Сравнение правовых основ построения налоговых систем
Кузнецов Леонид Дмитриевич
кандидат юридических наук, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, [email protected]
Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Они не оптимальны, что дает повод экономистам и социологам разработать ряд требований для создания оптимальной налоговой системы. Принципы построения налоговых систем не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории. Принципы носят всеобщий характер, несмотря на то, что имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений. Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Важнейшим принципом организации налоговых систем стран Запада выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия) существуют два уровня бюджетов - центральный и местный, которым соответствуют отдельные виды налоговых платежей. В федеративных государствах (США, Германия, Канада) организованы три уровня бюджета и соответственно три уровня налоговых платежей - федеральные, региональные, местные. Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад. Ключевые слова: налоговые система; экономические принципы налогообложения; соразмерность налогообложения; организация налоговых систем; общие построения налоговых систем; стабильность налогового законодательства
Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам эти системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми.
Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты:
- постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;
- построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.
Первая из этих черт реализуется в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, т.е. путем введения новых налогов, изменения налоговой базы и соотношения различных видов налогов, манипуляций с прогрессивным и пропорциональным обложением, перераспределения налогового бремени и т.п.
Что касается второй черты, то принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории.
Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений1.
Экономические принципы
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.
Впервые они были сформулированы в 1776 г. Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»2.
В целом эти принципы можно представить следующим образом.
Налоги и сборы, носящие налоговый характер, в отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.
Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься:
1) на рынке товаров или факторов производства (труда, земли и капитала);
2) с продавцов или покупателей товаров;
3) с домашних хозяйств или компаний;
4) с источника дохода или со статьи расходов.
Таким образом, обложению могут подлежать доходы домашних хозяйств или их членов, расходы конечных потребителей, доходы от розничной торговли, валовые доходы от предпринимательской деятельности, предпринимательские доходы за минусом амортизационных отчислений, фонд оплаты труда, прибыль, заработная плата, сбережения, дивиденды.
Налоги в развитых странах (за редким исключением) принимают под разными названиями следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования, особые виды налогов на потребление. За рамки этих налогов, основанных на обложении потоков доходов и расходов, возникающих в процессе производства и обращения товаров, выходят лишь налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства. Их основные виды: поимущественный налог и налог на наследства и дарения.
Налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные подвергают обложению деятельность или товары (как вещи), т.е. продажу, покупку или владение имуществом (собственностью) независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика.
О £
Я
3
9
а
2 а
6
со
сэ
см
сэ £
Б
а
2 ©
На практике часто проводят различие также между прямыми и косвенными налогами (или налогами на потребление). Хотя такое подразделение во многом носит условный характер, предполагается, что прямые налоги берутся непосредственно с получателей доходов - физических и юридических лиц, косвенные взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров и предназначены для переложения налогового бремени на конечных носителей.
Однако различия между прямыми и косвенными налогами не всегда совпадают с различиями между личными и реальными налогами. Так, налог, приходящийся на лиц наемного труда, в общем налоге с фонда заработной платы может рассматриваться как прямой налог, но это не личный налог, так как здесь не учитывается индивидуальная платежеспособность налогоплательщика.
Подобным же образом поимущественный налог на жилище является прямым по форме, но реальным по существу, поскольку взимается с владения как такового.
Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Естественно, они не оптимальны, что дало повод экономистам и социологам разработать ряд требований для создания оптимальной систе-мы3. Наиболее важные среди них следующие:
распределение налогового бремени должно быть равным, или, иными словами, каждый должен вносить свою «справедливую долю» в государственные доходы;
налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принцип нейтральности налогообложения);
при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;
налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;
налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам;
административные издержки по управлению налогами и соблюдению на-
логового законодательства должны быть минимальными.
Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом, и в тех случаях, когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса.
Так, принцип равенства обложения требует усложнения административной системы и ведет к нарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция налогов может нарушить принцип равенства и справедливости и т.д.
Принцип равенства и справедливости обложения - основной при построении налоговой системы. Существуют два подхода к его реализации4. Один основывается на принципе выгоды для налогоплательщика. Согласно ему, справедливой налоговой системой считается та, при которой налоги, уплачиваемые налогоплательщиками, соответствуют выгодам, которые они получают от услуг государства, т.е. справедливость налоговой системы зависит от структуры государственных расходов. Другой подход основывается на принципе «способности платить», согласно которому налоговая проблема рассматривается сама по себе независимо от политики государственных расходов, т.е. при данной потребности в налоговых доходах каждый налогоплательщик должен внести свою долю в зависимости от способности платить.
Ни один из этих подходов не является удовлетворительным или легко осуществимым на практике, оба имеют преимущества и недостатки, и, как правило, каждая налоговая система содержит элементы обоих подходов.
Не менее сложную проблему при построении налоговых систем представляет учет перераспределения последствий от применения различных налогов. Эти последствия зависят от способа взимания налога, структуры налоговых ставок, определения налоговой базы и сферы действия налога. Реакция экономики страны на налоговую систему, в свою очередь, зависит от условий спроса и предложения, структуры рынков и периода адаптации к новым налоговым условиям. Налоговые изменения приводят к изменениям в ценах, что оказывает влияние на доходы и расходы налогоплательщиков, распределение налогового бремени. Конечный результат перераспределения зависит от взаимодействия всех указан-
ных факторов. Это весьма сложный процесс, но можно сделать некоторые общие выводы5.
В отношении налогов на потребление эти выводы состоят в следующем:
введение налога ведет к росту цен и сокращает спрос на облагаемые товары;
масштабы изменений в ценах и производстве зависят от эластичности спроса и предложения;
бремя налога распределяется между продавцами и покупателями в соответствии с соотношением эластичности спроса и предложения;
эластичность спроса и предложения ниже для акцизов (выборочных налогов на товары массового потребления) и при увеличении периода адаптации;
при повышении ставок за определенные пределы налоговые поступления могут сокращаться;
при одинаковом уровне ставок личных и реальных налогов налоговые доходы государства будут одинаковыми;
перераспределительное влияние налогов на потребление затрагивает и доходы, и расходы налогоплательщика.
В отношении налогов на факторы производства (труд, земля и капитал) эти выводы таковы:
налог повышает общую норму прибыли на фактор производства, сокращает предложение этих факторов и понижает чистую норму прибыли;
перераспределение налогового бремени также зависит от эластичности спроса и предложения;
решающее влияние эти налоги оказывают на доходы, а не на расходы домашних хозяйств;
налог на доходы от капитала приобретает прогрессивный характер, а налог на заработную плату - регрессивный;
конечный результат от изменений в обложении факторов производства зависит от структуры рынка, коллективных договоров и условий конкуренции.
Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки6.
Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения.
Рис. 1. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера - Laffer curve
Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера - Laffer curve (рис. 1). Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес) - при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось t). Поскольку побудительные мотивы участников экономического процесса при этом серьезно не затрагиваются, заинтересованность в легальном заработке, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Следовательно, поскольку уменьшение базы (ось t) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают.
Однако при достижении определенного предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается. Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики. Следовательно, несмотря на рост ставки налога, доходы в бюджет сокращаются, так как сокращается база для уплаты налога.
Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений
установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое отклонение от налогов, миграция населения и др.
Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности7. Эти общие положения относятся не ко всем видам налогов.
Существенное значение имеют следующие замечания:
универсальный (всеобщий) налог на потребление не оказывает влияния на выбор товаров, акцизы же такое влияние оказывают;
подоходный налог влияет на выбор между настоящим и будущим потребле-
нием, а универсальный налог на потребление такого влияния не оказывает;
частичный налог на доходы от капиталов нарушает инвестиционный процесс;
при росте налоговых ставок эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает снижаться;
издержки прогрессивного подоходного обложения значительно выше, чем издержки пропорционального обложения;
выбор между налогами является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью с точки зрения распределения налогового бремени;
распределительную систему можно сделать наиболее оптимальной, применяя налогообложение товаров, связанных с досугом и потребляемых лицами с высокими доходами, с одной стороны, и субсидирование товаров, потребляемых обычно лицами с низкими доходами, для которых эти товары являются заменителями досуга, - с другой.
Организационные принципы Важнейшим принципом организации налоговых систем стран Запада выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия) существуют два уровня бюджетов - центральный и местный, которым соответствуют отдельные виды налоговых платежей. В федеративных государствах (США, Германия, Канада) организованы три уровня бюджета и соответственно три уровня налоговых платежей - федеральные, региональные, местные8 .
Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
Субъекты налога выступают либо в виде налогоплательщика (физические и юридические лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного налогоплательщика, который формально не несет юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.
Объектом, или предметом, налогообложения выступают различные виды
© 3
В
3
9
а
2 а
6
со
сэ
см
сэ £
Б
а
2 ©
доходов, сделки (по купле-продаже товаров и услуг), а также различные формы накопленного богатства или имущества.
Предмет обложения неразрывно связан с источником налога - национальным доходом, так как все предметы обложения представляют собой ту или иную форму реализации национального дохода.
Одновременно отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента) имеют самостоятельное значение, и поэтому предмет обложения и источник налога не всегда совпадают.
Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и в натуральной форме. С точки зрения равенства и справедливости распределения налогового бремени вопрос о единице обложения представляет одну из наиболее грудных проблем налогообложения. Существует множество подходов к ее решению. Принцип равенства и справедливости распределения налогового бремени, составляющий основу современной системы налогообложения, лежит в основе построения налоговых ставок, или величины налога на единицу обложения. В зависимости от конкретного преломления этого принципа и характера предмета обложения налоговые ставки могут быть твердыми (абсолютная сумма с объекта обложения) или процентными (как доля его стоимости).
В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения.
Прогрессивные же ставки построены по принципу роста процента с увеличением стоимости объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная - деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой.
Не менее существенной является система налоговых льгот, ведущая к уменьшению налоговой оценки облагаемого объекта. Она имеет разнообразные формы и строится отдельно для каждого налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики.
Налоговый оклад, или сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с объекта обложения, взимается в трех формах:
- «у источника» (взимание налога до получения дохода);
- по декларации (взимание налога после получения дохода);
- по кадастру (перечню типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта).
Взимание «у источника» характерно для обложения доходов лиц наемного труда и других более или менее фиксированных доходов. Взимание налога по декларации (официальному заявлению о полученных доходах за определенный период) практикуется, как правило, для обложения нефиксированных доходов или при множестве их источников. Кадастровый способ взимания применяется обычно при поземельном, подомовом и промысловом налогах.
В целом система построения отдельных видов налогов формируется, как правило, с учетом избежания двойного обложения на разных уровнях административного управления9.
Наиболее важные принципы к построению системы налогообложения
Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:
- единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы;
- стабильности налогового законодательства;
- рациональности и оптимальности налоговой системы;
- организационно-правового построения и организации налоговой системы;
- единоначалия и централизации управления налоговой системой;
- максимальной эффективности налоговой системы;
- целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и другие.
Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:
- все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;
- единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно-правовую базу, единую для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства.
Например, получение налоговых льгот, защиту законных принципов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов и т. д.
Единство законодательной и нормативно-правовой базы системы налогообложения означает, что все платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно единым законодательным актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права, в том числе и территориальные образования, в соответствии с законом.
Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.
Построение стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению функций органов государственной власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые изменения ведут к изменениям цен на товары (продукты), что сказывается на доходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новых налогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения ведут к изменению ценовой политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшению материального положения и морального состояния общества, порождают недоверие к органам власти.
Стабильность налоговой системы можно характеризовать коэффициентом стабильности, определяющим изменение материального положения налогоплательщиков (граждан).
Принципы рациональности и оптимальности построения налоговой системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям является только одна, которая соответству-
ет критерию оптимальности. В качестве критерия оптимальности системы могут быть требования к системе, которым должна удовлетворять налоговая система. Например, налоговая система должна иметь минимальное или оптимальное количество элементов в своем составе, при которых система обеспечивает максимум или оптимальность собираемости налогов в бюджет соответствующего территориального образования.
Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.
Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий (прав и обязанностей) между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.
Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.
Принцип также законодательно закрепляет разграничение прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т. д.
В соответствии с данным принципом в налоговом законодательстве четко определены функции каждого элемента налоговой системы.
Принцип единоначалия или централизации управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, то есть объединением всех элементов, входящих в налоговую систему, в единую систему с единым органом управления.
Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в России за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают шесть министерств и ведомств, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Германии, во Франции и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.
В России, до принятия Налогового кодекса РФ, действовало более 900 законов, подзаконных актов, инструкций и разъяснений, регулирующих налоговое законодательство. Изданные различными ведомствами и министерствами документы до настоящего времени часть их не отменены и продолжают действовать в условиях нового законодательства.
В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью возложены на единый орган, как свидетельствует опыт зарубежных стран, а в России на шесть министерств и ведомств, согласованность действий которых определена только в области разграничения функций, а взаимодействие организовано на уровне руководителей этих министерств и ведомств.
Принцип максимальной эффективности налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.
В настоящее время в России насчитывается более 3 млн. только юридических лиц, третья часть которых вообще не представляет отчетности и не платит налоги, а из оставшихся 2 млн. - 75% платят налоги нерегулярно или не в полном объеме, в то время как налоговая система насчитывает 180 тыс. налоговых служащих, то есть на одного налогового работника приходится фактически 11 юридических лиц.
Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или рас-
ходовании налоговых средств, а в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, то есть в первую очередь на повышение уровня жизни10.
Реализация принципов построения налоговых систем в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития стран и существующей социально-экономической ситуации.
Литература
1. Налоги и налогние / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. С. 915.
2. Староверова О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. М.М. Россолова, проф. Н.М.Коршунова. - М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2001. 281 с.
3. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. 2е изд. М.:Де-ло ЛТД, 1993. С. 380-381.
4. Козырин А. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М.: Манускрипт, 1993. С. 8.
5. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М.; ИТК «Дашков и Ко». 2003.
6. Налоги / Под ред. И.Г. Русаковой,
B.А. Кашина. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
C. 915.
7. Гончаренко И.А. Налогообложение топливно-энергетического комплекса в Норвегии // Газовая промышленность. 2009. № 7. С. 24-27.
8. Гончаренко И.А. Система налогов в США // В сборнике: Актуальные проблемы административного и финансового права. Москва, 2006. С. 41-66.
9. Гончаренко И.А. Особенности предоставления налоговых льгот по НДС в Великобритании и в России (сравнительно-правовой анализ) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 3. С. 46-54
10. Гончаренко И.А. Налоговые споры. Суд ЕС и принципы взаимодействия с судами Великобритании // В сборнике: Финансовое право зарубежных стран / под общ. ред. Г.П. Толстопятенко. Москва, 2001. С. 85-107.
11. Гончаренко И.А. Налоговое право РФ. Общая часть. Схемы с комментариями. Москва, 2009.
Ссылки:
1 См.: Налоги и налог-ние / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. С. 9-15.
О £
Я
3
9
а
2 а
6
2 См.: Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1998. С. 66.
3 Староверова О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. М.М. Россолова, проф. Н.М.Коршунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. 281 с.
4 См.: Фишер С, Дорнбуш Р., Шма-лензи Р. Экономика / Пер. с англ. 2-е изд. М.:Дело ЛТД, 1993. С. 380-381.
5 См.: Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. -М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. С. 12-23.
6 См.: Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1998. С. 71.
7 См.: Козырин А. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М.: Манускрипт, 1993. С. 8.
8 См.: Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1998. С. 221.
9 . Староверова О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. М.М. Россолова, проф. Н.М.Коршунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. 288 с.
10 Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.; ИТК «Дашков и Ко». 2003.
Comparison of legal bases of
creation of tax systems Kuznetsov L.D.
Moscow university Ministry of Internal
Affairs of Russia of V.Ya Kikotya The taxation systems of developed countries developed under the influence of different economic, political and social conditions. They are not optimum that gives a reason to economists and sociologists to develop a number of requirements for creation of the optimum taxation system.
The principles of creation of the taxation ш systems are not unambiguous and
in many respects depend on
£
Б
2 ©
commitment of the government of this or that economic theory. The principles have general character in spite of the fact that have the distinctive features connected with various interpretation of some concepts and provisions in the different countries.
The economic principles of the taxation represent the intrinsic, basic provisions concerning expediency and assessment of taxes as an economic event.
Accurate differentiation of the income of the central budget and budgets of other levels which corresponds to type of a state political system of the country acts as the most important principle of the organization of the taxation systems of the countries of the West. In the unitary states (Great Britain, France, Italy) there are two levels of budgets - central and local to which there correspond separate types of fiscal charges. In federal states (the USA, Germany, Canada) three levels of the budget and respectively three levels of fiscal charges - federal, regional, local 1 are organized.
The general principles of creation of the taxation systems find concrete expression in the general elements of taxes which include a subject, an object, a source, taxation unit, a rate, privileges and a tax salary.
The principles, as well as requirements to creation of system of the taxation it is possible to allocate a significant amount, however among them the following is the most important: - unity or uniform legislative and standard and legal base;
- stability of the tax legislation;
- rationality and optimality of the
taxation system;
- organizational and legal creation and
organization of the taxation system;
- one-man management and centralization of management of the taxation system;
- maximum efficiency of the taxation
system;
- target receipt of taxes in budgets of
the corresponding territorial educations and others.
The realization of the principles of creation of the taxation systems in the different countries is enabled
taking into account features of development of the countries and the existing social and economic situation.
Keywords: tax system; economic principles of the taxation; harmony of the taxation; organization of the taxation systems; general creations of the taxation systems; stability of the tax legislation References
1. Taxes and taxation / Ed. I.G. Rusakova,
V.A Kashin. Moscow: Finance, UNITI, 1998. P. 915.
2. Staroverova O.V. Tax law: A manual for
universities / Ed. Prof. M.M. Rossolova, prof. NMKorshunova -Moscow: UNITIDANA, Law and Law, 2001. 281 p.
3. Fischer S, Dornbush R., Shmalenzi R.
Economics / Trans. with English. 2nd ed. M.: The Case of LTD., 1993. S.380-381.
4. Kozyrin A. Tax Law of Foreign Countries:
Issues of Theory and Practice. - M .: Manuscript, 1993. S. 8.
5. Alexandrov IM Tax systems of Russia
and foreign countries. M .; ITC «Dashkov and Co». 2003.
6. Taxes / Ed. I.G. Rusakova, V.A. Kashin.
Moscow: Finance, UNITI, 1998. P. 915.
7. Goncharenko I.A. The taxation of the
fuel and energy complex in Norway // The gas industry. 2009. № 7. P. 24-27.
8. Goncharenko I.A. The system of taxes
in the US / / In the collection: Actual problems of administrative and financial law. Moscow, 2006. pp. 4166.
9. Goncharenko I.A. Features of granting
tax benefits for VAT in the UK and Russia (comparative legal analysis) // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2008. № 3. P. 4654
10. Goncharenko I.A. Tax disputes. Court of the EU and the principles of interaction with the courts of Great Britain / / In the collection: The financial law of foreign countries / under total. Ed. G.P. Tolstopyatenko. Moscow, 2001. P. 85-107.
11. Goncharenko I.A Tax law of the Russian Federation. A common part. Schemes with comments. Moscow, 2009.