НОВОЙ модели экономического роста -
НОВУЮ НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ
A NEW TAX POLICY FOR A NEW MODEL OF ECONOMIC GROWTH
Н.Н. ТЮТЮРЮКОВ
профессор департамента Налогов и налогообложения ФГБОУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», д.э.н.
N.N. TYUTYURYUKOV
Professor of Department of Taxes and Taxation, Financial University, Dr. Sc. Econ.
Г.Б. ТЕРНОПОЛЬСКАЯ
профессор департамента Учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.э.н.
G.B. TERNOPOLSKAYA
Professor of Department of Accounting, Analysis and Audit, Financial University, Cand. Sc. Econ.
Аннотация
В статье изложен подход к формированию налоговой политики, наиболее соответствующей новой модели экономического роста, предлагаемого многими экономистами. Предложены нало-
говые инструменты, стимулирующие выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Это касается как прямых, так и косвенных налогов.
Abstract
This article suggests an approach for development of a new tax policy, which would be in line with the new model of economic growth (as outlined by a number of economists). The authors propose tax instruments to stimulate the production of goods with high added value, for both direct and indirect taxes.
Ключевые слова: Экономический рост, инвестиции, прямые иностранные инвестиции, налоговая политика, НДС, НДФЛ, НДПИ, налог на прибыль.
Keywords: Economic growth, investments, foreign direct investments, tax policy, VAT, personal income tax, mineral extraction tax, corporate profits tax
Среди экономистов сформировалось мнение, что действующая модель экономического роста в России исчерпала себя, необходимо переходить на новую модель. Мы с этим согласны. Какими же, на наш взгляд, должны быть характерные черты этой модели, и какие механизмы налоговой политики должны ей сопутствовать?
Прежде всего, безусловно, необходим переход на использование передовых технологий следующего технологического уклада, без которых сложно будет производить конкурентоспособные товары и услуги. Вследствие этого необходима массовая замена устаревшей активной части основных средств, отстающей от современного на два уклада. Одновременно такая замена приведет к росту производительности труда и, главное, снизит издержки на производство товаров и оказание услуг. С.Д. Бодрунов на Заседании Научно-методического семинара сказал: «... ситуация с ростом производительности труда у нас осознается как серьезная проблема. Мы сегодня это обсуждаем. На это направлено внимание высших лиц государства. Мы знаем, что есть указ Президен-
та России от 7 мая 2012 года, где Правительству предписано принять меры, обеспечивающие увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года»1. О налоговом механизме стимулирования замены устаревшей активной части основных средств авторы уже говорили: в случае ремонта полностью самортизированного имущества расходы на него нельзя относить на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, и суммы входящего НДС по этим расходам нельзя принимать к вычетам2.
Следующая важная задача - импортозамещение, а также производство и стимулирование экспорта конкурентоспособных товаров. Но экспорт - это прежде всего завоевание внешнего рынка. Желательно, конечно, чтобы рынок этот имел свободные сегменты, которые могли бы занять российские товары. Действительность же такова, что большинство рынков занято, а в современных условиях, как сказано в докладе ЮНКТАД3, рост торговых операций идет медленнее, нежели рост производства. Поэтому ведение «товарных войн» неизбежно.
Более того, сам российский рынок с потенциалом в 146 млн потребителей является лакомым кусочком для иностранных производителей во всех сегментах экономики. И этот потенциал сильно возрастает, если учесть все страны ЕАЭС. Как эффективно защитить свой рынок для своих производителей конкурентоспособных товаров без нарушения правил ВТО?
Один из механизмов может быть таким. Для производства большинства высокотехнологичных товаров необходимо использование редкоземельных металлов, добычу которых ведет ограниченное число стран, среди которых - Россия, Казахстан и Китай. Современная политика Китая в отношении редкоземельных
'Выступление директора Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте, Президента Вольного экономического общества России С.Д. Бод-рунова // Производительность труда в России и в мире. Влияние на конкурентоспособность экономики и уровень жизни. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. № 29 (628)
2Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н., Тернопольская Г.Б. Налоги как инструмент софинансирования программы реиндустриализации // Финансы. 2016. № 4.
3 Structural transformation for inclusive and sustained growth. Trade and Development Report UNCTAD, 2016
металлов - запрет их экспорта. Большинство развитых стран-импортеров редкоземельных металлов, озаботившись нарушением Китаем базовых правил ВТО, обратились в суд. Но не зря Китай, прежде чем вступить в ВТО, подготовил большое число юристов, хорошо разбирающихся в правилах и практике функционирования ВТО. Китай заявил, что нормы ВТО вовсе не нарушаются, поскольку необходимое количество редкоземельных металлов может быть предоставлено производителям высокотехнологичных товаров, разместившим свое производство на территории Китая. Необходимо отметить, что многие потребители редкоземельных металлов, например, из Германии, переориентировались на поставки из Казахстана. Конечно, для России этот вариант слишком кардинальный, но стоит присмотреться к опыту Казахстана, изложенному ниже.
Казахстан стремится реализовывать на внешнем рынке не сырье, а готовые товары. Это не всегда получается, но воля и желание есть. В Казахстане (да и в Монголии, кстати, тоже) применяют эффективный, с нашей точки зрения, налоговый механизм. Если компания экспортирует сырье, то аналог российского налога на добычу полезных ископаемых уплачивается в максимальном размере. Но чем в большей степени сырье переработано на территории Казахстана, тем больше добавленная стоимость, созданная на территории Казахстана, и тем меньше величина налога на добычу полезных ископаемых, уплачиваемая в бюджет Казахстана. Тем самым стимулируется создание в обрабатывающей промышленности большей добавленной стоимости. Такой же механизм стоило бы использовать и в России.
Еще один эффективный, но неиспользуемый у нас налоговый механизм - возмещение НДС. В современной внешнеэкономической деятельности при экспорте товаров возмещается НДС, уплаченный внутри страны. При разработке данного правила предполагалось, что экспортируются готовые товары с высокой степенью добавленной стоимости. Но в настоящее время юридическое оформление этого правила в России таково, что любой товар при экспорте облагается НДС по ставке 0%, т.е. идет возмещение из федерального бюджета уплаченных сумм НДС. У экспортируемого сырья по определению невысокая добавленная
стоимость, поэтому резонно поставить вопрос о неприменении этого правила в отношении экспорта сырья и промежуточных товаров. На первом этапе, дабы не создавать напряжения, при экспорте сырья и промежуточных товаров можно возмещать 50% сумм НДС, уплаченного на территории страны, а в дальнейшем эту долю постепенно уменьшать. Тот же Китай применяет данное правило, и это не считается нарушением норм ВТО.
ЮНКТАД в своем исследовании за 2016 г. рекомендует национальным правительствам совершенствовать промышленную политику, направленную на создание высокой добавленной стоимости. Это в итоге увеличит богатство страны, что позволит решать социальные задачи.
Для реализации новой модели экономического роста необходимо привлечение инвестиций. В России есть надежда на привлечение иностранных инвестиций. Но, как верно отмечает А. Дынкин, «надежды, что «Китай нам поможет» пока не сбываются. В 2015 г. из 39 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ) нам досталось 1,5%, а США - в 25 раз больше»4. В связи с замедлением роста мировой торговли во всем мире стало предлагаться меньше инвестиций в обрабатывающую промышленность, одновременно наметился рост прибыли, распределяемой в качестве дивидендов (см. рис.) или аккумулированных в финансовые активы. В России такая же картина: в 2015 г. организации финансового сектора экономики завершили год с завидным ростом прибыли по сравнению с предприятиями нефинансового сектора. В современном мире, как сказал на презентации доклада в Москве ведущий экономист ЮНКТАД из женевской штаб-квартиры Ри-кардо Готчалк, соотношение полученная прибыль/дивиденды показывает рост в динамике, а соотношение полученная прибыль/инвестиции показывает снижение в динамике.
Кроме этого, отмечается рост задолженности нефинансового сектора экономики развивающихся стран. Будут ли активно направляться инвестиции туда, где растет задолженность?
4 Российская экономика: новые источники роста // Есопот, Бюллетень ВЭО России, МСМ, МАМ. 2016, № 5 (64), с. 41.
Рис. 1. Частные инвестиции и прибыль (развитые страны), 1980-2015, % ВВП. Синий (ниспадающий) график и левая шкала - частные инвестиции; красный (растущий) график и правая шкала - доля прибыли
Источник: Generic version: UNCTAD report: global economy needs policy overhaul to move beyond sixth straight year of sluggish growth // PRESS RELEASE. 2016, p. 10.
В этой связи необходимо рассчитывать на внутренние резервы: в налоговой политике необходимо восстановить льготное правило налогообложения прибыли, направленной на развитие производства, когда собственные инвестиции в производство могут уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль до 50%.
Предлагаемая система налоговых мер позволит снизить налоговую нагрузку на реальный сектор экономики без существенных потерь для федерального бюджета.
Еще одна проблема сдерживания экономического роста, которую нельзя не затронуть. Создание внутреннего рынка для производимых товаров и услуг предполагает наличие платежеспособных потребителей этих самых товаров и услуг. Но в последние годы платежеспособность российского населения снизилась, что повлекло снижение оборота розничной торговли. Законодателями с 2001 г. введен механизм, сдерживающий развитие человеческого потенциала, но гарантированно наполняющий бюджет - исключение не облагаемого налогом на доходы физических лиц минимума дохода. Даже неискушенному человеку видна несправедливость этого решения. Суммы дохода, идущие на простое воспроизводство человека, не должны облагаться налогом! Предлагаем восстановить необлагаемый минимум в размере двукратного МРОТ и прогрессивную шкалу налогообложения доходов граждан5. Этот механизм, с одной стороны, позволит не усугублять процесс роста бедности населения, а с другой -поддержит функционирование розничной торговли.
Библиографический список
1. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Производительность труда в России и в мире. Влияние на конкурентоспособность экономики и уровень жизни». № 29 (628).
2. Российская экономика: новые источники роста // Econom, Бюллетень ВЭО России, МСМ, МАМ. 2016, № 5 (64).
3. Тютюрюков Н.Н., Тернопольская Г.Б. Налоги как инструмент обеспечения экономической безопасности России // Научные труды ВЭО. Т. 199. С. 218-226.
4. Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н., Тернопольская Г.Б. Налоги как инструмент софинансирования программы реиндуст-риализации // Финансы. 2016, № 4, с. 56-59.
5. Structural transformation for inclusive and sustained growth. Trade and Development Report UNCTAD, 2016.
5 Тютюрюков Н.Н., Тернопольская Г.Б. Налоги как инструмент обеспечения экономической безопасности России // Научные труды ВЭО. Т. 199. С. 218-226.
Bibliographical list
1. Analytical bulletin of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation «Labor efficiency in Russia and abroad. Influence on the competitiveness of economy and standard of living». Issue 29 (628).
2. Russian economy: new sources of growth. In: Econom, Bulletin of VEO of Russia, MCM, MAM. 2016, Issue 5 (64).
3. Tyutyuryukov N.N., Ternopolskaya G.B. Taxes as an instrument to achieve Russia's economic safety. In: Scientific works of VEO. Issue 199, pp. 218-226.
4. Tyutyuryukov N.N., Tyutyuryukov V.N., Ternopolskaya G.B. Taxes as instrument of co-financing of reindustrialization program. In: Finances, 2016, Issue 4, pp.56-59, ISSN 0869-446X
5. Structural transformation for inclusive and sustained growth. Trade and Development Report UNCTAD, 2016.