Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯВ СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ'

НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯВ СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ / ВИДЫ НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова С.Н.

В статье исследуется институт налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Рассмотрены вопросы сущности, видов и основных целей налоговой конкуренции в сфере администрирования налоговых и неналоговых поступлений на региональном уровне. По мнению автора, основной целью поддержания налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов является повышение качества управления финансами в субъектах РФ, в том числе в части оказания государственных услуг с использованием цифровых технологий. Дополнительной целью налоговой конкуренции должно стать стимулирование экономического соперничества хозяйствующих субъектов, развитие конкуренции в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX COMPETITION IN THE ADMINISTRATION OF BUDGET REVENUES AS A FACTOR IN STIMULATING ECONOMIC RIVALRY BETWEEN BUSINESS ENTITIES

The article examines the Institute of tax competition in the field of administration of budget revenues of the budget system of the Russian Federation. The issues of the essence, types and main goals of tax competition in the field of administration of tax and non-tax revenues at the regional level are considered. According to the author, the main goal of maintaining tax competition in the field of budget revenue administration is to improve the quality of financial management in the subjects of the Russian Federation, including in the provision of public services using digital technologies. An additional goal of tax competition should be to stimulate economic competition among economic entities and develop competition in General.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯВ СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»

УДК 336.2

https://doi.org/10.47361/2542-0259-2020-4-24-36-43

ISSN: 2542-0259

© Российское конкурентное право и экономика, 2020

Налоговая конкуренция в сфере администрирования доходов бюджетов как фактор стимулирования экономического соперничества хозяйствующих субъектов

Белова С.Н.,

Академия управления МВД России,

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Аннотация

В статье исследуется институт налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Рассмотрены вопросы сущности, видов и основных целей налоговой конкуренции в сфере администрирования налоговых и неналоговых поступлений на региональном уровне. По мнению автора, основной целью поддержания налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов является повышение качества управления финансами в субъектах РФ, в том числе в части оказания государственных услуг с использованием цифровых технологий. Дополнительной целью налоговой конкуренции должно стать стимулирование экономического соперничества хозяйствующих субъектов, развитие конкуренции в целом.

Ключевые слова: налоговая конкуренция, администрирование доходов бюджетов, виды налоговой конкуренции, деофшоризация, основные функции и цели налоговой конкуренции, цифровые технологии, качество государственных услуг, стимулирование экономического соперничества.

Для цитирования: Белова С.Н. Налоговая конкуренция в сфере администрирования доходов бюджетов как фактор стимулирования экономического соперничества хозяйствующих субъектов // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 4 (24). С. 36—43. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2020-4-24-36-43

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Налоговая конкуренция в сфере администрирования доходов бюджетов как фактор стимулирования...

Tax Competition in the Administration of Budget Revenues as a Factor in Stimulating Economic Rivalry Between Business Entities

Abstract

The article examines the Institute of tax competition in the field of administration of budget revenues of the budget system of the Russian Federation. The issues of the essence, types and main goals of tax competition in the field of administration of tax and non-tax revenues at the regional level are considered. According to the author, the main goal of maintaining tax competition in the field of budget revenue administration is to improve the quality of financial management in the subjects of the Russian Federation, including in the provision of public services using digital technologies. An additional goal of tax competition should be to stimulate economic competition among economic entities and develop competition in General.

Keywords: tax competition, budget revenue administration, types of tax competition, deoffshoriza-tion, main functions and goals of tax competition, digital technologies, quality of public services, promotion of economic competition.

For citation: Belova S.N. Tax competition in the administration of budget revenues as a factor in stimulating economic rivalry between business entities // Russian Competition Law and Economy. 2020. No. 4 (24). P. 36—43, https://doi.org/10.47361/2542-0259-2020-4-24-36-43

The author declare no conflict of interest.

Svetlana N. Belova,

Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8, Moscow, 125171, Russia

Введение

Актуальность темы исследования подтверждается тем, что развитие конкуренции является приоритетным направлением государственной политики России [1]. В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг., утвержденных Минфином РФ, сформулированы основные приоритеты бюджетной и налоговой политики в части улучшения администрирования доходов бюджетов во взаимосвязи с обязательным созданием справедливых конкурентных условий. При этом отмечается, что посредством внедрения новых информационных технологий и постепенного формирования единого информационного пространства администрирование уже позволило значительно повысить собираемость доходов бюджетов без увеличения налоговой нагрузки.

Рост собираемости налогов не только способствует мобилизации доходов, но и позволяет устранить неравные конкурентные условия, способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения1.

Важность налоговой конкуренции, в том числе в рассматриваемой сфере администрирования доходов бюджетов РФ, сложно переоценить, поскольку для нашей страны характерна распространенная практика межбюджетных трансфертов, создающая условия для иждивенчества одних регионов за счет других. В настоящее время имеется достаточное количество исследований в сфере налоговой конкуренции, которые при этом дают лишь общее представление о ее сущности, видах с точки зрения права и экономики.

Понятие и виды налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов

При всем многообразии трактовок термина «конкуренция» в науке и законодательстве РФ так и не сформулировано единое понятие налоговой конкуренции, а взгляды на ее сущность в некоторых научных работах

1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https:// www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/ main/0NBNiTTP_2020-2022.pdf (Дата обращения: 28.10.2020).

отличаются широтой трактовки содержания и отождествляются исследователями с понятием «управление налогами». И тем более понятие налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов в научном контексте вообще не рассматривалось.

Для уяснения сущности налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов необходимо исследовать его составляющие. Ученые рассматривают понятие конкуренции в различных аспектах.

В одном из современных экономических словарей предложено следующее определение понятия конкуренции (от лат. сопшгтеп^а — сталкиваться) — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике [2].

В толковом словаре терминов рыночной экономики В.А. Новиков дает краткое толкование конкуренции как элемента рыночного механизма, связанного в условиях рынка с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества коммерческих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг [3].

Более общее определение понятия конкуренции дано коллективом специалистов под руководством М.А. Эскиндарова, согласно ему конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Приведенная дефиниция совпадает с законодательным определением понятия конкуренции, которое дано в п. 7 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-Ф32, а потому может считаться термином применительно к сфере антимонопольного регулирования. Однако это специальное значение понятия конкуренции не отвечает всем социальным запросам.

Конкуренция является регулятором экономики, основанной на свободном предпринимательстве, и служит регулятором объема производства и распределения ресурсов. Сущность конкурентного рынка состоит в том, что соперничающие на нем продавцы и покупатели не могут определять цены произведенных товаров, а также потоки и распределение ресурсов. Конкурентная борьба бывает не всегда действенной и редко безупречной.

2 См.: СЗ РФ. 2006, № 31. Ст. 3434.

Налоговая конкуренция в сфере администрирования доходов бюджетов как фактор стимулирования...

В таких случаях правительство имеет право вмешаться или берет на себя функции регулирования. Конкуренция является основополагающим принципом рыночной экономики. Модель экономики, основанной на конкуренции, является эталоном, с которым специалисты сравнивают другие рыночные модели [4].

Последнее широкое определение в части соперничества субъектов и государственного регулирования и при необходимости поддержки того или иного региона страны, на наш взгляд, наиболее подходит для определения налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов субъектов РФ. При этом для рассмотрения ее сущности, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.

1. Налоговая конкуренция в исследуемом аспекте состоит в управлении отношениями участников процесса администрирования доходов бюджетов субъектов РФ на основе принятой налоговой и бюджетной политики государства.

2. Под налоговой конкуренцией в данной сфере следует понимать организационно-методологическую деятельность уполномоченных государственных органов управления, осуществляемую с целью аккумулирования, повышения собираемости и поиска новых источников налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ.

3. Необходимо определить компоненты, элементный состав, виды и основные цели налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов субъектов РФ.

Сущность налоговой конкуренции достаточно подробно исследовала в своих трудах М.Р. Пинская, которая определяет сущность налоговой конкуренции как разновидность социальной конкуренции, а также делает вывод, что интенсивная вертикальная налоговая конкуренция позволяет преодолеть существующие трудности. При этом совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечая, что «специфика экономических отношений как таковых ввиду цикличности не позволит экспоненциально расширять пределы налоговой конкуренции, что в свою очередь подразумевает разумное чередование централизованного и децентрализованного подхода в организации государственного управления» [5].

Далее в своей монографии автор дает понятие налоговой конкуренции как составной части финансово-экономической деятельности государства, характеризующейся перманентным изменением пределов совокупной налоговой базы государства через взаимодействия публично-правовых образований на федеральном, региональном и местном уровнях управления [5, с. 10]. Нельзя не согласиться с тем, что, как указывает данный исследователь, такая налоговая конкуренция «затрагивает две сферы деятельности любого

государства: внутреннюю, когда при перераспределении территориальной налоговой базы между уровнями власти возникает конкуренция между регионами и муниципалитетами, а также внешнюю, когда государство активно участвует в глобальной налоговой конкуренции, сталкиваясь с проблемами миграции налогового дохода» [5, с. 136].

В своем исследовании М.А. Троянская анализирует налоговую конкуренцию через «способ взаимодействия публично-правовых образований, нацеленный на реализацию налоговой политики государства на федеральном, региональном и местном уровнях в области распределения налоговой базы» [6].

Н.Н. Лайченкова дает определение понятия налоговой конкуренции в правовом аспекте как «налогово-правовой институт, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между субъектами различного территориального уровня, имеющих основной задачей привлечение налоговой базы в целях формирования новых источников налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ» [7].

На наш взгляд, понятие налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов имеет следующие аспекты: административно-правовой; организационно-структурный; информационно-аналитический; профессионально-должностной; юридический; физический. Указанные аспекты (компоненты) понятия налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов отвечают ряду таких перспективных направлений эффективного управления государственными финансами, как бюджетно-налоговое управление в субъектах РФ; методика прогнозирования, планирования, учета, контроля, мониторинга поступлений с целью своевременного реагирования и корректирования; использование современных математических подходов на основе информационных технологий и цифровизации; защита бюджетно-налоговой информации.

Таким образом, исходя из имеющихся в науке понятий налоговой конкуренции, на наш взгляд, налоговая конкуренция в сфере администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой состязательность публично-правовых образований (субъектов РФ) посредством оптимизации их налоговых систем, снижения налоговой нагрузки, установления дополнительных налоговых льгот и административных преференций с целью формирования новых источников налоговых поступлений и пополнения доходной части бюджета бюджетной системы РФ.

Виды налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов

В науке налогового права существуют различные основания, по которым разделяют виды налоговой конкуренции.

Например, по степени влияния на формирование национального бюджета различают положительную и недобросовестную (губительную, пагубную (англ. — harmful)) налоговую конкуренцию. Положительная налоговая конкуренция направлена на установление баланса интересов между уровнем налогообложения и величиной общественных потребностей, финансируемых из бюджета. В частности, в авторитетных европейских источниках можно встретить аргументы в поддержку более льготных налоговых режимов, применяемых малыми государствами, в силу того, что такие страны имеют ряд сложностей: их налоговая юрисдикция распространяется на небольшую территорию, возможности для трансграничного облегчения налогового бремени лимитированы, имеют место дополнительные расходы на взимание налогов [8, с. 410].

Напротив, недобросовестная налоговая конкуренция имеет целью только привлечение инвестиций безотносительно к формированию национального бюджета. Она использует такие формы, как снижение налоговых ставок в отношении доходов иностранных инвесторов; «налоговые каникулы», т. е. освобождение от уплаты всех обязательных платежей для вновь созданных предприятий с иностранными инвестициями; отмену взимания налогов у источника выплаты доходов в случае распределения прибыли за рубеж; создание специальных безналоговых зон и др. [9, с. 387].

Недобросовестная налоговая конкуренция может возникать не только между странами, но и между регионами. Заключается она в том, что правительство юрисдикции стимулирует приток инвестиций на свою территорию путем сильного снижения налогообложения, а также предоставления ряда дополнительные выгод, к примеру, высокой конфиденциальности.

В региональном аспекте в настоящее время в отношении недобросовестной налоговой конкуренции сформировалось два мнения: первое — что унификация налогов в регионах вызовет необходимость сокращения налогов, а это может повлечь вопросы дефицита программ социального развития субъектов РФ, а второе — что налоговая конкуренция подтолкнет некоторые субъекты РФ к созданию конкурентных налоговых структур, что позволит привести в равновесие региональные бюджеты и обеспечить трудовую занятость.

Примером могут служить налоговые льготы для авиа перевозчиков, более низкие налоговые ставки для определенных видов экономической деятельности или для предприятий, расположенных в отдельных регионах. «Большинство из существовавших налоговых режимов такого рода уже не применяются, однако отдельные государства все еще предоставляют значительные налоговые преимущества в виде пониженных ставок налога на прибыль. С помощью налоговых льгот государства предотвращают перемещение экономической активно-

сти за рубеж и, с другой стороны, привлекают мобильный зарубежный капитал» [10, с. 21].

М.Р. Пинская в своих трудах подразделяет налоговую конкуренцию по уровням государственного управления на вертикальную и горизонтальную.

В современной научной литературе существует разделение налоговой конкуренции на межгосударственную и внутригосударственную. Под последней — внутригосударственной налоговой конкуренцией — понимают «установление налогов независимыми и не сотрудничающими друг с другом органами власти, при котором выбор той или иной политики каждым местным органом власти влияет на распределение мобильной налоговой базы между "регионами", представленными органами власти» [11, с. 585].

Межгосударственную налоговую конкуренцию определяют как возникающую при воздействии налоговой системы одного государственного образования на налоговую систему другого и заключающуюся в соперничестве многочисленных фискальных юрисдикций за право привлечения в свою «национальную экономику» глобальных налогоплательщиков [12, с. 123].

Так, в 2017 г. в целях обеспечения возврата российского капитала и сокращения его вывоза за рубеж осуществлен ряд дополнительных мер по деофшоризации российской экономики, принятых в развитие действующих с 2015 г. мер, в том числе уточнены:

1) правила переноса на будущее убытков контролируемых иностранных компаний (далее — КИК) за три года, непосредственно предшествующих 2015 г.;

2) порядок налогообложения операций КИК с финансовыми активами (включая ценные бумаги);

3) порядок исчисления финансовых показателей КИК, являющейся участником иностранной консолидированной группы налогоплательщиков;

4) порядок подачи документов, подтверждающих условия освобождения прибыли КИК от налогообложения в рамках многоуровневых цепочек владения;

5) деофшоризационные нормы, применяемые к налогоплательщикам — физическим лицам;

6) отдельные положения концепции налогового рези-дентства юридических лиц.

Налоговая конкуренция в сфере администрирования доходов бюджетов относится к внутригосударственному типу налоговой конкуренции, поэтому, на наш взгляд, имеет сложную элементную систему, в которую входят:

■ ответственность по уплате обязательных налоговых и неналоговых платежей со стороны как физических, так и юридических лиц;

■ стабильность и устойчивость системы налогообложения субъектов РФ и страны в целом;

■ способность к самосовершенствованию и развитию, что очень важно в современном динамическом росте, так как предполагает модернизацию методов

Налоговая конкуренция в сфере администрирования доходов бюджетов как фактор стимулирования...

налогообложения и бюджетирования, культуры плательщиков и профессиональных знаний и навыков участников администрирования доходов (администраторов доходов бюджетов, кредитных учреждений, Федерального казначейства, судов и др.), а также совершенствование методов управления государственными финансами.

В науке существуют еще некоторые основания разделения налоговой конкуренции на виды, но в задачи данного исследования их рассмотрение не входит, поэтому они анализироваться не будут.

Таким образом, несомненно, в современных финансово-экономических условиях роста бюджетного дефицита задачей номер один как для правительств, так и для соответствующих внутригосударственных и международных структур становится поиск новых источников доходов на всех уровнях и повышение уровня собираемости доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Основные функции и цели налогового администрирования доходов бюджетов

Содержание налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, с присущими ей институционально-правовым, финансово-хозяйственным и информационно-аналитическим аспектами, по нашему мнению, предполагает осуществление функционального анализа. Анализируемыми функциями при этом могут являться:

■ выявление критических ситуаций, при которых прогнозируемые и реальные показатели деятельности субъектов РФ достигают или выходят за пределы пороговых значений, а также сокращение различий в уровне расчетной бюджетной обеспеченности в субъектах РФ. Так, предоставление в 2017 г. из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ способствовало сокращению различий в уровне расчетной бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,7 до 2,6 раза (или в 2,2 раза)3;

■ разработка мер по выводу бюджетной и налоговой систем (федерального, регионального и местного уровней) из зоны налогового и бюджетного риска и устранению последствий реализации угроз;

■ осуществление экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов и решений по бюджетным и налоговым вопросам с позиции обеспечения налоговой конкуренции по соответствующим субъектам РФ.

По нашему мнению, основными целями осуществления налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов в настоящее время являются:

1. Справедливая межрегиональная конкурентная среда и сокращение теневого сектора.

2. Снижение административной (контрольной) нагрузки во всех субъектах РФ за счет автоматизации мониторинга и выявления правонарушений.

3. Улучшение администрирования доходов и повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых платежей в субъектах РФ, в т. ч. за счет цифровизации экономики в субъектах РФ [13, 14].

Это, несомненно, приведет к более эффективному и качественному оказанию государственных услуг с использованием современного математического аппарата и информационных цифровых технологий во всех субъектах РФ независимо от их отдаленности от центральных регионов страны.

Например, в целях улучшения администрирования доходов и повышения собираемости страховых взносов с 01.01.2017 осуществлена передача функций администрирования страховых взносов ФНС России, что позволило снизить общую административную нагрузку на хозяйствующие субъекты за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, и оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности (объем отчетности сокращен почти на 40%). Поступления страховых взносов в 2017 г. составили 6784,2 млрд руб., что на 7,2% (или 455,7 млрд руб.) выше, чем в 2016 г., а темп роста поступлений опередил темп роста средней заработной платы на 1,9 п.п. При этом в результате проведенной налоговыми органами работы по взысканию переданной задолженности в бюджет государственных внебюджетных фондов поступило 100 млрд руб.4

4. Создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, что призвано обеспечить прослеживаемость товара на всех этапах его жизненного цикла — от ввоза на таможенную территорию и ввода в коммерческий оборот до реализации в розничном звене или поставки на экспорт.

5. Создание более полной и прозрачной системы управления государственными финансами, предусматривающей автоматизацию сбора информации, необходимой для эффективного прогноза, мониторинга, планирования и оптимального управления.

3 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: иР1_: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ 0NBNiTTP_2020-2022.pdf (Дата обращения: 28.10.2020).

4 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ 0NBNiTTP_2020-2022.pdf (Дата обращения: 28.10.2020).

Реализация вышеуказанных целей, на наш взгляд, посредством применения непрерывного отслеживания критических индикаторов выполнения планов, а также оперативной их коррекции позволит обеспечить успешное выполнение основных положений налоговой и бюджетной политики государства.

Заключение

Таким образом, на наш взгляд, налоговая конкуренция в сфере администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой состязательность публично-правовых образований (субъектов РФ) посредством оптимизации их налоговых систем, снижения налоговой нагрузки, установления дополнительных налоговых льгот и административных преференций с целью формирования новых источников налоговых поступлений и пополнения доходной части бюджета бюджетной системы РФ.

Одной из основных целей налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов при этом является не только повышение уровня взимаемости платежей (снижение уровня уклонения от уплаты налоговых и неналоговых поступлений), изыскание новых источников доходов бюджетов, но и повышение качества управления финансами, в т. ч. повышение качества оказания государственных услуг с использованием современного математического аппарата, информационных цифровых технологий и цифровизации экономики.

Второй важной целью налоговой конкуренции в исследуемой сфере является стимулирование экономического соперничества хозяйствующих субъектов и развитие конкуренции в целом. Необходимость и целесообразность использования налоговой конкуренции в сфере администрирования доходов бюджетов для развития конкурентной среды не вызывают сомнения, поскольку является одним из перспективных инструментов развития конкуренции. Налоговую конкуренцию в исследуемой сфере целесообразно учитывать при разработке плана мероприятий «дорожных карт», предусматривающих развитие конкуренции в различных отраслях экономики и социальной сферы, в том числе посредством «повышения экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов»5, стимулирования их экономического соперничества и инновационной активности. ■

Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 № 1697-р (ред. от 01.10.2020) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018—2020 годы» // СПС КонсультантПлюс.

Литература [References]

1. Максимов С.В. Развитие конкуренции — приоритетное направление государственной политики России // Российское конкурентное право и экономика. 2018. № 1 (13). С. 4—5. [Maximov S.V. Development of competition is a priority area of Russian state policy // Russian Competition Law and Economy. 2018. № 1 (13). P. 4—5 (In Russ.)]

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., исправ. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с. [Raizberg B.A., Lozovsky L.SH., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. 2nd ed., isright. Moscow: INFRA-M, 1999. 479 pр. (In Russ.)]

3. Новиков В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. М.: Наука, 1994. 231 с. [Novikov V.A. Explanatory dictionary: terms of market economy. Moscow: Nauka, 1994. 231 рp. (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Словарь финансово-экономических терминов / А.В. Шаркова, А.А. Килячков, Е.В. Маркина и др.; Под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 1168 с. [Dictionary of financial and economic terms / A.V. Sharkova, A.A. Kilyachkov, E.V. Markina et al.; Under the General editorship of doctor of Economics, prof. M.A. Eskindarov. Moscow: Publishing and trading Corporation "Dashkov and K", 2015. 1168 pр. (In Russ.)]

5. Пинская М.Р. Налоговая конкуренция: от теории к практике: Монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 136 с. [Pinskaya M.R. Tax competition: from theory to practice: Monograph. Moscow: INFRA-M, 2013. 136 pр. (In Russ.)]

6. Лайченкова Н.Н. Налоговая конкуренция как инструмент повышения эффективности регионального налогообложения и налогового права // Информационная безопасность регионов. 2015. № 2 (19). С. 53—56. [Laychenkova N.N. Tax competition as a tool for improving the efficiency of regional taxation and tax law // Information security of regions. 2015. № 2 (19). P. 53—56 (In Russ.)]

7. Троянская М.А. О разграничении понятий и роли налоговой конкуренции и конкурентоспособности // Управление общественными и корпоративными финансами: Формирование ресурсного обеспечения инновационной экономики: Материалы международн. науч.-практ. конф., г. Саратов, 28 марта 2014 г. / Под общ. ред. Е.А. Ермаковой. Саратов: ИЦ «Наука», 2014. С. 407. [Troyanskaya M.A. On the differentiation of concepts and the role of tax competition and competitiveness // Public and corporate Finance management: Formation of resource support for the innovative economy: Materials international. scientific and practical Conf.,

Налоговая конкуренция в сфере администрирования доходов бюджетов как фактор стимулирования...

Saratov, March 28, 2014 / under the General editorship of E.A. Ermakova. Saratov: IC "Science", 2014. P. 407. (In Russ.).]

8. Vording Henk. A Level Playing Field for Business Taxation in Europe: Why Country Size Matters // European Taxation. 1999. Vol. 31, № 11. P. 410—421.

9. Pinto Carlo. EU and OECD to Fight Harmful Tax Competition: Has the Right Path Been Undertaken // Intertax. 1998. Vol. 26. Issue 12. P. 386—410.

10. Terra B., Wattel Р European Tax Law. Fifth edition. Netherlands: Kluwer Law International, 2008.

11. Goodspeel T.J. Tax Competion, Benefit Taxes and Fiskal Federalism // National Tax Journal. 1998. № 51. P. 585.

12. Погорлецкий А.И. Принципы международного налогового планирования. СПб: Изд. дом СПбГУ, 2005. С. 123. [Pogorletsky A.I. Principles of international tax planning. St. Petersburg, publishing house of St. Petersburg state University, 2005. P. 123. (In Russ.)]

13. Самолысов П.В. Факторы, способствующие повышению конкурентоспособности российских

информационных и коммуникационных технологий // Право и цифровая экономика. 2019. № 2 (4). С. 5—11. [Samolysov P.V. Factors increaing competitivness of the russian information and communication technologies // Law and digital economy. 2019. № 2 (4). P. 5—11 (In Russ.)] DOI: 10.17803/2618-8198.2019.04.2.005-011 14. Цифровое право: Учебник / Под общ. ред. В.В. Бла-жеева, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. 640 с. [Digital law: Textbook / under the General editorship of V.V. Blazheyev, M.A. Egorova. Moscow: Prospect, 2020. 640 pp. (In Russ.)]

Сведения об авторе

Белова Светлана Николаевна: кандидат экономических наук, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России E-mail: cweta@inboх.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.