tific and practical conference 10-11 October 2013. - Rostov-on-Don, 2013. - T. 1.
2. Bondarenko V.A., Mirgo-rodskaya O.N. The formation of the trade assortment: the theoretical aspect is considered. - 2015. - Special issue 16 [Electronic resource]. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75223.htm GOS. reg. El № FS77-49965.
3. Osovtsev V. Cybernetic model of adaptation of marketing types to demand situations // Practical marketing. -2013. - № 10.
УДК 336.221
Строителева В.А.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДС В ИНТЕРЕСАХ ПРЕСЕЧЕНИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость и приводится авторская концепция циф-ровизации налогового администрирования НДС в современной России в интересах пресечения уклонения от исполнения налоговых обязательств. Разработанная концепция отражает алгоритм данного процесса, требования к его подготовке, а также преимущества для заинтересованных сторон - государства и налогоплательщиков НДС.
Ключевые слова
Цифровизация, налог на добавленную стоимость (НДС), налоговое администрирование НДС, пресечение уклонения от исполнения налоговых обязательств, современная Россия.
JEL: E62
Stroiteleva V.A.
DIGITIZATION OF TAX ADMINISTRATION OF VAT IN THE INTERESTS OF PREVENTING TAX EVASION
Annotation
The article substantiates the need for and presents the author's concept of digitization of the tax administration of VAT in modern Russia in the interests of preventing evasion from the fulfillment of tax obligations. The developed concept reflects the algorithm of this process, the requirements for its preparation, as well as the benefits for stakeholders - the state and taxpayers of VAT.
Keywords
Digitalization, value added tax (VAT), tax administration of VAT, suppression of evasion from the fulfillment of tax obligations, modern Russia.
В современных условиях хозяй- экономикой характеризуется повышен-
ствования государственное управление ной сложностью. Вместо ожидаемой
новой волны экономического роста мировой финансово-экономический кризис привел к стагнации, характерной в том числе для отечественной хозяйственной системы. В 2015 г. спад ВВП России в постоянных ценах составил 2,84%, и, хотя в настоящее время спад прекратился (темп роста ВВП в 2018 г. составил 1,44%), согласно прогнозу Международного валютного фонда, до 2022 г. темп роста ВВП России не превысит 1,5% в год [3].
Полномасштабная реализация программ социальной поддержки населения в посткризисных условиях не позволяет сокращать государственные расходы и приводит к наращению государственного долга. В связи с этим дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации в 2018 г. составил 1349,1 млрд руб. (1,5% ВВП), а государственный внешний долг - 518,9 млрд долл. [8]. Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из ключевых источников доходов государства в большинстве стран мира. В России в 2018 г. совокупные сборы по НДС составили 5137,6 млрд руб. (5,5% ВВП), и они обеспечили 16,55% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации [8].
Высокая собираемость является одним из общепризнанных преимуществ НДС. Однако в связи с увеличением ставки НДС в России на 2% в 2019 г. ожидается рост масштаба уклонения от уплаты данного налога. Поэтому актуальной проблемой экономической науки является определение способов совершенствования российской практики налогового администрирования НДС в интересах пресечения уклонения от исполнения налоговых обязательств. Рабочая гипотеза представленного исследования заключается в том, что перспективы решения данной проблемы связаны с цифровизацией налогового администрирования НДС.
Цель данной работы заключается в обосновании необходимости и разра-
ботке рекомендаций для цифровизации налогового администрирования НДС в современной России в интересах пресечения уклонения от исполнения налоговых обязательств.
Ключевая роль НДС в формировании доходов государственного бюджета и поддержании стабильности фискальной системы подчеркивается в трудах М.Г. Алимирзоевой, Б.Х. Алиева, К.Р. Ма-ликовой [1], К. Алаваотанки, М. Хаапа-нена, Дж. Пирттиле [9], И. Бикаса, Г. Ба-готириуса и А. Джакубаускайте [10]. Высокая вероятность и значительный масштаб негативных последствий для фискальной системы от реформирования НДС, связанных с уклонением от уплаты налога, указываются в работах Н.Н. Башкировой, С.Р. Эштиевой [2], И. Генри, Р. Сансинга [12], С. Малика, Б. Михма и Б. Тимме [13].
Мировой опыт пресечения уклонения от исполнения налоговых обязательств с акцентом на совершенствование налогового администрирования НДС обсуждается в материалах исследований М.Э.С. Кайхарова [4], Л.А. Поповой [5], Е.Б. Разуваевой, Л.Р. Яку-повой [7], К. Меттьюса [14], Д.М. Пейна и К.А. Райборна [15]. Однако, несмотря на многочисленность существующей научно-методической и эмпирической литературы по выбранной теме, в ней только подчеркивается актуальность поставленной проблемы, но не предлагаются ее решения.
При этом перспективы цифрови-зации налогового администрирования НДС в интересах пресечения уклонения от исполнения налоговых обязательств остаются малоизученными и требуют проведения дальнейших исследований, чему посвящена наша работа. Предпосылки к цифровизации налогового администрирования (в том числе НДС, но без учета его специфики) обозначены в международной научно-исследовательской литературе [11, 16] и связаны с развитием информационного общества
и становлением цифровой экономики. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные:
- массовое распространение мобильных устройств: более 2 млрд смартфонов было продано в мире в 2017 г.;
- популярность социальных медиа: 81% клиентов обращается к социальным медиа (например. Face Book, Twitter) за отзывами и рекомендациями при совершении покупок;
- переход к большим данным (Big Data): объем информации возрастает по геометрической прогрессии - 90% данных было создано за последние три года;
- растущий интерес к облачным технологиям (cloud technologies): 62% данных к 2017 году сохранены в облаке;
- перспективы распространения Интернета вещей: как ожидается, к 2020 г. 50 млрд цифровых устройств по всему миру будут подключены к высокоскоростному, бесперебойному и беспроводному Интернету;
- интенсивное развитие электронной коммерции: в 2017 г. мировой объем электронной коммерции оценивался в 1 трлн долл.
Обозначенные тенденции отражают готовность современных социально-экономических систем к полномасштабной цифровой модернизации, охватывающей все сферы хозяйственной деятельности, включая администрирование НДС. В современной России институциональную основу для этого сформировала программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [6].
Сущность процесса цифровизации налогового администрирования НДС и его преимущества, обеспечивающие пресечение уклонения от исполнения налоговых обязательств, наглядно демонстрирует разработанная нами концепция (рис. 1).
Цель: пресечение уклонения от исполнения налоговых обязательств по НДС
Преимущества для государства:
> повышение прозрачности налогообложения НДС
> сокращение расходов на налоговое администрирование НДС
^ расширенные возможности в области обработки данных и аналитики.
Инструмент: цифровизация налогового администрирования НДС
1 Цифровой документооборот НДС
2 Цифровой налоговый учет НДС
3 Цифровой аудит НДС
Преимущества для плательщиков НДС:
> оптимизация обложения НДС;
^ расширенные возможности в области внутреннего финансового учета;
> снижение расходов на налоговый учет.
4 Цифровое налогообложение НДС
Создание необходимой телекоммуникационной инфраструктуры
Обеспечение безопасности цифрового налогообложения и администрирования НДС
Рисунок 1 - Концепция цифровизации налогового администрирования НДС в интересах пресечения уклонения от исполнения налоговых обязательств61
61 Источник: составлено авторами.
Как видно из рис. 1, цифровизация налогового администрирования НДС должна производиться поэтапно в соответствии со следующим алгоритмом.
1. Цифровой документооборот НДС: обязательная регистрация всех налогоплательщиков НДС на портале Федеральной налоговой службы, переход на массовое использование стандартизированных электронных форм счетов-фактур и полная отмена практики оформления сделок по реализации продукции на бумажных носителях.
2. Цифровой налоговый учет НДС: предоставление в налоговые органы информации о налогообложении НДС, включая исчисление, возмещение, зачет или возврат данного налога, только в электронной форме.
3. Цифровой аудит НДС: введение обязательного использования Интернета вещей для информирования налоговых органах о реализации товаров в режиме реального времени;
4. Цифровое налогообложение НДС: автоматизация налогообложения НДС, при которой величина налога определяется государством (с помощью технологии больших данных) и автоматически списывается с расчетного счета предприятия.
Благодаря цифровизации налогового администрирования НДС обеспечиваются следующие преимущества для государства:
- повышение прозрачности налогообложения НДС: контроль над процессами реализации продукции в режиме реального времени, автоматическое уведомление государства о реализации, исчислении и уплате НДС, то есть принципиальное устранение возможности уклонения от уплаты НДС;
- сокращение расходов на налоговое администрирование НДС: ограничение влияния человеческого фактора на процесс исчисления и уплаты НДС, позволяющее сократить число ошибок (неверно исчисленных и уплаченных
сумм НДС) и уменьшить число обращений предприятий по поводу возмещения, зачета и возврата излишне уплаченных сумм НДС;
- расширенные возможности в области обработки данных и аналитики: процессы налогового администрирования НДС могут быть полностью автоматизированы, что позволяет вести вы-сокодетализированный статистический учет и составлять высокоточные прогнозы государственных доходов от сборов НДС.
Благодаря цифровизации налогового администрирования НДС также достигаются следующие преимущества для налогоплательщиков НДС:
- упрощение оптимизации налогообложения НДС: доступность автоматизации и, следовательно, ускорение процесса принятия решений о возмещении, зачете и возврате излишне уплаченных сумм НДС;
- расширенные возможности в области внутреннего финансового учета: использование цифровой информации для планирования налоговых расходов, а также для подготовки ответов на вопросы, ожидаемые от налоговых органов по поводу налогообложения НДС;
- снижение расходов на налоговый учет: автоматизация налогообложения НДС позволяет сократить штат экономического отдела, тем самым снизив расходы на оплату труда работников предприятия, при этом снижаются риски наложения государством штрафов за неверное исчисление, несвоевременную или неполную уплату НДС.
В то же время цифровизация налогового администрирования НДС требует значительных первоначальных инвестиций и подготовительных мероприятий для поддержания эффективности данного процесса и действительного извлечения ожидаемых преимуществ. Это предполагает, во-первых, создание необходимой телекоммуникационной
инфраструктуры, предоставляющей техническую поддержку всех запланированных процессов цифрового налогового администрирования НДС. В частности, требуется:
- обеспечение подключения к Интернету вещей для всех налогоплательщиков НДС;
- разработка дифференцированного программного обеспечения, бесперебойно работающего на любых современных цифровых устройствах (независимо от операционной системы и технических характеристик).
Во-вторых, важно обеспечить безопасность цифрового налогообложения и администрирования НДС посредством следующих мероприятий:
- налаживания внутреннего контроля защиты данных о налогообложении НДС;
- запрета на публикацию или изменение налоговых данных за любой период, отмеченный как закрытый;
- сортировки и отдельного хранения информации о налогообложении и администрировании НДС;
- разделения обязанностей налоговых инспекторов НДС через систему доступа к ограниченным функциям и задачам;
- поддержания целостности информации о налогообложении и администрировании НДС при ее обработке (к примеру, с помощью технологии блокчейн);
- предотвращения утери, искажения или хищения информации третьими лицами.
Таким образом, выдвинутая гипотеза доказана и подтверждено, что циф-ровизация налогового администрирования НДС может и должна применяться в современных хозяйственных системах, включая Россию, в интересах пресечения уклонения от исполнения налоговых обязательств. Это достигается благодаря повышению эффективности налогообложения для налогоплательщиков НДС и эффективности админи-
стрирования данного налога для налоговых органов.
Во-первых, цифровизация будет способствовать ужесточению контроля над исчислением и уплатой НДС, а впоследствии полностью автоматизирует данный процесс. Следовательно, уклонение от уплаты НДС будет значительно затруднено и в большинстве случаев нецелесообразно, так как высокая вероятность выявления фактов нарушения налогового законодательства и соответствующее наказание, а также снижение деловой репутации станут сдерживающими факторами для уклонения от уплаты НДС.
Во-вторых, снижение расходов на налоговый учет снизит налоговое бремя предпринимательства, тем самым устраняя вынужденное уклонение от уплаты НДС для поддержания ценовой конкурентоспособности.
В-третьих, благодаря цифровиза-ции деятельность налоговых органов будет автоматизирована, что позволит проводить не выборочное, а сплошное (массовое) налоговое администрирование НДС.
В заключение необходимо отметить, что, помимо требований к полномасштабной технологической модернизации, цифровизация налогообложения и администрирования НДС создает новые вызовы для рынка труда и рынка образования, связанные с необходимостью подготовки цифровых кадров для ведения налогового учета на предприятиях и для налоговых служб, осуществляющих администрирование НДС. Изучению перспектив социальной адаптации к цифровизации налогового администрирования НДС предлагается посвятить дальнейшие исследования по данной теме.
Библиографический список
1. Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х., Маликова К.Р. Налог на добавленную стоимость и его роль в форми-
ровании доходов бюджета // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 7. -С. 92-96.
2. Башкирова Н.Н., Эштие-ва С.Р. Анализ социально-экономических последствий реформирования НДС // Проблемы анализа риска. - 2017. -Т. 14. - № 4. - С. 14-23.
3. Динамика абсолютных значений и темпа роста ВВП России в постоянных ценах в 2000-2022 гг. [Электронный ресурс] / International Monetary Fund. - URL: https://www.imf.org/ external/pubs/ft/weo/2017/01/weodata/weo rept.aspx? sy=2000&ey=2022& scsm=1&ss d=1&sort=subject&ds=%2C&br=0&pr1.x =67&pr1.y=8&c=922&s=NGDP_R%2CN GDP_RPCH&grp=0&a= (дата обращения: 22.11.2018).
4. Кайхаров М.Э.С. Анализ зарубежного опыта борьбы с уклонением от уплаты НДС // Евразийский научный журнал. - 2016. - № 12. - С. 159-160.
5. Попова Л.А. Экономическая безопасность при контроле НДС (налога на добавленную стоимость), осуществляемом таможенными и налоговыми органами // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2015. -№ 7. - С. 9-16.
6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gF M4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf дата обращения: 22.11.2018).
7. Разуваева Е.Б., Якупова Л. Уклонение от уплаты налогов: способы уклонения и методы решения // Вестник современных исследований. - 2018. -№ 6.2 (21). - С. 265-267.
8. Россия в цифрах 2018: краткий статистический сборник [Электронный ресурс] / Росстат. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t_main/rosstat/ru/statistics/publications/cat
alog/doc_1135075100641 (дата обращения: 22.11.2018).
9. Усенко Л.Н. Зарубежный опыт в развитии информационно-коммуникационных технологий и особенности российского подхода к цифровой экономике // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. 23-25 мая 2018 года. -Ростов н/Д: Издательство ООО «Азов-Принт», 2018 - 132 с.
10. Alavuotunki K., Haapanen М., Pirttilä J. The Effects of the Value-Added Tax on Revenue and Inequality // Journal of Development Studies. - 2018. - № 2 (1). - Рр. 1-19.
11. Bikas E., Bagotyrius G., Jakubauskaite А. The impact of value-added tax on the fiscal sustainability // Journal of Security and Sustainability Issues. - 2017. - № 7 (2). - Рр. 267-285.
12. Digital Tax Administration System [Электронный ресурс]. - URL: http:// raw. rutgers. edu/ docs/wcars/41 wcars2/ vinod.pdf (дата обращения: 22.11.2018).
13. Henry E., Sansing R. Corporate tax avoidance: data truncation and loss firms // Review of Accounting Studies. -2018. - № 23 (3). - Рр. 1042-1070.
14. Malik S., Mihm В., Timme F. An experimental analysis of tax avoidance policies // International Tax and Public Finance. - 2018. - № 25 (1). - Рр. 200-239.
15. Matthews K. VAT evasion and VAT avoidance: Is there a European Laffer curve for VAT? // International Review of Applied Economics. - 2017. - № 17 (1). -Рр. 105-114.
16. Payne D.M., Raiborn С. А. Aggressive Tax Avoidance: A Conundrum for Stakeholders, Governments, and Morality // Journal of Business Ethics. - 2018. -№ 147 (3). - Рр. 469-487.
17. Tax Authorities Going Digital [Электронный ресурс]. - URL: https://www.houseofentrepreneurship.lu/up loads/media/EY_Digitalization_of_audits_ 5.517.pdf (дата обращения: 22.11.2018).
Bibliographic list
1. Alimirzoeva M.G., Ali-yev B.Kh., Malikova K.R. Value Added Tax and its role in the formation of budget revenues // Fundamental research. - 2017. -№ 7. - Pp. 92-96.
2. Bashkirova N.N., Eshtieva S.R. Analysis of the socio-economic consequences of the Value Added Tax reform // Problems of risk analysis. - 2017. - V. 14. -№ 4. - Pp. 14-23.
3. Dynamics of absolute values and growth rate of Russia's GDP at constant prices in 2000-2022 [Electronic resource] / International Monetary Fund. -URL: https://www.imf.org/external/pubs/ ft/weo/2017/01/weodata/weorept.aspx?sy= 2000&ey=2022&scsm=1&ssd=1&sort=su bject&ds=%2C&br=0&pr1.x = 67 & pr1.y =8&c=922&s=NGDP_R%2CNGDP_RPCH &grp=0&a= (reference date: 11/22/2018).
4. Kaykharov M.E.S. Analysis of foreign experience in combating Value Added Tax evasion // Eurasian scientific journal. - 2016. - № 12. - Pp. 159-160.
5. Popova L.A. Economic security in the control of VAT (value added tax) exercised by customs and tax authorities // Problems of Economics and Management of the Oil and Gas Complex. - 2015. -№ 7. - Pp. 9-16.
6. The program "Digital Economy of the Russian Federation", approved by the order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 № 1632-p [Electronic resource]. - URL: http://stati c .government.ru/media/files/9gF M4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (treatment date: 11/22/2018).
7. Razuvaeva E.B., Yakupova L., Tax evasion: methods of evasion and methods of solution // Bulletin of modern research. - 2018. - № 6.2 (21). - Pp. 265-267.
8. Russia in figures 2018: a brief statistical compilation [Electronic resource] / Rosstat. - URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/r
u/stati stics/pub licati ons/catalog/doc_11350 75100641 (access date: 22.11.2018).
9. Usenko L.N. Foreign experience in the development of information and communication technologies and features of the Russian approach to the digital economy // Proceedings of the XVIII International Scientific and Practical Conference. May 23-25, 2018. - Rostov-on-Don: AzovPrint Publishing House, 2018. -132 р.
10. Alavuotunki K., Haapanen М., Pirttilä J. The Effects of the Value-Added Tax on Revenue and Inequality // Journal of Development Studies. - 2018. - № 2 (1). - Рр. 1-19.
11. Bikas E., Bagotyrius G., Jakubauskaite А. The impact of value-added tax on the fiscal sustainability // Journal of Security and Sustainability Issues. - 2017. - № 7 (2). - Рр. 267-285.
12. Digital Tax Administration System [Electronic resource]. - URL: http://raw.rutgers.edu/docs/wcars/41wcars 2/vinod.pdf (дата обращения: 22.11.2018).
13. Henry E., Sansing R. Corporate tax avoidance: data truncation and loss firms // Review of Accounting Studies. -2018. - № 23 (3). - Рр. 1042-1070.
14. Malik S., Mihm В., Timme F. An experimental analysis of tax avoidance policies // International Tax and Public Finance. - 2018. - № 25 (1). - Рр. 200-239.
15. Matthews K. VAT evasion and VAT avoidance: Is there a European Laffer curve for VAT? // International Review of Applied Economics. - 2017. - № 17 (1). -Рр. 105-114.
16. Payne D.M., Raiborn С.А. Aggressive Tax Avoidance: A Conundrum for Stakeholders, Governments, and Morality // Journal of Business Ethics. -2018. - № 147 (3). - Рр. 469-487.
17. Tax Authorities Going Digital [Electronic resource]. - URL: https://www.houseofentrepreneurship.lu/up loads/media/EY_Digitalization_of_audits_ 5.5.17.pdf (дата обращения: 22.11.2018).