Научная статья на тему 'Наилучшие доступные технологии и повышение энергоэффективности'

Наилучшие доступные технологии и повышение энергоэффективности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВЫБРОСЫ / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / СИСТЕМЫГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕРАЗРЕШЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Т. В., Чечеватова О. Ю., Гревцов О. В., Санжаровский А. Ю., Молчанова Я. П.

Приводится сравнительный анализ двух регуляторных конструкций технологического нормирования в сфере охраны окружающей среды на основе НДТ и регулирования выбросов парниковых газов. Рассмотрен международный опыт и описаны подходы, получающие развитие в России. Показано, что критерии определения НДТ предусматривают обеспечение высокой энергоэффективности производства, что позволяет ограничитьвыбросы парниковых газов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусева Т. В., Чечеватова О. Ю., Гревцов О. В., Санжаровский А. Ю., Молчанова Я. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наилучшие доступные технологии и повышение энергоэффективности»

30 АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Компетентность 1/2019

Наилучшие доступные технологии и повышение энергоэффективности

Приводится сравнительный анализ двух регуляторных конструкций — технологического нормирования в сфере охраны окружающей среды на основе НДТ и регулирования выбросов парниковых газов. Рассмотрен международный опыт и описаны подходы, получающие развитие в России. Показано, что критерии определения НДТ предусматривают обеспечение высокой энергоэффективности производства, что позволяет ограничить выбросы парниковых газов

Т.В. Гусева1

НИИ «Центр экологической промышленной политики», д-р техн. наук

О.Ю. Чечеватова2

НИИ «Центр экологической промышленной политики», канд. мед. наук

О.В. Гревцов3

НИИ «Центр экологической промышленной политики», канд. мед. наук

А.Ю. Санжаровский1

НИИ «Центр экологической промышленной политики», канд. техн. наук

Я.П. Молчанова5

Российский химико-технологический университет, канд. техн. наук

ключевые слова

наилучшие доступные технологии,

энергоэффективность, выбросы, парниковые газы, системы государственного регулирования, комплексное экологическое разрешение, инструменты поддержки

2019 году первым крупным российским предприятиям, отнесенным к так называемой I категории негативного воздействия на окружающую среду, будут выданы комплексные экологические разрешения, предусматривающие соблюдение технологических нормативов наилучших доступных технологий (НДТ). Переход к НДТ — это значительный шаг в развитии экологической промышленной политики; законодательные и нормативные правовые акты в этой сфере все еще продолжают формироваться и уточняться. Большая часть документов разрабатывается по инициативе министерств. Вероятно, уже в этом году будет подготовлен к принятию (или даже принят) федеральный закон «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проект которого подготовлен Министерством экономического развития РФ. Позиции заинтересованных сторон не окончательно сформировались даже в отношении концепции НДТ; тем более нет согласия в вопросе государственного регулирования выбросов парниковых газов (ПГ).

На страницах российских журналов (в том числе журнала «Компетентность») мы не раз обращались к теме взаимосвязи разных регуляторных конструкций: одной, нацеленной на распространение наилучших доступных технологий, и другой, направленной на ограничение выбросов парниковых газов. Статьи были опубликованы в разное время (в 2006-2018 годах) [1-6]. Развивались подходы к технологическому нормированию в области охраны окружающей среды (ОС) [7], появлялись новые инструменты Рамочной

конвенции ООН об изменении кли-мата1, совершенствовалось российское и международное законодательство [8]. Тем удивительнее, что начать статью можно с посыла, который остался практически неизменным: технологическое регулирование в сфере охраны ОС, основанное на концепции НДТ, уделяет пристальное внимание обеспечению ресурсо- и энергоэффективности, однако не преследует цели нормирования выбросов ПГ. Применяя на промышленных предприятиях решения, которые отнесены к наилучшим доступным технологиям, можно не только снизить негативное воздействие обычных, традиционных загрязняющих веществ, но и существенно повысить ресурсо-эффективность производства и ограничить выбросы парниковых газов, большую часть которых по сути не сле-дуетотносить к традиционным загрязняющим веществам.

Рассмотрим подробнее регуля-торные конструкции, чтобы понять особенности их взаимосвязи и причины справедливого (логичного) исключения ПГ из сферы технологического нормирования.

Технологическое нормирование предприятий непрерывно совершенствуется как в России, так и за рубежом. С 1996 года принцип комплексной защиты окружающей среды (в настоящее время закрепленный в Директиве о промышленных эмиссиях)2 и требование достижения технологических показателей, соответствующих наилучшим доступным технологиям, успешно применяются в государствах — членах Европейского союза и других странах [9, 10]. Этот принцип реализован прежде всего в системе выдачи комплексных экологических разрешений

Компетентность 1/2019

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА 31

(КЭР) крупнейшим предприятиям ключевых отраслей экономики, потребляющим значительное количество ресурсов (в том числе, если не в первую очередь, энергии и воды) и оказывающим негативное воздействие на ОС. Для всех отраслей Европейское Бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнения разрабатывает справочники по НДТ; в настоящее время выпускаются документы «второго поколения». Сейчас более 52 тысяч предприятий, расположенных в государствах — членах ЕС, регулируются в соответствии с требованиями наилучших доступных технологий. Они получили (и обновляют при необходимости) разрешения, готовят отчетность об эмиссиях (выбросах, сбросах обычных загрязняющих веществ, обращении с отходами, а также о физических факторах воздействия на ОС).

В России технологическим нормированием, основанным на принципах НДТ, будут охвачены более 7 тысяч предприятий I категории; первые КЭР будут выданы в 2019-2022 годах пилотным объектам топливно-энергетического комплекса, металлургическим и химическим комбинатам, предприятиям, занимающимся очисткой коммунальных сточных вод [9]. Требования, которые предъявляются к этим объектам, систематизированы в российских информационно-технических справочниках (ИТС) по наилучшим доступным технологиям. Российское Бюро НДТ сотрудничает с европейскими партнерами, но отечественные справочники подготовлены отечественными экспертами на основе национального опыта. Численные значения отраслевых технологических показателей НДТ получат в ближайшее время закрепление в приказах Минприроды России.

В других государствах (например, в США) практика выдачи комплексных разрешений не распространена, однако государственное регулирование деятельности крупных предприятий основано на требовании применения НДТ в целях предотвращения загрязнения и обеспечения рационального использования ресурсов [8].

В 1992 году была принята Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН)3. Киотский протокол к РКИК ООН — международное соглашение, принятое в 1997 году и обязавшее развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Первый период действия Киотского протокола завершился в 2012 году, второй заканчивается в 2020-м с тем, чтобы его могло заменить новое международное соглашение. Во втором периоде действия Киотского протокола перечень ПГ был дополнен трифторидом азота NF3. Новое соглашение в рамках РКИК ООН, регулирующее меры по снижению концентрации ПГ в атмосфере с 2020 года, было подготовлено взамен Киотского протокола и принято в Париже в декабре 2015-го. В настоящее время стоит вопрос ратификации этого соглашения Россией.

Согласно Директиве о промышленных эмиссиях выбросы парниковых газов были исключены из сферы применения КЭР, чтобы предотвратить дублирование требований технологического регулирования, с одной стороны, и требований, установленных к выбросам ПГ, — с другой, за исключением тех случаев, когда выбросы таких ПГ, как гексафторид серы или галогенсодер-жащие углеводороды, могут привести к значительному локальному загрязнению ОС. Аналогичным образом обстоит дело в США: недавно американский суд вынес определение, в котором указано, что парниковые газы не следует относить к загрязняющим веществам [10].

В 2008 году Европейская комиссия разработала первый крупный пакет юридических мер «Климат и энергетика», направленных на достижение поставленных целей до 2020 года. Основными элементами пакета, вступившими в силу в 2009 году и имеющими непосредственное отношение к промышленности, стали: Директива 2009/28/ ЕС «О стимулировании использования возобновляемых источников энергии»; Директива 2009/29/ЕС «О совершенствовании и расширении схемы торгов-

справка

Федеральный закон 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан по инициативе Министерства природопользования и охраны окружающей среды РФ, а Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» — по инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Киотский протокол к РКИК ООН —

международное соглашение, принятое в 1997 году, обязывало страны сократить выбросы парниковых газов. Перечень парниковых газов, регулируемых Киотским протоколом, включает диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (1\120), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/kyoto.shtml

1 заместитель директора, Москва, Россия

2

2 первый заместитель директора, Москва, Россия

3 начальник отдела оценки НДТ, Москва, Россия

4 научный сотрудник отдела оценки НДТ, Москва, Россия

5 доцент кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития», Москва, Россия

Для цитирования: Гусева ТВ., Чечеватова О.Ю., Гревцов О.В., Санжаровский А.Ю., Молчанова Я.П. Наилучшие доступные технологии и повышение энергоэффективности // Компетентность. — 2019. — № 1

1 https://unfccc.int/sites/default/files/ russian_paris_agreement.pdf

2 Directive 2010/75/EU of the European Parliament and of the Council

of 24 November 2010 on industrial emissions (integrated pollution prevention and control)

3 http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/ climate_framework_ conv.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.