Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ И ИЗМЕНЕНИЯ'

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ И ИЗМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НДС / НДФЛ / УСН / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА / IT-ОТРАСЛИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золочевская Елена Юрьевна, Скидан Анастасия Васильевна, Микая Алина Тиграновна

В статье представлен анализ современной экономической ситуации, динамика экономических показателе в период пандемии, антикризисные меры государства в сфере налогообложения для стимулирования и поддержания стабильности экономики в посткризисный период. Представлены основные характеристики основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый 2020 и 2023 года. Исследованы изменения налогового законодательства в 2021 г. для малого и среднего бизнеса, для IT-сферы, физических лиц, бухгалтерского учета для целей налогообложения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золочевская Елена Юрьевна, Скидан Анастасия Васильевна, Микая Алина Тиграновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POLICY OF RUSSIAN FEDERATION: MAIN TRENDS AND CHANGES

The article presents an analysis of the current economic situation, the dynamics of economic indicators during the pandemic, anti-crisis measures of the state in the field of taxation to stimulate and maintain the stability of the economy in the postcrisis period. The main characteristics of the main directions of the budget, tax, customs and tariff policy for 2021 and the planned 2020 and 2023 are presented. The changes in tax legislation in 2021, for small and medium-sized businesses, for the IT sector, individuals, accounting for tax purposes, etc. are studied.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ И ИЗМЕНЕНИЯ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 111-115 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3): 111-115

Проблемы экономики

Научная статья УДК 336.02

doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-3-111-115

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ И ИЗМЕНЕНИЯ Елена Юрьевна Золочевская1, Анастасия Васильевна Скидан2, Алина Тиграновна Микая3

1 2, 3Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия

1zolochevskaya@uriu.ranepa.ru

2tark-anastasiya@yandex.ru

3alinaeri@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ современной экономической ситуации, динамика экономических показателе в период пандемии, антикризисные меры государства в сфере налогообложения для стимулирования и поддержания стабильности экономики в посткризисный период. Представлены основные характеристики основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый 2020 и 2023 года. Исследованы изменения налогового законодательства в 2021 г. для малого и среднего бизнеса, для IT-сферы, физических лиц, бухгалтерского учета для целей налогообложения и др.

Ключевые слова: налоговая политика, НДС, НДФЛ, УСН, патентная система, IT-отрасли, налоговые льготы, государственная политика, антикризисные меры, экономический рост, кризис

Для цитирования: Золочевская Е. Ю., Скидан А. В., Микая А. Т. Налоговая политика Российской Федерации: главные тренды и изменения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 111-115. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-111-115.

Problems of Economics

Original article

TAX POLICY OF RUSSIAN FEDERATION: MA IN TRENDS AND CHANGES Elena Yu. Zolochevskaya1, Anastasia V. Skidan2, Alina T. Mikaya3

1 2, 3South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

izolochevskaya@uriu.ranepa.ru

2tark-anastasiya@yandex.ru

3alinaeri@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of the current economic situation, the dynamics of economic indicators during the pandemic, anti-crisis measures of the state in the field of taxation to stimulate and maintain the stability of the economy in the postcrisis period. The main characteristics of the main directions of the budget, tax, customs and tariff policy for 2021 and the planned 2020 and 2023 are presented. The changes in tax legislation in 2021, for small and medium-sized businesses, for the IT sector, individuals, accounting for tax purposes, etc. are studied.

Keywords: policy, personal income tax, patent system, IT-industries, tax benefits, state policy, anticrisis measures, economic growth, crisis

For citation: Zolochevskaya E. Yu., Skidan A. V., Mikaya A. T. Tax policy of Russian Federation: main trends and changes. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3):111-115. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-111-115.

Экономическое развитие государства во все времена обеспечивалось за счет финансов, источником которых являются налоги. Как известно именно налоги являются ключевым инструментом воздействия государства на национальную экономику и посредством выполнения основной фискальной функции формируют бюджет страны.

Налоговая политика в целом - это процесс сочетания и реализации интересов всех экономических агентов, для стимулирования экономического роста или наоборот сдерживания стремительного развития. Посредством налогообложения возможно нивелировать негативные проявления в экономике через изменение налоговых ставок или поддержать конкретный вид деятельности с помощью налоговых преференций (льготы, каникулы].

© Золочевская Е. Ю., Скидан А. В., Микая А. Т., 2021

Сегодня российская налоговая политика направлена, прежде всего, на совершенствование законодательства и решение задач по минимизации влияния падения экономической активности на среднесрочный и долгосрочный потенциал экономики.

Кризис, связанный с распространением коронавирусной инфекции соу1^19 затронул все страны и многие отрасли экономики. В 2020 г. ВВП России сократился на 3,1%. В марте 2020 г., для российской экономики шоком стало падение цен на нефть сорта «Юралс», что мгновенно негативно отразилось на доходах российского бюджета. В связи с распространением и профилактикой коронавирусной инфекции соу1^19 многими государствами мира для стабилизации ситуации были приняты пакеты антикризисных мер направленные на поддержку системы здравоохранения и здоровья нации, что значительно повлияло на сферу платных услуг (закрытие границ, товарооборот, туризм и рекрутинг и т.п.], сокращение объема на 17,3% по сравнению с 2019 г. Объем розничной торговли также показал в 2020 году снижение на 4,1%, что привело к сокращению грузооборота транспорта -на 4,9%. В России вырос уровень официально зарегистрированных безработных - в 3,2 раза [1].

Ожидаемо, после падения цен на нефть, недополучение в бюджет страны доходов от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (рис. 1]. Объем доходов от налоговых поступлений в 2020 г. сокращается на 36,0% (в сопоставимых ценах 2019 г.]. Поступления от налога на прибыль сокращается на 14,5%, что обусловлено стремительным падением прибыли организаций деятельность которых напрямую связана с наиболее пострадавшими отраслями экономики в период локдауна.

Рис. 1. Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд руб. и % Fig. 1. Dynamics of tax revenues of the consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extrabudgetary funds, billion rubles and %

Из рис. 1 видно, что сокращение поступлений в консолидированный бюджет страны от налогов на имущество (с учетом инфляции] и налогов на совокупный доход напрямую связаны с предпринятыми мерами органов государственной власти в целях поддержки малого и среднего бизнеса, снижения их налоговой нагрузки и обеспечения условий для преодоления кризиса. Несмотря на снижение уровня поступлений в бюджет по значительному количеству налогов, мы наблюдаем рост поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а также от налогов на товары (работы, услуги], реализуемые на территории РФ.

Темп прироста доходов консолидированного бюджета Российской Ф едерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2020 г. -с отрицательным значением, это не только доходы российского бюджета в целом, но и налоговые доходы, и социальные взносы, в частности. Лишь прочие неналоговые доходы показали незначительный рост на 0,7% (табл. 1).

Из таблицы видно: доходы консолидированного российского бюджета в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократились на 6,4 %.

Таблица 1 - Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2019 и 2020 гг.

Table 1 - Revenues of the consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state

extrabudgetary funds in 2019 and 2020

Наименование 2019 г.. млрд. руб. 2020 г,. млрд. руб. Темп прироста (2020 г. к 2016 г. в сопоставимых пенах), %

Доходы бюджета, итого 36110.3 37856.7 -6.4

б том числе: Налоговые доходы 25320,6 23633.4 -9,7

Страховые вносы на обязательное соц, страхование 8247,7 8072,6 -1,0

Неналоговые н прочие доходы 5671.7 6150.7 0.7

Минфин России, при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и плановый 2020 и 2023 гг.1 в соответствии с указами Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», с учетом кризисных тенденций (всемирная пандемия Со^-19] утвердили план действий, обеспечивающий оперативное восстановление занятости населения, их доходов, стабилизацию роста экономики в условиях долгосрочных структурных изменений.

Прежде всего, при формировании направлений налоговой политики органы государственной власти обозначили три ключевых направления, по которым формируются меры преодоления кризиса:

1. Комплекс мер, обеспечивающих комфортные налоговые условия (обеспечение стабильности и предсказуемости неналоговых платежей (квазиналоговых].

2. Стимулирующие налоговые меры, включающие в себя: расширение сферы применения налоговых вычетов; отмену видов налогов и специальных налоговых режимов; снижение ставок и предоставление налоговых льгот и каникул.

3. Меры отраслевого характера, затрагивающие развитие не только узконаправленных сфер (нефтегазовой], но и развитие инфраструктуры, сформированной вокруг той или иной сферы (сформирован Фонд развития с вложениями в размере 4 трлн руб. до 2024 года; введение нового налога на дополнительные доход - НДД); налоговый маневр - снижение ставки экспортной пошлины на нефть до 0% с пропорциональным повышением ставки НДПИ; снижение административных издержек и облегчение администрирования в целом [2].

В условиях стремительной цифровизации и цифровой трансформации Минфин России, так же как и другие ведомства, активно внедряет новые идеи по оптимизации отраслевых и финансовых мер [3]. Для малого и среднего бизнеса поэтапно вводится отмена государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в формате цифрового документа и создание нового специального налогового режима, который должен стать переходным с упрощённого налогового режима (УСН) и патента на общий; поэтапный перевод всех B2G-отношений в электронный вид.

Исследуя современные тренды налоговой политики Российской Федерации, необходимо отметить, что с учетом кризисного и посткризисного развития (постпандемийного развития], как и любое другое государство мира Россия адаптируется к внешним и внутренним условиям, что отражается в долгосрочных и оперативных изменениях налоговой системы.

Изменения налогового законодательства в 2021 году происходили с учетом колоссального влития экономического кризиса на малый и средний бизнес, а также с учетом поддержания на стабильном уровне всех сфер экономики страны. Систематизация изменений и нововведений в налоговой системе России (табл. 2] показывает, что данные изменения определены современной ситуацией, и только с их реализацией хозяйствующие субъекты смогут сформировать максимально эффективную и оптимальную налоговою политики на микроуровне.

Но это не единственные изменения, кроме них государство в лице Росстата планирует провести сплошное статистическое наблюдение в части функционирования и развития малого и среднего бизнеса. Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07. 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» данные наблюдения проводятся 1 раз в 5 лет2.

Также значительным изменением является расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке (молочная продукция, сыры, мороженое, велосипеды, упакованная вода и др.).

1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый 2020 и 2023 года - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана

2 Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана

Таблица 2 - Ключевые изменения в налоговом законодательстве России в 2021 году

Table 2 - Key changes in Russian tax legislation in 2021

Вид налога Изменения

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) С 2021 г. отмена данного спецрежима

Патентная система налогообложения (ПСН) - Расширен список видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом; - Увеличены доступные размеры площадей торгового зала для организаций общепита до 150 кв. м.; - Организациям, находящимся на патентной системе, разрешили уменьшить налоговую ставку на размер страхового взноса (Федеральный закон от 23.11.2020 г. №373-ФЗ)

Упрощённая система налогообложения (УСН) - Доходы не должны превышать 200 млн руб.; - Средняя численность сотрудников разрешена до 130 чел. (Федеральный закон от 03.07.2020 г. №266-ФЗ и Закон №373; ст.346.14 НК РФ, ст.346.20 НК РФ); - Налоговые каникулы действуют для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте (до конца 2023 г). (Нулевая ставка налогообложения на два налоговых периода с момента регистрации ИП) (Федеральный закон от 15.10.2020 г. №320-ФЗ; от 31 июля 2020 г. №266-ФЗ; п.4 ст. 246.20, п.3 ст. 346.50 НК РФ)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - Повышение ставки в отношении доходов свыше 5 млн руб.; - Сведения из справки включены в годовой 6-НДФЛ (п. 1 ст. 224 НК РФ)

Налог на добавленную стоимость (НДС) - Не облагается налогом текущая хозяйственная деятельность организаций, признанных банкротами (Федеральный закон от 15.10.2020 г. №320-ФЗ); - Продлен срок действия пониженной ставки (10%) в отношении внутренних воздушных перевозок (кроме Москвы и Московской области, Крым, Севастополь, Калининградская область, Дальневосточный федеральный округ) (Федеральный закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ (в ред. от 29.12.2020 г.); - Расширен список медицинских товаров и услуг, импорт и реализация которых освобождены от налога; - Введение электронного документа оборота для системы Tax Free (Федеральный закон от 20.07.2020 г. №220-ФЗ); - Не облагается НДС реализация и передача программного обеспечения (с соблюдением ряда условий подп. 26 п.2 ст.149 НК РФ) (Федеральный закон от 15.10.2020 г. №320-ФЗ); от 31 июля 2020 г. №265-ФЗ)

Налог на прибыль организаций - Получили льготы на налог резиденты Арктики (особая экономическая зона -Арктическая с нулевой ставкой в федеральный бюджет и пониженной ставкой в региональный бюджет) (ст. 284 НК РФ); - Производители периодических изданий (газеты, журналы и т.п. получили право на списание нереализованной продукции до 30% от стоимости тиража (Федеральный закон от 15.10.2020 г. №323-ФЗ); - Расширен перечень расходов, по которым организация может заявить инвестиционный налоговый вычет (расходы по НИОКР). 90% расходов по НИОКР организация вправе отнести на уменьшение в региональный бюджет, 10% в федеральный бюджет; - Проценты по «коронавирусным» кредитам, возможно включать в расходы по мере оплаты (действует до 31.12.2021 г.) для бизнеса пострадавшего в период пандемии - рестораны, фитнес-клубы и т.п.; - Налог снижен для компаний IT-отрасли с 20% до 3%;

Страховые взносы Ставки страховых взносов снижены для компаний IT-отрасли до 7,6%; - Предельная база для взносов на ОПС -1 465 тыс. руб, на ВНиМ - 966 тыс. руб; - Пособия по временной нетрудоспособности и детские пособия платят напрямую работникам, а работодатель оплачивает только первые 3 дня болезни (Пилотный проект во всех субъектах РФ).

Региональные и местные налоги - Единый по всей стране срок уплаты транспортного и земельного налога до 1 марта.

Изменения произошли и в бухгалтерской сфере, а именно в бланках отчетности по финансовым результатам организации (изменение в ПБУ 18/02)1; предприятия малого бизнеса сдают бухгалтерскую отчетность строго в электронном виде; изменился и перечень лиц, отчетность которых подлежит обязательному аудиту (организации, доходы которых превышают 800 млн. руб.].

1 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ18/02):[утверждено Приказом Минфином России от 19.11.2020г №114] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что органы государственной власти вносили данные изменения не только с целью поддержки пострадавших отраслей в период пандемии, создания привлекательных условий для приоритетных бизнес-сфер, но и обеспечения бюджету стабильности получения дохода от налогов. Это обусловлено прежде всего тем, что 2020 год стал серьезным потрясением для жизнедеятельности всего мирового сообщества.

В связи с пандемией, объявленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ], а впо-следствие и локдауном в большинстве стран мира, в глобальной мировой экономике произошли серьезные трансформации, прежде всего это падение индексов на мировых биржах, стремительное снижение цен на нефтепродукты, закрытие границ между государствами, что привело к разрыву экономических связей, остановка мощностей производства; транспортный коллапс, все это и многое другое привело к спаду мировой экономики.

Таким образом, можно резюмировать, что при успешной реализации мер по изменению законодательства в сфере налогообложения направленных на преодоление стагнации экономики и поддержку малого и среднего бизнеса ситуация стабилизируется и ВВП на уровень 1,2-1,5% в год выведет страну на вектор экономического роста. Однако в непростых условиях экономических и политических «санкций», а также ввиду сопротивлений среди населения в отношении экономических и налоговых реформ, данная задача остается крайне сложной.

Список источников

1. Игнатова Т. В., Ажогина Н. Н. Финансовая обеспеченность домашних хозяйств как фактор роста экономики региона / В сборнике: Современные проблемы развития социально-экономических систем: инновационные подходы и решения в управлении и маркетинге. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону, 2021. С. 130-134.

2. Арсеньева В. А., Саркисян А. Д. Теоретические аспекты построения концепции налоговой безопасности региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 1 (128). С. 7-11.

3. Скидан А. В., Чипига Ю. А. Последствия цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации / В сборнике: Современные тенденции развития общества: образование, коммуникация, психология. Сборник по итогам научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону, 2020. С. 87-90.

References

1. Ignatova T. V., Azhogina N. N. Financial security of households as a factor of regional economic growth. In: Modern problems of the development of socio-economic systems: innovative approaches and solutions in management and marketing. Materials of the III All-Russian scientific and Practical conference with international participation. Rostov-on-Don; 2021:130-134. (In Russ.)

2. Arsenyeva V. A., Sarkisyan A. D. Theoretical aspects of building the concept of tax security of the region. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie = Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2021;1(128):7-11. (In Russ.)

3. Skidan A. V., Chipiga Yu. A. Consequences of the digital transformation of public administration in the Russian Federation. In: Modern trends in the development of society: education, communication, psychology. Collection based on the results of a scientific and practical conference with international participation. Rostov-on-Don;2020:87-90. (In Russ.)

Информация об авторах

Е. Ю. Золочевская - докт. экон. наук, проф., зам. директора;

А. В. Скидан - канд. экон. наук, доц. кафедры налогообложения и бухгалтерского учета, директор центра

научно-образовательной политики; А. Т. Микая - магистрант.

Information about the authors

E. Yu. Zolochevskaya - Doctor of Economic Sciences, Professor, Deputy Director;

A. V. Skidan - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Taxation and Accounting, Director of the Center for scientific and educational policy; A. T. Mikaya - Master's Degree student at the Faculty of Economics.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.08.2021; одобрена после рецензирования 26.08.2021; принята к публикации 28.08.2021.

The article was submitted 09.08.2021; approved after reviewing 26.08.2021; accepted for publication 28.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.