Научная статья на тему 'Налоговая политика стимулирования инноваций как фактор экономического роста: китайский путь'

Налоговая политика стимулирования инноваций как фактор экономического роста: китайский путь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1588
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TAX INCENTIVES / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENTAL SUPPORT / FISCA L STIMULATING / INNOVATIO N ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклина Евгения Анатольевна, Чжу Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн

В статье анализируется налоговая политика стимулирования инноваций в КНР как один из основных факторов роста национальной экономики. Характеризуются особенности налоговой системы Китая, динамика налоговой политики стимулирования инновационного развития, меры и инструменты налогового стимулирования инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куклина Евгения Анатольевна, Чжу Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Fiscal Policy for Stimulating Innovations as a Factor of Economic Growth: the Chinese Way

The article analyzes the fiscal policy for stimulating of innovation in China as one of the main factors of growth of the national economy. There are characterized the features of the tax system in China, the dynamics of fiscal policy for stimulating of innovative development, tax measures and instruments for stimulating of innovation.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика стимулирования инноваций как фактор экономического роста: китайский путь»

2 Куклина Е. А., Чжу Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн

I Налоговая политика стимулирования инноваций ° как фактор экономического роста: китайский путь*

т х

лз Куклина Евгения Анатольевна

о Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

^ Заведующий кафедрой макроэкономического регулирования

т Доктор экономических наук, доцент jeakuklina@mail.ru

Чжу Сяоцин

Пекинский административный институт (Пекин, Китайская Народная Республика) Заместитель заведующего кафедрой экономики Доктор экономики, профессор

Сунь Юйсю

Пекинский административный институт (Пекин, Китайская Народная Республика) Доцент кафедры менеджмента промышленности и торговли Доктор экономики

Се Тяньчэн

Пекинский административный институт (Пекин, Китайская Народная Республика) Преподаватель кафедры экономики Доктор экономики

РЕФЕРАТ

В статье анализируется налоговая политика стимулирования инноваций в КНР как один из основных факторов роста национальной экономики. Характеризуются особенности налоговой системы Китая, динамика налоговой политики стимулирования инновационного развития, меры и инструменты налогового стимулирования инноваций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

налоговая система, налоговая политика, налоговые льготы, налоговое стимулирование, инновации, инновационная деятельность, государственная поддержка

Kuklina E. A., Zhu Xiaoging, Sun Yuxiu, Xie Tiancheng

The Fiscal Policy for Stimulating Innovations as a Factor of Economic Growth: the chinese Way

Kuklina Evgenia Anatolievna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Head of the Chair of macroeconomic regulation

Doctor of Science (Economy)

jeakuklina@mail.ru

zhu Xiaoging

Beijing Administrative Institute (Beijing, People's Republic of China) Deputy Head of the Chair of Economy Doctor of Economy, Professor

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в рамках заключительного этапа реализации международного научно-исследовательского проекта СевероЗападного института управления РАНХиГС и Пекинского административного института по теме: «Сопоставительный анализ налоговой политики стимулирования инновационной деятельности организаций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике».

Sun Yuxiu

Beijing Administrative Institute (Beijing, People's Republic of China) Associate Professor of the Chair of Management, Industry and Trade Doctor of Economy

Xie Tiancheng

Beijing Administrative Institute (Beijing, People's Republic of China) Assistant Professor of the Chair of Economy Doctor of Economy

ABSTRACT

The article analyzes the fiscal policy for stimulating of innovation in China as one of the main factors of growth of the national economy. There are characterized the features of the tax system in China, the dynamics of fiscal policy for stimulating of innovative development, tax measures and instruments for stimulating of innovation.

KEYWORDS

tax system, fiscal policy, tax incentives, fiscal stimulating, innovation, innovation activity, governmental support

о <

Осуществляемое в настоящее время совершенствование налоговых систем ведущих мировых держав является действенным инструментом роста их национальных экономик, что подтверждается изучением результатов экономического развития таких стран, как США, Япония и КНР.

Так, например, современная налоговая система Японии сложилась в результате трех этапов ее формирования.

Первый этап (50-е — начало 70-х гг. ХХ в.) был связан с активным использованием налоговых инструментов в целях стимулирования процессов реконструкции, ускоренного экономического роста и технологического обновления национального хозяйства в послевоенный период. В 1967 г. впервые в мировой практике в Японии было предложено налоговое стимулирование в форме предоставления налоговых кредитов японским компаниям с целью увеличения их финансирования НИОКР.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг. ХХ в.) — адаптация налоговой системы к новым условиям умеренных темпов экономического роста национальной и мировой экономики.

Третий этап связан с проведением радикальной налоговой реформы 1987-1989 гг. и последующей постепенной трансформацией налоговой системы страны для обеспечения большего равенства налогоплательщиков, видов деятельности, форм предпринимательства, нейтральности и простоты, а также обеспечения стабильности налоговых поступлений. В настоящее время этот этап продолжается, происходят постепенные изменения налоговой системы, которые позволяют адаптировать основные элементы налогообложения к современным реалиям и построить эффективную налоговую систему государства.

Изучая позитивный зарубежный опыт, нельзя забывать, что эффективной может быть только национальная модель, построенная с учетом всей специфики национальной экономики. Не может существовать универсальной системы, тиражирование которой с гарантией обеспечивало бы такой же результат, как в стране, где применение данной модели демонстрирует высокую эффективность функционирования экономики. Следует помнить также, что существует связь между принимаемыми управленческими решениями и соответствующей моделью национального менеджмента [3], и все лучшее, накопленное человеческой цивилизацией за период ее развития, должно рационально сочетаться со спецификой конкретной страны.

2 Яркий пример эффективности такого подхода демонстрирует Япония. Если срав-^ нить ее модель рыночной экономики с североамериканской, то мы убедимся в о полярной их противоположности, но с точки зрения экономической эффективности о сложно отдать предпочтение какой-либо из этих стран. В полной мере это относится ся и к национальной налоговой политике. Анализ налоговых систем зарубежных х стран, характеристика которых представлена в [2; 7], позволил сделать следующие н- выводы.

< Либеральная направленность государственной политики США определяет срав-т нительно низкую налоговую нагрузку в США по сравнению с другими развитыми странами, средний уровень которой на протяжении последних 46 лет составляет около 26,5%.

Налоговая система Японии характеризуется также относительно небольшой налоговой нагрузкой: с учетом социальных взносов ее средний уровень на протяжении последних 40 лет составлял 25%. Такие показатели обусловлены особенностями проводимой бюджетно-налоговой политики Японии: используя высокую склонность японцев к сбережению, власти предпочитают занимать средства на внутреннем рынке и внешних рынках, выпуская государственные облигации, но существенно не увеличивать налоговую нагрузку, чтобы стимулировать экономическое развитие.

Таким образом, две диаметрально противоположные страны — лидеры мировой экономики имеют примерно одинаковый уровень налоговой нагрузки, несмотря на то что принципы реализации экономической политики у них разные, как и модели национального менеджмента и национальные экономические модели.

Значительных успехов в модернизации экономики добились некоторые страны, которые не меняли и не собираются менять свою ментальность. Прежде всего, это относится к современному Китаю, который уже долгое время занимает одно из первых мест в мире по ежегодному притоку иностранного капитала, а кредитный рейтинг, присвоенный КНР международными агентствами, намного превышает соответствующий российский показатель.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 1993 г. Дуглас Норт по этому поводу пишет: «Является ли Китай моделью для развивающегося мира? Во-первых, это не очень хорошая модель. Во-вторых, пока еще не ясно, к чему ведет этот китайский путь. Тем не менее китайский опыт должен заставить экономистов задуматься о фундаментальных принципах развития. Причем два момента особенно выделяются: 1) общественные институты Китая совершенно иные, чем в развитых странах, а стимулы они дают такие же; 2) сталкиваясь с новыми проблемами, Китай способен выработать прагматичные новые решения. Два вывода сразу ясны. Во-первых, есть много путей развития. Главное — создать такие институты, которые органично вытекают из вашего исторического опыта и позволяют организовать верные стимулы. Рабская имитация западных институтов бесполезна. Во-вторых, мир постоянно меняется, причем фундаментально. Базовые основы экономической теории остаются верными, но проблемы, с которыми сталкиваются страны сегодня, выглядят по-новому в обстановке новых убеждений, институтов, технологий и радикально снизившихся затрат на распространение информации. Секрет успехов заключается в создании институтов, которые способны быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам» [6].

По-нашему мнению, можно с полным на то основанием утверждать, что одним из основных факторов роста национальной экономики КНР является налоговая политика государственной поддержки и стимулирования инновационного развития. КНР является унитарным государством, в основе его политической системы лежит Конституция, принятая в 1954 г. (с учетом изменений, внесенных в нее в 1975,

1978, 1982 и 1992 гг.). Китай имеет сложное административно-территориальное 2 деление, в состав которого входят административные единицы трех уровней:

• 31 территориальная единица первого уровня: 22 провинции, 5 автономных рай- о онов и 4 муниципалитета (города центрального подчинения — Пекин, Шанхай, о Тяньцзинь, Чунцин); с 1.07.1997 г. в состав КНР вошел особый административ- т ный район Сянган (бывший Гонконг); х

• 159 административных единиц второго уровня: 120 округов, 31 автономный округ н и 8 аймаков; «с

• 2017 административных единиц третьего уровня: 1856 уездов, 101 автономный т уезд, 51 хошун, 3 автономных хошуна и 6 иных административных единиц.

Налоговая система КНР довольно сложна и в настоящее время она насчитывает 26 видов налогов, которые, исходя из их экономической природы, могут быть объединены в восемь групп (табл. 1). Основную роль в формировании доходов бюджетной системы КНР играют косвенные налоги. НДС — 31,0% от всех налоговых доходов, предпринимательский налог — 15,1%, налог на потребление — 8,0% (по состоянию на 2009 г.). КНР относится к группе стран с относительно низким уровнем налогового бремени. Так, на протяжении последних 10 лет уровень налогового бремени, оцененный как отношение общей суммы налогов, поступивших в бюджетную систему, к величине ВВП (в процентах), не превышал 15%.

Особенностью налоговой системы КНР является наличие значительного числа неналоговых платежей, формирующих различного рода внебюджетные национальные и региональные фонды, общая сумма поступлений в которые оценивается в 8-9% ВВП. И хотя формально эти платежи нельзя относить к налоговым платежам, их наличие в целом существенно увеличивает имеющееся налоговое бремя.

Еще одна особенность налоговой системы КНР (как следствие китайской экономической модели) — отсутствие национальной системы пенсионного обеспечения (или пенсионного страхования) и, соответственно, отсутствие налогов на фонд заработной платы и платежей по социальному страхованию. Нельзя сказать, что в КНР вовсе нет пенсионной системы. Существуют государственные пенсии, которые получают граждане, которые работали на государственных предприятиях, в государственных организациях и учреждениях. Эти лица при выходе на пенсию получают пенсионные выплаты в тех организациях, в которых они работали. Эти организации, в свою очередь, имеют в своих сметах соответствующие разделы — пенсии бывшим сотрудникам. Для остальных граждан единственным способом сформировать собственную пенсию является участие их самих или их работодателей в негосударственных пенсионных схемах.

Госсовет КНР устанавливает правила, в соответствии с которыми налоговые доходы распределяются на три группы: централизованные налоговые доходы (доходы Центрального правительства), местные налоговые доходы и налоговые доходы, подлежащие распределению между Центральным и местным правительствами (администрациями). Особенность современной налоговой системы КНР — относительно равномерное распределение налоговых поступлений между государственным бюджетом и местными бюджетами.

Налоговая система КНР, как и большинства других стран, не остается неизменной. В нее периодически вносятся коррективы, которые касаются как пересмотра состава налогов (отмена одних и введение других), так и изменения режимов налогообложения отдельными налогами. Так, в последние годы наиболее значительными изменениями подвергся налог на прибыль, а в настоящее время реализуются мероприятия по существенному реформированию налогообложения доходов физических лиц.

КНР является страной с динамично развивающейся инновационной системой: темп роста затрат на исследования и разработки с 1995 г. составлял в среднем 9,5% в год (табл. 2, рис. 1).

Основные налоги налоговой системы КНР

Группа налогов Налоги

Налоги с оборота НДС

Налог на потребление

Предпринимательский налог или налог на предпринимательскую деятельность

Подоходные налоги Налог на прибыль предприятий

Индивидуальный подоходный налог(подоходный налог с физических лиц)

Ресурсные налоги Ресурсный налог (налог на пользование природными ресурсами)

Налог на использование земель городов и городских районов

Целевые (специальные) налоги Налог на ремонт и строительство в городах (налог на поддержание городского строительства)

Налог на пользование сельскохозяйственными угодьями (налог на занимаемые пахотные угодья)

Регулирующий налог на инвестиции в основные активы

Налог на передачу оцениваемой недвижимости

Имущественные налоги Налог на приобретение транспортных средств

Налог на жилье

Налог на городскую недвижимость

Налог на наследство

Налоги на операции Налог на использование транспортных средств

Налог на получение транспортных лицензий

Гербовый налог (сбор)

Налог на банкеты

Налог на сделки

Сельскохозяйственные налоги Сельскохозяйственный налог

Налог на разведение скота

Таможенные пошлины Экспортные таможенные пошлины

Импортные таможенные пошлины

В системе методов инновационного развития страны представлен весь арсенал средств, применяемых в мировой практике, от прямого администрирования до венчурного финансирования, в том числе и налоговое стимулирование в разных формах (налоговые кредиты, льготы по налогу на прибыль физических лиц, стимулирование затрат на НИОКР, модернизацию технологического оборудования и др.). Однако эффективность системы стимулирования инновационного развития КНР пока недостаточно высока, и в большей степени задействованы прямые средства воздействия государства в рамках целевых государственных программ.

C середины 1990-х гг. КНР реализует систему налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности организаций, развитие высоких технологий, ускорение реструктуризации экономики, трансформации экономического развития и создания инновационного государства. Одной из целей инновационной

Динамика затрат на исследования и разработки в КНР за период 1995-2010 гг.

Год Затраты на исследования и разработки, % от ВВП Темп роста затрат, %

1995 0,57 100,0

1996 0,57 100,0

1997 0,64 112,3

1998 0,65 101,6

1999 0,76 116,9

2000 0,90 118,4

2001 0,95 105,6

2002 1,07 112,6

2003 1,13 105,6

2004 1,23 108,9

2005 1,32 107,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 1,39 105,3

2007 1,40 100,7

2008 1,47 105,0

2009 1,70 115,6

2010 1,77 104,1

Составлено по: [8, с. 246-247].

1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009

Динамика затрат на исследования и разработки в КНР

политики Китая является формирование национальной инновационной системы, в которой инициатива инновационного развития в основном исходила бы не от государства, а от частного национального капитала. Поэтому еще в 1980-е гг. были

g приняты программы, направленные на стимулирование инновационных компаний и I поддержку коммерциализации инновационных продуктов (программа China Torch о Program, программа 863 и др.).

о Программа China Torch Program (далее — программа Torch) представляет собой ст) национальную программу поддержки бизнес-инкубаторов, основанную на ино-х странном опыте (прежде всего, опыте США) с учетом особенностей китайского н- общества и национальных культурных традиций. В Китае совместными усилиями < правительства и местных властей было организовано более 400 инкубаторов. По-m скольку агентство, занимающееся управлением бизнес-инкубаторами, относится к Министерству науки и технологии, практически все инкубаторы Китая оказывают свои услуги технологическим компаниям.

Отличительной особенностью инкубаторов Китая являются их масштабы. Так, например, один из крупнейших инкубаторов в Шанхае обслуживают около 300 компаний. Многие из этих компаний были созданы учеными, получившими образование в Западной Европе и США и вернувшимися для освоения развивающегося рынка КНР.

В 1987 г. при финансовой, научной и организационной поддержке UNDP (United National Development Program) начала реализовываться Программа по созданию и поддержке инкубаторов в Китае. Благодаря UNDP в начале третьего тысячелетия в Китае функционировало уже около 200 инкубаторов и почти 200 так называемых software parks [1], которые по выполняемым функциям также вполне можно отнести к бизнес-инкубаторам.

Программа Torch характеризуется сильной поддержкой со стороны государства и равномерным распределением инкубаторов по территории страны. Правительством и местными органами власти была сформулирована законодательная база для работы бизнес-инкубаторов. Для реализации программы Torch была создана специальная организация — Центр развития промышленности и высоких технологий, который выполняет следующие задачи:

• изучение проблем развития высоких технологий, а также научных и технологических парков в Китае, разработка рекомендаций для Министерства науки и технологий;

• разработка плана дальнейшего развития программы, участие в работе по формированию технопарков и инкубаторов;

• проведение консультаций по развитию инкубаторов, а также работа с менеджерами научных и промышленных технопарков и инкубаторов;

• информационное обеспечение работой офисных программ;

• предоставление компьютерного обеспечения;

• выявление тех областей, которые нуждаются в разработке программных мероприятий;

• ведение статистики по технопаркам и инкубаторам;

• разработка планов развития бизнес-инкубаторов, их сертификация;

• управление Инновационным фондом поддержки малых инновационных предприятий.

Достижением реализации программы Torch стала тенденция к появлению в инкубаторах предприятий, образованных студентами, вернувшимися после обучения за границей. До 1997 г. студенты из Китая, получившие образование в других странах, предпочитали оставаться за рубежом. Одной из поставленных программой Torch задач было привлечение в Китай именно этих молодых специалистов. Для этой цели был построен специализированный молодежный инкубатор Haidian Pioneer Park, а также Innovation Works в Пекине.

В программе Torch, программе 863 и других аналогичных целевых программах присутствовали методы налогового стимулирования инноваций, но, как правило,

они касались только тех организаций, которые являлись резидентами научно-тех- 2 нических парков (например, технопарка ZhongGuanCun в Пекине) или индустри- | альных зон. Более того, в первую очередь поощрялась экспортная ориентация о инновационных компаний, и акцент делался на стимулирование инвестиций в ин- о новационное развитие компаний, уже давно существующих, а также — в опреде- т ленные сектора, например, в ИКТ. х

В 2000-х гг. была поставлена задача повышения конкурентоспособности китай- н ской экономики по широкому спектру направлений, и налоговая политика стиму- «с лирования инноваций перестала замыкаться только на резидентах технопарков. т Более того, если раньше региональные власти ради размещения на их территориях научных парков и технопарков предоставляли компаниям дополнительные льготы, то сейчас им это запрещено, так как в настоящее время снижение налогового бремени — прерогатива национальных, а не региональных научно-технических парков.

Кроме того, инновационно направленные налоговые льготы стали распространяться на деятельность компаний, работающих на внутренний рынок. Акцент был перемещен на поощрение создания инновационных организаций «с нуля», и налоговые льготы перестали фокусироваться на ограниченном круге сфер инноваций. Более того, налоговые инструменты стали использоваться для поощрения диссимиляции инновационных технологий в национальной экономике: в частности, на-лотовые льготы стали предоставляться компаниям, играющим роль промежуточных звеньев в инновационном процессе.

Современная налоговая политика стимулирования инноваций в КНР использует общепринятые международные налоговые инструменты — налоговые вычеты, ускоренную амортизацию, налоговые кредиты, налоговые льготы и пр. [4; 5]. Основным методом предоставления налоговых льгот в КНР долгое время являлся прямой метод — предоставление льгот по подоходному налогу (снижение корпоративного подоходного налога и оставление этой суммы в распоряжении предприятия), налогу на использование земель городских районов, НДС и др. За последние несколько лет Китай начал осуществлять налоговую политику стимулирования инноваций косвенными методами, но прямые методы по-прежнему доминируют.

Назначение налоговой политики по стимулированию инноваций — содействие инновациям во всех областях производства, применения и оборота знаний. Наибольший риск инновации имеют в сфере НИОКР, но в КНР этот аспект налоговой политики является наименее разработанным. Вот почему в Китае уровень рентабельности новой продукции или новых технологий определяет величину налоговых льгот: чем выше рентабельность реализованной продукции предприятия, тем больше налоговые льготы. Это приводит к тому, что предприятия сосредотачиваются на техническом заимствовании в производстве продукции, пренебрегая, таким образом, сектором исследований и разработок.

За время проведения политики реформ и открытости в КНР главным объектом предоставления налоговых льгот становятся предприятия, научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения и другие индивидуальные субъекты инновационной деятельности, среди которых наиболее важным объектом льготирования является предприятие. При этом необходимо отметить, что максимальная динамика налоговых льгот традиционно была направлена на предприятия новых и высоких технологий. Например, при величине ставки корпоративного подоходного налога 15% политика «Два исключения и три сокращения» («2 не учитывается, 3 — уменьшается наполовину») проводится для предприятий с зарубежным капиталом, которые освобождаются от уплаты корпоративного подоходного налога в течение 2 лет, принесших прибыль, а в течение 3 последующих лет сумма налога сокращается на 50%.

2 Реализация таких мер закладывает фундамент для развития высокотехнологич-^ ных предприятий, но при этом не принимается во внимание деятельность в сфере о НИОКР, а также углубляется чувство несправедливости у менеджмента невысоко-о технологичных предприятий (в особенности, это касается малых и средних пред-СО приятий).

х Источником инноваций, согласно теории эндогенного роста, является челове-н- ческий капитал; только постоянное накопление человеческого капитала может по-< зволить достичь прогресса и развития технологий. Налоговая политика оказывает т влияние, в первую очередь, на величину предложения и спроса человеческого капитала: влияние на предложение человеческого капитала — уменьшение подоходного налога с физических лиц, повышение готовности к работе инновационного персонала. Влияние налогов на человеческий капитал в Китае, главным образом, происходит посредством налога, взимаемого с заработной платы, а также посредством снижения и освобождения от налогов затрат на обучение и оплату услуг.

В целом китайская налоговая политика по стимулированию инноваций играет важную роль в развитии инновационного потенциала страны, тем не менее существует ряд проблем, которые были нами подробно рассмотрены в [4]. В рамках настоящей статьи ограничимся лишь их констатацией в плане объекта стимулирования, сектора стимулирования и результатов стимулирования.

С точки зрения объектов стимулирования, государственная поддержка, главным образом, сконцентрирована на высокотехнологичных предприятиях и недостаточно поддерживает средние и малые предприятия, а также инновационный персонал.

С точки зрения сектора стимулирования, роль стимулирования НИОКР невелика, роль стимулов в производство инновационной продукции более значительна, но качество инновационной продукции невысокое.

С точки зрения результатов стимулирования, модель преобладания прямых льгот приводит к тому, что повышение рентабельности производства приводит к увеличению количества налоговых льгот. Крупные компании на зрелом этапе своего развития используют это преимущество, ставя под сомнение справедливость налоговой политики государства.

В целом налоговые льготы в КНР в настоящее время покрывают значительную часть поля, связанного с инновационным развитием государства, и затрагивают высокотехнологичные компании и продукты, расходы на НИОКР и заработную плату научно-технического персонала, импорт высокотехнологичного оборудования, трансфер технологий, высокотехнологические услуги. Величина налоговых стимулов и льгот была существенно увеличена в 2006 г. в связи с принятием Стратегического плана научно-технического развития КНР до 2020 года. И если раньше налоговые льготы сводились к снижению уровня налога на прибыль или НДС, то сейчас это крупные изъятия из налогооблагаемой базы и налоговые кредиты.

Литература

1. Гапоненко В. Ф. Бизнес-инкубаторы в Национальной инновационной системе. М.: Современная экономика и право, 2006.

2. Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран / В. Г. Князев, Д. Г. Черник. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002.

3. Куклина Е. А. Государственная поддержка инноваций в контексте модели национального менеджмента // Управленческое консультирование,. 2013. № 9 (57). С. 11-21.

4. Куклина Е. А., Федорков А. И., Чжу Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн. Налоговая политика стимулирования инновационной деятельности в России и Китае: этапы разработки и проблемы реализации // Управленческое консультирование. 2013. № 6. С. 48-60.

5. Куклина Е. А., Чжу Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн. Налоговая политика стимулирования инновационной деятельности в России и Китае: вектор решения проблем и перспективы развития // Управленческое консультирование. 2013. № 7. С. 26-38.

6. НортД. Китайское меню // Ведомости. 8 апреля 2005 г. № 62 (1343). <

7. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран. М.: Дашков и К, 2010.

8. China statical yearbook on science and technology, 2012 / Ed. by National Bureau of Statistics q Ministry of Science and Technology. China Statistics Press, 2012. ^

References

i—

1. Gaponenko V. F. Business incubators in National innovative system [Biznes-inkubatory v Na- о tsional'noi innovatsionnoi sisteme]. M.: Modern economy and law [Sovremennaya ekonomika i ^ pravo], 2006.

2. Knyazev V. G. Tax systems of foreign countries [Nalogovye sistemy zarubezhnykh stran] / V. G. Knyazev, D. G. Chernik. M.: Law and right [Zakon i pravo], YuNITI, 2002.

3. Kuklina E. A. State support of innovations in a context of model of national management [Gosudarstvennaya podderzhka innovatsii v kontekste modeli natsional'nogo menedzhmenta] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2013. N 9 (57). P. 11-21.

4. Kuklina E. A., Fedorkov A. I., Zhu Xiaoqing, Sun Yuxiu, Xie Tiancheng. Tax policy of stimulation of innovative activity of the organizations in Russia and China: development stages and realization problems [Nalogovaya politika stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossii i Kitae: etapy razrabotki i problemy realizatsii] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2013. N 6. P. 48-60.

5. Kuklina E. A., Zhu Xiaoqing, Sun Yuxiu, Xie Tiancheng. Tax policy of stimulation of innovative activity of the organisations in Russia and China: vector of the problems solving and development prospect [Nalogovaya politika stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossii i Kitae: vektor resheniya problem i perspektivy razvitiya] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2013. N 7. P. 26-38.

6. Nort D. Chinese menu [Kitaiskoe menyu] // Vedomosti. On April 8, 2005. N 62 (1343).

7. Tyutyuryukov N. N. Tax systems of foreign countries [Nalogovye sistemy zarubezhnykh stran]. M.: Dashkov and Co, 2010.

8. China statical yearbook on science and technology, 2012 / Ed. by National Bureau of Statistics Ministry of Science and Technology. China Statistics Press, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.