160
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ИНСТРУМЕНТЫ ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ: СТИМУЛЫ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?
Артеменко Дмитрий Анатольевич
доктор экономических наук, профессор,
Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]
Конц Татьяна Викторовна
Студент,
Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые аспекты в сфере льготного налогообложения, изучены классификации и виды налоговых стимулов. Авторами показана роль инструментария налоговых преференций в структуре экономической и бюджетной политики Российской Федерации. Проведено исследование методов оценки бюджетной эффективности. Приведен краткий анализ действующих налоговых преференций, рассмотрено их влияние на налоговые расходы государства. Принимая во внимание направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, отражены востребованные формы налоговых льгот и векторы их развития в сложившихся экономических условиях. Кроме того, в статье раскрываются положительные и отрицательные стороны использования налоговых льгот.
Ключевые слова: налоги; налоговые льготы; налоговые преференции; налоговые расходы; бюджетная политика; налоговый маневр; пандемия; поддержка бизнеса.
JEL codes: H21, G18, C19
Для цитирования: Артеменко, Д. А., & Конц, Т. В. (2021). Инструменты льготного налогообложения в россии: стимулы или необходимость?. Теоретическая экономика, 78(6), 160-169. извлечено от http://www.theoreticaleconomy.ru/index.php/ tor/article/view/91
DOI: 10.52957/22213260_2021_6_160
Несмотря на множественность исследований в области льготного налогообложения, выбранная тема остается востребованной и животрепещущей. Ведь в той или иной степени она касается практически каждого налогоплательщика от пенсионера, которому жизненно необходима льгота на имущественный налог, до крупнейшего инвестора, претендующего на льготы, сумма которых измеряется в миллионах рублей.
В статье рассматривается сущность налоговых льгот как элемента налоговой политики. Изучены их классификации и виды. А также данная статья раскрывает положительные и отрицательные стороны использования налоговых льгот.
Ключевой задачей государства при внедрении механизмов и инструментария налоговой политики является ясность и прозрачность для плательщика налогов. Одним из значимых инструментов для достижения положительного социально-экономического эффекта выступает льготное налогообложение.
Обязательными условиями при установлении налоговых льгот выступают целевое назначение и сроки действия таких преференций. Помимо этого, определяются условия, которые обязательно должны быть выполнены налогоплательщиком для отнесения его к льготной категории.
Вместе с тем мы понимаем, что активное использование данных механизмов снижения налоговой нагрузки и стимулирования напрямую влечет рост государственных налоговых расходов. Исходя из этого, пристальное внимание уделяется оценке эффективности налоговых льгот как основному индикатору при принятии решений о сохранении либо отмене действующих преференций. Выявление проблематики оценки эффективности налоговых льгот, постоянный мониторинг, выработка действенных рекомендаций - многокомпонентная задача, поставленная перед финансовыми органами государственной власти [1].
Сбалансированность инструментов налоговых преференций является залогом стабильного экономического роста при реализации национальных проектов по достижению целевых показателей в среднесрочном интервале, а также дает возможность стратегического планирования на долгосрочный период.
При глубоком изучении проблематики налоговых преференций необходимо использование различных исследовательских методов, в том числе статистический, сравнительный и ретроспективный. Необходимо системно охватывать экономические диффузии и планомерные процессы. В теоретических аспектах важно не только отразить функциональную роль налоговых стимулов, но и показать конкретные ограничения их повсеместного использования, которые могут привести к обратному эффекту, такие как рост бюджетных потерь от выпадающих налоговых доходов, отраслевая специфика. Учитывая изложенное, разработка вариативного инструментария льготного налогообложения является ключевым актуальным и действенным методом [2].
Понимание сущности налогов в целом возможно через призму их функций. Исследователями отмечена одна из таких значимых функций налога как регулирующая. Так, к примеру, регулирующая функция налога на доходы физических лиц открывает возможность осуществлять социальную поддержку отдельных категорий граждан посредством внедрения тех или иных льгот. Льготные ставки по НДФЛ позволяют снизить социальную напряженность в обществе [3].
Налоговые льготы являются весомым инструментом бюджетной политики государства, основной задачей которой является определение условий формирования сбалансированного бюджета.
С помощью механизма льготного налогообложения решаются задачи справедливости и эффективности налоговой политики. Налоговые льготы позволяют стимулировать экономику, а также уменьшить налоговую нагрузку для отдельных субъектов налогообложения. В настоящее время существуют различные мнения о применении налоговых льгот, с одной стороны, они предоставляют особые преимущества для определенной группы граждан и юридических лиц, что дает возможность регулировать социальное неравенство и побуждать организации к расширению производственных мощностей и инновационной деятельности. С другой стороны, с обширным использованием налоговых льгот наблюдается существенный рост бюджетных потерь, которые могут повлиять на недостаточной объем поддержки других сфер [4].
В исследованиях на тему льготного налогообложения можно выделить два ключевых подхода к сущности инструментария налоговых льгот:
Первый - это понимание под налоговыми льготами совокупности всех имеющихся преференций.
Приданном подходе формы льгот по признаку взаимосвязи с другими налоговыми компонентами подразделяются на несколько типов, включающие снижение налоговых ставок, налоговой базы, суммы налога, либо увеличение налогового (отчетного) периода. Также налогоплательщик может быть полностью освобождён от уплаты налога, в случае отнесения его к определенной законодательством категории, а также получить отсрочку или рассрочку по уплате налоговых обязательств [5].
ДругойподходкподосновеналоговыхльготпродиктованНалоговымкодексомРФ.Всоответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о
налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [6].
Совокупность налоговых льгот и преференций составляют налоговые расходы бюджета. Концепция налоговых расходов подразумевает под собой учет и количественную оценку потерь бюджета вследствие предоставления различных льгот.
В 2020 году в базу данных о налоговых льготах, освобождениях и иных преференциях Минфина России входит 1034 элемента налогообложения, из них 240 применимы в части уплаты НДС [7].
С 2019 года на государственном уровне поставлена задача по внедрению системного учета налоговых расходов, их оценки и проведению контрольных мероприятий. Такой структурный подход позволит охватить все уровни налоговых расходов, включая не только льготы, но иные преференций и освобождения.
На рисунке 1 представлена структура налоговых расходов в разрезе некоторых отраслей народного хозяйства. Доминирование налоговых расходов очевидно в сфере энергетики. Помимо этого, существенная доля налоговых преференций направлена на поддержку транспортной системы, образования и науки, здравоохранения, сельского хозяйства, регионального развития.
Рисунок 1. Расходы на реализацию государственных программ с учетом налоговых расходов
Источник: составлено авторами на основе данных Минфина России
Если анализировать суммы предоставляемых льгот как налоговые расходы государства, то на первом месте стоит налог на добычу полезных ископаемых, по которому рассчитан следующий объем льгот: 2019 год - 523,4 млрд руб., 2020 год -523,8 млрд руб. и 2021 год - 522,7 млрд руб.
Второе место по сумме предоставляемых налоговых льгот занимает сельскохозяйственная отрасль - 451 млрд руб. в 2020 году. Общее количество налоговых льгот этой сферы насчитывает 91 единицу. На плановый трехлетний период суммы налоговых расходов по линии сельскохозяйственного производства ориентировочно составит 484 млрд руб. в 2021 году, 518,6 млрд руб. в 2022 году и 555,8 млрд руб. в 2023 году соответственно.
Также можно отметить широкое применение налоговых льгот в рамках госпрограмм по развитию отдельных субъектов Российской Федерации (например, Калининграда, Республики Крым), развитию отдельных отраслей промышленности, научно-технологической и транспортной систем, экспортоориентированной деятельности.
В силу этого Министерство финансов проводит оптимизации налоговых льгот, которые в 2019 году оценивались в 3,2 трлн руб. Высвобождаемые ресурсы предлагается направить на достижение целей национальных проектов.
Определены подходы к оценке эффективности налоговых расходов.
В основе оценки эффективности налоговыхрасходов бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований положено единство методологических принципов по двум основным критериям - целесообразности и результативности.
При этом целесообразность налоговых расходов должна отражать не только соответствие целям государственных программ, но и востребованность (актуальность) среди налогоплательщиков. Такая оценка не может быть проведена без использования методов анкетирования, опроса или интервьюирования.
Результативность налоговых расходов представляет собой совокупность следующих количественных показателей:
- суммарный объем налоговых расходов по конкретному целевому показателю государственной программы;
- бюджетная эффективность налоговых расходов;
- анализ динамики поступлений налоговых доходов в результате предоставления налоговых стимулов.
Налоговые льготы подлежат пересмотру либо корректировке в случаях, если по результатам проведения оценки выявлены такие факторы, как нецелевое назначение, низкая востребованность, отсутствие значимого эффекта при достижении целевых показателей, имеется альтернативный способ достижения целевых показателей, снижающий уровень налоговых расходов.
Необходимо отметить, что приоритеты бюджетной политики Российской Федерации могут трансформироваться в соответствии с общемировыми политико-экономическими условиями. Так, в течение 2019 и начала 2020 года единая экономическая политика отвечала поставленной государственной задаче по достижению национальных целей и была ориентирована на ускоренный рост показателей развития, обеспечивала стабильные темпы роста экономики и сбалансированное развитие бюджетной, монетарной и структурной систем.
Для этого был переформатирован управленческий подход, внедрены принципы проектного управления, сфокусировано финансирование в рамках национальных проектов. Сформирована многоуровневая система мониторинга и контроля мероприятий, реализуемых национальными проектами. Сизигия всех уровней публичной власти и бюджетов уже на первых этапах показала эффективный результат - ускорение темпов роста ВВП с 0,4 % в 1квартале 2019 года до 2,1 % к 4 кварталу 2019 года.
Дополнительные векторы развития национальных задач прозвучали в Послании Президента Федеральному Собранию. Для реализации сформированных задач были скорректированы федеральный и региональные бюджеты, внесены соответствующие изменения в государственные программы.
В приоритетном порядке был взят курс на социальную сферу. Нацеленность мероприятий на стимулирование рождаемости, снижение бедности, укрепление системы образования и здравоохранения была положена в основу каркаса всестороннего развития экономики Российской Федерации.
Однако серьезную брешь в планомерно выстроенной системе нанесла глобальная пандемия коронавируса. В 2020 году реализация бюджетной политики потребовала оперативного вмешательства и перенастройки запущенных механизмов. При этом поставлена задача сохранить целеполагание ключевых стратегических проектов и направленность их мероприятий. Результатом такого подхода стал Общенациональный план действий по восстановлению экономики, благодаря
которому планируется уже в ближайшие три года вернуться на запланированную траекторию роста целевых показателей.
Доходы федерального бюджета в 2020 году оцениваются на уровне 17,9 трлн рублей (2019 г - 20,2 трлн рублей), табл.1.
Таблица 1 - Доходы федерального бюджета в 2019-2023 гг.
Показатель 2019 2020 2021 2022 2023
Доходы, всего, млрд рублей 20 188,8 17 852,4 18 765,1 20 637,5 22 262,7
в т.ч.:
нефтегазовые 7 924,3 5 127,0 5 987,2 6 884,3 7 489,8
ненефтегазовые 12 264,5 12 725,5 12 777,9 13 753,2 14 772,9
Источник: составлено авторами на основе данных Минфина России
«Проседание» доходов федерального бюджета в 2020 году составит 11,6 %. Несмотря на это, Минфин России прогнозирует положительную динамику объема доходов федерального бюджета. Так, уже в 2021 году рост доходов предполагается на уровне 5%.
Несколько иная картина наблюдается в формировании доходов бюджетов субъектов РФ, объем которых в 2020 году составит 13,6 трлн рублей.
Как видно из таблицы 2 в 2020 году не наблюдается падения общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Однако в разрезе структуры доходов выявляется падение собственных доходов почти на 10 п.п., что соответствует общей динамике. Таким образом, доходность бюджетов субъектов РФ была компенсирована дополнительными межбюджетными трансфертами, направленными на поддержку различных сфер в условиях новой коронавирусной инфекции.
Таблица 2 - Параметры консолидированных бюджетов субъектов в 2019-2023 гг.
Показатель 2019 2020 2021 2022 2023
Доходы, млрд рублей 13 572,3 13 630,2 14 348,0 15 036,0 16 020,0
%% ВВП 12,3 12,7 12,4 12,1 12,1
Собственные доходы, млрд рублей 11 185,1 10 161,2 11 498,3 12 272,4 13 138,1
Источник: составлено авторами на основе данных Минфина России
В таблице 3 представлена динамика налоговых расходов за 2017-2023 гг. с учетом прогноза Минфина России за текущий год и плановый период 2021-2023 гг. В 2020 году падение объема налоговых расходов составит 12 процентных пунктов в сравнении с 2019 годом, однако, уже в 2021 г. прогнозируется его наращивание до 10 процентных пунктов. Несмотря на введение ряда преференций в 2020 году снижение показателя обусловлено общим падением уровня налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Таблица 3 - Объем налоговых расходов Российской Федерации в 2017-2023 гг.
2017 2018 2019 2020 2021* 2022* 2023*
Налоговые расходы, млрд рублей 3 144,3 3 939,6 4 607,0 4 066,1 4 474,2 4 881,9 5 040,0
% ВВП 3,4 3,8 4,2 3,8 3,9 3,9 3,8
* прогнозные значения
Источник: составлено авторами на основе данных Минфина России
Налоговые льготы наделены функцией регулятора в бюджетных процессах и являются действенным методом государственной бюджетной политики. Инструментарий налогового регулирования направлен на акселерацию той или иной категории субъектов налогообложения, использующих право на льготы. Популярными и востребованными формами являются не только налоговые льготы и преференции, но и специальные (особые) режимов налогообложения [8].
При разработке механизмов льготного налогообложения оцениваются различные стороны их влияния на экономику государства. Естественное преимущество получают, несомненно, те, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту.
Условно льготы и преференции можно разделить на две группы в зависимости от принадлежности налогоплательщика к экономической или социальной категории.
Стимулирующие свойства экономических налоговых льгот и преференций направлены на рост производственной, инвестиционной и инновационной активности предприятий, их модернизацию, способствуют сохранению финансовой устойчивости. Отдельный блок налоговых преференций призван стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. Главной задачей остается максимальное снижение налоговой нагрузки на экономические субъекты.
К примеру, статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена мера поддержки для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (осуществляющих НИОКР), а именно: они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость [6].
Для применения данной налоговой льготы необходимо подтвердить научно-исследовательский характер работ пакетом документации, который включает не только договор и спецификации, но и документальное подтверждение платежных операций за выполнение НИР, НИОКР, а также документы, подтверждающие выполнение таких работ - акты выполненных работ, счета-фактуры, отчеты. Такие требования не носят бюрократический характер, а являются проявлением риск-ориентированного подхода налоговых органов, направленного на повышение эффективности процедуры налогового администрирования НДС и снижение бюджетных рисков государства [9].
Вторая группа льгот направлена на поддержку неустойчивых слоев населения посредством предоставления налоговых льгот отдельным категориям граждан. Так, статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации установлено пятнадцать категорий физических лиц, в отношении которых предусмотрены налоговые льготы на отдельные виды имущества [10].
Необходимо отметить преимущественно заявительный характер применения налоговых льгот и преференций. Также использование льгот не является причиной освобождения налогоплательщика от обязанности представлять налоговые декларации. Кроме того, налоговая инспекция в ходе камеральной проверки декларации вправе запросить у налогоплательщика, претендующего на получение льготы, документацию, подтверждающую его правомочность.
В исследованиях отмечают и обратную сторону масштабного внедрения в бюджетную политику налоговых льгот и преференций. Исходя из принципа сбалансированности бюджета, создается ситуация, при которой покрытие выпадающих налогов распределяется на иные категории субъектов. В данных условиях имеется риск возникновения противоположного эффекта: увеличение налоговой нагрузки на иные категории субъектов, и, как следствие, снижение их экономической активности. Внедрение налоговых льгот снижает гибкость налоговой системы, что в современных динамичных экономических условиях может стать серьезным барьером при принятии оперативных стратегических решений.
Вместе с тем тенденции налогового регулирования 2019-2020 годов отражают активное использование механизмов налоговых стимулов в различных направлениях экономического развития [11].
Пристальное внимание по-прежнему сосредоточено на стимулировании инвестиционной активности как флагмана развития всех отраслей экономики.
Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности», инвесторам, заключившим соглашения сроком от 6 до 20 лет, гарантируется сохранение налоговых условий по налогу на прибыль, имущественному, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС.
Продолжена работа по совершенствованию льгот по налогу на прибыль организаций.
Расширен перечень получателей инвестиционного налогового вычета (ИНВ) в части включения в него участников консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Также станет возможным применение ИНВ в отношении затрат по строительству обеспечивающей инфраструктуры, если возведение жилых домов осуществляется в целях реализации программ комплексного освоения территорий.
Инвесторы смогут уменьшать свою налоговую базу в размере затрат на строительство объектов социальной инфраструктуры, в случае их безвозмездной передачи публично-правовым образованиям. Участники региональных инвестиционных проектов смогут в упрощенном порядке применять пониженные налоговые ставки. Изменены условия порядка налогообложения участников СПИК в части снятия ряда ограничений использования налогового поощрения [7, 12].
В сфере поддержки малого и среднего бизнеса актуальным является сохранение прав регионам до 2024 года вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой налоговой ставки для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации и перешедших на упрощенную или патентную систему налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
В ответ на сложные экономические вызовы, обусловленные пандемией коронавирусной инфекции, в системе налоговых льгот применен структурный маневр в целях возможности снижения налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса, как наиболее пострадавшего сектора экономики от ограничительных мер.
Реализация маневра включает снижение ставки страховых взносов с 30% до 15%, что позволит создать условия не только для восстановления и развития предприятий МСП, но и стимулирования вывода ими заработной платы из тени. Последующий рост налоговых расходов предлагается компенсировать за счет следующих мер:
- проведение анализа эффективности и корректировки ряда налоговых льгот при добыче нефти;
- изменение структуры изъятия природной ренты;
- внедрение таких элементов прогрессивного налогообложения, как увеличение размера налога на прибыль с выплат доходов в оффшорные зоны до 15% и введение налога на пассивный доход граждан, полученного в виде процентов со сбережений в банковских вкладах и долговых ценных бумагах [7, 4].
С учетом динамично проводимой в России цифровой трансформации ключевых направлений (в том числе культура, образование, здравоохранение, госуправление) в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» остро встал вопрос о создании в краткосрочный плановый период благоприятных налоговых условий для развития российских высокотехнологичных компаний, привлечения иностранного ИТ-бизнеса. Учитывая стратегическую важность достижения «цифровой зрелости» отечественной экономики для входа России в число мировых лидеров высокотехнологического развития, запланирован комплекс мероприятий по формированию «налоговой экосистемы» для ИТ-предпринимателей, в том числе отмены льготного налогообложения в части НДС при продаже иностранного программного обеспечения, снижения размера налоговых ставок на прибыль до 3 процентов, а также страховых взносов с 14 процентов до 7,6 процентов [7, 13].
В целях достижения сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должен быть выработан единый методологический подход оценки
эффективности налоговых льгот и преференций. Для этого уже начата последовательная работа с регионами по управлению налоговыми расходами с применением технологий «лучших практик».
Таким образом, можно отметить, что эффект налоговых льгот может быть как положительным, так и негативным, в виду увеличения бюджетных расходов и создания условий неравенства между различными субъектами и секторами национальной экономики России.
Однако, несмотря на это, главным положительным эффектом налоговых льгот является стимулирование инвестиционной деятельности российских организаций, что способствует более быстрому процессу модернизации отечественной экономики и ее отраслей.
Вместе с тем в критических условиях мировой экономики, аналогичных сложившимся в текущем году, инструменты льготного налогообложения становятся единственно возможным механизмом, направленным на минимизацию полученного ущерба как в социальной, так и экономической сферах [14].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилов С.С., Монин И.Г., Тихонова К.А. Роль налоговых инструментов в стимулировании инвестиционной деятельности на региональном уровне// Вектор экономики. - 2019. - № 9(39). - С.9.
2. Гильфанов Р.М., Евстафьева А.Х. Особенности оценки эффективности налоговых льгот// Инновационное развитие экономики. - 2019. - №5-1 (53). - С. 174-177.
3. Маханова Т.А., Елисеева Н.Ю. Сущность и виды налоговых льгот в современной налоговой системе Российской Федерации // Инновационная экономика и современный менеджмент - 2019. - № 1. - С.33-37.
4. Бахтиярова Т.Г. Налоговые льготы: сущность, признаки, особенности правового регулирования на современном этапе// Актуальные тренды в экономике и финансах. Материалы межвузовской научно-практической конференции магистрантов: Омск, 26 ноября 2019 г. - 2019. - стр.141-144.
5. Качур О.В., Глазков М.А. Налоговые льготы как инструмент модернизации Российской экономики// Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России. Сборник трудов конференции «Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России»: Воронеж, 5 декабря 2019 г. - 2020. - с. 89-91.
6. Кулагин В.В. Проблемы налогового стимулирования и применения налоговых льгот// Актуальные проблемы налоговой политики. Материалы XI Международной научно-практической конференции молодых налоговедов: Минск-Москва-Владимир-Калуга-Екатеринбург-Владивосток, 01-03 апреля 2019 года. - 2019. - с. 210-212.
7. Мироненко А.Г., Тутарова Н.В. К вопросу о налоговых льготах и налоговых расходах РФ// Вестник современных исследований. - 2020. - № 4-8 (34). - С. 14-16.
8. Казарин С.В., Свечникова Н.Ю. Исследование влияния предоставления налоговых льгот на эффективность развития ИТ-компаний в регионах Российской Федерации// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - №5(125). - 62-68.
9. Стешенко Ю.А. Институциональные ограничения налогового стимулирования, препятствующие экономическому росту на современном этапе// Финансы и управление. - 2018. - № 2. - С.27-42.
10. Лопастейская Л.Г., Идрисова О.С. Налоговые льготы как инструмент налогового регулирования// Энигма. - 2019. - №11-1. - стр. 127-131.
11. Александрова Е.А. Налоговые льготы малому и среднему бизнесу в условиях короновирус-ной инфекции// Становление и развитие предпринимательства в России: история, современность и перспективы. Сборник материалов 6-й Международной научной конференции: Смоленск, 29 мая 2020 г. - 2020. - с. 7-10.
12. Матина А.Ю. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности в России// Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности. Сборник
трудов Международной научной конференции: Костанай, 27-29 мая 2019 г. - 2019. - с. 48-53.
13. Налоговый Кодекс РФ. СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс] URL:http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 13.12.2020).
14. Официальный портал Минфина России [Электронный ресурс] URL: https://m.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 16.12.2020).
INSTRUMENTS OF PREFERRED TAXATION IN RUSSIA: INCENTIVES OR NEED?
Artemenko Dmitry Anatolyevich
Doctor of Economics Sciences, Professor, , Southern Federal University, Rostov-on-don, Russia, E-mail: [email protected]
Konts Tatiana Viktorovna
student,
Southern Federal University, Rostov-on-don, Russia, E-mail: [email protected]
Annotation. The article considered key aspects in the sphere of tax benefits, studied classifications and types of tax incentives. The authors showed the role of the toolkit of tax preferences in the structure of economic and budgetary policy of the Russian Federation. A study of methods of evaluating budgetary effectiveness was conducted. A short analysis of existing tax preferences is presented, their impact on tax expenditures of the state is considered. Taking into account the directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2021 and for the plan period of 2022 and 2023, the relevant forms of tax privileges and vectors of their development in the prevailing economic conditions are revealed. In addition, the article reveals the pros and cons of the use of tax benefits.
Keywords: taxes; tax privileges; tax preferences; tax expenses; fiscal policy; tax maneuver; a pandemic; business support. JEL codes: H21, G18, C19
For citation: Artemenko, D. A., & Konts, T. V. (2021). Instruments of preferred taxation in Russia: incentives or need?. Theoretical Economics, 78(6), 160-169. retrieved from http://www.theoreticaleconomy.ru/index.php/tor/article/view/91
DOI: 10.52957/22213260_2021_6_160