Научная статья на тему 'Некоторые особенности анализа и диагностирования налогового потенциала региона'

Некоторые особенности анализа и диагностирования налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговый федерализм / налоговый потенциал региона / налоговая политика / налоговая конкуренция / налоговое администрирование / tax federalism / tax potential of the region / tax policy / tax competition / tax administration.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И Х. Тхамадокова, Ф С. Зумакулова

Современные вызовы налоговой политики требуют формирования системы осуществления бюджетной консолидации для решения комплекса финансовых проблем страны. Череда мировых экономических кризисов и экономических санкций против России, отягощенных проблемами коронавируса актуализируют необходимость изменения отдельных положений концепции бюджетно-налоговой политики и выявления резервов для наращивания бюджетных доходов. Рассматриваемая проблема крайне обострилась и для федерального, и для региональных бюджетов в условиях резкого обвала цены на нефть в марте 2020 года. Бюджетная консолидация предполагает анализ и выявление резервов наращивания налогового потенциала, развития налоговой конкуренции в регионах в контексте совершенствования налогового федерализма, создания благоприятного налогового администрирования. Наличие множества разработок касательно формирования и реализации налоговой политики, налогового федерализма, межбюджетных отношений. Вместе с тем, на наш взгляд, требует детального исследования методология анализа и диагностирования налогового потенциала региона и выявления приоритетных направлений совершенствования механизма его развития. Все вышеизложенное побудило нас взяться за данную тему исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF ANALYSIS AND DIAGNOSTICS OF THE TAX POTENTIAL OF THE REGION

Modern challenges of tax policy require the formation of a system for implementing budget consolidation to solve the complex financial problems of the country. A series of global economic crises and economic sanctions against Russia, burdened by the problems of coronavirus, actualize the need to change certain provisions of the concept of fiscal policy and identify reserves for increasing budget revenues. The problem under consideration has become extremely acute for both Federal and regional budgets in the context of a sharp collapse in the oil price in March 2020. Budget consolidation involves the analysis and identification of reserves for increasing tax potential, developing tax competition in the regions in the context of improving tax federalism and creating a favorable tax administration. There are many developments concerning the formation and implementation of tax policy, tax federalism, and inter-budget relations. At the same time, in our opinion, the methodology for analyzing and diagnosing the tax potential of the region and identifying priority areas for improving its development mechanism requires detailed research. All of the above prompted us to take up this research topic.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности анализа и диагностирования налогового потенциала региона»

до момента его реализации. Снижение данного показателя свидетельствует об ускорении оборачиваемости и росте деловой активности организации.

Повышение деловой активности организации оказывает влияние на ее другие важнейшие характеристики: инвестиционную привлекательность, платежеспособность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Рост количественных и качественных показателей деловой активности вызывает доверие у потенциальных инвесторов и способствует росту их интереса к осуществлению операций по вложению финансовых ресурсов в активы организации.

Деловая активность организации довольно чувствительна к изменениям и колебаниям различных факторов и условий внутренней и внешней среды. Основополагающее влияние на деловую активность организаций оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться благоприятный предпринимательский, инвестиционный климат, создающий условия для динамичного развития организаций, или предпосылки к свертыванию деловой активности. Высокую значимость имеют факторы внутреннего характера, подконтрольные руководству организаций. От уровня и характера деловой активности зависит структура капитала, платежеспособность и ликвидность организации и др.

Таким образом, методика оценки деловой активности, отраженная в российской научной литературе, имеет более узкое смысловое значение, рассматривая деловую активность как элемент финансового анализа предприятия, не уделяя внимания изучению других аспектов этого понятия.

Источники:

1. Айрапетян Д.Д. Особенности оценки деловой активности в организациях пищевой промышленности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (2017). С.48

2. Егиян К.А., Погорельская Т.А. Качественные критерии оценки деловой активности предприятия // Журнал Kant. 2012. № 1 (4). С. 210.

3. Тимошенко Н.В., Кирпичникова Л.П. Анализ проблем и тенденций развития розничной торговли Краснодарского края // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2014. № 2 (30), С. 16

References:

1. Hayrapetyan D. D. Features of an estimation of business activity in organizations of the food industry // Online journal "NAUKOVEDENIE" Volume 9, No. 3 (2017). P. 48

2. Egiyan K. A., Pogorelskaya T. A. Qualitative criteria for evaluating business activity of an enterprise / / Journal Kant. 2012. No. 1 (4). P. 210.

3. Timoshenko N. V., Kirpichnikova L. P. Analysis of problems and trends in the development of retail trade in the Krasnodar territory // Bulletin Of the Institute of friendship of the peoples of the Caucasus Theory of Economics and national economy management. 2014. No. 2 (30), p. 16

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10215

И.Х. Тхамадокова - кандидат экономических наук, доцент Департамента общественных финансов ФГБОУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ», [email protected],

I. Kh. Thamadokova - PhD in Economics, associate Professor Of the Department of public Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation»;

Ф.С. Зумакулова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», [email protected],

F.S. Zumakulova - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Economics, FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ".

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА SOME FEATURES OF ANALYSIS AND DIAGNOSTICS OF THE TAX POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация. Современные вызовы налоговой политики требуют формирования системы осуществления бюджетной консолидации для решения комплекса финансовых проблем страны. Череда мировых экономических кризисов и экономических санкций против России, отягощенных проблемами коронавируса актуализируют необходимость изменения отдельных положений концепции бюджетно-налоговой политики и выявления резервов для наращивания бюджетных доходов.

Рассматриваемая проблема крайне обострилась и для федерального, и для региональных бюджетов в условиях резкого обвала цены на нефть в марте 2020 года.

Бюджетная консолидация предполагает анализ и выявление резервов наращивания налогового потенциала, развития налоговой конкуренции в регионах в контексте совершенствования налогового федерализма, создания благоприятного налогового администрирования.

Наличие множества разработок касательно формирования и реализации налоговой политики, налогового федерализма, межбюджетных отношений. Вместе с тем, на наш взгляд, требует детального исследования

методология анализа и диагностирования налогового потенциала региона и выявления приоритетных направлений совершенствования механизма его развития.

Все вышеизложенное побудило нас взяться за данную тему исследования.

Abstract. Modern challenges of tax policy require the formation of a system for implementing budget consolidation to solve the complex financial problems of the country. A series of global economic crises and economic sanctions against Russia, burdened by the problems of coronavirus, actualize the need to change certain provisions of the concept of fiscal policy and identify reserves for increasing budget revenues.

The problem under consideration has become extremely acute for both Federal and regional budgets in the context of a sharp collapse in the oil price in March 2020.

Budget consolidation involves the analysis and identification of reserves for increasing tax potential, developing tax competition in the regions in the context of improving tax federalism and creating a favorable tax administration.

There are many developments concerning the formation and implementation of tax policy, tax federalism, and inter-budget relations. At the same time, in our opinion, the methodology for analyzing and diagnosing the tax potential of the region and identifying priority areas for improving its development mechanism requires detailed research.

All of the above prompted us to take up this research topic.

Ключевые слова: налоговый федерализм, налоговый потенциал региона, налоговая политика, налоговая конкуренция, налоговое администрирование.

Keywords: tax federalism, tax potential of the region, tax policy, tax competition, tax administration.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет, в целом, понятие «налоговый потенциал» воспринимать как налоговые ресурсы, как совокупность возможности мобилизации налоговой базы.

Использование понятия «налоговый потенциал» сопряжено с необходимостью задействования таких дефиниций как налоговый разрыв и налоговый предел. Налоговый разрыв характеризует величину налоговых потерь, определяемых как разность между поступившими суммами налогов и ожидаемыми суммами, которые должны были поступить в бюджет в случае осуществления всеми налогоплательщиками требований налогового законодательства. [5]

Понятие налоговый предел было введено А. Лаффером - он предложил под этим понятием понимать максимально возможные для изъятия налоговые платежи.

Надо отметить, что долгие годы в нашей экономической литературе в условиях становления модели российского налогового федерализма категорию «налоговый федерализм» отождествляли с понятиями «финансовый потенциал» и «налоговый потенциал». [13] При этом игнорировался тот факт, что если финансовый потенциал региона отражает общую совокупность всех финансовых ресурсов территории, то налоговый потенциал региона позволяет говорить только об определенной части этих ресурсов. Отсюда, в финансовый потенциал, вместе с налоговой составляющей, также входит финансовый потенциал хозяйствующих субъектов, кредитный и инвестиционный потенциалы, денежные средства населения.

То же самое касается широко применяемой трактовки понятия «бюджетно-налоговый потенциал региона», под которым предлагается рассматривать максимально возможные параметры налоговых доходов региона при текущих условиях хозяйствования. [3]

Нам представляется необходимым различать понятия «бюджетный потенциал» и «налоговый потенциал». На практике налоговый потенциал региона отражает большую часть бюджетного потенциала. Отсюда, можно утверждать, что в бюджетный потенциал также входит потенциал неналоговых доходов бюджета.

Как видно из вышеизложенного, рассматриваемые разновидности потенциала региона есть качественно различные дефиниции, обладающие принципиальными отличительными особенностями, хотя, при этом, их надо рассматривать в качестве структурно взаимосвязанных элементов. [3,6,13]

Примечательно, что, несмотря на важность и значимость понятия «налоговый потенциал», для выявления приоритетных направлений управления стратегическим развитием субъектов РФ, тем не менее, до сих пор нет законодательно установленного и закрепленного на уровне регионов определения категории «налоговый потенциал региона». Справедливости ради, надо указать, что только одни раз - в Методических рекомендациях Министерства финансов РФ - говорится о налоговом потенциале.

Хотя в российском законодательстве нет нормативно установленного определения рассматриваемого понятия, в специальной литературе наблюдаются серьезные научные дискуссии, где идет генерирование массы разработок касательно понятия налоговый потенциал региона. Речь идет о разработанных подходах определения данного понятия, основанных на ресурсном, фискальном и смешанном платформах.

Сторонники ресурсного подхода предлагают налоговый потенциал региона определять как ресурс бюджетных доходов, представленный в виде налогов и сборов. [4,10]

Сторонники фискального подхода определяют налоговый потенциал региона с позиций возможностей обеспечения максимального значения налоговых доходов бюджетной системы. [2,7,12]

Как видно из представленных подходов, они отличаются следующими признаками:

- функциональный признак (функции налога);

- сущностный признак (разграничение налогового потенциала региона и фактических налоговых доходов);

- факторный признак (выбор плоскости прогнозирования). [1,8,13]

в условиях возрастающей конкуренции и ограничительных (вынужденных) мер из-за масштабов коро-навируса, на наш взгляд, логично использовать ресурсный подход.

Для построения эффективной модели анализа и диагностирования налогового потенциала региона необходимо оценить большое количество факторов, которые формируют и определяют структуру и особенности развития региональной экономической системы, исследовать возможные тенденции конъюнктуры внутренних и внешних рынков, ход развития макроэкономической ситуации в целом.

Одновременное развитие ресурсного и фискального подходов касательно определения «налоговый потенциал региона» в отечественной экономической литературе по теории налогов способствовало их диалектическому развитию и созданию нового подхода - смешанный подход. [4,9,13]

В соответствии с положениями смешанного подхода под налоговым потенциалом региона предложено понимать максимально возможные объемы налоговых поступлений, которые могут быть сформированы посредством задействования региональных ресурсов за определенный период времени. [11,12]

Надо отметить, что и при ресурсном подходе, и при смешанном для определения налогового потенциала территории анализируется налоговая база региона, но есть принципиальное отличие. При ресурсном - идет анализ структуры налоговой базы региона, на основе которого затем выстраивается модель количественной оценки налогового потенциала ; при смешанном - идет исследование всей совокупности налоговых баз.

Для определения уровня задействования налогового потенциала региона необходимо рассмотреть отношение его фактического значения к номинальному. Полученная величина характеризует возможности аккумулирования налоговых поступлений в бюджетную систему, результативность налоговых структур, глубину развития теневой экономики в регионе, а также позволяет установить масштабы необходимой корректировки структуры регионального хозяйства.

Как видно из вышесказанного, налоговый потенциал региона есть своеобразный индикатор динамики налоговой нагрузки на региональную экономическую систему, что позволяет выявить его соответствие критериям оптимизации налоговой нагрузки.

Другим преимуществом смешанного подхода является его полное соответствие институциональной характеристике налогового потенциала региона.

Для изучения методов оценки налогового потенциала региона отечественными исследователями разработано несколько вариантов их классификации. Среди них можно указать на методы оценки по показателям экономического дохода; на основе индексного подхода; на базе построения репрезентативной налоговой системы и др. Методическая основа подобных подходов оценки налогового потенциала региона зиждется на принципах их сходств и различий, а также особенностей используемого инструментария.

Эксперты, не умоляя достоинства этих вариантов, отдают предпочтение функционально-методической классификации, базируется на стратегических целях методов оценки налогового потенциала региона. Здесь можно отметить такие группы методов, как методы моделирования; методы экстраполяции и т.п.

В свою очередь, например, в блок методов экстраполяции входят различные экстраполяционные методы, в т.ч. методы оценки по данным налоговой отчетности и сумм фактически мобилизованных налоговых платежей; метод совокупных налогооблагаемых ресурсов.

Одним из наиболее популярных методов этой группы выступает метод скользящей средней простой, имеющей следующий вид:

НПР,1 = НПР,п-1 + НПР,п-2 + ... + НПР,п-к (1)

к

где НПР - налоговый потенциал региона; К - порядок скользящей средней.

Использование рассматриваемого метода позволяет также прогнозировать налоговый потенциал региона посредством корректировки реально собранных сумм (платежей) в регионе. К тому же он довольно прост и не трудозатратен.

Использование результатов, полученных по этой методике, позволяет провести корректный сравнительный анализ реализации налогового потенциала республик СКФО. Подобное межрегиональное сравнение позволяет получить объективное заключение о качестве и результативности налогового администрирования, об уровне заинтересованности и компетентности региональных органов власти и управления в его совершенствовании. В числе исходных параметров сравнительного анализа республик СКФО необходимо взять данные о фактическом и номинальном налоговом потенциале региона и определить налоговый разрыв. При этом надо учитывать, что в налоговом разрыве могут быть нарушения и ошибки при определении величины уплаченных налогов, результаты применения нелегальных схем налоговой минимизации, воздействия факторов теневой экономики.

Непосредственно, сам алгоритм методики сравнительного анализа республик СКФО на уровне реализации налогового потенциала состоит из следующих этапов:

1. На первом этапе собираются статистические данные и определяются оцениваемые составляющие налогового разрыва.

2. На втором этапе рассчитываются соответствующие показатели по заранее отобранной методике.

3. На третьем этапе выявляется и оценивается динамика уровня реализации налогового потенциала

региона.

4. На четвертом этапе сравниваются показатели уровня реализации налогового потенциала регионов, динамика, выявляются неиспользованные резервы.

5. На пятом этапе формируются выводы об эффективности налогового администрирования, разрабатываются механизмы задействования выявленных резервов для наращивания налогового потенциала регионов.

Представленный алгоритм сравнительной оценки налогового потенциала его реализации дает возможности по раскрытию налогового потенциала, его составляющих, динамики, определению уровня налогового разрыва, выявлению резервов его развития.

В ходе нашего исследования мы также рассмотрели проблемы развития налоговой конкуренции. Ее суть состоит в создании надлежащих условий налогообложения для целенаправленного территориального перемещения части внутреннего валового продукта и ее перераспределения через бюджетные системы.

Существует два вида налоговой конкуренции - вертикальная и горизонтальная. Первый вид касается полномочий налогового сектора между всеми уровнями власти; второй - налогоплательщиков (между органами власти на одном уровне). (Существует еще и межстрановая (внешняя) налоговая конкуренция - но она не входит в область наших исследований).

Примечательно, что одни исследователи при анализе налоговой конкуренции выделяют, в основном, неэффективность функционирования региональных органов власти и управления, в частности, например, указывая на стремление органов власти в снижении налоговых ставок до уровня ниже конкурентного (в сравнении с соседними регионами), чтобы привлечь возможных налогоплательщиков и инвесторов.

Другая группа исследователей сосредоточивается на положительных аспектах воздействия налоговой конкуренции, и, в первую очередь, на конкуренции между регионами, муниципалитетами. Все это, в том числе, позволяет гораздо эффективнее распределять общественные блага, укреплять налоговую базу, наращивать налоговый потенциал территорий и обеспечить устойчивое территориальное развитие в целом.

В заключение можно отметить, что надлежащее задействование горизонтальной налоговой конкуренции в регионах должно стать приоритетным направлением развития налогового потенциала территорий в контексте совершенствования налогового федерализма и наращивания его конкурентных преимуществ.

Источники:

1. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений //Налоги и налогообложение. - 2008. - №7. - С.39-46

2. Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета //Финансы. - 2000. - №2. - С.29-32

3. Климова Н.М. Бюджетно-налоговый потенциал региона //Финансы. - 2013. - №9. - С.15-17

4. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие. - М.: Наука,1995. - 221 с.

5. Миронова О.А. Проблемы и риски формирования налоговой базы от доходов и прибыли //Экономические науки. - 2014. - №1. - С.117-121

6. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

7. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. -№8. - С.0

8. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

9. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. - №8. -С.73-75

10. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма //Всемирный банк: Программа технического сотрудничества «Бюджетные отношения между органами власти различных уровней в Российской Федерации» /Под ред. К. Валлих. - М.: Известия,1993. - 207 с.

11. Пансков В.Г. Налоговые риски и возможные пути минимизации //Экономика. Налоги. Право. - 2013. - №4.

- С.74-80

12. Красницкий В.А. Налоговая политика в условиях рыночной экономики в Российской Федерации: автореф. дисс. докт. экон. наук: 08.00.10. - М.,2009. - 40 с.

13. Коломиец А.Л. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона //Налоговый вестник. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalvest.cjm/nv/25.02.2016

14. Баснукаев М.Ш., Исанбаева Д.В., Ташанова З.Я. Региональная налоговая политика как структурный элемент социально-экономической политики // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28 (2). - С. 44-49.

15. Кушу С.О., Адамян Ж.А. Консолидация уровня налогов и национальной конкурентоспособности в современной России // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 29 (6). - С. 298-301.

References:

1. Arkhiptseva L. M. Tax potential: theoretical and practical aspects of use in planning tax revenues / / Taxes and taxation.

- 2008. - №7. - P. 39-46

2. Bogacheva O. V. Tax potential and regional accounts / / Finance. - 2000. - №2. - P. 29-32

3. Klimova N. M. Budget and tax potential of the region / / Finance. - 2013. - №9. - P. 15-17

4. Matrusov N. D. Regional forecasting and regional development, Moscow: Nauka, 1995. - 221 p.

5. Mironova O. A. Problems and risks of forming the tax base on income and profit //Economic Sciences. - 2014. - No.1. -P. 117-121

6. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of knowledge //Izvestiya Kabardino-Balkar scientific center of the Russian Academy of Sciences, 2007. - No.3. - P.16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - №8. - P. 0

8. Misakov V. S., Baiduev I. Z., Gendugov S. Z. Functional cost analysis as a method of system research //Izvestiya Orenburg state agrarian University. - 2015. - №22-2. - P. 167

9. Musaev M. M., Musayeva H. M., Misakov V. S. Some approaches to integrating economic and statistical research methods for conducting functional and cost analysis / / Financial Economics. - 2018. - №8. - Pp. 73-75

10. Russia and the problems of fiscal federalism //World Bank: program of technical cooperation "Budgetary relations between authorities of various levels in the Russian Federation" / Ed. K. Wallich. - Moscow: Izvestiya, 1993. - 207 p.

11. Panskov V. G. Tax risks and possible ways of minimization //Economy. Taxes. Pravo. - 2013. - No.4. - P. 74-80

12. Krasnitsky V. A. Tax policy in the conditions of market economy in the Russian Federation: autoref. diss. doct. econ. science: 08.00.10. - M., 2009. - 40 p.

13. Kolomiets A. L. About the concepts of tax and financial potential of the region //The tax Bulletin. - [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.nalvest.cjm/nv/25.02.2016

14. Basnukaev M.Sh., Isanbaeva D.V., Tashanova Z.Ya. Regional tax policy as a structural element of socio-economic policy // Natural and Humanitarian Studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 44-49.

15. Kushu S.O., Adamyan J.A. Consolidation of the level of taxes and national competitiveness in modern Russia // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 29 (6). - S. 298-301.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10216

Д.А. Шевченко - к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],

D.A. Shevchenko - PhD in Economics, associate professor of the Department of Finance and Credit, Southern Federal University, Rostov on Don, Russia.

ПОТЕНЦИАЛ БИРЖЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ THE POTENTIAL OF EXCHANGE INFRASTRUCTURE TO STIMULATE STRUCTURAL CHANGES IN THE RUSSIAN

ECONOMY

Аннотация. Сформированная в России биржевая инфраструктура фондового рынка предлагает действующий механизм мобилизации капитала в реальный сектор экономики. Консолидированная торговая площадка Московская биржа обладает признаками конкурентоспособности и соответствует по качеству ведущим зарубежным аналогам. В ближайшее время основными биржевыми инструментами, способствующими структурным преобразованиям в российской экономике, будут разные виды облигаций. В процессе финансирования бизнеса именно они составляют альтернативу традиционным банковским кредитам. Более активное использование биржевого механизма для финансирования структурных преобразований требует, наряду с облегчением требований и созданием специальных секторов на бирже, привлечения региональных институтов поддержки бизнеса и развития комплексного информационного и маркетингового сопровождения эмиссии ценных бумаг. Для реализации национальных приоритетов диверсификации российской экономики необходимо разрабатывать соответственную систему мер государственной поддержки.

Abstract. The stock market infrastructure formed in Russia offers a functioning mechanism for capital mobilization in the real sector of the economy. The Moscow Exchange as a consolidated trading platform has characteristics of competitiveness and corresponds to the quality of the leading foreign analogues. In the near future, the main exchange-traded instruments that contribute to structural changes in the Russian economy will be different types of bonds. These become an alternative to traditional bank loans in the process of business financing. More active use of the exchange mechanism to finance structural transformations requires attracting regional business support institutions and developing comprehensive information and marketing support for issuing securities, along with facilitating requirements and creating special sectors on the exchange. To implement national priorities in diversification of the Russian economy, it is necessary to develop an appropriate system of government support measures.

Ключевые слова: фондовая биржа; облигация; финансирование; экономический рост

Keywords: stock exchange; bond; financing; economic growth

Во многих странах мира рынок ценных бумаг предоставляет удобные и востребованные инструменты мобилизации капитала, благодаря чему расширяет возможности формирования ресурсной базы народного хозяйства и повышает эффективность распределения финансовых средств, оказывая влияние на структуру национальной экономики. Важнейшую роль при этом играют биржевые институты, обеспечивающие постоянное,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.