Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ / ДОХОД БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / СТРУКТУРА ДОХОДОВ / BUDGET OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / BUDGET INCOME / TAX REVENUES / TAX RECEIPTS / REVENUE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Ангелина Алексеевна

В статье проанализированы состав и структура доходов бюджета субъекта Российской Федерации, определены ключевые факторы, оказывающие влияние на повышение налоговых доходов Алтайского края. Исследование проблем формирования налоговых доходов бюджета позволит скорректировать источники формирования доходов и повысить их собираемость для региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF TAX REVENUES OF THE REGIONAL BUDGET ON THE EXAMPLE OF ALTAI KRAI

The article analyzes the composition and structure of budget revenues of a constituent entity of the Russian Federation, identifies the key factors influencing the increase in tax revenues of Altai Krai. The study of the problems of formation of tax revenue will allow to adjust the sources of revenue and increasetax collection for the region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

экономика и Финансы

УДК 336.14

Ангелина Алексеевна Сорокина, ассистент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

В статье проанализированы состав и структура доходов бюджета субъекта Российской Федерации, определены ключевые факторы, оказывающие влияние на повышение налоговых доходов Алтайского края. Исследование проблем формирования налоговых доходов бюджета позволит скорректировать источники формирования доходов и повысить их собираемость для региона.

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, доход бюджета, налоговые доходы, налоговые поступления, структура доходов.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

PROBLEMS OF FORMATION OF TAX REVENUES OF THE REGIONAL BUDGET ON THE EXAMPLE OF ALTAI KRAI

На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с формированием доходной части бюджетов субъектов РФ, поскольку изменения в налоговом и бюджетном законодательстве последних лет привели к значительному сокращению источников доходов бюджетов субъектов РФ.

Налоговые поступления играют ведущую роль в поступлениях в бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку эти бюджеты формируют необходимые финансовые ресурсы для выполнения функций, возложенных на российские государственные органы - социальные, оборонные, правоохранительные и другие, определенные ключевыми документами нашей страны. Поэтому государству и регионам необходимо проводить эффективную и сбалансированную налоговую полити-

ку с учетом интересов государства и региона, а также налогоплательщиков.

Представим в таблице и на рисунке 1 состав и структуру доходов бюджета Алтайского края.

Данные рисунка 1 показывают, что доходы бюджета Алтайского края увеличиваются за рассматриваемый период, поэтому стоит рассмотреть, за счет каких источников средств происходил рост бюджета, особое внимание следует уделить региональным налоговым поступлениям.

Нужно отметить тот факт, что налоговые поступления составляют 50,1% всех доходов в 2015 г. и 52,1% в 2018 г. Это подтверждает предположение о том, что налоги являются основной статьей дохода бюджета Алтайского края. При этом основную долю в налоговых доходах составляют налог на прибыль

и НДФЛ. В 2015 г. удельный вес указанных налогов составлял 27,7% в структуре доходов бюджета, в 2016 г. удельный вес составил 33,3%, в 2017 г. - 32,9%, а в 2018 г. - 31,1%. В итоге наблюдается снижение поступлений налога на прибыль и НДФЛ в бюджет региона в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Доля налога на товары в 2015 г. составляла 11,4%, в 2016 г. - 16,0%, в 2017 г. - 13,4%, а в 2018 г. -11,4%. Удельный вес налога на имущество увеличился с 7,5% в 2015 г. до 7,0% в 2018 г. В ходе анализа данных таблицы можно сделать вывод, что ключевое место занимает налог на прибыль и НДФЛ, их доля в налоговых доходах бюджета региона превышает 50%.

На основании вышеизложенного можно выделить несколько тенденций формирования налоговых доходов бюджета в последние годы:

Состав и структура доходов бюджета Алтайского края за 2015-2018 гг.

Доходы бюджета 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу

Доходы всего из них: 80,07 100,0 83,05 100,0 84,96 100,0 102,03 100,0

Налоговые доходы из них: 40,15 50,1 49,01 59,0 48,12 56,6 53,11 52,1

- налоги на прибыль, НДФЛ 22,15 27,7 27,65 33,3 27,91 32,9 31,73 31,1

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 10,32 12,9 13,26 16,0 11,37 13,4 11,64 11,4

- налоги на имущество 6,04 7,5 6,22 7,5 6,63 7,8 7,15 7,0

Неналоговые доходы 1,15 1,4 1,05 1,3 1,27 1,5 1,14 1,1

Безвозмездныепоступления 38,77 48,4 32,98 39,7 35,57 41,9 47,78 46,8

алтайским вестник j

i i'iH i- м i : м : ■ : wwi : i : i ■ 11 f îr-Xi ni r-г ЮЛУ Шм

60

50

40

30

20

10

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Налоговые доходы I Неналоговые доходы > Безвозмездные поступления Рис. 1. Динамика доходов бюджета Алтайского края за 2015-2018 гг. [2]

- снижение в 2018 г. по сравнению с 2017 г. удельного веса налоговых доходов бюджета Алтайского края в общем объеме доходов, несмотря наих рост в динамике. По данным таблицы, в 2018 г. налоговые доходы бюджета региона составили 53,11 млрд руб., или 52,1%;

- в составе налоговых доходов бюджета преобладают отчисления налога на прибыль и НДФЛ. По данным таблицы, удельный вес налога на доходы в налоговых доходах бюджета Алтайского края в 2018 г. достиг 31,1%;

- снижение доли безвозмездных поступлений с 48,4% в 2015 г. до 41,9% в 2017 г., а затем рост доли до 46,8% в 2018 г., все это происходит из-за изменения пропорций распределения налогов.

Таким образом, при формировании налоговых доходов бюджета Алтайского края можно столкнуться с рядом проблем. К их числу можно отнести (рис. 2):

- перераспределение налоговых ставок в федеральном бюджете приводит к невозможности реализации принципа

бюджетной независимости, что приводит к зависимости от вышестоящего бюджета и меньшей самостоятельности доходной базы. Снижение доли собственных доходов фиксируется на постоянной основе в Бюджетном кодексе, а также их зависимость от вышестоящего бюджета, тенденции, которые противоречат полной реализации принципа самостоятельности бюджетов. В связи с этим дальнейшее развитие налогово-бюджетных отношений должно быть направлено на укрепление интересов органов субъекта Российской Федерации в развитии собственной налоговой базы;

- сложность реализации принципа сбалансированности бюджета в связи с превышением или сопоставимыми суммами расходов над собственными источниками доходов, включая налоговые поступления. К налоговым доходам отнесены поступления от основных бюджетообразующих налогов - от налога на прибыль, от налога на товары, от налога на имущество. Важным аспектом реализации основного принципа бюджетной системы Российской Федерации - принципа сбалансированности бюджета является увеличение темпов дохода бюджета, а не достижение этого принципа за счет снижения расходов региона;

Проблемы формирования налоговых доходов

перераспределение налоговых ставок в федеральном бюджете

сложность реализации

принципа сбалансированности бюджета

Рис. 2. Проблемы формирования налоговых доходов бюджета Алтайского края

- снижение уровня собираемости налогов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ. Исследование собираемости налоговых поступлений, администрируемых налоговыми органами Алтайского края, показывает, что поступления доходов превышают размеры начислений. Так, собираемость по налогу на прибыль только по итогам 2018 г. иллюстрирует превышение сумм поступлений над суммами начислений, все другие периоды показывают недопоступление налога в бюджетную систему РФ, и в бюджет Алтайского края, в частности, показатель недопоступлений варьирует от 1 до 9%.

Каждый из бюджетообразующих налогов бюджета субъекта показывает невыполнение уровня собираемости в четырех случаях из пяти, исключение составляют акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, где уровень собираемости в двух периодах из пяти превышает пороговое значение в 100 процентов;

- большая часть налоговых доходов бюджета Алтайского края формируется за счет поступлений по налогу на прибыль организаций и НДФЛ, что создает определенные риски для устойчивости бюджета, т.к. исчисление и уплата данных налогов существенно зависит

от колебаний налоговойбазы и изменений федерального законодательства, неблагоприятных для регионов;

- контроль эффективности работы налоговых органов. Повышение эффективности налогового администрирования способствует наполнению бюджета, а также снижению теневого сектора, выравниванию конкурентных условий, снижению коррупции и повышению экономической эффективности в долгосрочной перспективе. Качественное налоговое администрирование с использованием средств дистанционного цифрового контроля и мониторинга налоговой среды обеспечивает дополнительный доход;

экономика и Финансы

- сокращение занятого населения в регионе и, как следствие, снижение перечислений одного из бюджетообразующих налогов - НДФЛ.

Исходя из ряда существующих проблем, предлагаются следующие направления укрепления доходной базы региона:

1. Развитие малого бизнеса. Основным условием для роста поступлений прибыли в бюджет является формирование бизнеса в регионе, так как они напрямую платят значительную долю налогов в бюджетах (налог на прибыль, налог на имущество, акцизный налог и др.). По этой причине поступления в бюджет напрямую зависят от суммы прибыли, полученной предприятием, и стоимости его имущества. В итоге, не-по ср едств енно пр едприниматель ств о создает дополнительные рабочие места, тем самым увеличивая доход в бюджет НДФЛ и т.д.

В настоящее время приоритетным процессом налоговой политики является реализация мер, направленных на повышение налогового потенциала бизнес-структур, повышение уровня взимания налогов и сборов, последующее снижение масштабов отклонения от уплаты налогов. В обстоятельствах санкций следует учитывать налоговую стратегию страны, которая, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным последствиям штрафных санкций и их встречным мерам, а с другой - на формирование обстоятельств для возобновления положительных темпов роста финансов российских компаний.

2. Введение шкалы дифференцированных ставок по налогу на прибыль организаций и НДФЛ. Главными источниками налоговых доходов для многих регионов считаются налог на прибыль организаций и НДФЛ. В среднесрочной перспективе прогнозируется, что экономические результаты деятельности предприятий и организаций начнут снижаться, и из-за этого необходимо ожидать определенного снижения доходов от налога на доходы физических лиц. В связи с этим целесообразно провести дополнительные исследования

для определения соответствующего налогового бремени, налоговой нагрузки и пределов налоговых изъятий с учетом отраслевых особенностей Алтайского края.

3. Совершенствование института налогового администрирования. Основным направлением совершенствования администрирования налогов должно стать противодействие уклонению от уплаты налога, стимулирование налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств.

Основным рычагом при формировании и укреплении собственной базы регионального бюджета считается увеличение его налогового потенциала. Основными рисками для устойчивости доходной части бюджета субъекта РФ являются уклонения от уплаты налогов, в результате чего следует усовершенствовать процедуры налогового администрирования.

Целесообразно усовершенствовать механизм развития доходов бюджета региона за счет повышения заинтересованности органов государственной власти Российской Федерации в увеличении налогового потенциала и роста собственных доходов бюджета. Для поддержания собственной доходной базы необходим контроль за комплектацией, типами источников доходов, методами развития доходной части областного бюджета, а также надзор за полнотой и своевременностью поступлений налогов в бюджет [3].

4. Вовлечение самозанятого населения в формальную экономику территорий. Еще один из вариантов вовлечения самозанятого населения в формальную экономику территорий озвучил министр труда М. Томилин. На законодательном уровне ведется работа по персонифицированному учету категорий граждан трудоспособного возраста, по которым нет данных о поступлении страховых взносов в Пенсионный фонд. А эта категория граждан пользуются всеми видами помощи государства, включая бесплатные медицинские услуги. По словам М. Томилина, может быть введен налог на таких лиц в размере до 25 тыс. руб. с человека для перечи-

сления этих средств в систему медицинского страхования и для формирования пенсионных прав. Эта мера может привести к снижению нагрузки на расходы региональных бюджетов и перераспределению части доходов в пользу местных бюджетов. Такой опыт применения системы налогообложения самозанятых лиц, официально не уплачивающих налоги, уже есть в Белоруссии. Там с 2015 г. взимается налог с целью стимулирования к легальной трудовой деятельности [1].

Подводя итог, отметим, что в условиях нынешней нестабильности формирование доходов бюджета Алтайского края является важной задачей для обеспечения стабильного развития региона. Увеличение доходной базы бюджета Алтайского края за счет налоговых поступлений должно осуществляться по следующим направлениям: развитие малого бизнеса, введение дифференцированных ставок по налогу на прибыль и НДФЛ, совершенствование института налогового администрирования, а также вовлечение самозанятого населения в формальную экономику территорий. Налоговые поступления являются одним из основных источников поступлений в региональные бюджеты, поэтому реализация мер по их увеличению позволит бюджету Алтайского края накапливать собственную доходную базу, через которую выполняются эти расходные обязательства.

1. В России введут налог на все доходы официально неработающих граждан [Электронный ресурс]. - URL: https:// og.ru.

2. Налоговые доходы бюджета Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://www.budget.gov.ru/

3. Пермякова Н.Ш. Проблемы и пути решения налоговых доходов региональных бюджетов в РФ // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: материалы междунар. научн.-практ. конф. студентов и аспирантов: в 2 ч. / под ред.

B.А. Ковалева, А.И. Ковалева. - 2018. -

C. 237-242.

Angelina Alekseevna Sorokina, Assistant of the Department of Economics and Finance of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)

The article analyzes the composition and structure of budget revenues of a constituent entity of the Russian Federation, identifies the key factors influencing the increase in tax revenues of Altai Krai. The study of the problems of formation of tax revenue will allow to adjust the sources of revenue and increasetax collection for the region.

Keywords: budget of a constituent entity of the Russian Federation, budget income, tax revenues, tax receipts, revenue structure.

100 v Jfc щ

BhkTr tKH ШтШЁ ШУ f& 1

HÉf Г N ^ В Ж. ^Ярр .....—-"ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.