УДК 336.02 © В.В. Шпинчевский
В.В. Шпинчевский ПРОБЛЕМА НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
НА РАЗЛИЧНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Данная статья направлена на решение проблемы несбалансированности налоговой нагрузки на различные отрасли экономики РФ. В статье показано, что текущий уровень налоговой нагрузки является неприемлемым для нашей развивающейся экономики. Автором определены конкретные меры по реформированию налогового законодательства, направленные на установление оптимального уровня налоговой нагрузки для различных отраслей экономики и стимулирования экономического роста.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, НДС, налог на прибыль, стартапы, специальные налоговые режимы, акцизное налогообложение.
^Эффективность налоговой политики можно ^Чопределить на основании того насколько ^^ принципы ее построение выполняемые ей функции соответствуют конкретным социально-экономическим целям, встающим на каждом этапе развития любой страны. Главными задачами современной налоговой политики России являются достижение приемлемого уровня налоговой нагрузки, решение проблемы несбалансированности распределения налоговой нагрузки между отраслями экономики, а также стимулирование экономического роста.
Как показывает практика, для налогоплательщиков наиболее выгодной является низкая налоговая нагрузка (около 15%). Но в этом случае снижаются возможности государства по финансированию социальных программ. Поэтому в большинстве случаев развитые страны стремятся увеличивать объемы налоговых доходов, одновременно наращивая их возврат в экономику в виде средств, выделяемых на социально-культурную сферу. Это в свою очередь показывает положительное воздействие на уровень жизни населения.
Для развитых стран сейчас характерно поддержание общего уровня налоговой нагрузки в пределах 30-40% ВВП. Страны, стремящиеся сохранить темпы экономического роста, стараются сохранять его в пределах 25%.
Уровень налоговой нагрузки, в разных странах варьируется от 47,96% в Дании, 44,31% в Швеции, 42,21% в Норвегии до 27,66% в Турции, 26,81% в Южной Корее и 24,35% в США. Средний уровень налоговой нагрузкив зарубежных странах обычно колеблется в пределах 35-45%. [1]
Следует отметить, что по последним данным уровень налоговой нагрузки снова начал расти после снижения в 2009 году, который был охарактеризован общим снижением деловой активности на фоне мирового финансового кризиса. В период с 2010 по 2012 год налоговая нагрузка, в большинстве стран, исходя из данных ОЭСР, стабильно росла.
При этом стоит отметить, что тенденция роста была неоднородной. Рост налоговой на-
грузки могли себе позволить либо страны с развитой экономикой (Германия, США, Швеция, Южная Корея), либо те страны, где уровень налоговой нагрузки был невысоким (Мексика, Индия). Существует тенденция к снижению уровня налоговой нагрузки в таких странах как Норвегия, где налоговая нагрузка снизилась с 42,93% в 2007 году до 42,21% в 2012, Словакия - снижение с 29,48% в 2007 году до 28,45% в 2012, Швейцария - снижение с 29,08% в 2008 году до 28,17% в 2012.
В целом же в период с 2007 года по 2012 год по большинству стран налоговая нагрузка снизилась.
В последние годы уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации остается стабильным, в районе 35% (что выше, чем в развивающихся странах и странах Таможенного союза). Этот уровень налоговой нагрузки формально не является высоким. Однако ввиду его неравномерного распределения по отраслям экономики, является неприемлемым для нашей экономики.
Вопрос сбалансированности налоговой нагрузки особенно важенв текущих кризисных условиях в российской экономике. Государству стоит проявлять гибкость и стараться наполнять бюджет не за счет различных фискальных инструментов, а через увеличение налоговой базы, путем уменьшения уровня налоговой нагрузки на бизнес, в тех отраслях, которые в этом больше всего нуждаются или которые являются стратегическими для государства. В первую очередь это касается обрабатывающей промышленности, предприятий в сфере медицины, здравоохранения, оказания услуг.
Создание необходимых условий для развития организаций данных отраслей экономики имеет важное значение, как для государства, так и для граждан нашей страны.
Решение этих задач в условиях нестабильной внешнеполитической обстановки является критически важной задачей не только с экономической, но и с политической точки зрения.
Граждане нашей страны почувствуют на себе эффект от решения проблемы несбалансированности налоговой нагрузки в виде улучшения качества медицинских, образовательных, коммунальных и прочих услуг. Этот эффект будет достигнут за счет снижения налоговой нагрузки для данных отраслей, что позволит им больше вкладывать в свое развитие и модернизацию. Улучшение качества жизни граждан даст эффект и на макроуровне в виде увеличения не только налоговых доходов бюджетов различных уровней, качественного улучшения производительности труда, достигаемое через уменьшение трудозатрат, но и увеличения продолжительности жизни людей. Кроме того, улучшение качества жизни и продолжительности людей непременно скажется и на росте российской экономики ввиду того, что, зарабатывая больше, люди будут больше приобретать товаров и услуг.
Одной из первостепенных задач для решения проблемы несбалансированности налоговой нагрузки на основные отрасли экономики является задача по внесению изменений в НДС.
В частности, предлагается внести изменения в порядок оплаты НДС путем предоставления организациям права выбора между оплатой по отгрузке или оплатой по поступлению денежных средств от покупателя на расчетный счет.
Стоит отметить, что объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров на территории РФ (ст. 146 НК РФ), которая считается осуществленной после передачи права собственности (ст. 39 НК РФ).
Главная проблема начисления налогов по отгрузке состоит в том, что поставщик вынужден перечислять часть выручки до получения денежных средств от покупателя. Нередко случается так, что деньги покупатель перечисляет с задержкой, а налоговые обязательства возникают уже после отгрузки. Это влечет за собой уменьшение оборотных средств поставщика или нехватку денежных средств для уплаты налога.
Организациям приходится всячески стараться отложить момент начисления НДС до получения средств от покупателя. Необходимо предусмотреть возможность перехода прав собственности на товар, результат работ или услуг на момент получения денежных средств.
На данный момент предприятиям, которые торгуют в рассрочку, приходится самим занимать деньги для расчета с государством, что существенно сказывается на их способности к инвестициям в развитие производства.
Данный механизм вынуждает организации использовать для уплаты налога в бюджет средства, которые могли бы быть использованы для модернизации, расширения производства, разработки новых видов продукции.
В условиях, когда Российская Федерация является действующим членом ВТО, данный по-
рядок уплаты НДС также негативно сказывается ина конкурентоспособности российских организаций в высококонкурентных условиях современного рынка.
Проблема исчисления НДС с авансовых платежей также является одной крайне актуальных на данный момент. Связано это не только с ошибками налогоплательщика, но и с пробелами законодательного регулирования исчисления и уплаты НДС с авансовых платежей. Кроме того, налоговые органы при проверках уделяют вопросу НДС с авансов повышенное внимание.
Несмотря на давний спор, связанный с налогообложением авансовых поступлений, согласно одной из точек зрения, если в момент получения предоплаты отсутствует объект налогообложения и у налогоплательщика не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС, действующим налоговым законодательством установлен порядок исчисления и уплаты этого налога, предусматривающий включение в налоговую базу предоплаты, полученной продавцом в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав.
Для продавца уплата НДС с авансов означает дополнительные организационные сложности и расходы на отправку счетов-фактур. Однако если поставщик не будет выставлять счета факты на полученные авансы, то налоговые органы, в случае выявление этого нарушения, вправе привлечь нарушителя к ответственности и оштрафовать.
Из-за этого, организации, реализующие свои товары, работы или услуги обязаны вести учет выставленных на авансы счетов-фактур для того, чтобы предъявить их при необходимости.
Для покупателя уплата НДС с авансов означает большее количество и документов, которые следует отражать в учете и налоговых регистрах. В связи с тем, что вычет по НДС с авансов - это право, а не обязанность, покупать может его не применять, учитывая сложный механизм возмещения.
Стоит предусмотреть отмену уплаты НДС с авансов полученных для организаций и предприятий тех отраслей экономики, в которых налоговая нагрузка является чрезмерной, не давая организациям возможностей и не оставляя средств для развития и роста. Кроме того, данную меру стоит применить на территориях опережающего развития.
Эта мера будет способствовать тому, что у организаций будет больше свободных средств на ведение текущей деятельности, проведение маркетинговых и рекламных кампаний для продвижения собственной продукции, осуществления инвестиций в расширение и развитие производства.
Также реализация данных мер будет способствовать выравниванию налоговой нагрузки
на различные отрасли экономики, путем ее снижения для тех отраслей, где налоговая нагрузка не дает организациям и предприятиям возможностей для развития. Данные решения также стоит применить на территориях опережающего развития.
Реализация вышеописанных мер по реформированию НДС должно дать толчок к развитию малого и среднего бизнеса. Это особенно важно, потому малый и средний бизнес - это хребет и опора экономики в любой современной стране. По итогам 2014 года вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России по сведениям различных источников составил около 20-25%.
Следующей важной задачей изменения налогового законодательства является реформа налога на прибыль. Стоит рассмотреть возможность введения прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на прибыль. Это должно способствовать развитию российской экономики, так как прогрессивная шкала по налогу на прибыль поможет малому и среднему бизнесу. Чем выше получаемая организацией прибыль, тем больше должна быть ставка налога.
Для примера необходимо рассмотреть прогрессивную шкалу налогообложения при-
Таблица
Шкала прогрессивной ставки налога на прибыль в США
Налогооблагаемая прибыль, $
Ставка
50 ООО - 75 ООО
7 500$ + 25%от суммы, превышающей 50 000$
75 000 - 100 000
13 750$ + 34% от суммы, превышающей 75 000$
100 000 - 335 000
22 250$ + 39% от суммы, превышающей 100 000$
335 000 - 10 000 000
113 900$ + 34% от суммы, превышающей 335 000$
10 000 000 - 15 000 000
3 400 000$ + 35% от суммы, превышающей 10 000 000$
15 000 000 - 18 333333
5 150 000$ + 38% от суммы, превышающей 15 000 000$
Свыше 18 333333
35%
Прогрессивная шкала налогообложение прибыли организаций в США имеет давнюю историю. Это говорит о том, что она зарекомендовала себя как оптимальная и обеспечивает стабильное и эффективное функционирование и развитие организаций с разными объемами капитала. Подобное налогообложение прибыли полностью соответствует принципу справедливости, способствует увеличению налоговых доходов бюджета и росту экономики.
В России, на данный момент, установлена ставка по налогу на прибыль в размере 20% для всех предприятий, вне зависимости от размеров и величины прибыли. Необходимо дифференцировать ставку налога на прибыль в зависимости от размеров производства и массы получаемой ими прибыли.
Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на прибыль позволит организациям, вне зависимости от размеров, оставлять достаточно средств для расширения и модернизации производства. Это скажется на расширении налоговой базы по налогу на прибыль, а в итоге будет способствовать росту налоговых доходов в бюджет.
Данные меры будут способствовать также росту количества налогоплательщиков и изменению структуры бизнеса (малый бизнес может перейти в средний).
Следующая важная задача - это реализация комплекса мер по совершенствованию специальных налоговых режимов. Данные изменения затронут огромное количество налогоплательщиков.
В российской налоговой практике сравнительно недавно появился такой льготный режим как патентная система налогообложения. Данная система должна способствовать выходу из тени тех налогоплательщиков, для которых уплата налогов является сложным и дорогим процессом. Однако за время применения данная система не получила широкого распространения. Вместе с тем, единый налог на вмененный доход в нашей налоговой системе уже устоялся и на данный момент является существенным источником налоговых доходов для местных бюджетов. Его замена на патентную систему налогообложения может стать причиной снижения уровня доходов для местных бюджетов, в ситуации, когда им и так не хватает средств для финансирования осуществления своих расходов. Чтобыпо-нять проблему, можно привести данные по поступлениям налогов по ЕНВД и патентной форме налогообложения за последний 2014 год — это 74,5 и 1,95 млрд. руб. соответственно, при том, что оба налоговых режима с начала 2013 г. добровольные.
Кроме того, стоит отметить, что полный переход с ЕНВД на патентную форму налогообложения может подорвать Интернет-торговлю и в целом весь сектор стартапов, которые в основной своей массе на начальном этапе развиваются через Интернет. Жесткая привязка патента к конкретному региону затормозит, если не сделает невозможным развитие организаций в данной сфере.
Стартапы на данный момент являются важным фактором экономического развития для
таких развитых стран, как США, Германия, Канада и ряд стран Европейского союза.
Таким образом, стоит предусмотреть для данных предприятий возможность использования патентов наравне с индивидуальными предпринимателями. Другим вариантом поддержки является разработка отдельного льготного режима налогообложения, который будет способствовать развитию стартапов и привлечению инвестиций в данные инновационные предприятия. Если этот вопрос оставить без проработки, то мы можем потерять многие интересные разработки и идеи, которые не будут созданы в силу сложившихся тяжелых условий.
Таким образом, замену ЕНВД стоит приостановить. Это необходимо для того, чтобы ПСН прошла испытание временем и доказала свою эффективность. Ввиду малой популярности ПСН на данный момент, необходимо более широкое ее освещение в средствах массовой информации. Данный шаг может способствовать переходу налогоплательщиков на новую систему налогообложения, потому что многие просто не осведомлены о своих возможностях.
Необходимо добавить, что основное отличие единого налога на вмененный доход от патентной системы налогообложения состоит в том, что приобретение патентов доступно лишь для ИП. Это будет означать увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес, так как им придется либо переходить на упрощенную систему налогообложения или на общую систему налогообложения.
Важно отметить, что с 2018 года перечень льготных режимов налогообложения для организаций будет урезан до УСН и ЕСХН. Однако применение ЕСХН доступно лишь для сельхозпроизводителей, а заманчивость УСН может существенно упасть, если будет принят закон о возможности снижения на региональном уровне текущих лимитов доходов УСН до 10 раз.
Таким образом, очень вероятно, что эра льготного налогообложения для организаций в недалеком будущем закончится, если только государство не даст новый шанс на развитие малого бизнеса. Ну а недавно введенная патентная система налогообложения, к сожалению, не станет полноценной заменой ЕНВД и будет давать возможность щадящей налоговой нагрузки только некоторым индивидуальным предпринимателям.
Кроме того, стоит пересмотреть налоговую политику государства в сфере акцизного налогообложения. Ныне акцизы - это один из налогов, имеющих наименьшую долю в структуре налоговой нагрузки на экономику Российской Федерации и составляющую 1,5% в общем объеме налоговой нагрузки по итогам 2014года. В первую очередь это связано с акцизами на алкогольные товары и табачную продукцию. Высокий
уровень налоговых ставок является одной из ключевых причин низких налоговых доходов по акцизам на алкогольную и табачную продукцию, а также неудовлетворительного качества крепких спиртных напитков.
Наше государство, постоянно увеличивая ставки по акцизам, старается увеличить свои налоговые доходы. Рост ставок объясняется благими намерениями по борьбе с курением и употреблением спиртных напитков. Вместе с тем почему-то замалчивается тот факт, что данные товары являются товарами неэластичного спроса. Это значит, что даже рост цен при увеличении акцизов не повлияет на спрос по данным категориям товаров.
Табачные и алкогольные акцизы бьют по кошельку прежде всего тех граждан, которые покупают сигареты низкого ценового сегмента. И удорожание сигарет станет для них поводом вовсе не отказаться от курения, а перейти на нелегальную продукцию.
Для нелегальных производителей и контрабандистов повышение акцизов - это возможность проникнуть на рынок.
В частности, за 2013 год минимальная ставка акциза на табачную продукцию выросла в РФ почти на 40% по сравнению с 2012 годом и составила 730 руб. за 1000 сигарет. Это привело к увеличению российского нелегального рынка табачной продукции сразу в три раза.
Увеличение акцизов на алкогольную продукцию привело к существенному росту контрабанды, увеличением доли нелегальной продукции, которую «эксперты и производители уже оценивают в 50% и ростов объемов самогоноварения» [3]. Следствием этого стало решение Правительства РФ о замораживании роста акцизов на алкоголь в 2015 году.
Существенный рост акцизов на бензин с 2011 по 2014 год привел к существенному росту цен на топливо, что не преминуло сказаться на росте цен на товары и услуги, так как выросли транспортные расходы.
Выходом из данной ситуации может стать отказ от практики регулярного увеличения акцизов. Акцизы как косвенный налог являются крайне привлекательным источником доходов для бюджета, однако их рост сказывается на темпах роста как всей экономики в целом, так и на благосостоянии граждан.
Кроме того, стоит рассмотреть отмену акциза на легковые автомобили. Этот акциз действует еще с советских времен, когда автомобиль был предметом роскоши. Сейчас же автомобиль есть практически в каждой семье и давно перестал быть свидетельством высокого достатка. Сейчас это особенно актуально, так как владельцы автомобилей несут налоговую нагрузку в тройном размере, оплачивая транспортный налог, а также акцизы на автомобиль и бензин.
Внедрение данных изменений будет способствовать развитию автомобилестроения, путем снижения налоговой нагрузки на данную отрасль экономики.
Таким образом, для решения проблемы несбалансированности налоговой нагрузки на разные отрасли экономики, необходимо реализовать следующие изменения в налоговом законодательстве:
1. Комплексная реформа НДС, которая будет включать в себя:
• Внесение изменений в порядок оплаты НДС путем предоставления организациям права выбора между оплатой по отгрузке или оплатой по поступлению денежных средств от покупателя на расчетный счет;
• Отмену НДС с авансов полученных.
2. Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на прибыль. Это позволит организациям, вне зависимости от размеров, оставлять достаточно средств для расширения и модернизации производства. Это скажется на расширении налоговой базы по налогу на прибыль, а в итоге будет способствовать росту налоговых доходов в бюджет.
3. Совершенствование специальных налоговых режимов. Необходима приостановка процесса перехода с ЕНВД на патентное налогообложение, ввиду его несовершенства;
4. Разработка отдельного льготного режима налогообложения, который будет способствовать развитию стартапов и привлечению инвестиций в данные инновационные предприятия;
5. Отказ от практики регулярного увеличения акцизов. Акцизы как косвенный налог являются крайне привлекательным источником доходов для бюджета, однако их рост сказывается на темпах роста как всей экономики в целом, так и на благосостоянии граждан.
В результате необходимо отметить, что для разных отраслей экономики должен быть разный уровень налоговой нагрузки, иначе существует риск либо отставания этих отраслей в развитии, либо их деградация. В первую очередь это касается обрабатывающей промышленности, предприятий в сфере медицины, здравоохранения, образования, научно-исследовательские разработки.
Воплощение представленных изменений налогового законодательства будет способствовать развитию российской экономики, так как
оптимальное перераспределение налоговой нагрузки между отраслями экономики даст толчок к развитию и росту предприятий таких стратегических отраслей экономики как обрабатывающая промышленность, медицина, здравоохранение, образование, научно-исследовательские разработки.
Для государства развитие обрабатывающих отраслей и наукоемких предприятий - стратегическое направление. В первую очередь это связано с тем, что развитие предприятий данных отраслей экономики способствует развитию внутреннего спроса, разработке и внедрению отечественных разработок, а также снижению зависимости от импорта.
Внутренний спрос должен прийти на замену иссякающему внешнему спросу, который для российской экономики всегда был производным от внешнего спроса. Реализация представленного комплекса мер будет способствовать изменению ситуации, в которой на данный момент основным генератором внутреннего спроса является государство. Разработка и внедрение отечественных разработок в производственные, обрабатывающие и добывающие отрасли - это стратегическая задача для всей нашей страны. Лишь создавая и внедряя собственные разработки, мы сможем существенно модернизировать материально-техническую базу и всю экономику в целом. Это даст рост производительности и позволит сделать российскую экономику инновационной не просто на словах. Также это будет способствовать созданию конкурентных преимуществ российских предприятий на зарубежных рынках, что скажется не только на доходах конкретных предприятий, но и на доходах экономики Российской Федерации и ее престиже на зарубежной арене.
Что касается последствий для бюджетной системы государства, то возможные потери налоговых доходов от введения дополнительных льгот и реформирования налогов будут скомпенсированы за счет стимулирования предпринимательской активности, инвестиционной привлекательности и соответственного увеличения налоговой базы.
В результате налоговая система России станет сбалансированной, сделается возможным постепенный переход от ресурсоемкой экономики к инновационной.
Библиографический список
1. Данные по ОЭСР - Revenuestatistics 1965-2012;
2. По данным!RS, URL: https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i1120.рсЩдата обращения 29.09.2015);
3. По данным журнала РБК, URL:http://top.rbc.ru/economics/10/06/2014/929522.shtml (дата обращения 20.10.2015).
Библиографический список
1. Данные по ОЭСР - Revenuestatistics 1965-2012;
2. По данным!RS, URL: https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i1120.рсЩдата обращения 29.09.2015);
3. По данным журнала РБК, URL:http://top.rbc.ru/economics/10/06/2014/929522.shtml (дата обращения 20.10.2015).
References
1. Dannye ро OJeSR [The data for the OECD]. - Revenuestatistics 1965-2012.
2. Po dannym IRS [According to the I RS], URL: https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i1120.pdf(data obrashhenija 29.09.2015).
URL:http://top.rbc.ru/economics/10/06/2014/929522.shtml (data obrashhenija 20.10.2015).
OPTIMIZATION OF THE TAX BURDEN ON RUSSIAN ECONOMY FOR THE INCREASE OF TAX REVENUES
OF THE BUDGETARY SYSTEM
Vladimir V. Shpinchevskiy,
Postgraduate, Academy of Labour and Social Relations
Abstract. This article is directed on solution of the problem of imbalance in tax burden of various branches of Russian economy. The article shows that currentlevel of tax burden is unacceptable for our developing economy. The author determines specific measures of reforming the tax legislation directe-donestablishing the optimal level of tax burden for the various sectors of the economy and stimulating of the economic growth.
Keywords: tax burden, tax policy, value-added tax, tax on the profit of organizations, startup, special tax regimes, excise.
Сведения об авторе:
Шпинчевский Владимир Владимирович - ведущий специалист ООО «ЦИ «Салют», аспирант Академии труда и социальных отношений (АтиСО) (г. Москва, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 12.02.2016.