< >
о о
Е. А. Куклина E. A. Kuklina
А. И. Федорков A. I. Fedorkov
Чжу Сяоцин Zhu Xiaoging
Сунь Юйсю Sun Yuxiu
Се Тяньчэн Xie Tiancheng
Налоговая политика стимулирования инновационной деятельности организаций в России и Китае: этапы разработки и проблемы реализации
*
Tax Policy of Stimulation of Innovative Activity
of the Organizations in Russia and China: Development Stages and Realization Problems
Куклина Евгения Анатольевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры экономической теории Доктор экономических наук, доцент [email protected]
Федорков Александр Иванович
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Институт управления
Заместитель директора по учебно-методической работе
Доктор экономических наук, профессор [email protected]
Чжу Сяоцин
Пекинский административный институт Заместитель заведующего кафедрой экономики Доктор экономики, профессор
Сунь Юйсю
Пекинский административный институт
Доцент кафедры менеджмента промышленности и
торговли
Доктор экономики
Се Тяньчэн
Пекинский административный институт Преподаватель кафедры экономики Доктор экономики
Kuklina Evgenia Anatolievna
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Professor of the Chair of Economic Theory Doctor of Science (Economy) jeakuklina@mail .ru
Fedorkov Alexander Ivanovich
Saint-Petersburg State Economic University Institute of Management
Deputy Director on educational and methodical work Doctor of Science (Economy), Professor [email protected]
Zhu Xiaoging
Beijing Administrative Institute Deputy Head of the Chair of Economy Doctor of Economy, Professor
Sun Yuxiu
Beijing Administrative Institute Associate Professor of the Chair of Management, Industry and Trade Doctor of Economy
Xie Tiancheng
Beijing Administrative Institute
Assistant Professor of the Chair of Economy
Doctor of Economy
* Статья подготовлена по результатам исследований в рамках второго этапа реализации международного научно-исследовательского проекта кафедры экономической теории Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС и кафедры экономики Пекинского административного института по теме: «Сопоставительный анализ налоговой политики стимулирования инновационной деятельности организаций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА о
со
инновации, инновационная деятельность, налоговая система, налоговое стимулирование, н-налоговые льготы ^
KEY WORDS 5
innovation, innovative activities, tax system, tax stimulation, tax incentives
РЕФЕРАТ
В статье на основе анализа опыта налоговой политики стимулирования инноваций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике описаны этапы разработки и реализации налоговой политики, а также выявлены основные проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности организаций в этих странах.
ABSTRACTS
In the article, basing on the analysis of the tax policy for stimulation of the innovations in Russia and in China, there are described the stages of development and implementation of fiscal instruments. The author reveals the basic problems of tax incentives for innovative activities of organizations in these countries.
>
о о
Анализ мировой практики свидетельствует о том, что налоговые методы стимулирования инноваций являются одним из основных направлений государственной поддержки НИОКР наряду с прямым финансированием расходов предпринимательского сектора из бюджета и исследованиями, проводимыми в государственных научно-исследовательских центрах и университетах.
Льготное налогообложение (льготирование) является традиционной мерой налогового стимулирования и представляет собой облегченный налоговый режим хозяйствующим субъектам. Налоговая льгота в этом случае выступает в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения; как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики. Впервые в мировой практике налоговое стимулирование было применено в 1967 г. в Японии в виде налоговых кредитов национальным компаниям с целью увеличения их финансирования НИОКР. В настоящее время арсенал налоговых мер по стимулированию инновационной деятельности в целом одинаковый, хотя каждая страна имеет свои особенности в развитии, способах и условиях применения этих рычагов воздействия. Во многом это определяется современным состоянием налоговой системы государства, спецификой развития и задачами регулирования тех или иных сегментов
национальной инновационной системы. Но в любом случае использование позитивного мирового опыта, при условии его адаптации к условиям экономического развития каждой страны, будет способствовать повышению эффективности государственной экономической политики.
В данном контексте необходимо отметить, что отношение российских экономистов к оценке места, роли и направлений использования налоговых льгот неоднозначно. Действительно ли необходимо применять налоговые льготы, будут ли они целесообразным и эффективным инструментом для стимулирования развития инновационного сектора экономики? Может быть, выгоднее субсидировать инновационные организации напрямую, сохраняя равные условия налогообложения в целом для всех хозяйствующих субъектов?
Настоящая статья подготовлена на основании результатов первого этапа исследований налоговой политики стимулирования инноваций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике в рамках реализации российско-китайского исследовательского проекта.
Цель реализации проекта — анализ существующей налоговой политики стимулирования инновационной деятельности, которая осуществляется в настоящее время с России и Китае, а также анализ мировой практики налогового
о стимулирования в странах с рыночной ^ экономикой, выявление сильных и сла-^ бых сторон действующих инструментов ^ налогового стимулирования и обосно-^ вание рекомендаций по совершенствованию системы инновационно направо ленных налоговых льгот. о Объектом анализа является процесс < совершенствования механизма стиму-^ лирования инновационной деятельности х организаций посредством реализации 2 соответствующей налоговой политики. н- Выбор объекта исследования обуслов-
^ лен необходимостью социально-эконо-
о
с мического, системного и сравнительного анализа, рационализации процессов по введению и использованию налоговых стимулов и повышению их экономической эффективности, а также оптимизацией расходов государства на стимулирование инновационного сектора экономики.
Предметом анализа являются методологические проблемы целесообразности стимулирования инновационной активности организаций посредством налоговых льгот.
Нам представляется, что для эффективного использования налоговых стимулов в целях повышения инновационной активности организаций в России очень полезен опыт Китая по причинам определенной схожести в прошлом социально-экономических условий: централизованно планируемая экономика; крупные масштабы производства; технологическое отставание от развитых стран; относительная дешевизна рабочей силы; некоторая схожесть политических систем. Актуальность изучения опыта Китая усиливается и тем, что с начала проведения хозяйственных реформ (1978 г.), создания и функционирования специальных экономических зон (1980 г.) государство достигло значительных успехов в трансформации экономики.
Основные результаты исследований целесообразно представить по единой структуре (этапы разработки и реализации налоговой политики; проблемы налогового стимулирования) дифференцированно по двум странам.
Российский опыт
1.1. Этапы
Налоговые льготы являются одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, под которой понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара (услуги) или нового взаимозаменяемого товара (услуги) при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.
Законодательство РФ в области налогового регулирования научной и инновационной деятельности было разработано в постсоветский период и прошло в своем развитии несколько этапов:
• 1-й этап (1989-2002 гг.) — подготовка и введение в действие Налогового кодекса РФ (НК РФ);
• 2-й этап (2002-2009 гг.) — развитие налогового законодательства (первый этап реформирования налоговой системы России);
• 3-й этап (с 2009 г. по настоящее время) — совершенствование налогового законодательства (второй этап реформирования налоговой системы России).
Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России до 2007 г. фактически отсутствовало, использовавшиеся до этого времени меры были даже не нейтральными по отношению к инновационной деятельности, а тормозили ее. Так, например, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключались только те научно-исследовательские расходы, которые дали положительный результат, к тому же делалось это не в полном объеме, а в размере 70% от фактических затрат. При таком условии вложения в инновационные исследования и разработки были крайне невыгодными для организаций.
После введения в действие с 1 января 2002 г. НК РФ началось обсуждение, а с 2007 г. был введен ряд новых мер. Совместно с представителями Государственной Думы РФ в Администрации Президента РФ был разработан пакет законопроектов, который включил 14 новых
законов и поправок в действующее законодательство. В результате обсуждений с представителями ведомств этот пакет был значительно сокращен и к концу января 2007 г. было согласовано введение только 5 поправок в НК РФ. При этом основные меры регулирования были направлены на поддержку малых предприятий и научных организаций и не были принципиальными для стимулирования крупного бизнеса.
Развитие налогового законодательства в процессе реформирования налоговой системы России происходило в двух направлениях:
• сокращение налоговых льгот, предоставляемых научным организациям;
• увеличение числа льгот, призванных
стимулировать инновационную деятельность.
В 2007 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ, непосредственно направленный на стимулирование инновационной деятельности за счет формирования благоприятных налоговых условий.
В течение 2007-2008 гг. были поэтапно введены меры налогового стимулирования. Пакет нормативно-правовых актов, создающих определенные на-лотовые стимулы для ведения инновационной деятельности, вступил в силу с 2008 г.
С 2009 г. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5» была введена такая важная поправка, как возможность единовременного признания некоторых расходов на выполнение научно-исследовательских работ, в том
числе и безрезультатных, а также спи- о сание их с применением повышающего н коэффициента. Таким образом, к 2009 г. ^ был завершен очередной этап реформи- ^ рования российской налоговой системы, ^ существенно снижен размер налоговых ставок, появились специальные нало- о говые режимы, уменьшены ставки на- о лога на прибыль организаций с 30 до < 20% и налога на доходы физических лиц ^ до 13%. ^
К числу последних нормативно-зако- ^ нодательных инициатив государства от- н-носятся: ^
• Федеральный закон Российской Фе- ° дерации от 7 марта 2011 г. № 23-Ф3
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки»;
• Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике"»;
• Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. № 758 „О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий"».
Все нормы, касающиеся налогообложения инновационной деятельности, регламентируются НК РФ, при этом глава 9 предусматривает специальные возможности для налоговых преференций в виде инвестиционного налогового кредита.
Налоговые льготы по инновационной деятельности, применяемые ко всем организациям в Российской Федерации, охватывают налоговую базу, сферу НИОКР, кредиты, амортизацию, страхование, расходы и систему налогообложения (табл. 1).
Таким образом, в настоящее время налоговое законодательство Российской Федерации содержит достаточное количество налоговых инструментов и ме-
Таблица 1
Налоговые льготы по инновационной деятельности
№ п/п Сфера действия налоговых льгот Содержание налоговой льготы
1 Налоги
Налог на прибыль Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования. Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций
Налог на добавленную стоимость Освобождение от НДС при реализации НИОКР. Освобождение от НДС при реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности
Налог на имущество Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным основным средствам
2 НИОКР Упрощенный учет расходов на НИОКР. Создание резерва расходов на НИОКР
3 Кредиты Предоставление инвестиционного налогового кредита
4 Амортизация Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности
5 Страховые взносы Пониженный тариф страховых взносов
6 Учет расходов Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники. Порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства
7 Система налогообложения Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения
ханизмов, направленных на поддержку и стимулирование инновационной деятельности. Вопрос о том, насколько они применимы на практике и какова их эффективность, пока остается открытым.
1.2. Проблемы
Процесс разработки мер косвенного регулирования инновационной деятельности выявил проблемы терминологического и методического характера, проблемы законодательного характера, а также проблемы, характер которых можно определить как принципиальный.
На осенней сессии Государственной Думы 2007 г. рассматривался законопроект о внесении изменений в закон о науке и научно-технической политике. Суть изменений сводилась к тому, чтобы ввести понятие инновационной деятельности в Федеральный закон от 23 августа
1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Однако данный законопроект был отклонен в связи с тем, что инновационная деятельность не является предметом регулирования Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», т. е. исключительно по техническим основаниям. Таким образом, действующие нормативно-правовые акты РФ не раскрывают определение инноваций и инновационной деятельности (за исключением документов Федеральной службы государственной статистики, не являющихся значимыми для целей налогообложения).
В настоящее время определение инновационной деятельности в операционном смысле базируется на том, каким образом она интерпретируется в практике статистического учета. Согласно практи-
ке статистического учета инновационная деятельность определяется через виды работ, по каждой из которых приводится собственное определение и описание. Соответствующие рекомендации были изложены в Постановлении Федеральной службы государственной статистики от 27 июля 2006 г. № 42 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью в области науки, инвестиций и труда на 2007 г.», которым была утверждена форма № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации». Этим же Постановлением утверждена и форма № 2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок» (новая форма № 2-наука с 2007 г. утверждена Постановлением № 50 от 15 сентября 2006 г.).
В отношении малых предприятий действует Постановление Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения «№ 2-МП Инновация» «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» от 18 сентября 2007 г. № 64.
Позже был издан приказ Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № 2-Наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок», № 3-Информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)», № 4-Инновация «Сведения об инновационной активности предприятий» от 19 января 2009 г. № 4.
Особенностью российской практики налогового регулирования является то, что практическое применение ряда льгот (например, льготы по НДС) связано с юридическими проблемами, в том числе: отнесением работ к научно-исследовательским и технологическим; определением статуса организаций, имеющих право на освобождение выполняемых
ими научно-исследовательские работы, о и пр. н
Нормы, устанавливающие конкретные ^ права и обязанности, в основном не со- ^ держат ссылок на термин «инновацион- ^ ная деятельность». Так, налоговые льго-
ш
ты предоставляются по факту осущест- о вления НИОКР, патентные права — по о факту патентования изобретения и т. д. < НК РФ не дает определения «научно- ^ исследовательская работа», а опреде- х ление научной деятельности, данное 2 в ФЗ «О науке и государственной на- н-учно-технической политике» (№ 127-ФЗ ^ от 23 августа 1996 г.), затруднительно ° применять для целей налогообложения: согласно данному закону, научной деятельностью является «деятельность, направленная на получение и применение новых знаний». Понятие «нового знания» достаточно субъективно и сложно поддается формализации. Таким образом, применять льготы по НДС могут только те организации, которые смогли преодолеть эти сложности.
Систематизированных определений инновационной деятельности в законодательстве РФ не содержится, и это одна из причин того, что наиболее распространены меры стимулирования исследований и разработок, определение которых в законодательстве присутствует.
Поэтому важно внести в законодательство базовое определение инновационной деятельности посредством поправок к ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г.
Проблематичным в законодательном плане является и определение инновационной организации. В соответствии с существующей в РФ практикой, критериями отнесения организаций к организациям, занимающимся инновационной деятельностью, являются: доля затрат на НИОКР в общем объеме затрат; доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции (коэффициент инновационной активности); индекс доходности инновационной деятельности.
При этом необходимо подчеркнуть, что определение количественных по-
о Таблица 2
со
^ Критерии отнесения организаций к инновационному типу
(по видам деятельности)
> о № п/п Показатели инновационности
о _ Виды деятельности организации организации
ш О К1 К2 К3
со О 1 Аэрокосмическая промышленность, фар- Более Не менее Больше
со < мацевтика, компьютерное и офисное обо- 15% 20% 1
а рудование, производство оборудования для
X целей телекоммуникаций и связи, точное
< приборостроение, услуги в области телеком-
х муникаций и связи, лазерные и электронно-
^ О с ионные плазменные технологии
2 Электротехническое машиностроение, Не менее Не менее Больше
автомобилестроение, химическая промыш- 10% 15% 1
ленность (за исключением фармацевтики),
производство транспортных средств и транс-
портная инфраструктура, прочее машино-
строение и станкостроение, интермодальные
перевозки и логистические системы, метал-
лургия (металлы и сплавы со специальными
свойствами)
3 Нефтепереработка, производство резины и Не менее Не менее Больше
пластмасс, добывающая и обрабатывающая 7% 10% 1
промышленность (за исключением горно-
металлургической промышленности), судо-
строение, металлургия, металлообработка
(за исключением машиностроения и станко-
строения)
4 Деревообрабатывающая и мебельная про- Не менее Не менее Больше
мышленность, целлюлозно-бумажная 3% 7% 1
промышленность, текстильная, швейная,
кожевенная промышленность, пищевая про-
мышленность, прочие отрасли промышлен-
ности
Примечание: К1 — доля затрат на НИОКР в общем объеме затрат; К2 — доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции (коэффициент инновационной активности); КЗ — индекс доходности инновационной деятельности в целом по организации (отношение НИОКР, которые привели к созданию новой продукции или к получению выручки иным образом, к НИОКР, которые в конечном итоге не привели к получению выручки).
казателей для организаций является прерогативой субъектов РФ. Так, например, основным критерием отнесения организаций к инновационным, т. е. занимающимся инновационной деятельностью, согласно Постановлению Правительства г. Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 г. № 878 (об утверждении Методики отнесения организаций
к инновационному типу, Приложение 1 к Основам инновационной политики в г. Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.), является уровень затрат на НИОКР.
В табл. 2 приведены основные критерии отнесения организаций к инновационным по данной методике.
Проблемы законодательного характера, возникающие в процессе практи-
ческой реализации мер налогового стимулирования, изложены в работе [2]. В контексте данной статьи представляется целесообразным их лишь вкратце перечислить:
• вводимые меры нередко не стыкуются с иными нормами и правилами налогообложения;
• изменения налогового законодательства, направленные на предоставление дополнительных преференций компаниям, связанным с высокотехнологичным сектором, сопряжены с различными пробелами законодательного регулирования;
• правила и условия использования налоговых льгот изложены в законодательных документах так, что допускают различную их интерпретацию;
• льготные группы, в отношении которых вводятся те или иные налоговые льготы, нередко игнорируются в нормах общего налогового регулирования.
Основным препятствием для внедрения льгот в инновационном секторе является потенциальная возможность использования льгот в целях получения необоснованной налоговой выгоды компаниями, не имеющими отношения к инновационным процессам экономики, т. е. возможность использования преференций хозяйствующими субъектами, на которых данные преференции не рассчитаны. Это явление может значительно снизить эффективность применения налоговых льгот с точки зрения их результативности, так как последние могут быть использованы для целей ухода от налогов.
Кроме того, далеко не всегда очевидно, что конкретные налоговые льготы будут именно дополнительно стимулировать инновационную активность, а не просто экономить налоговые платежи инновационным компаниям (даже допуская, что все они законно пользуются льготой).
Завершая обзор существующих проблем налогового стимулирования инновационной деятельности в России, необходимо особо подчеркнуть, что в действующем НК РФ не предусмотрено как
прямое стимулирование деятельности о
научно-производственных и инновацион- н
ных организаций, так и стимулирование ^
потребителей наукоемкой продукции, ^
хотя именно они формируют спрос на ^ нее. Отсутствуют также налоговые льготы
для реального сектора экономики, ис- о
пользующего объекты интеллектуальной о
собственности и результаты научно-тех- <
нической деятельности как результаты ^
инновационной деятельности. х
п <
В сложившихся условиях одним из наи- ^ более действенных инструментов кос- н-
венного стимулирования инновационной ^
активности компаний в РФ является ин- ° вестиционный налоговый кредит.
2. Китайский опыт
2.1. Этапы
КНР является государством с динамично развивающейся инновационной системой и цель государственной научно-технической политики — переход от догоняющей модели инновационного развития к лидерству по широкому спектру направлений. По данным ОЭСР, затраты на исследования и разработки начиная с 1995 г. росли беспрецедентными темпами: 19% в год и в 2005 г. Спустя десятилетие их объем достиг 30 млрд долл., и по этому показателю Китай занял 6-е место в мире. По числу исследователей начиная с 2000 г. у КНР 2-е место в мире после США. Также вторую позицию в мировом рейтинге Китай занимает по количеству публикаций в области нанотехнологий, а число патентов, регистрируемых китайскими разработчиками в ведущих патентных бюро мира, удваивается каждые два года [1, с. 108].
Одной из целей современной инновационной политики в КНР является формирование национальной инновационной системы, в которой инициатива инновационного развития в основном исходила бы не от государства, а от частного национального капитала [3]. Поэтому еще в 1980-е и в середине 1990-х гг. были приняты программы, направленные на стимулирование инновационных компаний и поддержку коммерциализации инно-
о вационных продуктов (программа Torch, ^ программа 863, программа развития ин-^ дустриальных зон и др.). В этих програм-^ мах присутствовали методы налогового g стимулирования, но, как правило, они касались только тех компаний, которые о являлись резидентами индустриальных о зон или научно-технических парков. Кро-< ме того, в первую очередь поощрялась с экспортная ориентация инновационных х компаний, к тому же акцент делался на 2 поощрение вложений в инновации со стон- роны уже давно существующих компаний, ^ а также инноваций в определенных секст торах (например, в ИКТ).
В начале XXI в. в связи с установкой на повышение конкурентоспособности китайской экономики налоговое стимулирование инноваций перестало замыкаться на резидентов научно-технических парков и стало распространяться на инновационную деятельность компаний, работающих на внутренний рынок. Акцент был перенесен на поощрение создания инновационных компаний «с нуля».
В настоящее время налоговая политика является одним из элементов политики КНР по стимулированию инновационной деятельности наряду с инвестиционной политикой, политикой государственных закупок, финансовой политикой, кадровой политикой и политикой в области интеллектуальной собственности. При помощи координации этих видов политики и поддержки в обществе в целом представляется возможным создать благоприятную среду для инновационной деятельности предприятий.
Главной ролью налоговой политики КНР является:
• косвенное влияние на субъект инновационной деятельности, максимальное сохранение основных инициатив инноваций и прав по принятию решений, предотвращение вытеснения частных инвестиций государственными расходами за счет государственных научно-технических инвестиций в сферу научных исследований и разработок в негосударственной сфере, снижая тем самым степень негативного воздействия рыночных механизмов,
а также предотвращая возникновение коррупции;
• четкость формулировок законов и правил в отношении налоговых ставок, налогового периода и уплаты налогов, что тем самым создает относительную стабильность для реализации мер льготной политики и более благоприятные условия для стимулирования инвестиций субъектами инновационной деятельности.
После начала политики реформ и открытости, особенно после середины 1990-х гг., КНР сформулировал ряд положений налоговой политики для стимулирования инноваций, которая сыграла важную роль в улучшении возможностей для независимых1 инноваций.
Эволюция налоговой политики стимулирования инновационной деятельности в Китае прошла несколько этапов:
• начальный этап (1985-1993 гг.);
• этап развития (1994-2004 гг.);
• этап совершенствования (с 2005 г. по настоящее время).
В 1985 г. была поставлена задача переориентации научно-технической сферы к условиям рыночной экономики, чтобы на доходы от результатов научно-технической деятельности распространялся режим налоговых льгот, и это было началом реализации первоочередных направлений государственной политики КНР по предоставлению режима налоговых льгот в отношении технологических инноваций.
В марте 1991 г. Главное государственное налоговое управление КНР выпустило «Регламент налоговой политики в отношении национальной высокотехнологичной промышленной зоны развития».
В июле 1993 г. был принят «Закон КНР о научно-техническом развитии». Статья 46 данного закона предусматривает, что «государство поощряет предприятия к увеличению инвестиций в сферу науч-
1 Термин «независимые» инновации применяется в КНР для характеристики инноваций, осуществляемых за счет предпринимательской среды, т. е. за счет негосударственных источников финансирования инновационного процесса.
ных исследований и разработок и технологических инноваций, а расходы на технологические разработки включаются в себестоимость в соответствии с фактическими затратами».
Таким образом, налоговая политика для стимулирования инновационной деятельности на этом этапе являлась частью структурной реформы науки и техники, разработанной в контексте рыночного экономического развития КНР, в отношении режима налоговых льгот, связанных с расходами на исследования и разработки, передачу технологий, подоходным налогообложением. При этом динамика совокупных налоговых льгот не была значительной по масштабу.
Следующий этап разработки налоговой политики в отношении инноваций (этап развития) полностью соответствовал государственной стратегии КНР по укреплению государства при помощи науки и образования.
В 1994 г. стартовала реформа налоговой системы, в 1995 г. было принято решение об ускорении научно-технического прогресса, в контексте которого стала активно развиваться налоговая политика стимулирования инновационной деятельности и совершенствоваться нормативная база.
Приведем перечень ключевых решений этого этапа:
• 1996 г. — в целях стимулирования предприятий к увеличению инвестиций в технологические исследования и разработки, повышения инновационной активности предприятий Главное государственное налоговое управление КНР выпустило «Циркуляр по финансовым и налоговым вопросам, связанным со стимулированием научно-технического прогресса предприятий» и «Циркуляр по дополнительным налоговым вопросам, связанным со стимулированием научно-технического прогресса предприятий»;
• 1999 г. — «Циркуляр о налоговых аспектах, связанных с «Решением ЦК КПК и Госсовета КНР об интенсификации технологических инноваций, развитии
высоких технологий и осуществлении о индустриализации»; н
• 2000 г. — Госсовет КНР принял «Не- ^ которые вопросы политики стимули- ^ рования разработки программного ^ обеспечения и производства микрочипов», где содержатся положения, ре- о гулирующие вопросы освобождения от о налога на доходы предприятий, налога < на добавленную стоимость, налога на ^ предпринимательскую деятельность, х налога на доходы физических лиц 2 и импортного таможенного тарифа; н-
• 2001 г. — Министерство финансов ^ и Главное государственное налоговое ° управление КНР выпустили «Циркуляр
о налоговой политике в отношении некоммерческих организаций, занимающихся научными исследованиями»;
• 2003 г. — Министерство финансов и Главное государственное налоговое управление КНР совместно опубликовали «Циркуляр о расширении сферы применения политики в отношении расчета вычетов по затратам для предприятий на технические разработки».
Таким образом, налоговая политика стимулирования инновационной деятельности на этом этапе заключалась в том, что налоговая система в Китае подвергалась частичному реформированию в отношении порядка налогообложения в рамках стратегического курса по укреплению государства при помощи науки, образования и развитию технологий.
С 2005 г. политика КНР в отношении стимулирования инновационной деятельности становится частью стратегической государственной политики. Был разработан программный документ «Стратегический план научно-технического развития Китая на среднесрочную перспективу (2006-2020 годы)», который описывает систему планирования процесса развития инновационной деятельности в КНР. В рамках этого документа было разработано восемь отраслевых регламентов, содержащих дополнения и инструкции, касающиеся льготной налоговой политики стимулирования инноваций.
о В 2006 г. был разработан план прак-^ тических мероприятий по реализации ^ льготной налоговой политики стимули-^ рования инновационной деятельности, ^ при этом за образец был принят опыт США и Южной Кореи. И если раньше на-о логовые льготы сводились к снижению о уровня налога на прибыль и добавленную < стоимость, то теперь речь идет о крупных с изъятиях из налогооблагаемой базы и на-х логовых кредитах. При этом изъятия из 2 налоговой базы сразу же были установ-н- лены на уровне 150% — самом высоком ^ из используемых в мировой практике [1, ° с. 109].
В следующие несколько лет Министерство финансов и Главное государственное налоговое управление КНР выпустили несколько документов по реализации налоговой политики стимулирования инноваций:
• 2007 г. — «Циркуляр о содействии развитию предприятий венчурного капитала с точки зрения налоговой политики»; также в этом году был принят «Закон КНР о налоге на доходы предприятий», вступивший в силу с 1 января 2008 г.;
• 2008 г. — «Циркуляр о некоторых вопросах льготной налоговой политики в отношении налога на доходы предприятий», согласно которому предприятия, изготавливающие программное обеспечение и микрочипы, созданные до конца 2007 г., могут пользоваться в течение установленного периода времени льготой, связанной с освобождением от налога на доходы предприятий;
• 2009 г. — «Циркуляр по вопросам применения предприятием венчурного капитала, льготы по налогу на доходы» и «Циркуляр по вопросам применения высокотехнологичными предприятиями льготы по налогу на доходы»;
• 2010 г. — Министерство финансов, Министерство промышленности и информационных технологий, Главное таможенное управление и Главное государственное налоговое управление КНР выпустили «Циркуляр о корректировке налоговой политики на импортные пошлины в отношении технологического
оборудования, включая крупное оборудование, которое способствует охране окружающей среды и комплексному использованию ресурсов»; • 2011 г. — «Циркуляр по вопросам применяемых налоговых ставок и налоговых вычетов на зарубежные доходы высокотехнологичных предприятий». На этом этапе реализации политики стимулирования инновационной деятельности Китай столкнулся с препятствиями для дальнейшего развития, связанными с нехваткой ресурсов, серьезными загрязнениями окружающей среды и давлением в сфере занятости населения. Государство стало рассматривать реализацию инновационного потенциала хозяйствующих субъектов как действенный инструмент осуществления трансформации экономического развития.
Можно сказать, что в Китае была постепенно сформирована комплексная система стимулирования инноваций при помощи налоговой политики. Эта система имеет большое значение для стимулирования развития высокотехнологичных предприятий в Китае, ускорения реструктуризации экономики, изменения модели экономического развития и создания инновационной экономики.
В целом налоговые льготы в КНР покрывают значительное поле, связанное с инновационным развитием, и затрагивают высокотехнологичные компании и продукты, расходы на НИОКР, ускоренную амортизацию основных фондов, импорт высокотехнологичного оборудования, трансфер технологий, расходы на заработную плату научно-технического персонала, модернизацию производства и др.
Но основным методом реализации политики налоговых льгот правительства КНР является уменьшение размера подоходного налога для предприятий (аналог российского налога на прибыль юридического лица).
2.2. Проблемы
Среди существующих проблем реализации налоговой политики стимулирования независимых инноваций в КНР в качестве
ключевых можно отметить следующие.
1. Основной акцент сделан на том, что наибольшие объемы налоговых льгот предоставляются высокотехнологичным предприятиям (например, ставка подоходного налога составляет 15%) в соответствии с курсом «два исключения и три сокращения на половину», что создает основу для развития высокотехнологичных предприятий. Но этот акцент для сферы хай-тек, без учета льготной налоговой политики в отношении качества научных исследований и разработок, является в определенной степени дискриминационным в отношении других, невысокотехнологичных предприятий, особенно малых и средних предприятий.
2. В КНР налоговые льготы предоставляются с учетом доходности новых продуктов или новых технологий. Чем выше рентабельность продукции, то тем больше эффект от предоставления налоговых льгот для предприятий. Отсутствие рентабельности, с точки зрения потребителя, поощряет на-лотовую политику, направленную на потребление новых продуктов. Это привело к тому, что предприятия стали сосредотачиваться на технических заимствованиях и производстве новых конечных продуктов, игнорируя независимые инновации, научные исследования и разработки.
3. В течение продолжительного периода времени в Китае политика налоговых льгот в отношении независимых инноваций была сосредоточена, главным образом, на сфере реализации, т. е. если субъект независимых инноваций обеспечивал получение прибыли, то ему предоставляли сокращение или освобождение от подоходного налога, а также другие налоговые льготы. И если предприятию не удается получать инновационные продукты или технологии, то, соответственно, нельзя получить от государства налоговые льготы. Сейчас ситуация меняется, но динамика этих изменений недостаточна.
4. В рамках современной политики нало- о гового стимулирования независимых н инноваций в КНР на налоговые льготы ^ в сфере внедрения и развития техно- ^ логий, обучения и консалтинга при- ^ ходится менее 8% налоговых льгот. ^
ш
Этого, конечно, недостаточно для о деятельности, связанной с научными о исследованиями и разработками и по- < лучением последующих результатов в ^ сфере коммерциализации. х
5. В системе методов стимулирования 2 инновационного развития государства н-представлен весь спектр возможных ^ средств: от прямого администриро- ° вания до венчурного финансирования.
В частности, налоговое стимулирование имеет много вариантов: от налоговых кредитов до льгот по налогу на доходы физических лиц, от стимулирования затрат на исследования и разработки до модернизации технологического оборудования. Однако в большей степени на конечный результат влияют прямые средства воздействия государства в рамках многочисленных государственных программ развития в сфере исследований, разработок и инноваций. Видимо, несмотря на солидный срок рыночных реформ и их несомненную результативность, в КНР все еще значительную роль в регулировании экономики играют глубоко укоренившиеся методы административно-планового управления.
Выводы
«Налоговые истории» стимулирования инноваций в РФ и КНР различаются и по длительности, и по амплитуде принимаемых решений.
Налоговая политика стимулирования инновационной деятельности в Китае является более зрелой (и это понятно — она реализуется уже третий десяток лет), более структурированной, цельной и, что очень важно, более адаптируемой к изменяющимся условиям внешней среды.
Налоговая политика стимулирования инновационной деятельности в Китае страдает детскими болезными
о (она моложе китайского аналога почти
со 4
^ в 2 раза!), более расплывчата, имеет ^ «дырочную» структуру, а принимаемые ^ управленческие решения недостаточно ^ последовательны (и поэтому малоэффективны) в контексте управления изо менениями.
о При анализе и сопоставлении резуль-< татов реализации политики налогового с стимулирования инноваций в двух страх нах сразу же бросается в глаза схожесть 2 некоторых управленческих решений, н- принимаемых в России, с решениями ^ Правительства КНР, которые были при-1= няты намного раньше (например, в отношении налоговых льгот технологическим компаниям, льготного налогообложения резидентов ОЭЗ и др.).
Можно сказать, что мы проходим тот же путь, что и КНР. Но не будем забывать, что Китай сменил приоритеты и по другому расставил акценты, выбрав в определенный период времени (2006 г.) и по соответствующим причинам (необходимость увеличения динамики совокупных налоговых льгот повышения их результативности) модель США, которые имеют 39% мирового рынка наукоемкой продукции. Россия, доля которой в структуре этого рынка определяется показателем менее 0,3%, такой возможности объективно пока не имеет. Поэтому нам необходимо искать (как, впрочем, и всегда) свои пути для того, чтобы налоговое стимулирование заняло достойное место в среде, поддерживающей инновации.
Литература
1. Куклина Е. А., Федорков А. И. Система инновационно направленных налоговых льгот как элемент экономической политики государства // Управленческое консультирование. 2013. № 2 (50). С. 39-49.
2. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 160 с.
3. Чеберко Е. Ф., Исаева С. П. Закономерности формирования современной Национальной инновационной системы // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13, вып. 4 (№ 67-68). С. 267-272.
References
1. Kuklina E. A., Fedorkov A. I. System of innovative directed tax privileges as an element of economic policy of the state // Administrative consultation. 2013. N 2 (50). P. 39-49.
2. Tax incentives of innovative processes / Under editorship of N. I . Ivanova. M.: IMEMO of the Russian Academy of Sciences, 2009. 160 p.
3. Cheberko E. F., Isaeva S. P. Regularities of formation of modern National innovative system // Personality. Culture. Society. 2011. Vol. 13. P. 4 (N 67-68). P. 267-272.