Характерные черты налоговой системы Франции
сч сч
£
Б
а
2 ©
Кузнецов Леонид Дмитриевич,
кандидат юридических наук, профессор кафедры административного права, Московский университет МВД России имени В.Я Кикотя, [email protected]
Статья посвящена современной налоговой системе Франции, которая является главным источником доходов федерального бюджета и местных бюджетов. Налоговая система Франции основывается на конституционных принципах. Налоговая система Франции имеет свои отличительные черты, такие как: социальный характер экономики; постоянство перечня налогов и сборов, подходов к их взиманию; преобладание в структуре косвенных налогов; значимая роль подоходного налога; учет неравномерного экономического развития территорий; широкая система льгот и скидок; развитые институциональные механизмы интеграции в международные налоговые соглашения. Французские налоги взаимосвязаны в нормативно определенную систему, в рамках которой институционально реализован метод защиты от двойного взимания налогов. Государственное управление на региональном уровне обладает широким перечнем полномочий, однако ограничены совокупностью условий, определенных ключевыми принципами налогообложения.
Налоговая системы Франции характеризуется высокими социальными налогами, в том числе такими как платежи и взносы во внебюджетные фонды социального назначения. Они составляют более 40 % от общей суммы обязательных платежей и налогов. Основные виды налогов Франции, формирующих государственный бюджет, принято разделять на косвенные, прямые и гербовые сборы. В структуре налоговой нагрузки преобладают косвенные налоги, или так называемые налоги на потребление, при этом в общей сумме они превышают сбор по прямым налогам. Кроме того, именно во Франции был впервые в мировой экономике введен налог на добавочную стоимость.
Ключевые слова: налоговая система Франции, Налоговый кодекс Франции, федеральный бюджет, местный бюджет, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость, социальная направленность, стабильность перечня налогов и сборов, косвенные налоги, прямые налоги, социальный налог.
Франция - страна с относительно высоким уровнем налогообложения и на протяжении значительного периода времени занимает четвертое-пятое место по уровню совокупной налоговой нагрузки среди стран - членов Евросоюза. 1 Все это является причиной того, что в среднем доля налоговых доходов в структуре ВВП Франции составляет 45,8%.
Налоговая система Франции имеет свои отличительные черты, такие как: социальный характер экономики; постоянство перечня налогов и сборов, подходов к их взиманию; преобладание в структуре косвенных налогов; значимая роль подоходного налога; учет неравномерного экономического развития территорий; широкая система льгот и скидок; развитые институциональные механизмы интеграции в международные налоговые соглашения.1
Франция находится на втором месте после Великобритании по вхождению в международные налоговые соглашения - всего эта страна присоединилась к 89 соглашениям. Этот факт свидетельствует в первую очередь о существенной интеграции национальной экономики в международных налоговых отношениях, а также необходимости унификации налоговых систем стран мира.
Институциональная модель налогообложения Франции определяется решениями, принимаемыми Парламентом (Национальной Ассамблеей). В том числе, законодательно устанавливаются ставки налогов и сборов в соответствии со стадией делового цикла, изменениями в политической системе страны. Налоговую систему Франции характеризует полная законодательная регламентация, сочетающаяся с гибкостью институций, реализующих функции регулирования экономики. Однако при этом правила применения налогов не подвержены быстрым изменениям. Налогоплательщикам предоставляется право выбора налогов или ставок.
Французские налоги взаимосвязаны в единую систему, в которой институционально реализованы инструменты защиты от двойного налогообложения. Государственное управление на региональном уровне обладает широким перечнем полномочий, однако ограничены совокупностью условий, определенных ключевыми принципами налогообложения. Ключевой функцией местных налогов является перераспределение, однако она реализуется в рамках подведомственной территории, так как бюджеты каждой отдельной территории независимы в части формирования и распределения. Гибкость региональных органов власти в принятии решений основывается на нормативно правовых актах в области налогообложения и директивах республиканских и региональных органов. Формирование бюджетов регионов базируется на основании бюджетного равновесия, то есть региональный бюджет не может быть утвержден региональными властями с дефицитом или профицитом. Все это является причиной того, что ключевым в бюджетном процессе территорий Франции является оценка уровня расходов. Перераспределение средств между отдельными коммунами осуществляется посредством деятельности департаментов, а из федерального бюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического развития территорий. Поддержка государства, в отличие от других федеративных бюджетных систем реализуется с помощью предоставления льгот по уплате налогов.
Налоговая системы Франции характеризуется высокими социальными налогами, в том числе такими как платежи и взносы во внебюджетные фонды социального назначения. Они составляют более 40 % от общей суммы обязательных платежей и налогов. Основные виды налогов Франции, формирующих государственный бюджет, принято разделять на косвенные, прямые и гербовые сборы. В структуре налоговой нагрузки преобладают косвенные налоги, или так называемые налоги на потребление, при этом в общей сумме они превышают сбор по прямым налогам. Кроме того, именно во Франции был впервые в мировой экономике введен налог на добавочную стоимость.
Бюджетный процесс Франции основывается на принципе приоритета ресурсов. Парламентом страны первоначально утверждается доходная часть бюджета, а затем расходная. В этом существенное отличие от налоговых систем многих других стран мира. С начала 80-х годов Правительство Франции реализует политику налоговой децентрализации. Эта политика заключается в передаче прав местным органам само-
Налог, на прибыль 6.6%
Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Франции
управления и сопровождается характерным данному процессу перераспределением налоговых поступлений. В соответствии с требованиями приведения в соответствия налоговых систем в рамках Европейского Союза с 2000 года для экономики Франции характерно сокращение ставок налогообложения с соответствующим ограничением налоговой базы за счёт отмены ряда льгот.
Все нормативные акты Франции, относящиеся вступления новых или отмены более не применяемых налогов, сферы их применения, ежегодно определяются решениями Парламента одновременно с принятием государственного бюджета. Также институциональная модель налоговой системы определяется с помощью различных декретов и распоряжений, которые принимаются с целью дополнения, детализации и объяснений действующих нормативных актов.
Финансовые поступления от налогов и сборов формируют около 90 % структуры доходной части бюджета Франции. При относительно централизованной системе нормативного определения уровня налогообложения местные органы власти могу самостоятельно определять систему налогообложения. Они могут независимо от федеральный органов власти устанавливать состав местных налогов, уровень ставок и порядок их взыскания. При этом для Франции характерна нормативно определенная система распределения налогов, а также контроля за поступлениями в центральный и местные бюджеты.
Ключевыми принципами налоговой системы Франции являются следующие: комплексность, определенная ценностью системы налогообложения на основе централизации управления налогами Парламентом, соответственно, широкой законодательной основе налогов, взаи-
моувязанностью налогов между собой, исключением возможности двойного налогообложения; гибкость к установлению налогов в зависимости от уровня экономического развития территорий,посредством реализации возможности ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых парламентом законов при голосовании по вопросам государственного бюджета; социальная направленность налоговой системы. Она определена целью стимулирования социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития экономики, финансовое положение отраслей реального сектора экономики, уровень ключевых макроэкономических показателей - инфляции и безработицы, дифференциация экономического развития регионов (рис. 1).
Удельный вес налогов в ВВП Франции составляет около 45,8 %, что на 5% выше среднего уровня налогообложения в странах Европейского Союза.
Говоря о доле отдельных налогов в ВВП следует отметить следующие: подоходный налог - 8,1 %; налог на прибыль предприятий (компаний, корпораций) - 2,9 %; взносы на социальное страхование - 14,6 %; налоги на потребление (товары и услуги) - 12,3 %, другие налоги - 7,9 %.
Структуру консолидированного бюджета доходов от налоговых поступлений, обязательных платежей и взносов составляют (в %): подоходный налог - 18,1; налог на прибыль корпораций -6,6; взносы и отчисления на социальное страхование - 37,3; поимущественные налоги - 10,6; НДС - 16,5; Акцизы и прочие налоги на товары и услуги - 4.1; прочие налоги, сборы и пошлины - 6,8.
Основными видами налогов Франции, которые формируют государственный бюджет, являются: косвенные, прямые и гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги, так называемые налоги на потребление, в общей сумме они превышают сбор по прямым налогам. Во Франции был придуман и впервые введен налог на добавочную стоимость. Он составляет 50% от косвенных налогов.
Социальный налог Франции заметно выше, чем в остальных странах Евросоюза - почти половина всех взимаемых налогов против 1/3 по средним показателям.
Существует нормативно определенное разделение на налоги, формирующие местные бюджеты и налоги, идущие в центральный бюджет. В совокупности, местные налоги могут составлять до 30% общей налоговой нагрузки, они же составляют около 40% местных бюджетов.
Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой встроен институциональные инструменты защиты от двойного налогообложения. Региональные органы власти обладают достаточно широкими правами в этой области, но ограничены рядом условий, определенными принципами. В течение нескольких последних лет в условиях рецессии экономики наблюдается тенденция к сокращению ставок с одновременным расширением налоговой базы за счет отмены льгот и привилегий.
Налогообложение во Франции является для национальной экономики основным источником формирования доходов центрального бюджета. Налоги обеспечивают более 90% его доходной части.1
В современных условиях налоговая система Франции обладает неизменностью в отношении как перечня взимаемых налогов и сборов, так и правил их применения. Уровень ставок налогов ежегодно пересматривается с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.
Налогообложение во Франции является главным источником формирования доходов центрального бюджета. Система налогообложения Франции отдает очевидное предпочтение фискальной функции, что находит свое отражение во всех анализируемых характеристиках.
Согласно данным статистики во Франции около 4 млн. хозяйствующих субъектов и 35 млн. физических лиц, которые являются налогоплательщиками. Хозяйствующие субъекты подразделяются на субъекты крупного, среднего и мелкого бизнеса. К крупным нало-
© £
Я
3
* 2
сч cJ
£
Б
ей
2 ©
гоплательщикам относятся компании с оборотом в 60 млн. ", а к мелким - с оборотом менее 1,5 млн. ".
Методически, система налогообложения Франции основывается на принятой в стране системе бухгалтерского учета, которая является обязательной для всех хозяйствующих субъектов. В ряде случаев субъекты бизнеса могут применять упрощенную систему бухгалтерского учета. Ее особенность заключается в том, что предприятие в отчетности декларирует свой оборот (выручку), а величина прибыли устанавливается в определенный процент к обороту, при этом ставка различается в зависимости от вида деятельности (в сфере торговли, например, - 50%). Определенный таким способом размер дохода (прибыли) облагается по действующим ставкам подоходного налога с учетом доходов всех членов семьи, указываемых в представляемой налогоплательщиком ежегодно налоговой декларации - заработная плата, дивиденды, доходы от сдачи внаем недвижимости и др. В результате применения инструмента вмененного обложения государством обеспечивается постоянство поступлений. Кроме того, существенно упрощается подход к налоговому контролю: ключевая задача налоговых органов сводится к тому, чтобы не допустить отсутствия декларирования всего объема оборота или выручки.
Во Франции нормативно определена двухуровневая система налогообложения хозяйствующих субъектов и физических лиц. В системе налогообложения Франции выделяются центральные (федеральные) и местные налоги и сборы (табл. 1).
Как видно из приведённой выше таблицы налоговая система Франции довольно сложна. Она имеет в своем составе значительное число налогов, сборов, пошлин и парафискальных платежей, а также взносы по различным видам обязательного социального страхования. Рассмотрим некоторые из налогов более подробно.
Налог на добавленную стоимость (НДС) TVA, taxe sur la valeur ajoute. Относится к налогам на потребление. Является пропорциональным налогом на продукцию, собранную компаниями и в конечном счете полностью поддержанный заключительным покупателем, то есть потребителем, так как это включено в цену товаров или услуг. Существует 4 вида ставок НДС:
1. 18,6% - нормальная ставка на все виды товаров и услуг;
Таблица 1
Федеральные налоги
- налог на добавленную стоимость;
- подоходный налоге физических лиц;
- налог на прибыль корпораций;
- пошлины на нефто ] родукты;
- акцизы;
- налоги, взносы и отчисления на социальное страхование;
- налог на наследство;
- налог на состояние (богатство) и др.
- налог на профессиональное образование
- налог на собственность;
- таможенные пошлины;
- налог на прибыль ОТ ценных бумаг и др.
Местные налоги
-налог на жилье,
-земельный налог на застроенные участки; -земельный налог па незастроенные участки: -налог на уборку территории, -налог на использование коммуникаций, -налог на продажу зданий.
- профессиональный налог;
- сбор на озеленение; -туристский сбор;
- местные сборы па освоение рудников;
- сборы на установку освещения;
- сбор па ликвидацию бытовых отходов, -парафискалитсты:
1) пошлина на содержание Сельскохозяйственной палаты;
2) пошлина на содержание торговой палаты;
3) пошлина на содержание палаты ремёсел и некоторые другие пошлины.
-пошлина на содержание Торгово-промышленной палаты;
-пошлина па содержание палаты ремесел; -местные и департаментаые сборы на освоение рудников;
-сборы на установку электроосвещения; -пошлина на автотранспортные средства.
Таблица 2
Коэффициенты для расчета «частей» облагаемого дохода
Состав семьи Коэффициент (части)
Одинокие, разведенные, овдовевшие без иждивенцев 1
Одинокие, разведенные, овдовевшие с одним ребенком, инвалидом или ветераном войны 1,5
Супружеская пара без детей, разведенные или Овдовевшие с одним ребенком 2
Супружеская пара с одним ребенком, разведенные или овдовевшие с двумя детьми 2,5
Супружеская пара или овдовевший с дну ми детьми 3
2. 33,33 - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;
3. 7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);
4. 5,5% - на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт). Сейчас наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам - 18,6% и 5,5%. НДС уплачивается один раз в месяц согласно представленной декларации.
Подоходный налог с физических лиц. Налогоплательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица. При этом для резидентов налоговой базой являются все доходы, полученные как на территории Франции, так и за рубежом, а для нерезидентов налоговой базой являются только доходы, полученные на территории Франции. Особенностью индивидуального подоходного налога является обложение до-
хода семьи в целом (при этом один человек состоящий в браке определяется как отдельная семья). Так как согласно экономической теории семья или домашнее хозяйство определяется как фискальная единица («фискальное домохозяйство»). Облагаемый доход семьи определяется как сумма доходов обоих супругов и дохода несовершеннолетних (до 18 лет) детей. Семья сдает фискальным органам одну декларацию, в которой указываются все доходы и расходы этой семьи. Если несовершеннолетний обладает собственными доходами, то они могут определяться как в составе семейных доходов, так и как у отдельной «фискальной семьи» - по выбору налогоплательщиков. Налоговая база формируется как сумма чистых доходов, за вычетом связанных с конкретным видом доходов расходов. К совокупности чистых доходов семьи могут быть применены различные скидки и вычеты. К ним относятся, например, не-
Таблица 3
Ставки индивидуального подоходного налога
Сумма дохода (одной части), енро Налоговая ставка, %
До 5963 О
Or 5964 до 11 896 5,5
От 11 897 до 26 420 14
От 26 421 до 70 830 30
Свыше 70 830 4!
которые обязательные членские взносы (в пределах нормативно установленного лимита), ряд выплат в пенсионные фонды (в пределах нормативно установленного лимитов), выплата алиментов бывшим супругам и суммы, выплаченные на содержание детей, проживающих с бывшими супругами (при определенных условиях). Кроме того ряд скидок нормативно определяется для отдельных, менее защищенных групп населения, таких как инвалиды и лиц старше 65 лет. В результате определяется уровень облагаемого дохода семьи. Следующим шагом при определении суммы налога является применение к полученной величине нормативно определенного «коэффициента семьи». С целью налогообложения общая сумма доходов семьи (супругов и детей) делится на «части», которые определяются исходя из численности и состава семьи (табл. 2).
Применение этих коэффициентов осуществляется следующим образом. Допустим, семья, состоящая из мужа, жены и одного ребенка, получила по итогам налогового периода в общей сложности 100 тыс. евро облагаемого дохода. Для целей налогообложения этот доход должен быть разделен на 2,5. Тогда налоговые ставки будут применяться исходя из суммы дохода в 40 тыс. евро, т.е. максимальная (предельная) ставка составит 30%. Налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу установлены как прогрессивные (табл. 3). Таблица
Применение «коэффициента семьи» при расчете суммы уплачиваемого налога позволяет понижать степень прогрессивности налогообложения для семей с большим числом детей.
Организацией налогообложения во Франции осуществляется налоговой службой, функционирующей в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление, кадровый состав которых составляет 80 000 служащих. Они осуществляют деятельность в налоговых центрах (их 830) и в 16 информационных центрах. Отбор государственных служащих для работы в налоговых органах осуществляют посредством специализи-
рованной процедуры. Администрирование налогов осуществляют Главное налоговое управление и Главное управление пошлин и других поступлений. Структурно Главное налоговое управление состоит из пяти отделов: 1) отдел подготовки законодательства (функции: разработка проектов законов и других нормативных актов в сфере налогообложения) 2) отдел общего управления налогами (функции: обеспечение аккумуляции налоговых поступлений в государственном бюджете) 3) отдел рассмотрения споров (функции: рассмотрение жалоб и подготовка материалов для уголовного преследования за налоговые правонарушения) 4) отдел по делам земель и государственного имущества (функции: кадастровая оценка земель, управление движимым и недвижимым государственным имуществом), 5) отдел кадров (функции : кадровое обеспечение налоговой службы).
Главное управление пошлин и других поступлений организует работу таможенных пунктов на границах Франции и внутри страны. Оно обеспечивает надзор за соблюдением государственного запрета на продажу оружия, наркотиков и т. д.. А также осуществляет санитарный контроль внешней торговли.
Также в структуре налоговых органов состоит Главное управление учёта. Оно определяет объем государственных доходов на основе данных о налоговых поступлениях, поступающих от управлений налогов и пошлин и других государственных ведомств.
Сотрудники налоговых центров рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают налоговые платежи, контролируют правильность уплаты налогов. Взимание налогов регламентируется Налоговым кодексом, который считают образцовым для других стран. Каждый кодекс уточняют при утверждении закона о бюджете и выдают комментарии к кодексу.
Налоговый кодекс Франции «Code дйпйга! des ¡трф!з» состоит из 2 книг. Книга первая - устанавливает основы и ликвидацию налогов. Книга вторая - определяет взыскание налогов. Книга пер-
вая содержит три части: одна из них посвящена общегосударственным налогам (налог на прибыль, НДС...), другая часть посвящена налогам административно-территориальных образований. Третья часть посвящена общим положениям для всех взносов и платежей. Каждая часть состоит из заголовков и глав.
В последнее время во Франции усиливается тенденция к сближению с налоговыми системами других стран. Это наглядно проявляется в заключении международных налоговым соглашений с другими странами.
Налоговая система Франции направлена на развитие экономики, стабильность бюджетной системы. Она имеет ряд сходных черт с российской налоговой системой, но в тоже время является более эффективной и эластичной, строгой и стабильной.
Литература
1. Водопьянова В.А., Терентьева Т.В. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2005. - 356 с.
2. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб.: Питер, 2004. -256 с.
3. Маслов Б. Г., Попова Л. В., Дрож-жина И. А. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. - М.: София, 2008. -211 с.
4. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевс-кой. - СПб., 2001. - С. 437.
5. Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций / Кучеров И.И. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2003. ... 93 § 1. Определение налогов и иных обязательных платежей в зарубежном праве . .
6. Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы, 2000. № 10. 32-34 с.
7. Русакова И. Г., Кашин В. А., Тол-кушкин А. В. Налоги и налогообложение.
- М., 2000. - С. 261.
8. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США.
- М., 2002. - С. 70.
9. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. - М.: Дашков и К, 2009. - 176 с.
10. Урман Н.А. Налоговая система Франции. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. - М.: МГУ, 2006. - 32 с.
Ссылки:
1 https://studme.org/105604129901/ ekonomika/nalogovaya_sistema_frantsii
О À
В
3
2
1 Мигашкин Е.С. Налоговые системы зарубежных стран : учебное пособие.
- М.: Моск.городск.ун-т управления Правительства Москвы, 2005. - С.114.
1 Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие/ Л.В.Попова, И.А.Дрожжина, Б.Г.Маслова.
- М.: Дело и Сервис, 2008. - с.196.
The characteristic features of the tax
system of France Kuznetsov L.D.
Moscow University of MVD Russia in the name of V.Y. Kikot
The article is devoted to the current tax system of France, which is the main source of revenues of the Federal budget and local budgets. France's tax system is based on constitutional principles. France's tax system has its own distinctive features, such as: social orientation; the stability of the list of taxes and fees, and rules for their collection; the predominance of indirect taxes; the special role of income tax; consideration of the territorial dimension;
a wide system of benefits and discounts; openness to international tax agreements. French taxes are interrelated in a coherent system in which there is a protection mechanism against double taxation. Local authorities have wide enough rights in this area, but limited number of conditions.
France is characterized by high social taxes payments and contributions to funds of social purpose. They represent more than 40% of the total amount of compulsory payments and taxes. The major taxes of France, which form the state budget, are: indirect, direct and stamp duties. Dominated by indirect taxes, the so-called consumption taxes, in total they exceed the collection under direct taxes. In France, it was invented and first introduced the value added tax.
Key words: tax system in France, the Tax code of France, the Federal budget, local budgets, income tax for physical persons value-added tax, social orientation, stability, list of taxes and levies, indirect taxes, direct taxes, social security tax.
References
1. Vodopyanov A. V., Terent'eva T. V. Tax system of foreign countries. Textbook. - M.: INFRA, 2005. - 356 p.
2. Evstigneev E. N., Viktorova N. G. The taxation
framework and tax legislation. - SPb.: Piter, 2004. - 256 p.
3. Maslov B. G., Popova L. V., Drozhzhina I. A. the
Tax systems of foreign countries. Tutorial. -M.: Sofia, 2008. - 211 S.
4. Taxes and taxation, ed. by M. V. Romanovsky,
0. V. Vrublevskaya. - SPb., 2001. - P. 437.
5. Tax law of foreign countries. Lectures / Kucherov
1. I. - M.: Center Jurinfor, 2003. ... 93 § 1. Definition of taxes and other obligatory payments in foreign law . .
6. Poponova N.. Tax control in France // Finance,
2000. No. 10. 32-34 C.
7. I. G. Rusakova, V. A. Kashin, A. V. Tolkushin
Taxes and taxation. - M., 2000. - S. 261.
8. Tyutyuryukov N. N. Tax systems of foreign
countries: Europe and the United States. -M., 2002. - P. 70.
9. Tyutyuryukov N. N. The tax systems of foreign
countries. Tutorial. - M.: Dashkov I K, 2009. -176 p.
10. Urman N.. France's tax system. Abstract of dissertation of candidate of economic Sciences. - M.: MGU, 2006. - 32 p.
сч cJ
£
Б
2 о