54
Экономические науки
УДК 336.02
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2016-2018 ГОДЫ
Цирихова З.В., старший преподаватель кафедры прикладной математики, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ
Хинчагашвили Д.Н., студент 4-го курса экономического факультета,
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»,
г. Владикавказ
E-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрены основные меры налоговой политики, которые будут приниматься государством с целью стабилизации экономики России на период с 2016-го по 2018 г. Отмечается, что налоги и вся налоговая система являются мощным инструментом управления экономикой страны в условиях рынка. Ключевые слова: налоги, налоговая система, бюджет, налоговая политика, льготы, налоговое стимулирование, меры, налоговая база.
THE MAIN DIRECTIONS OF TAX POLICY FOR 2016-2018 YEARS
Tsirikhova Z.V., high teacher of department of applied mathematics,
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz
Hinchagashvili D.N., student of the 4th rate of economics department,
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz
This article describes the main tax policy measures to be taken by the government to stabilize the Russian economy for the period 2016-2018 years. It is noted that all the taxes and the tax system is a powerful tool for managing the economy of the country in the conditions of the market.
Key words: taxes, tax system, budget, tax policy, incentives, tax incentives, measures the tax base.
Российская Федерация на современном этапе характеризуется нестабильным политическим и экономическим положением. Причиной этого выступают экономические колебания, вследствие которых мы имеем дешевую нефть, быстро растущий курс доллара и евро, а также резкое повышение цен на импортные товары. Внешнеполитические отношения обостряют экономику России, так как введенные Западом санкции затормозили ее развитие. Это можно проследить в увеличении бюджетного дефицита и в повышении цен, в существенном сокращении ВВП страны, а также в превышении спроса на рабочие места. Целесообразно России проводить эффективную политику во всех сферах, чтобы укрепить свои позиции на международном рынке.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка [5, с.1025]. Они выступают
главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всех отраслей экономики. А эффективность функционирования налоговой системы, в свою очередь, зависит от качества управления ею, то есть уровня налогового администрирования, что представляет собой комплекс действий уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленных на реализацию эффективной налоговой политики страны [6].
Налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, которые связаны с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения [7].
Налоговая политика - это действия государ-
ства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Министерство финансов России. Проект документа «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов», который был опубликован 27 июля 2015 г. на официальном сайте финансового ведомства содержит следующую информацию:
1. Налоговая нагрузка, ее анализ и уровень; сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
2. Итоги реализации налоговой политики за предыдущие годы.
3. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.
Главная идея, которая отражена и в окончательной версии документа, заключается в том, что Правительство РФ не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и о каких-либо масштабных изменениях в налоговой системе в 2016-2018 гг.
Основное внимание будет уделяться реализации антикризисных мер, в число которых входит стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы, упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте и др. [4, с.17].
Основные направления налоговой политики России на 2016-2018 гг. предполагают осуществление, в частности, следующих мер:
1. Налоговое стимулирование новых производств через уменьшение уплачиваемого налога на прибыль на суммы капитальных вложений.
2. Предоставление субъектам РФ права на снижение налоговых ставок по УСН с 6 до 1 % (в отношении налогоплательщиков с объектом налогообложения в виде доходов).
3. Введение патентов для самозанятых физических лиц, которые не имеют наемных работников. Это позволит упростить процедуру уплаты налогов для данной категорией граждан и предотвратить случаи игнорирования ими обязанностей по регистрации в каче-
стве индивидуального предпринимателя и уплаты налогов в бюджет.
4. Введение института предварительного налогового разъяснения (контроля). У налогоплательщиков появится возможность получить от налоговой инспекции информацию о налоговых последствиях сделки, которую они только планируют совершить.
5. Расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения.
6. Увеличение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80-100 тыс. руб. Ведь это позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.
7. Совершенствование системы специальных налоговых режимов.
8. Сохранение ставок акцизов на 2016 и 2017 гг., установленных законодательством о налогах и сборах. Но уже на 2018 г. планируется индексация ставок акцизов, учитывая индекса потребительских цен [1].
С целью глубокого изучения основных направлений налоговой политики на последующий период, рассмотрим их поподробнее.
Отметим, что с 1 января 2016 г. введены трехлетние «надзорные каникулы» для тех организаций, которые в течение трех лет не были замечены в серьезных нарушениях установленных правил в своей деятельности.
Намечается введение института предварительного налогового разъяснения (контроля) для того, чтобы у налогоплательщика была возможность получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить. Он предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, так как полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.
Также немаловажной задачей является работа по ужесточению мер, направленных на противодействие использования недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного их возмещения из
56
З.В. ЦИРИХОВА, Д.Н. ХИНЧАГАШВИЛИ
бюджета. Этот факт можно объяснить тем, что проблема уклонения от уплаты налогов путем выведения средств в офшорные юрисдикции является острой для большинства стран мира и, в частности, для России [3].
Также отметим, что налоговая политика в 2016-2018 гг. будет во многом направлена на совершенствование порядка налогообложения НДС. А именно, планируются меры, направленные на одинаковое толкование НК РФ в части вычета по НДС при получении и уплате авансов по сделкам в условных единицах налоговыми агентами. Помимо этого, обозначены меры по исключению занижения налоговой базы и неправомерному возмещению НДС.
Что касается поправки для налога на прибыль организаций, то в первую очередь следует отметить, что до 100 тыс. руб. повышено пороговое значение стоимости имущества, которое подлежит амортизации, а также увеличена с 10 до 15 млн руб. средняя величина доходов за квартал. Она позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально. К тому же, вновь созданные организации,смогут платить авансы по прибыли поквартально, если выручка от реализации в месяц и в квартал не превысит 5 и 15 млн руб. соответственно.
Несомненно, из запланированных поправок, заслуживают особое внимание льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств («гринфилды» и специальные инвестиционные контракты); ведь для вновь создаваемых предприятий промышленности, которые осуществляют капитальные вложения, может быть: установлена нулевая ставка налога (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет); снижена до 10 % ставка налога (в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ) [4, с.19].
Отметим, что налоговая политика также не предусматривает резких скачков и колебаний по акцизному налогообложению. Планируется ряд изменений в НК РФ, одним из них будет введение авансового платежа акциза на алкогольную продукцию при выдаче специальных марок производителям такой продукции.
Также планируется совершенствование налогообложения в части НДПИ. Предлагается изменить подходы к определению элементов нало-
гообложения при добыче драгоценных камней и камнесамоцветного сырья, руд черных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов. Предполагается рассмотреть необходимость передачи властям субъектов РФ обязанности по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы.
Что же касается амнистии капиталов физических лиц, то это направление уже реализовано в Федеральных законах от 08.06. 2015 г. № 140-ФЗ, от 08.06. 2015 г. № 150-ФЗ.
Законодатель создал механизм добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках. К тому же обеспечены правовые гарантии сохранности капитала и имущества физических лиц, защита их имущественных интересов, в том числе за пределами России. Декларирование не потребует уплаты налогов и освобождает от уголовной, административной и налоговой ответственности [1].
Подводя итоги, следует выделить основные направления налоговой политики, касающиеся конкретно текущего 2016 г.:
1. Передачи достаточной доли полномочий по налогам и сборам в субъекты Российской Федерации.
2. Повышения стоимости оборудования, которое может быть списано единовременно, до 80 000-100 000 руб.
3. Изменения в НК РФ в части НДС. Здесь следует сказать, что у Министерства финансов России есть желание выровнять поступления в бюджет и вычеты из бюджета по авансам, выданным и полученным, с целью избежать то, что вычеты получают, а НДС с авансов не платят. Помимо этого, для поддержания экспортеров планируется сделать процедуру получения ими вычета такую же, как и по операциям внутри страны.
4. Изменения критериев оценки сделок для отчета по трансфертному ценообразованию. Это значит, что будут проверяться не все сделки, а только те, которые попадут под определенные критерии.
5. Предполагается введение института предварительного налогового контроля.
6. Получения более подробной информации по контрагентам.
7. Совершенствования консолидированных
групп налогоплательщиков, ведь такие группы существуют не так давно. Поэтому Министерство финансов РФ в своей налоговой политике идет по пути их развития, определения обязанностей внутри группы и справедливого распределения налогов между бюджетами разных уровней.
8. Передачи полномочий по налогу на имущество физических лиц местным и региональным властям, и это касается не только ставок, льгот и вычетов, но и определения налоговой базы.
9. Изменения в порядке определения налогооблагаемой базы по НДФЛ при продаже имущества физическими лицами.
10. Обложения НДФЛ доходов иностранных граждан и беженцев по ставке 13 %.
11. Повышения НДПИ на сырую нефть и снижения ставок акцизов на нефтепродукты [9, с. 249].
12. Индексации водного налога.
13. Государственной поддержки вновь открываемых производств не только на территориях опережающего развития, но и в других субъектах РФ.
14. Поддержки малого бизнеса через расширение видов деятельности по патентной системе, передачу полномочий в субъекты РФ на снижение ставки налога с 6 до 1 %% в зависимости от категорий плательщиков налога и видов предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что публикация на сайте Минфина России основных направлений налоговой политики на предстоящие три года задолго до начала наступающего года, куда включен перечень мероприятий, которые планируется провести, дает возможность юридическим и физическим лицам оценить влияние планов на их деятельность. Кроме того, такая предсказуемость позволяет заранее планировать доходную часть бюджетов всех уровней.
С помощью инструментов налоговой политики выполняются следующие основные задачи государства: стимулирование инвестиционной деятельности, применение антикризисных мер, выведение прибыли через офшоры, стимулирование малого бизнеса, укрепление доходной части бюджетов бюджетной системы, выведение недобросовестных налогоплательщиков [8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. - minfin.ru.
2. АгузароваЛ.А. Пути укрепления доходов местных бюджетов в дотационном регионе (на материалах РСО-Алания) // Финансы и управление. - 2013. - № 4. - С. 44-58.
3. АгузароваЛ.А., Валгасов Г.А. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
4. Агузарова Ф.С. Налоговый потенциал Северо-Кавказского федерального округа // Дайджест-финансы. - 2016. - № 2. - С. 15-21.
5. Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. - 2014. - № 11. - С. 1024-1030.
6. Анисимов А.Л. Эффективность налогового администрирования в налоговой системе Российской Федерации // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - № 1.
7. Егорова М.С., ГлущенкоЯ.С. Россия: основные направления налоговой политики до 2017 года // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 5-1.
8. ИгонинаЛ.Л. О подходах к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 3-1.
9. Моргоева А.Х., Агузарова Л.А. Некоторые особенности налогообложения природопользования в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 3. - С. 247-252.