Научная статья на тему 'Налоговая система Российской Федерации: Актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы'

Налоговая система Российской Федерации: Актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17623
2430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX SYSTEM / ECONOMIC RELATIONS / TAX LAWS / TAX ADMINISTRATION / TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болатаева А. А., Булкаева Р. А., Джагаева В. С.

В данной статье рассмотрены проблемы и представлены возможные пути совершенствования налоговой системы. Налоговая система это один из важнейших регуляторов экономических отношений. Актуальность исследуемой работы заключается в том, что в современной налоговой системе продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Проблемы возникают в области налогового законодательства; собираемости налогов и сборов; налогового администрирования и контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: URGENT PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT OF MODERN TAX SYSTEM

In this article problems are considered and possible ways of improvement of tax system are presented. The tax system is one of the most important regulators of the economic relations. Relevance of the researched work is that in the modern tax system a number of the urgent problems requiring the indispensable solution continues to remain. Problems arise in the field of tax legislation; the collection of taxes and fees; tax administration and control.

Текст научной работы на тему «Налоговая система Российской Федерации: Актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы»

Экономические науки

41

УДК 336.2

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Болатаева А.А., магистрант,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ

E-mail: [email protected] Булкаева Р.А., магистрант,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ

E-mail: [email protected] Джагаева В.С., магистрант,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ

E-mail: [email protected]

В данной статье рассмотрены проблемы и представлены возможные пути совершенствования налоговой системы. Налоговая система это один из важнейших регуляторов экономических отношений. Актуальность исследуемой работы заключается в том, что в современной налоговой системе продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Проблемы возникают в области налогового законодательства; собираемости налогов и сборов; налогового администрирования и контроля. Ключевые слова: налоговая система, экономические отношения, налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговый контроль.

TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: URGENT PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT OF MODERN TAX SYSTEM

Bolatayeva A.A., undergraduate,

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov", city of Vladikavkaz Bulkayeva R.A., undergraduate,

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov", city of Vladikavkaz Dzhagayeva V.S., undergraduate,

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov", city of Vladikavkaz

In this article problems are considered and possible ways of improvement of tax system are presented. The tax system is one of the most important regulators of the economic relations. Relevance of the researched work is that in the modern tax system a number of the urgent problems requiring the indispensable solution continues to remain. Problems arise in the field of tax legislation; the collection of taxes and fees; tax administration and control. Key words: tax system, economic relations, tax laws, tax administration, tax control.

В российской науке на сегодняшний день не сформировалось единого мнения понятия налоговой системы, поскольку задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных условий.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однозначно и простой, в первую очередь, должно быть законодательство по налогам и сборам.

42

АА. БОЛАТАЕВА, РА БУЛКАЕВА, В.С. ДЖАГАЕВА

В действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Рассмотрим наиболее важные из них.

Самой актуальной проблемой в современной налоговой системе является проблема противоречивого, нестабильного и двусмысленного истолкования норм налогового законодательства в России. Имеет место быть недостаточно проработанные нормы налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений, частые изменения.

Требуется обработка экономико-правовой и законодательной базы по налогам и сборам, которая в настоящее время не является четкой и стабильной. Данная задача встает по той причине, что при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение норм налогового законодательства, которые часто меняются. Более того, планируется введение совершенно новых налогов, что опять-таки подтверждает нестабильную законодательную основу страны в части налогообложения. В свою очередь, несоблюдение, незнание налогового законодательства, а также его недостаточно правовая проработка и экономическая обоснованность повышает налоговые риски, причем как государства, так и налогоплательщиков.

Вместе с тем внесение кардинальных изменений в структуру налоговой системы нецелесообразны сегодня, поэтому следует находить другие резервы, способствующие росту налоговых поступлений, например, выявление недекларируемых объектов налогообложения. От уплаты налогов и сборов пытаются уйти практически все, и позиция такая вполне объяснима, поскольку высокий уровень налогового гнета не дает возможности выйти на рыночную плоскость.

Одним из основных критериев, характеризующих состояние налоговой системы и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов. Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения. Показатель собирае-

мости рассчитывается, как соотношение фактически зачисленных и планируемых налоговых доходов за вычетом задолженности по налогам и сборам.

В последние годы все меньше предоставляется налоговых льгот по налогам и сборам. Имеет некоторые противоречия установление сроков уплаты налогов. Частью первой Налогового кодекса достаточно четко и подробно установлены формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и условия их применения. В случае если налогоплательщик не может уплатить налог или сбор по определенным причинам, налоговым законодательством предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки. Для этого следует обратиться в налоговый орган с заявлением. Отметим, что отсрочка отличается от рассрочки тем, что в первом случае, предполагается уплата налога по истечении срока его действия, во втором случае предлагается возможность постепенной уплаты суммы налога или сбора в соответствии с графиком. Для получения отсрочки или рассрочки необходимо обоснование и пакет документов для предоставления.

Заслуживает особого внимания порядок распределения федеральных налогов и сборов между звеньями бюджетной системы Российской Федерации. На сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации дотационные. И это не удивительно, так как бюджетообразующие виды налогов сосредотачиваются в федеральном бюджете. А все труднособираемые налоги остаются в регионах, например, имущественные налоги. Поэтому в большинстве регионов Российской Федерации плановые показатели бюджетов выполняется не в полном объеме. Хотя, в целом, несмотря на рост поступлений федеральных налогов и сборов плановые показатели федерального бюджета Российской Федерации по отдельным видам налогов также не всегда выполняются.

Таким образом, наиболее острой проблемой федеральных налогов и сборов является налоговое законодательство. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Незнание законодательства приводит к налоговым правонарушениям. Разумно проводить мероприятия в области

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов.

К сожалению, следует констатировать, что и в самих налоговых органах также существуют проблемы, которые необходимо решать в самом ближайшем будущем: отсутствие единого адресного пространства; множественность информационных ресурсов ФНС России, содержащих сведения об объектах имущества и налогоплательщиках; несогласованность данных, содержащихся в информационных ресурсах ФНС Российской Федерации.

Первоочередной задачей налоговой политики является повышения налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, поскольку уровень собираемости налогов и сборов недостаточно высок, особенно в региональных и местных бюджетах. Плательщики налогов и сборов стремятся снизить налоговое бремя, что сокращает показатель собираемости. Иногда субъекты налогообложения, истолковывают двусмысленные нормы закона в свою пользу и тем самым снижают налоговую нагрузку. Хотя неправильное истолкование налогового законодательства может привести в конечном итоге к уплате штрафов и санкций.

Важно учесть, что меры налоговой политики сводятся к улучшению налогового администрирования, а также к эффективности контрольной работы налоговых органов. Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны. С помощью проведения и организации грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

Отметим, что налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий по проверке соблюдения законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты, улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, соблюдению ими налогового законодательства.

В целях повышения роли федеральных налогов и сборов разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов. В последние годы сводится к минимуму спектр предоставления налоговых льгот. Данное обстоятельство провоцирует налогоплательщиков на осуществление коррупционных мер. И, как следствие, к уклонению от уплаты налогов и сборов. Практика подтверждает, что неопределенность федеральных налогов, сборов и несправедливое налогообложение наиболее часто становятся основными причинами налоговых нарушений. Проблема преодоления и ликвидации налоговых правонарушений во многом связана с усовершенствованием деятельности самих налоговых органов. Более того, чрезвычайно важным становится эффективное взаимодействие между налоговыми органами.

Повысить налоговые поступления от федеральных налогов и сборов представляется возможным с использованием таких инструментов, как способы расчета налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы.

Действительно, повышение налоговых ставок может кардинально решить проблему. С одной стороны, это хорошо для государства. Поскольку, чем выше ставка, тем больший объем поступает от налога в казну государства. С другой стороны, разумно учитывать интересы налогоплательщика, у которого и без того налоговая нагрузка ощутимая. Поэтому к данному вопросу следует подходить осторожно и рационально.

Между тем налоговые поступления федеральных налогов и сборов можно регулировать с помощью такого инструмента как налоговые льготы. Опять-таки при внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон - государства и

44

А.А. БОЛАТАЕВА, РА БУЛКАЕВА В.С. ДЖАГАЕВА

налогоплательщика. Сегодня нет достоверных данных, которые позволяли бы принимать объективное решение при использовании налоговых льгот.

В этой связи в перспективе предлагаем получать сведения о количестве налоговых льгот, контингенте и категории налогоплательщиков, их применяющих, о выпадающих налоговых доходах бюджета из анализа отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, формируемой по налоговым декларациям. Но поскольку на сегодняшний день полная информация по налогу в налоговой декларации не отражается, представляется целесообразным уточнить содержание и структуру налоговых деклараций, чтобы отразить в них все данные налогоплательщика, путем введения новых строк.

Вызывает вопросы, в целом связанные с поиском путей устранения недостатков, присущих

отечественной системе имущественных налогов. Для решения указанных проблем, прежде всего, следует изменить порядок формирования и учета недвижимости и практику налогового администрирования. К сожалению, на сегодняшний день четкий и понятный механизм оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости не выработан.

Еще одной проблемой, которая также не может быть решена в самые ближайшие сроки, является отсутствие на сегодняшний день качественного электронного документооборота между всеми участниками процесса налогового администрирования. Качественное администрирование является достаточно дорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать, обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. АгузароваЛ.А., Агузарова М.Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2016 году // Научные Известия. 2016. № 4. С. 25-28.

2. АгузароваЛ.А., Валгасов Г.А. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 810.

3. Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 10. С. 910-918.

4. Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 1024-1028.

5. Агузарова Ф.С. Трансформация модели межбюджетного распределения налогов и сборов - путь к повышению налоговой составляющей бюджетов субъектов РФ // Налоги и налогообложение. 2015. № 10. С. 815-823.

6. БалаеваД.А. Налоговый механизм: специфика взимания налогов // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2015. № 5-1. С. 88-90.

7. БалаеваД.А. Особенности механизма реализации налоговой политики России // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015. № 5-1. С. 8-10.

8. Балаева Д.А., АгузароваЛ.А., Агузарова Ф.С. Основные направления совершенствования налоговой политики // В сб.: Актуальные проблемы налогового регулирования в современной России. Сб. научн. трудов. Владикавказ, 2013. С. 22-26.

9. БестаеваЗ.У., АгузароваЛ.А. Методология исчисления и взимания налогов с физических лиц в России: проблемы и пути совершенствования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 597-600.

10. Джусоева Л.Х., Зангионов А.Н. Теоретические и практические аспекты использования налогового потенциала региона в планировании налоговых поступлений // В сб.: Экономические основы налоговых отношений. Сб. научн. трудов. Владикавказ, 2011. С. 124-130.

11. Козаева О.Т., Тадтаева В.В., БугуловаЛ.Г. Роль и значение налога на доходы физических лиц в формировании доходов государственного бюджета Российской Федерации (на примере Республики Северная Осетия - Алания) // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1. С. 330-332.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

12. Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия - Алания) // В сб.: Актуальные проблемы современной науки: теория и практика: Материалы I международной заочной научно-практической конференции / Отв. ред. З.Н. Зангиева. 2013. С. 49-59.

13. Токаева С.К. К вопросу о причинах и последствиях роста дотационности бюджетов бюджетной системы РФ // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1. С. 1067-1069.

14. Токаева С.К., Туаева В.Ю. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов // В сб.: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сб. трудов. Владикавказ, 2016. С. 132-137.

15. Хапсаева Р.Б., Каряева С.Т., Циноева Д.Р. Об итогах функционирования стабилизационного фонда РФ // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 17. С. 159-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.