Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО ВКЛАДАМ ГРАЖДАН. ЧАСТЬ 2'

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО ВКЛАДАМ ГРАЖДАН. ЧАСТЬ 2 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / налогообложение / налоговая политика / доходы физических лиц / подоходный налог / налоговые поступления / коммерческий банк / банковский вклад / tax / taxation / tax policy / personal income / income tax / tax revenues / commercial bank / bank deposit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.С. Вылкова, М.Н. Конягина

Действенные налоговые решения для успешного выхода из коронакризиса и обеспечения экономического роста сегодня остро необходимы всем государствам. Поэтому анализ эффективности государственной политики по налогообложению вкладов граждан и моделирование налоговых доходов бюджета, исходя из действовавшего в России до и после 2021 года их законодательного регулирования, важен в рамках оценки их значимости для бюджетной системы страны и банковского сектора. Базируясь на общих и частных теориях налогообложения, субъективистской теории капитала, применив методы анализа, сравнения и экономико-математического моделирования авторы рассчитали потенциальный налогооблагаемый доход по вкладам россиян. Показано, что вероятные дополнительно полученные суммы НДФЛ являются несущественными в налоговых доходах России, не решат проблему аккумулирования значимых денежных средств в бюджетной системе страны для выхода из коронакризисной ситуации и обеспечения экономического роста. Для банковской системы начала 2021 года негативное влияние новации нивелировано оттоком капитала на фондовый рынок, что является временным явлением и в долгосрочном периоде может лишить банки ресурсов для кредитования промышленности. Сократится финансирование малого бизнеса, который в зарубежной практике обеспечивает существенный вклад в экономику. Повышая депозитные ставки по вкладам банки не получат рост вкладов в условиях налогообложения их доходов. Таким образом, доказано, что государственную политику РФ по налогообложению вкладов граждан нельзя признать эффективной, способной обеспечить существенный прирост доходов бюджета и экономический рост. Настоящая статья освещает вторую часть проведенного авторского исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE POTENTIAL FOR THE IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN STATE POLICY IN TAXATION OF INCOME ON PEOPLE'S DEPOSITS. PART 2

Efficient tax solutions for successful relief from the coronavirus crisis and ensuring economic growth are urgently needed by all countries today. Therefore, an analysis of the effectiveness of state policy on the citizens’ deposits taxation and modeling tax revenues of the budget, based on the legislative regulation in force in Russia before and after 2021, is important in assessing their significance for the country's budget system and the banking system. Based on general and particular theories of taxation, the subjectivist theory of capital, using methods of analysis, comparison, and economic and mathematical modeling, the authors evaluated the potential taxable income on deposits of Russians. It is shown that the probable additional revenue amounts of personal income tax are insignificant in the tax revenues of Russia. They will not solve the problem of accumulating valuable funds in the country's budget system to get out of the coronavirus situation and ensure economic growth. For the banking system at the beginning of 2021, the negative impact of the tax innovation was offset by the capital outflow to the stock market, which is a temporary phenomenon and in the long term may deprive banks of resources for lending to industry. Applying a sophisticated analysis of the theory of taxation and previously published relevant works on the topic, in the presented part of the study, the authors showed that taxation of income on citizens' deposits lead to a reduction in funding for small businesses, which in foreign practice provides a significant contribution to the economy. In this situation, by increasing deposit rates on deposits, banks will not receive an increase in deposits in terms of taxation of their income. Thus, it has been proved that the state policy of the Russian Federation on taxation of citizens' deposits cannot be recognized as effective, capable of ensuring a significant increase in budget revenues and economic growth. This article covers the second part of the authors' research.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО ВКЛАДАМ ГРАЖДАН. ЧАСТЬ 2»

увеличению ресурсного потенциала сферы культуры, ускоряет адаптацию организаций и учреждений культуры к современным условиям.

Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Режим доступа: http://static.government.ru/media/iiles /AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 15.10.2021).

2. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375, [1] с. : портр.; 22 см. - (Новые словари).

3. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 84-96.

4. Букина Д.М. Деятельность в сфере культуры. - М., 2019. 32 с.

5. Вицелярова К.Н. Предпринимательство и проектная деятельность: учебное пособие для студентов, обучающихся в вузах культуры/ К.Н. Вицелярова, Е.В. Горшенина - Краснодар: КГИК, 2017. - 167 с.

6. Злотникова, З.И. Проектная деятельность библиотек как фактор формирования социально-культурной среды региона: Дис. канд. пед. Наук / З.И. Злотникова .- М., 2014.-233 с.

7. Федеральный проект «Культура малой Родины» 2019 г. Режим доступа: https://kmto-premiera.ru/premiera /news/10190/ (дата обращения: 16.10.2021).

References:

1. Order of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 326-r "On approval of the Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030". Access mode: http://static.government.ru/media/files /AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (date of access: 15.10.2021).

2. Explanatory dictionary of the Russian language: 100,000 words, terms and expressions: [new edition] / Sergei Iva-novich Ozhegov; under total. ed. L. I. Skvortsova. - 28th ed., Rev. - Moscow: Peace and education, 2015. - 1375, [1] p. : portr .; 22 cm - (New dictionaries).

3. Kantor K.M. Experience of a socio-philosophical explanation of the design possibilities of design // Problems of Philosophy. 2016. No. 11. P. 84-96.

4. Bukina D.M. Activities in the field of culture. - M., 2019.32 p.

5. Vitselyarova K.N. Entrepreneurship and project activity: a textbook for students studying in universities of culture / K. N. Vitselyarova, E. V. Gorshenina - Krasnodar: KGIK, 2017 - 167 p.

6. Zlotnikova, ZI Project activity of libraries as a factor in the formation of the socio-cultural environment of the region: Dis. Cand. ped. Science / Z.I. Zlotnikova .- M., 2014.-233 p.

7. Federal project "Culture of the Small Homeland" 2019 / Internet resource / Access mode: https://kmto-premiera.ru/premiera/news/10190/ (date of access: 16.10.2021).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-132-143

Е.С. Вылкова - д.э.н., профессор кафедры кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, vylkova-es@ranepa.ru,

E.S. Vylkova - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration;

М.Н. Конягина - д.э.н., профессор кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический униерситет, Konyagina-MN@ranepa.ru,

M.N. Koniagina - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics of Shipbuilding Industry, Saint-Petersburg State Marine Technical University, Saint-Petersburg.

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО ВКЛАДАМ ГРАЖДАН. ЧАСТЬ 2. ASSESSMENT OF THE POTENTIAL FOR THE IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN STATE POLICY IN TAXATION OF INCOME ON PEOPLE'S DEPOSITS. PART 2.

Аннотация. Действенные налоговые решения для успешного выхода из коронакризиса и обеспечения экономического роста сегодня остро необходимы всем государствам. Поэтому анализ эффективности государственной политики по налогообложению вкладов граждан и моделирование налоговых доходов бюджета, исходя из действовавшего в России до и после 2021 года их законода-

тельного регулирования, важен в рамках оценки их значимости для бюджетной системы страны и банковского сектора. Базируясь на общих и частных теориях налогообложения, субъективистской теории капитала, применив методы анализа, сравнения и экономико-математического моделирования авторы рассчитали потенциальный налогооблагаемый доход по вкладам россиян. Показано, что вероятные дополнительно полученные суммы НДФЛ являются несущественными в налоговых доходах России, не решат проблему аккумулирования значимых денежных средств в бюджетной системе страны для выхода из коронакризисной ситуации и обеспечения экономического роста. Для банковской системы начала 2021 года негативное влияние новации нивелировано оттоком капитала на фондовый рынок, что является временным явлением и в долгосрочном периоде может лишить банки ресурсов для кредитования промышленности. Сократится финансирование малого бизнеса, который в зарубежной практике обеспечивает существенный вклад в экономику. Повышая депозитные ставки по вкладам банки не получат рост вкладов в условиях налогообложения их доходов. Таким образом, доказано, что государственную политику РФ по налогообложению вкладов граждан нельзя признать эффективной, способной обеспечить существенный прирост доходов бюджета и экономический рост. Настоящая статья освещает вторую часть проведенного авторского исследования.

Abstract. Efficient tax solutions for successful relief from the coronavirus crisis and ensuring economic growth are urgently needed by all countries today. Therefore, an analysis of the effectiveness of state policy on the citizens' deposits taxation and modeling tax revenues of the budget, based on the legislative regulation in force in Russia before and after 2021, is important in assessing their significance for the country's budget system and the banking system. Based on general and particular theories of taxation, the subjec-tivist theory of capital, using methods of analysis, comparison, and economic and mathematical modeling, the authors evaluated the potential taxable income on deposits of Russians. It is shown that the probable additional revenue amounts of personal income tax are insignificant in the tax revenues of Russia. They will not solve the problem of accumulating valuable funds in the country's budget system to get out of the coronavirus situation and ensure economic growth. For the banking system at the beginning of 2021, the negative impact of the tax innovation was offset by the capital outflow to the stock market, which is a temporary phenomenon and in the long term may deprive banks of resources for lending to industry. Applying a sophisticated analysis of the theory of taxation and previously published relevant works on the topic, in the presented part of the study, the authors showed that taxation of income on citizens' deposits lead to a reduction in funding for small businesses, which in foreign practice provides a significant contribution to the economy. In this situation, by increasing deposit rates on deposits, banks will not receive an increase in deposits in terms of taxation of their income. Thus, it has been proved that the state policy of the Russian Federation on taxation of citizens' deposits cannot be recognized as effective, capable of ensuring a significant increase in budget revenues and economic growth. This article covers the second part of the authors' research.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговая политика, доходы физических лиц, подоходный налог, налоговые поступления, коммерческий банк, банковский вклад.

Keywords: tax, taxation, tax policy, personal income, income tax, tax revenues, commercial bank, bank deposit.

Введение

Как уже освещалось в первой части публикации исследования, с 2021 г. в России введены новые правила налогообложения доходов по вкладам физических лиц, которые заявлены как значимая мера по наполнению доходов бюджетной системы страны в период выхода из коронокризиса и восстановления отечественной экономики. Комплексное рассмотрение новаций в НДФЛ и их влияния как на поступления в бюджет имеет высокую значимость для оценки как самого решения, так и его эффективности для банковской системы. Напомним, что целью авторских изисканий стало моделирование налоговых поступлений при налогообложении доходов по вкладам граждан на основе данных официальной статистики и исходя из действовавшего в России до и после 2021 г. их законодательного регулирования для оценки их значимости для бюджетной системы страны и банковского сектора экономики. В процессе исследования последовательно решаются следующие задачи: обзор публикаций по исследуемой проблематике для выявления пробелов и векторов развития научной мысли в обозначенном сегменте; приращение знаний в теории доходов физических лиц и их налогообложения; качественное и количественное сопоставление действовавшего в нашей стране до и после 2021 г. порядка налогообложения доходов по вкладам граждан на основе расчетов и моделирования; комплексная оценка влияния нововведений по НДФЛ на налоговые поступления в бюджетную систему РФ и эффективность функционирования отечественного банковского сектора.

Материалы и методы исследования

Важное место в исследовании и в ремках публикации второй его части занимает экономико-математическое моделирование для расчета налога на доходы по вкладам с опробацией полученной модели.

Алгоритм применения указанных методов включает в себя следующие этапы:

Во-первых, на основе опубликованных данных Банка России материал систематизируется и из него проводится выборка необходимых данных, рассчитывается реальная сумма банковских вкладов, доходы по которым подлежат налогообложению в рамках нового подхода.

Во-вторых, утверждаются условия, при которых авторские допущения позволяют сделать выводы по расчетам релевантными и минимизируют вероятность манипулирования и неоднозначной их интерпетации. Понимание того, что под налогообложение в 2021 г. попадут доходы по вкладам, начисленные в 2021 г., при этом открытые не только в этом году, но и ранее, привело авторов в процессе исследования к установлению ограничений на объем вкладов и рост процентных ставок по ним. Руководствуясь принципом осмотрительности, принято допущение, что при расчетах потенциального объема вкладов физических лиц в банках и депозитных процентных ставок на весь 2021 г. следует придерживаться показателей конца 2020 г., а сроки вкладов считать двенадцатимесячными, что позволило спроецировать развитие условий налогообложения доходов по вкладам.

В-третьих, открытые данные о средних процентных ставках по вкладам в разрезе сроков позволяют исчислить потенциальный доход по вкладам в рамках обусловленных расчетов. Это возможно благодаря довольно четкому описанию в нормативных документах подходов к налогообложению доходов по вкладам, что также помогает смоделировать и представить в статье формулы, позволяющие выяснить размер налога на доходы по вкладам как до введения нового подхода к налогообложению, так и после.

В-четвертых, применение выведенных формул и проекция обобщенных условий позволят рассчитать возможный размер изучаемого налога, сравнить его с суммарным размером налоговых доходов бюджетной системы страны, а главное - сделать вывод о вкладе нового подхода к налогообложению доходов по депозитам граждан в пополнение бюджета страны.

Все сравнения, произведенные в рамках исследования, носят релевантный и сопоставимый характер, происходят в рамках установленных условий с применением данных, относящихся ко вкладчикам - клиентам отечественных банков.

Информационной базой исследования стали данные с официальных сайтов ФНС РФ, Центрального банка РФ, Агентства по страхованию вкладов, Росстата, Росреестра, а также работы отечественных и зарубежных ученых.

Сопоставление действовавшего в России до и после 2021 г. порядка налогообложения доходов по вкладам граждан, его моделирование и оценка

Попробуем рассчитать, насколько результативен, действенен, значим в составе налоговых доходов бюджета новый порядок налогообложения доходов по вкладам физических лиц, введенный в России с 2021 г. по сравнению с ранее действовавшим.

Сразу же отметим, что приводимые расчеты приходится осуществлять в условиях достаточно большой неопределенности. Во-первых, законодательная база по данному аспекту является крайне скудной. С момента опубликования 01.04.2020 г. соответствующего федерального закона, издано только одно письмо Минфина и одно письмо ФНС РФ, которое довело это письмо Минфина до своих территориальных подразделений. Есть информация ФНС, размещаемая на сайте налоговой службы и разъяснения Минфина, размещенные на его сайте, правовой статус которых является, мягко говоря, сомнительным для принятия решений налогоплательщиками и толкования судами спорных ситуаций. Следует также отметить, что содержащиеся в Письме Минфина РФ, информация, разъяснения и примеры являются крайне упрощенными и не отражают всю палитру возможных сложных вариантов и индивидуальных ситуаций по НДФЛ. Есть еще достаточно большое количество (по состоянию на 15.06.2021 г. - более 300) разъясняющих писем органов власти, однако они в подавляющем большинстве не выходят за рамки формулировок, содержащихся в НК РФ. Более того, в практически всех Письмах Минфина РФ, содержащих ответ на тот или иной вопрос четко указывается, что они являются информационно-разъяснительными, а не нормативными правовыми актами и возможны как налоговыми органами так и налогоплательщиками другие трактовки соответствующих ситуаций. Такая формулировка свидетельствует, что правовое поле в вопросе налогообложения доходов по банковским вкладам имеет множество неразрешенных на законодательном уровне вопросов. Любые самые мудрые трактовки существующих неопределенностей являются достаточно волюнтаристскими и

спорными. Авторы решили от них воздержаться, т.к. этому целесообразно посвящать отдельные исследования.

Во-вторых, источники официальной статистической информации для расчетов также являются крайне недостаточными, что не позволяет осуществить их с должным уровнем достоверности, и делает их достаточно приблизительными. Для осуществления точных расчетов необходима информация, имеющаяся у ФНС РФ и АСВ, но отсутствующая в открытом доступе.

Формулу расчета налоговой базы для конкретного налогоплательщика по налогообложению доходов по банковским вкладам согласно действовавшего в России до 1 января 2021 г. законодательства можно представить в следующем виде (формула 1):

НБпр = ! ( Вн х [п-(ср+5)б/100%]х д ), (1)

где:

НБпр - налоговая база предшествующая, которая рассчитывалась по ранее действовавшим в РФ правилам;

Вн (вклад номинальный) - номинальная сумма банковского вклада, соответствующего условиям налогообложения;

п (процент) - процент по вкладу;

ср - ставка рефинансирования ЦБ РФ (как она именуется в НК РФ до 2021 г.);

д - период в днях, за который начислены проценты.

До 2021 г. в РФ по рублевым вкладам облагались только доходы, превышающие ставку рефинансирования более чем на 5 процентных пунктов. Подобное было доступно самым избранным, и вполне справедливо, что для таких доходов применялась ставка 35% - максимальная из действующих в России в настоящее время.

В форме 5-НДФЛ, размещенной на сайте ФНС, можно найти сведения о суммах доходов в виде процентов, получаемым по вкладам в банках (код дохода 320) начиная с 2014 г. За более ранние годы формат несопоставим с последующими годами. Крайний год, за который есть информация по состоянию на 15 апреля 2021 г. - 2018 г. В таблице 1 приведена статистика из Формы 5-НДФЛ.

Таблица 1 - Налоговая база по доходам по банковским вкладам в 2015-2018 гг.

(Источник: Составлено авторами на основе данных формы 5-НДФЛ [40])

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Количество сведений о доходах физических лиц и количество физических лиц, получивших доходы за год 93470497 92725566 93977011 91453660 90957309

по коду 3020 281463 1770957 642556 121660 22282

доля 0,0030 0,0191 0,0068 0,0013 0,00025

Общая сумма дохода по сведениям о доходах физических лиц (млн. руб.) 22434268 21898793 23445242 24700520 27417359

по коду 3020 929 12402 5373 2042 265

доля 0,00004 0,00057 0,00023 0,00008 0,00001

Данные таблицы 2 наглядно свидетельствуют, что число россиян, размещавших вклады под супервыгодные проценты, снизилось с 1770957 граждан в 2015 г. до 22282 граждан в 2018 г., составляя соответственно от 1,9 % до 0,025 % от всех налогоплательщиков. Сумма доходов по вкладам также упала с 12402 млн. руб. до 265 млн. руб., не превышая 0,06 % от общей налоговой базы по НДФЛ, т.е. была ничтожно маленькой. Таковой же являлась и сумма собираемого по этому коду НДФЛ. Для осознания нерациональности подхода к налогообложению доходов по банковским вкладам правительству РФ потребовалось более 10 лет (положения предыдущей редакции статьи 214.2 НК РФ были введены в 2007 г.), и есть основания полагать, что внесение изменений вызвано не столько названным осознанием, сколько поиском дополнительных доходных источников бюджетов в условиях выхода России из пандемии.

Еще раз отметим, что для большинства налогоплательщиков в результате расчетов по этой формуле получался ноль, т.е. доходы по вкладам не облагались. Зато если возникала налоговая база, то применялась ставка 35 %.

Формулу расчета налоговой базы для конкретного налогоплательщика по налогообложению доходов по банковским вкладам согласно действующего с 1 января 2021 г. законодательства РФ

можно представить в следующем виде (формула 2):

НБн = ^(Вр х - 1 млн. руб. х^% , (2)

где:

НБн - налоговая база по новым правилам;

Вр (вклад реальный) - реальная сумма банковского вклада, соответствующего условиям налогообложения, исключая из номинальной суммы счета с доходностью менее 1% и счета эскроу;

п (процент) - процент по вкладу;

ск - ключевая ставка ЦБ РФ на начало налогового периода (года) в котором гражданин получает доходы по вкладам. При ключевой ставке на 1 января 2021 г. равной 4,25 % доход по вкладам за 2021 г. будет облагаться НДФЛ с суммы, превышающей 42500 руб.

д - период в днях, за который начислены проценты.

К рассчитанной таким образом базе применяется ставка 13 %.

По правилам арифметики, как только налоговая база Pn превысит налоговую базу Pр более чем в 2,69 раза (35 % ^ 13 % = 2,6923), то это свидетельствует, что в России собирается НДФЛ по доходам по банковским вкладам по новым правилам в сумме, превышающей ту, что аккумулировалось в бюджетной системе РФ по старым правилам. Становится очевидным, что по новым правилам будет собираться большая сумма НДФЛ. Попытаемся оценить, смоделировать ее размер исходя из открытых данных Банк России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Следует сделать важное пояснение,. В 2021 г. и в последующие годы под налогообложение НДФЛ попадут доходы по вкладам, полученные в 2021 г. (соответствующем году) а не за 2021 г. То есть облагаться по формуле 2 будет весь доход для банковского вклада, открытого в любое время, срок которого истечет в любой день 2021 г.: как в январе, так и в декабре. Такая ситуация не только несправедлива, но и в достаточной степени абсурдна с точки зрения логики банковских операций. Однако именно такое законодательное регулирование данного вопроса предусмотрено сейчас в РФ. Отметим также, что для вкладов, открытых гражданами до принятия поправок в НК РФ подобная ситуация по своей сути является введением изменений, ухудшающих положение налогоплательщика задним числом, что недопустимо, согласно НК РФ.

Для целей исчисления суммы НДФЛ, которая может быть собрана в 2021 г. в бюджетную систему РФ в результате новаций по налогообложению доходов по вкладам граждан последовательно осуществим расчет исходя из формулы 2. Сразу же укажем на крайнюю скудость данных официальной статистики и ее противоречивость, что вынуждает авторов делать ряд оговорок, допущений, определять отдельные показатели экспертным путем.

Полагаем целесообразным производить исчисления, базируясь на принципе осмотрительности, присущем бухгалтерскому учету экономических субъектов, предполагающем большую готовность к отражению в расчетах налоговых поступлений в бюджет потерь (расходов, вычетов), чем потенциальных доходов.

I. Предпримем попытку рассчитать Вр - реальную сумму банковских вкладов, соответствующих условиям налогообложения, исключая из номинальной суммы счета с доходностью менее 1 % и счета эскроу.

Во-первых, в таблице 2 приведена информация по средствам физических лиц в банковских вкладах.

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что номинальный совокупный размер вкладов населения, в целом, рос в течение всего 2020 г. и составлял в среднем 31,7 трлн. руб. При этом процентные ставки снижались. В 2021 г. перешел совокупный остаток средств на счетах и депозитах физических лиц в размере 32 834,2 млрд. руб., из которого уже исключены остатки на счетах эскроу.

Для упрощения расчетов, предположим, что вклады открыты в среднем на один год. Тогда в 2021 г. будут облагаться именно суммы, положенные на счета в 2020 г. Также предположим, что совокупный остаток на счетах будет сохраняться в 2021 г. на этом же уровне, т.е. параметры совокупного депозитного портфеля отечественной банковской системы 2021 г. останутся практически неизменны к 2020 г., что возможно, когда закрытие одних вкладов компенсируется открытием других вкладов.

Подчеркнем: подобное допущение обусловлено тем, что имеющиеся открытые данные официальной статистики не позволяют сделать более точные расчеты на основе построения динамической модели исходя из сроков вкладов и доли вкладов с соответствующим сроком в общей сумме вкладов физических лиц, чтобы произвести расчеты исходя из нее.

Таблица 2 - Показатели по вкладам физических лиц в банках РФ по месяцам 2020 г.

(Источник: Составлено авторами по данным ЦБ РФ: Отдельные показатели деятельности кредитных организаций (по группам кредитных организаций, ранжированных по величине активов)[39; 40].)

Дата Общий размер вкладов, млн.руб. Процентная ставка по вкладам в рублях, % Ключевая ставка Банка России, % Доля вкладов по срокам, в %

До 1 года Свыше 1 года До 1 года Свыше 1 года

на 1.01.2020 30 549 014 4,46 5,48 6,25 78,38 21,62

01.02.2020 30 173 557 4,23 5,18 6 79,53 20,47

01.03.2020 30 820 814 4,21 4,89 6 83,65 16,35

01.04.2020 31 465 704 4,67 5,00 5,5 76,47 23,53

01.05.2020 31 480 287 4,05 4,90 5,5 89,19 10,81

01.06.2020 31 179 960 3,90 4,74 4,5 82,75 17,25

01.07.2020 31 693 017 3,43 4,31 4,25 81,53 18,47

01.08.2020 32 107 833 3,18 4,07 4,25 83,29 16,71

01.09.2020 32 215 408 3,27 4,1 4,25 86,18 13,82

01.10.2020 32 705 931 3,23 4,13 4,25 78,76 21,24

01.11.2020 32 556 283 3,22 4,15 4,25 86,65 13,35

01.12.2020 32 468 969 3,38 4,17 4,25 82,79 17,21

1.01.2021 32 834 229 3,36 4,18 4,25 78,98 21,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В среднем за год 31 711 616 3,4733 4,5392 4,8542 82,4533 17,5442

Во-вторых, из 32 834,2 млрд. руб. необходимо исключить ряд сумм, которые не облагаются в силу того, что:

- проценты, начисляемые по ним, не превышают 1 % (следует указать, что это относится к подавляющему большинству вкладов открытых в валюте);

- сумма их менее 1 млн. руб. (при этом авторы, осознавая, что это упрощает расчет, т.к. по правилам налогообложения речь идет о том, что 1 млн. руб. применяется для совокупности вкладов физического лица, не имеют возможности произвести более точные расчеты на основе имеющихся в открытом доступе данных).

Чтобы продемонстрировать подходы к формированию показателей для дальнейших расчетов раскроем суммы вкладов, открытых в валюте.

Таблица 3 - Структура рублевых и валютных средств (вкладов) физических лиц в 2020 г. (Источник: Составлено авторами по данным ЦБ РФ и АСВ [39; 40])

№ п.п. Группировка средств физических лиц на вкладах (депозитах) в банковской системе России Остаток средств на счетах на 1.01.21 г., млрд руб.

1 Средства (вклады) физических лиц (Без учета счетов эскроу физических лиц по договорам участия в долевом строительстве) 32 834,2

из них: сберегательные сертификаты 12,1

1.1. Средства на счетах 11 636,6

- в рублях 9 399,9

- в иностранной валюте 2 236,7

1.2. Депозиты физических лиц до востребования и сроком до 30 дней 476,0

- в рублях 337,7

- в иностранной валюте 138,3

1.3. Депозиты физических лиц сроком от 31 дня до 1 года 8 918,6

- в рублях 8 102,1

- в иностранной валюте 816,5

1.4. Депозиты физических лиц сроком свыше 1 года 11 803,0

- в рублях 8 193,6

- в иностранной валюте 3 609,4

Итого средства на счетах в валюте 6800,9

Итого средства на рублевых счетах 26033,3

Депозиты физических лиц-нерезидентов (без учета сберегательных сертификатов) 558,1

Отметим, что совокупная сумма вкладов в разных банках у одного гражданина, которая превышает 1 млн.руб., в официальной статистике не раскрывается.

Имея информацию о структуре депозитов в долях от единицы, можно рассчитать их сумму, что осуществлено в таблице 4.

Таблица 4 - Структура совокупного депозитного портфеля в российских банках по размеру вклада (Источник: Составлено авторами по данным ЦБ РФ и АСВ [39; 40.)

№ п/п Виды вкладов Средства (вклады) физических лиц (без учета счетов эскроу физических лиц по договорам участия в долевом строительстве) на 01.01.2021 г., (млрд. руб.) Доля вкладов в 2020 г.

1 2 3 4

1 вклады до 100 тыс. 2692,41 0,082

2 Вклады от 100 тыс до 1 млн 11196,5 0,341

3 Сбережения от 1 млн до 1,4 млн 3283,42 0,100

4 Крупные вклады ФЛ от 1,4 млн до 3 млн 3710,27 0,113

5 Крупные вклады ФЛ от 3 млн 11951,7 0,364

6 Всего 32834,2 1,000

Из них:

7 средства на счетах и вкладах до востребования 12838,2 0,391

8 сберегательные сертификаты 12,1 0,000

9 вклады населения в иностранной валюте 6 800,9 0,207

По условиям 2021 г. облагаться будет (в соответствии с ранее сделанными оговорками) сумма 3, 4, 5 строк таблицы 4, из которой согласно действующим законодательно установленным нормам необходимо исключить попавшие туда остатки на счетах свыше 1 миллиона, на которые не начисляются проценты или доход составляет менее 1 %.

Из таблицы 4 видно, что из 32834,2 млрд. руб. совокупный объем средств на счетах со сбережениями от 1 млн. руб. был равен на начало 2021 г. 18 945,3 млрд. руб. (3283,42 + 3710,27 +11951,7), что составляет 57,7 % от всех средств частных клиентов.

В составе 32834,2 млрд. руб. есть сберегательные сертификаты на сумму 12,1 млрд. руб. (строка 8) и средства на счетах и вкладах до востребования на сумму 12 838,2 млрд. руб. (строка 7), которые в совокупности составляют 12850,3 млрд. руб. Доля последних составляет (12 838,2 + 12,1) 32 834,2 х 100 % =39,1 %.

В объем 32834,2 млрд. руб. также включена сумма вкладов населения в иностранной валюте 6800,9 млрд. руб. (строка 9), доля которых равна 20,7 %. Так как нам известно, что процентные ставки по валютным депозитам в 2020 г. были ниже 1 %, то они не будут облагаться НДФЛ в 2021 г. и их следует исключить из расчета, не допуская при этом повторного исключения одних и тех же сумм.

Доля всех счетов до 1 миллиона рублей составляющая сумму строк 1 и 2 в таблице 4, соотнесенная к средствам физических лиц равна (2692,41 + 11 196,5) ^ 32 834,2 х 100 % = 42,3 %. Результат превосходит предшествующий расчет 39,1 %, что дает возможность аргументированно заключить, что счета с доходностью менее 1 % отражены в строках 1 и 2. Тем более, что в финансовом мире считается нерациональным хранить крупные суммы на неработающих счетах или минимально доходных счетах, и банковский менеджер обязательно предложит подходящее вложение по срокам и суммам.

При этом с учетом замечаний относительно счетов в валюте на основе принципа осмотрительности считаем возможным взять в расчет наименьшую сумму налоговых доходов бюджета от налогообложения доходов по вкладам. Поэтому из расчетов произведенных выше заключаем, что так как на счета до востребования приходится 39,1 % от общей суммы вкладов, то такой же процент приходится на вклады до востребования в валюте.

Т.е. в составе вкладов до востребования сумма валютных счетов составляет 2659,2 млрд. руб. (6800,9 х 0,391 = 2659,2). Оставшаяся сумма валютных счетов в размере 4141,7 млрд. руб. также не будет облагаться НДФЛ и должна быть дополнительно вычтена при расчете реального дохода по вкладам (в том числе и по вкладам, превышающим 1 млн. руб.).

Значение Вр с учетом всего написанного выше за 2021 г. будет составлять в РФ 15842,2 млрд. руб. (32 834,2 - 12850,3 - 4141,7 = 15842,2). Еще раз акцентируем внимание, что исходя из заявленного принципа осмотрительности в расчет нами взята наименьшая сумма. На практике по итогам 2021 г. она с большой долей вероятности будет превышать рассчитанное значение.

II. Для расчета налоговой базы по НДФЛ по вкладам (НБн) необходимо знать среднюю банковскую ставку по вкладам. Обратимся к данным, опубликованным Банком России (таблица 5).

Мы уже выяснили, что в интересующие нас вклады не входят вклады до востребования. Поэтому, следуя заявленным допущениям о сохранении средней динамики вкладов и процентных ставок на уровне 2020 г., рассчитаем среднее значение ставки, опираясь на данные декабря 2020 г., по установленному нами условию (таблица 5 строки 2 и 4 за декабрь 2020 г.): (4,16 % + 4,30 %) ^ 2 = 4,23 %

Таблица 5 - Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций в 2020 г.

по депозитным операциям в рублях без учета ПАО Сбербанк (% годовых) (Источник: составлено авторами на основе данных ЦБ РФ [38; 39])

№ п/п Месяц 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

1 «до востребования» 2,72 2,45 2,27 2,88 2,22 1,99 2,46 2,48 2,25 2,40 2,79 1,96

2 до 1 года, кроме «до востребования» 5,27 5,03 4,91 5,09 4,97 4,67 4,17 3,99 3,93 3,94 4,03 4,16

3 до 1 года, включая «до востребования» 5,02 4,77 4,63 4,88 4,72 4,40 3,89 3,70 3,66 3,71 3,79 3,97

4 свыше 1 года 5,53 5,24 4,95 5,00 5,05 4,82 4,39 4,15 4,18 4,24 4,24 4,30

На основе полученных в п.п. I и II данных с учетом всех оговорок и допущений мы можем исходя из формулы 2 определить, что прогнозное значение £ (Вр х за 2021 г. равняется 15842,2

х 4,23% - 100 % = 670,13 млрд. руб.

III. Согласно формуле 2 сумму реального дохода следует уменьшить на 1 млн. руб., умноженный на ключевую ставку ЦБ РФ исходя из количества реальных вкладчиков, имеющих вклады превышающие в совокупности 1 млн. руб.

Нам удалось найти единственные данные, когда Интерфакс в марте 2020 г. писал, что «Банками РФ на 1 марта 2020 г. было открыто 594 млн счетов 231 млн физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (вкладчик, имеющий счета в двух банках учитывается дважды), в российских банках насчитывается 5,9 млн счетов физических лиц на сумму свыше 1 млн руб., что составляет 1 % от общего количества счетов [36].

Относительно количества 5,9 млн. счетов отметим, во-первых, что названное количество счетов было в марте 2020 г., а на исследуемой период оно может быть другим. Во-вторых, еще раз акцентирует внимание, что для целей налогообложения доходов по вкладам необходимо знать какое число граждан будут претендовать на вычет, имея в совокупности доходы по всем вкладам превышающие 42500 руб. (1 млн. руб. х 4,25% — 100 %). Такая ситуация может складываться, как в случае, если физическое лицо имеет несколько вкладов, в совокупности превышающих 1 млн. руб., так и несколько вкладов каждый из которых превышает 1 млн. руб. Поэтому нивелируя названные выше ситуации, исходя из принципа должной осмотрительности считаем возможным предположить, что право на уменьшение налоговой базы (вычет) будет иметь 5900000 человек.

Исходя из вышеизложенного в модели по формуле 2 можно спрогнозировать с учетом обозначенных упрощений, что налоговая база по НДФЛ по вкладам будет уменьшена в 2021 г. на сумму:

5900000 граждан х 1 млн. руб. х 4,25% — 100 % =250,75 млрд. руб.

На практике высока вероятность, что эта сумма будет меньше, что позволит собрать в бюджетную систему большую сумму НДФЛ по доходам по вкладам.

По результатам произведенных нами расчетов, налоговая база НДФЛ по вкладам в 2021 г. составит 419,38 млрд. руб. (670,13 - 250,75 = 419,38) что принесет в доход бюджета 54,52 млрд. руб. (419,38 х 13% — 100 %). Напомним, что в 2015-2018 г.г. сумма доходов по облагаемым по правилам действовавшим до 2021 г. правилам вкладам составляла от 12402 млн. руб. до 265 млн. руб. и аккумулируемый в бюджет НДФЛ при ставке НДФЛ 35 % максимально составлял 4,34 млрд. руб. (12,4 х 35% — 100 %). Таким образом, новация по налогообложению доходов по вкладам физических лиц является по сравнению с ранее действовавшим порядком более значимой для наполнения государственной казны, позволяя получать суммы НДФЛ по вкладам на порядок превышающие то, что собиралось в лучшие годы действия старых правил их налогообложения (54,52 — 4,34 = 12,56).

Однако дополнительно полученные 54,52 млрд. руб. являются крайне несущественными в налоговых доходах РФ. На основе данных с сайта ФНС РФ из формы 1-НМ [39] за 2020 г. было собрано 5159 млрд. руб. НДФЛ, который зачисляется исключительно в доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты (всего в названные бюджеты поступило 11 396 млрд. руб.). Согласно утвержденных Минфином РФ «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» темп роста доходов консолидированных бюджетов с 2021 по 2022 г.г. предполагается в размере 1,05 раза (15036 млрд. руб. — 14348 млрд. руб.). Применив такой же темп роста к налоговым показателям, можно спрогнозировать, что за 2022 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступит НДФЛ в сумме 5416,95 млрд. руб. (5159 х 1,05 = 5416,95), из которых дополнительно полученные 54,52 млрд. руб. составят немногим более 1 %, что никоим образом не способно решить проблемы аккумулирования значимых

денежных средств в бюджетной системе страны для выхода России из коронакризисной ситуации.

Кроме этого, необходимо указать, что результат от рассматриваемой новации следует уменьшить на расходы ФНС РФ на создание соответствующего программного обеспечения позволяющего четко собирать и обобщать информацию от коммерческих банков и формировать сумму НДФЛ по каждому налогоплательщику, что по крайней мере в первые годы существенно снизит эффект от исследуемого нововведения.

В завершение отметим, что подобное налогообложение вкладов по ряду причин вряд ли возможно признать справедливым. Поэтому необходимо в обозримой перспективе задуматься над разработкой и внедрением в РФ более справедливых и действенных механизмов налогообложения доходов граждан. Эта проблема требует отдельного глубокого исследования, что выходит за рамки данной статьи.

На основе имеющихся официальных данных нами осуществлены максимально достоверные исчисления, однако результаты получены с рядом оговорок и допущений. Отсутствие информации и достаточной демократической прозрачности не позволяют как осуществить более достоверные расчеты, так и сформулировать более точные предложения о реформировании налогообложения вкладов в РФ с ближайшие годы.

Заключение

Представленный в статье эксперимент над наименее защищенными слоями населения проводится из-за нерешительности действующей власти сместить вектор управления налогообложением на макроуровне на олигархическую верхушку.

Отметим также, что решение о налогообложении вкладов принято лишь на основе мнения крупнейших банков, подавляющее большинство из которых - банки с госучастием. Мнение небольших банков не учтено. Это стало результатом конфликта внутри профессионального банковского сообщества и изменения постулатов работы одной из крупнейших банковских ассоциаций. Перспективой дальнейшего развития ситуации станет искоренение небольших банков, ликвидация конкуренции на банковском рынке и гегемония крупнейших банков. Существует мнение, что такое положение в банковской системе облегчает проведение денежно-кредитной политики и реализацию утвержденных программ государственного управления. Однако опыт противостояния факторам мирового-финансового кризиса в 2008-2009 гг. показал, что банки с государственным участием не всегда являются послушными исполнителями воли своего собственника и выполняют лишь распоряжения, имеющие высокую экономическую отдачу. Этим объясняется бурный рост ипотечного кредитования в 2020 г., ставшего хорошей поддержкой для нивелирования резкого падения ВВП в 2020 г. и заделом для экономического роста в 2021. Одновременно экономика помнит практически полное отсутствие усиления кредитования экономики, особенно малого и среднего бизнеса, в 2009 г. банками и падение ВВП на 7,8 %, несмотря на беспрецедентные вливания ликвидности государством в банковский сектор.

Денег на банковских счетах физических лиц для обеспечения заметного эффекта от заявленной «налоговой программы» сейчас недостаточно. Требуется, чтоб люди накопили больше денег на счетах, понимая, что это будет интерпретироваться государством не как средство приращения дохода, а лишь как сохранение накопленной суммы от инфляции, т.е. так называемая «подушка безопасности». Именно эти накопления важны не только для вкладчиков, но и для экономики, становясь ресурсами для кредитов малому и среднему бизнесу, предоставляемым до 12 месяцев на пополнение оборотных средств и обновлений основных фондов. Малый и средний бизнес вносят вклад в обеспечение экономического роста экономики, который трудно переоценить. При этом у него нет доступа к ресурсам фондового рынка. Что снова говорит о необходимости поиска стимулов для сбережений средств на срочных банковских счетах населения.

Подобная ситуация неоспоримо свидетельствует о необходимости скорейшей разработки новых государственных управленческих решений, более действенных и справедливых подходов к налогообложению в РФ банковских вкладов граждан на основе глубокого теоретического осмысления классификационных основ доходов физических лиц и вдумчивого изучения успешного опыта различных стран по законодательному регулированию подоходного налогообложения процентных доходов по вкладам граждан.

Источники:

1. Артемьев Н.В., Степаненко Е.Е. Налог на доход в виде процентов, получаемых по вкладам, в качестве инструмента обеспечения национальной безопасности // Вестник экономической безопасности. - 2020, №3. -

С. 243-247.

2. Баркинхоев М.М. НДФЛ с процентных доходов по вкладам // Экономика и предпринимательство. - 2020,

№ 5 (118). - С. 1191-1195.

3. Бобровская О.Н. Особенности уплаты НДФЛ с доходов физических лиц от размещения денежных средств во вкладах банков // Проблемы современной науки. - 2015, № 20. - С. 171-177.

4. Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Концептуальные основы реформирования налога на доходы физических лиц в России: Монография. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ. - 2010. - 211 с.

5. Гонин В.Н., Монич И.П. Исследование влияния доходов бюджета Российской Федерации от изменения Налогового Кодекса в части налогообложения доходов граждан // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2020, № 5. - С. 75-82.

6. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. - Альпина Паблишер, 2019. - 1316 с.

7. Ермакова Е.А. Государство как хозяйствующий субъект рыночных отношений и новые подходы к управлению государством // Вестник Саратовского государсвенного социально-экономического университета. - 2007, № 3 (17). - С. 120-123.

8. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Агарков Г.А. и др. Налоговые реформы. Теория и практика: Монография под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - Москва: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА.- 2015, - 462 с.

9. Майбуров И.А., Адвокатова А.С., Баннова К.А. и др. Нарративы индивидуального подоходного налогообложения в XXI веке: Монография под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - Москва: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА. - 2021. - 295 с

10. Покровская Н.В. Модели налогообложения доходов по банковским вкладам и их связь с объемами сбережений населения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. -2016, № 3. - С. 57-64.

11. Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Налогообложение доходов физических лиц: проблемы социальной защиты в налоговой системе России: Монография. - Краснодар: Издательство Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. - 2019. - 97 с.

12. Adler N. (1963).Taxpayer Compliance in Reporting Interest Income under the Wisconsin State Individual Income Tax. Journal of the American Statistical Association, Vol. 58, Issue 302, June, P. 487-496.

13. Aimurzina, B., Ismagulova, A. (2013). State tax management in the Republic of Kazakhstan: Current state and Improvements. Actual Problems of Economics, , Issue 139 (1), pp. 202-210.

14. Bandiera O., Caprio G., Honohan P., Schiantarelli F. (2020). Does financial reform raise or reduce saving? Review of Economics and Statistics, no. 82 (2), P. 239-263.

15. Basheer M.F., Ahmad A.A., Hassan S.G. (2019). Impact of economic and financial factors on tax revenue: Evidence from the middle east countries. Accounting, Vol. 5, Issue 2, pp. 53-60.

16. Bullard S.H., Strak T.J., Caulfield J.P. (2001) Inflation and the rule-of-thumb method of adjusting the discount rate for income taxes. Canadian Journal of Forest Research, Vol. 31, Issue 1, pp. 52-58.

17. Buser S.A., Hess P.J. (1986). Empirical determinants of the relative yields on taxable and tax -exempt securities. Journal of Financial Economics, Vol. 17, Issue 2, December, pp. 335-355.

18. Chamley C.P. (1986) Optimal taxation of capital income in general equilibrium with infinite lives. Econometri-ca, 54 (3), pp. 607-622.

19. Diamond P., Saez E. (2011) The case for a progressive tax: From basic research to policy recommendations Journal of Economic Perspectives, 25 (4), pp. 165-190.

20. Fisher Irving (1906). The Nature of Capital and Income. New York: Macmillan Co. 427 рр.

21. Gilbert, S., Ilievski, B. (2016). Banks, development, and tax. Quarterly Review of Economics and Finance, Vol. 61, Issue 1, pp. 1-13.

22. Han J., Park K., Pennacchi G. (2015). Corporate Taxes and Securitization. Journal of Finance Volume 70, Issue 3, pp. 1287-1321.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Harding M. (2013). Taxation of dividend, interest and capital gain income. Working Paper, no. 19. OECD, Paris. 57 pp.

24. Huang, S.-H., Yu, M.-M., Hwang, M.-S., Wei, Y.-S., Chen, M.-H. (2017). Efficiency of Tax Collection and Tax Management in Taiwan's Local Tax Offices. Pacific Economic Review, 22 (4), pp. 620-648.

25. Johannesen N. J. (2014). Tax evasion and Swiss bank deposits. Journal of Public Economics, Vol.111, March, pp. 46-62.

26. Johannesen N., Zucman G. (2014). The end of bank secrecy? An evaluation of the G20 tax haven crackdown. American Economic Journal: Economic Policy, Vol.6, Issue 1 B, pp. 65-91.

27. Kondratenko M. (2013). Tax on interest for individuals' deposits and its impact on tax burden distribution in Ukraine. Economic Annals-XXI, Vol. 7-8, Issue 2, pp. 53-56.

28. Koniagina M.N. (2017). Dinamics of Bank Deposits in 2014-2015 under Conditions of Fluctuations in the Russian Ruble Exchange Rate: Analysis and Interpretation. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, Т. 33, № 4, С. 593-601.

29. Lastrapes W.D., Selgin G. (1997). The check tax: Fiscal folly and the great monetary contraction Journal of Economic History, Vol. 57, Issue 4, pp. 859-878.

30. Levy, H. (1968). The connection between pre-tax and post-tax rates of return J. Bus, no. 41, pp. 477-483.

31. Mankiw N.G., Weinzierl M., Yagan D. (2009). Optimal taxation in theory and practice. Journal of Economic Perspectives, 23 (4), pp. 147-174.

32. Musaeva, K.M. (2013). Institutional aspects of tax planning in the conditions of reforming of tax system and improvement of tax management. World Applied Sciences Journal, 27 (5), pp. 643-648.

33. Orlova V., Kozak H. (2014). Special bank tax: Problems, perspectives, world experience. Economic Annals-XXI, Vol. 1-2, Issue 2, pp. 24-27.

34. Randjelovic S. (2016). Estimating the impact of income tax on personal savings in Serbia: The two channels approach. Acta Oeconomica, Vol. 66, Issue 2, June, pp. 261-281.

35. Suglobov A.E., Karpovich O.G. Kletskova, E.V., Timofeeva I.Y., Kolmykova T.S. (2019). Personal tax management: Voluntary initiative or forced measure. Studies in Systems, Decision and Control, 182, pp. 109-115.

36. В АСВ подсчитали, сколько вкладов свыше 1 млн руб. будет затронуто налогом на процент. Информационное агентство Интерфакс: официальный сайт.- URL: https://www.interfax.ru/business/701100 (дата обращения 10.06.2021).

37. Агентство по страхованию вкладов: официальный сайт. - URL: https://www.asv.org.ru/news/407673

38. Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг. 2020, № 4. С. 2, 4. - Банк России: официальный сайт. - URL: http://www.cbr.ru/analytics/rcb/review_rcb/ (дата обращения 10.06.2021).

39. Статистические показатели банковского сектора ВФ (Интернет-версия). Экспресс-выпуск №3, 2021. - Банк России: официальный сайт. - URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (дата обращения 10.06.2021).

40. Федеральная налоговая служба РФ: официальный сайт. - URL: https://www.nalog.ru/rn78/related _activities/statistics_and_analytics/forms/(дата обращения 10.06.2021).

References:

1. Artem'yev N.V., Stepanenko Ye.Ye. Nalog na dokhod v vide protsentov, poluchayemykh po vkladam, v kachestve instrumenta obespecheniya natsional'noy bezopasnosti // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. -2020, №3. - рр. 243-247.

2. Barkinkhoyev M.M. NDFL s protsentnykh dokhodov po vkladam // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2020, № 5 (118). - рр. 1191-1195.

3. Bobrovskaya O.N. Osobennosti uplaty NDFL s dokhodov fizicheskikh lits ot razmeshcheniya denezhnykh sredstv vo vkladakh bankov // Problemy sovremennoy nauki. - 2015, № 20. - рр. 171-177.

4. Vylkova Ye.S., Tarasevich A.L. Kontseptual'nyye osnovy reformirovaniya naloga na dokhody fizicheskikh lits v Rossii: Monografiya. - Sankt-Peteiburg: Izd-vo SPbGEU. - 2010. - 211 р.

5. Gonin V.N., Monich I.P. Issledovaniye vliyaniya dokhodov byudzheta Rossiyskoy Federatsii ot izmeneniya Nal-ogovogo Kodeksa v chasti nalogooblozheniya dokhodov grazhdan // Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2020, № 5. - рр. 75-82.

6. Damodaran A. Investitsionnaya otsenka. Instrumenty i metody otsenki lyubykh aktivov. - Al'pina Pablisher, 2019. - 1316 р.

7. Yermakova Ye.A. Gosudarstvo kak khozyaystvuyushchiy sub"yekt rynochnykh otnosheniy i novyye podkhody k upravleniyu gosudarstvom // Vestnik Saratovskogo gosudarsvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. -2007, № 3 (17). - рр. 120-123.

8. Mayburov I.A., Ivanov YU.B., Agarkov G.A. i dr. Nalogovyye reformy. Teoriya i praktika: Monografiya pod red. I.A. Mayburova, YU.B. Ivanova. - Moskva: Izd-vo YUNITI-DANA.- 2015, - 462 р.

9. Mayburov I.A., Advokatova A.S., Bannova K.A. i dr. Narrativy individual'nogo podokhodnogo nalogooblozheniya v KHKHI veke: Monografiya pod red. I.A. Mayburova, YU.B. Ivanova. - Moskva: Izd-vo YUNITI-DANA. - 2021. - 295 р.

10. Pokrovskaya N.V. Modeli nalogooblozheniya dokhodov po bankovskim vkladam i ikh svyaz' s ob"yemami sberezheniy naseleniya // Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. -2016, № 3. - рр. 57-64.

11. Tyupakova N.N., Bocharova O.F. Nalogooblozheniye dokhodov fizicheskikh lits: problemy sotsial'noy zashchity v nalogovoy sisteme Rossii: Monografiya. - Krasnodar: Izdatel'stvo Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy univer-sitet imeni I.T. Trubilina. - 2019. - 97 р.

12. Adler N. Taxpayer Compliance in Reporting Interest Income under the Wisconsin State Individual Income Tax. Journal of the American Statistical Association, 1963, Vol. 58, Issue 302, June, P. 487-496.

13. Aimurzina, B., Ismagulova, A. State tax management in the Republic of Kazakhstan: Current state and Improvements. Actual Problems of Economics, 2013, Issue 139 (1), pp. 202-210.

14. Bandiera O., Caprio G., Honohan P., Schiantarelli F. Does financial reform raise or reduce saving? Review of Economics and Statistics, 2020, no. 82 (2), P. 239-263.

15. Basheer M.F., Ahmad A.A., Hassan S.G. Impact of economic and financial factors on tax revenue: Evidence from the middle east countries. Accounting, 2019, Vol. 5, Issue 2, pp. 53-60.

16. Bullard S.H., Strak T.J., Caulfield J.P. Inflation and the rule-of-thumb method of adjusting the discount rate for income taxes. Canadian Journal of Forest Research, 2001, Vol. 31, Issue 1, pp. 52-58.

17. Buser S.A., Hess P.J. Empirical determinants of the relative yields on taxable and tax -exempt securities. Journal of Financial Economics, 1986, Vol. 17, Issue 2, December, pp. 335-355.

18. Chamley C.P. Optimal taxation of capital income in general equilibrium with infinite lives. Econometrica, 1986, 54 (3), pp. 607-622.

19. Diamond P., Saez E. The case for a progressive tax: From basic research to policy recommendations Journal of

Economic Perspectives, 2011, 25 (4), pp. 165-190.

20. Fisher Irving (1906). The Nature of Capital and Income. New York: Macmillan Co. 427 рр.

21. Gilbert, S., Ilievski, B. Banks, development, and tax. Quarterly Review of Economics and Finance, 2016, Vol. 61, Issue 1, pp. 1-13.

22. Han J., Park K., Pennacchi G. Corporate Taxes and Securitization. Journal of Finance , 2015, Vol.70, Issue 3, pp. 1287-1321.

23. Harding M. Taxation of dividend, interest and capital gain income. Working Paper, 2013, no. 19. OECD, Paris. 57 pp.

24. Huang, S.-H., Yu, M.-M., Hwang, M.-S., Wei, Y.-S., Chen, M.-H. Efficiency of Tax Collection and Tax Management in Taiwan's Local Tax Offices. Pacific Economic Review, 2017, 22 (4), pp. 620-648.

25. Johannesen N. J. Tax evasion and Swiss bank deposits. Journal of Public Economics, 2014, Vol. 111, March, pp. 46-62.

26. Johannesen N., Zucman G. The end of bank secrecy? An evaluation of the G20 tax haven crackdown. American Economic Journal: Economic Policy, 2014, Vol.6, Issue 1 B, pp. 65-91.

27. Kondratenko M. Tax on interest for individuals' deposits and its impact on tax burden distribution in Ukraine. Economic Annals-XXI, 2013, Vol. 7-8, Issue 2, pp. 53-56.

28. Koniagina M.N. Dinamics of Bank Deposits in 2014-2015 under Conditions of Fluctuations in the Russian Ruble Exchange Rate: Analysis and Interpretation. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika, 2017, Vol. 33, no 4, pp. 593-601.

29. Lastrapes W.D., Selgin G. The check tax: Fiscal folly and the great monetary contraction Journal of Economic History, 1997, Vol. 57, Issue 4, pp. 859-878.

30. Levy, H. The connection between pre-tax and post-tax rates of return J. Bus, 1968, no. 41, pp. 477-483.

31. Mankiw N.G., Weinzierl M., Yagan D. Optimal taxation in theory and practice. Journal of Economic Perspectives, 2009, 23 (4), pp. 147-174.

32. Musaeva, K.M. Institutional aspects of tax planning in the conditions of reforming of tax system and improvement of tax management. World Applied Sciences Journal, 2013, no 27 (5), pp. 643-648.

33. Orlova V., Kozak H. Special bank tax: Problems, perspectives, world experience. Economic Annals-XXI, 2014, Vol. 1-2, Issue 2, pp. 24-27.

34. Randjelovic S. Estimating the impact of income tax on personal savings in Serbia: The two channels approach. Acta Oeconomica, 2016, Vol. 66, Issue 2, June, pp. 261-281.

35. Suglobov A.E., Karpovich O.G. Kletskova, E.V., Timofeeva I.Y., Kolmykova T.S. Personal tax management: Voluntary initiative or forced measure. Studies in Systems, Decision and Control, 2019, 182, pp. 109-115.

36. The DIA calculated how many deposits over 1 million rubles. will be affected by the interest tax. Interfax news agency: official website.- URL: https://www.interfax.ru/business/701100 (дата обращения 10.06.2021).

37. Deposit Insurance Agency: official website. - URL: https://www.asv.org.ru/news/407673

38. Obzor klyuchevykh pokazateley professional'nykh uchastnikov rynka tsennykh bumag. [Review of key indicators of professional participants in the securities market]. 2020, No. 4. P. 2, 4. - Bank of Russia: official website. -URL: http://www.cbr.ru/analytics/rcb/review_rcb/ (date of treatment 06/10/2021).

39. Statisticheskiye pokazateli bankovskogo sektora RF (Internet-versiya). [Statistical indicators of the RF banking sector (Internet version)]. Express issue No. 3, 2021. - Bank of Russia: official website. - URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (date of treatment 06/10/2021).

40. Federal Tax Service of the Russian Federation: official website.- URL: https://www.nalog.ru/rn78/related _activities/statistics_and_analytics/formsA^ara обращения 10.06.2021).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-143-148

Р.С. Гайрбекова - к.э.н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» факультета государственного управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, umnica-1@mail.ru,

R.S. Gayrbekova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Faculty of Public Administration, FSBEI HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov", Grozny;

Л.З. Абдокова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, L.Abdokova@mail.ru,

L.Z. Abdokova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FSBEI HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk.

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ EVALUATION OF FINANCIAL RESULTS IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE ENTERPRISE

Аннотация: Различные стороны производственной и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Все эти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.