Научная статья на тему 'Сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков в контексте развития теорий налогообложения'

Сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков в контексте развития теорий налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / THEORY OF TAXATION / ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / THE INTERESTS OF THE STATE AND TAXPAYERS / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / PRINCIPLES OF TAXATION / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрина Ю.Г.

Затрагивается вопрос поиска баланса интересов государства и налогоплательщиков в контексте эволюции теорий налогообложения. Показано, что изучение налоговых теорий играет важную роль в гармонизации интересов участников налоговых отношений. Представлены о сновополагающие положения теорий налогообложения,касающиеся влияния налогов на экономический рост государства с учетом интересов населения. Отдельным направлением исследования стало раскрытие принципов налогообложения в гармонизации отношений между государством и налогоплательщиками; разделение их на общие и специальные. В качестве одного из критериев реализации интересов участников налоговых отношений предложено использовать показатель налогового бремени на население. Сформулированы направления развития человеческого потенциала, целью которого является достижение сбалансированности интересов государства и налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The balance of interests of the state and taxpayers in the context of the development of theories of taxation

The article deals with the issue of fi nding a balance of interests of the state and taxpayers in the aspect of the evolution of theories of taxation. It is shown that the study of tax theories important in harmonizing the interests of participants of tax relations. Presents the fundamental theories of taxation in the study of the effect of taxes on economic growth of the state, taking into account the interests of the population. A separate vector of the study was the revelation of the principles of taxation in the aspect of harmonization of relations between the state and taxpayers; the division into General and special. One of the criteria for the realization of interests of participants of tax relations is proposed to use the total tax burden on the population. Directions of development of human potential, the purpose of which is to achieve a balance of interests of the state and taxpayers.

Текст научной работы на тему «Сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков в контексте развития теорий налогообложения»

Ю. Г. Тюрина 1

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТЕОРИЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Изучение эволюции теорий налогообложения физических лиц играет важную роль в раскрытии содержания экономического мышления в области налогообложения. Теории налогообложения физических лиц представляют собой совокупность научных знаний о сущности налогов, особенностях создания механизмов их взимания, а также их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории выражают системный подход к вопросам, связанным с появлением, определением способов налоговых изъятий и оценкой влияния таких изъятий на темпы и особенности экономического и социально-политического развития государства [1].

Возникновение теоретических основ налогообложения многие исследователи связывают с моментом превращения налогов в основной источник доходов государства и с пониманием их объективного характера. Одной из первых зародилась теория обмена, суть которой заключалась в возмездном характере налогообложения. Согласно данной теории, граждане, уплачивая подоходный налог, покупают у государства общественно значимые блага, в том числе услуги по обеспечению безопасности и правопорядка, организации судопроизводства и т. д. Следует признать, что такой обмен был неэквивалентным, но выгодным для обеих сторон: население получало выгоду от экономии на затратах, а государство — от поступления средств, необходимых для существования. Эта идея легла в основу множества других теорий, отражающих особенности отношений между государством и налогоплательщиками в тот или иной исторический промежуток времени. В рамках теории наслаждения, сформулированной Ж. Сисмонди, высказывалась мысль, что уплата налогов обеспечивает последующее удовлетворение поддержанием общественного порядка, правосудия, гарантией прав личности и собственности. Родоначальник классической политической экономии во Франции П. Буагильбер полагал, что такая налоговая политика будет разумной и обеспечит высокий уровень потребления и спроса в стране. В то же время У. Петти, рассматривая налоги с точки зрения их влияния на богатство страны, пришел к выводу, что налоги не уменьшают и не увеличивают его. Он утверждал, что, если налоги тратятся на отечественные товары, то они не вредят населению в целом, а только способствуют перераспределению богатства страны.

Способствовали продвижению представлений о налогообложении физических лиц работы представителей классической школы — А. Смита и Д. Рикардо. Первый считал налоги источником пополнения бюджета и справедливой ценой за оплату услуг государства [2]. Последователь и одновременно оппонент А. Смита Д. Рикардо рассматривал налоги как источник зла, препятствующий накоплению и образованию капитала. Он утверждал, что налогом должны облагаться в первую очередь предметы роскоши, а не товары первой необходимости, и выдвинул идею необлагаемого минимума в налогообложении физических лиц.

Следующий этап ознаменован трансформацией либеральной теории в неоклассическую, взгляды сторонников которой отражают благоразумное использование системы налогообложе-

1 Юлия Габдрашитовна Тюрина, доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета, канд. экон. наук, доцент, e-mail: u_turina@mail.ru

ния в экономических процессах. Кейнсианская теория стала полной противоположностью классической, согласно которой у граждан изымаются сбережения, тормозящие экономический рост, поскольку они не участвуют в производственном процессе [3]. Основоположник данной теории английский экономист Дж. Кейнс считал, что налоги оказывают сильное влияние на экономический рост, повышение занятости и стимулируют потребление. В его учениях первостепенная роль отводилась прогрессивности налогообложения и высоким налоговым ставкам, но при этом подчеркивалась важность большого количества налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную активность. Согласно концепции Дж. Кейнса, подоходный налог — это автоматический стабилизатор, способный в период подъема обеспечивать изъятие в государственный бюджет большей доли возрастающих доходов, тем самым ограничивая спрос, а при спаде учитывать снижение доходов.

Идея Дж. Кейнса о высоких налоговых ставках подверглась критике в работах А. Лаф-фера, который полагал, что высокий уровень налогообложения негативно влияет на экономическую активность, сокращает совокупное предложение, замедляет экономический рост, а в итоге приводит к сокращению поступлений в государственный бюджет. Таким образом, следует установить такие налоговые ставки, при которых не будут ущемлены интересы населения, а объем налоговых доходов будет максимальным.

Проблема оптимальности и справедливости налогообложения привлекла также внимание А. Вагнера, М. Фридмана, которые акцентировали внимание на развитии экономики через регулирование денежного обращения. Свой вклад в разрешение рассматриваемой проблемы внесли и российские исследователи: Н. Тургенев, И. Янжул, П. Микеладзе, И. Озеров и др. В современных мировых изданиях в противовес политике прогрессивного налогообложения доходов с эффектами стимулирования [4] предлагается механизм пропорционального налога [5], установления оптимальных налоговых ставок [6] и т. д.

Отдельным направлением исследований гармонизации отношений государства и населения являются работы по оценке налоговой нагрузки на население. К примеру, В. Пансков актуализирует проблемы применения принципов налогообложения физических лиц в условиях российской действительности. Он считает необходимым введение налоговых льгот, которые являются мощным инструментом воздействия государства на экономическую активность населения, а следовательно, и на экономику страны в целом; ученый совместно с В. Князевым разрабатывал методику оценки налогового бремени на физических лиц [7].

В большинстве развитых стран широко применяются инструменты налоговой политики, важную роль играют налоговые льготы, ориентированные на поощрение приоритетных с точки зрения государства направлений деятельности и на развитие человеческого потенциала в контексте поиска баланса интересов государства и населения [8].

В научной литературе немало работ, посвященных исследованию принципов налогообложения физических лиц, в особенности реализации принципа справедливости, оценке налогового бремени на население, анализу взаимосвязей и взаимозависимостей индикаторов налогообложения физических лиц и различных социально-экономических показателей и процессов. Начавшаяся в XVII в. эволюция налоговых теорий продолжается и сегодня. Безусловно, данное развитие происходит под воздействием различных факторов политического, экономического и социального характера. Развитие современных рыночных отношений в мировом сообществе требует совершенствования системы налогообложения физических лиц, поскольку без серьезной теоретической базы невозможно обеспечить эффективное налогообложение.

В современных условиях налогообложение физических лиц должно быть нацелено на удовлетворение социальных потребностей граждан, повышение уровня жизни населения, развитие и воспроизводство человеческого капитала в стране, в конечном счете — на обеспе-

чение устойчивого экономического роста. Достичь поставленных целей можно при оптимальном сочетании системы принципов, учитывающих интересы и государства, и физических лиц.

Первые положения о «правильном» налогообложении упоминались в работах В. Р. Мира-бо, П. Верри, Ф. Юсти, однако, четко сформулировал и научно обосновал указанные положения шотландский экономист, один из основоположников современной экономической теории А. Смит, который выделил четыре принципа, получивших название «декларации прав плательщика». Приведенные принципы дополнил А. Вагнер, предложив девять основных правил, учитывающих не только интересы налогоплательщиков, но и государства. Все правила были объединены в следующие группы: финансовые, экономико-хозяйственные, этические и налогово-административные.

Н. Тургенев в своих исследованиях подкрепил и развил принципы, сформулированные А. Смитом, подчеркивая необходимость соблюдения принципа равного распределения налогов между всеми гражданами согласно их доходам. Кроме того, он отмечал, что истинные выгоды государства отнюдь не сводятся к получению наибольшего дохода. Для достижения этой цели и предназначались выдвинутые им принципы: равное распределение налогов, их определенность, дешевое собирание налогов в удобное время. В процессе развития финансовой науки указанные принципы уточнялись и выдвигались новые, наиболее актуальные для данного этапа развития налоговой системы. Многие из них нашли отражение в законодательных актах Российской Федерации.

С точки зрения социально ориентированного налогообложения, направленного на гармонизацию отношений государства и физических лиц, в условиях российской действительности целесообразно разделение принципов на общие (всеобщность, равенство, однократность обложения, безвозмездность, публичная цель взимания налогов, удобство и определенность, эффективность, направленность на формирование налоговой культуры) и специальные (социальная справедливость, прогрессивность, оптимальность, соразмерность).

Оценивая качество жизни населения, Правительство Российской Федерации оперирует преимущественно показателями роста денежных доходов населения, которые в последнее время увеличиваются. Однако, очевидно, что рост денежных доходов сам по себе не ведет к повышению уровня жизни населения, и динамика этого роста не отражает ни реальных улучшений в жизни населения, ни настроений общества. Для повышения эффективности реализации социально ориентированной налоговой политики необходимо доминирование принципа справедливости в налогообложении физических лиц.

В настоящее время применяется пропорциональная шкала налогообложения на доходы физических лиц, предполагающая единую ставку обложения для всех налогоплательщиков. Решение о введении единой ставки было принято в целях повышения собираемости налога и привело к снижению налогового бремени для лиц с относительно высоким уровнем доходов. В большинстве стран мира используется прогрессивная система обложения доходов физических лиц. При этом ставка прогрессии может достигать значительных величин, к примеру, во Франции максимальная ставка подоходного налога равна 31%, в Дании — 63%. По сравнению с другими странами 13%-ная ставка, установленная в Российской Федерации, является более либеральной. Кроме прогрессивных ставок в зарубежной практике широко применяется необлагаемый минимум, обеспечивающий наиболее справедливые условия налогообложения.

На наш взгляд, применение плоской шкалы при налогообложении доходов физических лиц и отсутствие необлагаемого минимума усилили неравенство. С 2001 г. дифференциация доходов граждан, только по официальным данным, возросла более чем в 2,5 раза. Значение децильного коэффициента фондов в 2013 г. составляло 16,2.

Важнейшим звеном реализации социально ориентированной налоговой политики является оптимальное соотношение интересов государства и налогоплательщиков. К интересам первого относится одновременное обеспечение необходимого объема бюджетных поступлений и ускорение темпов экономического развития в стране. Налогоплательщики, в свою очередь, заинтересованы

2001 2002 2003 2004 200? 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 1. Динамика децильного коэффициента фондов в России, разы

в увеличении личных располагаемых доходов, чтобы сделать свою жизнь максимально комфортной. В Российской Федерации, как уже отмечалось, основным фактором, сдерживающим как повышение уровня жизни населения, так и поступление доходов от налогообложения, выступает социальное неравенство. Поэтому особое внимание необходимо уделить сокращению расслоения общества по уровню доходов и повышению размера самих доходов, остающихся у населения после удовлетворения базовых потребностей.

Под интересами государства условно будем понимать реализацию фискальной цели, а одним из направлений реализации интересов налогоплательщиков—развитие человеческого потенциала, для измерения которого используется индекс человеческого развития (ИЧР). Он характеризует развитие человека с точки зрения трех показателей: уровня дохода, образования и здравоохранения. Результаты анализа продемонстрировали обратную зависимость между величиной налогового бремени населения и ИЧР.

Величина налоговых льгот сильно влияет на уровень доходов населения, тем самым и на величину инвестиций в развитие человеческого капитала и на объемы будущих налоговых поступлений в бюджет. Поэтому для достижения необходимого эффекта при проведении налоговой политики важно выбрать такие величины ставок и льгот, которые обеспечат необходимый уровень бюджетных поступлений и максимальную реализацию социальной и регулирующих функций налогов.

Подоходный налог с населения — один из важнейших элементов налоговой системы любого государства и самый крупный налог, взимаемый с населения. Он обеспечивает более 10% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Однако назначение указанного налога заключается не только в пополнении бюджета, но и в обеспечении социальной защиты граждан, регулировании их экономического поведения. Особую роль приобретают системы ставок, льгот и вычетов. Нельзя недооценивать роль налогов в осуществлении социальной политики, поскольку около половины всех расходов субфедеральных и местных бюджетов на социальные цели могут быть обеспечены именно за счет налогообложения доходов физических лиц. Кроме того, это, пожалуй, самый перспективный налог в плане продуктивности. При прочих равных условиях он легче поддается контролю налоговых органов, чем другие налоги. Одновременно с этим при налогообложении доходов физических лиц наглядно реализуются основные принципы построения налоговой системы — всеобщность и равенство.

Для повышения роли налогов в формировании доходной базы территориальных бюджетов, восстановления социальной справедливости и минимизации социального расслоения необходимо реформирование системы налогообложения доходов физических лиц.

По оценкам ООН, в мировом рейтинге стран по ИЧР Россия находится на 55 месте и относится к странам с высоким индексом развития человеческого потенциала. Важнейшими факторами, сдерживающими его развитие, являются экономико-географическое положение регионов, высокая

дифференциация доходов населения и расходов субфедеральных бюджетов на социальные цели. При этом региональная дифференциация по ИЧР не меняется с 2000-х гг. и носит устойчивый характер. Почти 50% населения России живет в регионах с ИЧР ниже среднего (от 0,786 до 0,822); 34% — в регионах со средним ИЧР (0,822.. .0,854); 3% — в регионах-аутсайдерах; более 18% — в благополучных регионах (в том числе в Москве — 8,12%). Отмеченная дифференциация отличается на территориях различных федеральных округов. Например, в Приволжском, Уральском, Дальневосточном округах не выявлены регионы с низким ИЧР (до 0,786), а в Северо-Кавказском округе, напротив, отсутствуют регионы с высокими и средними значениями ИЧР.

Анализ ИЧР на территории РФ позволил выявить пространственное неравенство в развитии регионов. Так, в самом благополучном регионе (г. Москва) ИЧР в 1,24 раза выше, чем в самом отстающем (Республика Тыва). Существенно различны и значения такой составляющей ИЧР, как валовой региональный продукт на душу населения. Если в США или Европе региональный продукт на душу населения различается по территориям в 3.5 раз, то в России — более чем в 13 раз. Сложившаяся ситуация обусловлена в основном высокой дифференциацией доходов населения. В условиях российской действительности это чрезвычайно актуально: каждый год повышается стоимость социальных услуг населению, качество этих услуг все больше зависит от уровня благосостояния.

Как известно, основным доходом россиян и крупнейшей базой налогообложения на доходы физических лиц считается заработная плата. Размеры заработных плат в регионах также крайне неравномерны. В большинстве регионов России (37%) зарплата работников составляет 15.20 тыс. рублей при средней зарплате по стране более 20 тыс. рублей. Обостряет ситуацию наличие многочисленной категории людей с доходами ниже прожиточного минимума. Низкий уровень жизни населения обусловливает снижение трудовых способностей граждан, отвлекая основные ресурсы домохозяйств на физическое выживание в ущерб обеспечению здорового образа жизни, восстановлению физического потенциала человека, интеллектуальному и образовательному развитию.

Уровень инвестиций в развитие человеческого потенциала главным образом определяют размеры личных располагаемых доходов граждан. Существующие льготы по налогам, безусловно, повышают уровень душевых доходов населения, однако не способны в полной мере учесть поляризацию в развитии регионов и существенно повлиять на динамику индекса человеческого развития. Решить указанные проблемы позволит новая прогрессивная система предоставления социальных вычетов в зависимости от объемов расходов на образование и медицинское обслуживание.

От эффективности организации налогообложения доходов физических лиц зависят степень социальной стабильности в обществе, темпы предпринимательской и инвестиционной активности, а также уровень жизни в стране в целом. Таким образом, проведенные исследования подтверждают необходимость реформирования налоговой системы в целях регулирования располагаемых доходов граждан и стимулирования активного экономического поведения населения для достижения сбалансированности интересов государства и налогоплательщиков.

Список литературы

1. Гриценко, В. В. Развитие учений о налогообложении / В. В. Гриценко // Вестник ВГУ. Серия: Право. — 2010. — № 1. — С. 408-419.

2. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А,. Смит; пер. с англ.; предисл. В. С. Афанасьева. — М.: ЭКСМО, 2007. — 960 с.

3. Овчинников, В. Н. Развитие теории налогов как отражение эволюции систем налогообложения / В. Н. Овчинников, З. А. Клюкович // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. — 2012. — № 1.

4. De Donder, Ph. The politics of progressive income taxation with incentive effects/Ph. De Donder, J. Hindriks // Journal of Public Economics. — 2003. — Vol. 87, issue 11. — P. 2491-2505.

5. Alesina, A. Regulation versus taxation / A. Alesina, F. Passarelli // Journal of Public Economics. — 2014. — Vol. 110. — February. — P. 147-156.

6. Aronsson, Th. Positional preferences in time and space: Optimal income taxation with dynamic social comparisons / Th. Aronsson, O. Johansson-Stenman // Journal of Economic Behavior & Organization. — 2014. — Vol. 101. — May. — P. 1-23.

7. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение / В. Г. Пансков, В. Г. Князев. — М.: МЦФЭР, 2003. — 336 с.

8. Tyurina, Yu. G. The tendency of human potential development in the world's practice/ Yu. G. Tyurina, M. A. Troyanskaya // Life Science Journal. — 2014. — Vol. 11 (12s). — P. 723-727.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.