Научная статья на тему 'Основные направления налоговой политики в России на современном этапе'

Основные направления налоговой политики в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3115
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / TAX BURDEN / TAX EFFICIENCY / MACROECONOMIC POLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селюков Максим Владимирович

В статье раскрыта сущность понятия «налоговая политика», выделены её характерные особенности, а также рассмотрены основные направления налоговой политики в Российской Федерации в 2016-2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF TAX POLICY IN RUSSIA TODAY

The article reveals the essence of the concept of "fiscal policy", highlighted its characteristics, as well as main directions of tax policy in the Russian Federation for the period 2016-2018 year

Текст научной работы на тему «Основные направления налоговой политики в России на современном этапе»

УДК 336.22

Селюков Максим Владимирович, магистрант ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»

e-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: в статье раскрыта сущность понятия «налоговая политика», выделены её характерные особенности, а также рассмотрены основные направления налоговой политики в Российской Федерации в 2016-2018 гг.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговое бремя, эффективность налогообложения, макроэкономическая политика.

Selyukov Maksim Vladimirovich, master FGBOOU WAUGH "Southwest state university" EK (NL) - 53-m

e-mail: [email protected]

MAIN AREAS OF TAX POLICY IN RUSSIA TODAY

Annotation: the article reveals the essence of the concept of "fiscal policy", highlighted its characteristics , as well as main directions of tax policy in the Russian Federation for the period 2016-2018 year.

Keywords: tax policy, tax burden, tax efficiency, macroeconomic policies.

Актуальность данной статьи заключается в том, что от успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических действий способна обеспечивать потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Начальной целью при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и выполнение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений [5, с. 26].

Современная налоговая политика РФ является значимой компонентой социально-экономической политики, направленной на достижение экономического роста в стране, что должно привести к увеличению уровня жизни населения и созданию благоприятных условий для развития предпринимательской среды.

Стоит взять во внимание, что налоговая политика — это не автоматическое выполнение налоговых законов, а их регулярное

совершенствование. Создание сбалансированной налоговой системы является стержневой макроэкономической задачей любого государства [4, с. 879].

Формирование государственной налоговой политики должно осуществляться органами государственной власти с целью создания эффективной, справедливой и экономически обоснованной налоговой системы, которая будет отвечать финансовым интересам государства и общества.

Основные направления современной налоговой политики продемонстрированы на рисунке 1.

Рисунок 1. Направления налоговой политики

Соотношение величины доходов бюджета правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2008 -2014 годах (2014 год - предварительные данные) и валового внутреннего продукта продемонстрированы в таблице 1.

Таблица 1 - Доходы бюджета правительства Российской Федерации в 20082014 гг. (% к ВВП)_

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Доходы всего 39,17 35,04 34,62 37,26 37,69 36,93 36,93

Налоговые доходы и платежи 36,04 30,88 31,12 34,50 34,97 34,11 34,42

Налог на прибыль организаций 6,09 3,26 3,83 4,06 3,79 3,13 3,33

Налог на доходы физических лиц 4,04 4,29 3,87 3,57 3,64 3,78 3,78

Налог на добавленную стоимость 5,17 5,28 5,40 5,81 5,70 5,35 5,52

Акцизы 0,85 0,89 1,02 1,16 1,35 1,53 1,50

Таможенные пошлины 8,51 6,52 6,74 8,25 8,20 7,51 7,74

Налог на добычу

4,14 2,72 3,04 3,65 3,96 3,89 4,07

полезных ископаемых

Представленные данные показывают, что налоговые доходы бюджетной системы в долях ВВП снизились по сравнению с 2008 годом, тем не менее на протяжении последних 4 лет остались примерно на одном уровне (изменились в диапазоне 34,4 % - 35 % ВВП).

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным группам налогов в Российской Федерации необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (таблица 2).

Таблица 2 - Доходы бюджета правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)_

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Налоговые доходы и платежи 36,04 30,88 31,12 34,50 34,97 34,11 34,42

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 11,17 8,19 8,64 10,75 11,16 10,66 11,11

из них:

НДПИ на нефть 3,81 2,41 2,74 3,30 3,43 3,31 3,45

НДПИ на газ 0,24 0,21 0,20 0,25 0,43 0,49 0,52

Акцизы на нефтепродукты 0,34 0,38 0,37 0,51 0,59 0,63 0,54

Вывозные таможенные пошлины на нефть 4,32 3,10 3,61 4,17 4,00 3,53 3,67

Из продемонстрированных данных видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют примерно треть от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП.

Что касается уровня налогового бремени по другим видам налогов, определяемый как доля соответствующих налоговых доходов в ВВП, то стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался применительно к налогу на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень доходов составил 3,85 % ВВП, при этом по итогам 2014 года несколько снизился до 3,78 % ВВП.

Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался в отношении налога на добавленную стоимость: в 2008 году - 5,17 % ВВП и в 2014 году - 5,52 % ВВП.

Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 2,76 процентных пункта ВВП) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,09 % ВВП до 3,33 % ВВП. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2008 и 2009 годов, что обусловлено мировым

финансовым кризисом 2008 года, а также принятыми в 2008 - 2009 годах антикризисными мерами налоговой политики.

Почти в 2 раза увеличился размер доходов бюджетной системы от акцизного налогообложения (с 0,85 % ВВП в 2008 году до 1,50 % ВВП в 2014 году). Это связано, в первую очередь, с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».

2. Основные направления налоговой политики в 2016-2018 гг. // СПС Консультант Плюс».

3. Основные направления налоговой политики в 2015-2017 гг. // СПС Консультант Плюс».

4. Алиев Б. Х. Султанов Г. С. Налоговая политика России: характерные черты и перспективы / Б. Х. Алиев //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-5. С. 879-882.

5. Колмыкова А. Д. Основные направления по совершенствованию налоговой политики в 2013-2015 гг. / А. Д. Колмыкова //Таврический научный обозреватель. 2015. № 5-1. С. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.