НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ NATIONAL SECURITY IN THE AGE OF DIGITAL ECONOMY: THE TAX ASPECTS
Профессор департамента налоговой политики и тарифно-таможенного регулирования ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве
Н.Н. ТЮТЮРЮКОВ
N.N. TYUTYURYUKOV
Professor of the Department of tax policy and tariff and customs regulation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Dr.Sc.Econ.
Г.Б. ТЕРНОПОЛЬСКАЯ
Профессор департамента учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.э.н.
G.B. TERNOPOLSKAYA
Professor of the Department of accounting, analysis and audit, Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D. in Econ.
АННОТАЦИЯ
Цифровая экономика предъявляет новые требования к регулированию экономических процессов с помощью налогообложения и налогового администрирования. Рассмотрены сложности и проблемы реализации налоговой политики, в частности предоставление налоговых льгот. Выделены элементы цифровизации, уже реализованные в налоговом администрировании. Предложены механизмы налогового контроля, которые могут быть реализованы в цифровом
ABSTRACT
DigitaLization of economy poses new requirements for regulation of economic processes with taxation and tax administration. This article considers relevant issues of tax policy implementation, including provision of tax benefits. The authors suggest the mechanisms of tax control, which could be implemented in digital form.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Цифровизация экономики, налоговая политика, международные налоговые соглашения, трансфертное ценообразование, косвенное налогообложение, налоговое законодательство экономических регио-
KEYWORDS
Digita Lization of economy, tax policy, double tax treaties, transfer pricing, indirect taxation, tax law of regional economic unions, tax administration.
Национальная безопасность — это прежде всего отсутствие препятствий для стабильного экономического развития государства в настоящем и будущем. Развитие же государства нельзя не увязывать с ростом благосостояния граждан, с реализацией ими своего потенциала.
Современный вектор экономического развития — цифровая экономика. Без его удержания невозможно участвовать в глобальной гонке экономических систем развитых государств. Для цифровой экономики необходимы индустриальная база и развитая система непрерывного образования. Ей присущи мобильность и гибкость, быстрая реакция на изменения в технологических процессах и возможность подстраиваться под индивидуального потребителя.
Государственное регулирование в рамках цифровой экономики тоже должно видоизменяться, в особенности такой ее инструмент, как налогообложение и налоговое администрирование. Ведущие европейские ученые выделяют следующие пять ключевых областей в налогообложении, на которых следует сфокусироваться в ближайшие два года при развитии глобальной цифровой экономики1:
1) международная налоговая политика;
2) международные налоговые соглашения;
3) трансфертное ценообразование;
4) косвенное налогообложение;
5) налоговое законодательство экономических региональных союзов.
1 https://www.lindeverlag.at/buch/taxation-in-a-global-digLtal-economy-17816. Taxation in а Global Digital Economy, SchriftenreihelStR Band 107, SchriftenreihezumlnternationalenSteuerrecht, 1. Auflage 2017.
11Я
В первой области — международной налоговой политике — большое значение приобретает создание условий, препятствующих уклонению от уплаты налогов. По данным видного исследователя налоговых систем В.А. Кашина, «в Германии ежегодно расхищается из бюджета около 17 млрд евро посредством использования схем, связанных с возмещением НДС. Это доказывает, что даже в странах с развитыми отношениями в сфере налогов и мощной судебной системой проблема злоупотреблений, вызванных НДС, эффективно не решается»2. Не лучше обстоит дело и с другими налогами. Уход от налогообложения только по десяти ведущим странам оценивается специалистами в сумму более 1985 млрд долл. США в год, а в России — более 221 млрд долл. США3. Если данную сумму удалось бы включить в доход общественных финансов России, то (при условии сохранения уровня расходов государства) налоговое бремя можно было бы снизить более чем на 13 трлн руб. (для сравнения: доходы консолидированного бюджета России в 2015 г. были немногим меньше 27 трлн руб).
Что же касается внутренней налоговой политики, то важной ее составляющей является прозрачность в установлении и применении налоговых льгот. И цифровизация здесь может серьезно помочь. Речь идет о реализации сигнальной функции налогов — цифры дают пищу для размышления. И о реализации принципа, озвученного еще А. Смитом, — всеобщность налогообложения.
Взглянем на табл. 1. Не странно ли, что суммы льгот по такому важному бюджетообразующему налогу, как НДС, поч-
2 Абрамов М.Д., Кашин В.А., Машков С.А. Об исчислении НДС прямым способом // ЬИр://ше-forum.ru/upload/iblock/e5f/e5f87cce588af7fcd37043ebcf4d6785.pdf (дата обращения: 10.03.2018).
3 С.258 А.Н. Столярова, А.И. Коглушкин. Особенности российской модели в современных условиях хозяйствования // Научные труды ВЭО России. Т. 209, 2018.
ти вдвое превышают суммы налога, исчисленные к уплате в бюджет России?
Та б л и ц а 1
Суммы НДС, представленные в отчете 1-НДС и 4-НМ, млрд руб.
Показатель 2016 2017
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет 4783,4 5257,0
Сумма налога, начисленная к уплате в бюджет в случае отсутствия освобождения от налогообложения (сумма налоговых льгот) 8111,1 10 332,8
Источник: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/
Гопте/6714734/
(дата обращения: 10.03.2018)
Всеобщность налогообложения нарушается и объемом предоставляемых налоговых льгот, например по налогу на имущество организаций (НИО) (см. табл. 2).
Та б л и ц а 2
Количество плательщиков по НИО (единиц), суммы НИО и льготы по налогу в России (млрд руб)
Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего плательщиков 728 522 705 921 636 763 588 333 603 294 605 932
В том числе применяющих налоговые льготы 124 421 93 737 73 020 65 375 267 495 303 374
Доля плательщиков, применяющих налоговые льготы, % 17,1 13,3 11,5 11,1 44,3 50,1
1 70
Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджеты субъектов России 485,4 551,2 625,2 655,4 727,6 786,7
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот 324,6 364,4 184,0 191,0 321,9 398,4
Доля суммы налога, не поступившая в бюджет в общей сумме налога, % 40,1 39,8 22,7 22,6 30,7 33,6
Источник: отчеты по форме 5-НИО за соответствующие годы (www.nalog.ru), расчеты авторов
Сложно и с экономической точки зрения, и с точки зрения здравого смысла объяснить, почему более чем половина плательщиков этого налога пользуются льготами и почему им «разрешено» не уплачивать треть той суммы, что должна была поступить в бюджет. Скорее всего, это отклик на большую долю теневой экономики, субъекты которой вообще не уплачивают налоги, и попытка поддержать конкурентоспособность добросовестных налогоплательщиков.
Вторая область — международные налоговые соглашения. До недавнего времени предметом международных
. 171
налоговых соглашений было избежание двойного налогообложения доходов и имущества, и только с некоторыми странами — вопросы предупреждения от уклонения уплаты налогов. В последние годы в международные налоговые соглашения все чаще включаются и вопросы налогового администрирования: обмен налоговой информацией по отдельным субъектам хозяйствования, межстрановой обмен налоговой информацией в автоматическом режиме, а в отдельных случаях и инициация налогового контроля по запросу налоговых органов другой страны. Россия присоединилась к этому процессу и включила автоматический обмен налоговой информацией с другими юрисдикциями в национальный Налоговый кодекс. Обмен налоговой информацией между разными юрисдикциями позволяет создать механизм возврата в страну — источник дохода налоги, «уведенные» в другую юрисдикцию, которые в ней будут к тому же существенно ниже. В условиях глобальной цифро-визации экономики такой механизм, инициатором которого стала ОЭСР, уже реализуется.
Третья область — трансфертное ценообразование. Конечно, налоговое администрирование должно быть усилено и в части налогового контроля за трансфертным ценообразованием, причем не только на международном, но и на национальном уровне: ведь ставки налога на прибыль внутри субъектов России могут изменяться от 17 до 12,5% (в 2017-2020 гг.)4, а в некоторых случаях еще ниже. Налоговые органы России в этом случае могут задействовать технологии, которые почти полностью соответствуют вызовам цифровой экономики: структура имеющейся информации
4 Налоговый кодекс Российской Федерации. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
177
и скорость ее актуализации позволяют проводить оперативный налоговый контроль.
Четвертая область — косвенное налогообложение.
В России это НДС и акцизы. И это один из основных источников наполнения бюджета и контроля за движением товарных потоков. Налоговые органы постоянно внедряют технологии контроля и чипирование (контрольно-изме-рительные знаки) отдельных товаров, позволяющие отслеживать их движение для целей предупреждения ухода от налогообложения (например, системы «НДС-2» и ЕГАИС). Кстати, некоторые сайты даже советуют покупателям, дабы не быть обманутыми, проверять чипы на сайте ФНС. Все эти шаги входят в общий тренд цифровизации.
ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система, система учета объема производства и оборота всех категорий спиртных напитков, включая пиво и слабый алкоголь) предусматривает охват всей цепи алкогольного рынка от производства до конечного потребителя. Это позволяет точно и быстро выявлять контрафактную продукцию и учитывать уплату акциза. Кроме того, система призвана обеспечить ведение учета импорта спирта и алкогольной продукции, затруднить реализацию контрафактных товаров. В 2018 году Росалкогольрегулирование планирует охватить всю алкогольную отрасль и тем самым устранить присутствие в ней контрафакта.
Новшество по НДС в 2018 году5 — обязательно указывать в кассовом чеке, пробиваемом ККТ, цену реализации и сумму НДС. По мнению налоговых органов, это позволит оперативно контролировать налоговые платежи. Каждый человек,
5 Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
приобретая товар в магазине, сразу может увидеть сумму, на которую он пополнил федеральный бюджет. Люди почувствуют себя членами гражданского общества.
Вышеописанные мероприятия налоговых органов позволят пополнять бюджетную систему страны дополнительными суммами НДС и акцизов без увеличения налоговой нагрузки. Конечно, некоторые предприниматели не согласны с этими нововведениями (а кто любит, чтобы его постоянно контролировали?!) Тем не менее каждому стоит помнить о своей обязанности платить законно установленные налоги6. В.А. Кашин, говоря о НДС, отмечает: «Есть разные оценки собираемости НДС — от 85 до 25%. Бесспорно—и это признают даже официальные органы — велики размеры мошенничества, особенно при экспорте: государство при этом переплачивает до 40% из общей суммы возвратов по НДС. Обходят НДС и при импорте: опять же, только по официальным данным, по некоторым товарным позициям контрабанда составляет до 40-60% от общего объема ввоза»7. М. Абрамов также отмечает сложности в администрировании НДС: «НДС — наиболее криминальный налог. Он позволяет незаконно возмещать из бюджета значительные средства. Вычеты НДС за экспорт, например, в 2012 году составили 1 трлн 335 млрд руб. При этом с 2000 по 2012 год сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз, хотя экспорт продукции вырос только в 5,2 раза. Если бы возмещение росло наравне с экспортом, то вычеты составили бы 434 млрд руб. То есть можно предположить, что только при экспорте был украден 901 млрд руб.»8. Не поступившие
6 Статья 57 Конституции Российской Федерации. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
7 НДС раздора. Налог, с которым связано больше всего махинаций, повысят? // http://www.aif. ги/топеу/есопоту/1338524 (дата обращения: 10.03.2018).
8 Там же.
174
в бюджет суммы НДС остаются в конкретных коммерческих организациях и незаконным способом улучшают их конкурентоспособность. В результате бюджет перекладывает финансирование ряда проектов на добропорядочных налогоплательщиков либо на другие уровни бюджета. Допустимо ли это? Ведь наряду с добропорядочными налогоплательщиками недобросовестные организации пользуются теми же общественными благами (правозащита, автомобильные дороги и т.п.)
Пятая область — налоговое законодательство экономических региональных союзов. Совершенствование налогового законодательства важно для России не просто как отдельно взятой страны, но и вкупе с другими странами. Эксперты Давосского форума в 2015 году отметили: ожидается, что еще до 2025 году правительство (без указания страны) впервые соберет налоги при помощи технологии блокчейнов9. Чтобы не выпасть из общего тренда, России необходимо оперативно изменить налоговое законодательство, в том числе гармонизировав его со странами Евразийского экономического союза. И гармонизировать не только собственно исчисление налогов, но и процедуры налогового администрирования.
По мнению авторов, стоит акцентировать внимание еще на одной, шестой области — налоговом администрировании.
Целесообразно, например, реализовать в России механизм регистрации плательщика НДС, как это сделано в Казахстане или странах Евросоюза. Это поможет сделать процедуры налогового администрирования более прозрачными, направленными на предупреждение правона-
9 Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. — М.: Российская академия наук, 2017.
рушений. И это реальная возможность уменьшить суммы уклонения от НДС.
Нерешенным остается также вопрос финансирования самозанятыми лицами своих пенсионных обязательств. Согласно Конституции, Россия является социальным государством, т.е. заботящимся о своих гражданах. И одним из институтов социального государства является Пенсионный фонд. Его пополняют взносы организаций и индивидуальных предпринимателей, но не самозанятых граждан. Последние должны сами позаботиться о том времени, когда они станут пенсионерами. Однако, по данным Росстата, 20 млн наших сограждан нигде не работают, не платят подоходный налог, не делают взносов в пенсионную систему. Источник финансирования пенсионных платежей в этом случае — федеральный бюджет. И снова добропорядочные налогоплательщики участвуют в финансировании как себя, так и «безбилетников». Не пора ли использовать новые возможности? Цифровая экономика может задействовать в налоговом контроле инструменты, которые ранее были просто фантастикой: проверка соотношения доходов и расходов конкретного лица, проверка соответствия стоимости его имущества его же легальным доходам. При этом информация и о доходах, и об имуществе может быть доступна для целей налогового администрирования и в других юрисдикциях.
Еще одна сфера применения цифровых технологий в налоговом администрировании — контроль и надзор за исполнением законодательства по налогам и сборам, реализация сигнальной функции налогов. Из таблицы 3 видно, что растет неурегулированная задолженность по налогам и сборам перед бюджетной системой России. Современные цифро-
176
вые технологии вполне позволяют предоставлять такого рода данные оперативно и с необходимой аналитикой. И задача налоговых органов — оперативно реагировать на эти сигналы.
Та б л и ц а 3
Структура задолженности перед бюджетной системой России,
млрд руб.
Вид задолженности 2014 2015 2016 2017
Совокупная задолженность перед бюджетной системой России (включая пени и налоговые санкции), всего 1181,5 1155,2 1360,3 1078,9
В том числе: неурегулированная задолженность 640,6 643,4 768,1 894,0
Источник: Сивцева В. И. Проблема массового уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. - 2017. - № 10. - С. 266-268. - URL https://moluch.ru/archive/144/39831/ (дата обращения: 10.03.2018); данные формы 4-НМ за 2017г. (https://www.nalog.ru/rn77/ related_activities/statistics_and_anaLytics/forms/6717119/ дата обращения: 10.03.2018)
То, что цифровизация поднимает налоговое администрирование на новый уровень, ясно уже сейчас. Применение новой автоматизированной системы контроля НДС дает свои результаты: в 2017 г. задолженность по налогу сократилась более чем на треть и не превышает 6% от суммы, исчисленной к уплате (в 2016 г. была немного ниже 10%).Поступления за год выросли на 9,9%, хотя показатель роста ВВП ниже.
Сотрудники ФНС России постоянно встречаются с коллегами из-за рубежа. Эксперты Всемирного банка обсуждали реформы, проводимые ФНС России в сфере контрольной работы, автоматизации администрирования НДС, совершенствования процедуры досудебного рассмотрения жалоб налогоплательщиков, внедрения электронных сервисов,
таких как «Личный кабинет налогоплательщика». Представители Всемирного банка отметили, что уровень развития информационных технологий в ФНС России позволил перевести взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами в электронный формат10.
Одним из ключевых мероприятий деловой программы первого дня Российского инвестиционного форума «Сочи-2018» стала дискуссия «Налоговая система России: отвечая на вызовы», на которой обсуждались вопросы налогового администрирования. Управляющий партнер РШС в России И. Лотаков отметил: «С одной стороны, цифровизация дала нам возможность снизить налоговую нагрузку, сократить расходы для бизнеса, с другой, обеспечила прозрачность: налоги перестают быть частным делом бизнеса». Основные проблемы, волнующие бизнес, обозначил Михаил Орлов, партнер, Руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. «Важно гарантировать бизнесу стабильность и предсказуемость налогового администрирования, обеспечить разумный налоговый контроль, ясные правила игры, снизить налоговое бремя», — уверен Михаил Орлов11.
К сожалению, Россия пока теряет позиции в рейтингах налоговых систем (см. табл. 4).
Заметим еще раз: сейчас усиление администрирования направлено на тех налогоплательщиков, которые стоят на учете в налоговых органах. Мы уже упомянули, что 20 млн. человек нигде не числятся и не платят налоги, хотя дохо-
10 Эксперты Всемирного банка ознакомились с работой Единого регистрационного центра и провели серию семинаров в Москве (https://www.nalog.ru/rn77/news/international_ асйуШез/5237848/ - дата обращения: 10.03.2018)
11 Вызовы налоговой системы России http://msinvestfomm.org/news/vyzovy-nalogovoy-sistemy-гоббп/
128
ды наверняка получают. К тому же МВФ оценивает теневой рынок России в 33,7% ВВП. Росстат, правда, приводит свои расчеты — 1516% ВВП12. Но даже эти цифры свидетельствуют о наличии повышенного налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков за счет тех, кто находится «в тени».
Та б л и ц а 4
Динамика ранга России в докладах Paying Taxes и Doing Business
2015 2016 2017 2018
Ранг России в докладе «Paying Taxes 49 47 45 52
Ранг России в докладе «Doing Business 51 40 40 35
Источник: Доклады Paying Taxes и Doing Business за соответствующие годы.
При таком функционировании налоговой системы сложно реализовать налоговое стимулирование разработки и внедрения прорывных технологий в экономике. Поэтому при совершенствовании налоговой системы следует помнить: цифровизация налоговой составляющей может не только увеличить производительность труда налоговых работников. Она должна быть направлена на улучшение качества налогового администрирования.
Библиографический список
1. Абрамов М.Д., Кашин В.А., Машков С.А. Об исчислении НДС прямым способом //http: //me-forum.ru /upload/iblock/e5f/e5f87cce5 88af7fcd37043ebcf4d6785.pdf(AaTa обращения: 10.03.2018).
2. Иванов B.B., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. — М.: Российская академия наук, 2017.
12 Росстат не согласился с оценкой МВФ по поводу теневой экономики в РФ http ://www.rosbalt. ru/business/2018/02/27/1685184.html (дата обращения: 10.03.2018)
, 179
3. Сивцева В. И. Проблема массового уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. - 2017. - № 10. - С. 266-268. - URL https: // moluch.ru/archive/144/39831/(дата обращения: 10.03.2018).
4. Столярова А.Н., Коглушкин А.И. Особенности российской модели в современных условиях хозяйствования // Научные труды ВЭО России. Т. 209,2018.
References
1. Abramov M.D., Kashin V.A., Mashkov S.A. On use of direct method of VAT calculation. URL: http://me-forum.ru /upload /iblock /e5f /e5f87c ce588af7fcd37043ebcf4d6785.pdf (accessed on: 10.03.2018).
2. Ivanov V.V., Malinetsky G.G. Digital economy: myths, reality, perspectives. Moscow: Russian Academy of Sciences, 2017.
3. Sivtseva, V.I. The issue of mass tax evasion. In: Young scientist, 2017, Issue 10, pp. 266-268. URL: https: //moluch.ru/archive/144/39831/ (accessed on: 10.03.2018).
4. Stolyarova A.N., Koglushkin A.I. Thespecifics of Russian model in modern economic conditions. In: Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 2018, Vol. 209.