DOI 10.47576/2712-7516_2022_1_1_62 УДК 336.2
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
Соловьева Наталья Евгеньевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инновационной экономики и финансов, Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия
Саввин Дмитрий Сергеевич,
магистрант Института экономики и управления, Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия
Иванчикова Мария Леонидовна,
студент Института экономики и управления, Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия
Диденко Полина Александровна,
студент Института экономики и управления, Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия
Статья посвящена актуальным вопросам налоговых поступлений в государственный бюджет Российской Федерации и их влияния на экономику. Проанализированы динамика и структура налоговых поступлений за 2016-2020 годы, представлена взаимосвязь между экономическим ростом и налоговыми поступлениями. Делается вывод, что методы государственного регулирования налогообложения в России достаточно разнообразны и введенные в налоговую политику Российской Федерации изменения в области налогообложения могут положительно повлиять на будущие показатели налоговых доходов бюджета.
Ключевые слова: налоговые поступления; налоги; бюджет; экономика; развитие; динамика.
UDC 336.2
ANALYSIS OF TRENDS IN TAX REVENUES AND THEIR IMPACT
ON ECONOMIC DEVELOPMENT
Solovjeva Natalia Evgenievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Innovative Economics and Finance, Belgorod State University, Belgorod, Russia
Savvin Dmitry Sergeevich,
master student of the Institute of Economics and Management, Belgorod State University, Belgorod, Russia
Ivanchikova Maria Leonidovna,
student of the Institute of Economics and Management, Belgorod State University, Belgorod, Russia
Didenko Polina Alexandrovna,
student of the Institute of Economics and Management, Belgorod State University, Belgorod, Russia
The article is devoted to topical issues of tax revenues to the state budget of the Russian Federation and their impact on the economy. The dynamics and structure of tax revenues for 2016-2020 are analyzed, and the relationship between economic growth and tax revenues is presented. It is concluded that the methods of state regulation of taxation in Russia are quite diverse and the changes introduced into the tax policy of the Russian Federation in the field of taxation can positively affect future indicators of tax revenues of the budget.
Keywords: tax revenues; taxes; budget; economy; development; dynamics.
Успешное развитие экономики нашей страны и ее регионов зачастую зависит от множества факторов, одним из которых являются налоговые поступления в бюджет Российской Федерации. В стране существует некое неравенство среди развития экономики регионов, ведь налоговые поступления в государственный бюджет не всегда распределяются равномерно в бюджеты регионов. Отсюда и вытекает региональное неравенство, которое, безусловно, оказывает роль на развитие экономики в целом. Так, например, налоговые платежи собираются на муниципальном уровне, поступают в консолидированный бюджет региона, и далее происходит перераспределение среди всех городских образований субъекта. В самих муниципалитетах остается лишь 15 % НДФЛ. Подобная система ставит руководство городов в полную зависимость от регионального центра и не дает муниципалитетам полноценно развиваться [1].
Так как налоги составляют основной доход федерального бюджета, то на сегодняшний день в России можно выделить ряд нало-
гов, за счет которых в основном и происходит пополнение бюджета и дальнейшее его распределение: НДС, НДПИ, НДФЛ, налог на прибыль и акцизы (НК РФ).
Чтобы понять важность данных налогов, достаточно посмотреть структуру их поступлений в бюджет Российской Федерации за 2016-2020 гг. (рис. 1). На рис. 2 наглядно представлена структура налоговых поступлений за 2020 г., и среди них большую долю составляют НДПИ (40 %) и НДС (39 %) (Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов).
Анализируя рис. 1, можно заметить, что за рассматриваемые годы налоговые поступления составили основной процент среди всех поступлений в государственный бюджет, также наблюдается положительная динамика среди налогов. Среди налоговых поступлений значительную роль играет НДПИ, на втором месте находится НДС. Налог на прибыль организаций и акцизы составляют примерно равную долю среди налоговых поступлений.
Рисунок 1 - Структура доходов федерального бюджета за 2016-2020 гг.
Тем не менее в 2020 г. наблюдается не- наблюдается в налогах на прибыль органи-большой спад налоговых поступлений, и это заций и НДПИ, на которые пандемия оказа-
может быть связано с наступившей панде- ла значительное влияние. Одновременно с мией Covid-19, поскольку основное снижение этим наблюдается рост НДС и акцизов.
Н 3% ю%
40%
■ Налог на прибыль организаций ■ НДС
■ Акцизы ■ НДПИ
■ Остальные налоги и сборы
Рисунок 2 - Структура налоговых доходов бюджета Российской Федерации в 2020 г.
Рассмотрев структуру налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, перейдем непосредственно к анализу этих доходов и их динамики (рис. 3 и 4).
Таким образом, положительная динамика налоговых доходов за рассматриваемые периоды говорит об увеличении доступных средств для реализации федеральных проектов различных сфер. Особенно отметим весомый рост налога на добычу полезных ископаемых, в 2019 г. он составил порядка 6137 млрд руб. Это говорит об эффективной и активной деятельности добывающей промышленности, а также о росте экспорта сырья и нефтепродуктов. Однако в 2020 г. на фоне пандемии, общего снижения цен на нефть и падения рубля наблюдаем резкое снижение темпов роста налоговых доходов [2].
На рис. 3 показана динамика доходов федерального бюджета за 2016-2020 гг. Стоит отметить стремительный рост ВВП. В 2019 г. он достигает своего пика - 109361,5 млрд руб., что является признаком экономического роста и укрепления положения страны в целом. Но в 2020 г. также в связи с кризисом рост ВВП снизился, но стоит заметить, что он не достиг значения начала периода: в 2020 г. ВВП составил 106967,5 млрд руб., что на 2394 млрд руб. Меньше, чем в 2019 г., однако на 21351,4 млрд руб. больше, чем в 2016 г.
Также видно, что налоговые поступления на протяжении всего периода превышали неналоговые. В отличие от налоговых поступлений, в 2020 г. неналоговые поступления продолжили расти, несмотря на кризисное положение. Так неналоговые поступления в 2020 г. по сравнению с 2019 г. выросли на 153 млрд руб., а налоговые снизились на 1401,7 млрд руб.
Анализируя структуру налоговых поступлений, отметим преобладание налога на добычу полезных ископаемых. НДС показывает стабильный рост на протяжении всего периода. Так, в 2020 г., по сравнению с 2016 г., он вырост на 1611,2 млрд руб. Ситуация с поступлением акцизов довольно неоднозначная, можем наблюдать волнообразный темп доходов. С 2016 по 2017 г. доля поступлений увеличилась на 277,4 млрд руб., далее в 2018 г., по сравнению с предыдущим, показатель снизился на 48,9 млрд руб., а в 2018 г. на 338,5 млрд руб. Однако в 2020 г. мы можем наблюдать высокий прирост, по сравнению с 2019 г. в увеличение на 378,1 млрд руб. Такая плавающая динамика поступлений также связана с рынком нефти.
Налог на прибыль организаций также стабильно рос с 2016 по 2019 г., но в связи с пандемией и введением ограничений на де-
Рисунок 3 - Динамика доходов федерального бюджета за 2016-2020 гг. [2]
ятельность многих организаций в 2020 г. по- дается неоднозначная картина - по отдель-
ступления снизились. ным налогам мы наблюдаем стабильный
Таким образом, большую часть доходов прирост, по другим - нестабильную динами-
федерального бюджета составляют ненало- ку. В общем, наблюдается резкий спад по-говые поступления. С 2016 по 2020 г. наблю-
Рисунок 4 - Динамика налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2016-2020 гг. (Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый
период 2023 и 2024 годов)
ступления доходов в федеральный бюджет с 2019 по 2020 г. Связано это прежде всего с пандемией, повлекший ограничения на деятельность многих организацией. Также причиной снижения доходов стала и усложнившаяся ситуация на рынке нефти и сырья, а также снижение курса рубля по отношению к доллару. Поэтому были разработаны ос-
новные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. [4] (рис. 5).
Следует также сказать, что сложившаяся тенденция негативно оказывает влияние на экономическое развитие. Несомненно, для успешного существования любого государства и его развития необходимы налоговые
поступления в бюджет, следовательно, необходимо дорабатывать и внедрять перспективные направления модернизации налоговой политики [5]. Чем меньше в бюджет будет
поступать средств, тем затруднительнее будет государству распределять их среди своих регионов для успешного экономического роста экономики.
расширение применения специального налогового режима для самозанятых
расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской
деятельности
v
продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для
впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей
снижение страховых
взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой
системы
V
снижение ставки страховых взносов для субъектов МСП с 30 до 15% в отношении заработной платы работников в части
_превышения МРОТ_
Рисунок 5 - Основные направления развития налоговой политики в условиях пандемии
Список литературы_
1. Белобородов, В. М. Проблема регионального неравенства в России: причины и пути решения / В. М. Бело-бородов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. - № 4. - 2020. - С. 113-123.
2. Бечелова, Л. Р. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2016-2020 годы / Л. Р. Бечелова, Л. А. Карацукова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №4-1.
3. Богданова, О. Ю. Модернизация механизма формирования и использования государственных внебюджетных фондов : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук : 08.00.10 / Богданова Оксана Юрьевна. - Ростов-на-Дону, 2009. - 195 с. URL: https://www.dissercat.com/content/iTiodernizatsiya-mekhanizma-formirovaniya-i-ispolzovaniya-gosudarstvennykh-vnebyudzhetnykh-fon (дата обращения: 01.09.2021).
4. Ваганова, О. В. Обзор изменений в области налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России / О. В. Ваганова, Н. Е. Соловьева, С. В. Евдокимов // Научный результат. Экономические исследования. - 2020. - Т. 6. - № 36. - С. 3-12.
5. Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года. - URL: https://www.audit-it.ru/articles/ account/a1/1023358.html (дата обращения: 01.09.2021).
References-
1. Beloborodov V.M. Problema regional'nogo neravenstva v Rossii: prichiny' i puti resheniya. Social'ny'e i gumanitarny'e nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 11, Sociologiya: Referativny'j zhurnal. № 4. 2020. S. 113-123.
2. Bechelova L.R., Karaczukova L.A. Analiz nalogovy'x doxodov federal'nogo byudzheta RF za 2016-2020 GODY'. E'konomika i biznes: teoriya i praktika. 2021. №4-1.
3. Bogdanova ОТи. Мобегпгаауа техат'гта ^гт1гоуап1уа i ispoГzovaniya gosudarstvennyx vnebyudzhetnyx fondov: dissertaciya ... kandidata e'konomicheskix паик: 08.00.10 / Bogdanova Oksana Yur'evna. Rostov-na-Donu, 2009. 195 s. URL: https://www.dissercat.com/content/modemizatsiya-mekhanizma-formirovaniya-i-ispolzovaniya-gosudarstvennykh-vnebyudzhetnykh-fon (data obrashheniya: 01.09.2021).
4. Vaganova O.V., Soloveva N.E., Evdokimov S.V. Obzor izmenenij V oblasti nalogooblozheniya seГskoxozyajstvenny'x tovaroproizvoditelej V Rossii. Nauchnyj rezul'tat. E'konomicheskie issledovaniya. 2020. Т. 6. № 36. S. 3-12.
5. Р1апу па blizhajshie tri goda: nalogovaya ро1Шка do 2023 goda. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/ a1/1023358.html (data obrashheniya: 01.09.2021).