Научная статья на тему 'Налоговое бремя и факторы его определяющие'

Налоговое бремя и факторы его определяющие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2219
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / ТЯЖЕСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAX BURDEN / ВВП / GDP / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / TAX BRUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева М.А.

В статье проанализированы различные подходы к определению понятия «налоговое бремя». Рассмотрены самые распространенные методики расчета этого показателя. Представлен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации в процентах от ВВП. Исследованы наиболее значимые факторы, воздействующие на уровень налоговой нагрузки. Обоснована взаимосвязь между уровнем налоговой нагрузки и экономической активностью налогоплательщиков в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX BURDEN AND FACTORS IT DETERMINING

The article analyzes the different approaches to the definition of "tax burden". It is considered the most common method of calculating this indicator. An analysis of tax revenues to the Russian budget as a percentage of GDP. We studied the most significant factors affecting the level of tax burden. It substantiates the relationship between the level of tax burden and the economic activity of the taxpayer in the country.

Текст научной работы на тему «Налоговое бремя и факторы его определяющие»

УДК 330.33.015: ББК У9(2)261.411

Гаджиева М. А. — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухучет-2» Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Gadzhiyeva M. A. - Candidate of Economic Sciences, associate professor «Accounting-2» of the Dagestan state university of a national economy

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ TAX BURDEN AND FACTORS IT DETERMINING

В статье проанализированы различные подходы к определению понятия «налоговое бремя». Рассмотрены самые распространенные методики расчета этого показателя. Представлен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации в процентах от ВВП. Исследованы наиболее значимые факторы, воздействующие на уровень налоговой нагрузки. Обоснована взаимосвязь между уровнем налоговой нагрузки и экономической активностью налогоплательщиков в стране. Ключевые слова: налоговое бремя, ВВП, налоговая нагрузка, налоговая политика, тяжесть налогообложения

The article analyzes the different approaches to the definition of "tax burden". It is considered the most common method of calculating this indicator. An analysis of tax revenues to the Russian budget as a percentage of GDP. We studied the most significant factors affecting the level of tax burden. It substantiates the relationship between the level of tax burden and the economic activity of the taxpayer in the country.

Keywords: tax burden, GDP, tax burden, tax policy, tax brunt.

Переход России к рынку усилил проблему взаимоотношений государства и экономики. Одним из основных и результативных рычагов государственного регулирования экономических процессов из всего комплекса финансовых инструментов является налоговая политика. От эффективности налоговой политики государства зависит рост основных экономических показателей страны.

Налоговая политика может считаться эффективной лишь в том случае, когда она не только реализует фискальный интерес государства, но и не дестимулирует экономическую активность налогоплательщиков.

В связи с чем, показатель налогового бремени, на налогоплательщика является показателем качества налоговой системы.

Несмотря на использования в научной литературе, одного и того же термина, в каждом конкретном случае под налоговым бременем, и факторами его определяющими, подразумеваются различные понятия. Каждый автор использует свою терминологию.

Так, например, Е.Н. Евстигнеев рассматривает понятие налоговое бремя или налоговый гнет на уровне государства, «как все налоговые платежи за финансовый год в процентном отношении к валовому внутреннему продукту; отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту» [1, с.239].

А.В. Брызгалин дает следующие определения, используя одинаковый термин к разным субъектам налоговых отношений: «На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) - это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Категория налогового

бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет» [2].

Коллектив авторов С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко также трактуют налоговое бремя применительно к макроуровню, используя базовые категории экономической теории, и отождествляют его с «процессами формирования совокупной цены государственной услуги» [3, с. 56].

Е.С. Вылкова ориентируется на микроуровень: «Под налоговым бременем на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога» [4, с.566].

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, термин «бремя» определен как «тяжелая ноша; нечто тяжкое, трудное, тяжесть», а «нагрузка» - как «то, что приходится на что-нибудь, падает на кого-нибудь, выполняется кем-чем-нибудь». То есть получается, что «тяжесть падает на кого-нибудь» или, иными словами, образуется понятие «бремя нагрузки» [5].

Таким образом, налоговое бремя - это показатель, отражающий тяжесть обложения государством усредненного налогоплательщика.

В целом налоговое бремя (налоговая нагрузка) определяются как отношение отдельных налогов либо их совокупности к выбранному результативному показателю.

При этом некоторые ученые и практики отмечают, что налоговое бремя не исчерпывается только лишь суммой уплаченных налогов, а включает в себя и те затраты, которые налогоплательщики, понесли в связи с уплатой налогов (затраты труда, содержание штата специалистов, мобилизация денежных средств, судебные издержки в случае защиты нарушенных прав и др.)

Разработка методологических основ оценки данного показателя является условием принятия экономически обоснованных управленческих решений, обеспечивающих развитие хозяйствующих субъектов, и, следовательно, государства в целом. Оптимальный уровень налогообложения является одним из условий устойчивого экономического роста.

Расчет тяжести налогообложения можно проводить с помощью методик для макро- и микроуровня.

Величина налогового бремени на государственном уровне определяется как отношение всех уплаченных налогов к валовому внутреннему продукту - ВВП.

Данная методика используются при расчете тяжести налогообложения известными международными организациями в разрезе отдельных стран и группы стран. Так, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающая в себя более 30 государств- участников, исчисляет налоговое бремя в разрезе каждой страны, как сумму всех налогов, поступивших в бюджет, к ВВП. Схожий анализ ежегодно проводит и Европейская комиссия (ЕК) в отношении всех стран-участников Европейского Союза. При этом исчисляется два базовых показателя налогового бремени: с учетом обязательных социальных отчислений и без них.

В Российской Федерации исчисление налогового бремени также осуществляется по общепринятой методике.

В таблице 1 приведено соотношение величины доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2007 - 2013 годах

(2013 год - предварительные данные) и валового внутреннего продукта (далее - ВВП) [6].

Представленные данные показывают, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля валового внутреннего продукта, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году [6].

По полученным данным можно сделать вывод о высоком налоговом бремени в 2007-2008 гг. Существенное снижение тяжести налогообложения произошло в 2009 г., когда государство с помощью инструментов налогового регулирования отреагировало на негативное влияние на экономику последствий мирового экономического кризиса. Далее наблюдается постепенный рост искомого показателя (2010-2012 гг.).

Таблица 1.

Доходы бюджета Российской Федерации в 2007 - 2013 гг. _(% к ВВП)_

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Доходы всего 40,21 39,17 35,04 34,62 37,48 37,91 36,11

Налоговые доходы и платежи 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31

в том числе:

Налог на прибыль организаций 6,53 6,09 3,26 3,83 4,08 3,81 3,11

Налог на доходы физических лиц 3,81 4,04 4,29 3,87 3,59 3,66 3,75

Налог на добавленную стоимость 6,80 5,17 5,28 5,4 5,84 5,74 5,31

Акцизы 095 0,85 0,89 1,02 1,017 1,35 1,52

Таможенные пошлины 7,06 8,51 6,52 6,74 8,13 8,06 7,29

Налог на добычу полезных ископаемых 3,60 4,14 2,72 3,04 3,67 3,98 3,86

Единый социальный налог/страховые взносы 5,96 5,52 5,93 5,35 6,34 6,64 6,65

Прочие налоги и сборы* 1,78 1,73 1,99 1,88 1,72 1,75 1,82

* - налоги на совокупные доходы, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы консолидированного бюджета РФ - Казначейство России

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России следует обратить внимание на налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты),поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от этих видов налогов (Таблица 2).

Таблица 2.

Доходы бюджета РФ от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2007 - 2013 гг.(% к ВВП)

Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Налоговые доходы и платежи 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31

Доходы от налогов и пошлин связанные с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 9,27 11,17 8,19 8,64 10,81 11,22 10,58

из них:

НДПИ на нефть 3,22 3,81 2,41 2,74 3,32 3,45 3,28

НДПИ на газ 0,29 0,24 0,21 0,20 0,26 0,43 0,49

Акцизы на нефтепродукты 0,40 0,34 0,38 0,37 0,51 0,59 0,63

Вывозные таможенные пошлины 3,46 4,32 3,10 3,61 4,19 4,03 3,50

на нефть

Вывозные таможенные пошлины 0,91 1,19 1,12 0,42 0,69 0,70 0,72

на газ

Вывозные таможенные пошлины 0,99 1,27 0,98 1,30 1,68 1,83 1,81

на нефтепродукты

Таможенная пошлина (при 0,00 0,00 0,00 0,00 0,16 0,19 0,16

вывозе из РБ за пределы ТС

нефти сырой и отдельных

категории товаров, выработанные из нефти

Доходы от налогов и прочих 27,21 24,87 22,69 22,48 23,73 22,76 22,73

платежей, не связанных с

обложением нефти, газа и нефтепрод.

Из представленной таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют почти одну треть от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП [7].

Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов (таблица 3). В 2013 году налоговые доходы от нефтегазового сектора составили 10,9% ВВП, от других видов деятельности - 22,4% ВВП.

При этом уровень налоговых изъятий в нефтегазовом секторе в три раза выше, чем аналогичные показатели в остальных видах деятельности: в 2013 году - 74,8% и 26,3% соответственно.

Проведенный анализ свидетельствует о неуклонном росте доходов бюджетной системы Российской Федерации, получаемых от налогообложения нефти, - экспортной пошлины и НДПИ.

При этом снижение налоговой нагрузки в 2009 году связано с внесением в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, касающихся стимулирования разработки новых месторождений, повышения эффективности добычи нефти на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности. Принятые меры позволили обеспечить рост доходов бюджета за счет роста объемов добычи нефти. До 2002 года - платежи за пользование недрам и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы [6].

Таблица 3.

Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор и влияние на доходы

бюджетов в 2007-2013гг. (% к ВВП)

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Налоговые доходы и платежи 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31

налоговые доходы по виду деятельности к ВВП всего2

Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 11,85 12,00 8,69 9,22 11,23 11,48 10,89

Остальные виды деятельности 24,64 24,04 22,19 21,90 23,31 23,51 22,42

налоговые доходы к ВВП по виду деятельности3

Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 85,35 88,95 75,21 75,43 78,72 76,63 74,83

Остальные виды деятельности 28,61 27,78 25,09 24,95 27,18 27,65 26,25

Источники данных: ВВП по видам экономической деятельности - Росстат, доходы по видам

экономической деятельности - ФНС России

Таким образом, анализируя уровень налоговой нагрузки по другим видам налогов, необходимо отметить следующее.

Стабильный уровень налоговой нагрузки оставался в части налога на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень

налоговой нагрузки составил 3,86% ВВП, в 2013 году составил 3,75% ВВП.

Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки сохранялся и по налогу на добавленную стоимость: в 2008 году - 5,17% ВВП и в 2013 году -5,31% ВВП.

Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 3,4%) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,5% ВВП до 3,1% ВВП. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2008 и 2009 годов, что обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года, а также принятыми в 2008 - 2009 годах антикризисными мерами налоговой политики.

Более чем в полтора раза увеличился уровень налоговой нагрузки в части акцизного налогообложения (с 0,95% ВВП в 2007 году до 1,52% ВВП в 2013 году). Это связано в первую очередь с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции.

Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор рассчитана как отношение всех налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН), уплаченных организациями, осуществляющими деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа, и предоставление услуг в этих областях, к ВВП.

Налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль к ВВП по виду экономической деятельности рассчитана как отношение налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН) к ВВП по виду экономической деятельности (сумма валовой добавленной стоимости и чистых налогов на продукты).

Начиная с 2012 года, индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, осуществлялась темпами, существенно превышающими индекс инфляции, а также темпы роста ставок акцизов на другие подакцизные товары (за исключением табачной продукции и нефтепродуктов).

Возможность сохранения в дальнейшем темпов роста ставок акцизов на алкогольную продукцию столь высокими темпами ограничена угрозой создания экономически выгодных условий для увеличения ее нелегального оборота.

Кроме того, необходимо учитывать значительные различия в уровне ставок акцизов с отдельными государствами-членами Таможенного союза.

Необходимо отметить, что показатель налоговой нагрузки по Российской Федерации по данным Международного валютного фонда (2012 год - 37,03 %) отличается от показателя налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2012 год - 34,99 %). Это связано с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов [6].

Налоговая нагрузка на экономику России (по данным МВФ) несколько выше, чем в странах БРИКС и Таможенного союза (исключение - Бразилия, в которой показатель налоговой нагрузки выше, чем в России). Но как было отмечено ранее, такая нагрузка в большей своей части приходится на нефтегазовый сектор.

Избыточное налоговое бремя приводит к снижению многих показателей в государстве. Это одна из важнейших причин убыточности половины промышленных предприятий в России, а еще столько же предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный сектора экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов.

Налоговая политика современной России, хотя и имеет тенденцию к снижению налогового бремени, все же сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики. В свою очередь приобретает все большую актуальность пути дальнейшего совершенствования налогообложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При решении вопросов о модернизации экономики налоговой системы необходимо провести эффективную модернизацию, для чего необходима всесторонняя оценка показателя налогового бремени, как общего по стране, так и на среднестатистического налогоплательщика, дать оценку роста инвестиций, привлекательности бизнеса в разумном сочетании с налогообложением в стране. Для удержания налогового бремени в существующих границах и обеспечении экономического роста страны, необходимо обеспечить общественный контроль расходования бюджетных средств и обеспечить эффективность их распределения и использования.

Список литературы:

1. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. Краткий курс. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

2. Брызгалина А.В.Налоги и налоговое право: Учебное пособие

3. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Дашков и К0», 2012. - С. 56

4. Вылкова Е.С. Налоговое планирование. Теория и практика: учебник для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - С. 566

5. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».

6. Проект «Основных направлений налоговой политики России на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» МФ РФ:

7. Федеральная налоговая служба

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.