Научная статья на тему 'Налоговая система подает сигналы. Будут ли они услышаны?'

Налоговая система подает сигналы. Будут ли они услышаны? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДС / VAT / ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ / PUBLIC FINANCE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙБЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX BENEFITS / FEDERAL BUDGET / FI-NANCES OF THE HOUSEHOLDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютюрюков Н. Н., Тернопольская Г. Б.

Рассмотрены возможности применения налоговой системы как сигнальной для экономической и финансовой систем России на примере НДС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX SYSTEM SIGNALS US. WILL WE LISTEN TO IT?

The article discusses the use of a tax system of a country as asource of signals about economic and financial conditions in a coun-try.russian VAT is used as an example of such signal system

Текст научной работы на тему «Налоговая система подает сигналы. Будут ли они услышаны?»

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ПОДАЕТ СИГНАЛЫ. БУДУТ ЛИ ОНИ УСЛЫШАНЫ?

TAX SYSTEM SIGNALS US. WILL WE LISTEN TO IT?

Н.Н. ТЮТЮРЮКОВ

член ВЭО России, профессор кафедры «Налоги и налогообложение» ФГОБУВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ», д.э.н.

N.N. TYUTYURYUKOV

member of VEO of Russia, professor of the Chair of «Tax and taxation» of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation», Dr. Sc. Econ.

Г.Б. ТЕРНОПОЛЬСКАЯ

профессор кафедры «Управленческий учет» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», к.э.н.

G.B. TERNOPOLSKAYA

professor of the Chair of «Managerial accounting» of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation», Cand. Sc. Econ.

Аннотация

Рассмотрены возможности применения налоговой системы как сигнальной для экономической и финансовой систем России на примере НДС.

Abstract

The article discusses the use of a tax system of a country as a source of signals about economic and financial conditions in a coun-try.russian VAT is used as an example of such signal system.

Ключевые слова: НДС, публичные финансы, федеральный бюджет, налоговые льготы, финансы домохозяйств.

Keywords: VAT, public finance, federal budget, tax benefits, finances of the households.

Налоговая система, будучи инструментом перераспределения части ВВП через общественные каналы, задает правила формирования публичных финансов из финансов предприятий и домо-хозяйств. Отметим, что налоговая система является инструментом исполнительных органов власти. Поэтому взглянем на нее под другим углом зрения: ее ведь вполне можно рассматривать и как сигнальную систему развития экономических процессов и процесса формирования публичных финансов. В качестве примера возьмем НДС.

На рисунке 1 представлены две гистограммы динамики сбора НДС. Синяя (левая) гистограмма отражает НДС, администрируе-мый ФНС (которая контролирует поступления этого налога от реализации товаров, произведенных на территории России). Оранжевая (правая) гистограмма отражает НДС, администрируе-мый ФТС (которая контролирует поступления этого налога от товаров, ввозимых на территорию России, т.е. импорта).

■ НДС, администрируемый ФНС

1 | ■ НДС, администрируемый ФТС

II н ..III ■ J

114 Ml 1 1 1 1

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 1. Динамика доходов бюджета от НДС, в процентах к ВВП

Что бросается в глаза? Имевшееся в 2005 году существенное преимущество реализации национальных товаров было утрачено всего за 3 года. Собственно, это и выявил кризис 2008 г. В последние три года прослеживается весьма негативная тенденция. Во-первых, снижается доля НДС в ВВП, во-вторых, к опасной черте приблизился объем импорта товаров по сравнению с объемом производства внутри страны. Ведь если доля НДС от импорта держится на уровне примерно 2,5% ВВП, то тренд, отражающий реализацию национальных товаров, показывает нисходящую линию. Это отражает замедление развития национальной экономики. А поскольку НДС поступает полностью в федеральный бюджет, выявленная тенденция позволяет спрогнозировать возможное снижение сумм публичных финансов на решение общегосударственных задач. Приведенный пример наглядно демонстрирует возможности НДС подавать экономические сигналы. Но на эти сигналы не обращалось внимание ни в 2006 г., ни в 2012 г., не обращается и сейчас.

А ведь стоит задуматься: если налоговая система так явно сигнализирует о негативных явлениях в экономике, верна ли экономическая, в частности, налоговая политика? Следующий пример демонстрирует возможности НДС подавать сигналы о ходе реализации принятой налоговой политики.

Если в процентах к ВВП поступление сумм НДС, контролируемых ФНС, имеет нисходящую тенденцию, то в абсолютных значениях наблюдается некоторый рост (синяя гистограмма на рис.2). Но вот что интересно: льготируемые суммы (оранжевая гистограмма) превосходят поступающие суммы! (Заметим в скобках, что данные за 2009 и 2010 гг. по льготирумым суммам НДС в форме 1-НДС, представленной на сайте ФНС, отсутствуют. Остается только догадываться, КАКИЕ это данные...) Попробуем сложить представленные в диаграммах суммы. В 2013 г. итоговая сумма НДС, администрируемого ФНС, составляет примерно 85% всего федерального бюджета на этот год (равный 13 019,9 млрд руб.)! С этой точки зрения НДС - налог просто феноменальный: у остальных налогов льготируемые суммы составляют менее 50% от сумм поступления.

11 000,0 -г

10 000 0 __" Льготируемая сумма НДС (по ст. 149)_

9 000,0 -

■ Сумма. НДС, исчисленная к уплате в

5 ООО,и -'---

7 000,0

6 000,0 5 000,0 4 000,0 3 000,0 2 000,0 1 000,0

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рис. 2. Суммы НДС, реально исчисленные в бюджет и льготируемые, млрд руб.

Льготируемая сумма НДС (по ст. 149)

i Сумма НДС, исчисленная к уплате в

■ В сумме налога, исчисленной по

налоге облагаемым объект ам

* В

операциях, освобожденных от н;шого обложения

2006 200" 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рис. 3. Налоговые вычеты по НДС к исчисленной сумме налога и в операциях, освобождаемых от налогообложения, %

Правительство России декларирует курс на снижение налоговых льгот. Однако на рисунке 2 явно виден расходящийся веер льготируемых сумм. С 2006 г. поступления от НДС выросли приблизительно в 1,5 раза, а сумма предоставленных льгот увеличилась в 4,5 раза! А вот имеется ли сравнимый эффект в народном 306

хозяйстве от функционирования тех финансов, которые федеральный бюджет оставил в распоряжении организаций?

Еще один важный момент связан со спецификой исчисления НДС: суммы поступлений этого налога в бюджет в немалой степени зависят от применения вычетов. На рисунке 3 представлена растущая доля вычетов по НДС, которая стремится к 95% от суммы исчисленного налога. Что касается вычетов по льготируемым операциям, то их сумма также растет, однако она не превышает 85% от суммы исчисленного налога.

Достаточно большая разница (в 10 п. п.) представляет особый интерес для исследования финансовых рисков для организаций (возможные штрафы и доначисления налога) и для федерального бюджета (возможное недополучение налоговых доходов). Можно предположить, что в организациях имеет место агрессивное налоговое планирование тех операций, налоги от которых реально уходят в бюджет, а по льготируемым операциям особого внимания принимаемым вычетам не уделяется. Напрашивается вывод: при расчете сумм НДС некая часть предъявляемых организациями вычетов, скорее всего, завышена. Эта «дельта» дает сигнал к усилению контроля за вычетами по НДС.

Аналогичные рассуждения по НДС можно применить и в отношении финансов домохозяйств. Согласно прогнозу на 2015 г., данному сотрудниками Минэкономразвития, реальная заработная плата граждан в этом году снизится на 9%. Это означает (особенно если учесть дополнительное влияние инфляции), что ожидается существенное сжатие спроса. Прогнозируется также увеличение у домохозяйств доли расходов на продукты питания, реализация которых облагается НДС. Риски роста бедности высоки.

НДС несомненно «берет на себя» часть рисков роста бедности, т.к. в России реализация ряда продуктов питания попадает под пониженную ставку в 10%. Но большинство-то продуктов питания облагается по ставке 18%! Кроме этого, по ставке 10% облагается реализация, в том числе, продуктов переработки, кроме. почему-то овощей и картофеля. Но кто питается сырым картофелем? Логика российского законодателя непостижима. Как стоит среагировать на данную ситуацию, дабы предвосхитить очередной сигнал о последствиях роста бедности? Авторы предлагают

облагать по ставке 9-10% реализацию всех продуктов питания (кроме естественного ограниченного перечня: алкоголь, чипсы, промышленные напитки и т.п.), а реализацию продуктов питания, прямо указанных в Налоговом кодексе России, облагать по ставке 5%, по крайней мере до 2017 г.

В этом случае финансовые риски роста бедности в стране и сжатия спроса могут быть снижены, у домохозяйств останется больше средств вследствие снижения налогового бремени. Затраты на администрирование НДС при этом не изменятся, а для полной компенсации потерь федерального бюджета вполне можно сократить «заоблачные» суммы льгот по НДС.

Контактная информация

Н.Н. Тютюрюков, [email protected]

Г.Б. Тернопольская, [email protected]

Адрес: Финансовый университет

125993, Москва, Ленинградский проспект, д. 49

N.N. Tyutyuryukov, [email protected] G.B. Ternopolskaya, [email protected] Adress: Financial University, Leningradsky pr., 49, Moscow, 125993

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.