Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование проектного финансирования инноваций'

Налоговое стимулирование проектного финансирования инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / TAX STIMULATION / TAX CONCESSIONS / INNOVATION PROJECTS / PROJECT FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шведов Владимир Петрович

В статье рассматриваются инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности непосредственных участников инновационного процесса (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон). Анализируется влияние налоговых льгот на эффективность инновационных проектов и стимулирование проектного финансирования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tax stimulation of innovation project financing

In the article the tools of tax stimulation of the innovation activity of the directly involved participants of the innovation process (except for residents of the technology-innovative special economic zones) re concidered. The influence of tax concessions on the effectiveness of innovative projects and stimulation of the project financing in Russia.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование проектного финансирования инноваций»

В. П. Шведов

Налоговое стимулирование проектного финансирования инноваций

В статье рассматриваются инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности непосредственных участников инновационного процесса (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон). Анализируется влияние налоговых льгот на эффективность инновационных проектов и стимулирование проектного финансирования в России.

In the article the tools of tax stimulation of the innovation activity of the directly involved participants of the innovation process (except for residents of the technology-innovative special economic zones) re concidered. The influence of tax concessions on the effectiveness of innovative projects and stimulation of the project financing in Russia.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговые льготы, инновационные проекты, проектное финансирование.

Key words: tax stimulation, tax concessions, innovation projects, project financing.

В условиях преодоления финансового кризиса в стране, падения доверия иностранных инвесторов к гарантиям российских финансовых институтов и снижения рейтинга страны среди потенциальных инвесторов необходимы новые инструменты и способы привлечения финансовых средств инвесторов. Решением этих проблем становится проектное финансирование.

Характерной особенностью проектного финансирования является привлечение широкого круга источников финансового обеспечения инвестиционного проекта (собственные средства, средства, мобилизуемые на финансовых рынках, банковские кредиты, бюджетные средства), которые предоставляются в форме кредитов, субсидий, гарантий. Проектное финансирование может осуществляться с использованием лизинга. Положительный результат при его использовании зависит от следующих факторов:

• динамики денежных потоков, идущих на погашение долга;

• графика погашения кредитов;

• системы коммерческих обязательств, контрактов;

• количества и качества экспертной работы;

• системы распределения рисков;

• экономической и политической стабильности.

© Шведов В. П., 2012

Один из основных методов стимулирования инновационной деятельности - создание благоприятных налоговых условий через механизм предоставления организациям, осуществляющим инновационную деятельность, различных дополнительных налоговых льгот и преференций.

Можно выделить следующие существующие в настоящее время инструменты налоговых льгот и преференций для организаций, осуществляющих инновационную деятельность (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон):

• освобождение от НДС реализации НИОКР;

• освобождение от НДС передачи исключительных прав и прав на основе лицензионного договора;

• освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;

• признание части отчислений расходами на НИОКР;

• применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств;

• применение повышающего коэффициента для расходов по НИОКР;

• предоставление инвестиционного налогового кредита.

Данные инструменты налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность организаций - непосредственных участников инновационного процесса - могут быть классифицированы на три группы:

1) инструменты налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость (табл. 1);

2) инструменты налоговых льгот по налогу на прибыль организаций;

3) инвестиционный налоговый кредит.

Следует обратить внимание, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, реализация которых освобождается от уплаты НДС, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны отвечать критериям инновационности видов деятельности. При этом в Налоговом кодексе РФ уточняется, что:

1) под новой технологией понимается способ объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

2) создаваемые на базе НИОКР опытные, не имеющие сертификатов соответствия образцы машин, оборудования, материалов должны соответствовать следующим требованиям: обладать характерными для нововведений принципиальными особенностями; не должны быть предназначены для реализации третьим лицам.

Таблица 1

Инструменты налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость

Наименование льготы Источник Условия предоставления

1. Освобождение от НДС реализации НИОКР Налоговый кодекс РФ, ст. 149, пп. 16 и 16.1 По НИОКР, относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, если в состав НИОКР включаются следующие виды деятельности: - разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; - разработка новых технологий; - создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим лицам; - осуществляемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; - осуществляемые за счет средств бюджетов и указанных в НК РФ специальных фондов

2. Освобождение от НДС передачи исключительных прав и прав на основе лицензионного договора Письмо Минфина России от 18.08.2008 № 03-07-07/79); Письмо Минфина России от 03.02.2009 № 03-07-07/04; Налоговый кодекс РФ, ст. 149, пп. 26, п. 2 Распространяется на: - изобретения; - полезные модели; - промышленные образцы; - программы для электронновычислительных машин; - базы данных; - топологии интегральных микросхем; - секреты производства (ноу-хау)

3. Освобождение от НДС части выручки, направляемой на формирование фондов финансирования НИОКР Налоговый кодекс РФ, ст. 262, п. 3 Отчисления размером до 1,5 % дохода (валовой выручки) налогоплательщика могут признаваться как расходы на НИОКР, если они идут на формирование Российского фонда технологического развития или иных фондов финансирования НИОКР

По мнению некоторых экономистов [4], льгота, связанная с освобождением от НДС передачи исключительных прав и прав на основе лицензионного договора, ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности - патента, товарного знака и т. п., непосредственно не связана со стимулирова-

нием инновационной деятельности и таит в себе риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации.

Инструменты налоговых льгот по налогу на прибыль организаций представлены в табл. 2.

Таблица 2

Инструменты налоговых льгот по налогу на прибыль организаций

Наименование льготы Источник Условия предоставления

1. Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования Налоговый кодекс РФ, ст. 251, пп. 14, п. 1 Не учитываются как доходы средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной или научнотехнической деятельности, таких как: - Российский фонд фундаментальных исследований; - Российский фонд технологического развития; - Федеральный фонд производственных инноваций; - другие фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законодательством

2. Уменьшение налогооблагаемой базы за счет применения повышающих коэффициентов амортизации Налоговый кодекс РФ, ст. 259.3, пп. 2, п. 2 В отношении имущества, используемого организациями в своей научнотехнической деятельности возможно применение повышающего коэффициента не выше 3

3. Уменьшение налогооблагаемой базы за счет единовременного списания первоначальной стоимости объекта основного средства Налоговый кодекс РФ, ст. 258, п. 9 Разрешается организациям единовременно списывать до 10 % (в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, - до 30 %) первоначальной стоимости объекта основного средства при вводе оборудования в эксплуатацию

4. Уменьшение налогооблагаемой базы за счет использования повышающего коэффициента к расходам по НИОКР Налоговый кодекс РФ, ст. 262, п. 2; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 988 Организации, несущие расходы по НИОКР, входящим в состав утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 988, вправе применять повышающий коэффициент и учитывать в расходах на определенные виды НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) затраты, в 1,5 раза превышающие сумму фактически осуществленных расходов

Как показывает анализ нормативных документов, регулирующих предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, следует:

• во-первых, что Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 988 «Об утверждении Перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок» утверждены особые виды НИОКР, затраты по которым разрешено не только включать в расчет налога на прибыль, но и увеличивать в 1,5 раза. Правомерность применения повышающего коэффициента по окончании налогового периода необходимо подтвердить, для чего к декларации по налогу на прибыль прикладывается научный или технический отчет по каждому проекту, форма которого произвольна;

• во-вторых, в отношении имущества, используемого организациями в своей научной и инновационной деятельности, возможно применение повышающих коэффициентов амортизации, что позволяет высвободить денежные средства на пополнение основных фондов в более короткий период.

Учитывая специфику машиностроительной отрасли, особенно высокую скорость старения инновационных идей, данная мера является весьма значимой и оказывает позитивное воздействие на процесс обновления основных фондов предприятий.

Следует отметить, что с 2012 г. расходы на НИОКР признаются в налоговом учете единовременно. При этом условием их признания является завершенность НИОКР или их отдельных этапов (подписание акта сдачи-приемки).

Среди общих механизмов стимулирования инновационной деятельности можно выделить инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Условия предоставления инвестиционного налогового кредита регулируются ст. 66-67 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предоставление инвестиционного налогового кредита дает организации право в течение определенного периода времени перечислять свои налоговые платежи не в полном размере. Сумма отложенного таким образом налогового обязательства и есть сумма инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Срок возможной отсрочки - от одного года до пяти лет.

Правом обратиться за получением инвестиционного налогового кредита наделены компании инновационной сферы, если они:

• осуществляют НИОКР или проводят техническое перевооружение собственного производства;

• занимаются внедренческой деятельностью;

• создают новые материалы и технологии или совершенствуют уже существующие;

• осуществляют инвестиции в создание объектов, которые имеют наивысший класс энергетической эффективности либо высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ от 12.07.2011 г. № 562.

Алгоритм использования инвестиционного налогового кредита включает следующие этапы:

1) организация заключает с контролирующими финансовыми органами договор об инвестиционном налоговом кредите, в котором определяется индивидуальный порядок уменьшения налоговых платежей и размер процентной ставки за пользование инвестиционным налоговым кредитом;

2) каждый отчетный период организация начисляет налог, но при этом перечисляет его в сокращенном размере, но не менее 50 % причитающейся к уплате суммы;

3) уменьшение производится по каждому платежу до тех пор, пока отложенная сумма налога не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором;

4) постепенное погашение налоговых обязательств и выплата процентов за предоставленную рассрочку.

Размер возможного инвестиционного налогового кредита зависит от основания его получения (табл. 3).

Таблица 3

Основания получения инвестиционного налогового кредита

и его размер

Основания получения инвестиционного налогового кредита Размер инвестиционного налогового кредита Норма НК РФ

- Научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы; - техническое перевооружение собственного производства 100 % стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для этих целей Пп. 1 п. 2 ст. 67

Внедренческая или инновационная деятельность, в том числе: - создание новых или усовершенствование применяемых технологий; - создание новых видов сырья или материалов Определяется по соглашению между уполномоченным органом и организацией Пп. 2 п. 2 ст. 67

По мнению специалистов, инвестиционный налоговый кредит по срокам предоставления должен иметь тесную связь со сроками реализации инновационного и инвестиционного проектов. Причем предоставление инвестиционного налогового кредита, во-первых, должно быть увязано с расчетами доходов, которые могут быть получены при реализации инновационного проекта, а во-вторых, может быть увязано с другими видами налоговых льгот, например, снижение ставки налога на прибыль и пр.

Условия предоставления инвестиционного налогового кредита предприятиям, действующим на территории Санкт-Петербурга, регламентированы законом Санкт-Петербурга от 12 июля 2002 г. № 316-28.

В соответствии с данным законом инвестиционный налоговый кредит по налогу на имущество организаций может быть предоставлен как по одному, так и по нескольким инвестиционным проектам при соблюдении следующих условий [6]:

• наличие средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на цели предоставления инвестиционных налоговых кредитов по налогу на имущество организаций;

• отсутствие в отношении организации процедур банкротства;

• отсутствие у организации задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафным санкциям перед бюджетами всех уровней.

Инвестиционный налоговый кредит по налогу на имущество организаций в соответствии с законом Санкт-Петербурга № 316-28 может быть предоставлен на срок от одного года до десяти лет. Размер процентной ставки за пользование инвестиционным налоговым кредитом по налогу на имущество организаций устанавливается в пределах от одной восьмой до одной целой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Предельный размер средств, направляемых на цели предоставления инвестиционных налоговых кредитов по налогу на имущество организаций, устанавливается законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год. При этом преимущественное право на получение инвестиционного налогового кредита имеют организации, инвестиционные проекты которых предусматривают:

• наименьший период возврата полученных средств;

• наибольшее число вновь создаваемых рабочих мест в расчете на один рубль предоставленного инвестиционного налогового кредита;

• наибольший размер налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга от реализации проекта в расчете на один рубль предоставленного инвестиционного налогового кредита.

Не менее значимым фактором, стимулирующим инновационную деятельность, является наличие налоговых льгот для коммерческих банков при осуществлении ими кредитования инновационного бизнеса.

По мнению ряда российских экономистов, основной проблемой в области налогообложения кредитных организаций является отсутствие действенного механизма, направленного на стимулирование инвестиций банков в реальный сектор экономики. Объективно максимальная эффективность инновационных вложений может обеспечиваться только при условии их доступности широкому кругу субъектов рынка.

Предоставляя льготы банкам, осуществляющим кредитование организаций инновационного типа, необходимо создать преимущества в порядке налогообложения как доходов, полученных от осуществления такой деятельности, так и понесенных расходов.

При этом льготный режим налогообложения предлагается применять при одновременном соблюдении следующих условий:

• не менее 50 % кредитного портфеля банка предоставляется организациям инновационного типа при сроке выдачи кредита не менее 12 месяцев;

• не менее 25 % налогооблагаемых доходов получено от осуществления кредитования организаций инновационного типа.

Привлекая средства под рыночные ставки процентов, банк неизбежно несет затраты по признанию соответствующих процентных расходов на обслуживание привлеченных кредитов, которые не всегда можно отнести на расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, в силу отсутствия сопоставимых обязательств. Следует заметить, что банковские ставки по проектному финансированию, как правило, на 1-2 % выше, чем по среднесрочному кредиту на инвестиционные цели.

С целью усиления налогового стимулирования кредитования инновационных проектов предлагается ввести коэффициенты, позволяющие относить на затраты больший уровень процентов по долговым обязательствам. Среди специалистов в области налогового регулирования существуют различные точки зрения относительно увеличения лимита отнесения банковских процентов от 15-процентного увеличения до признания процентов в полном объеме [2].

В настоящее время существуют определенные благоприятные условия для осуществления финансирования инновационных проектов различного уровня, что определяет высокую значимость проектного финансирования в развитии экономики. Проектное финансирование является важным продуктом в портфеле предло-

жения таких крупных банков, как Сбербанк России, МДМ-банк, Банк ЗЕНИТ и др.

Предложенные меры будут способствовать привлечению специализированными инвестиционными банками кредитных ресурсов для последующего финансирования инновационной деятельности.

Использование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности в проектном финансировании инноваций имеет следующие положительные эффекты.

• во-первых, снижает совокупный риск инновационного проекта, в том числе риски кредитора и заемщика за счет гарантирования части денежного потока при реализации проекта;

• во-вторых, повышает финансовую реализуемость инновационного проекта, так как расширяет финансовые возможности его реализации; в данном аспекте инструменты налогового стимулирования инноваций могут рассматриваться как один из методов финансирования инновационных проектов на ранних стадиях их реализации;

• в-третьих, повышает эффективность инновационного проекта (NPV, PI, IRR), ускоряет срок его окупаемости, что обусловлено увеличением генерации положительных денежных потоков на начальных этапах его реализации;

• в-четвертых, способствует сокращению как информационной, так и кредитной стадии проектного финансирования за счет более прозрачной структуры денежных потоков, генерируемых проектом, и его элементов;

• в-пятых, повышает роль такого источника финансирования инноваций, как амортизация.

В мировой практике инструмент налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов, он встроен в систему мер, таких как прямое бюджетное финансирование, частные и государственные гранты, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным принципом предоставления налоговых льгот в развитых зарубежных странах является их предоставление не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Налоговые льготы и конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр налоговых льгот и условий их предоставления позволяют государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отрас-

лях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства.

Примечательно, что в ряде стран стимулы превышают инвестиции. Например, в Австралии налоговая льгота составляет 150 % инвестиций, в Бельгии - 110 %. В большинстве же стран (Канаде, США, Японии, Франции, Италии и др.) предусматривается 100-процентное исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инновации [5].

Таким образом, из широкого арсенала мер налогового стимулирования инновационной деятельности, выработанных в этой области мировой практикой, необходимо выбрать наиболее адекватные нынешней ситуации и российской специфике. Наиболее важными представляются три основных метода: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (в том числе как части налоговой политики, так и самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации организациям, осваивающим новые виды продукции.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ основных приоритетов российской налоговой политики в современных экономических условиях // Налоги. - 2010. - № 1.

2. Гордеева О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности // Налоги (газета). - 2009. - № 48.

3. Дыдыкин А.В. Банковские риски как элемент управления финансовой стабильностью // Финансы и кредит. - 2011. - № 2.

4. Кочергин А. Инновационная деятельность: налоговые льготы и преференции // Финансовая газета. - 2011. - № 7.

5. Кулагин А.С., Леонтьев Л.И. О стимулировании инновационной деятельности // недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование - 2010. -№ 1.

6. Закон Санкт-Петербурга от 12 июля 2002 г. № 316-28 «Об инвестиционном налоговом кредите».

7. Налоговый кодекс Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.