К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОСЕНКОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ВЛАДИМИРОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Липецкий филиал г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Уровень налоговой нагрузки на экономику страны является важнейшим индикатором состояния ее экономики, перспектив ее развития, маркером проводимой государством налоговой политики. От величины данного показателя зависит прозрачность экономики, поскольку чрезмерная его величина приводит к уходу части экономики в теневой сектор. Эффективное использование данного инструмента налоговой политики позволяет повысить темпы экономического роста, создать благоприятный налоговый и инвестиционный климат в стране. Не менее важным показателем, чем величина налоговой нагрузки, является структура данного показателя. При его анализе целесообразно уделять внимание таким вопросам, как равномерное распределение налогового бремени или повышенное налогообложение отдельных отраслей, превалирование прямого или косвенного налогообложения и проч. В настоящее время экономика РФ оказалась втянутой в серьезный экономический кризис, характеризующийся существенной продолжительностью. Экономический кризис усугубляется тяжелой международной ситуацией, спровоцировавшей введение экономических санкций в отношении Российской Федерации. В результате совокупного воздействия этих двух факторов повышается роль налоговой политики как важнейшего регулятора развития экономики страны. Налоговая политика страны на среднесрочную перспективу должна формироваться с учетом сложившегося уровня налогового бремени. В статье на основе анализа Основных направлений налоговой политики на 2014-2017 гг. рассматривается уровень налоговой нагрузки РФ с учетом разницы между налогообложением нефтегазового сектора экономики и налогообложением остальных отраслей экономики. Проведенный анализ показал, что уровень налоговой нагрузки на экономику РФ сложился на уровне экономически развитых стран ОЭСР. В то же время по сравнению со странами ЕАЭС и странами БРИК Россия имеет существенно более высокий уровень налоговой нагрузки. Данное обстоятельство не способствует высоким темпам экономического развития, особенно в ситуации экономического кризиса. Таким образом, для преодоления ситуации экономического кризиса необходимо снижение совокупного налогового бремени.
Ключевые слова: налоговое бремя, налоговая нагрузка, налоговая политика, налогообложение нефтегазового сектора экономики России, повышение акцизов
Налоговая политика является динамичным инструментом государственного регулирования экономической и социальной ситуации в стране. Одним из важнейших методов реализации регулирующей функции налогов является изменение налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Уровень налоговой нагрузки, a также ее структура оказывают влияние на расширение производства либо снижение его темпов, на создание благоприятного инвестиционного и налогового климата, на
уровень инвестирования капитала в реальный сектор экономики. В то же время необоснованно низкий уровень налоговой нагрузки на макроуровне не позволит обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами бюджеты всех уровней бюджетной системы страны. Рассмотрим основные тенденции изменения налоговой нагрузки в Российской Федерации за предшествующий период.
Наполняемость консолидированного бюджета Российской Федерации, как будет показано ниже,
напрямую зависит от доходов от экспорта углеводородного сырья. В связи с этим необходимо разделять налоговые доходы на основании зависимости или устойчивости их от внешнеторговой ценовой конъюнктуры. Таким образом, конъюнктурная и структурная составляющие налоговой нагрузки будут разделены.
Структурная компонента налоговой нагрузки нивелирует колебания мировых цен на экспортируемые национальной экономикой углеводороды
Приведенные данные свидетельствуют о том, что налоговая нагрузка за период 2007-2014 гг. снизилась в целом с 36,5 % до 34,42 %. При этом осталась неизменной тенденция зависимости объема налоговых доходов бюджета от добычи и экспорта нефти и газа. Согласно данным таблицы 2, за счет доходов от обложения добычи и экспорта углеводородного сырья формируется до 1/3 части доходов консолидированного бюджета РФ. Более того, зависимость консолидированного бюджета РФ от нефтегазовых доходов в условиях кризиса продолжает усиливаться. Так, в 2007 г. доходы, связанные с обложением нефти и газа, составляли 9,27 % от ВВП, а в 2014 г. этот показатель составляет уже 11,11 % [1].
Несмотря на предпринимаемые попытки модернизировать экономику и снизить ее зависимость от сырьевого сектора, рассматриваемая негативная тенденция сохраняется. Более того, имеется даже тенденция к росту доли нефтегазовых доходов в консолидированном бюджете страны. Снижение показателей 2009-2010 гг. связано с проводимой государством политикой стимулирования разработки новых месторождений и повы-
и характеризует уровень нагрузки на экономику в целом, за исключением нефтегазового сектора. В то время как конъюнктурная составляющая будет отражать, в первую очередь, колебания цен на мировых сырьевых рынках.
Рассмотрим изменение налоговой нагрузки в Российской Федерации по всем секторам экономики. В таблице 1 приведено соотношение величины доходов расширенного правительства РФ и валового внутреннего продукта в 2007-2014 гг. [1].
шения эффективности добычи на выработанных месторождениях.
При этом уровень налоговой нагрузки в самом нефтегазовом секторе в три раза превышает аналогичный показатель по экономике в целом. В 2013 г. уровень налоговой нагрузки в нефтегазовом секторе составил 74,8 %, а в среднем по остальным отраслям - 26,3 %.
Если рассмотреть другие составляющие налоговой нагрузки, то можно отметить, что практически неизменными остаются показатели нагрузки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и налогу на добавленную стоимость (НДС), таможенным пошлинам и страховым взносам во внебюджетные фонды.
По ряду налогов произошло снижение налоговой нагрузки. В частности, налоговая нагрузка по налогу на прибыль снизилось с 6,53 % ППВ в 2007 г. до 3,33 % в 2014 г. Данное снижение обусловливается следующими факторами: во-первых, мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. привел к сокращению налоговой базы по данному налогу; во-вторых, в 2008-2009 гг. был принят ряд
Таблица 1
Доходы бюджета расширенного правительства РФ в 2007-2014 гг. (в % к ВВП)
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Доходы всего 40,21 39,17 35,04 34,62 37,48 37,91 36,11 36,93
Из них налоговые доходы и платежи 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31 34,42
в том числе
Налог на прибыль организаций 6,53 6,09 3,26 3,83 4,08 3,81 3,11 3,33
Налог на доходы физических лиц 3,81 4,04 4,29 3,87 3,59 3,66 3,75 3,38
Налог на добавленную стоимость 6,80 5,17 5,28 5,40 5,84 5,74 5,31 5,52
Акцизы 0,95 0,85 0,89 1,02 1,17 1,35 1,52 1,50
Таможенные пошлины 7,06 8,51 6,52 6,74 8,13 8,06 7,29 7,74
Налог на добычу полезных ископаемых 3,60 4,14 2,72 3,04 3,67 3,98 3,86 4,07
Страховые взносы во внебюджетные фонды 5,96 5,52 5,93 5,35 6,34 6,64 6,65 6,66
Прочие налоги и сборы 1,78 1,73 1,99 1,88 1,72 1,75 1,82 1,82
антикризисных мер, в том числе снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 20 %.
В то же время по ряду налогов наблюдается существенный рост. В частности, налоговые доходы, формируемые от акцизного налогообложения, за рассматриваемый период выросли практически в 1,5 раза - с 0,95 % ВВП в 2007 г. до 1,5 % ВВП в 2014 г. В первую очередь это связано с опережающим темпом индексации ак-
Намеченное ранее повышение акцизов на алкогольную продукцию в 2015 г. было отменено. В 2016-2017 гг. повышение акцизов на алкоголь планируется, правда существенно меньшими темпами (в основном на 5 %). В настоящее время отсутствует информация о дальнейшем изменении ставок акцизов после 2017 г. Но можно предположить, что рост ставок акцизов аналогичными темпами вряд ли возможен, так как в таком случае розничная цена алкогольной продукции превысит так называемую «цену ожидания» и приведет к росту нелегального оборота алкогольной продукции.
Аналогичная ситуация складывается со ставками акцизов на табачную продукцию. В целях сокращения потребления табака Правительством РФ принят ряд мер, запрещающих рекламу табачных изделий, открытую торговлю табачными изделиями, а также предполагающих рост ставок акцизов на табачную продукцию (табл. 4).
цизов на алкогольную и табачную продукцию. Целью этих мероприятий является не только реализация фискальной функции налогов (так как в целом доля акцизов в налоговых доходах бюджета невелика), но и реализация социальной функции налогообложения (т. е. сокращение потребления социально вредной продукции). Данные по росту акцизов на алкогольную продукцию приведены в таблице 3 [1].
Как видно из данных таблицы 4, начиная с 1 января 2012 г., устанавливаются единые ставки акциза на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра. В результате доходы, поступающие в бюджетную систему РФ от данной категории подакцизных товаров (с учетом импорта), выросли в 5 раз: с 50,3 млрд руб. в 2007 г. до 318,8 млрд руб. в 2014 г. Более того, по сравнению с Основными направлениями налоговой политики РФ на 20152017 гг., ставки акцизов на табачные изделия были повышены более высокими темпами (например, в 2015 г. предполагалось повысить минимальную ставку акциза на сигареты на 20 %, a, реальное повышение составило 28 %).
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что налоговую нагрузку в Российской Федерации можно считать как с учетом налоговых доходов бюджета от нефтегазового сектора, так и без их учета (табл. 5).
Таблица 2
Доходы консолидированного бюджета РФ от налогообложения и экспорта газа, нефти и нефтепродуктов в 2007-2014 гг. (в % от ВВП)
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Налоговые доходы и платежи 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31 34,42
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 9,27 11,17 8,19 8,64 10,81 11,22 10,58 11,11
из них:
НДПИ на нефть 3,22 3,81 2,41 2,74 3,32 3,45 3,28 3,45
НДПИ на газ 0,29 0,24 0,21 0,2 0,26 0,43 0,49 0,52
Акцизы на нефтепродукты 0,40 0,34 0,38 0,37 0,51 0,59 0,63 0,54
Вывозные таможенные пошлины на нефть 3,46 4,32 3,10 3,61 4,19 4,03 3,50 3,67
Вывозные таможенные пошлины на газ 0,91 1,19 1,12 0,42 0,69 0,70 0,72 0,68
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты 0,99 1,27 0,98 1,30 1,68 1,83 1,81 2,09
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) 0,00 0,00 0,00 0,00 0,16 0,19 0,16 0,15
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением газа, нефти и нефтепродуктов 27,21 24,87 22,69 22,48 23,73 23,76 22,73 23,31
Таблица 3
Ставки акцизов на алкогольную продукцию в период с 2007 по 2017 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 01.01. 2012 01.07. 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Алкогольная продукция крепостью свыше 9 % (руб. за 1 литр безводного спирта) 162 173 191 210 231 254 300 400 500 500 500 523
Темп роста, раз - 1,07 1,10 1,10 1,10 1,10 1,18 1,33 1,25 1,0 1,0 1,05
Алкогольная продукция крепостью менее 9% (руб. за 1 литр безводного спирта) 162 100 121 158 190 230 270 320 400 400 400 418
Темп роста, раз - 0,68 1,10 1,31 1,20 1,21 1,17 1,19 1,25 1,0 1,0 1,05
Вина натуральные (руб. за 1 литр) 2,2 2,4 2,6 3,5 5 6 6 7 8 8 9 10
Темп роста, раз - 1,09 1,08 1,35 1,43 1,20 1,20 1,17 1,14 1,0 1,13 1,11
Вина шампанские, игристые (руб. за 1 литр) 0,5 0,5 0,5 4 8 22 22 24 25 31 37 39
Темп роста, раз - 1,00 1,00 8,00 2,00 2,75 2,75 1,09 1,04 1,24 1,19 1,05
Пиво с долей этилового спирта от 0,5% до 8,6% (руб. за 1 литр) 2,07 2,74 3 9 10 12 12 15 18 18 20 21
Темп роста, раз - 1,32 1,09 3,00 1,11 1,20 1,20 1,25 1,20 1,00 1,11 1,05
Таблица 4
Ставки акцизов на табачную продукцию с 2007 по 2017 гг.
Ед. изм. 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Сигареты с фильтром
Минимальная ставка руб./1000 шт. 115 142 177 250 360 510 730 1040 1330 1680 1930
Темп роста, раз - 1,23 1,25 1,41 1,44 1,42 1,43 1,42 1,28 1,26 1,15
Адвалорная ставка % 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 11,0 12,0 13,0
Темп роста, раз - 1,10 1,09 1,08 1,08 1,07 1,07 1,06 1,29 1,09 1,08
Специфическая ставка руб./1000 шт. 100 120 150 205 280 390 550 800 960 1250 1420
Темп роста, раз - 1,20 1,25 1,37 1,37 1,39 1,41 1,45 1,20 1,30 1,14
Сигареты без фильтра
Минимальная ставка руб./1000 шт. 60 72 93 155 310 510 730 1040 1330 1680 1930
Темп роста, раз - 1,20 1,29 1,67 2,00 1,65 1,43 1,42 1,28 1,26 1,15
Адвалорная ставка % 5,0 5,5 6,0 6,5 6,5 7,5 8,0 8,5 11,0 12,00 13,00
Темп роста, раз - 1,10 1,09 1,08 1,00 1,15 1,07 1,06 1,29 1,09 1,08
Специфическая ставка руб./1000 шт. 45 55 72 125 250 390 550 800 960 1250 1420
Темп роста, раз - 1,22 1,31 1,74 2,00 1,56 1,41 1,45 1,20 1,30 1,14
Также можно констатировать, что налоговая нагрузка в стране в целом (как с учетом налогообложения нефти и газа, так и без его учета) за период 2007-2014 гг. снизилась на 2-4 п. п. (причем налоговая нагрузка без учета налогообложения неф-
тегазового сектора снизилась более существенно -с 27,21 % до 23,31 %).
Сравним полученные результаты с налоговой нагрузкой на макроуровне в экономически развитых странах мира. Если сравнить со странами
ОЭСР (по данным Revenuestatistics 1965-2012), то аналогичный уровень налоговой нагрузки (для сравнения берем максимальное значение, т. е. с учетом налогообложения нефтегазового сектора) имеют Великобритания (около 35 %), Германия (36-37 %), Израиль (32-36 %), Испания (32-37 %), Чехия (около 35%). Величина налоговой нагрузки в целом соответствует среднему значению по
Налоговая нагрузка в Российской
странам ОЭСР, которое колеблется в пределах 33,5-35 % в рассматриваемом периоде.
Помимо этого можно, основываясь на данных Международного валютного фонда, провести сравнение российского уровня налоговой нагрузки с уровнем, сложившимся в странах БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика) и странах Таможенного союза (табл. 6) [1].
Таблица 5
рации в 2007-2014 гг. (в % к ВВП)
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Налоговая нагрузка с учетом налоговых доходов от добычи и экспорта углеводородов 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31 34,42
Налоговая нагрузка без учета платежей, связанных с обложением газа, нефти и нефтепродуктов 27,21 24,87 22,69 22,48 23,73 23,76 22,73 23,31
Таблица 6
Налоговая нагрузка в странах БРИКС и странах Евразийского экономического союза (% к ВВП)
Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Евразийский экономический союз
Беларусь 50,68 45,78 41,59 38,76 40,53 41,95 41,84
Казахстан 28,30 22,14 23,94 27,70 26,92 25,26 25,63
Киргизия 29,91 32,32 30,54 31,84 33,82 33,94 30,51
Армения 20,48 20,87 21,22 22,09 22,31 23,67 23,55
Средняя по ЕАЭС (кроме России) 32,34 30,28 29,32 30,10 30,90 31,21 30,39
БРИКС
Бразилия 36,73 34,82 37,10 36,95 38,12 37,87 38,19
Индия 19,71 18,52 18,82 18,71 19,48 19,76 19,47
Китай 22,65 23,83 25,08 27,68 28,63 28,18 27,36
Южная Африка 29,62 28,410 27,46 27,87 28,30 28,77 28,80
Средняя по БРИКС (кроме России) 27,18 26,32 27,12 27,80 28,56 28,65 28,45
Таким образом, можно отметить, что налоговая нагрузка в России в среднем выше, чем в ЕА-ЭС (за исключением Беларуси) и странах БРИКС (за исключением Бразилии). В то же время необходимо обратить внимание на отличия реализуемых в странах моделей рыночной экономики. В частности, в Российской Федерации реализуется социально-ориентированная рыночная модель, предполагающая более высокий уровень социальной защиты, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к уровню налоговой нагрузки на экономику.
На основе всего вышесказанного можно отметить, что налоговая нагрузка в Российской Федерации на текущий момент может оцениваться как средняя для экономически развитого государства, например, по меркам стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. В то же время, если рассматривать этот показатель в контексте необходимости для национальной экономики осуществлять
интенсивный экономически рост, то необходимо признать, что показатели налоговой нагрузки в России достаточно высоки. Это может являться сдерживающим фактором для развития экономики страны.
Положительным моментом является декларируемая высшим руководством страны политика, направленная на стабилизацию налоговой системы и снижение налогового бремени. В частности, начиная с 2015 г., предусмотрена возможность предоставлять вновь регистрируемым малым предприятиям налоговые каникулы. Аналогичные меры предусматриваются для ТОРов - территорий опережающего развития. Помимо этого, в стране введен мораторий на повышение налоговой нагрузки на среднесрочную перспективу. Как ожидается, принимаемые меры позволят оживить экономику страны, с меньшими потерями перенести экономический кризис и создать благоприятный инвестиционный и налоговый климат на территории страны.
Литература
1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 гг. // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru/ru
References
1. Osnovnye napravleniya nalogovoj politiki Rossijskoj Federatsii na 2015 god i planovyj period 2016 i 2017 gg. [The main directions of a tax policy of the Russian Federation for 2015 and planning period 2016 and 2017] // Ofitsial'nyj sajt Ministerstva finansov RF. URL: http://www.minfin.ru/ru
* * *
TO THE ISSUE ABOUT CHANGE OF TAX BURDEN IN THE RUSSIAN FEDERATION
KOSENKOVA YULIA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
TURBINA NATALIYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
VLADIMIROVA SVETLANA VIKTOROVNA The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Lipetsk branch, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Level of tax burden of national economy is the most important indicator of a condition of its economy, prospects of its development, a marker of the tax policy pursued by the state. Transparency of economy as its excessive size leads to leaving of part of economy in shadow sector depends on the size of this indicator. Effective use of this tool of a tax policy allows to increase rates of economic growth, to create favorable tax and investment climate in the country. Not less important indicator, than the size of tax burden, is structure of this indicator. In its analysis it is expedient to pay attention to such questions, as uniform distribution of tax burden or the raised taxation of separate branches, a prevalence of the direct or indirect taxation and so forth. Now the economy of the Russian Federation involves in the serious economic crisis characterized by essential duration. The difficult international situation which provoked introduction of economic sanctions concerning the Russian Federation aggravated the economic crisis. As a result of cumulative influence of these two factors the role of a tax policy as most important regulator of development of national economy raises. The tax policy of the country on medium-term prospect has to be formed taking into account the developed level of tax burden. In article authors considered the level of tax burden of the Russian Federation taking into account a difference between the taxation of oil and gas sector of economy and the taxation of other branches of economy on the basis of the analysis of the Main directions of a tax policy for 2014-2017. The carried-out analysis showed that the level of tax burden of economy of the Russian Federation developed at the level of economically developed countries of OECD. At the same time in comparison with the countries of EEU and the countries of BRIC Russia has significantly higher level of tax burden. This circumstance doesn't promote high rates of economic development, especially in a situation of an economic crisis. Thus, overcoming of a situation of an economic crisis requires decrease in cumulative tax burden.
Key words: tax overhang, tax burden, tax policy, taxation of oil and gas sector of economy of Russia, increase of excises