УДК 336.025
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ
В. Л. Коротина
кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и налогообложения, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина РАНХиГС при Президенте Российской Федерации E-mail: kaffin@pags.ru
М. С. Жверанцева
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина РАНХиГС при Президенте Российской Федерации E-mail: zhverantseva@yandex.ru
Э. Р. Каримова
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина РАНХиГС при Президенте Российской Федерации E-mail: karimova_pags@mail.ru
Введение. В условиях расширения международных хозяйственных связей национальную налоговую политику невозможно рассматривать только как комплекс мер, предусматривающих внутригосударственное регулирование в стране и обеспечивающих реализацию социально-экономической политики государства. Межгосударственное движение товаров, рабочей силы и капиталов усиливает значение и роль налогов в распределительных отношениях как между хозяйствующими субъектами и государством, так и между странами, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность. Теоретический анализ. Рассмотрены некоторые направления гармонизации налоговой политики стран-участниц ЕврАзЭС. Методы. В статье обоснована необходимость применения системного подхода к анализу налоговых систем стран-участниц ЕврАзЭС и работе по гармонизации налоговых законодательств стран-участниц данного интеграционного образования. Системный подход позволит разработать теоретические и методические положения по развитию процессов налоговой гармонизации стран-участниц ЕврАзЭС, придаст процессу межгосударственной интеграции дополнительную устойчивость и динамизм. Результаты. Результатами проведенного в статье анализа стали: выявление наиболее актуальных направлений развития процессов евразийской интеграции под воздействием налоговых механизмов, включающих гармонизацию косвенного налогообложения стран-участниц ЕврАзЭС; установление общих принципов налогообложения доходов и имущества в государствах-членах ЕврАзЭС; укрепление информационного обмена между налоговыми службами стран-участниц ЕврАзЭС. Ключевые слова: ЕврАзЭС, экономическая интеграция, гармонизация налоговых систем, косвенное налогообложение, налогообложение доходов и имущества, налоговое администрирование.
Введение
Характерной особенностью современного этапа развития мировой экономики является международная экономическая интеграция, которая представляет собой процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Кроме того, в настоящее время происходит экономическое сближение и
взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных взаимообусловленных факторов, среди которых важное место занимают глобализация хозяйственной жизни, развитие международного разделения труда и повышение открытости национальных экономик.
Развитию экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.
Кроме того, возможность и целесообразность экономической интеграции во многом определяется наличием исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей между странами. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть эффективным. Примером служит наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе (ЕС). На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли.
Важным звеном всего процесса экономической интеграции в рамках ЕС, особенно на современном этапе его развития, стало сближение налоговой политики и налоговых систем стран-участниц Европейского союза. Для обозначения именно данного процесса в ЕС используется термин «налоговая гармонизация».
По мнению профессора Н. Н. Тютюрюкова, налоговая гармонизация в ЕС ставит перед собой следующие цели:
а) упразднение налоговых границ для того, чтобы сделать равные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов;
б) объединение и унификация внутреннего рынка ЕС как основного двигателя интеграционных процессов в регионе;
в) приведение в соответствие структуры налоговых систем, порядка взимания основных видов налогов во всех странах сообщества [1].
Теоретический анализ
Идея создания единого экономического пространства была предложена в начале 1990-х гг. после того как бывшие республики Советского Союза объявили о своей независимости и был образован Союз независимых государств (СНГ). Интеграционный проект был направлен на формирование согласованной экономической политики и создание единой регулирующей комиссии по торговле и тарифам.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - это международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.
Развитие международного экономического сотрудничества Российской Федерации и расширение интеграционных процессов между государствами-членами ЕврАзЭС предъявляют повышенные требования к совместимости международных договоров и национальных нормативно-правовых актов, в том числе в сфере налогообложения. Самостоятельное функционирование национальных налоговых систем трансформируется в процессы их сближения и унификации с нормами международных договоров. В этой связи важное место отводится гармонизации налогового законодательства (налоговой гармонизации) и налоговой политики, направленной на достижение функционального равновесия международных и национальных нормативно-правовых актов, обеспечивающей степень их взаимной сбалансированности и в итоге позволяющей национальной налоговой системе функционировать и развиваться в заданных интеграционных направлениях.
В условиях расширения международных хозяйственных связей национальную налоговую политику невозможно рассматривать только как комплекс мер, предусматривающих внутригосударственное регулирование в стране и обеспечивающих реализацию социально-экономической политики государства. Межстрановое движение товаров, рабочей силы и капиталов усиливает
значение и роль налогов в распределительных отношениях как между хозяйствующими субъектами и государством, так и между государствами, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность.
Основными целями согласованной налоговой политики в рамках Евразийского экономического сообщества являются:
- гармонизация налогового законодательства;
- согласованное реформирование налоговых систем государств-членов ЕврАзЭС;
- устранение налоговых барьеров, оказывающих влияние на развитие экономических связей между государствами, и т.д. [2].
Гармонизация налогового законодательства представляет собой разработку общего курса государств-членов Евразийского экономического сообщества в сфере налоговых правоотношений на соответствующем этапе интеграционного взаимодействия. Вместе с тем налоговая гармонизация должна предусматривать сохранение определенных особенностей правового регулирования и не ставить своей целью приведение к полной стандартизации порядка взимания налогов и сборов (пошлин) в ЕврАзЭС.
Методы
Очевидно, что процессы гармонизации налоговых законодательств в рамках межгосударственной интеграции должны осуществляться согласованно, последовательно. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость применения системного подхода к анализу налоговых систем стран-участниц ЕврАзЭС и работе по гармонизации налоговых законодательств стран-участниц данного интеграционного образования. Системный подход позволит разработать теоретические и методические положения по развитию процессов налоговой гармонизации стран-участниц ЕврАзЭС, придаст процессу межгосударственной интеграции дополнительную устойчивость и динамизм.
Так, в статье на основе применения системного подхода и методов системного анализа выделены наиболее актуальные направления налоговой гармонизации стран-участниц ЕврАзЭС:
- гармонизация косвенного налогообложения стран-участниц ЕврАзЭС;
- установление общих принципов налогообложения доходов и имущества в государствах-членах ЕврАзЭС;
- укрепление информационного обмена между налоговыми службами стран-участниц ЕврАзЭС.
Результаты
В 2001 г. был образован Координационный совет руководителей налоговых служб государств-участников Содружества независимых государств. Данным Советом утверждены основные прямые
и косвенные налоги, подлежащие гармонизации. При этом к косвенным налогам отнесены НДС и акцизы.
Системы взимания косвенных налогов подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают значительное влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств-участников ЕврАзЭС [3]. Кроме того, определенный уровень и структура косвенного налогообложения прямо влияют на цены хозяйственных благ - товаров и услуг. Различия же в косвенном налогообложении среди стран-участниц приводят к тому, что цены на продукцию из этих стран отражают не только степень эффективности использования факторов производства, но и параметры системы налогообложения, специфичные для данной страны. В то же время по мере углубления интеграции производители товаров и услуг вступают в конкуренцию на едином рынке интеграционной группировки. Тем самым происходит искажение конкуренции, связанное с национальными различиями в налоговых системах. Аналогично происходит искажение конкуренции на объединяющихся финансовых рынках интеграционной группировки, если учесть наличие разных систем налогообложения финансовых инструментов и активов.
На вертикальном уровне гармонизации косвенного налогообложения в ЕврАзЭС находятся многосторонние договоры, такие как: Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»; Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.; Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.
Согласно нормам Соглашения во взаимной торговле трех государств реализован принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах.
На горизонтальном уровне гармонизации косвенного налогообложения также возникает необходимость принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные налоговые законодательства государств-участников ЕврАзЭС.
В настоящее время страны-участницы ЕврАзЭС находятся на завершающем этапе процесса перехода к взиманию косвенных налогов по принципу «страны назначения». Во всех государствах налогом на добавленную стоимость облага-
ются операции по поставке товаров и оказанию услуг, кроме тех случаев, когда конкретные виды деятельности либо товары и/или услуги освобождены от обложения НДС.
Сравнительный анализ национального законодательства выявил тот факт, что страны-участницы ЕврАзЭС по-разному трактуют понятия «налогоплательщик НДС» и «налоговый агент», что нередко приводит к двойному взиманию налога при экспортно-импортных поставках или, напротив, к тому, что налог не платится совсем. В связи с этим для эффективного функционирования единой системы косвенного налогообложения необходимо полное и четко сформулированное законодательное обеспечение процессов налогообложения, что может быть достигнуто только при использовании единообразной и последовательной налоговой терминологии в законодательстве стран-участниц ЕврАзЭС.
Кроме того, участниками данного интеграционного образования установлены различные налоговые и отчетные периоды по НДС, что приводит к усложнению порядка их исчисления и уплаты. В этой связи предлагается применять единообразный подход к определению даты налогового обязательства и сроков уплаты налога и с этой целью определить в качестве единого налогового периода по налогу на добавленную стоимость календарный месяц.
Также различны и ставки по НДС в странах-участницах ЕврАзЭС: 18, 10, 0% - в Российской Федерации и Республике Беларусь; 15, 0% - в Республике Казахстан, 20, 0% - в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан. Гармонизация налогообложения предполагает установление единой ставки налога на добавленную стоимость для стран-членов ЕврАзЭС на уровне ни ниже 15% и унификацию перечня документов для подтверждения «нулевой ставки», применяемой при экспорте товаров.
В целях упрощения процедуры возврата НДС представляется целесообразным также установить единые сроки возврата налога, поскольку в настоящее время данная процедура в странах-участницах ЕврАзЭС усложнена, что приводит к несвоевременному возврату налога.
Что касается акцизов, сегодня большинство стран имеет в списке подакцизных товаров алкогольную продукцию, табачные изделия и нефтепродукты. Доходы от этих товарных групп достаточно высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены.
Существуют значительные различия в системе ставок акцизов, что может иметь негативные последствия. Если местные акцизы существенно превышают соответствующие налоги в соседних странах, то появляется проблема контрабанды подакцизных товаров. Гармонизацию акцизной
политики необходимо проводить на двусторонней взаимной основе. При определении темпов роста и ставок акцизов следует учитывать различия в размерах ВВП на душу населения, располагаемых ежедневных доходах, долю акциза в цене товара, долю расходов населения на эти товары и другие экономические и социальные показатели стран-участниц ЕврАзЭС, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения и международных экспертов.
В целом работа по гармонизации косвенного налогообложения стран-участниц ЕврАзЭС предполагает переход к единым правилам взимания косвенных налогов, включая унификацию порядка и сроков возврата налога на добавленную стоимость, сближение ставок акцизов. Кроме того, необходимо принятие единого порядка администрирования косвенных налогов в случае отмены таможенного оформления товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли государств-членов ЕврАзЭС, учитывая унификацию принципов взимания НДС и создания единого реестра налогоплательщиков НДС.
Кроме того, политика ЕврАзЭС в отношении косвенного налогообложения должна базироваться на принципах пересмотра уровня налоговых ставок с целью их унификации между импортируемым и экспортируемым товаром.
Что же касается прямых налогов, то они, с одной стороны, непосредственно связаны с бюджетной политикой государств-членов ЕврАзЭС, с другой стороны, прямые налоги как платежи, взимаемые с хозяйствующих субъектов, влияют на выбор места регистрации и осуществления деятельности компании, а также на принятие решений по инвестированию в экономику того или иного государства. В связи с этим возникает потребность в согласования налогов на прибыль, доходы и имущество организаций и физических лиц с целью модернизации общих принципов их взимания в странах Евразийского экономического сообщества.
Унификация налогообложения прибыли организаций должна поставить в равные условия все компании, функционирующие в рамках ЕврАзЭС, облегчить им доступ на внутренний рынок ЕврАзЭС, а также активизировать прямые иностранные инвестиции в рамках данного интеграционного образования. По налогу на прибыль целесообразно унифицировать методику формирования совокупного годового дохода, предусмотреть возможность его последующей корректировки, определить порядок принятия к вычету расходов с дальнейшим определением налогооблагаемого дохода, а также переноса убытков и конечное исчисление налога, подлежащего уплате в бюджет.
Проблема унификации законодательства в области налогообложения доходов физических лиц связана с различными подходами к опре-
делению объекта налогообложения, а также с многообразностью используемых ставок и принятой шкалы налогообложения. Необходимо определить единый перечень налогооблагаемых доходов, установить унифицированную прогрессивную шкалу ставок налогов с доходов физических лиц и порядок их применения относительно резидентов и нерезидентов соответствующего государства.
Налогообложение имущества организаций в государствах-членах ЕврАзЭС имеет много общих черт, однако существуют отдельные позиции, определяющие его специфику. Во всех этих странах к числу плательщиков относятся юридические лица, в том числе и иностранные, имеющие в собственности имущество. Для этих стран характерен невысокий уровень ставок, установленный в пределах от 0,5 до 2,2% от стоимости имущества. К позициям, определяющим специфику налогообложения имущества в каждой стране, относятся такие элементы, как объект налогообложения, льготы, порядок и сроки уплаты налога.
В целях гармонизации налогов на имущество, следует определить общие принципы налогообложения имущества (недвижимости) юридических и физических лиц.
В целом при гармонизации прямых налогов необходима разработка мероприятий для установления единых принципов применения договоров об избежании двойного налогообложения и уклонений от уплаты налога на доход, имущество и капитал. Представляется целесообразным определение общих принципов взимания налогов на имущество, капитал и доходы физических лиц, работающих за пределами страны, в других странах ЕврАзЭС, решение проблем подтверждения налогового резидентства в целях применения указанных договоров. Гармонизация налогов на доходы граждан предполагает установление единого перечня объектов налогообложения, видов и порядка применения социальных и имущественных вычетов.
На всех этапах интеграционного развития особое внимание следует уделить гармонизации процедур налогового администрирования. Налоговыми органами стран-участниц ЕврАзЭС на сегодняшний момент определены следующие принципы налогового администрирования:
- придание ведомственным нормативным правовым актам большей четкости, не оставляющей места для неоднозначного толкования;
- совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков;
- совершенствование организационной структуры аппарата налоговых органов;
- совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций;
- организация работы по оперативному доведению до налогоплательщиков информации о действующем законодательстве и разъяснению порядка его применения;
- повышение результативности рассмотрения налоговых споров;
- расширение практики решения споров с налогоплательщиками в досудебном порядке и
др. [4].
В дальнейшем налоговым службам стран-участниц ЕврАзЭС необходимо определить специфичные формы и методы налогового контроля в каждом из государств. Кроме того, следует унифицировать составы нарушений законодательства о налогах и сборах, рассмотреть возможность установления единого минимального и максимального размера штрафных санкций за идентичные правонарушения.
Таким образом, в настоящее время происходит качественное изменение роли налогообложения в современной системе международных экономических отношений, связанное с изменением структуры и основ мирового хозяйства, выражающемся в его глобализации. Углубление международной экономической интеграции требует унификации и сближения структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласования налоговой политики и национального налогового права государств-членов ЕврАзЭС.
Для создания реальных условий гармонизации налогового законодательства в рамках дан-
ного интеграционного образования необходима активизация системной работы по изучению и анализу налогового законодательства каждого государства-члена ЕврАзЭС с целью выявления состояния налоговой системы, достоинств и недостатков функционирования налоговой системы и действующего налогового механизма и сравнительному анализу, выявлению сходств и различий в налогообложении, а также дополнительных резервов для гармонизации элементов налогообложения.
Список литературы
1. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран. Европа и США. М. : Дашков и К. 2002. 174 с.
2. Мамбеталиев Н., Мамбеталиева А. Налоги в Таможенном союзе и едином экономическом пространстве // Налоговый вестник. 2011. № 11. С. 51-59.
3. Ермекбаева Б. Ж. Проблемы гармонизации налоговых систем в рамках ЕврАзЭС // Publishing house Education and science s.r.o. URL: http://www.rusnauka. com/10._ENXXIV_2007/Economics/21744.doc.htm (дата обращения: 20.04.2013).
4. Решение Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества от 5 апреля 2002 г. № 75 «Об Основных принципах гармонизации налогового администрирования в государствах -членах ЕврАзЭС». URL: http://pravo.levonevsky. org/bazaby/mdogov/megd1452.htm (дата обращения: 05.06.2013).
Evolution ot the Process of Eurasian Integration under the Influence of Tax Arrangements V. L. Korotina
Candidate of Science, Professor, Department of Finance, Credit and Taxation, Stolypin Volga Region Institute of Administration Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031 Russia E-mail: kaffin@pags.ru
M. S. Zhverantseva
Candidate of Science, Associate Professor, Department of Finance, Credit and Taxation, Stolypin Volga Region Institute of Administration Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031 Russia E-mail: zhverantseva@yandex.ru
E. R. Karimova
Candidate of Science, Associate Professor, Department of Finance, Credit and Taxation, Stolypin Volga Region Institute of Administration Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031 Russia E-mail: karimova_pags@mail.ru
Introduction. With the expansion of international economic relations national tax policy cannot be considered only as a set of measures providing the domestic regulation in the country and ensuring the implementation of social and economic policy. Interstate traffic of goods, labor and capital increases the importance and the role of taxes in the distribution relations both between businesses and the state, and among the countries that are active in foreign trade. Theoretical analysis. The article studies the directions of harmonization of tax policy Eurasian EC. Methods. The article proves the necessity of system approach to the analysis of tax systems of the Eurasian countries and work on the harmonization of tax laws of the member states of the integrated community. The system approach will develop the theoretical and methodological base for the process of
development the tax harmonization in Eurasian countries, make the interstate integration process more stable and dynamic. Results. The developed by the authors analysis results in the detection the most important areas of the Eurasian integration processes under the influence of tax arrangements, including the harmonization of indirect taxation in Eurasian countries, the establishment of general principles of taxation of income and property in Eurasian EC, intensification the information interchange between the tax services of Eurasian countries. Key words: EAEC, economic integration, harmonization of tax systems, indirect taxation, taxation of income and property, tax administration.
References
1. Tjutjurjukov N. N. Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran. Evropa i SShA [The tax systems of foreing countries: Europe and the U.S.A.]. Moscow, Dashkov i K, 2002. 174 p.
2. Mambetaliev N., Mambetalieva A. Nalogi v Tamozhen-nom sojuze i edinom jekonomicheskom prostranstve [Taxes in the Customs Union and Common Economic Space]. Nalogovyj vestnik [Tax Bulletin], 2011, no. 11, pp. 51-59.
3. Ermekbaeva B. Zh. Problemy garmonizacii nalogovyh sistem v ramkah EvrAzJeS (Problems of harmonization of tax sistems in the EU). Publishing house Education
and science s.r.o. Available at: http://www.rusnauka. com/10._ENXXIV_2007/Economics/21744.doc.htm (accessed 20 April 2013).
4. Reshenie Integracionnogo Komiteta Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva ot 5 aprelja 2002 g. № 75 «Ob Osnovnyh principah garmonizacii nalogovogo administrirovanija v gosudarstvah - chlenah EvrAzJeS» (The decision of the Integration Commitee of the Eurasian Economic Community dated April 5, 2002, № 75 «On the Basic Principles of the harmonization of tax administration in the states-members of the Eurasian Economic Community»). Available at: http://pravo.levonevsky. org/bazaby/mdogov/megd1452.htm (accessed 05 June 2013).