заключается в том, что по отношению ко всем налогоплательщикам налоговое бремя должно быть установлено законом в равной мере, и его толкование и применение основываются на равноправие всех граждан и организаций.

Помимо основных названных принципов корейские ученые выделяют следующие принципы.

Принцип реального налогообложения (кор. •УЙДЛЮ^^1). Этот принцип детализирует принцип налогового эгалитаризма. Независимо от формы права необходимо правильно применять все условия налогообложения, а из этого следует то, что нужно толковать нормы налогового права по существу. Данный принцип был разработан и применяется для предотвращения ситуаций фактического уклонения от налогового бремени, а также для реализации правила об установлении оптимальной налоговой нагрузки для налогоплательщиков. Имеется в виду, что когда объекты налогообложения (доходы, прибыль от имущества, проведение сделки) номинально принадлежат одному

лицу, а фактически все доходы получает другое лицо, то по налоговому законодательству налогоплательщиком считается то лицо, которое получает фактическую прибыль.

Например, если на гражданина А зарегистрирована компания, а фактически компанией управляет и получает доходы компании гражданин Б, то налогоплательщиком является гражданин Б

Принцип добросовестности (кор. ^Оог ■О^^1). Налогоплательщик должен добросовестно выполнять свои обязательства. Это касается и налоговых служащих. Первоначально этот принцип разработан для управления дебиторской и кредиторской задолженностью по гражданскому праву, но на сегодняшний день признается в качестве одного из основополагающих во всех областях права.

Принцип основы налогообложения (кор. гЕ^НДЛЮ^^1). Нужно подтвердить налоговую ответственность на основе книги учета доходов и расходов (кор. о^) и других финансовых документов, чтобы избежать недоказанных налогов, т.е. защитить собственность налогоплательщика от налогов, не подлежащих к оплате.

Принцип запрета «неправомерного нарушения собственности» (кор. ХШ^^&п^Н При толковании и применении норм налогового права должны учитываться такие понятия, как справедливость и целесообразность. Это необходимо для того, чтобы избежать необоснованного налогообложения налогоплательщика.

Подводя итоги, следует отметить, что российское и южнокорейское налоговое законодательство в целом одинаково подходят к определению основных начал налогообложения. Несмотря на различие в существующих формулировках, принципы налогообложения в рассматриваемых странах фактически совпадают, что говорит об их объективном характере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Актуальные проблемы финансового права : монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева. — М. : Норма, 2016. — 208 с.

2. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации : учебник для магистратуры / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — М. : Норма, 2017. — 272 с.

9 См.: Им Санг Ёп, Джонг Джонг Ун. Введение в налоговое право. Сеул : Санг Гегн Са, 2016. С. 9.

3 . Им Санг Ёп, Джонг Джонг Ун. Введение в налоговое право. — Сеул : Санг Гегн Са, 2016.

4 . Ким Г. Н. Налоговая система Южной Кореи // URL: http://www.ruskorinfo.ru/wiki/nalogovaya_sistema

(дата обращения: 1 ноября 2016 г.).

5 . Паюшин М. К. Конституционные принципы обязанности уплачивать налоги и сборы в конституциях

зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. — 2009. — № 3. — С. 528—534. 6. Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. М. Ашмарина. — М. : Юрайт, 2014. — 429 с.

Материал поступил в редакцию 15 декабря 2016 г.

TAXES IN THE REPUBLIC OF KOREA: THE CONCEPT, TYPES AND PRONCIPLES

CHO Eun Jin — Postgraduate student of the Department of Financial Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) choej@mail . ru

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

Review. Based on the conducted comparative legal study, the article studies the peculiarities of the legal regulation of taxes in the Republic of Korea. The article contains and analyzes the norms of the South Korean tax legislation, the doctrine of the tax law. In general, despite the differences in the formulations used, it can be stated that the principles of taxation in the countries in question actually coincide, which indicates their objective nature.

Keywords: tax system, tax concept, types of taxes, principles of taxation, Republic of Korea.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Aktual'nye problemy finansovogo prava : monografiya / otv. red. E. Yu. Gracheva. — M. : Norma, 2016. — 208 s .

2. Byudzhetnaya sistema i sistema nalogov i sborov Rossijskoj Federacii : uchebnik dlya magistratury / otv. red. E. Yu. Gracheva, O. V. Boltinova. — M. : Norma, 2017. — 272 s.

3. Im Sang Yop, Dzhong Dzhong Un. Vvedenie v nalogovoe pravo. — Seul : Sang Gegn Sa, 2016.

4. Kim G. N. Nalogovaya sistema Yuzhnoj Korei // URL: http://www.ruskorinfo.ru/wiki/nalogovaya_sistema (data obrashheniya: 1 noyabrya 2016 g.).

5 . Payushin M. K. Konstitucionnye principy obyazannosti uplachivat' nalogi i sbory v konstituciyax zarubezhnyx

stran // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2009. — № 3. — S. 528—534. 6. Finansovoe pravo : uchebnik dlya bakalavrov / otv. red. E. M. Ashmarina. — M. : Yurajt, 2014. — 429 c

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.