-т
SCIENCE TIME
НАЛОГИ КАК СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Алексеева Кристина Вадимовна, Институт управления, экономики и финансов, г. Казань
E-mail: kristi090493@bk.ru
Abstract. The article analyzes the current state of taxation of small businesses. The purpose of work is to examine the innovations in the field of taxation of small businesses. According to the research findings and proposed measures, but rather an alternative scenario that without increasing the fiscal burden on business will help to resolve the issue of replenishment of the budget revenues.
Keywords: taxes, small business and taxes, tax policy, tax burden, special tax regimes.
Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния налогообложения малого предпринимательства. Целью работы является рассмотрение нововведений в области налогообложения субъектов малого бизнеса. По итогу исследования сделаны вывод и предложены меры, а точнее альтернативный сценарий, который без повышения фискальной нагрузки на бизнес поможет решить вопрос пополнения доходной части бюджета.
Ключевые слова: налоги, малый бизнес и налоги, налоговая политика, налоговая нагрузка, специальные налоговые режимы.
Предпринимательство является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. При этом малое и среднее предпринимательство, существующее в экономике наряду с крупными предприятиями и обладающее рядом специфических характеристик, имеет особое значение, во многом определяя уровень благосостояния общества в целом. Каждый хозяйствующий субъект является налогоплательщиком и в силу установленных требований закона обязан уплачивать налоги. Субъекты малого и среднего предпринимательства являются одними из основных налогоплательщиков в бюджеты регионов. Однако во многом на состояние и темпы развития МСП влияет налоговая система.
SCIENCE TIME
Экономическая теория на протяжении многих веков ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения. Первая основана на том, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость от размера получаемого дохода [7].
Основное место в структуре МСП занимает оптовая и розничная торговля, которая составляет порядка 30%. Большой процент также составляют организации и ИП, занимающиеся операциями с недвижимостью и строительством. Рассмотрим структуру поступлений на рис.1.
Рис. 1 Структура МСП в России
(составлено автором на основе данным Росстата)
Последние кризисные явления в экономике повлияли на сокращения МСБ. Обратимся к статистике, приведенной в табл.1.
В 2013 году значительно выросли страховые взносы, по сравнению с предыдущим годом, что повлекло за собой сокращение количества представителей малого бизнеса. В стране наблюдались негативные тренды, связанные с выходом представителей мелкого бизнеса из легального поля, а также значительное сокращение их количества. В целом по Российской Федерации численность индивидуальных предпринимателей снизилась на 4 процентных пункта - с 2,602 до 2,499 тыс. ед. Аналогичная тенденция
•—-
37
прослеживается и в региональном разрезе. Так, по итогам 2013 г. значительное сокращение численности предпринимателей наблюдается в Приволжском и Южном федеральных округах - на 8,5%, Сибирском и Центральном федеральных округах - на 5,5% и 2,0%, соответственно.
Таблица 1
Динамика количества ИП в России 2014-2015 гг.
Показатели 2014 г. 2015 г. Изменения, %
1 2 3 4
Количество зарегистрированных ИП (шт.) 3 883 000 3 382 100 -12,9
Количество вновь зарегистрированных ИП (шт.) 553,4 450,2 -18,6
1 2 3 4
Количество ИП прекративших деятельность, тыс. чел. 702,1 932,8 32,9
Количество ИП прекративших свою деятельность по собственному желанию, тыс.чел. 682,6 914,7 34
Несмотря на последние изменения, в структуре МСП сектор ИП пока занимает львиную долю. Индивидуальные предприниматели, играя заметную роль в структуре МСП, своим большинством как никто другой ощущают на себе повышение налогов.
Субъекты МСП, как правило, принимают один из существующих специальных налоговых режимов. В УФНС России по Московской области посчитали налоговые поступления в консолидированный бюджет Московской области от налогоплательщиков региона, применяющих специальные режимы налогообложения. В 2015 году от указанной категории в бюджет поступило 3,67 млрд руб., что на 6% превысило уровень 2014 года. Рассмотрим структуру поступлений от данного вида платежей.
Налоговые поступления по специальным налоговым режимам в России растут. Это связано, прежде всего, с увеличением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы в некоторой степени облегчают деятельность малых и средних предприятий и дают им возможность облегчения роста, а государственный бюджет получает значительную налоговую выручку. Однако, несмотря на это, льготное налогообложение может являться и лимитирующим фактором: оно может сдерживать естественный переход небольших предприятий в крупные
из-за стремления сохранить более выгодные условия налогообложения. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на налоговых поступлениях в государственный бюджет.
Таблица 2
Структура налоговых поступлений в бюджет по специальным налоговым режимам (составлено автором на основе данных сайта налог. ру)
Специальный налоговый режим 2014 г. млн.руб Доля, % 2015 г. млн.руб. Доля, % Изменения
УСН 2652 3,65 2835 3,89 183 млн.руб./ 6,9%
ЕСХН 53 0,98 85 0,62 32 млн руб. / 61%.
ЕНВД 1095 2,70 1118 2,63 23 млн руб. / 2,1%.
Патентная система 678 1,24 696 1,28 18,3 млн.руб. / 2,7%
Итого 4478 8,57 4734 8,42 -
Таким образом, несмотря на то, что налоговое стимулирование МСП достигло определенных положительных результатов, все еще наблюдается несовершенство правовых актов, стимулирующих деятельность такого рода бизнеса.
Предметом постоянных дискуссий экономистов является вопрос о том, каким должен быть налог (высоким или низким). Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства - с их снижением. Что именно лучше и как это влияет на экономику вопрос актуальный и до сих пор.
Эффективная государственная политика в сфере налогообложения играет важную роль в процессе восстановления инвестиционного спроса и повышения темпов экономического роста. Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на тогда еще плановый период 2016-2017 гг., в качестве ее основополагающей цели является «с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую
конкурентоспособность страны на мировой арене» [1]. В большей степени
планы на 2015 год оправдались. Сейчас в основным направлением налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг. является меры налогового стимулирования малого предпринимательства посредством расширения видов деятельности, подпадающих под действие специальных режимов налогообложения, а также предоставления региональным властям права снижать ставки налогов: до 1% от дохода по упрощенной системе налогообложения и до 7,5% по налогу на вмененный доход. Переход к патентной системе налогообложения самозанятых лиц отложен из-за необходимости вносить изменения в правила уплаты взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Анализируя предпосылки развития малого бизнеса в зарубежной практике, следует отметить, что высокая значимость этого сектора в экономике развитых стран обусловлена эффективной и результативной государственной политикой, направленной на его поддержку.
Специальные налоговые режимы в рамках общей системы налогообложения помогают малому бизнесу найти свою нишу на рынке, обеспечить успешное развитие на основе повышения конкурентоспособности. Формирование равноценных условий ведения бизнеса, отказ от неэффективных элементов в структуре налоговых систем выделяют в качестве основополагающих принципов, концептуально определяющих основные базисные постулаты функционирования согласованной налоговой политики в целях формирования и развития единого налогового пространства, в том числе и для развития малого бизнеса [2].
Высокий уровень налоговой нагрузки препятствует развитию малого бизнеса и, как следствие, ведет к сокращению доходной части всех уровней бюджетов и возможному росту теневой экономики, поскольку в большинстве малых предприятий не ведется официальная финансовая отчетность.
Налоговые преференции вводятся и для представителей малого бизнеса, которые работают в научной, производственной или социальной сфере и отвечают следующим критериям:
- налогоплательщики, которые на протяжении двух лет с момента регистрации перешли на упрощенную или патентную систему налогообложения;
- индивидуальные предприниматели (самозанятые лица), которые не пользуются услугами наемных работников.
Президентом страны предложено ввести трехлетние надзорные каникулы для добросовестных предприятий малого бизнеса. Такое заявление он сделал, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию. «Что касается малого бизнеса, то предлагаю предусмотреть для него надзорные каникулы. Если предприятие приобрело репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках
государственного и муниципального контроля вообще не проводить». Он уточнил, что речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза жизни и здоровью людей.
Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства в последние годы оказывают обременительные по размеру страховые взносы во внебюджетные социальные фонды.
Крупнейшими налогоплательщиками ЕНВД на региональном уровне считаются организации с суммарным объемом полученных доходов от 1 млрд. рублей до 20 млрд. рублей включительно. Размер активов - от 100 млн. до 20 млрд. рублей включительно. Суммарный объем начислений федеральных налогов равен сумме в пределах от 75 млн. до 1 млрд. рублей. Согласно статистическим данным, на 01.01.2016 г. единый налог на вмененный доход был применен в отношении 333 тыс. юридических лиц и 1,8 млн. индивидуальных предпринимателей. За прошедший период 2015 года за счет налогов в бюджет поступило 56 млрд. рублей.
В 2016 году коэффициента-дефлятора равен 2,083. Для сравнения в 2014 году данный показатель составлял 1,672, а в 2015 году — 1,798. Получается, что в 2016 году К1 увеличится на 15,9 %. За весь период существования единого налога на вмененный доход такое глобальное повышение производится первый раз. Руководитель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле В.Максимов выразил мнение по поводу повышения единого налога на вмененный доход: «Повышение ЕНВД для малого бизнеса в 2016 году может привести к уходу предпринимателей в тень. Такая ситуация наблюдалась при увеличении социальных платежей. Тогда ушло более 500 тысяч участников малого бизнеса» [4].
Последние новшества налогового законодательства напоминают нам печальный для бизнеса 2013 год, когда из-за повышения пенсионных тарифов в два раза, предприниматели, не выдерживая столь резкого увеличения страховых взносов, решительно закрывали бизнес.
Система налогообложения играет немаловажную роль в развитии экономики в целом. От уровня собираемости налогов будет зависеть доходная часть бюджета. По нашему мнению, в настоящее время нашему правительству необходимо предпринять ряд важных и обдуманных действий для дальнейшего роста и развития экономики. Повышение налоговой нагрузки не приведет к успеху, необходимо направить усилия в первую очередь на повышение эффективности бюджетных расходов. Здесь необходим тщательный мониторинг расходов и контроль их исполнения и доведения до экономики, чтобы выделенные средства работали, а не лежали «мертвым грузом» на счетах компаний. Экономику необходимо развивать, а не заводить ее в тупик, посредством повышения налогов для субъектов МСП, не создавая стимулы
SCIENCE TIME
для дальнейшего роста и развития. Повышение налогового давления на бизнес несет в себе ряд негативных последствий, среди которых повышение инфляции, снижение потребительского спроса, возможно, снижение иностранных инвестиций и др. В текущей нестабильной геополитической ситуации, считаем, что решать проблему «латания» бюджетных дыр с помощью самого быстрого и простого решения как повышение налогов не является целесообразным.
Таким образом, основными препятствиями успешного развития налогового стимулирования небольших предприятий на сегодняшний день является низкое количество вариантов льготных режимов - и, как следствие, неэффективность их использования в интересах предприятий.
Чтобы улучшить позицию РФ в списке стран, проводящих наиболее успешную налоговую политику по отношению к малым предприятиям, необходимо исключить либо ограничить влияние этих недостатков. Кроме того, предпринимателям следует проводить работу по повышению собственной осведомленности о различных возможных льготах для своих предприятий.
Другим важным моментом является успешное развитие инноваций и инновационного потенциала российских компаний небольших размеров. Передовая технологическая база напрямую влияет на производительность бизнеса, а, следовательно, на налоговые поступления в бюджет. Следует еще отметить, что экономика страны должна опираться на эффективность предприятий, в том числе МСП. По этой причине направление на развитие этого типа компаний является стратегически важным для обеспечения экономической стабильности страны.
Подводя итог, российская практика показывает, что довольно сложно оценить эффективность программ поддержки. В частности, из-за неправильного освоения бюджетных средств. Одновременно с этим стоит обратить внимание на европейский опыт в данном деле. Установление контактов между малым, средним и крупным бизнесом способствует не только развитию экономики, но также данный способ помог бы решить вопрос финансирования малого бизнеса. Со стороны финансирования, необходимо изучить вопрос кредитования с низкой ставкой по кредиту, а также возможностью не выплачивать суммы кредита в течение первых двух лет, как в Германии. Переподготовка и переквалификация кадров в России может быть улучшена с оглядкой на опыт той же Франции и Германии, где данные процессы уже давно себя зарекомендовали как успешные. Правильное использование зарубежного опыта поможет России вывести субъекты МСП на качественно новый уровень, что также отразится в положительную сторону и на экономике страны в целом.
Литература:
1. Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (одобрены 01.07.2015 Правительством Российской Федерации) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // URL: http://minfin.ru/ru/tax_relations/policy/index.php
2. Арсеньева В.А., Буханова Е.А. Управление налоговыми отношениями в рамках гармонизации процессов налогового администрирования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 12.
3. Налоги ИП в 2015 году увеличатся: придется платить за имущество [Электронный ресурс] // Проект AltaEmpresa.ru // URL: http://altaempresa.ru/ nalogi-ip-v-2015-godu-uvelichatsya/ (дата обращения 05.03.2016).
4. Факторы сдерживания развития бизнеса в законодательной и правовой сферах [Электронный ресурс] // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства // URL: http://www.nisse.ru/work/ measures/presentations/ (дата обращения 05.03.2016).
5. Малый бизнес заставят платить налог на имущество // Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ» [Электронный ресурс «ОПОРА «России»]. - Режим доступа: http://new.opora.ru/about/smi/496-malyj-biznes-zastavyat-platit-nalog-na-imushchestvohttp://new.opora.ru/
6. Микробизнес лидирует // Деловой квартал. - №09 (157) от 28.04.2014г.