УДК 33 ББК 65
концепции реформирования подоходного налогообложения
физических лиц в россии
МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОСОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и цены», Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
E-mail: kosovme@gmail.ru ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА САВЕЛЬЕВА, адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: Savelieva.en@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлена проблема необходимости реформирования подоходного налогообложения в России. Обосновывается тезис о том, что НДФЛ не соответствует принципу справедливости налогообложения. В целях преодоления указанной несправедливости предложен переход к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц. Рассмотрена возможность реализации задач социальной политики с помощью НДФЛ в условиях российской экономики на примере реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Ключевые слова: прогрессивное налогообложение, фискальная функция налога, социальная справедливость, принцип справедливости налогообложения, эффективное налогообложение доходов физических лиц.
Araotation. The article raised the problem of the need to reform income tax in Russia. Argues that the personal income tax does not conform to the principle of tax fairness. In order to overcome this injustice proposed transition to progressive taxation of income of individuals . The possibility of realization of the tasks of social policy with the help of personal income tax in the Russian economy on the example of realization of the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020.
Keywords and phrases: progressive taxation, fiscal function of taxes, social justice, the principle of tax fairness, effective taxation of incomes of physical persons.
В настоящее время широко обсуждаются перспективы реформы налога на доходы физических лиц с целью максимизации его фискальных функций и достижения справедливости налогообложения. Чаще всего звучит тезис о необходимости реформирования подоходного налогообложения на основе перехода к прогрессивному налогообложению.
Дж.М. Кейнс, занимаясь проблемами налогообложения применительно к вопросам государственного регулирования экономики, предлагал использование прогрессивного налогообложения и определял налоги как «встроенные механизмы гибкости». По мнению Дж.М. Кейнса снижение уровня налогообложения приводит к уменьшению доходов бюджета и обострению экономической неустойчивости, а прогрессивное налогообложение сглаживает этот процесс. Дж.М. Кейнс считал, что излишние сбережения отдельных членов общества возможно и необходимо изымать при помощи налогов, при этом, роль подоходного налога, по его мнению, сравнима с ролью нормы процента в экономике.
Приверженцы кейнсианства А. Лернер, Э. Хансен и другие предлагали «систему повышенного налогоо-
бложения крупных доходов и наследства и льготного обложения низких доходов, стимулируя склонность к сбережениям». Последователи Дж.М. Кейнса полагали, что такая налоговая политика может обеспечить социальную справедливость налогообложения.
Экономист Дж. Стюарт обосновывал целесообразность прогрессивного налогообложения существованием приципа сокращения полезности дохода, в соответствии с которым с ростом дохода его предельная полезность снижается
Социальная роль налогообложения заключается в возможности воздействия с помощью различных элементов налогов на социальные процессы, целью данного воздействия является регулирование социальной стабильности в обществе. Социальная стабильность неразрывна с понятием справедливости налогообложения. Принцип справедливости — основополагающий принцип классической теории налогообложения А. Смита, впервые выдвинутый им в «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Данный при-ницип был определен А. Смитом так: «подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании прави-
тельства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».
Таким образом, справедливость налогообложения возникает в случае, если шкала налогообложения установлена с учетом фактической способности налогоплательщиков к уплате налога и учитывает разницу в размерах доходов налогоплательщиков.
При существовании налоговой системы, в полной мере соответствующей указанному принципу, наличие значительной дифференциации общества по размерам доходов, является маловероятным. Уровень социального равенства и справедливости в определенной степени характеризуют уровень экономического развития государства. Этот вывод подтверждает тот факт, что уровень жизни в странах с наиболее развитой экономикой всегда выше. В этом отношении экономика Российской Федерации характеризуется достаточно низкими показателями. Соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой в России в настоящее время в соответствии с данными Росстата составляет 16,2 раза. В экономически более развитых странах указанное соотношение более демократично: в Швеции составляет 6 раз, в Германии — 7 раз, в Италии и Испании — 9 раз.
Отдельные представители российской экономической мысли определяют функции, которые призвана выполнять система управления социальной справедливостью: — аналитическая (оценка и прогноз потенциальных угроз социальной справедливости); — целеполагания (определение целей деятельности по управлению социальной справедливостью); — организационная (осуществление мероприятий, направленных на достижение социальной справедливости).
Представляется, что отдельные функции данной системы нуждаются в уточнении. В частности, на этапе целеполагания необходимо предусмотреть постановку как долгосрочных, так и средне и краткосрочных целей, а также задач, выполнение которых позволит достичь социальной справедливости. Данные цели и задачи могут определяться в процессе разработки основных направлений социальной и налоговой политики. При этом осуществление мероприятий, непосредственно связанных с налоговой политикой, должно включать в себя различные аспекты: манипулирование налоговыми ставками, установление налоговых льгот и вычетов, налоговое администрирование, определение основных принципов, формирующих фискальную политику государства. В этой связи систему управления справедливостью налогообложения необходимо выделять как отдельную составную часть общего процесса управления социальной справедливостью.
В соответствии с концепцией Шмелева Ю.Д. основными элементами подоходного налогообложения физических лиц, позволяющими достигать справедливости, являются: — освобождение от уплаты налога отдельных физических лиц; — определение на-
логовой базы с учетом социальных, демографических, семейных и других факторов, характеризующих налогоплательщика; — установление такой шкалы налогообложения, которая позволит учитывать не только различия в уровне доходов налогоплательщиков, но и их семейное положение, особенности общей социальной политики государства; — возможность организации контроля за соответствием расходов уровню получаемых доходов. Следующие элементы налога на доходы физических лиц противоречат принципу справедливости налогообложения:
• размеры налоговых вычетов не всегда отражают потребности налогоплательщиков на удовлетворение первостепенных потребностей, так как не учитывают различия в уровнях цен в различных регионах, а также не предполагают индексацию с учетом инфляции;
• пропорциональная шкала налогообложения не позволяет учитывать разницу в размерах доходов налогоплательщиков и, соответственно, фактическую способность налогоплательщиков к уплате налога. Из вышесказанного можно сделать вывод, что существующая система подоходного налогообложения физических лиц не создает условий для организации контроля за соответствием доходов налогоплательщика тем выплатам, которые он производит в пользу государства. Такая система не способствует реализации регулирующей функции налога, не отвечает принципу справедливости налогообложения, высказанному классиками экономической мысли, а также следующему принципу, провозглашенному в Налоговом кодексе Российской Федерации: «при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога». Таким образом, сложившаяся в России система налогообложения доходов физических лиц усугубляет социальное неравенство и несправедливость.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7) Россия является социальным государством. По нашему мнению, социальное государство — это политическая система, подразумевающая регулирование экономики, направленное на обеспечение достойного уровня жизни всем без исключения представителям общества, в том числе подразумевающая помощь нуждающимся. Функции государства реализуются с помощью мобилизуемых в его распоряжение доходов посредством преимущественно налогов, таким образом, налоговая политика имеет важное значение для реализации функций социального государства. Основными задачами социальной политики государства являются следующие: 1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопасности общества. 2. Обеспечение политической устойчивости. 3. Обеспечение такого распределения власти, которое признавалось бы большинством справедливым. 4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономи-
ческого эффекта, которая устраивала бы подавляющее большинство населения; 5. Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности 6. Обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищенности населения в целом и каждой из социальной групп.
В настоящее время одной из важнейших задач любого государства является достижение оптимального соотношения интересов государства и населения в налогообложении, иными словами, налоговая система должна обеспечивать доходы, способные покрыть расходы государства с одной стороны, а с другой — стимулировать экономическое развитие. Разные государства устанавливают баланс между этими двумя целями путем использования различных элементов налогообложения — это может быть манипулирование налоговыми ставками, либо установление льгот и вычетов для определенных категорий налогоплательщиков, организация налогового администрирования, освобождение от налогообложения разных видов доходов и другие методы, используемые, как правило, в совокупности.
В системе функций социальной политики в российской налоговой системе НДФЛ играет главенствующую роль в реализации функции распределения экономических ресурсов физических лиц, а также обеспечения социальной защищенности населения.
Исследование теоретических основ налогообложения позволило сделать вывод, что для достижения социальной справедливости важно комплексное использование таких элементов подоходного налогообложения как объект налогообложения (совокупный доход с градацией по величине), налоговые ставки (дифференцированные по шедулярному принципу), налоговая база (применение необлагаемого минимума и налоговых вычетов). При этом важно не допустить существенных потерь для бюджетной системы государства.
Анализ мнений различных экономистов показывает, что многие из них придерживались мнения о необходимости достижения социальной справедливости посредством использования прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. Так, А.Смитом было провозглашено «золотое правило», которое гласит: с большего дохода — больший налог. В соответствии с теорией Д.Локка налоговые системы стран с высокоразвитой экономикой характеризуются отсутствием прямого подоходного налогообложения, которое компенсируется эффективным прогрессивным налогообложением доходов. В слаборазвитых странах, наоборот, доходы как правило облагаются налогом по предельным налоговым ставкам. Исходя из этой теории Россию в настоящее время можно отнести к числу стран со слаборазвитой экономикой.
В защиту прогрессивного налогообложения высказывался также В. Петти, который утверждал, что социальное равенство достижимо только в случае применения прогрессивного прямого налогообложения. Ученый также обращал внимание на тот факт, что недопустима излишняя прогрессивность прямого нало-
гообложения, которая также подрывает основополагающие принципы социального равенства.
В начале XX в. российские экономисты А.А. Исаев, И.Х. Озеров, М.И. Соболев и другие доказали следующее: первостепенным инструментом реализации регулирующей функции налогов является прямой подоходный налог, взимаемый по прогрессивной шкале и использующий необлагаемый налогом минимум доходов.
В зарубежных странах правительства в своем стремлении к социальной справедливости налогообложения как основной цели налоговой политики устанавливают различные системы налогообложения доходов физических лиц, имеющие как схожие черты, так и определенные особенности. Опыт зарубежных стран с наиболее высоким уровнем жизни показывает, что для обеспечения принципа справедливости налогообложения в качестве инструмента перераспределения доходов практически все они используют прогрессивное налогообложение.
Так, доходы физических лиц в Испании подлежат налогообложению национальным и муниципальным подоходным налогом по прогрессивным ставкам, устанавливаемым исходя из размера полученного дохода. При этом ставки национального налога составляют от 12% до 23,5%, ставки муниципального налога — от 12% до 21,5%. Ставки мунициапльного налога могут отличаться от приведенных выше в отдельных автономных областях, например, Андалусия и Каталония в 2011 г. увеличили предельную налоговую ставку, которая в итоге составила: в Андалусии — 47%, в Каталонии — 49%.
Во Франции для исчисления суммы подлежащего уплате налога также используется прогрессивная шкала налоговых ставок, которые ежегодно пересматриваются и уточняются в соответствии с динамикой и темпами инфляции. В 2014 г. налоговые ставки составили от 0% до 50% в зависимости от размера доходов.
В США подоходный налог является основным источником доходов бюджетов штатов. Но и здесь ставка подоходного налога носит прогрессивный характер, размер ставок колеблется от 1,4% до 12%. Полученный налогоплательщиком доход облагается налогом по ставке того штата, в котором получен доход.
В Канаде подоходный налог взимается по прогрессивным ставкам в зависимости от величины полученных доходов, размеры ставок составляют от 15,25% до 29%. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в провинции Альберта предусмотрена пропорциональная шкала налогообложения подоходным налогом.
Подоходный налог в Нидерландах совместно с налогом на социальное страхование составляют единый налог, который взимается по прогрессивной шкале. Ставки налога зависят от величины получаемого дохода и варьируются от 27,5% до 60%. Однако отдельные статьи доходов облагаются налогом по фиксированным ставкам 45% и 20%. Так, например, единовременные выплаты, связанные с осуществлением трудовой деятельности, облагаются налогом по ставке 45%, а доход,
полученный от реализации акций — по ставке 20%.
С учетом установленного выше значения категории «справедливость» в налогообложении правомерно утверждать, что справедливость достигается тогда, когда существует определенное равенство возможностей удовлетворения налогоплательщиками первостепенных потребностей, связанных с их жизнеобеспечением, и одновременно есть прямая корреляция между размерами уплачиваемых налогов и полученных доходов. В случае подоходного налога данное соответствие выполняется в наибольшей степени при организации прогрессивного налогообложения, с установлением зависимости размеров налоговых ставок от общей суммы полученного за налоговый период дохода.
Из анализа зарубежной практики определения объекта подоходного налогообложения физических лиц следует, что достаточно распространенным является использование совокупного дохода, получаемого на территории государства и за его пределами — для резидентов.
Так, в Швеции в качестве налоговой базы выступают все виды доходов физических лиц, включая пенсии, дополнительные выплаты и заработную плату в натуральной форме, которая оценивается по рыночной стоимости товаров. В Испании налогом облагается заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, дивиденды, пенсии, пособия по безработице. Для исчисления налога доход увеличивается на 2% от стоимости недвижимого имущества. Налогообложению не подлежат пособия по болезни, стипендии, выигрыши в лотереях, выходные пособия при увольнении.
В налоговую базу подоходного налога в Норвегии включаются доходы от трудовой деятельности: заработная плата, различные выплаты, льготы, другие доходы, такие как алименты, пенсии, предпринимательский доход. В Японии облагаются все доходы без каких-либо вычетов.
Имеют место и другие системы подоходного налогообложения, где разные виды доходов облагаются по разным схемам (США, Франция, Дания и др.). Но как правило, это приводит к усложнению расчетов и вынужденному привлечению налоговых консультантов. Так, во Франции все доходы физических лиц делятся на 8 категорий: заработная плата, пенсии; вознаграждения руководителей предприятий; промышленные и коммерческие прибыли; некоммерческие прибыли; сельскохозяйственные прибыли; земельная рента; дивиденды и проценты; доходы от перепродажи движимого и недвижимого имущества.
Для Дании также характерна дифференциация ставок налога на доходы физических лиц в зависимости от вида дохода, которая включает в себя следующие группы доходов: личные, доходы от капитала, от акций, налогооблагаемый простой доход. К личным доходам относится заработная плата, суммы возвращенного налога, стоимость бесплатного жилья, расходы на служебный автомобиль в случае использования его в личных целях, чистый доход от предпринимательской деятельности, пенсии. Доход от капитала включает в
себя чистые проценты, полученную арендную плату за предоставляемое внаем жилье, дивиденды от зарубежных компаний в случае, если налог иностранного государства меньше налога, удерживаемого в Дании, а также прибыль, возникающую от операций по акциям, находящимися во владении менее трех лет. Личный доход и доход от капитала в совокупности за минусом льгот, вычетов и освобождений составляют налогооблагаемый простой доход. Доход от акций — это налогооблагаемая прибыль при продаже акций (в случае, если они находились в собственности более трех лет), дивиденды от датских компаний, доходы, распределяемые инвестиционными трастами.
В Канаде налогооблагаемый доход, получаемый физическими лицами, подразделяется в зависимости от его источника. Так, различают доход, полученный от трудовой деятельности, имущественный доход, предпринимательский доход и прирост капитала. Доходы, не принадлежащие к перечисленным группам, признаются случайной прибылью и не подлежат налогообложению.
Определение налоговой базы на основе совокупного дохода, представляется более правомерной с позиции достижения цели отражения принципа справедливости налогообложения. Основная причина состоит в том, что в этом случае более адекватно учитывается платежеспособность налогоплательщика при установлении дифференцированной налоговой ставки не по видам доходов, а в зависимости от их совокупного размера. Расширение налоговой базы в этом случае позитивно скажется на уровне налоговой нагрузки ввиду снижения налоговых ставок при обеспечении финансовых потребностей государства. Однако при том, что такой подход упрощает налоговый контроль за расчетом налоговой базы, одновременно требуется переход на декларационный способ уплаты налога на доходы физических лиц, что требует определенной степени готовности населения (повышение налоговой культуры, введение института налогового консультирования) и налоговых органов (автоматизация и расширение сферы электронных услуг).
Важным элементом достижения социальной справедливости представляется градация доходов налогоплательщиков при определении той их доли, которая будет мобилизована в бюджет государства налоговыми методами. Размер чистых доходов (доходов, уменьшенных на величину расходов, связанных с жизнеобеспечением индивида) согласно обработанным статистическим данным существенно различается. Соответственно применение принципа градации совокупного дохода позволит учесть платежеспособность налогоплательщика при исчислении размера подлежащего уплате налога, а значит более соответствует принципу социальной справедливости.
Зарубежная практика также свидетельствует о применении градации доходов не только по видам доходов, но и по их величине. Так, в Дании ставки государственного налога дифференцированы в зависимости от размера дохода, 34 базовая ставка составляет 3,76% для до-
хода, составляющего от 42 900 датских крон (примерно 230 000 руб.) до 389 900 датских крон (примерно 2 100 000 руб.). В случае, если простой доход составляет более 389 900 датских крон, он дополнительно облагается по ставке 15%. Доход менее 42 900 датских крон облагается налогом по ставке 0%. При этом доход от акций в случае, если он не превышает 33 800 датских крон, подлежит налогообложению по ставке 35%, в случае превышения — 40%. Все доходы от нелистинговых акций облагаются по ставкам 25% и 40% в зависимости от размера портфеля акций. Дивиденды, в случае превышения их суммы 33 800 датских крон, облагаются по ставке 40%, в противном случае — по ставке 25%, при этом налоговым агентом является компания, выплачивающая дивиденды. В США налоговая база разделена на шесть групп для применения прогрессивных налоговых ставок (от 10 до 35%).
Прогрессивное налогообложение в зарубежных странах применяется в сочетании с широкой системой налоговых вычетов, льгот. Важнейшей составляющей выступает и необлагаемый доход, в том числе в сочетании с семейной системой подоходного налогообложения.
Так, подоходный налог в Испании может уплачиваться индивидуальным налогоплательщиком или семейной парой. Необлагаемый минимум составляет: в первом случае — 2 400 евро в год, во втором — 4 800 евро.
Во Франции применяется система семейного налогообложения доходов: объектом налогообложения является совокупный годовой доход семьи. Необлагаемым минимумом является доход, облагаемый по ставке 0%, который составляет 5 963 евро в год.
В отличие от большинства европейских стран, в Норвегии супружеские пары уплачивают налог отдельно друг от друга, однако, различаются две группы налогоплательщиков: одинокие граждане, и граждане, имеющие одного и более иждивенцев на содержании. Доходы первой группы налогоплательщиков, 35 превышающие 220 500 норвежских крон (1 130 283 руб.) и составляющие сумму менее 248 500 норвежских крон (1 273 811 руб.) облагаются налогом по ставке 9,5%, а доход свыше 248 500 норвежских крон — по ставке 13,7%. Доходы второй группы налогоплательщиков свыше 267 500 норвежских крон (1 371 205 руб.) и до 278 500 норвежских крон (1 427 591 руб.) облагаются по ставке 9,5%, а доходы свыше 278 500 норвежских крон — по ставке 13,7% (10 норвежских крон — примерно 51 руб.)
Кроме того в Норвегии налогооблагаемый доход определяется путем вычета из фактически полученного дохода необлагаемого минимума, фактически произведенных затрат в размере не более 20% полученного дохода, а также полученных доходов в виде процентов, алиментов. Кроме того, вычету из суммы дохода подлежит необлагаемый минимум в сумме 36 000 норвежских крон для одиноких граждан и 29 800 норвежских крон — для граждан, имеющих иждивенцев на содержании.
Система взимания подоходного налога в Японии является трехступенчатой: физические лица уплачива-
ют государственный подоходный налог, префектурный налог и местные подоходные налоги. Налог взимается по прогрессивной шкале: ставки государственного подоходного налога составляют от 10% до 50%, ставки префектурного налога — от 5% до 15%.
Рассмотрим возможность реализации задач социальной политики с помощью НДФЛ в условиях российской экономики на примере реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее — Концепция). Исходя из вышеизложенного, представляется, что следующие цели и задачи, изложенные в Концепции, могут быть реализованы с использованием механизма подоходного налогообложения:
1. Ввиду сокращения численности населения в Концепции обозначена задача преодоления негативных демографических тенденций, стабилизации численности населения и создания условий для ее роста, повышения качества жизни. Для решения указанной задачи посредством применения механизма подоходного налогообложения необходимо действовать в направлении стимулирования рождаемости. В настоящее время тенденция увеличения налоговых вычетов на детей, а также наличие налоговых вычетов на лечение и обучение детей и близких родственников в определенной степени способствует достижению поставленной цели. Однако, с указанной целью возможно продолжить совершенствование системы налоговых вычетов и усиление их социальной направленности, например, повышение их размеров в соответствии со средними расходами на содержание ребенка («потребительская корзина»), которые могут увеличиваться с возрастом ребенка.
2. Одной из проблем в Концепции названо снижение доступности и качества медицинских и образовательных услуг. Для решения указанной проблемы необходимо увеличение расходования бюджетных средств на эти цели, что возможно в случае увеличения налоговых ставок для налогоплательщиков, получающих доходы выше среднего уровня. Кроме того, с целью повышения доступности рассматриваемых услуг возможно увеличение размеров налоговых вычетов на лечение и обучение до размеров фактических затрат. Кроме того, целесообразным является предоставление налоговых вычетов по процентам, уплаченным за пользование образовательными кредитами в сумме фактических затрат
3. Одной из задач Концепции является преодоление проблемы бедности пенсионеров (повышение размеров пенсий до 2-3 прожиточных минимумов). С целью решения указанной задачи возможно некоторое изменение существующего механизма предоставления налоговых вычетов по взносам налогоплательщиков на добровольное пенсионное страхование. В частности, в части превышения размеров взносов суммы, указанной в п. 2 ст. 219 НК РФ, возможно принятие дополнительных сумм взносов к вычету по процентным ставкам от суммы внесенных взносов, причем систему ставок с
целью стимулирования указанных расходов целесообразно предусмотреть прогрессивной: с большего взноса — большая сумма к вычету. Так, в Испании годовой доход уменьшается на суммы отчислений на социальное страхование и профсоюзные взносы, не превышающие 5% от дохода и сумму 1 500 евро. Частично можно вычесть документированные расходы на лекарства.
4. В рассматриваемой Концепции неоднократно упоминается проблема социального неравенства, региональной дифференциации, значительного расслоения населения по уровню доходов. В качестве задач в данном направлении обозначены повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов, последовательное сокращение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения, поддержание социальной справедливости. Для достижения перечисленных задач целесообразным является установление прогрессивной шкалы налоговых ставок, предусматривающей снижение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения и повышение нагрузки на высокообеспеченных налогоплательщиков.
5. Задачей Концепции также является создание эффективной адресной поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей. Реализация указанной задачи возможна при наличии дополнительных средств бюджета для финансирования адресной поддержки перечисленных лиц. Поступление дополнительных средств возможно в случае повышения налоговых ставок для лиц, получающих высокие доходы.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о возможности использования НДФЛ, ввиду его специфики, для решения широкого круга задач социальной политики.
Вывод. Социальное государство предполагает направленность осуществляемого им регулирования экономики на достижение равенства и справедливости, при этом справедливость налогообложения подразумевает соответствие размеров уплачиваемых налогов суммам полученных доходов, а социальная справедливость подразумевает равные возможности удовлетворения первостепенных потребностей каждым из членов общества.
Анализ элементов НДФЛ по действующим положениям налогового законодательства показал его несоответствие принципу справедливости налогообложения. Основным элементом предлагаемой концепции реформирования НДФЛ является переход к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц. Однако с учетом системного характера НДФЛ данный подход требует пересмотра практически всех элементов налога, изменения их в соответствии с необходи-
мостью обеспечения справедливости и эффективности прогрессивного налогообложения: переход к прогрессивной шкале налогообложения, введение необлагаемого минимума, расширения круга налоговых льгот. В совокупности все это будет способствовать реализации принципа соизмеримости сумм уплачиваемого налога и размеров полученного дохода.
Литература
1. Балихина Н.В, Косов М.Е., Развитие инвестиционно-инновационных процессов в российской экономике. Финансовый аспект: монография /— М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2014 г. — С. 231.
2. Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2004. С.62.
3. Кашин, В.А. О налогообложении доходов граждан/ В.А. Кашин // Финансы. — 2012. — №>8. — С.40.
4. Косов М.Е. Равновесие экономической системы / Монография Российский государственный торгово-экономический университет. РГТЭУ Москва 2012 год. С. 295.
5. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Налогообложение доходов и имущества физических лиц / Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
6. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г Введение прогрессивной шкалы по НДФЛ: палитра мнений // Вестник Московского университета МВД России, № 2. 2015 г, С. 205-212.
7. Косов М.Е., Модель социально ориентированного налогообложения доходов физических лиц / Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 11 (77). С. 48-59.
8. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 143—144.
9. Косов М.Е., Крамаренко Л.А., Экономическое равновесие налоговой системы / Монография, М.: Юнити-Дана, 2014.
10. Косов М.Е, Значение резидентства физических лиц для исчисления налогов с получаемых доходов / Вопросы экономических наук. 2008. № 2.С.123-126.
11. Косов М.Е. Особенности исчисления налогов при применении трех систем (пропорционального прогрессивного и регрессивного налогообложения) / Проблемы экономики. 2008. № 2. С 154-156.
11. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2011. С. 120—121.
12. Шаталов, С.Д. Об основных направлениях налоговой политики на 2008 — 2011 годы/ С.Д. Шаталов // Налоги и налогообложение. — 2008. — №6. — С. 25.
13. Deloitte. Deloitte Touche Tohmatsu Limited [Электронный ресурс]. — 2011. Режим доступа: http:// www.deloitte.com