< >
о о
Е. А. Куклина E. A. Kuklina
Чжу Сяоцин Zhu Xiaoging
Сунь Юйсю Sun Yuxiu
Се Тяньчэн Xie Tiancheng
Налоговая политика стимулирования инновационной деятельности организаций в России и Китае:
вектор решения проблем
*
и перспективы развития
Tax Policy of Stimulation of Innovative Activity of the Organizations in Russia and China: Vector of the Problems Solving and Development Prospect
Куклина Евгения Анатольевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры экономической теории Доктор экономических наук, доцент [email protected]
Чжу Сяоцин
Пекинский административный институт Заместитель заведующего кафедрой экономики Доктор экономики, профессор
Сунь Юйсю
Пекинский административный институт
Доцент кафедры менеджмента промышленности и
торговли
Доктор экономики
Се Тяньчэн
Пекинский административный институт Преподаватель кафедры экономики Доктор экономики
Kuklina Evgenia Anatolievna
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Professor of the Chair of Economic Theory Doctor of Science (Economy) jeakuklina@mail .ru
Zhu Xiaoging
Beijing Administrative Institute Deputy Head of the Chair of Economy Doctor of Economy, Professor
Sun Yuxiu
Beijing Administrative Institute Associate Professor of the Chair of Management, Industry and Trade Doctor of Economy
Xie Tiancheng
Beijing Administrative Institute
Assistant Professor of the Chair of Economy
Doctor of Economy
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
инновации, инновационная деятельность, налоговая система, налоговое стимулирование, налоговые льготы
KEY WORDS
innovation, innovative activities, tax system, tax stimulation, tax incentives
* Статья является продолжением представления результатов исследований, выполненных в рамках второго этапа реализации международного научно-исследовательского проекта кафедры экономической теории Северо-Западного института управления филиала РАНХиГС и кафедры экономики Пекинского административного института по теме: «Сопоставительный анализ налоговой политики стимулирования инновационной деятельности организаций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике», изложенных в [3].
РЕФЕРАТ
В статье, на основе анализа налоговой политики стимулирования инноваций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике, определены направления решения проблем и перспективы развития налогового стимулирования инновационной деятельности организаций в этих странах.
ABSTRACT
In the article, basing on the analysis of the tax policy for stimulation of the innovations in Russia and in China, the author identifies the directions in solving of subject under discussion. There are described the perspectives of development of tax incentives for innovative activities of organizations in these countries.
< >
о о
Рассматривая проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности, необходимо остановиться на ставшем уже традиционным разделении существующих мер государственной поддержки на прямые и косвенные. Поддержка инновационной деятельности государством может осуществляться как непосредственно, когда государство в лице отдельных органов власти выступает инициатором НИОКР, инновационных проектов, так и косвенно, опосредованно, через различные механизмы поддержки инновационной деятельности, т. е. посредством экономических, правовых и иных механизмов стимулирования инновационной деятельности.
По нашему мнению, разделение мер господдержки на прямые и косвенные в достаточной степени условно, многие экономисты классифицируют эти меры по-разному в зависимости от принятых определений [1; 2; 4; 5; 7 и др.]. Так, например, О. В. Мотовилов отмечает, что прямая поддержка заключается в непосредственном бюджетном финансировании конкретных работ и организаций в виде оплаты выполненных по государственным контрактам исследований и разработок, инвестирования в уставный капитал организаций, предоставления государственного кредита и др. А косвенная поддержка представляет собой создание государством условий, направленных на привлечение в научно-инновационную сферу средств частных инвесторов и кредиторов, в том числе на стимулирование организаций к самофинансированию НИОКР. Она может оказываться в виде предоставления налоговых и таможенных льгот, выда-
чи государственных гарантий (поручительств), субсидирования процентных ставок по банковским кредитам и другими способами [4].
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговое стимулирование НИОКР возникло на базе предшествующего развития форм государственной поддержки; косвенное регулирование началось с ускоренной амортизации оборудования любого вида. Позже в практику был внедрен метод списания расходов на исследования и разработки в полном и даже кратном объеме (так называемая налоговая льгота на НИР), и уже затем стали развиваться разные формы налогового исследовательского кредита.
Анализ развития налоговой политики различных стран показал, что ключевым направлением реформирования налоговых систем практически во всех промышленно развитых странах мира за последние три десятилетия было проведение налоговых реформ под девизом «Лучше низкие ставки налогов с минимальным числом налоговых льгот, чем высокие ставки с множеством исключений из общего правила». Однако по результатам проведенного анализа можно заключить, что практически все развитые страны активно используют налоговые льготы как важнейший инструмент стимулирования инновационной деятельности. При этом необходимо отметить, что есть страны, принципиально отказывающиеся от стимулирования инновационной деятельности через налоговые льготы.
Так, например, в Финляндии налоговые льготы практически отсутствуют,
о а государственная поддержка иннова-
^ ционной деятельности осуществляется
^ исключительно через механизмы субси-
^ дирования деятельности хозяйствующих
^ субъектов. В Германии также отсутствуют налоговые льготы, стимулирующие
о исследования и разработки, а государ-
со
о ственная политика ориентирована в зна-< чительной степени на субсидирование с инновационных компаний по различным х направлениям. Тем не менее эти об-2 стоятельства не помешали названным н- странам быть в числе лидеров по погаси зателю наукоемкости ВВП: в последние с десятилетия доля затрат на НИОКР в ВВП в Финляндии находится на уровне 3,8-3,5%; в Германии — 3,1-2,5%.
Таким образом, закономерен вывод о том, что развитие инновационной сферы не обязательно зависит от наличия или отсутствия льгот, а скорее от того, насколько и в какой степени каждая отдельно взятая льгота действительно вызывает ожидаемый эффект. Каковы же вектора решения существующих проблем налогового стимулирования инноваций и перспективы развития налоговой политики стимулирования инновационных процессов в России и Китае?
Налоговые льготы в налоговой системе Российской Федерации (как, впрочем, и практически во всех налоговых системах других стран) не являются обязательным элементом налога.
Как нам представляется, основной вектор развития налоговой политики стимулирования инновационной деятельности организаций в России должен быть обусловлен выбранными приоритетами государственной поддержки с точки зрения субъектов этой поддержки. Таким образом, необходимо две существующие полярные точки зрения к определению субъектов льготирования (льготы для всех организаций/льготы только для конкретных организаций) дополнить третьей точкой зрения — льготы только инновационно активным организациям. По нашему мнению, данный подход адекватен современным условиям развития российской экономики, приоритет в мерах господдержки в фор-
ме предоставления налоговых льгот инновационно активным предприятиям соответствует принципу адресности финансовой помощи и будет способствовать повышению ее эффективности (как экономической, так и бюджетной). Таким образом, ограниченные ресурсы на инновационное развитие не будут «размазываться» по необъятному пространству нашей страны, а будут эффективно работать в локальных точках потенциального роста.
Сделаем небольшой исторический экскурс. В середине 1940-х гг. во Франции успешно применялась политика «дирижизма», т. е. политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства. В результате реализации этой политики, основанной на теории французского экономиста Ф. Перру о принципах индикативного (рекомендательного) государственного планирования в привилегированных точках экономики, в стране был создан значительный сектор государственной экономики, включающий в себя ряд отраслей промышленности и кредитно-финансовых учреждений. Ядром политики «дирижизма» как раз являлась поддержка точек роста и доминирующих единиц, компаний, которые впоследствии могут стать локомотивами прогресса в обществе.
Для реализации «адресного подхода» к господдержке инновационной деятельности организаций в РФ необходимо законодательное определение понятия «инновационно активная организация». В настоящее время продолжается работа по разработке Федерального закона «Об инновационной деятельности», проект которого был отклонен Государственной Думой ФС РФ 5 октября 2010 г. (Постановление № 4192-5 ГД). До момента принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности» можно внести изменение в Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в отношении определения «инновационно активной организации» и критериев соответствия ей. Прецедент подобных изменений уже был — в связи с принятием Федераль-
ного закона от 21.08.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике"».
По нашему мнению, критерием отнесения организаций к «инновационно активным», т. е. организациям, успешно осуществляющим разработку и внедрение новых или усовершенствованных товаров, технологических процессов или способов производства, является увеличение затрат на НИОКР, а критериальным показателем инновационной активности — объем затрат на НИОКР (в процентах от оборота организации за конкретный период времени).
Более эффективному использованию мер налогового стимулирования в контексте определения приоритетов господдержки будет способствовать классификация субъектов этой поддержки. Можно предложить следующие классификационные признаки:
• стадия развития организации (этап жизненного цикла) — молодые, растущие;
• вид деятельности организации: исследования, разработки, внедрение (индустриализация), коммерциализация;
• масштабы организации — малая, средняя, крупная;
• тип НИОКР — фундаментальные, прикладные.
Особое значение при организации и управлении инновациями, в том числе стимулировании инноваций как реализации одной из базовых функций менеджмента (по А. Файолю) — функции мотивации, является разграничение между «изобретением» (как конечным результатом исследований) и «инновацией» (как завершением успешной разработки). В этом смысле перспективной с точки зрения упомянутой выше классификации представляется позиция П. Уайта, который представлял инновацию как процесс, состоящий из пяти этапов, связывающих «вход» в виде ассигнований и рабочей силы с «выходом» в виде новой продукции или новых процессов [7]: 1) стимул — этап, на котором в организации в силу определенных обстоя-
тельств приходят к выводу о необхо- о димости разработки идеи; н
2) концепция — этап, на котором состав- ^ ляется план действий по реализации ^ идеи; ^
3) предложение — этап, на котором руководству организации представляет- о ся план реализации идеи; о
4) принятие — этап, на котором после < соответствующего обсуждения специ- ^ алистами предложение принимается х как отвечающее интересам органи- 2 зации; н-
5) внедрение — этап доведения идеи до ^ рыночной продукции. ° П. Уайт полагает, что первые три
этапа связаны с изобретением, два последних — с инновацией в том случае, если они завершаются успешно с точки зрения удовлетворения общественных потребностей.
Документом, которым впервые в российской практике предлагалась система взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам программ и внепрограммных мероприятий, нацеленных на технологическое переоснащение российской экономики, стало Письмо Правительства РФ от 5.05.2005 г. № 2473 п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». В качестве одной из мер по созданию благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности этим документом предусматривалась разработка и реализация мер налоговой, таможенной и тарифной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий.
В частности, были предусмотрены конкретные меры государства по следующим направлениям: создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении участников инновационной деятельности; формирование инфраструктуры инновационной системы; создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В развитие этого программного документа россий-
о ское государство в последнее время
^ уделяет особое внимание поддержке
^ именно малых частных научных организа-
^ ций. Формами господдержки этой сферы
^ деятельности хозяйствующих субъектов являются софинансирование создания
о специальной инфраструктуры (особые
со
о технико-внедренческие зоны, технопарки,
< наукограды и пр.) и налоговые льготы в
с части их дальнейшего функционирования,
х а также напрямую и полностью финанси-
2 руемые из федерального бюджета специ-
н- ализированные программы.
^ Учитывая потенциал и значимость мао
с лого инновационного предпринимательства, можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию налоговой политики стимулирования деятельности, основанные на анализе мировой практики господдержки малых предприятий [6, с. 138-139].
1. Установление статуса «малой инновационно активной компании» (МИАК) для малых фирм, включая старт-апы, в целях оказания им адресной господдержки как в форме налоговых стимулов, так и прямого субсидирования. При этом должны быть четко определены критерии МИАК по таким параметрам, как размер, возраст, объем затрат на НИОКР. Для старт-апов, не имеющих финансовой истории, такой статус может присуждаться по итогам внешнего аудита. Размер государственной помощи следует ограничить по объему, длительности применения, он также должен учитывать другие формы государственной поддержки малого бизнеса. Статус МИАК должен предоставляться только на ограниченный период времени (не более 3-5 лет).
2. Введение немедленной денежной компенсации для МИАК, которые не имеют прибыли. Эта форма наиболее эффективна для старт-апов и может стать альтернативой используемому в РФ налоговому кредиту, который малые предприятия не могут получить из-за отсутствия залогового имущества. При использовании данного метода МИАК получает немедленное возмещение в денежной форме, а го-
сударство выплачивает меньшую сумму по сравнению с той, которую бы пришлось компенсировать (и бюджет бы ее недополучил) при уменьшении налогооблагаемой базы. Предоставление этой льготы по времени также должно быть ограничено. 3. Создание широкой сети государственных региональных консультационных центров и обеспечение компаний доступной информацией по налоговому администрированию, что может снизить первоначальные издержки по подаче заявки на новую налоговую льготу (затраты на подготовку заявки собственными силами компании и оплату привлеченных специалистов). Введение названных мер должно способствовать развитию наукоемкого бизнеса, наращиванию вложений в НИОКР со стороны частного сектора и развитию высокотехнологичных производств. Одновременно необходимо корректировать общую систему налогообложения, а не только систему налоговых льгот, и проводить тщательный мониторинг и оценку всех нововведений. Эффективность налоговых стимулов, используемых в зарубежных странах, регулярно оценивается по заказу законодательных органов, широко обсуждается в печати и получает практический отклик в регионах, также широко использующих свои налоговые льготы.
Задача администрирования мер налогового стимулирования инноваций вообще и построения системы налоговых льгот в этой области, в частности, должна быть решена для следующих условий: во-первых, налоговые льготы должны быть устойчивыми к их необоснованному применению; во-вторых, льготы должны быть максимально гарантированы тем, кто действительно нуждается в них (решение о предоставлении льготы должно объективно основываться на нормах закона и не зависеть от субъективного мнения налогового инспектора). Сложности администрирования мер налогового стимулирования инноваций в России могут быть в некоторой степени устранены, если будет учтен ми-
Таблица 1 о
Решения в сфере администрирования мер налогового стимулирования инноваций (мировой опыт)*
Сложности администрирования Решения
Недостаток ясности При описании льготы и ее адресатов необходимо использовать однозначно толкуемые понятия, зафиксированные в налоговом или ином законодательстве. В частности, мировой практикой является использование в определении льгот понятий, закрепленных ОЭСР
Предварительное согласование льгот. Необоснованные отказы в льготах из-за консервативности налоговых инспекторов, не берущих на себя ответственность в оценке инновационности той или иной деятельности Передача согласований на уровень профессиональных организаций, компетентных в предмете согласования
Коррумпированность согласованных льгот Предоставление налогоплательщику свободы в выборе согласующей организации (может быть как ограниченный, так и неограниченный список)
Проверка выполнения условий предоставления льготы Использование четкой и измеримой системы критериев и прозрачной процедуры проверки
Возможность самостоятельной достоверной оценки потенциальной доступности льгот для целей планирования Введение предварительных критериев, позволяющих объективно и просто оценить доступность льготы: • принадлежность к определенной индустрии; • место учреждения / основной деятельности; • структура владения; • размер и/или состав расходов на НИОКР в прошлые периоды; • количество рабочих мест для специалистов НИОКР и пр.
Примечание: Налоговые механизмы стимулирования инноваций. Международный и российской опыт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/15452.
ровой опыт. Так, например, могут быть успешно использованы управленческие решения, представленные в табл. 1.
Следующее предложение по развитию налогового стимулирования относится к администрированию НДС и включает: упрощение порядка налогообложения результатов интеллектуальной деятельности; введение нулевой ставки НДС при ввозе технологического оборудования (или отсрочка от уплаты до начала работы оборудования — налоговые каникулы).
По налогу на добавленную стоимость предлагается предоставить налогопла-
тельщику право отказаться от освобождения от обложения НДС в отношении передачи(реализации)исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного и (или) сублицензионного договора [4].
Практическая реализация данного предложения, требующая внесения со-
о ответствующих изменений в главу «На-^ лог на добавленную стоимость» НК РФ, ^ позволит налогоплательщику сократить ^ свои издержки в виде невозмещаемого ^ НДС, а также уменьшить административные расходы на ведение раздельного о учета расходов и доходов по деятель-о ности облагаемой и необлагаемой НДС, < как того требуют положения НК РФ.
В целях формирования благоприятных х условий для коммерциализации резуль-2 татов интеллектуальной деятельности н- предлагается также внесение изменений ^ в главу «Налог на прибыль организаций» с НК РФ. Предлагается включать расходы налогоплательщика на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, включая государственные пошлины, оплату услуг по государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем и программ для электронных вычислительных машин в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 в первоначальную стоимость амортизируемого нематериального актива.
В части определения срока полезного использования объекта нематериальных активов предлагается установить срок полезного использования не более одного года по нематериальным активам, признанным в результате приобретения или создания налогоплательщиком результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, промышленных образцов, полезных моделей,топологий интегральных микросхем и селекционных достижений (по аналогии с порядком признания расходов на НИОКР).
Предложенные меры позволят снизить издержки для инновационных компаний, улучшить их денежные потоки в части налоговых обязательств (более быстрое отнесение стоимости нематериальных активов на расходы), приблизить условия налогообложения инновационных компаний к условиям их налогообложения в странах с развитыми экономиками. При этом предоставление
возможности отказа от освобождения НДС не нанесет значительного ущерба государственному бюджету — исходный принцип косвенного налогообложения об обложении добавленной стоимости и бремени налога на конечном потребителе будет соблюдаться.
Необходимо отметить, что предлагаемые изменения указанных глав НК РФ не являются в чистом виде льготами — они лишь упрощают порядок налогообложения, делают его более простым и прозрачным. Однако заинтересованность инновационных компаний в этих изменениях потенциально больше, нежели в льготах по налогу на имущество организаций или по земельному налогу.
Кроме того, считаем целесообразным вести прямые льготы по налогу на прибыль организаций как наиболее эффективные в стимулировании инвестиционных и инновационных процессов в экономике, а именно: предоставлять налоговые каникулы по налогу на прибыль инновационным организациям (частично эта мера реализована в особых экономических зонах промышленно-производственных и технико-внедренческих типов); снизить ставку по налогу на прибыль в зависимости от объемов НИОКР и инвестиций, выполненных за счет собственных средств организации; снизить ставку по налогу на прибыль в 2 раза (1% — в федеральный бюджет, 9% — в региональный бюджет) для МИАК в течение первых 5 лет деятельности.
Следующий блок предложений касается расходов на НИОКР и заключается:
• в разрешении списывать затраты организации на НИОКР в общем порядке, действующем для остальных расходов предприятий (в том периоде, в котором они были произведены, а не один раз в год)1;
• во введении так называемой «приростной налоговой льготы», когда организация имеет право списывать на себестоимость реальные затраты на НИОКР с повышающим коэффици-
1 Это уже сделано в отношении организаций — резидентов особых экономических зон.
ентом, зависящим от динамики роста расходов на НИОКР этой организации.
Целесообразным считаем также изменение условий и порядка предоставления инновационного налогового кредита, а именно: расширение сферы предоставления кредита, увеличение сроков предоставления инновационного налогового кредита, отмену пределов уменьшения текущих платежей, расширение толкования понятия «техническое перевооружение производства». Реализация данных предложений в практической деятельности возможна на основе внесения соответствующих изменений в главу 9 НК РФ.
Последнее наше предложение по развитию налогового стимулирования инноваций в РФ относится к амортизации как важнейшему инструменту инвестиционной и инновационной деятельности организации: необходимо ввести режим свободной амортизации для МИАК в части основных средств, используемых для НИОКР.
Сформулированные выше предложения по совершенствованию налоговой политики стимулирования инноваций в РФ представлены в табл. 2.
Совершенствование и оптимизация налоговой политики стимулирования независимых инноваций в Китайской Народной Республике в настоящее время осуществляются по трем основным направлениям: уточнение объекта стимулирования при помощи перехода от политики предоставления льгот к политике стимулирования льготами; разработка методов интеграции стимулов (от политики изолированных стимулов — к их трансформации на основе политики координации); повышение эффективности независимых инноваций. Рассмотрим эти направления подробно.
В современном Китае главными объектами налоговой политики стимулирования независимых инноваций являются высокотехнологичные предприятия. Только в рамках государственных сертифицированных высокотехнологичных предприятий возможно получение широкого спектра налоговых льгот. Эти нало-
говые льготы предназначены в основном о для высокотехнологичных организаций н и не относятся к деятельности пред- ^ приятий сферы научных исследований ^ и разработок. Таким образом, Китай ^ должен расширять и конкретизировать объекты стимулирования, повышать ин- о новационный потенциал государства в о сфере независимых инноваций. В целях < максимально быстрого упорядочения по- ^ литики предоставления налоговых льгот х в Китае главным направлением должно 2 стать предоставление налоговых льгот н-для предприятий с большим потенциалом ^ научных исследований и разработок. °
В экономическом развитии современного Китая ключевую роль играют средние и малые предприятия, их рост и развитие неразрывно связаны с поддержкой независимых инноваций. Поэтому средние и малые инновационные предприятия являются основным объектом для усиления потенциала независимых инноваций в Китае:
• для малых и средних высокотехнологичных предприятий введены стандарты сертификации, для них были разработаны целевые налоговые льготы;
• для малых и средних предприятий создана система резервного инновационного фонда, средства которого могут быть использованы только в течение определенного периода времени на деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками;
• усиливаются интенсивность применения налоговых льгот и мотивация малых и средних предприятий к созданию интеграционных отношений в сфере технической поддержки, а также улучшается их способность противостоять рискам.
Вследствие того, что важную роль в реализации независимых инноваций играет персонал, а политика налоговых льгот в отношении персонала в сфере научных исследований и разработок не получила большого распространения, чрезвычайно важным является создание и совершенствование политики налогового стимулирования в отношении инно-
о Таблица 2
т
^ Налоговые льготы по инновационной деятельности
Содержание налоговой льготы — современная ситуация Предложения по совершенствованию налогового стимулирования
1 2
1. НАЛОГИ 1.1. Налог на прибыль
Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования. Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций Предоставлять налоговые каникулы по налогу на прибыль инновационным организациям. Снизить ставку по налогу на прибыль в зависимости от объемов НИОКР и инвестиций, выполненных за счет собственных средств организации. Снизить ставку по налогу на прибыль в 2 раза для малых инновационно активных компаний в течение первых пяти лет деятельности. Включение расходов налогоплательщика на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, включая государственные пошлины, оплату услуг по государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем и программ для электронных вычислительных машин в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 в первоначальную стоимость амортизируемого нематериального актива
1.2. Налог на добавленную стоимость
Освобождение от НДС при реализации НИОКР. Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности Введение нулевой ставки НДС при ввозе технологического оборудования (или отсрочка от уплаты до начала его эксплуатации). Предоставление налогоплательщику права отказаться от освобождения от обложения НДС в отношении передачи (реализации) исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного и (или) сублицензионного договора
1.3. Налог на имущество
Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным основным средствам (по Перечню Правительства РФ)
2. НИОКР
Упрощенный учет расходов на НИОКР Разрешить списывать затраты организации на НИОКР в общем порядке, действующем для остальных расходов предприятий (в том периоде, в котором они были произведены, а не один раз в год).
1 2
Создание резерва расходов на НИОКР (по аналогии с резервами на отпуска и ремонт основных фондов) Введение «приростной налоговой льготы», когда организация имеет право списывать на себестоимость реальные затраты на НИОКР с повышающим коэффициентом, зависящим от динамики роста расходов на НИОКР этой организации
3. КРЕДИТЫ
Предоставление инвестиционного налогового кредита Изменение условий и порядка предоставления инновационного налогового кредита (расширение сферы предоставления кредита, увеличение сроков предоставления инновационного налогового кредита, отмена пределов уменьшения текущих платежей, расширение толкования понятия «техническое перевооружение производства»)
4. АМОРТИЗАЦИЯ
Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности Введение режима свободной амортизации для малых инновационно активных компаний в части основных средств, используемых для НИОКР
5. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
Пониженный тариф страховых взносов
6. УЧЕТ РАСХОДОВ
Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники. Порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства
7. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения
вационного персонала. Это, в частности, проявляется:
• в расширении сферы применения освобождения от уплаты налога в от-
ношении инновационного персонала (в дополнение к льготам по подоходному налогу для физических лиц), усилении мотивации в отношении сферы
о технических достижений, трансфера
^ технологий;
^ •в сосредоточении усилий на укре-
^ плении персональных способностей
^ инновационного персонала.
Улучшение потенциала независимых
о инноваций в Китае является систем-
со
о ным процессом, где различные виды < политик выполняют свои специфические с функции. С одной стороны, только при х полноценной координации налоговой, 2 финансовой и инвестиционной политик, н- политики мотивации персонала, полити-^ ки защиты патентных прав представляет ется возможным достичь их максимальной эффективности. С другой стороны, политика налоговых льгот в отношении независимых инноваций — это огромная техническая система. В опубликованных документах (перечень которых составляет более 100 позиций) содержатся правила по регулированию льготной тарифной политики, уменьшению налогооблагаемой базы, инвестиционным кредитам, ускоренной амортизации и другим методам стимулирования. Только при помощи сочетания разных методов представляется возможным результативно усиливать роль налоговой политики в стимулировании независимых инноваций.
В рамках реализации этого направления оптимизации налоговой политики стимулирования независимых инноваций в КНР реализуются следующие мероприятия.
1. Совершенствование правового статуса существующей налоговой политики в отношении независимых инноваций.
На сегодняшний день налоговая политика в сфере независимых инноваций КНР представлена в виде различного рода разрозненных уведомлений, положений, правил и других документов. Во многих документах не конкретизирован должным образом правовой статус такой политики, уровень ее правомочности и сфера применения, что приводит к трудностям для внедрения и реализации.
Поэтому первый шаг в развитии интегрированной налоговой политики в сфере независимых инноваций в
КНР — повышение правового статуса существующей налоговой политики с целью систематизации разрозненных документов, чтобы высшая законодательная власть разработала налоговое законодательство в сфере независимых инноваций, отвечающее требованиям науки, являющееся оптимальным, унифицированным и стандартизированным. Второй шаг на этом пути — разработка методов реализации налоговых льгот.
2. Укрепляются координация и взаимодействие налоговой политики и других независимых инструментов инновационной политики.
В настоящее время в целях улучшения возможностей независимых инноваций в КНР применяются различные инструменты (прямые инвестиции, налоговые льготы, защита патентных прав, государственные закупки), которые в совокупности формируют единую скоординированную политику. Так, например, на начальном этапе инновационной деятельности правительство может выделять целевые субсидии в большом масштабе. На этапе научных исследований и разработок правительство может усилить налоговые льготы в сфере научных исследований и разработок и защиту патентных прав. На этапе коммерциализации приоритет отдается политике государственных закупок и другим методам, направленным на повышение спроса.
3. Формирование согласованной налоговой политики в отношении прямых и косвенных льгот.
С точки зрения классификации налоговых льгот, в Китае в основном используются прямые льготы (более низкие налоговые ставки, налоговые кредиты и др.) и меньшее распространение получили косвенные льготы (инвестиционные кредиты, ускоренная амортизация, формирование резервной системы и др.). В существующей системе налогообложения акцент сделан на то, чтобы получать льготы в зависимости от результатов деятельности предприятия. Это приводит к тому, что более успешные предприятия льготами пользуются намного больше. В то же время чем ме-
нее успешно предприятие, тем более проблематично ему получить налоговую льготу.
Для устранения этой проблемы предлагается следующее: увеличение льгот, связанных с ускоренной амортизацией; усиление политики инвестиционных кредитов; использование налоговых льгот для поощрения предприятий и организаций венчурного капитала в целях поддержки инновационной деятельности.
В рамках третьего направления оптимизация налоговой политики стимулирования независимых инноваций приоритетными направлениями являются: поддержка исследований и разработок; формирование механизма налоговых стимулов для венчурных инвестиций; повышение динамики налоговых льгот, связанных с трансформацией инновационной продукции.
В современной политике налоговых льгот в КНР приоритетными являются налоговые льготы для расходов на научные исследования и разработки, льготы по НДС, а также льготы по тарифу на импорт нового оборудования. При инвестировании собственных средств в обновление технологий и техническое развитие предприятия, в дополнение к льготе по НДС и снижению тарифов, также могут использовать налоговые вычеты из подоходного налога за текущий год. Для предприятий, внедряющих импортное и отечественное оборудование, представляется возможным также повысить долю налоговых вычетов.
Формирование механизма налоговых стимулов для венчурного капитала в КНР включает увеличение источников венчурного капитала и обеспечение при помощи налоговых льгот привлечения иностранных венчурных фондов. В отношении тех венчурных предприятий, которые располагают ноу-хау в сферах машиностроения, финансов, финансового права, нормативного законодательства и других ноу-хау, пользующихся рыночным спросом, реализуется политика по снижению налога на доходы для
физических лиц. В отношении венчурных о инвестиционных компаний возможно ис- н пользование политики пропорциональ- ^ ного налогового кредита. ^
По оценке китайских ученых, в на- ^ стоящее время государство находится на критическом этапе построения ин- о новационной экономики: величина со- о ответствующего коэффициента состав- < ляет менее 20%, в том числе величина ^ коэффициента трансформации научно- х технических достижений — менее 10%. 2 Таким образом, увеличение динамики н-налоговых льгот, связанных с транс- ^ формацией инновационной продукции, ° является весьма актуальной государственной задачей.
Успешное решение этой задачи должно идти по трем направлениям:
• усиление политики налоговых льгот в отношении научно-технических достижений на этапе ранней индустриализации — несмотря на то что налоговые льготы важны для всего процесса независимых инноваций, передовой опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что ключевым моментом является рост налоговых льгот на этапе предварительного формирования налоговых отчислений;
• переход от политики налоговых льгот по результатам к политике льгот промежуточного характера — изменяется существовавшая ранее ситуация, при которой если предприятие не создавало инновационные продукты или технологии и не получало прибыль, то оно не могло пользоваться налоговыми льготами (снижение налога на прибыль, налоговый вычет);
• осуществление политики налоговых льгот в сфере научно-исследовательского сотрудничества — заключение соглашений о сотрудничестве между вузами, научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями позволяет всем сторонам снизить налоги, получить льготный налоговый кредит, успешно завершить трансформацию научно-технических достижений или внедрить в производство.
< >
о о
заключение
Проблемы, возникшие в России и Китае по формированию инновационной экономики, различаются, что и определяет национальные вектора развития налоговой политики стимулирования инноваций, которая и должна привести к успешному разрешению этих проблем.
Перспективы развития налогового стимулирования инновационной деятельности организаций в обеих странах
определяются в первую очередь совокупностью продуманных, взвешенных и последовательных решений государства в этой сфере, что объективно предполагает разработку Концепции налогового стимулирования инноваций. И в этом отношении КНР имеет более устойчивые конкурентные позиции, чем Россия, что многократно повышает актуальность научных исследований в области налогового стимулирования инновационной деятельности для современных условий российской экономики.
Литература
1. Гринкевич А. М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Вестник Томского государственного университета. Экономика. Томск: Изд-во ТГУ, 2012. № 2 (18). С. 81-86.
2. Куклина Е. А., Федорков А. И. Система инновационно-направленных налоговых льгот как элемент экономической политики государства // Управленческое консультирование. 2013. № 2 (50). С. 39-49.
3. Куклина Е. А., Федорков А. И., Чжу Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн. Налоговая политика стимулирования инновационной деятельности организаций в России и Китае: этапы разработки и проблемы реализации // Управленческое консультирование. 2013. № 6 (54). С. 48-60.
4. Марков В. В., Мотовилов О. В. Оценка бюджетной эффективности инновационно-направленных налоговых льгот // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2009. Вып. 2. С. 82-93.
5. Мотовилов О. В. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. № 1. С. 35-48.
6. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 160 с.
7. Уайт П. Управление исследованиями и разработками: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Д. Н. Бобрышева. М.: Экономика, 1982. 160 с.
References
1. Grinkevich A. M. Tax incentives of innovative activity: comparative analysis of the Russian and foreign legislation // Messenger of Tomsk State University. Economy. Tomsk: TGU publishing house, 2012. N 2 (18). P. 81-86.
2. Kuklina E. A., FedorkovA. I. System of innovative directed privilegies as an element of economic policy of the State // Administrative consultation. 2013. N 2 (50). P. 39-49.
3. Kuklina E. A., Fedorkov A. I., Zhy Xiaoging, Sun Yuxiu, Xie Tiancheng. Tax policy of stimulation of innovative activity of the organizations in Russia and China: development stages and realization problems // Administrative consultation. 2013. N 6 (54). P. 48-60.
4. Markov V. V., Motovilov O. V. Assessment of the budgetary efficiency of innovative directed tax privileges // Messenger of St. Petersburg State University. Series 5: Economy. 2009. Vol. 2. P. 82-93.
5. Motovilov O. V. State support of the small innovative business // Messenger of the St. Petersburg State University. Series 5: Economy. SPb.: St. Petersburg State University, 2012. N 1. P. 35-48.
6. Tax incentives of innovative processes / Ex. editor N. I. Ivanova. M.: IMEMO of the Russian Academy of Sciences, 2009. 160 p.
7. White P. Management of researches and development: translation from English / Under the editorship of D. N. Bobryshev. M.: Economy, 1982. 160 p.