Научная статья на тему 'НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИТСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИТСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2139
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СТРУКТУРА ДОХОДОВ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брюханов Я.О.

В статье рассматривается вопрос о сущности налогов, а так же налоговые доходы бюджетной системы Российской Федерации, на примере федерального бюджета. Актуальность данной темы заключается в важности налогов в структуре доходов бюджетной системы. Целью статьи является определение роли налогов в экономике государства и изучение влияния налоговых доходов на бюджетную систему Российской Федерации на примере федерального бюджета. Методами анализа и сравнения делаются выводы, что практически всех доходы бюджетной системы - налоговые поступления, которые являются не только средствами бюджета, но и одним из главных экономических регуляторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXES AS THE MAIN SOURCE OF BUDGETS OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the essence of taxes, their purposes, tasks and functions. It also examines the revenue side of the budgetary system of the Russian Federation, formed at the expense of taxes, using the example of the federal budget. The relevance of this topic stems from the importance of economic regulators in a market economy. At the same time, taxes are one of the main elements in the regulation of the economy by the state. That is why it is important to understand the structure of the tax system, since a favorable economic situation in the country and the development of the state as a whole depends on the effectiveness of tax policy. The purpose of the article is to determine the role of taxes in the economy of the state and to study the influence of tax revenues on the budgetary system of the Russian Federation using the example of the federal budget.

Текст научной работы на тему «НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИТСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.221.22

Брюханов Я.О.

студент ИГСУ РАНХиГС, г. Москва, РФ

НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИТСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о сущности налогов, а так же налоговые доходы бюджетной системы Российской Федерации, на примере федерального бюджета. Актуальность данной темы заключается в важности налогов в структуре доходов бюджетной системы. Целью статьи является определение роли налогов в экономике государства и изучение влияния налоговых доходов на бюджетную систему Российской Федерации на примере федерального бюджета. Методами анализа и сравнения делаются выводы, что практически всех доходы бюджетной системы - налоговые поступления, которые являются не только средствами бюджета, но и одним из главных экономических регуляторов.

Ключевые слова:

налоги, бюджетная система, бюджет, федеральный бюджет, структура доходов, государство.

Brykhanov Y.O.

Student, IGSU RANEPA, Moscow, Russia 4111236@gmail.com

TAXES AS THE MAIN SOURCE OF BUDGETS OF THE BUDGETARY SYSTEM

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation

The article discusses the essence of taxes, their purposes, tasks and functions. It also examines the revenue side of the budgetary system of the Russian Federation, formed at the expense of taxes, using the example of the federal budget. The relevance of this topic stems from the importance of economic regulators in a market economy. At the same time, taxes are one of the main elements in the regulation of the economy by the state. That is why it is important to understand the structure of the tax system, since a favorable economic situation in the country and the development of the state as a whole depends on the effectiveness of tax policy. The purpose of the article is to determine the role of taxes in the economy of the state and to study the influence of tax revenues on the budgetary system of the Russian Federation using the example of the federal budget.

Key words:

taxes, budgetary system, budget, federal budget, income structure, state.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях пандемии возникла экономическая нестабильность в мировом масштабе, в том числе и в Российской Федерации. В таких условиях, перед государством стоит задача добиться экономического равновесия и стабильности. В первую очередь необходимо начинать с внутреннего рынка, на котором одним из основных экономических регуляторов государства, в условиях рыночной экономики, являются налоги [5].

Налог - обязательный, безвозмездный, индивидуальный платеж в форме отчуждения денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства, взимаемый с организаций и физических лиц [2].

Налоги являются важнейшим инструментом в образовании бюджетных средств, которые расходуются на особо значимые общественные вопросы, такие как [4]:

• Социальная политика

• Национальная оборона

• Национальная экономика

• Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

• Общегосударственные вопросы

• Здравоохранение

• Жилищно-коммунальное хозяйство

• Образование

• Культура, кинематография

• Физическая культура и спорт

• Средства массовой информации

• Охрана окружающей среды

• Межбюджетные трансферты общего характера

• Обслуживание государственного и муниципального долга

Следовательно, налоги являются финансовым обеспечением для решения всех общественных вопросов внутри страны. Так же помимо финансирования общественных вопросов существует и их регулирование с помощью фискальной (или налогово-бюджетной) политики. Фискальная политика, основным инструментом которой являются налоги, решает массу важнейших вопросов функционирования государства и общества с помощью решения поставленных перед налогами задач. К таким, можно отнести следующие задачи налогов:

• Территориальное распределение средств внутри страны

• Влияние на поведение налогоплательщиков

• Стимулирование спроса и предложения

• Перераспределение доходов среди граждан

• И др.

Решение всех этих задач очень важно для стабильного существования государства и общества в целом, в чем главную роль и играют налоги. Выявив задачи налогов, следует, определить их функции.

Таким образом, можно выделить основные функции налогов:

• Фискальная. Обеспечение доходной базы бюджетов бюджетной системы государства.

• Перераспределительная. Распределение произведенного ВВП между регионами, отраслями и гражданами.

• Стимулирующая. Влияние на образование капитала, производство и спрос в экономической жизни общества.

Решение и осуществление всех перечисленных задач и функций происходит за счет доходов бюджетной системы, в основном за счёт налогов. Исходя из бюджетного кодекса «к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним» [1].

В Российской Федерации налоги подразделяются на три вида, в зависимости от уровня их взимания

[2]:

• Федеральный

• Региональный

• Местный

Для более подробного анализа налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации необходимо понимать за счет, каких налогов эти доходы формируются. Для этого обратимся к таблице 1, приведенной далее.

Таблица 1

Существующие налоги по видам

Федеральные Региональные Местные

1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина; 10) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) торговый сбор.

Но, тем не менее, распределение налогов по уровню власти не всегда совпадает с поступлением их в полной мере в соответствующий бюджет. Налоговые доходы имеют сложную структуру распределения по бюджетам. Так, например, налоги, составляющие основную часть налоговых доходов бюджетной системы:

• НДС - косвенный федеральный налог со ставками 0; 10; 20 процентов в зависимости от особенности товаров или процедур. Начисляется во всем своем объеме в федерльный бюджет [3].

• Налог на прибыль организаций - прямой федеральный налог с налоговой ставкой в размере 20 процентов. 2 процента от суммы налога (3 процента в 2017-2024 годах) начисляется в федеральный бюджет. Остальные 18 процентов (17 процентов в 2017-2024 годах) начисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации [3].

• Налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов. Федеральный налог со ставками 9; 13; 15; 30; 35 процентов в зависимости от видов доходов и категорий налогоплательщиков. Начисляется в размере в размере 85 процентов от уплаченного налога в региональный бюджет и 15 процентов от уплаченного налога в местный бюджет [1].

Доходы государства могут формироваться за счет:

• Налоговых поступлений

• Неналоговых поступлений (от собственности, штрафы и др.)

• Безвозмездные поступления от физических лиц, организаций и других источников.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, который распределяет

национальный доход и ВВП. Следовательно, можно сказать, что он является основным бюджетом в бюджетной системе. Поэтому лучше всего разобрать структуру доходов и проанализировать налоговые доходы на примере именно этого бюджета.

Определить, насколько значимы налоговые поступления для доходов бюджета, можно только, сравнив все доходы с налоговыми доходами. Для этого обратимся к документу Министерства финансов о федеральном бюджете [6].

Доходы федерального бюджета на 2020 год всего составили 20 379,4 млрд. рублей. Из этих доходов следует выделить наиболее значимые источники дохода. Самым крупным источником является:

• НДС - 7 492,4 млрд. рублей, составляет 36,8% всех доходов федерального бюджета.

далее идут:

• НДПИ - 5 979,3 млрд. рублей, составляет 29,3% всех доходов федерального бюджета.

• Налог на прибыль организаций - 1 210,3 млрд. рублей, составляет 6% всех доходов федерального бюджета.

• Акцизы - 1 085,7 млрд. рублей, составляет 5,3% всех доходов федерального бюджета.

Согласно данным Министерства финансов только эти 4 налога (НДС, НДПИ, Налог на прибыль

организаций, Акцизы) составляют 15 767,7 млрд. рублей из 20 379,4 млрд. рублей всех доходов федерального бюджета, что составляет около 80%. Следовательно, налоги определенно являются основным источником доходов бюджета. Для более полноценных выводов следует построить таблицу 2 и

провести такой анализ с основными источниками налоговых поступлений по годам[6].

Таблица 2

Доля наиболее крупных источников налоговых доходов федерального бюджета

Налог/год 2017 В % 2018 В % 2019 В %

Всего доходы 14 720,3 100 15 257,8 100 19 969,3 100

НДС 5 089,5 35 5 624,9 36,8 6 899,7 35

НДПИ 3 879,8 26,4 3 547,5 23,2 6 059,3 30

Налог на прибыль 725,0 5 806,1 5,3 960,3 4,8

организации

Акцизы 979,4 6,7 1 054,0 6,9 1 068,3 5,4

% от всех доходов 73,1 72,2 75,2

бюджета

Выполнив анализ налоговых доходов федерального бюджета, и проведя сравнение со всеми доходами по годам, можно сделать вывод о том, что доля налоговых доходов в федеральном бюджете является наибольшей. При этом с течением временит (2017-2020 года) доля налоговых доходов в структуре всех доходов федерального бюджета постепенно растет, с 73% в 2017 до 80% в 2020 году. Рост доли налоговых поступлений растет совместно с общими доходами бюджета, а не за счет сокращения других источников. Что говорит о росте влияния налогов на доходную часть федерального бюджета.

В качестве заключения необходимо сказать, что налоговые доходы бюджетов бюджетной системы составляют наибольшую часть поступающих средств [4]. Таким образом, собираемые государством налоги, выполняют как расходные общественные задачи, так и являются важнейшим элементом в экономической политике государства.

И сейчас, в условиях пандемии и карантина возникает сокращение деловой активности, наложение административных ограничений, что ведет к глубокому спаду и мощному шоку в экономике[6]. В тоже время из-за спада деловой активности налоговые поступления сокращаются, что приводит к уменьшению бюджетных средств. В таких условиях государству необходимо реализовывать пакеты антикризисных мер для поддержки населения и бизнеса. Такие меры проводятся с помощью налогово-бюджетной политики, а именно налоговые льготы, увеличение расходов бюджетных средств, выплаты гражданам, и др., все это осуществляется за счет бюджетных средств, которые в большей части состоят из налоговых поступлений. Следовательно, налоги являются основным источником финансирования в решении государственных задач и требуют особого внимания и изучения.

Исходя из проанализированных данных, можно сделать вывод о том, что налоги не только являются основным доходом бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и в тоже время играют важнейшую роль в функционировании, развитии и работоспособности всего государства в целом за счет своих функций и задач.

Список использованной литературы:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Статья 41, 56 // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 01 января 1999. № 146-ФЗ. Статья 8, 13, 14, 15 // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст. 3824.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 01 января 2001. № 117-ФЗ. Статья 164, 284 // Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 07.08.2000, ст. 3340.

4. Документ Министерства финансов. БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. 30.12.2019.

5. Документ Министерства финансов. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2021ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ. 01.10.2020.

6. Документ Министерства финансов. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета. 12.03.2021.

© Брюханов Я.О., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.